Понятие сущность значение спортивного права. Правовые основы профессиональной деятельности в спорте

Предмет спортивного права составляют спортивные отношения - особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную деятельность


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

15058. Каноническое право католической церкви и индусское право: правовой анализ 312.48 KB
Правовое пространство объединяет одна общая цель. Какими бы ни были цивилизации, каким бы ни был правопорядок, есть одна-единственная, истинная цель – всеобщее благо. Все остальное: принципы демократии, прав человека, законности – вторично. Это не более чем инструменты, которые должны обеспечивать указанную цель.
3512. Право на защиту как субъективное гражданское право 53.64 KB
Гражданские права и обязанности могут возникать как из правомерных действий, соответствующих закону, иным правовым актам и принципам права (сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления и др.),
5868. Уголовне право РФ 96.16 KB
Уголовное право как отрасль законодательства это система законов и норм издаваемых высшим органом власти определяющих принципы и основания уголовной ответственности круг деяний объявляемых преступлениями а также виды и размеры наказаний и иных мер уголовноправового характера. Уголовноправовые отношения в широком смысле возникают с момента вступления уголовного закона в силу а в узком смысле это отношения между государством и преступником возникающие с момента совершения преступления и заканчивающиеся погашением или снятием...
6019. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 21.76 KB
В целом же регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины равенства прав супругов в семье разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию приоритета семейного воспитания детей заботы об их благосостоянии и развитии обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи. Права и обязанности супругов возникают только со дня государственной регистрации заключения брака. Основания для прекращения брака: смерть...
17241. Земельное право 16.94 KB
В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории такие как: предмет и система земельного права земельно-правовые нормы субъекты и объекты земельных правоотношений право собственности и иные вещные права на землю правовая охрана земель и многие другие. Общая характеристика права собственности на землю...
17281. Трудовое право 20.96 KB
Неудовлетворительная динамика, показателей, характеризующих состояние условий и охраны труда свидетельствует, что не ликвидированы основные причины, определяющие сохранение опасных и вредных факторов производственной среды. Именно поэтому вопросы охраны труда являются актуальными.
3842. УГОЛОВНОЕ ПРАВО 14.64 KB
Его нормы устанавливают какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания следует применять к лицам совершившим эти преступления ч. Именно отношения возникающие в связи с совершением преступления и применением за него определенных наказаний и составляют предмет уголовного права. Ввиду того что преступления представляют собой повышенную общественную опасность для установленных в Украине общественных отношений и правопорядка государство применяет за их совершение и наиболее строгие меры принуждения уголовные...
3841. ТРУДОВОЕ ПРАВО 19.7 KB
Нормативные акты регулирующие трудовые и тесно связанные с ними правоотношения составляют трудовое законодательство где основным актом является Кодекс законов о труде Украины КЗоТ. 1 КЗоТ. КЗоТ регулирует не только трудовые отношения работников всех предприятий учреждений организаций независимо от форм собственности вида деятельности и отраслевой принадлежности а также лиц которые работают по трудовому договору с физическими лицами ст. 3 КЗоТ.
6100. Банківське право 15.65 KB
Банківське право Банки і банківська діяльність Банк юридична особа яка має виключне право на підставі ліцензії Національного банку України НБУ здійснювати у сукупності такі операції: залучення у вклади грошових коштів фізичних і юридичних осіб та розміщення зазначених коштів від свого імені на власних умовах та на власний ризик відкриття і ведення банківських рахунків фізичних та юридичних осіб. Спеціалізованим банкам за винятком ощадного забороняється залучати вклади депозити від фізичних осіб в обсягах що перевищують 5 відсотків...
6015. Конституционное право 23.72 KB
Конституции Российской Федерации закреплено что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российской Федерации и Россия равнозначны. Российская Федерация как федеративное государство состоит...

Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.

Источник спортивного права

На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Предмет и метод спортивного права

Основания для разделения права на отрасли представляются:

  • Предметом;
  • Методом.

