Постановка на миграционный учет иностранных. Регистрационный учет и миграционный учет иностранных граждан

Постановка на миграционный учет - представляет собой уведомление о прибытии иностранного гражданина к принимающей стороне, путем передачи необходимых сведений в местное отделение ГУВМ МВД РФ.

В соответствии с законодательством РФ принимающей стороне следует сообщить о прибытии иностранного гражданина не позднее 7 рабочих дней с момента въезда иностранца на территорию РФ.
В роли принимающей стороны, могут выступать:

  • Учреждения социального обслуживания (гостиница, пансионат, отель, санаторий и т.д.);
  • Физические лица (собственник квартиры, жилого дома, ответственный квартиросъемщик);
  • Юридические лица (приглашающая организация, компания-работодатель, компания-организатор мероприятия на которое направляется иностранный гражданин и т.д.).

Если иностранный гражданин будет проживать в гостинице, пансионате, отеле и другом учреждении социального обслуживания, то всю процедуру постановки на миграционный учет выполняет администрация данного учреждения.
В остальных случаях, принимающей стороне необходимо передать в территориальное отделение ГУВМ МВД РФ:
- Копию паспорта иностранного гражданина;
- Копию миграционной карты (выдается при въезде в РФ);
- Копию визы (в случае если иностранный гражданин из страны с визовым режимом);
- Заполненное уведомление о постановки на миграционный учет .
Уведомление о постановки на миграционный учет заполняется отдельно на каждого подлежащего постановки на миграционный учет иностранного гражданина.
Принимающая сторона может заполнить уведомление от руки или с помощью компьютера, на русском языке, без сокращений и аббревиатур.
При заполнении уведомления, принимающая сторона должна указать:

  1. Сведения о лице подлежащем постановке на миграционный учет
  • Фамилию Имя Отчество;
  • Гражданство (подданство);
  • Дату и место рождения;
  • Информацию о документе удостоверяющим личность (вид, серия и номер, а также дату выдачи и срок действия);
  • Сведения о документе разрешающего пребывание в России (вид, серия и номер);
  • Серию и номер миграционной карты;
  • Дату въезда в РФ и срок пребывания на ее территории.
  • Сведения о месте пребывания - полный адрес и номер телефона;

2. Сведения о принимающей стороне:
Если принимающая сторона физическое лицо:

  • Фамилию Имя Отчество;
  • Паспортные данные (серия и номер, когда и каким органом выдан, дату рождения);
  • Адрес места проживания;
  • Подпись принимающей стороны.

Если принимающей стороной выступает организация:

  • Наименование организации, ИНН, и ее фактический адрес;
  • Сведения о руководителе организации: ФИО, дата рождения, серия и номер документа удостоверяющего личность, дату выдачи и срок его действия, адрес места жительства;
  • Печать организации и подпись руководителя.

Передать вышеперечисленный комплект документов в отделение ГУВМ МВД РФ, можно обратившись непосредственно в местный отдел ГУВМ МВД РФ, или отправив эти документы через почтовое отделение.

Постановка на миграционный учет через отделение Главного Управления по Вопросам Миграции МВД РФ.

В данном случае постановка на миграционный учет производится в районном отделении ГУВМ МВД РФ по месту нахождения жилого помещения, в котором будет проживать иностранный гражданин, если принимающая сторона физическое лицо, или по месту нахождения юридического лица в случае постановки на миграционный учет организацией.
Для подачи документов, принимающей стороне необходимо обратится к уполномоченному инспектору ГУВМ МВД РФ и предъявить удостоверение личности, заполненное уведомление о постановки на миграционный учет, а также копии паспорта, визы и миграционной карты иностранного гражданина.
После проверки на соответствие данных в заявлении и паспорте, принимающей стороне передают нижнюю отрывную часть уведомления, на обратной стороне которой, инспектор должен поставить печать отделения ГУВМ МВД РФ и свою подпись.
После постановки на миграционный учет, отрывную часть бланка уведомления, принимающая сторона должна передать иностранному гражданину.

Постановка на миграционный учет через почтовое отделение.

Принимающая сторона также может отправить в ГУВМ МВД РФ необходимые документы для постановки на миграционный учет, обратившись в почтовое отделение.
В отличие от постановки на миграционный учет через отделение ГУВМ МВД РФ, в данном случае принимающей стороне необходимо заполнить два экземпляра уведомления о постановке на миграционный учет.
Принимающей стороне следует передать документ удостоверяющий личность, два экземпляра уведомления, а также копии паспорта, миграционной карты и визы, оператору почтового отделения для проверки.
Один экземпляр уведомления вкладывается в конверт с копиями паспорта, визы и миграционной карты, а на отрывной части второго экземпляра, оператор ставит свою подпись, а также печать почтового отделения с датой отправления, и передает принимающей стороне вместе с квитанцией об отправке почтового отправления.
Датой постановки на миграционный учет будет считаться, дата отправления почтового отправления в отделение ГУВМ МВД РФ.
Отрывную часть бланка с печатью почтового отделения, принимающая сторона обязана передать иностранному гражданину.

