Первые части заявки страна происхождения. Как определить страну происхождения товара

в первой части заявок участник написал, что страна происхождения товара: Россия, Япония, Беларусь. При этом относительно каждой позиции страна происхождения не указана. Заявку следует отклонить в данном случае?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

20 спорных заявок: отклонить или допустить

Участник указал в заявке несуществующий ГОСТ. Комиссия заявку отклонила, оказалось, зря. Суд посчитал, что предложение корректное - участник просто опечатался в госстандарте, при этом товар описал подробно, а все характеристики отвечают документации. Читайте еще 19 примеров, которые помогут решить, отклонять заявку или нет, и избежать судов. Быстро найти свою ситуацию поможет таблица.

Не прописали товарный знак

Не отклоняйте заявку.

Участник прописал в аукционной заявке характеристики товара, а товарный знак не указал. Отклонять заявку нельзя. Первая часть аукционной заявки должна содержать указание на товарный знак, только если знак существует. В нормах Закона № 44-ФЗ, которые касаются товарного знака, есть приписка «при наличии». Поэтому суды поясняют: отсутствие товарного знака - не причина отклонять заявку участника. Примеры из судебной практики:

  • постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2017 г. № Ф08-3765/2017;
  • постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2017 г. № Ф08-9889/2016;
  • постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2017 г. № Ф09-1266/17.

Нет страны происхождения товара

Отклоните заявку.

Участник электронного аукциона в заявке указал конкретные показатели товара, а наименование страны происхождения не прописал. Заявку нужно отклонить. При этом не важно, что закупаете - товары или работы, при которых подрядчик использует товары. Первая часть аукционной заявки в любом случае должна содержать название страны, где товар произвели. Вывод подтверждает административная практика:

  • решение Иркутского УФАС России от 31 мая 2017 г. № 455;
  • решение ФАС России от 29 мая 2017 г. по делу № ВП-251/17;
  • решение Новосибирского УФАС России от 2 мая 2017 г. № 08-01-110;
  • решение Московского областного УФАС России от 6 апреля 2017 г. по делу № 07-24-2977эп/17.

Требование, что участник в заявке должен указать страну происхождения товара, пропишите в документации о закупке. Иначе нарушите Закон № 44-ФЗ, а ФАС выдаст предписание отменить протокол рассмотрения заявок и внести изменения в закупочную документацию (решение ФАС России от 27 марта 2017 г. № КГОЗ-042/17).

Внимание: участник не указал страну, но по месту происхождения товара или по производителю ясно, где продукцию произвели. Тогда заявку не отклоняйте - такого мнения придерживаются судьи.

Пример: участник не указал страну, но отклонять заявку нельзя

Заказчик закупал услуги уборки электронным аукционом. В документации установил требования к товарам.

Участник электронного аукциона в заявке не прописал страну происхождения товара, но указал данные производителя. Например, по позиции «средство по уходу и техническому обслуживанию мебели» прописал адрес производства и склада: «404131, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 87» ; по позиции «мешки мусорные» - наименование производителя и место происхождения товара: «396650, Воронежская область, г. Россошь, ул. 50 лет СССР, д. 78/2» .

Заявку отклонили, но суд признал действия аукционной комиссии незаконными - постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2017 г. № А38-1824/2016.

Пример: участник не прописал словосочетание «страна происхождения товара»

Заказчик закупал куриные яйца аукционом.

Участник в заявке прописал: «производитель - Россия». Заявку отклонили, поскольку в заявке не было словосочетания «страна происхождения товара». Заказчик посчитал, что термины «страна происхождения товара» и «страна-производитель» не тождественны.

Суд решил, что комиссия отклонила заявку незаконно. Судья пояснил, что участник предоставил достаточно сведений, которые позволяют заказчику идентифицировать наименование страны происхождения товара. Оснований отказать участнику не было (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2016 г. № Ф10-4421/2016).

Участник перечислил несколько стран происхождения товара

Не отклоняйте заявку.

Участник в заявке указал две страны происхождения товара, например Нидерланды и Китай, или несколько стран - Сингапур, Ирландия, Россия, Бельгия, Нидерланды. Отклонять заявку нельзя. Позицию выразила коллегия Верховного суда, хотя ранее мнения судей и ФАС были неоднозначны.

