Понятие государственной гражданской должности классификация государственных должностей. Понятие и классификация должностей государственной службы

  • Государственная служба в системе власти и государственного управления
    • Концепция дихотомии государственной власти
    • Политическая власть и государственная служба: общее и особенное
    • Государственное управление как основная функция государственной гражданской службы
  • Теоретико-методологические основы государственной службы
    • Общенаучные подходы к теории государственной службы
      • Структура теории и методологии государственной службы
    • Понятие «государственная служба»
    • Характер государственной службы
      • Цели, задачи, функции государственной гражданской службы
  • Государственная служба как социально- правовой институт и профессиональная служебная деятельность
    • Государственная служба как социальный институт
    • Государственная служба как правовой институт
    • Государственная служба как профессиональная служебная деятельность
      • Профессиональная деятельность применительно к государственной службе
  • Система государственной службы Российской Федерации
    • Сущность и структура системы государственной службы современной России
    • Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации
  • Федеральная государственная гражданская служба: сущность, структура, особенности
    • Федеральная государственная служба: понятие, отличительные черты, функции
    • Структура и особенности федеральной государственной службы
    • Специфика организации и функционирования гражданской службы в федеральных органах государственной власти
      • Государственная служба федеральной исполнительной власти
      • Государственная служба судебной ветви власти
  • Государственная служба субъектов Российской Федерации
    • Конституционные основы функционирования органов государственной власти субъектов РФ
    • Правовое регулирование и организация государственной гражданской службы субъектов РФ
    • Сравнительный анализ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ по вопросам государственной гражданской службы
      • Поступление (прием) на государственную гражданскую службу
      • Правовое положение гражданского служащего субъекта РФ
  • Государственный служащий: понятие, классификация
    • Государственный служащий: понятие, признаки
    • Классификация государственных служащих Российской Федерации
  • Должности государственной гражданской службы Российской Федерации
    • Должности государственной службы: понятие
      • Признаки государственной должности
    • Классификация должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
      • Квалификационные требования к должностям
    • Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы
  • Прохождение государственной гражданской службы
    • Теоретические основы прохождения государственной службы
    • Основные типы процесса прохождения государственной службы
    • Правовые и организационные основы прохождения государственной службы Российской Федерации
      • Организация прохождения государственной службы
  • Социальный и правовой статус государственного служащего России
    • Статус государственного служащего: понятие и классификация
    • Сущность и признаки социального статуса государственного служащего
    • Правовой статус государственного гражданского служащего Российской Федерации
      • Основные обязанности гражданского служащего
      • Ограничения, связанные с гражданской службой
      • Запреты, связанные с гражданской службой
  • Государственные гарантии и ответственность на гражданской службе Российской Федерации
    • Основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
    • Поощрения и дисциплинарные взыскания на гражданской службе
  • Управление государственной службой
    • Концептуальные основы управления государственной службой
      • Субъекты и объекты управления
    • Система управления государственной службой Российской Федерации
      • Федеральный уровень управления
      • Уровень управления субъектов РФ
    • Повышение эффективности системы управления государственной службой России
  • Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации
    • Теоретические основы реформирования государственной службы
    • Правовые основы реформирования системы государственной службы современной России. Федеральная программа реформирования
    • Основные направления реформирования и развития системы государственной службы Российской Федерации
    • Проблемы и перспективы развития государственной гражданской службы Российской Федерации
  • Государственная кадровая политика и кадровая доктрина