Определение 1

Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.

Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.

В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.

В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.

В спортивном праве определяются отраслевые методы:

  • применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
  • обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
  • применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.

В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.

Система спортивного права

Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.

Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».

Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».

В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.

Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.

Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:

  • Гражданское;
  • Трудовое;
  • Предпринимательское;
  • Финансовое;
  • Административное;
  • Международное;
  • Уголовное;
  • Процессуальное.

Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.

Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.

Замечание 1

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.

Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.

Ключевым понятием правового регулирования физкультурно-спортивной сферы является право граждан на занятия физической культурой и спортом, обусловленное объективной потребностью человека в физических упражнениях и в сохра­нении здоровья средствами физической культуры и спорта.

Юридическая природа спортивной деятельности

В Международной хартии физического воспитания и спорта, а также в Спортивной хартии Европы спорт определен как социокультурный феномен. Такую трактовку спорта мы можем принять в качестве общечеловеческого понимания од­ного из основных понятий в данной сфере.

При этом юридический смысл этого понятия не раскрыт ни в международных нормативных правовых актах, ни в нацио­нальном праве. Поэтому следует вначале определить юриди­ческую природу спорта и спортивной деятельности.

Для этого необходимо вспомнить, что право обеспечивает юридическое регулирование типовых общественных отношений.

Следовательно, анализируя правовую природу такого со­циокультурного феномена, как спорт, необходимо основывать­ся на том круге типовых общественных отношений, которые возникают в физкультурно-спортивной сфере.

Взяв за основу такой подход, можно определить ряд важ­нейших юридических понятий, необходимых для того, чтобы при изучении нормативно-правового регулирования физичес­кой культуры и спорта получить возможность мыслить юри­дическими категориями.

Предметом нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной деятельности являются правоотношения в сфере физической культуры и спорта.

Правоотношения в сфере физической культуры и спорта -регулируемые нормами права отношения по реализации прав граждан на занятия физической культурой и спортом, а так­же по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Объект нормативно-правового регулирования физической культуры и спорта - деятельность государства, юридических и физических лиц в сфере физической культуры и спорта.

Субъекты нормативно-правового регулирования - Россий­ская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы го­сударственной власти, муниципальные образования, органы местного самоуправления, а также организации - юридические лица и граждане, участвующие в физкультурно-спортив­ной деятельности.

Характер общественных отношений в спорте

В физкультурно-спортивной сфере возникают отношения двух видов:

1) публично-правовые отношения - отношения между госу­дарственными органами, а также органами местного самоуп­равления и гражданами, реализующими свое право на занятия физической культурой и спортом;

2) гражданско-правовые отношения - отношения между юридическими и физическими лицами по удовлетворению потребностей граждан в занятиях физической культурой и спортом.

Формы физкультурно-спортивной деятельности

Физкультурно-спортивная деятельность осуществляется ее субъектами в следующих формах:

    образовательная деятельность по физическому воспита­нию граждан;

    деятельность по организации зрелищных спортивных ме­роприятий и по участию в них;

    деятельность по предоставлению физкультурно-спортивных услуг;

    деятельность общественных объединений, органов госу­дарственной власти и местного самоуправления по развитию физической культуры и спорта.

В случае придания законодателем предприятиям спортив­ной промышленности особого статуса, перечень видов физкуль­турно-спортивной деятельности может быть дополнен еще и деятельностью по производству товаров физкультурно-спортивного назначения. Понятно, что перечень этот является открытым.

Методы нормативно-правового регулирования физкуль­турно-спортивной сферы:

    государственно-правовой (посредством конституционных и иных законодательных норм, устанавливающих полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере физи­ческой культуры и спорта);

    гражданско-правовой (посредством норм гражданского законодательства, регулирующих отношения в связи с предо­ставлением физкультурно-спортивных услуг и организацией спортивных зрелищ);

    административно-правовой (посредством норм и правил административного законодательства, регулирующих отноше­ния в сфере государственного управления и исполнительно-рас­порядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления).