Верховный суд пояснил: страной происхождения считают страну, в которой товары полностью произвели или подвергли достаточной обработке. При этом под страной происхождения может быть группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны. Страну происхождения подтверждает декларация или сертификат. Коллегия сослалась на пункт 1 статьи 58, часть 2 статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза - определение Верховного суда РФ от 20 июня 2017 г. № 306-КГ17-552. Пример с аналогичным решением - постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2017 г. № Ф09-11597/16.

В заявке не те характеристики, что на сайте производителя

Не отклоняйте заявку сразу. Сначала убедитесь, что информация на сайте официальная.

Участник прописал в заявке характеристики товара и наименование производителя. Комиссия заказчика зашла на официальный сайт производителя, сопоставила информацию и увидела, что характеристики из заявки не отвечают данным с сайта. Свяжитесь с производителем по электронной почте или телефону и уточните, актуальна ли информация на сайте, выполняет ли компания индивидуальные заказы. Если информация на сайте достоверная, а участник предлагает другие характеристики, отклоняйте заявку. Основание - заявка не отвечает требованиям документации о закупке.

Совет: запросите у производителя официальное письмо, где сказано, что информация на сайте актуальна и компания не выполняет индивидуальных заказов. Письмо послужит доказательством, если участник пожалуется в ФАС.

Пример: заказчик неправомерно отклонил заявку

Заказчик закупал экскаватор-погрузчик аукционом.

Участник в заявке указал, что поставит экскаватор-погрузчик марки «TEREX TLB 825-RM», производитель - закрытое акционерное общество «Тверской экскаватор», прописал технические характеристики товара. Аукционная комиссия ознакомилась с официальным сайтом производителя и обнаружила другие характеристики.

Комиссия отклонила участника, поскольку информация в заявке не отвечает требованиям документации. Участник пожаловался в ФАС и представил письмо компании-производителя. В письме указано, что производитель имеет техническую возможность изготовить экскаватор-погрузчик марки «TEREX TLB-825» по индивидуальному заказу с техническими характеристиками, которые прописаны в аукционной документации. ФАС и судьи приняли сторону участника - постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2017 г. № А27-6066/2016.

К заявке приложили контракт и акт, суммы по которым не совпадают

Отклоните заявку.

Заказчик вправе установить в документации о закупке дополнительное требование к участникам - опыт выполнения аналогичных работ. Опыт участник подтверждает документами - копиями исполненного контракта и акта. Допустим, суммы в контракте и акте не совпадают: контракт заключен на сумму 728 250 000,00 руб., а акт стороны подписали на сумму 725 166 966,28 руб. Заявку нужно отклонить. Такого мнения придерживаются специалисты ФАС - решение ФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № К-658/17.

Характеристики товара не отвечают требованиям документации

Отклоните заявку.

Заказчик просит в документации товары с одними характеристиками и объемом, участник предлагает другие. Например, хотите флаконы массой не менее 1 кг, а участник предлагает флаконы массой 0,9 кг. Заявку нужно отклонить, поскольку предложение участника не отвечает требованиям документации. Причем административная практика показывает - правило работает, даже если участник указал данные верно, а сам заказчик ошибся в документации. Объясню на примере.

Пример: заказчик некорректно оформил документацию о закупке

Заказчик закупал медицинские перчатки аукционом. К информационной карте сделал приложение № 2, где прописал требования.

Из таблицы видно, что участник ошибся: в графе с количеством указал цену и наоборот.

Пять участников подали заявки, в которых исправили ошибку заказчика. Таблица в заявках выглядела так.

Все пять заявок комиссия заказчика отклонила. Основание - заявка не отвечает требованиям аукционной документации. Один из участников пожаловался в УФАС. Контролеры решили, что комиссия все сделала правильно.

