Порядок и условия исполнения (отбывания) наказания в тюрьмах. Охранять заключенных — не самое приятное и почетное, хотя и необходимое в жестоком мире людей занятие Кто охраняет заключенных

О работе в местах лишения свободы не мечтают с детства, её не найти по объявлениям в газете, и даже поклонники Тома Хэнкса, сыгравшего тюремного надзирателя в знаменитом фильме «Зелёная миля», вряд ли назовут эту профессию интересной, престижной или лёгкой. Сотрудник Федеральной службы исполнения наказаний России анонимно рассказал Rjob о преимуществах и перспективах карьеры тюремщика, сложностях и кошмарах, которые выпадут на долю соискателя такой вакансии.

Где учат сотрудников отдела безопасности колоний

Кадры для исправительных учреждений готовят профильные учебные заведения – вузы в Рязани, Вологде, Владимире, Самаре, Новокузнецке, Пскове, Перми и Воронеже. У каждого из них своя специализация: выпускники Воронежского института ФСИН России становятся , а в Рязани и Владимире выпускают сотрудников оперативных подразделений, они чаще работают со спецконтингентом в колониях.

Обучение в вузах финансируется из федерального бюджета, но попасть в них не так просто. Для начала потребуется взять направление в территориальном органе ФСИН России по месту жительства. В отделе кадров проходит первое предварительное собеседование, затем – военно-врачебная комиссия и сдача нормативов физподготовки. В зависимости от выбранного направления придётся сдать экзамены по обществознанию, истории России или физике.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

Структура тюремной системы

Управление тюрем - это государственное пенитенциарное учреждение, цель которого - защита безопасности граждан. Управление тюрем относится к системе охраны правопорядка в стране. Оно отвечает за содержание задержанных и заключенных под стражей в соответствии с условиями, определенными в законах и с решениями судов. Содержание задержанных и заключенных под стражей должно быть надежным и достойным, с соблюдением уважения человеческого достоинства, удовлетворением основных нужд заключенных и предоставлением необходимых средств тем из них, кто хочет вернуться к нормальной жизни в нормативном обществе.

Управление ставит перед собой следующие основные цели:

· Снижение уровня преступности;

· Реабилитация заключенных с целью повышения их шансов на интеграцию в обществе после освобождения в качестве законопослушных граждан, приносящих пользу обществу;

· Трудоустройство и надзор за осужденными на исправительные работы, электронный надзор и надзор за сексуальными преступниками.

Основные задачи управления:

· Охрана заключенных в период их содержания под стражей во избежание их возврата к преступным действиям, наносящим вред обществу;

· Занятия с заключенными в период их содержания в тюрьмах с целью оказания им помощи в реабилитации и интеграции в обществе после того, как они выйдут на свободу;

· Модернизация тюрем для улучшения условий содержания заключенных;

· Охрана тюремных помещений, охрана хранящейся в них информации, охрана безопасности заключенных и соответствующее сопровождение при перевозке заключенных;

· Распределение заключенных по тюрьмам, предоставление медицинской помощи, социальных и психологических услуг заключенным, ведение системы прав и обязанностей, проведение воспитательной работы, профессиональная подготовка, трудоустройство, религиозные услуги и реабилитация;

· Управление тюрем считает своим долгом непримиримо бороться с наркотиками на своей территории;

· Подготовка подходящих кадров для работы в системе охраны тюрем: честных, человечных, высокопрофессиональных, добросовестных, надежных и лояльных. Управление тюрем заботится о благосостоянии и продвижении своих работников.

Задачи управления тюрем:

1. Безопасность заключенных - максимальный контроль за заключенными как внутри, так и за пределами тюрем, чтобы не допустить побегов и предотвратить нападение на тюрьмы извне.

· Завершение формирования нового стандарта охраны безопасности и разработка программы устранения недочетов.

· Повышение оперативной готовности подразделений к устранению нарушений порядка - выявление виновных и их арест.

· Разработка многолетней программы по повышению уровня безопасности.

· Снижение уровня опасности для заключенных, находящихся в тюрьме.

2. Подобающие условия заключения - улучшение условий содержания заключенных с целью приближения к стандартам, принятым в наиболее прогрессивных тюрьмах в мире, при оптимальном использовании существующих ресурсов и развитии альтернатив заключению.

· Реализация программы соответствия назначенным стандартам заключения.

· Оптимальное использование мест в тюрьмах и предоставление решения для нужд армии и полиции в размещении заключенных.

· Внедрение стандарта содержания заключенных (в соответствии с требованиями подзаконного акта, введенного министром).

· Обеспечение спроса на тюремные места в Израиле.

· Разработка многолетней программы по созданию дополнительных тюремных мест в сотрудничестве с министерством финансов.

· Завершение законодательной работы по формированию стандарта содержания заключенных.

· Начало внедрения многолетней программы по устранению опасности воспламенения в тюремных отделениях.

· Разработка и расширение использования альтернатив тюремному заключению.

· Дополнительные места для больных и престарелых заключенных.

· Уменьшение количества случаев самоубийства в тюрьмах.

3. Исправительная работа - максимальное использование срока заключения для эффективной работы с заключенными с целью их будущей интеграции в обществе.

· Дальнейшее внедрение программы по снижению уровня рецидивизма.

· Максимальное использование потенциала заключенных, которые подходят для интегрированной программы реабилитации.

· Увеличение процента заключенных, проходящих курс реабилитации в различных отделах из общего количества потенциальных участников курса.

· Осуществление реформы системы медицинского обслуживания.

· Создание системы реагирования на случаи возникновения эпидемий.

· Создание сельскохозяйственной фермы и управление фермой.

· Разработка системы электронного контроля.

· Повторная проверка программы по увеличению количества заключенных, занятых производительным трудом.

4. Предотвращение преступности - существенное снижение уровня внутренней преступности, а также преступности, проникающей в тюрьмы снаружи и распространяющейся из тюрем наружу, в рамках общенациональной борьбы с преступностью.