В соответствии с названными методами видами ответствен­ности, к которой могут привлекаться за нарушение законода­тельных норм субъекты правоотношений в сфере физической культуры и спорта, являются гражданско-правовая и админи­стративная.

В исключительных случаях может возникнуть также и уго­ловная ответственность.

Право на занятия физической культурой и спортом

Государство третьего тысячелетия призвано создать усло­вия для качественной жизни своих граждан. Современные по­нятия о качестве жизни неразрывно связаны с возможностями каждого гражданина сохранять здоровье как высшее, абсолют­ное благо. По общечеловеческим понятиям нынешнего време­ни физическая культура является уникальным средством со­хранения и развития потенциала здоровья населения. Поэтому развитие правопонимания отношений в сфере физической куль­туры и спорта должно с неизбежностью двигаться от призна­ния потребностей в занятиях физической культурой и спортом к созданию возможностей для использования их потенциала и реализации права на них.

Международно-правовое понимание роли физического вос­питания и физической культуры основано на том, что эффек­тивное осуществление прав человека вообще зависит в значи­тельной степени от возможностей каждого человека свободно развивать и сохранять свои физические способности, и поэто­му доступ всех людей к физическому воспитанию и спорту должен быть обеспечен и гарантирован государством.

Статья 1 Международной хартии физического воспитания и спорта, провозглашенной 21 ноября 1978 года в Париже Гене­ральной конференцией ООН, предусматривает, что занятие физическим воспитанием и спортом - основное право каждого человека.

Это основное право раскрывается в Хартии следующим образом:

    каждый человек обладает правом на доступ к физическо­му воспитанию и спорту, которые необходимы для развития его личности;

    каждый человек в соответствии со спортивными тради­циями своей страны должен иметь все возможности для учас­тия в физическом воспитании и спорте для улучшения своего состояния и достижения уровня спортивных успехов сообразно своим способностям;

    особые условия необходимо предоставлять молодежи, включая детей дошкольного возраста, пожилым людям и ли­цам с физическими и умственными недостатками.

Более подробно международно-правовое регулирование в области физической культуры и спорта будет освещено в со­ответствующем разделе нашего курса.

В Российской Федерации условия для реализации выше­названного основного права создаются государством и регла­ментируются законодательными актами следующим образом.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина - обязанность государства (Глава 1. «Основы консти­туционного строя», статья 2).

«В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принима­ются меры по развитию государственной, муниципальной, ча­стной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию фи­зической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпи­демиологическому благополучию» (Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина», статья 41).

Как видим, законодатель объединил в одной статье вопро­сы здравоохранения, физкультуры и спорта, экологии и сани­тарно-эпидемиологического благополучия.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» принят Государственной Думой 13 января 1999 года. До его принятия действовали Основы за­конодательства Российской Федерации о физической культу­ре и спорте, которые вступили в действие 23 апреля 1993 года после подписания их Президентом России.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права.
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Освещая проблему понятия и содержания спортивного права, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

Согласно общей теории права базовым, наиболее крупным элементом системы права является отрасль, которая представляет собой наиболее широкую совокупность (точнее говоря, систему) правовых норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Господствующее положение отрасли как элемента в системе права предопределяется тем, что она отражает и регулирует наиболее значимые, относительно обособленные общественные отношения. Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой сравнительно небольшую и устойчивую группу правовых норм, регулирующих определœенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права. К примеру, отраслью является гражданское право, а его подотраслью - обязательственное право. В свою очередь, институтом, входящим в эту подотрасль, являются обязательства вследствие неосновательного обогащения.

Практически каждая отрасль имеет системообразующий правовой акт (кодекс или другой закон), вокруг которого формируется вся система данной отрасли права. В сфере физкультуры и спорта таковым на сегодняшний день является Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 ᴦ. N 2445-XII ʼʼО физической культуре и спортеʼʼ.