    • Теоретические основы государственной кадровой политики
    • Приоритетные направления государственной кадровой политики Российской Федерации
    • Кадровая доктрина. Проблемы государственной кадровой политики в современной России
  • Правовые основы и субъектно-объектная база государственной кадровой политики
    • Правовые основы государственной кадровой политики и кадровой деятельности современной России
    • Субъекты и объекты государственной кадровой политики
      • Объекты государственной кадровой политики
  • Основные принципы и механизмы реализации государственной кадровой политики
    • Основные принципы реализации государственной кадровой политики
    • Механизмы реализации государственной кадровой политики в системе государственного управления
      • Механизм нормативно-правового обеспечения кадровой политики
      • Механизм организационного обеспечения кадровой политики
      • Научно-исследовательский механизм кадровой политики
  • Государственная кадровая политика в системе государственной гражданской службы
    • Сущность, задачи и принципы кадровой политики
    • Приоритетные направления кадровой политики и кадровой работы
    • Развитие кадрового состава гражданской службы Российской Федерации
  • Кадровая работа и кадровая служба государственного органа
    • Кадровая работа в государственном органе: сущность и содержание
    • Кадровая служба государственного органа
  • Формирование кадрового состава гражданской службы
    • Квалификационные требования к должностям государственной гражданской службы
    • Теоретические и организационные основы отбора персонала
    • Способы замещения государственных должностей
  • Кадровые технологии оценки персонала государственной гражданской службы
    • Теоретические основы оценки персонала государственной службы
      • Методика оценки персонала государственной службы
    • Конкурс и испытание при поступлении на гражданскую службу
    • Аттестация на гражданской службе
      • Квалификационный экзамен гражданских служащих
  • Формирование и подготовка кадрового резерва на государственной службе
    • Концептуальные, правовые и организационные основы формирования кадрового резерва
    • Порядок формирования и подготовки кадрового резерва
    • Особенности формирования резерва управленческих кадров
      • Программа формирования резерва управленческих кадров города Москвы
  • Управление служебно-деловой карьерой
    • Служебно-деловая карьера: сущность, классификация, этапы
      • Продвижение по службе
    • Стратегия, тактика и технологии управления служебно-деловой карьерой
      • Кадровые технологии
    • Факторы служебного роста
  • Профессиональное развитие. Дополнительное профессиональное образование кадров гражданской службы
    • Правовая база и принципы профессионального развития гражданских служащих
    • Организация дополнительного профессионального образования
    • Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих
  • Коррупция в органах государственной власти
    • Сущность коррупции как социального явления
      • Аспекты коррупции
    • Причины и формы распространения коррупции в органах государственной власти
      • Формы проявления коррупции
    • Правые основы и меры противодействия коррупции в системе государственной службы
    • Организационные меры противодействия коррупции на государственной службе
  • Нравственные основы государственной службы и кадровой политики
    • Нравственные принципы кадровой политики и служебной деятельности государственных служащих
    • Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов
    • Принцип служения государству и обществу
    • Нравственные проблемы государственных служащих
  • Зарубежный опыт государственной службы и кадровой политики
    • Современный европейский опыт организации государственной гражданской службы
      • Государственная гражданская служба в Великобритании
      • Государственная гражданская служба во Франции
      • Государственная гражданская служба в ФРГ
    • Управление государственной службой в зарубежных странах
    • Кадровый менеджмент на государственной службе в странах Запада
      • Кадровая политика на государственной службе во Франции
      • Кадровая политика на государственной службе в Великобритании
      • Кадровая политика в сфере государственной службы в США
    • Современный зарубежный опыт формирования кадрового резерва на государственной службе
  • Опыт государственной службы и кадровой политики России
    • Государственная служба в царской России
    • Карьерная политика и прохождение государственной службы в царской России
    • Государственная служба в партийно-советский период