Принимающей стороне нет необходимости снимать с миграционного учета иностранного гражданина, т.к. снятие с миграционного учета происходит без участия принимающей стороны при выезде иностранного гражданина с территории РФ, а также при смене места пребывания и постановки на миграционный учет по новому адресу.
В первом случае государственные органы пограничного контроля уведомляют ГУВМ МВД РФ о пересечении границы иностранным гражданином, а в случае смены адреса постановки на миграционный учет, отделение ГУВМ МВД РФ сама вносит изменения при уведомлении принимающей стороной.

Понятие «миграционный учёт» введено в деловой оборот Федеральным законом 109-ФЗ от 18.07.2006 г. «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» , разделив единое до этого момента обозначение учета иностранцев словом «регистрация» на два типа: регистрация по месту жительства и миграционный учёт по месту пребывания.

Однако десятилетняя практика использования этого словосочетания позволяет сделать вывод о том, что оно до сих пор не прижилось, и отрывную часть уведомления о прибытии, подтверждающую постановку иностранного гражданина на миграционный учёт, повсеместно по-прежнему ошибочно именуют «регистрацией».

Принятие закона о миграционном учёте сопровождалось громкой кампанией об облегчении миграционного законодательства. Государство позиционировало отказ от сложной коррупционно ёмкой разрешительной процедуры регистрации в пользу простой уведомительной системы постановки на миграционный учёт как сокращение бюрократических препон с одновременным ужесточением ответственности за его неисполнение. Именно 10 лет назад размер ответственности юридических лиц за неисполнение обязанностей по миграционному учёту приобрел современные очертания - штраф от 400 000 р. до 500 000 р. за одно нарушение (статья 18.9. КоАП РФ).

В соответствии с положениями Федерального закона 109-ФЗ регистрации по месту жительства подлежат временно проживающие (РВП) и постоянно проживающие (ВНЖ) в РФ иностранные граждане. Иностранные граждане временно пребывающие в Российской Федерации подлежат только постановке на миграционный учёт. При этом при смене места жительства в РФ временно и постоянно проживающие иностранные граждане могут становиться на миграционный учёт по месту временного пребывания.

Категория иностранных граждан Регистрация по месту жительства Миграционный учет по месту пребывания
Постоянно проживающие (ВНЖ) + +
Временно проживающие (РВП) + +
Временно пребывающие - +

В первоначальной редакции закона предусматривалась обязанность иностранного гражданина и принимающей стороны исполнить требование закона по постановке на миграционный учет в 3-х дневный срок со дня прибытия в место пребывания. Также законодательство предусматривало обязательное снятие с учёта принимающей стороной иностранного гражданина в случае его убытия.

За десять лет законодательство в этой сфере подверглось некоторому смягчению, и срок постановки на миграционный учет по умолчанию с трех дней увеличился до семи рабочих дней, а для большинства государств он изменился ещё значительнее. Да и снимать иностранных работников с учёта больше не требуется. Это происходит автоматически при пересечении иностранным гражданином границы или при постановке на учёт по новому месту пребывания.

Однако на что следует обратить внимание. В большинстве международных соглашений, оговаривающих особенное отношение к сроку временного пребывания для граждан отдельных государств, имеется ввиду срок, исчисляемый от дата въезда на территорию РФ, и данное послабление рассчитано в основном на туристов и лиц, приезжающих в Россию с частными целями. Для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с целью трудоустройства, следует руководствоваться сроком в 7 рабочих дней для постановки на учёт, так как при выполнении многих значимых действий в Российской Федерации требуется наличие реквизитов места нахождения на территории РФ. Так, адрес постановки на учет по месту пребывания требуется указывать в заявлении о выдаче патента на работу , в уведомлении работодателем органов миграции о заключении с иностранным гражданином трудового договора , при заявлении в банк на получение банковской карты для перечисления заработной платы и т.д.

Этот же срок - 7 рабочих дней - следует брать в расчет при смене места пребывания уже на территории России, в том числе, при переходе от одного работодателя к другому.