Специалисты УФАС пояснили: аукционная комиссия проверяет первые части заявок. Если данные заявки не отвечают требованиям, которые заказчик установил в документации, участника не допускают к торгам. Следовательно, комиссия заказчика приняла правомерное решение - законно отклонила заявку (ч. 1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

При этом УФАС признала, что заказчик нарушил требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ - включил в документацию недостоверную информацию. Заказчик получил предписание внести изменения в документацию о закупке и продлить срок подачи заявок - решение Владимирского УФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № Г 510-04/2017.

Пример: участник указал характеристики, которые не отвечают документации

Заказчик закупал работы вместе с товарами аукционом. Среди товаров были дверные блоки. Какие характеристики указал заказчик и что предложил участник, смотрите в таблице.

Заказчик Участник

ДГ 21-10, 21-9, 21-7 ;

высота дверных блоков не более 2071 мм ;

высота полотна двери не менее 2000 мм ;

ширина блока двери не более 970 мм ;

ширина полотна двери не менее 600 мм ;

толщина полотна не более 40 мм ;

площадь дверного полотна не более 2,01 кв. м ;

цвет должен быть белый

Блоки дверные однопольные, тип Г - с глухими полотнами, типоразмер ДГ 21-9 ;

высота дверных блоков 2071 мм ;

высота полотна двери 2000 мм ;

ширина блока двери 870 мм ;

ширина полотна двери 800 мм ;

толщина полотна 40 мм ;

площадь дверного полотна 1,6 кв. м ;

тип внешнего покрытия - ламинация;

цвет - белый

Аукционная комиссия отклонила заявку. Причина - указаны не все типоразмеры дверных блоков. Участник пожаловался в УФАС, но контролеры решили, что комиссия не нарушила закон. В документацию заказчик включил инструкцию по заполнению заявки. В инструкции сказано: «перечисление размера (типоразмера) материала, цвета краски через запятую означает, что при производстве работ используются все перечисленные размеры (типоразмеры), цвета краски и в первой части заявки предоставляются показатели в отношении каждого размера (типоразмера) материала и цвета краски». Следовательно, комиссия отклонила заявку правомерно - решение Кемеровского УФАС России от 4 мая 2017 г. по делу № 257/З-2016.

Еще примеры из административной практики:

  • решение Омского УФАС России от 12 мая 2017 г. № 03-10.1/105-2017;
  • решение Нижегородского УФАС России от 31 мая 2017 г. № 1108-ФАС52-КТ-67-09/05-17(325-ДР);
  • решение Челябинского УФАС России от 1 июня 2017 г. по делу № 308-ж/2017;
  • постановление ФАС России от 24 апреля 2017 г. по делу № К-603/16/АК132-17.

В заявке нет согласия выполнить работы

Не отклоняйте заявку.

Аукционная заявка должна содержать согласие выполнить работу или оказать услугу. Аукционную заявку участник оформляет на электронной площадке. Интерфейс площадки предусматривает, что согласие оформляют автоматически, проставив галочку в нужном окне. Наличие согласия - обязательное условие, без согласия заявку оператор электронной площадки не примет. Заявка, которую заказчик получает от оператора площадки, уже содержит согласие. Обязанность, что участник должен представить в составе заявки согласие в форме отдельного документа, нормативно не установлена. Следовательно, если участник не приложил согласие к заявке, отклонять предложение незаконно. Такие разъяснения дали специалисты УФАС - решение Хабаровского УФАС России от 21 апреля 2017 г. № 104.

Не прописали остаточный срок годности

Отклоните заявку.

Заказчик прописал в документации о закупке, что участник должен указать срок годности или остаточный срок годности товара. Участник требование не выполнил - в заявке срока годности нет. Предложение нужно отклонить. Причина - заявка не отвечает требованиям документации о закупке (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС от 21 апреля 2017 г. № 97-17/гз).

Заказчик не установил конкретный срок годности? Также отклоните заявку. Например, в документации прописали: срок годности - не менее 12 месяцев. Участник должен предложить конкретный срок годности товара без слова «не менее». Вывод подтверждает решение Иркутского УФАС России от 6 апреля 2017 г. № 209.

В заявке не конкретные параметры, а пределы значений

Отклоните заявку.