· Дальнейшее продвижение программы по совершенствованию разведдеятельности, как на местном, так и на организационном уровне.

· Создание базы данных, способствующей снижению уровня внутренней преступности в тюрьмах.

5. Человеческие ресурсы - развитие человеческих ресурсов в соответствии с требованиями занимаемой должности и задачами динамично изменяющейся ситуации, исходя из позиции того, что от уровня компетентности руководства во многом зависит успех всего предприятия.

· Снижение на 5% уровня добровольной текучести кадров.

· Увеличение на 5% степени удовлетворения работников своей работой.

· Дальнейшее продвижение проекта стимулирования получения высшего образования среди работников управления тюрем.

· Улучшение условий труда и повышение заработной платы для работников определенных секторов.

· Повышение корпоративной культуры и этики.

· Внедрение программы профессиональной подготовки (курс охранников тюрем, офицерские курсы, командирские курсы охранников тюрем).

· Повышение профессионального уровня состава.

· Разработка единой методики.

6. Технология - применение современных технологий в качестве инструмента для достижения поставленных задач и совершенствования работы управления.

· Разработка генерального плана по внедрению современных технологий.

· Дальнейшее внедрение системы «Кидма».

· Продвижение проектов по укреплению безопасности заключенных.

7. Управление и методы работы - введение новых современных методов работы для совершенствования рабочих процессов и планирования, контроля и надзора.

· Дальнейшее предоставление тюрьмам специально оговоренных полномочий.

· Внедрение модели ведения рабочих программ и проектов.

· Дальнейшее повышение уровня внешних услуг управления тюрем.

· Продолжение работы над принятием конвенций со смежными организациями.

8. Корпоративный имидж - позиционирование Управления тюрем как государственной организации, заботящейся о безопасности общества и занятой подготовкой заключенных к жизни в нормальном обществе, в глазах работников тюрем, общества, конкретных групп населения и международных организаций.

· Изучение существующих областей деятельности, инициирование новых форм сотрудничества в соответствии с политикой организации.

· Продвижение образа управления как организации, необходимой обществу для обеспечения безопасности в стране.

· Совершенствование акций по взаимодействию со средствами массовой информации во время чрезвычайных ситуаций и в будничной деятельности управления.

· Создание пресс-службы для работы внутри организации.

· Пропаганда посредством сайта управления, рекламно-информационных изданий, ознакомительных семинаров и конференций.

· Проведение опросов общественного мнения с целью изучения ситуации и определения потенциальной целевой аудитории.

· Разделение целевой аудитории на подгруппы, разработка планов работы по продвижению организации в каждой отдельной подгруппе.

· Инициация тем для публикации в средствах массовой информации, вытекающих из акций, проводимых управлением.

· Разработка совместных проектов с соответствующими международными организациями для укрепления сотрудничества с ними.

· Расширение и углубление пропагандистских экскурсий для внешних и внутренних организаций.

· Дальнейшее усовершенствование сайта в интернете с целью популяризации через него специальных информационных программ.

· Создание внутренней системы пропаганды, с использованием интернета и издания «Это Управление тюрем».

· Включение темы имиджа управления во внутриведомственные курсы повышения квалификации.

· Превращение издания «Окошко в тюрьму» в ведущее академическое издание.

· Разработка и внедрение программы улучшения имиджа Управления тюрем в глазах общества путем усиления открытости и прозрачности деятельности управления, целевых информационных программ и взаимодействия с внешними организациями, такими как Красный крест, Институт государственной правовой защиты и т.п.

· Разработка программы работы со средствами массовой информации в чрезвычайных ситуациях и в моменты бедствия.

· Проверка возможности дифференциации имиджа.

Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), подведомственная Министерству юстиции, управляет более чем 700 тюремными учреждениями по всей стране (в данном донесении не рассматривается система военных тюрем, которой заведует Министерство обороны). Все осужденные проходят четыре уровня, прежде чем их заключают в тюрьму: временное тюремное заключение до предъявления обвинений; содержание под стражей до начала судебного процесса (СИЗО); менее охраняемые исправительно-трудовые колонии (ИТК); хорошо охраняемые тюрьмы для более опасных преступников и для тех, кто нарушил правила ИТК. Юные заключенные отбывают свои сроки в воспитательно-трудовых колониях (ВТК) для несовершеннолетних. Несовершеннолетние проходят отдельно от взрослых практически по всем делам.

Тюремные власти и конвой охраняют периметр, обеспечивая внешний уровень безопасности. Порядок внутри тюрьмы поддерживают сами заключенные - из их числа отбираются люди, которые выступают в качестве внутренних сил безопасности. Эти «элитарные» заключенные получают привилегии и защиту в обмен на осуществление жесточайших форм поддержания и наведения порядка среди заключенных.

Эта система использования заключенных для поддержания дисциплины и порядка была формально установлена Министерством Юстиции в 2005 году.

Назначая осужденному, наказание в виде лишения свободы, государство, руководствуясь соответствующими положениями международного права и внутреннего законодательства, предусматривает право осужденного на безопасность и меры ее обеспечения в пенитенциарных учреждениях.

Данное право является выражением основных принципов взаимоотношений государства и лица, отбывающего лишение свободы. Конкретизируя и обеспечивая конституционное право личности на неприкосновенность, безопасность осужденных носит государственно-правовой характер.

Исходя из этого, а также существующего родового определения понятия «общественная безопасность», можно заключить, что безопасность осужденных в местах лишения свободы есть система отношений и регулирующих их правовых норм, нацеленных на защиту от различных неблагоприятных воздействий, препятствующих спокойствию, труду, отдыху и угрожающих жизни, здоровью, чести и достоинству личности.