Итак, перейдём к вопросу об ответственности работодателя за миграционный учёт своих работников. Если в отношении российских граждан, не зарегистрированных по месту жительства, у работодателя не возникает ответственности за заключение трудового договора с таким работником и даже, напротив, работодатель может быть привлечён к ответственности за отказ в трудоустройстве по такому основанию, то в отношении иностранных работников дело обстоит совсем по другому.

Определяющий момент в этом вопросе следующий: является ли работодатель для иностранного работника принимающей стороной.

Что такое - принимающая сторона? Определение этого понятия приведено в Федеральном законе 109-ФЗ.

«Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона):

- гражданин Российской Федерации,

- постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства,

- юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица,

- федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления,

- дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации,

- международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации,

у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится)».

Если до принятия закона 109-ФЗ иностранный гражданин должен был быть обязательно зарегистрирован по месту жительства (временно или постоянно, на длительный срок или на короткий), то с принятием этого закона появилась возможность ставить на миграционный учёт (регистрировать) иностранных граждан по месту работы. Причём вне зависимости от того, имеется ли у работодателя по адресу постановки на миграционный учёт жилое помещение или нет и даже наличие помещения как такого не является определяющим.

Закон 109-ФЗ вводит понятие «Место пребывания»:

«Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом».

Смысл постановки на миграционный учёт - возможность найти иностранного гражданина по адресу постановки, а что он там делает: живёт, работает или находится - не имеет значения.

Пример: Работодатель берёт в аренду участок земли. Право аренды подтверждается договором аренды и свидетельством о собственности на землю. Земельный участок представляет собой обычное поле с ромашками, на котором работодатель планирует выращивать капусту. Для обработки земельного участка он приглашает иностранных работников, которых ежедневно доставляет на полевые работы автобусом из соседнего населенного пункта. Никаких не то что жилых, но и каких-либо иных помещений в поле нет. В лучшем случае - это будет бытовка для хранения инвентаря и вагончик, где рабочие могут переждать непогоду или пообедать. При этом у работодателя есть все законные основания для того, чтобы зарегистрировать иностранных работников в поле с ромашками.

Ситуация кажется нестандартной, однако она не противоречит смыслу осуществления миграционного учета иностранных граждан. По адресу постановки на учёт можно с одинаковым успехом найти иностранного работника, как если бы это была квартира, где иностранец живёт, или поле, где он работает. Во втором случае это оказывается сделать зачастую даже значительно легче и проще, так как работодатель выступает в роли определённой организующей единицы между государственными органами и иностранными гражданами.

Федеральной миграционной службой разработан регламент постановки иностранных граждан на миграционный учёт, который действует и в настоящий момент, несмотря на расформирование ФМС. Однако ни во времена ФМС, ни сейчас, когда эти функции передали в МВД, практика постановки иностранных граждан на миграционный учёт часто не совпадает с теорией.

Регламент частично исполняется лишь в случае первичной постановки на миграционный учёт на 90 дней с момента въезда в Российскую Федерацию. В случаях, когда иностранные работники меняют место пребывания, или срок пребывания продлевается по иным законным основаниям, принимающая сторона в полной мере испытывает на себе полёт чиновничьей фантазии. Так как чёткий алгоритм действий и необходимый пакет документов не регламентирован на законодательном уровне, каждый территориальный миграционный отдел устанавливает свои порядки. В лучшем случае список документов, которые должен предоставить работодатель для постановки иностранного работника на миграционный учёт на юридическое лицо, будет вывешен на доске объявления в коридоре ведомства. Естественно, вы не найдёте там ссылок на какой-либо нормативный акт, потому что нормативных актов, устанавливающих требования к пакету документов для продления миграционного учёта или постановке на учёт свыше сроков первоначального 90-дневного пребывания - не существует.

Попытки ФМС придать этой процедуре нормативную завершённость нашли отражение в Приказе ФМС от 29 июня 2015 г. №321 , однако не увенчались успехом.

Приказ повсеместно не исполняется, и ясности благодаря своим неуклюжим формулировкам в механизм миграционного учета иностранных граждан он не добавил.

В соответствии с приказом, для продления срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт) принимающая сторона подаёт в территориальный орган ФМС или его структурное подразделение по месту пребывания иностранного гражданина заявление в произвольной форме, в котором указывается ФИО, дата рождения, гражданство, адрес места пребывания и реквизиты документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

А также документы, послужившие основанием для изменения срока временного пребывания в РФ. Какие - документы, в приказе не устанавливается. Поэтому перечень таких документов и требования, которые к ним предъявляются, устанавливают сами работники территориальных подразделений миграции и единого списка не существует.