Заказчик в документации о закупке прописывает предельные значения характеристик товаров. Участник должен предложить конкретную характеристику. Если участник просто продублировал требование заказчика, заявку нужно отклонить. Допустим, заказчику нужен шкаф высотой не менее 1 м и не более 1,5 м. Участник должен предложить конкретный параметр, например: высота шкафа - 1 м (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС России от 18 апреля 2017 г. № 89-17/гз).

Пример: участник не указал конкретные характеристики товара

Заказчик закупал работы по реконструкции здания с использованием товаров. В аукционной документации заказчик установил требования к товарам и их показателям, а участник в заявке предложил свои характеристики.

Комиссия заказчика отклонила заявку, поскольку предложение участника не отвечало требованиям документации. В инструкции по заполнению заявки заказчик написал:

  • «предоставляемые участником закупки конкретные значения показателей не должны допускать разночтений или двусмысленного толкования и не должны содержать слова "от", "до", "более" (в том числе с частицей "не");
  • при одновременном использовании слов "и", "или" предпочтительным словом следует считать "и" (или знак ","), то есть, например, для интерпретации требования "10 или 15, 20 или 30" участнику необходимо сделать два выбора между вариантами "10" или "15" и вариантами "20" или "30" и дать два конкретных значения, например "10, 20"».

Участник требования инструкции не учел, следовательно, комиссия правомерно отклонила заявку (решение ФАС России от 25 мая 2017 г. № КГОЗ-142/17).

Внимание: составляйте инструкцию по заполнению заявки корректно. Если отклоните участника, который из инструкции не понял, как составить заявку, нарушите закон

Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки, а также инструкцию по заполнению. Заказчик, который не установит в документации корректную инструкцию по заполнению заявки, нарушит пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Наказание - штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, решение ФАС России от 18 мая 2017 г. № ПГОЗ-119/17).

Пример: участник указал взаимоисключающие показатели, но отклонять заявку нельзя

Заказчик закупал работы и установил требования к товарам, которые участники должны использовать. Требования заказчика и ГОСТ, а также предложение участника следующие.

Заказчик ГОСТ Участник
должны быть взаимно перпендикулярны . Допускается использование камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней или с фасками, размерами по ГОСТ 6665-91 ГОСТ 6665-91: верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм Верхние, нижние и вертикальные грани камней взаимно перпендикулярны . Будут использованы камни с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней, размерами по ГОСТ 6665-91

Комиссия отклонила заявку. Причина - предложение участника не отвечает требованиям документации. Данные предложения - взаимоисключающие. Участник закупки должен был предложить либо камни с перпендикулярными гранями, либо с технологическим уклоном граней. Одновременное наличие в камнях данных характеристик невозможно.

ФАС с доводами комиссии не согласилась и сослалась на инструкцию из документации. В инструкции написано:

«первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "возможно", "возможен", "может быть", "требуется", "в случае", "нужен", "должна", "не может быть", "при наличии" или производные от указанных формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, в том числе не допускается указание показателей в сослагательном наклонении».

Следовательно, заявка участника не противоречит требованиям аукционной документации. Комиссия отклонила предложение участника неправомерно - решение Краснодарского УФАС России от 12 мая 2017 г. по делу № ЭА-742/2017.

Участник не уточнил, что будет использовать новый товар

Отклоните заявку.

Заказчик закупает работы с использованием материалов электронным аукционом. В техзадании заказчик прописал, что подрядчик должен использовать новые материалы, не бывшие в употреблении. Участник в заявке прописал характеристики материалов, но не уточнил, что товары новые. Заявку нужно отклонить. Основание - участник не предоставил информацию из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждает решение Кемеровского УФАС от 28 марта 2017 г. № 08/2695.

Не приложили к заявке опись документов

Отклоните заявку. Если участник просто приложил опись к заявке, а не подшил, также отклоните предложение.

Участник подает конкурсную заявку в письменной форме, все листы тома заявки сшивает и пронумеровывает. Заявка должна содержать опись, где перечислены все документы. Участник должен скрепить опись и документы печатью и подписать. Подпись ставит участник или уполномоченное лицо. Требование предоставить опись заказчик указывает в документации о закупке. Если том заявки на участие в конкурсе не содержит описи, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ, решение ФАС от 25 мая 2017 г. по делу № К-631/17).