Должности государственной службы: понятие

Любую организационную структуру невозможно представить без людей и должностей. Возникновение должностей обусловлено историческими качественными изменениями в процессе постепенного профессионального и квалификационного разделения и кооперации труда, в том числе управленческого.

В профессионально-квалификационной сфере управленческого труда на уровне государства и общества отражаются, с одной стороны, степень сложности управленческого труда в конкретной профессиональной области, с другой - специфика управленческого труда по уровням в управленческой иерархии. В этом первооснова происхождения такого социального явления, как должность.

Происхождение термина «должность» связано с понятием категории «долг». В ходе исторического развития долг из нравственной категории превратился в правовую и социальную. Долг рождает состояние долженствования субъекта, т.е. необходимости, нужности его существования и обязательности действий в целях нормального развития общества и государства.

Научное понятие должности разнопланово и вариативно. Данной проблемой занимаются многие ученые, главным образом юристы и социологи 1 Турчинов А.И. Профессионализация и кадровая политика: проблемы развития теории и практики. Литвинов И.П., Литвинов И.И., Меньчуков А.В. Стиль исполнения управленческой должности. М., 2003. . Поэтому определение должности можно встретить в юридической и социологической литературе. Юристы, как правило, раскрывают содержание должности через совокупность обязанностей, полномочий, ответственности . Должность ими рассматривается исключительно как организационно-правовая категория.

Соглашаясь с данным подходом, следует вместе с тем сказать, что в данном случае фиксируется лишь статусный характер должности, но теряется ее социальная сущность, которая выражается через ее ролевое определение. При таком подходе должность следует определить как юридически установленную социальную роль, выполняемую человеком в государственных и негосударственных органах, организациях, учреждениях, предприятиях в целях реализации определенных профессиональных функций. Именно так рассматривают содержание должности многие социологи.

Наряду со сказанным существуют и другие, менее обоснованные определения должности:

  • учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица;
  • оформленный результат осознания социальной роли личности в конкретной организационной структуре гражданского общества или государства;
  • основной, первичный элемент организации общественной, производственной или управленческой деятельности, основанный на разделении и последующей кооперации труда личностей, реализующих определенные социальные роли;
  • основной и неделимый компонент системы деятельности, определяющий объем, содержание и функцию этого компонента в деятельности системы;
  • объективированная форма труда с заданным функционалом - функционалом должности;
  • место в иерархически структурированной социальной системе.

Система должностей формирует строго ранжированные, статические отношения в организации. Люди, занимая должности, придают организационной структуре динамический характер, превращая ее в живой социальный организм.

Должность определяет цели и задачи, объем и структуру функций работников при замещении той или иной должности. При этом должность является независимой от человека, ее замещающего. Лицо, прекращающее исполнять функции и компетенцию должности, перестает быть должностным лицом. Но он не теряет при этом своей специальности и квалификации. В этом состоит различие между должностью, специальностью и квалификацией.

Должность требует для своего замещения необходимой специальности и специализации работника, опыта работы. Суть должностных отношений, таким образом, состоит в единстве и соответствии функций и компетенции должности, с одной стороны, и профессиональной специализации и компетентности должностного лица - с другой. Все должности являются служением или работой кому-то или в чью-то пользу.

Классификация должностей. В зависимости от характера служения должности делятся на государственные, производственные и общественные. По виду деятельности (функционально) они могут быть управленческие и неуправленческие (хозяйственные, социально-обеспечивающие и др.).

Управленческая должность - это основной, первичный элемент структуры органа управления, предназначенного для регулирования той или иной сферы общественной жизни и деятельности. Полномочия, объем и содержание управленческой должности определяют ее функции, закрепленные нормативно и связанные с распоряжением, организацией, координацией и контролем деятельности лиц, занимающих производственные, социально-обеспечивающие, хозяйственные и иные должности. Управленческие должности характерны для государственной службы, прежде всего гражданской, хотя и ни одна негосударственная организация или фирма не обходятся без своих управленческих структур, включающих в себя управленческие должности.

Государственная должность - это юридически установленный, организационно оформленный и профессионально обоснованный первичный структурный элемент системы государственной власти. В отличие от должности вообще эта должность имеет свою точную принадлежность - органы государственной власти и управления.

Государственные должности образуют систему формальных связей и отношений в государстве. Они являются системообразующим элементом любого органа государственной власти и предназначены для обеспечения согласованной и скоординированной деятельности политиков и государственных чиновников, распределения и упорядочения их деятельности по полномочиям, содержанию, уровню ответственности. Государственная должность является одной из важнейших форм специализации в области государственно-властных и государственно-служебных отношений.

Типология государственных должностей формирует единую должностную структуру государственной власти и государственной службы любого государства. Должностная структура представляет собой установленное формальное отношение между функциями и задачами персонала для организации согласованных действий.