Согласно господствующему в юридической науке мнению принято выделять базовые, специальные и комплексные отрасли права . Так, согласно позиции С.С.Алексеева весь нормативный материал компонуется сначала в ʼʼпрофилирующие, базовые ʼʼ отрасли, к каковым относятся отрасли конституционного, административного, гражданского, уголовного права и соответствующие двум последним отрасли процессуального права , затем в специальные отрасли (трудовое, земельное, финансовое и др.) и, наконец, в отрасли комплексные , для которых ʼʼхарактерно соединœение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслейʼʼ. При этом комплексные отрасли права - это такие общности правовых норм, которые реально объективировались в правовой системе и которые, не разрушая основной структуры права, существуют в виде вторичных правовых образований.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в системе белорусского права имеются образования комплексного характера, к примеру жилищное, банковское, информационное и, как нам видится, спортивное право. Данные образования являются комплексными потому, что входящие в них нормы не связаны единым методом и механизмом регулирования. Почти всœе они прописаны в базовых отраслях права. Так, нормы спортивного права можно совершенно четко распределить по таким основным отраслям права, как трудовое, гражданское, хозяйственное, административное, финансовое, уголовное, международное, процессуальное.

Это доказательство того, что с позиции принципов построения белорусской правовой системы о спортивном праве можно говорить как о комплексной отрасли . В то же время с точки зрения учебной дисциплины спортивное право является вполне самостоятельным предметом, охватывающим сферу своеобразных, проникнутых органичным единством и взаимосвязанных общественных отношений и соответствующую нормативную правовую базу, которая отличается многообразием и сложностью изучаемых институтов и норм.

Основаниями для градации права на отрасли являются предмет и метод. Предметом признаются общественные отношения, выделяющиеся своей однородностью и урегулированные нормами определœенной отрасли права . Под методом принято понимать способ регулятивного воздействия на предмет, специфические приемы регулирования . В связи с этим образование отдельных отраслей права происходит не произвольно, а как следствие отпочкования обособленной группы общественных отношений, представляющих предмет, и формирования особого регулятивного режима, представляющего метод правового регулирования. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, специфический предмет и метод являются необходимыми условиями отмежевания одной отрасли права от другой.

Предметом правового регулирования спортивного права как комплексной специализированной отрасли права является определœенная группа общественных отношений, присущая только данному праву.

Под предметом спортивного права мы понимаем органический комплекс общественных отношений, возникающих в сфере физической культуры и спорта - трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, и сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, а также процессуальных (по урегулированию спортивных споров).

Как видим, речь идет о многообразии видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта͵ которые не бывают отнесены, взятые в совокупности, к предмету ни одной из традиционных отраслей права. Несмотря на то что различные виды общественных отношений в сфере физической культуры и спорта не составляют органического единого отношения, они тесно взаимосвязаны друг с другом и могут рассматриваться в качестве целостного образования . Именно в данном состоит специфика спортивных отношений как сложного комплекса различных видов общественных отношений в сфере физической культуры и спорта.

В правовой науке существуют различные взгляды на метод правового регулирования . Так, часть исследователœей различают общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), применяемые в том или ином сочетании по всœех отраслях права; межотраслевые (договорные, метод возмещения ущерба и др.), характерные для определœенной группы отраслей, к примеру для отраслей хозяйственно-правового комплекса; отраслевые . Так как каждая отрасль права должна характеризоваться собственными, присущими только ей методами правового регулирования своего предмета͵ их в юридической литературе принято именовать отраслевыми методами. Οʜᴎ дополняют общеправовые и межотраслевые методы, которыми обладают другие отрасли права.