Допустим, участник приложил опись к заявке, но не сшил ее вместе с остальными документами. Отклоните заявку, поскольку предложение не отвечает требованиям закона и документации. Вывод сделали специалисты ФАС в решении от 27 февраля 2017 г. по делу № К-130/17.

Опись приложили не ко всем томам заявки

Не отклоняйте заявку.

Участник подает конкурсную заявку в письменной форме, все листы тома заявки сшивает и пронумеровывает. Заявка должна содержать опись, где перечислены все документы. Участник должен скрепить опись и документы печатью и подписать. Допустим, заявка участника состоит из нескольких томов, а полная опись, где перечислены документы, подшита только к одному тому. Суды считают, что отклонять заявку нельзя. Пример - постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2017 г. № Ф09-1046/17.

Конкурсная заявка с ЕГРЮЛ в электронном виде

Отклоните заявку.

Заказчик и участник вправе обмениваться электронными документами. При этом документы стороны должны подписать усиленной электронной подписью и подать с использованием ЕИС. Однако функционалом ЕИС технически не предусмотрена возможность подать заявку через информационную систему. Следовательно, представлять документы в электронной форме, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, нельзя. Если участник направил электронные документы, отклоните заявку (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, решение Челябинского УФАС от 6 апреля 2017 г. № 149,150-ж/2017).

Совет: в документации о закупке пропишите, что заявки на участие принимаете только на бумажном носителе. Тогда будет проще доказать, что заявка участника не отвечает требованиям документации

Например, пропишите в документации: «заявки на участие могут быть поданы только на бумажном носителе, и подача заявок через единую информационную систему технически не предусмотрена функционалом официального сайта при проведении открытого конкурса, в связи с чем представление документов в электронной форме не допускается».

Заявку подписали факсимиле

Отклоните заявку.

Заказчик проводит закупку. Участник подает заявку на бумаге, при этом подписи на документах проставлены не рукой человека, а факсимиле - с помощью механического копирования. Заявку нужно отклонить - такой вывод сделали судьи (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2017 г. № Ф02-408/2017).

Судьи пояснили: использовать во время сделок факсимильное воспроизведение подписи, электронную подпись или другой аналог собственноручной подписи можно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, правовыми актами или соглашением сторон. Закон № 44-ФЗ прямо не предусматривает возможности использовать при оформлении заявки факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или другого копирования. Судьи принимали во внимание определение понятий «подпись», «подписание документа» и «факсимиле» в ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Копии документов не заверили

Не отклоняйте заявку, если документы сшиты вместе с описью и заверены общей подписью и печатью.

Заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам конкурса. Участник подтверждает, что отвечает доптребованиям, документами или их копиями, например контрактами и актами. Копии участник должен заверить. Об этом сказано в части 6 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.

Допустим, участник конкурса сшил все документы вместе, пронумеровал листы, заверил печатью и подписью - этого достаточно. Заверять каждую страницу общего пакета документов, которые составляют единую заявку, не нужно. Такого мнения придерживаются судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2017 г. № Ф07-1821/2017).

В заявке противоречивые сведения об учредителе

Не отклоняйте заявку, сведения об учредителе проверьте в уставе.

Опишу ситуацию на примере. Участник к заявке приложил ИНН учредителя, выписку из ЕГРЮЛ и копию устава. Судя по ИНН учредитель - Петряева М.А. В разделе «сведения об учредителях юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ написано, что единственный учредитель - Петряев А.А.

Заказчик отклонил заявку, поскольку ИНН учредителя противоречит выписке из ЕГРЮЛ.

Суды признали, что комиссия отклонила заявку незаконно. Участник приложил к заявке копию устава. Из документа следует, что единственный учредитель компании - Петряева М.А. Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ. Кроме того, участник представил копию письма из налоговой, где сказано, что сведения о Петряеве А.А. как об учредителе внесли в ЕГРЮЛ, когда регистрировали юрлицо. А с учетом особенностей Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ внести в ЕГРЮЛ изменения в части сведений об учредителях некоммерческих организаций невозможно (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2017 г. № Ф07-13998/2016).

Обеспечение заявки подтвердили незаверенной платежкой

Отклоните заявку.