В законодательстве Российской Федерации понятие «государственная должность» определяется следующим образом: «государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации» 2 Федеральный закон № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Ст. 1. .

Законодатель в данном случае раскрывает не сущность государственной должности, а ее предназначение и то, каким нормативно-правовым актом (какого уровня) она учреждается.

Должности гражданской службы РФ. Статья 8 Федерального закона № 79-ФЗ гласит: должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Обратим внимание на целевое предназначение должности гражданской службы. Цель двойная: профессиональное обеспечение исполнения полномочий государственного органа и полномочий политического должностного лица. Это совпадает с целями и самой государственной гражданской службы. Должность гражданской службы определяет границы деятельности гражданского служащего - круг его обязанностей, права и ответственность.

Должности федеральной гражданской службы учреждаются в аппаратах федеральных органов государственной власти, образуемых в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами - в Администрации Президента РФ. Аппарате Правительства РФ, аппаратах палат Федерального Собрания РФ. Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Прокуратуры РФ, в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах), в том числе в территориальных органах.

Должности гражданской службы субъектов РФ учреждаются в аппаратах законодательного собрания субъекта Федерации, аппарате губернатора (главы администрации) субъекта Федерации, аппарате исполнительного органа (правительства) государственной власти субъекта Федерации, аппарате избирательной комиссии и уставного суда субъекта РФ.

Правовой статус должности гражданской службы РФ. Основным элементом правового статуса должности гражданской службы является порядок ее учреждения. В правовой статус входит функциональное предназначение должности. Должность гражданской службы содержит основную функцию, выполняемую гражданским служащим. Наименование каждой должности представляет собой краткую и точную формулировку, отражает ее индивидуальный характер и место в системе государственного органа (например, советник, помощник, консультант, специалист и т.д.).

Правовой статус гражданской должности содержит перечень установленных обязанностей и прав служащего по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, закрепленных в должностном регламенте.

Элементами правового статуса должности гражданской службы являются также ответственность за исполнение должностных обязанностей, денежное содержание по должности и классному чину, порядок и условия замещения должности.


Согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации» в федеральных государственных органах могут быть учреждены должности, имеющие следующий правовой статус:

1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов. Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).

2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими. К их числу относятся:

а) должности федеральной государственной гражданской службы;

б) воинские должности;

в) должности правоохранительной службы.

3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы. На лиц, замещающих такие должности, т.е. «негосударственных служащих», действие Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется.

Под «должностью государственной службы» понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий для выполнения им должностных обязанностей. В штатном расписании государственного органа (учреждения) указываются наименование, место и роль должности, перечень должностей, кому они подчинены и кто им подчинен. Внутренняя структура любого государственного органа (учреждения) рассматривается как определенная система различных по своему назначению и уровню должностей.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» содержатся некоторые признаки должностей государственной службы, по которым их можно отличить от должностей, имеющих иной правовой статус: должностей, не относящихся к должностям государственной службы; должностей муниципальной службы; выборных должностей в органах местного самоуправления, в органах профессионального союза.

Первый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что круг наименований должностей государственной службы, указывающих на их функциональное предназначение, точно очерчен соответствующими реестрами. Реестр должностей федеральной государственной службы образуют перечни: должностей федеральной государственной гражданской службы; типовых воинских должностей; типовых должностей правоохранительной службы. Их утверждает Президент РФ.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

Законом установлено, что федеральная государственная гражданская служба – это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Военная служба – профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6).

Правоохранительная служба определяется как профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7). Перечень таких федеральных государственных органов определяет Президент РФ.

Второй отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что объем полномочий по конкретной должности, включенной в перечень должностей соответствующего вида государственной службы, ограничен кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий того или иного федерального государственного органа (службы, учреждения). Для определения объема полномочий используется деление должностей государственной службы на категории и (или) группы: высшая, главная, ведущая, старшая, младшая. В соответствии с категорией и группой должностей устанавливаются различные квалификационные требования к гражданам для замещения этих должностей, порядок назначения на должности, присвоения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий, а также порядок решения многих других вопросов прохождения службы.