Безопасность осужденных, их защищенность от физического и психического насилия со стороны других лиц зависят от состояния режима и дисциплины в исправительном учреждении. Практика показывает, что при ослаблении режима ухудшается дисциплина осужденных, растет число употреблений спиртных напитков, а вместе с этим учащаются случаи физических расправ среди осужденных. Поэтому правовые нормы, направленные на укрепление режима в исправительных учреждениях, в конечном счете, способствуют обеспечению безопасности осужденных, а режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в этих учреждениях. Для безопасности личности осужденных имеют значение и такие нормативно-правовые акты, как: «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», законы РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О прокуратуре Российской Федерации», и др.

Безопасность осужденных и заключенных обеспечивается реализацией комплекса организационных, правовых и иных мер, имеющих несколько уровней. Первый уровень - общегосударственные меры, направленные на улучшение экономического положения исправительных учреждений, условий содержания осужденных, заключенных и т.д. То есть, это меры управленческого характера.

Второй уровень - меры обеспечения безопасности осужденных, заключенных, принимаемые региональными органами государственной власти. Они направлены на устранение неблагоприятных факторов (экономических, бытовых, организационных и др.) в исправительных учреждениях, а также во внешней среде их функционирования.

Третий уровень - меры безопасности, осуществляемые органами управления уголовно-исполнительной системы, в частности, распределение осужденных по исправительным учреждениям, открытие новых исправительных учреждений, создание специальных учреждений для отрицательно характеризующихся осужденных, перевод осужденных, по соображениям их безопасности из одних исправительных учреждений в другие и т.д. Четвертый уровень - меры обеспечения безопасности осужденных, принимаемые администрацией исправительных учреждений в процессе исполнения лишения свободы. Такими мерами являются:

  • 1. уголовно-правовые меры, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, а также за иные преступления, нарушающие безопасность осужденных в исправительных учреждениях;
  • 2. меры уголовно-исполнительного характера, среди которых можно выделить меры, направленные на обеспечение безопасности личности в исправительных учреждениях, и меры, непосредственно обеспечивающие безопасность осужденных. К мерам, направленным на обеспечение безопасности личности в ИУ и СИЗО относятся такие, как: надзор за осужденными, заключенными который, при правильной его организации, должен обеспечить - их изоляцию и безопасность, предупредить совершение новых преступлений; меры по поддержанию дисциплины среди осужденных; мероприятия воспитательного характера внутренний распорядок; применение физической силы, специальных средств и оружия; перевод отрицательно характеризующихся осужденных в запираемые помещения и др.

Мерами уголовно-исполнительного характера, непосредственно обеспечивающие безопасность осужденных, являются:

  • 1. перевод осужденного и заключенного в безопасное место;
  • 2. медицинские меры, направленные на охрану здоровья и жизни осужденных;
  • 3. правила поведения осужденных в исправительном учреждении;
  • 4. меры, предусмотренные Законом РФ «Об оперативно - розыскной деятельности» и ведомственных нормативных актах. Это меры обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с оперативными аппаратами ИУ на конфиденциальной основе, оперативно - розыскные мероприятия, проводимые с целью профилактики конфликтов и преступлений, обеспечения безопасности конкретных осужденных и заключенных;
  • 5. меры профилактики, направленные на выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений;
  • 6. меры пресечения, являющиеся средством прекращения, устранения различного рода правонарушений и эксцессов, несущих опасность. Эти меры имеют охранительную направленность и применяются исключительно в связи с правонарушениями и только до момента устранения угрожающей опасности;
  • 7. меры, применяемые в особых условиях деятельности исправительных учреждений и СИЗО: при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных происшествий.

Наряду с перечисленными мерами имеется и ряд комплексных средств обеспечения безопасности как осужденных и заключенных, так и учреждений в целом. Этими средствами являются: режим, т.е. определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы; состояние законности в исправительном учреждении, дисциплины среди осужденных и сотрудников, профилактика преступлений. Практика показывает, что меры, принимаемые в целях укрепления режима, законности и дисциплины в исправительном учреждении, положительно сказываются и на состоянии безопасности личности.

Таким образом, меры безопасности предстают в двух аспектах: во-первых, как мероприятия, характеризующиеся совокупностью приемов, способов действий, направленных на недопущение, нейтрализацию и устранение различного рода опасностей, угрожающих личности в ИУ и СИЗО; во-вторых, как специальные предметы, приспособления (предметные меры безопасности, например, оружие, спецсредства и др.), облегчающие процесс устранения опасности и проведение в этих целях необходимых мероприятий.

Меры безопасности уголовно-исполнительного характера можно подразделить на меры общего характера и специальные меры.

Общие меры обеспечения безопасности являются составным элементом трех специфических видов деятельности администрации ИУ и СИЗО: обеспечение режима, охраны и надзора.

Специальные меры безопасности - это меры, принимаемые в целях обеспечения безопасности конкретных защищаемых субъектов. В случае возникновения опасности для осужденного или заключенного начальник ИУ или СИЗО по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о его переводе в безопасное место (помещение). Специально для этих случаев такие помещения во многих учреждениях не оборудованы. Поэтому осужденные содержатся в камерах ШИЗО (ПКТ), куда они переводятся по постановлению начальника учреждения на срок не свыше 30 суток. При этом безопасность осужденного на какое-то время обеспечивается, но вместе с тем ухудшаются условия его содержания. Существующее оборудование учреждений и условия содержания осужденных и заключенных таковы, что перевод осужденного в безопасное место (в камеру) обязательно предполагает его изоляцию объективно связанную с определенными правовыми ограничениями. Отсюда следует, что меры безопасности, наряду с защитой, приносят охраняемому лицу и какие-то ограничения в правах, создают определенные неудобства. Это общая черта мер безопасности, независимо от того в какой сфере и в отношении кого они применяются.

Таким образом, безопасность осужденных и заключенных подразумевает довольно широкий спектр мер, выражающихся в устранении опасных для осужденных условий в исправительном учреждении и формировании предупредительно-защитных форм деятельности в сфере обеспечения их безопасности.