Участник конкурса приложил к заявке платежку, которой подтвердил, что перевел обеспечение заявки. При этом платежка банком не заверена. Заявку нужно отклонить.

Конкурсная заявка должна содержать платежное поручение, которым участник подтверждает, что перечислил обеспечение. На платежке должна быть отметка банка, либо банк заверяет копию платежного поручения. Аналогичные требования заказчик прописывает в документации о закупке. Об этом сказано в части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждают суды - постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2017 г. № Ф08-1531/2017.

Срок оказания услуги прописали не по форме извещения

Не отклоняйте заявку, если срок по смыслу отвечает требованиям документации, но указан в другом виде.

Опишу ситуацию на примере. В техзадании заказчик прописал начало и окончание оказания услуг в одном виде, а в заявке участник предоставил ту же информацию, но в другом формате.

Суды считают, что отклонять заявку нельзя. Срок, который участник указал в заявке, полностью отвечает сроку из документации заказчика и не противоречит правилу, по которому исчисляют период времени. Начало 01.01.2016 означает, что услугу начнут оказывать с 00 часов 00 минут 00 секунд данного дня. Конец 31.12.2016 означает, что услугу закончат оказывать в 24 часа 00 минут 00 секунд. Данный срок включает в себя время из извещения - 23 часа 59 минут 59 секунд 31 декабря 2016 года. Судьи ссылались на Закон от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2017 г. № Ф07-12318/2016.

Участник опечатался в ГОСТе

Не отклоняйте заявку, если участник подробно описал характеристики товара.

Участник в заявке подробно описал характеристики товара и сослался на ГОСТ, однако в цифрах к стандарту опечатался. Например, вместо ГОСТ 16731-2014 написал ГОСТ 162371-2014. Суды считают, что отклонять заявку нельзя при условии, что по характеристикам, которые описал участник, ясно, какую продукцию поставят заказчику. Характеристики из заявки должны отвечать требованиям к продукции, которые заказчик прописал в документации. Отмечу, что в приведенном примере заказчик не указал ГОСТ в документации, а просто описал характеристики товаров, которые хочет закупить. Пример - постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2017 г. № Ф08-9872/2016.

В заявке CD-диск с документами

Отклоните заявку.

Заказчик и участник вправе обмениваться электронными документами. Представлять заявку в электронном виде можно, только если возможность предусмотрена документацией. При этом документы стороны должны подписать усиленной электронной подписью и подать через ЕИС. Однако функционалом ЕИС технически не предусмотрена возможность подать заявку через информационную систему. Следовательно, представлять документы в электронной форме, в том числе на CD-диске, нельзя (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Пример: участник приложил к заявке диск

Заказчик проводил конкурс. Участник представил бумажную заявку, в описи указал, что выписку из ЕГРЮЛ представил на CD-диске с цифровой подписью ФНС.

К заявке участник приложил копии выписок из ЕГРЮЛ, в которых указал, что сформировал документ с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом на каждом листе выписки - отметка «копия верна», подпись и печать общества. К заявкам участник приложил CD-диски.

Комиссия заказчика отклонила заявку. Суд признал, что действия комиссия правомерны - постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2017 г. № Ф10-507/2017.

Отклонять ли первую часть заявки, в которой участник указал две страны происхождения товара

Да, отклоните. Участник закупки должен указать в первой части заявки только одну страну происхождения товара. Если в сертификате происхождения или регистрационном удостоверении указана группа стран, то участник вправе указать в первой части заявки группу стран.

Такой вывод следует из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 28 декабря 2015 года № Д28и-3730.

В первой части заявки участник должен указать одну страну происхождения в отношении одного товара или если в регистрационном удостоверении или сертификате происхождения указана группа стран, то вправе указать группу стран.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает обязанность участника указывать страну происхождения товара напротив каждой позиции товара в первой части заявки.

Таким образом, если в первой части заявки указано, что группа стран происхождения товаров Россия, Япония, Беларусь, отклонять такую заявку не следует.