В число квалификационных входят требования к уровню профессионального образования, стажу государственной службы или стажу (опыту) работы по специальности, к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Другие требования, а также деление должностей государственной службы на категории и группы устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Так, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено деление должностей государственной гражданской службы на четыре категории: руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

К категории «руководители» относятся: должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

К категории «специалисты» относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

К категории «обеспечивающие специалисты» относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Ранее применявшийся принцип деления должностей государственной службы на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) использован и при делении должностей федеральной государственной гражданской службы.

Наименования воинских должностей, объем полномочий и характер квалификационных требований к военнослужащим, замещающим эти должности, вытекают из предназначения и организационно-штатной структуры Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, сущности военно-служебных отношений, выполняемых должностных обязанностей, применяемых средств и способов ведения вооруженной борьбы и т.д.

Воинские должности в зависимости от их ранга (по значимости) делятся на составы применительно к делению системы воинских званий, установленной Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»:

1) солдаты, матросы, сержанты, старшины;

2) прапорщики и мичманы;

3) офицеры (младшие, старшие, высшие).

Законом определено, что единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, а также общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками, капитанами I ранга, утверждаются Президентом РФ. Перечни иных должностей утверждаются в порядке, определяемом министром обороны РФ или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, гражданским персоналом или замещаться на конкурсной основе. Каждой должности должно соответствовать одно воинское звание, которое указывается в штате соответствующей военной структуры. Это означает, что не допускается утверждение перечней воинских должностей и штатов с так называемыми «вилочными» званиями (например, подполковник – полковник).

В зависимости от установленного деления воинских должностей на составы различается порядок назначения на них, присвоения воинских званий и решения других вопросов военной службы.

Полномочия по должностям правоохранительной службы и характер квалификационных требований к лицам, замещающим такие должности, вытекают из полномочий государственных органов, служб и учреждений, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод граждан. Из положений об этих органах и иных нормативных правовых актов видно, что выполнение правоохранительных функций представляет собой либо основное содержание деятельности органа, либо часть его работы, возложенной на следственные и иные подразделения правоохранительной службы.

Полномочия по конкретной должности государственной службы всех видов юридически закрепляются не только в Положении о государственном органе или его структурном подразделении, Уставе, Положении о прохождении службы, но и в должностном (служебном) регламенте, введение которого предусмотрено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

Третий отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что соотношение должностей государственной службы различных ее видов и относительная важность каждой должности государственной службы внутри одного вида службы определяются, во-первых, штатной категорией, которой соответствует классный чин, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, и, во-вторых, окладом по должности.

Необходимость сравнивать должности по этим критериям возникает, когда решается вопрос о перемещении государственного служащего в том же государственном органе для замещения иной должности государственной службы, а также при переводе для замещения иной должности государственной службы в другом государственном органе либо в другую местность.

Следует иметь в виду, что каждое такое перемещение государственного служащего связано с изменением его правового статуса и должно осуществляться только согласно установленным правилам, не ущемляя его прав и законных интересов. Важной гарантией в этом отношении служат положения, содержащиеся в ст. 8 Закона «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы определяется Указом Президента РФ, а соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации – федеральным законом или Указом Президента. Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. «Вопросы денежного довольствия военнослужащих» утвержден табель соответствия основных типовых воинских должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы.

Четвертый отличительный признак должности государственной службы состоит в том, что оплата труда по должности государственной службы осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации соответственно. Для государственного служащего субъекта Федерации при необходимости могут быть предусмотрены случаи получения денежного содержания за счет средств федерального бюджета.