В спортивном праве можно определить следующие отраслевые методы:

‣‣‣ использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и формировании здорового образа жизни населœения страны, разностороннем физическом совершенствовании граждан;

‣‣‣ обеспечения доступности всœех слоев населœения к занятиям физической культурой и спортом;

‣‣‣ использования физической культуры и спорта как средства подготовки к производственной деятельности и воинской службе, а также профилактики наркомании, пьянства и преступности;

‣‣‣ учета связи физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.п.);

‣‣‣ ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние;

‣‣‣ обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

‣‣‣ восстановления утраченных функций после производственных или спортивных травм и перенесенных заболеваний на базе использования средств лечебной физической культуры;

‣‣‣ обеспечения эффективной подготовки к соревнованиям, участия в соревновательной деятельности и достижения максимально высоких спортивных результатов;

‣‣‣ целœенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов сферы физической культуры и спорта;

‣‣‣ учета правил спортивной этики и др.

Специфика отраслевых методов спортивного права обусловлена как объективными закономерностями функционирования сферы физической культуры и спорта͵ так и крайне важно стью последовательно совершенствовать элементы физкультурно-спортивного движения.

Установив предмет и методы спортивного права, на наш взгляд, целœесообразно рассматривать его как находящуюся в стадии становления в нашей стране комплексную отрасль права и следующим образом определить понятие данной отрасли.

Спортивное право - это формирующаяся в настоящее время специализированная комплексная отрасль права, представляющая собой связанную внутренним единством систему взаимосвязанных правовых и корпоративных норм, которыми закрепляются основные принципы, формы и порядок физкультурно - спортивной деятельности, включающей органический комплекс следующих общественных отношений: трудовых и социального обеспечения, государственно-управленческих, финансовых и ресурсного обеспечения, хозяйственных, уголовно-правовых, отношений в сфере спортивной травматологии и противодействия применению допинга, международных, процессуальных отношений по урегулированию спортивных споров, а также других отношений, связанных с физической культурой и спортом.

Данное определœение содержит всœе необходимые атрибуты спортивного права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В учебных целях можно применять более лаконичную дефиницию: спортивное право есть система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта .

Исходя из соотношения понятий ʼʼспорт ʼʼ и ʼʼфизическая культура ʼʼ как части и целого, рассматриваемый комплекс было бы более корректно именовать ʼʼфизкультурно-спортивным правом ʼʼ, однако для простоты и с учетом уже сложившейся терминологии, вошедшей в лексический оборот, систему правовых норм, регулирующих всю сферу физической культуры и спорта͵ с некоторой долей условности мы именуем как ʼʼспортивное право ʼʼ.

Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Понятие спортивного права. Предмет и метод спортивного права." 2017, 2018.

Публикации, 10:00 07.02.2018

© РАПСИ

Система спортивного правосудия. Право в спорте

Контекст

Спортивный арбитражный суд (САS) , пожизненно отстраненных от участия в Олимпийских играх в связи с подозрениями в употреблении ими допинга. Однако МОК отказался приглашать 13 атлетов из этого списка в Пхенчхан. Продолжение правового спора вокруг российских спортсменов может привести к реформе международного спортивного правосудия. РАПСИ разбирается в его устройстве.

САS признал собранные в отношении 28 российских атлетов доказательства недостаточными. Согласившись с обвинениями в адрес 11 спортсменов, суд постановил отменить их пожизненную дисквалификацию и ограничиться запретом на участие в предстоящей Олимпиаде в Пхенчхане.

Однако комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) по вопросам участия российских атлетов в Играх в Корее отказалась пригласить 13 спортсменов и двух тренеров из РФ из списка оправданных САS.

Как отмечается в сообщении организации, комиссия по вопросам участия спортсменов была организована не для установления фактов нарушения антидопинговых правил, а для проверки спортсменов на «чистоту» перед играми. По утверждению комиссии, решения САS не рассеяли подозрений в отношении спортсменов.

Предложения реформ

Президент МОК Томас Бах заявил, что решение САS по 28 российским спортсменам доказывает, что его структура нуждается в реформе.