Если указано несколько стран происхождения и из первой части заявки комиссия не может установить соответствующую страну происхождения каждого товара (то есть отсутствует понятие группа стран), такая заявка подлежит отклонению при условии, что в документации отсутствуют преимущества для российских товаров или ограничения для поставки иностранных товаров.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Д.Ф. Аяцков

Научный руководитель Межрегионального института дополнительного образования, действительный государственный советник РФ 2 класса, доктор исторических наук, профессор

Дорогие друзья!

Мы реализуем программы, в основу которых был положен принцип сочетания фундаментальных и прикладных знаний. Мы сотрудничаем с ведущими специалистами – практиками отраслей, представленных в нашем институте. Занятия проходят как в классической форме, так и в форме мастер-классов, тренингов, деловых игр.
Абсолютно уверен, что знания, полученные в Межрегиональном институте дополнительного образования, дадут вам новые возможности для эффективной мобильности и профессионального роста в Вашей профессиональной сфере.
Удачи Вам!


Е.В. Лабазнова

Ректор Межрегионального института дополнительного образования, кандидат экономических наук, доцент

Дорогие друзья!

Сегодня Институт предлагает широкий ряд программ, различающихся по продолжительности, содержанию, методикам и охватывающих весь цикл подготовки в системе дополнительного профессионального образования.
Созданный кумулятивный эффект от знаний, сформированных на основе совместного труда большого количества ведущих экспертов и преподавателей в своей отрасли, позволит Вам существенно повысить свою квалификацию и профессиональный статус.
Наши выпускники практически всегда говорят нам, что, покидая наши аудитории, они начинают видеть новые возможности и перспективы. Мы надеемся, что знания и навыки, полученные Вами в институте, послужат успеху и процветанию Вашей семьи, Вашей организации и страны в целом. Искренне желаем сделать правильный выбор, и помните – Ваш успех только в Ваших руках!

Минэкономразвития России уточнило, что если в первой части заявки на участие в электронном аукционе указана информация о стране происхождения товара, то она не подлежит отклонению из-за отсутствия сертификата о происхождении товара. Соответствующее ведомственное письмо в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России ().

Напомним, в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо указать наименование страны происхождения товара. А ко второй ее части следует приложить документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров, работ или услуг условиям, запретам и ограничениям, если они были установлены заказчиком ( , Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ). Речь идет о запрете на допуск ряда товаров, происходящих из иностранных государств (жизненно важных лекарств, медицинских изделий, с 1 января 2016 года – программного обеспечения и т. д.). Исключение составляют случаи, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории России отсутствуют или не соответствуют требованиям государственных заказчиков ( , ).

Ранее министерство неоднократно давало пояснения по порядку рассмотрения второй части заявки на участие в электронном аукционе. Ведомство отмечало, что в случае отсутствия указанного сертификата о происхождении товара СТ-1, такая заявка должна отклоняться. В том числе если указание на место происхождения товара есть в первой части заявки ( , ).

В пресс-службе Минэкономразвития России порталу ГАРАНТ.РУ разъяснили, что новое письмо ведомства не противоречит выводам, сделанным им в указанных письмах. Оно касается только ситуаций, когда заказчики отклоняли первую часть заявки из-за невыполнения требований ко второй части (то есть из-за отсутствия сертификата СТ-1). Однако если участник госзакупки с ограничениями по стране происхождения товара не приложит необходимый сертификат ко второй части заявки, заявка будет отклонена.

Такие сертификаты выдают уполномоченные торгово-промышленные палаты в регионах (), они же устанавливают стоимость этой услуги. К примеру, минимальная цена за выдачу сертификата, подтверждающего страну происхождения товара, Московской ТПП составляет 6,5 тыс. руб.

Добрый вечер! Впп. а – б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 –ФЗ участник размещения заказа обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товара. С января 2014г. во всех заявках по рекомендации Главного управления торгов Самарской обл. местом происхождения товара указывали- РФ.Все заявки были приняты. В июне 2014г. один из Заказчиков г. Тольятти отклонил заявку аргументируя тем, что РФ -не достаточно, надо указать округ, город. Правомерно ли это? Ведь в ФЗ-44 и Документации такой конкретики не было? С уважением, Ирина

  • Вопрос: №738 от: 2014-06-15.