Механизм обеспечения безопасности осужденных в исправительных учреждениях станет эффективным только в том случае, если меры безопасности будут применятся комплексно не только на бумаге, но и в жизни, с учетом конкретной ситуации и факторов, создающих угрозу личной безопасности осужденного (осужденных).

Установлено, что за последнее время среди заключенных, содержащихся в тюрьмах НКВД, участились попытки к организованным побегам путем нападения на тюремную охрану.

В некоторых тюрьмах НКВД попытки к побегу не были своевременно пресечены ввиду слабости проводимой в них агентурной работы, недостаточной оперативно-боевой подготовки личного состава охраны и нарушений в организации охраны заключенных.

В связи с этим ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Народным комиссарам внутренних дел союзных и автономных республик и начальникам управлений НКВД краев и областей обеспечить усиление агентурной работы по предупреждению побегов и нападений заключенных на тюремную охрану, пресечению организованных враждебных выступлений заключенных в тюрьмах, своевременному вскрытию преступной связи отдельных работников тюрем с заключенными. С этой целью пересмотреть существующую осведомительную сеть и провести необходимые дополнительные вербовки.

В больших общих камерах иметь специальное сторожевое (против побегов) осведомление, вербовка которого должна осуществляться с санкции начальника тюрьмы, с последующим утверждением начальника тюремного отдела.

2. Запретить всем без исключения тюремным работникам входить в камеры заключенных, имея при себе ключи от дверей коридоров и корпусов.

3. Запретить начальникам тюрем, их дежурным помощникам (по тюрьмам), а также лицам, инспектирующим тюрьмы, входить в камеры заключенных вместе с постовым надзирателем, наблюдающим за данной группой камер, и оставлять дверь камеры незапертой на время своего пребывания в камере.

4. При распределении по сменам надзирательского состава каждую смену обеспечивать необходимым количеством коммунистов, комсомольцев и старослужащих опытных надзирателей.

5. Принять к руководству объявляемую при этом «Инструкцию о действиях начальствующего и надзирательского состава тюрем в случаях тревоги».

Инструкцию тщательно изучить всему личному составу охраны тюрем.

Приказ объявить начальствующему и оперативному составу тюрем до зам. нач. тюрьмы и пом. оперуполномоченного включительно.

Заместитель Народного Комиссара

внутренних дел Союза ССР

Совершенно секретно

1. На период войны охрана тюрем усилена путем перехода с четырех на трехсменную службу начальствующего и надзирательского состава, выставления постоянных дополнительных постов, выделения в каждой смене вооруженных резервных групп надзорсостава.

2. В зависимости от оперативной обстановки начальствующий надзирательский состав тюрьмы распоряжением Наркома внутренних дел республики, начальника УНКВД, а в экстренных случаях распоряжением начальника тюрьмы может быть приведен в состояние усиленной или чрезвычайной оперативно-боевой готовности.

3. Состояние усиленной оперативно-боевой готовности предусматривает переход охраны тюрьмы на двухсменную службу начальствующего и надзирательского состава, без перевода его на казарменное положение при тюрьме.

4. Состояние чрезвычайной оперативно-боевой готовности предусматривает особое усиление охраны тюрьмы и перевод всего начальствующего и надзирательского состава на казарменное положение при тюрьме (как правило, в пределах тюремной ограды).

5. Сигнал боевой тревоги подается при нападении на охрану тюрьмы извне или со стороны заключенных, а также при обнаружении побега из тюрьмы заключенного (заключенных).

6. Сигнал пожарной тревоги подается при возникновении пожара или загорания в пределах тюремной территории.

7. Сигналы воздушной и химической тревоги подаются при воздушном и химическом нападении на район расположения тюрьмы.

8. Техника подачи сигналов тревоги, порядок и место сбора личного состава по тревоге устанавливается применительно к местным условиям инструкцией начальника тюрьмы.

9. По сигналу тревоги всякое движение заключенных прекращается и все они немедленно возвращаются в камеры, за исключением находящихся в бане и уборных. Заключенные могут быть выведены из этих помещений в камеры до отбоя тревоги только по приказанию дежурного помощника начальника тюрьмы.

10. Основной задачей всего личного состава тюрьмы в любых обстоятельствах по тревоге является предупреждение и пресечение побега заключенных из тюрьмы.

1. Воруженная резервная группа надзирателей выделяется из числа надзирателей отдыхающих смен, в порядке очередности по утвержденному графику и придается дежурящей смене надзирательского состава, с подчинением непосредственно дежурному помощнику начальника тюрьмы (дежурному по тюрьме, где помощника не положено).

Резервная группа размещается в непосредственной близости к дежурному пом. нач. тюрьмы (дежурному по тюрьме), в отдельной непроходной комнате.

12. Численность резервной группы устанавливается: максимальная - 10 человек, минимальная - 1/3 дежурной смены, если численность меньше 30 человек. На вооружении резервная группа имеет револьверы и ручной пулемет. В случае необходимости, распоряжением дежурного пом. нач. тюрьмы, группа вооружается винтовками.

13. Резервная группа вводится в действие только следующих случаях: нападения на охрану тюрьмы, бунта, побега заключенных, пожара или загорания в тюрьме и воздушного нападения врага на район расположения тюрьмы. Использование надзирателей резервной группы для иных целей категорически запрещается.

14. Резервной группе надзирателей разрешается отдых в обмундировании в дежурном помещении (на топчанах) в две очереди по 50 % личного состава группы в каждой. Бодрствующей половине группы разрешается чтение и игры (шахматы, шашки, домино).

15. Персональный состав вооруженных резервных групп надзирателей объявляется в суточном приказе по тюрьме.

16. Нападение на охрану тюрьмы извне может преследовать цель освобождения содержащихся в тюрьме заключенных, в первую очередь, особо опасных. Поэтому, наряду с действиями по отражению нападения извне, должны быть немедленно приняты меры по пресечению возможного нападения на тюремную охрану со стороны заключенных.