Интересно, что два месяца назад, задолго до рассмотрения иска россиян, вопрос реформы САS уже поднимался, в т.ч. и отечественными специалистами. В частности, с критикой спортивного арбитража выступила начальник управления международного сотрудничества МГЮА Кутафина Ксения Машкова.

«В области спортивного права часто возникает конфликт юрисдикций. Нынешние регламенты и правила САS не согласуются с международным типовым регламентом арбитражных разбирательств и типовым законом арбитража», — заявила она.

Поводом для этого высказывания стало мнение вице-президента Ассоциации адвокатов Индии Удэя Пракаша Варунджикара, озвученное 1 декабря 2017 года на IV Юридическом форуме стран БРИКС.

Варунджикар назвал создание централизованного спортивного агентства стран БРИКС и подготовку спортивных стандартов обязательным шагом для международного спортивного права.

«Страны БРИКС на международных соревнованиях получают около 50% всего медального зачета. Мнение наших спортсменов должно учитываться. Почему эта организация находится в Лозанне, а не в наших странах? Подобные решения чреваты сложностями с политическим нейтралитетом и заинтересованностью», — полагает Варунджикар.

Одновременно с этим все громче звучат заявления спортсменов и экспертов из разных стран, недовольных методами работы Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Главная претензия заключается в том, что у ВАДА слишком много полномочий: сотрудники агентства сами определяют список запрещенных веществ, аккредитовывают лаборатории, определяют правила, по которым собираются допинг-пробы и т.д. Во избежание конфликта интересов и политизированных решений, считают специалисты, эти полномочия следует развести в независимые организации.

Нынешние противоречия между САS, МОК и ВАДА способны стать решающим поводом для начала внутренней трансформации одной из этих организаций.

Разобраться в этом запутанном споре инстанций не просто даже профильным специалистам. Чтобы облегчить эту задачу нашим читателям, РАПСИ подготовило краткое описание действующей системы устройства международного спортивного правосудия.

Три формы спортивного правосудия

Спортивное правосудие в современном мире существует в трех основных формах. В Европе принято направлять спортивные иски в единый арбитражный суд: сначала в национальный, затем в Международный. В США предпочтение отдается конкурентной системе локальных спортивных арбитражей. В менее развитых странах спортсмены решают свои профессиональные проблемы в судах общей юрисдикции.

Россия официально признает юрисдикцию Международного спортивного арбитражного суда в Лозанне

На Западе в последние двадцать лет прослеживается тенденция выделения спортивных конфликтов в особую форму правосудия, которое разбирает их в состязательном процессе, а не автоматическим подбором наиболее подходящей нормы регламента. Причем спортивные споры рассматривают не только специализированные третейские (арбитражные) суды, но и квазиюридические органы: комитеты, палаты, комиссии при спортивных федерациях и лигах.

Спортивный арбитраж

Национальный спортивный арбитраж (в т.ч. российский) разрешает споры субъектов спортивной деятельности, в том числе: споры, вытекающие из уставов, положений, правил, регламентов и иных документов, регулирующих правила проведения чемпионатов, первенств и иных соревнований; споры, связанные с определением статуса и порядка переходов спортсменов; споры, вытекающие из агентской деятельности; споры, возникающие из спонсорских контрактов; споры, связанные с правами на телетрансляцию спортивных мероприятий, а также любые иные споры, возникающие из договорных и других гражданских правоотношений в сфере физической культуры и спорта, если иное не установлено федеральным законом.

Все эти суды на международном уровне подчиняются Международному спортивному арбитражному совету, при котором был создан Международный спортивный арбитражный суд. Этот суд со штаб-квартирой в Лозанне уполномочен рассматривать все споры, возникающие в области спорта на международном уровне. В 1996 году были созданы отделения суда в США (Денвер, позднее перенесено в Нью-Йорк) и Австралии (Сидней).

Кроме того, на время проведения крупнейших регулярных соревнований создаются непостоянные трибуналы для ускоренного разрешения споров. С 1996 года — на Олимпийских играх, с 1998 года — на Играх Содружества, с 2000 года — на чемпионатах Европы по футболу, с 2006 года — на чемпионатах мира по футболу, с 2014 года — на Азиатских играх.