(c) Aбракадабра.py:: При поддержке InvestOpen

  • 10.Субъекты ап: понятие, виды, элементы правового статуса. Субъекты а правоотношений.
  • 11.Понятие и признаки органов ив.
  • 13.Полномочия президента рф в сфере ив
  • 14.Административно-правовой статус Президента рф
  • 15.Правительство рф: место в системе органов ив, полномочия, акты, порядок принятия решений
  • 16.Правительство рф: порядок формирования, состав, формы работы
  • 17.Система и структура федеральных органов ив (фоив): понятие, состояние и проблемы
  • 18.Федеральное мин-во, федеральная служба, федеральное агентство: понятие, особенности, виды и состав
  • 19.Система органов ив субъектов рф (на примере ак):понятие, состояние и проблемы
  • 20.Правовой статус Администрации ак
  • 21.Территориальные органы ив: понятие, особенности и виды
  • 3.По территории действия
  • 4.В зависимости от руководства другими территориальными органами
  • 22.Административно-правовой статус юр.Лиц: понятие, элементы, общая характеристика
  • 23.Административно-правовй статус гражданина: понятие, элементы, общая характеристика
  • 23.Административно-правовй статус гражданина: понятие, элементы, общая характеристика
  • 24. Административно-правовй статус общественных объединений: понятие, элементы, общая характеристика
  • 25.Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 29.Внесудебный порядок рассмотрения обращений граждан в рф
  • 30.Государственная служба рф: понятие, система
  • 32.Принципы гос.Службы: понятие,виды,содержание
  • 33.Должность государственной службы:понятие, признаки и классификация
  • 34.Должность государственной гражданской службы: понятие, особенности, категории и группы
  • 35.Государственный служащий: понятие, признаки и виды
  • 36.Административно-правовой статус государственного гражданского служащего: понятие, элементы, общая характеристика
  • 37.Административная реформа в рф: понятие, состояние, перспективы и проблемы
  • 38.Правовые акты управления: понятие, особенности, виды и предъявляемые требования
  • 39.Административный договор: понятие, признаки, виды
  • 40.Понятие, особенности и классификация мер административно-правового принуждения
  • 41.Понятие и основные черты административной ответственности
  • 42.Законодательство об а правонарушениях: задачи, принципы действия, предметы ведения рф и субъектов рф
  • 43.Понятие, признаки и виды а правонарушения
  • 44.Юридический состав а правонарушения: понятие, элементы, общая хар-ка
  • 45.Понятие, цели и классификация а наказаний
  • 46.Система а наказаний: понятие, особенности и элементы
  • 47.А наказания, назначаемые в отношении фл
  • 48.А наказания, назначаемые в отношении фл и юл
  • 49.Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об а правонарушениях
  • 50.Общие правила назначения а наказания
  • 51.Административный процесс: понятие, особенности, виды
  • 52.Административная юрисдикция: понятие, основные черты, виды
  • 53.Понятие и правовой статус участников произв-ва по делу об а правонарушении.
  • 1.Заинтересованные в исходе дела:
  • 54.Предмет доказывания в произв-ве по делу об а правонарушении.
  • 55.Меры обеспечения произв-ва по делу об а правонарушениях: понятие, особенности, виды
  • 56.Произв-во по делам об а правонаруш.:понятие, особенности, виды, стадии
  • 57.Возбуждение произв-ва по делу об а правонарушении: понятие, поводы и основания
  • 58.Протокол об а правонарушении: понятие, содержание, сроки составления, направление для рассмотрения
  • 59.Рассмотрение дела об а правонарушении: понятие и этапы
  • 60.Пересмотр постановлений и решений по делам об а правонарушениях
  • 61.Исполнение постановлений о наложении а наказания: понятие и этапы.
  • 62.Понятие и способы обеспечения законности в деят.Органов ив
  • 63.Административно-правовое регулирование в сфере промышленности и энергетики
  • 64. Административно-правовое регулирование в сфере сельского хоз-ва
  • 65. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и соц.Развития
  • 66. Административно-правовое регулирование в области обороны гос-ва
  • 67. Административно-правовое регулирование в области безопасности страны
  • 68. Административно-правовое регулирование в области внутренних дел
  • 33.Должность государственной службы:понятие, признаки и классификация

    Под должностью государственной службы понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица государственного органа (учреждения), определяющая функциональное предназначение, полномочия и ответственность замещающего ее лица, а также расходы его нанимателя (государства, субъекта РФ) на его содержание и создание условий длявыполнения им должностных обязанностей.