17. Для успешного отражения нападения на охрану тюрьмы как извне, так и со стороны заключенных, начальствующий и надзирательский состав тюрьмы должен:

а) находиться в состоянии полной оперативно-боевой готовности, отвечающей условиям обстановки;

б) хорошо владеть всеми видами оружия, состоящего на вооружении охраны тюрьмы;

в) уметь в полной темноте ориентироваться в расположении тюрьмы и подступов к ней;

г) знать свое место и обязанности по сигналу тревоги.

18. Если нападение на охрану тюрьмы извне имеет место, когда охрану несет только очередная смена надзорсостава, и тюрьма не охраняется войсковым караулом, - начальник тюрьмы или дежурный пом. начальника тюрьмы действует в следующей последовательности:

а) дает сигнал боевой тревоги;

б) выставляет вооруженных винтовками и револьверами надзирателей с внешней и внутренней стороны входов в тюремные корпуса, в первую очередь в те, где содержатся приговоренные к ВМН и другие особо опасные заключенные. По возможности эти посты должны быть усилены вооруженными лицами нач. опер. политсостава тюрьмы;

в) усиливает вооруженную охрану действующих ворот тюрьмы и выставляет вооруженные посты к неохраняемым (недействующим) воротам;

г) усиливает наружные посты (на вышках) вооруженными винтовками надзирателями; на наиболее удобную для обстрела нападающих вышку выставляет расчет с ручным пулеметом;

д) о происходящем доносит по телефону старшему оперативному начальнику НКВД в данном населенном пункте, а дежурный зам. начальника тюрьмы доносит также и отсутствующему начальнику тюрьмы.

При повреждении телефонной связи донесение старшему оперативному начальнику НКВД направляет разными маршрутами двух нарочных каждого отдельно один от другого (целесообразно сотрудника и сотрудницу тюрьмы в гражданской одежде).

В донесении дает короткие и конкретные данные о происходящем и, если необходимо, требует вооруженную помощь.

Вооруженная помощь испрашивается у старшего оперативного начальника НКВД или других органов НКВД, войсковых подразделений или привлекается надзорсостав из общежитий в зависимости от условий быстрейшей связи и территориальной близости от тюрьмы.

За ограду тюрьмы вооруженная помощь пропускается по условному сигналу.

19. Основное средство отражения попытки нападающих проникнуть в пределы тюремной ограды - ружейный и пулеметный огонь с вышек.

20. Если нападающим извне удалось проникнуть за ограду тюрьмы, начальник тюрьмы (дежурный пом. нач.) становится во главе вооруженного резерва и направляет все усилия к тому, чтобы, отрезав нападающих от входов в тюремные корпуса (в первую очередь - с особо опасными заключенными) огнем и штыковым ударом ликвидировать нападение. Решающую роль в данном случае должно иметь быстрое и эффективное открытие пулеметного огня.

21. Надзиратели (надзиратель) внутренних постов, подвергшихся внезапному нападению со стороны заключенных той или иной камеры, должны при малейшей возможности действовать в следующей последовательности: а) подать установленный инструкцией начальника тюрьмы сигнал тревоги; б) изолировать от нападающих все имеющиеся при себе тюремные ключи; в) подавить нападение или оказывать сопротивление до подхода помощи.

Надзиратель-привратник у ворот тюрьмы при нападении на него группы заключеных обязан прежде всего лишить нападающих возможности завладеть ключами от ворот, для чего должен выбросить их (через форточку или иным способом) за пределы тюремной ограды и отражать нападение.

22. Ввод в тюремный корпус (коридор) группы надзирателей для оказания помощи подвергшимся нападению постам охраны осуществляется так, чтобы момент открывания дверей корпуса (коридора) не мог быть использован заключенными для проникновения на тюремный двор.

23. Если обстановка требует применения вооруженной силы, в тюремный корпус (коридор) вводится вооруженная револьверная группа надзирателей под командой лица начсостава тюрьмы не ниже дежурного пом. нач. тюрьмы. Последний подает команду заключенным «ложись» и по выполнении ее приказывает подниматься по одному и возвращаться в свою камеру. При невыполнении команды приказывает открыть огонь по стоящим заключенным, не допуская рукопашной схватки.

24. Вооруженный заслон, выставленный у входа в тюремный корпус для отражения возможного нападения со стороны заключенных, в случае прорыва их через внутренние посты до входа вооруженной группы в корпус, должен действовать решительно и открыть огонь по нападающим без какого-либо предупреждения.

25. На время отражения нападения явившиеся по тревоге сотрудники тюрьмы, вооружить которых не представляется возможным, направляются на усиление внутренних постов по заранее разработанному и утвержденному на такой случай плану. Из них могущие хорошо владеть оружием используются начальником тюрьмы или дежурным помощником начальника для замены выбывших из строя вооруженных бойцов, принимая от них оружие и боеприпасы. Медперсонал используется по прямому назначению для оказания помощи раненым.

26. При невозможности предотвратить проникновение нападающих в пределы ограды тюремных корпусов, начальник тюрьмы (или другое, заменяющее его, лицо начсостава) обязан занять вооруженными бойцами командные над территорией тюремного двора точки сопротивления и поражать огнем нападающих до прибытия помощи.

27. Бунт заключенных, если он не вылился в прямое нападение на охрану тюрьмы, выражается обычно в форме разрушения тюремного оборудования и инвентаря, забаррикадирование дверей, массового неподчинения требованиям начальника или дежурного пом. начальника тюрьмы.

28. При неподчинении заключенных словесным требованиям начальствующего состава тюрьмы, для восстановления порядка распоряжением начальника тюрьмы или лица, его замещающего, применяется холодная вода. Струя холодной воды направляется в камеру из брандспойта через дверную форточку или отверстие «глазка».