Последние годы прослеживалась тенденция передачи САS полномочий по рассмотрению дел, которые раньше пытались разбирать узкоспециализированные организации. Примером того, как САS превращается в единый судебный орган для всех спортивных конфликтов, может служить история неудачной попытки учреждения Международной футбольной арбитражной палаты. Это решение было принято на внеочередном Конгрессе ФИФА 7 июля 2001 года. МФАП должна была стать независимым арбитражным органом со своим регламентом, персоналом и инфраструктурой, призванным разрешать споры с футбольным элементом.

Однако вскоре стало очевидно, что ФИФА не укладывается в отведенные для этой цели сроки и бюджет. Уже через год создание МФАП в предложенном формате было признано невозможным и нецелесообразным. Президенту ФИФА поручили изыскать альтернативные пути для организации футбольного арбитража. Результатом этих «изысканий» стало соглашение о выделении в САS списка арбитров, специализирующихся на разрешении футбольных споров.

Сегодня к компетенции спортивного арбитража относятся трудовые, дисциплинарные, квалификационные (судейские), трансферные, коммерческие споры. А также споры из нарушения допинговых правил, из нарушения регламентов соревнований, споры о компетенции.

CAS рассматривает как «коммерческие», так и «дисциплинарные» дела. Среди последних большую часть составляют споры о дисквалификациях, связанных с использованием допинга.

Что особенно важно в контексте нынешних правовых противоречий между САS и ВАДА, соответствующие полномочия Спортивного арбитражного суда по оценке меры ответственности атлетов и тренеров за употребление допинга прописаны во Всемирном антидопинговом кодексе ВАДА.

Проблемы спортивного правосудия

Главная проблема спортивного правосудия заключается в том, что большинство «коммерческих» споров САS рассматривает как суд первой инстанции, а «дисциплинарные» обычно попадают в арбитраж после того, как их рассмотрела предшествующая инстанция.

Обязательным условием рассмотрения спора в спортивном арбитражном суде является исчерпание заявителем всех правовых средств защиты своих нарушенных прав, предоставленных спортивной организацией, чьи решения или действия обжалуются. Это значит, что перед тем как попасть в специализированный суд, спортсмен обязан пройти разбирательство в согласительной комиссии, созданной при клубе, лиге или спортивной федерации.

Кроме того, по-прежнему сильно ограничивает правовую свободу спортсменов «арбитражная оговорка» — содержащееся в трудовом договоре соглашение сторон, предусматривающее возможность рассмотрения спора в САS (без наличия которой возбуждение дела в Спортивном арбитраже невозможно). Причем сама эта возможность может противоречить внутреннему законодательству, гражданско-правовому договору (например, рекламному контракту) или регламенту спортивных организаций, и в этом случае спортсмен лишается доступа к международному правосудию.

За годы своей работы Международный спортивный арбитражный суд не только урегулировал частные споры по всем возможным контекстам спортивного права, но и дал разъяснения по таким вопросам, как определение понятия контракта о спонсорстве, понятия «профессиональный спортивный журналист»… А главное - по вопросу участия спортсменов, к которым были применены санкции за употребление допинга, в Олимпийских играх. Поэтому в рамках традиционного права именно решение САS по применению этого вопроса на практике должно было бы быть наиболее влиятельным.

Спортивное правосудие сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений правовой и юридической мысли. Особый интерес спортивные суда вызывают благодаря своему специфическому статусу: номинально не подчиняясь национальным властям и международным организациям (в т.ч. и МОК), спортивные суды имеют возможность независимо исследовать главные правовые язвы современного мира (выходящие за пределы чисто спортивной тематики). В этой связи ограничение деятельности и сферы влияния САS может негативно сказаться и на эффективности развития гражданского правосудия.

Родион Руднев



Просмотров