    Особенности (признаки) должности гос.службы:

      Круг наименований очерчен соответсв.реестрами

      Для определения объема полномочий использ-ся номативное деление должностей на группы, а также по каждой должности предусмотрено звание определенного вида и ранга

      Оплата труда по должности проводится за счет бюджета соответствующего уровня

    Иногда в науке говорят о гос.должности в широком понимании как о должности, которая м.б.учреждена в органах власти и связана с очущ.полномочий

    Признаки гос.должности в широком понимании:

      Должность - структурная единица гос.органа

      Учреждается в уставном порядке

      Устанавл-ся круг обязанностей, соответствующий полномочиям органа

      Устанавл-ся ответств.за неисполнении/ненадлежащее исполнение установленных обзанностей

    Виды:

    1. Государственные должности Российской Федерации, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов . Эти должности не относятся к должностям государственной службы, а замещающие их лица не являются государственными служащими (например, в федеральном министерстве таким лицом является только федеральный министр).

    2. Должности государственной службы, которые учреждаются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предназначены для замещения государственными служащими . К их числу относятся:

    а) должности федеральной государственной гражданской службы;

    б) воинские должности;

    в) должности правоохранительной службы.

    3. В федеральном государственном органе могут быть предусмотрены также должности, не относящиеся к должностям государственной службы . На лиц, замещающих такие должности, т.е. "негосударственных служащих", действие Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" и других нормативных правовых актов о государственной службе не распространяется.

    34.Должность государственной гражданской службы: понятие, особенности, категории и группы

    федеральная государственная гражданская служба - это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации

    Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. <*> вместо ранее существовавшего деления на две категории ("Б" и "В") установлено деление должностей государственной гражданской службы на четыре категории : руководители; помощники (советники); специалисты; обеспечивающие специалисты.

    К категории "руководители " относятся должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий.

    К категории "помощники (советники)" относятся должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей.

    К категории "специалисты" относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

    К категории "обеспечивающие специалисты" относятся должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

    Ранее применявшийся принцип деления должностей государственной службы на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие, младшие) использован и при делении должностей федеральной государственной гражданской службы.

    Требования к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности включают:

    Для высших должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее шести лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее семи лет стажа работы по специальности;

    Для главных должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее пяти лет стажа работы по специальности;

    Для ведущих должностей федеральной государственной гражданской службы - не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности;

    Для старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

    В число требований к уровню образования входит : наличие высшего профессионального образования для замещения должностей государственной гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей государственной гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы; наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности, для замещения должностей гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы.

    Должности в организациях устанавливаются работодателем самостоятельно с учетом его особенностей и специфики деятельности. Различного рода классификаторы и справочники в этом случае выступают, как правило, лишь ориентиром. Но существуют определенные должности, которые устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами или конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ. Речь идет о государственных должностях РФ и государственных должностях субъектов РФ (далее - государственные должности). Подробнее об этих должностях расскажем в нашей консультации.

    Госслужба и государственная гражданская служба

    Госслужба в РФ включает в себя (ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ):

    • государственную гражданскую службу;
    • военную службу;
    • государственную службу иных видов.

    Таким образом, государственная гражданская служба (далее - гражданская служба) - один из видов госслужбы, который регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

    Гражданская служба подразделяется на:

    • федеральную гражданскую службу;
    • гражданскую службу субъектов РФ.

    Классификация должностей гражданской службы

    Должности гражданской службы подразделяются на категории и группы.

    При этом не все категории должностей подразделяются на указанные группы. К примеру, категория «руководитель» не может относиться к старшей или младшей группе, а обеспечивающие специалисты не входят в высшую группу должностей. Подробнее информацию о соответствии категорий и групп должностей гражданской службы представим в виде таблицы:

    Кроме того, гражданским служащим по результатам квалификационного экзамена могут присваиваться классные чины (ст. 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

    Реестры должностей гражданской службы

    Должности федеральной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, в виде реестра утверждены Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574 .