29. При невозможности применить струю воды из местного гидрокрана, распоряжением начальника тюрьмы вызывается пожарная команда, которая и обеспечивает подачу воды.

30. Применение оружия для подавления бунта, если он не вылился в форму прямого нападения на личный состав тюрьмы, не способствует побегу заключенных и не угрожает жизни и здоровью людей, - запрещается.

31. Для приведения к порядку отдельных групп заключенных, не подчиняющихся и оказывающих физическое сопротивление, надзирательский состав по собственному усмотрению применяет метод «Самбо», а к наиболее упорным в сопротивлении распоряжением дежурного пом. нач. тюрьмы применяются смирительные рубахи и связывание.

32. Мероприятия по предотвращению побегов заключенных из тюрем с исчерпывающей полнотой предусмотрены действующими положениями, приказами, циркулярами и инструкциями.

33. Попытка побега может иметь место: а) путем прямого нападения на надзирательский состав тюрьмы, при отсутствии должного отпора нападению со стороны состава охраны; б) без нападения на охрану тюрьмы, путем использования тех или иных нарушений в организации охраны (конвоирования).

34. Пресечь попытку побега - значит, задержать заключенного ранее, чем он скроется из поля зрения преследующих его сотрудников тюрьмы.

35. Для успешного задержания заключенного необходимы быстрота, четкость и слаженность действий как постовых надзирателей, так и всех находящихся в этот момент на территории тюрьмы сотрудников тюрьмы.

36. Постовые надзиратели наружных постов практически преследовать бегущего не могут (так же, как и надзиратели внутренних постов). Но они обязаны без предупреждения и выстрелов в воздух открыть огонь по беглецу, не допуская никакого промедления.

37. Дежурная вооруженная резервная группа надзирателей во главе с дежурным пом. нач. тюрьмы должна действовать по задержанию пытающегося бежать заключенного (заключенных) быстро, настойчиво и решительно.

38. На помощь постовым надзирателям и резервной группе по первому сигналу тревоги, поднятой в связи с побегом, должны явиться (бегом) все сотрудники тюрьмы, находящиеся как на территории тюрьмы, так и вблизи от нее.

39. Преследование за пределами тюремной ограды и местный розыск осуществляется силами начальствующего и надзирательского состава тюрьмы (незанятого на постах) и силами милиции.

40. Преследование беглецов за пределами тюремной ограды и местный розыск организуются лично начальником тюрьмы.

Для быстрого и успешного проведения преследования и розыска беглецов начальник тюрьмы обязан иметь постоянно действующий и систематически уточняемый план организации преследования и розыска, составляемый им лично.

План должен включать в себя: а) карту района, на территории которого расположена тюрьма с нанесенными на карте дорогами, населенными пунктами, ж.-д. станциями, совхозами и т.д.; б) список всех органов милиции (включая ж.-д.), с которыми есть телефонная связь из города; в) адрес и телефон, по которому должны быть вызваны розыскные собаки; г) перечень вероятных маршрутов, которые могут быть избраны беглецами в целях скорейшего ухода от преследования; д) списки сотрудников тюрьмы, хорошо знающих город и его окрестности или отдельные населенные пункты района.

41. Все средства для преследования и местного розыска должны быть использованы немедленно, по обнаружении побега заключенного и независимо от времени суток.

В первую очередь принимаются следующие меры:

а) производится преследование по следу, для чего вызывается розыскная собака местного уголовного розыска;

б) организуется преследование по путям вероятного движения бежавшего; с этой целью в определенных направлениях высылаются группы вооруженных надзирателей (2–3 человека), по возможности из числа тех, которые знают заключенного в лицо;

в) высылаются дозоры из вооруженных надзирателей на местные вокзалы, ж.-д. станции, пристани или автогужевые и проселочные дороги, которыми бежавший может воспользоваться для побега из населенного пункта, где расположена тюрьма;

г) производится «прочесывание» лесного массива, кустарника, зарослей, если есть малейшее предположение, что заключенный скрылся в лесистой местности;

д) сообщается о побеге (по телефону или нарочным) начальнику местного органа НКВД, начальникам органов милиции и соответствующим работникам местных транспортных органов НКВД.

42. После проведения первоочередных мероприятий по розыску бежавшего, не ожидая их результатов, начальником тюрьмы последовательно принимаются следующие меры:

а) если бежавший проживал до ареста в одном из районов, прилегающих к пункту нахождения тюрьмы, его квартира и квартиры его родственников берутся под тщательное наблюдение; в более вероятных точках появления бежавшего выставляются вооруженные засады, в состав которых назначаются преимущественно сотрудники, знающие приметы бежавшего (бежавших) и хорошо знающие местность (засада выставляется, не привлекая внимания населения, проживающего поблизости от засады);

б) размножаются фотокарточки бежавшего и с указанием примет рассылаются в местные отделения милиции, транспортные органы НКВД и ж.-д. милиции ближайших ж.-д. станций;

в) проводится тщательное расследование обстоятельств совершения побега, при которых должны быть установлены не только виновные в допущении побега, но и выявлены все сведения и детали, имеющие значение для розыска бежавшего или могущие навести на его след; эти сведения немедленно реализуются в ходе розыска;

г) сообщается о побеге (по телеграфу или телефону) начальнику тюремного отдела.

43. Для обеспечения мероприятий по розыску, особенно первоначальных, связанных с привлечением большого числа людей (высылка групп преследования и дозор, выставление засад, прочесывание леса), мобилизуется весь наличный начальствующий надзирательский состав, свободный от дежурства, и в случае необходимости, несение службы в тюрьме на это время переводить на две смены.

44. Задержанный бежавший заключенный должен водворяться в тюрьму с особыми предосторожностями против повторного побега от конвоирующих по дороге в тюрьму.