Исходя из формулировок, указанных в пп. а - б п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона 44 -ФЗ участник закупки обязан указать в первой части заявки наименование места происхождения товараили наименование производителя товара.

Мое мнение, что законодатель изначально требовал указания вышеуказанных показателей, чтобы проверить и сопоставить предлагаемый к поставке товар, данным о товаре, указанным в заявке.

В качестве примераможно привести ситуацию, при которой участник указал в заявке страну происхождения Россия, а по факту поставил товар со страной происхождения - Китай.

Аналогично и с требованием об указаниинаименования производителя товара. Участник указал в заявке одного производителя, а по факту поставил товар от другого производителя.

Однако заказчики в совокупности с органами антимонопольной службы, как свойственно большинству людей, начали «домысливать» формулировку законодателя о месте происхождения товараили наименовании производителя товара.

В связи с вышеуказанным, начала складываться разнообразная и, зачастую, диаметрально противоположная практика.

Опишу две основные позиции по данному вопросу.

В качестве первого подхода сложилось суждение, что страна происхождения товара (Россия, КНР, США) не является наименованием места происхождения товара, руководствуясь ссылкой на статью 1516 ГК РФ.

Сторонники вышеуказанного суждения в лице заказчиков и органов антимонопольной службы выносят решения о признании обоснованным отклонения первых частей заявок в случае указания только страны происхождения без места происхождения товара (например: Россия без указания Оренбургская область, город Оренбург и т.д.).

Сторонники второго подхода, в лице заказчиков и органов антимонопольной службы (Московский УФАС России, Челябинский УФАС России) указывают, что в рамках статьи 66 Закона 44-ФЗ не установлено требование, что месту происхождения товара должна быть предоставлена правовая охрана.Следовательно, достаточно указывать только государство/страну происхождения товара.

Мое личное мнение, что достаточно указать государство/страну происхождения товара, т.к. при желании можно еще глубже «истолковать» требования законодателя, дойдя до абсурда.

В качестве пример можно привести следующее. В заявке указано - «Китай», в то же время официальное название государства -Кита́йская Наро́дная Респу́блика или в заявке указано - «Бразилия», а полное официальное название государства - Федерати́вная Респу́блика Брази́лия и т.д.

В отдельных случаях высказывается точка зрения, что необходимо полностью описать и место происхождения товара, и наименование производителя.

В качестве примера можно привести следующее. Комиссией Новосибирского УФАС России рассмотрена жалоба ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» по проведению открытого аукциона в электронной форме на поставку и монтаж кресел для театрально-концертного зала МКП «Дворец культуры «Прогресс».

В заявке ООО «Синема-Мебель» в техническом задании было указано наименование места происхождения товара - Российская Федерация, но не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 25.04.2014 года заявка ООО «Синема-Мебель» была отклонена, так как первая часть заявки не соответствует требованиям документации об аукционе, а именно пункту 3.2.2 - не указано наименование производителя предлагаемого для поставки товара.

Комиссия Новосибирского УФАС России признала жалобу ООО «Синема-Мебель» на действия заказчика МКП г. Новосибирска ДК «Прогресс» необоснованной (источник http://www.novosibirsk.fas.gov.ru/news/14612).

В отношении наименования производителя товара позиция антимонопольной службы состоит в том, что наименование производителя должно быть полным, т.е. с указанием организационно - правовой формы (например: ООО, ОАО, ЗАО, АНО и т.д.).

В данной ситуации считаем обоснованным придерживаться позиции, что для избегания отклонения, особенно при участии в закупках заказчиковсубъектов России, желательно указывать полностью и место происхождения товара, и полное наименования производителя.

Наше мнение основано на том, что в конечном итоге лучше приложить максимум усилий со стороны исполнителей (менеджеров, юристов, технических специалистов) на этапе подготовки заявки и указать развернутую информацию в заявке, чем отклоненная заявка и непрогнозируемые перспективы обжалования в органах ФАС.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

Согласно части второй Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных и Закона N 44-ФЗ.
В Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается N 44-ФЗ ( Закона N 44-ФЗ). Согласно же ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
В соответствии с Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в , Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является Закона N 44-ФЗ: "При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком".
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.



Просмотров