    Реестры должностей гражданской службы субъектов РФ утверждаются соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

    Так, к примеру, Реестр должностей государственной гражданской службы г. Москвы был утвержден

    § 3. Понятие и классификация государственных должностей

    При определении административно-правового статуса государст­венных служащих особо важное значение имеет правильное понима­ние правового значения и классификации государственных должнос­тей государственной службы.

    В общем виде под должностью понимается учрежденная в установлен­ном порядке первичная структурная (организационная) единица, отра­жающая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта ор­ганизационно-правовая категория присуща только служащим: другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т. д.

    В Федеральном законе от 31 июля 1995 г. «Об основах государствен­ной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении в отличие от всякой другой - негосударственной. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государствен­ной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных ор­ганах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установлен­ным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответст­венностью за исполнение этих обязанностей.

    К числу «иных» государственных органов, образуемых в соответст­вии с Конституцией, относятся: Центральный банк России, Совет Без­опасности, Администрация Президента и его полномочные представи­тели, дипломатические представители Российской Федерации в ино­странных государствах и международных организациях, Счетная пала­та, Прокуратура, Аппарат Правительства, должности Уполномоченно­го по правам человека, Председателя, заместителя Председателя, сек­ретаря и члена Центральной избирательной комиссии РФ, занимаю­щего должность на постоянной основе, а также территориальные орга­ны, создаваемые федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

    Понятие государственной должности является стержневым, осно­вополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы (способ за­мещения должности, присвоение квалификационного разряда, пре­кращение государственной службы и т.д.). При этом принципиальное значение имеет установленное Федеральным законом от 31 июля 1995 г. деление государственных должностей государственной службы.

    В целях обеспечения реализации законодательства РФ о государст­венной службе и повышения эффективности кадровой политики в го­сударственном аппарате рядом указов Президента утверждены перечни государственных должностей федеральной государственной службы (категории «Б» и «В»), которые считаются соответствующими раздела­ми Реестра государственных должностей государственной службы Рос­сийской Федерации*. Такие перечни учреждены для обеспечения ис­полнения полномочий Президента, членов Совета Федерации, депута­тов Государственной Думы, федерального министра, судей, деятельности Совета Безопасности, федерального органа исполнительной власти и др.


    * СЗ РФ. 1996. № 16 Ст. 1833, 1834; 1997. № 36. Ст. 4129; 1998.№5.Ст.571;№14.Ст.1536 ; №49.Ст.6012;1999.№5.Ст.652;№ 10. Ст. 1179;№39.Ст.4591;№51. Ст.6328.

    Государственные должности, включенные в Реестр, подразделяют­ся на группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

    К Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требова­ния к лицам, замещающим эти должности.

    Специализация предусматривает наличие у государственного слу­жащего соответствующего профессионального образования для испол­нения обязанностей по государственной должности государственной службы. Она устанавливается в зависимости от функциональных обя­занностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных ор­ганов.

    Квалификационные требования к служащим, замещающим госу­дарственные должности государственной службы, включают сле­дующее.

    Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей. Например, гражданам, претендующим на высшие и главные государственные должности го­сударственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей государ­ственной службы или образование, считающееся равноценным, с до­полнительным высшим профессиональным образованием по специа­лизации государственных должностей государственной службы.

    Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности фе­деральной государственной службы или претендующих на их замеще­ние, в целях обеспечения их высокого профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются также в зависимости от группы должностей. Например, для замещения ведущих государственных должностей требуется иметь стаж государст­венной службы на должностях, отнесенных к старшим государствен­ным должностям, не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее пяти лет и профессиональные качества руководителя, необхо­димые для исполнения соответствующих должностных обязанностей.


    В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федераль­ной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и за­конов субъектов Федерации применительно к исполнению соответст­вующих должностных обязанностей. Кроме того, могут устанавливать­ся и другие требования.



    Просмотров