Во всех случаях, когда число задержанных беглецов превышает численность конвоирующей задержанных группы сотрудников тюрьмы, а также в условиях плохой видимости, лесных дорогах, преодоления водных преград, старший в группе имеет право применить связывание рук задержанного.

6. Действия при пожаре в тюрьме

45. Заметивший загорание (дым, запах горения или пламя), каждый сотрудник тюрьмы обязан:

а) применить имеющиеся под руками средства огнетушения, если характер загорания это позволяет;

б) любым быстрейшим способом доложить о загорании дежурному пом. начальника тюрьмы и начальнику тюрьмы, которые немедленно подают сигнал пожарной тревоги.

46. Если размеры или характер загорания не позволяют немедленно ликвидировать его имеющимися в тюрьме средствами пожаротушения, распоряжением начальника тюрьмы или дежурного пом. нач. тюрьмы вызывается пожарная команда.

Одновременно с вызовом пожарной команды в тюрьму вызывается весь свободный от службы личный состав.

До прибытия пожарной команды весь освобожденный от постоянной службы состав сотрудников тюрьмы принимает все меры для тушения пожара.

47. Действия начальствующего и надзирательского состава (при возникновении пожара) в отношении содержащихся в тюрьмах заключенных, если пожар в той или иной степени угрожает корпусам, где содержатся заключенные, осуществляются в следующей последовательности:

а) все внутренние посты по мере прибытия свободных от службы надзирателей удваиваются; к камерам, где содержатся осужденные к ВМН, выставляется особо усиленный наряд во главе с одним из лиц начсостава тюрьмы не ниже дежурного пом. нач. тюрьмы (не из состава дежурной смены);

б) в коридорах и камерах обеспечивается полная тишина и порядок, не допуская никакой суматохи и паники;

в) заключенные выводятся из камер (коридоров, корпусов), которым угрожает огонь или задымление в другие камеры (коридоры, корпуса) только по приказанию начальника тюрьмы или деж. пом. нач. тюрьмы, организовано, покамерно под максимально усиленным конвоем надзирателей без оружия. При этом, если конвоируемые следуют через тюремный двор, вооруженная резервная группа надзирателей размещается так, чтобы путь следования выводимых заключенных находился в поле зрения входящих в состав группы надзирателей, но в максимально возможном отдалении;

г) если переполнение тюрьмы или соображения изоляции не позволяют перевести заключенных в другие камеры (коридор, корпус) они выводятся на неугрожаемые огнем прогулочные дворы и другие подходящие тюремные помещения. Для особо опасных заключенных, если время позволяет, освобождаются камеры путем вывода из них менее опасных заключенных на прогулочные дворы;

д) при отсутствии возможности вывести заключенных в безопасное место в пределах тюремной ограды, они выводятся с санкции начальника местного органа НКВД на наиболее подходящую для этой цели огражденную площадку (стадион, двор здания НКВД и т.п.), обставляемую необходимым вооруженным оцеплением, с привлечением при необходимости в помощь надзирательскому составу войскового (милицейского) подразделения.

48. Одной из сложнейших задач начальствующего и оперативного состава тюрьмы должно быть обеспечение полной сохранности от огня, воды, утери и хищения личных тюремных дел заключенных, картотек, материалов оперативной части архива тюрьмы. Персональная ответственность за их сохранность возлагается на специально выделяемых для этого сотрудников тюрьмы.

49. При вводе бойцов пожарной команды и войскового подразделения на тюремный двор необходимо принять особые меры, исключающие возможность побега заключенных путем присоединения к действующим по тушению пожара бойцам. Таким способом легко могут осуществить побег заключенные, одетые в одежду военного образца.

В качестве профилактической меры бойцов пожарной команды войскового подразделения надлежит пропускать в тюремный двор обратно по счету, в присутствии знающего их в лицо командира.

50. По сигналу «воздушная тревога», а также в случаях, когда нападение вражеской авиации имеет место ранее, чем дан сигнал воздушной тревоги, остаются на своих местах надзиратели как внутренних, так и наружных постов.

51. Дежурный помощник начальника тюрьмы переходит в укрытие, если оно оборудовано дублирующими средствами связи с постами. В противном случае он остается в своем служебном помещении.

52. Не занятый на внутренних и наружных постах надзорсостав привлекается к тушению зажигательных бомб и ликвидации загораний, занимая установленные планом ПВО объекта пункты наблюдения.

53. Основной задачей начальствующего и надзирательского состава тюрьмы во время нападения вражеской авиации на район расположения тюрьмы является предупреждение побега заключенных.

54. Немедленно после сигнала «ВТ» надзиратели внутренних постов приказывают заключенным лечь на пол камер и оставаться в таком положении до сигнала отбоя. О неподчинении немедленно докладывать по команде, для изоляции неподчиняющихся в карцер (распоряжением начальника тюрьмы или лица его замещающего).

55. При повреждении камер, коридоров и корпусов, исключающем возможность дальнейшего оставления в них заключенных, последние выводятся в другие камеры или помещения в порядке настоящей инструкции.

56. Раненым или отравленным заключенным немедленно оказывается первая медицинская помощь. Убитые немедленно учитываются пофамильно.

57. При невозможности перевода заключенных из разрушенных или сильно поврежденных корпусов в другие помещения, заключенные размещаются на тюремном дворе (в крайнем случае, на хоздворе).

Несовершеннолетние и женщины размещаются отдельными группами. В отдельную группу выделяются подследственные заключенные по делам органов госбезопасности.

Приговоренные к ВМН выводятся в другие камеры или, в крайнем случае, в соответствующее надежно охраняемое помещение.

58. На тюремном дворе заключенные размещаются лежа, предупреждаются, что по вставшим без разрешения будут стрелять.

59. Вокруг заключенных выставляется на дистанции не менее двух метров оцепление из вооруженных надзирателей. В наиболее удобном для обстрела тюремного двора месте размещается расчет с ручным пулеметом.

60. При малочисленности имеющегося налицо надзорсостава начальник тюрьмы докладывает старшему оперативному начальству НКВД о необходимости выслать в его распоряжение войсковое подразделение или наряд милиции.

61. При возникновении на территории тюрьмы пожара от падения бомб, начальствующий и надзирательский состав действует в соответствии с 6 разделом настоящей инструкции.

62. По сигналу химической тревоги заключенные при всех условиях организованно выводятся из отравленной или угрожаемой зоны по незараженному или дегазированому маршруту под вооруженным конвоем и возвращаются на тюремный двор только после его тщательной дегазации.

63. Раненые и отравленные заключенные, при невозможности помещения их в тюремную больницу, помещаются в гражданские больницы или военные госпитали. В этом случае к особо опасным заключенным немедленно выставляются надзирательские посты в палатах, за исключением таких раненых и отравленных, которые не могут двигаться без посторонней помощи.

64. При обнаружении в районе расположения тюрьмы не разорвавшихся авиабомб, немедленно сообщать в штаб МПВО участка (района); начальник тюрьмы или деж. пом. начальника обязан немедленно удалить личный состав тюрьмы и заключенных из зоны возможного разрушительного действия бомбы, могущей быть замедленного действия, и ждать прибытия специальной команды ПВО, которая произведет обезвреживание и удаление бомбы.

Начальник Тюремного управления НКВД СССР

майор госбезопасности

Архив НИПЦ «Мемориал». Коллекция документов.

Лишение свободы - это одно из самых суровых наказаний для человека. Со временем тюрьма превратилась не просто местом заключения, а стала своим маленьким миром, со своими законами, ценностями и понятиями. Но есть среди тюрем те, которые вызывают у людей особенный ужас и трепет. Именно о том, какая самая страшная тюрьма в России, пойдет речь в данном топе.

  • 10 Бутырская тюрьма

    Эта тюрьма была построена в 18 веке по приказу императрицы Екатерины второй, недалеко от Бутырской заставы. Сейчас она представляет собой один из самых больших следственных изоляторов. Во время Большого террора, в этой тюрьме были расстреляны несколько тысяч заключенных.

  • 9


    Этот следственный изолятор находится в Санкт-Петербурге. Эта тюрьма была открыта в середине 19 века, и с тех пор там побывало огромное количество опасных преступников. Свое название берет из двух главных зданий, которые похожи на два креста, если смотреть на них сверху. Эта форма зданий выбрана не случайно, строившие её архитекторы считали, что в такой тюрьме преступникам будет проще вымолить прощение у бога.

  • 8 Лефортовская тюрьма


    Этот следственный изолятор, расположенный на территории Москвы, на улице Лефортовский вал. Отсюда пошло и название тюрьмы. Во времена Советского Союза эта тюрьма использовалась НКВД, для пыток заключенных, при проведении допросов. Эта тюрьма была создана только с одной целью - раскалывать криминальных авторитетов.

  • 7 Торбеевский централ


    Эта тюрьма особого режима, расположенная в поселке Торбеево, который находится в республике Мордовия. Эта колония всего несколько лет назад начала принимать пожизненных заключенных, в отличие от остальных тюрем особого режима. Условия в ней примерно такие же, как и в других тюрьмах особого режима, однако количество жестоких преступников здесь меньше, чем в других.

  • 6 Мордовская зона


    Эта тюрьма - это колония особого режима для заключенных пожизненно. Также в этой колонии отбывают наказания и другие заключенные, приговоренные к различным срокам. Эта тюрьма расположена в поселке Сосновка, который находится в республике Мордовия.

  • 5 Черный беркут


    Эта тюрьма особого режима расположена в поселке Лозьвинский, что в Свердловской области. Она известна тем, что это единственная колония, в которой в советское время содержались преступники, которым смертная казнь была заменена лишением свободы. На двери каждой камеры весит табличка, на которой описаны все те ужасные преступления, которые совершил содержащийся в ней заключенный. Название учреждение пошло от скульптуры черного беркута, которая находится на территории колонии.

  • 4 Вологодский пятак


    Данная тюрьма для преступников, приговоренных к пожизненному лишению свободы, находится в бывшем звании монастыря на острове Огненный, который располагается в Вологодской области. Здесь в отличие от других тюрем особого режима, содержатся только заключенные пожизненно.

  • 3 Полярная сова


    Эта тюрьма особого режима расположена в поселке Харп, расположенном в Ямало-Ненецком автономном округе. В данной тюрьме отбывают наказание люди, приговоренные к пожизненному решению свободы за особо тяжкие преступления. В данной тюрьме, помимо других жестоких преступников, содержится один из самых жестоких и опасных преступников в России - Александр Пичушкин. Этот преступник потряс своими убийствами весь мир.

  • 2 Белый лебедь


    Это исправительная колония строгого режима расположена в городе Соликамске. Здесь отбывает своё наказание огромное число самых отъявленных преступников, чьи преступления приводят в ужас. За все время существования этой тюрьмы из неё не совершено ни одного побега. О происхождении названия существует несколько версий. По одной из них, она названа так потому, что во дворе тюрьмы расположен памятник белым лебедям.

  • 1 Черный дельфин


    Эта тюрьма особого режима, расположенная в Соль-Илецке. В этой тюрьме отбывают наказание заключенные за особо тяжкие заключения. Многие узники тюрьмы приговорены к пожизненному лишению свободы. Условия жизни арестантов очень тяжелые. Они круглосуточно находятся под видеонаблюдением. Свет в камерах не выключают даже на ночь. По территории тюрьмы заключенных перемещают с завязанными глазами. Название тюрьмы пошло от фонтана, украшенного статуей дельфина, который расположен рядом с тюрьмой. Большинство заключенных никогда не видели этого фонтана. Данная тюрьма страшна также тем, что в ней содержится множество самых жестоких заключенных, чьи деяния достойны пожизненного заключения.



Просмотров