В настоящей статье мы постараемся обобщить опыт постановки на миграционный учёт и продления срока временного пребывания, полученный в различных подразделениях ФМС Москвы и Московской области.

Итак, первое с чем вы столкнётесь - будет желание сотрудников миграционных органов получить исчерпывающую информацию о вашей компании. Впоследствии эта информация потребуется для составления административного дела в случае, если вы совершите какую-нибудь оплошность или упустите из виду какую-либо обязанность по соблюдению миграционного законодательства. Также полный имеющийся в наличии пакет документов по вашей компании облегчает сотрудникам надзорных органов включить вас в ежегодный план проведения миграционных проверок.

Повторюсь ещё раз, законодательно такие требования не предусмотрены, однако без предоставления нижеприведённого пакета документов в ста случаях из ста поставить иностранного работника на миграционный учёт на юрлицо у вас не получится. Все документы предоставляются в копиях, где необходимо заверенных печатью организации:

Учётная карточка компании с вашими контактными данными (редко);

Устав (редко);

Одно- или двухмесячная выписка ЕГРЮЛ (редко);

ИНН (всегда);

ОГРН (всегда);

Приказ/протокол о назначении ген. директора (всегда);

Копия паспорта ген. директора (почти всегда);

Доверенность на представителя;

Приказ о назначении представителя должностным лицом (редко);

Копия паспорта представителя (редко);

Правоустанавливающие документы по адресу постановки иностранца на миграционный учёт (свидетельство о собственности, договор аренды и т.д.).

Нередко требуется подавать эти документы, уже подшитые в папочку-скоросшиватель. Это - приблизительный список документов, которые требуются от принимающей стороны - юридического лица. Так как нормативными документами он не оговаривается, то вы не можете быть застрахованы не только от того, что требования будут разными в разных территориальных подразделениях ФМС, но и от того, что они будут различаться в пределах одного подразделения, но в разные дни. Вчера нужно было предоставлять одно, а завтра уже другое. Даже в пределах одного дня, утром инспектор сказал вам одно, а когда вы вернулись, исполнив его пожелания, вас встретил другой инспектор уже со своим видением.

Но во всём плохом можно всегда найти что-то хорошее. Опять же благодаря тому, что в законе не установлен исчерпывающий список требуемых документов, в большинстве случаев с инспектором можно договориться, что недостающий документ вы поднесёте в следующий раз, ибо постучавшись один раз в двери ФМС, бывать там станете очень часто.

Перейдём теперь к списку документов, которые требуется предоставить по иностранному гражданину, подтверждающих изменение условий на пребывание иностранца в РФ. Документы также предоставляются в копиях:

Заявление (ходатайство от принимающей стороны) о продлении срока временного пребывания;

Заявление (ходатайство от иностранного гражданина) о продлении срока временного пребывания (не везде);

Паспорт (Требования к паспорту везде разные. В большинстве случаев достаточно первого разворота. Если это заграничный паспорт, то иногда требуется копия страницы со штампом о последнем пересечении границы. Встречаются ФМС, где требуются копии всех страниц без исключения, включая незаполненные);

Миграционная карта (Несмотря на то, что в 321 приказе ФМС прямо указывается, что инспектор обязан поставить на миграционной карте отметку о продлении срока временного пребывания, труднее найти ФМС, где это требование выполняется, чем то, где игнорируется. Мы категорически не советуем изымать у иностранных граждан оригинал миграционной карты для проставления отметки о продлении, так как отсутствие у иностранца миграционной карты при себе в момент проверки расценивается московскими судами как нарушение режима пребывания с последующим штрафом и административным выдворением);

С примерами таких административных дел можно ознакомиться здесь: Судебное решение от 10 марта 2016 г. , Судебное решение от 04 марта 2016 г. , Судебное решение от 06 июля 2015 г.

Все квитанции об оплате патента (Текст на них должен читаться. Если он выцвел или неразличим, необходимо заранее отправить иностранного работника в банк за выпиской или получением дубликатов квитанций);

Отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания (в некоторых случаях требуется оригинал);

Трудовой договор;

Уведомление о заключении трудового договора.

До вступления в силу вначале Приказа ФМС от 15 декабря 2014 № 655 , а затем Приказа ФМС от 29.06.2015 г. № 321 , миграционный учет иностранных граждан регулировался Федеральным законом № 109-ФЗ , Постановлением Правительства №9 от 15.01.2007 г. , утверждающим Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан в РФ и административным регламентом предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации .

Все эти нормативные акты предусматривали возложение обязанностей по осуществлению постановки на миграционный учёт на принимающую сторону. Присутствие иностранца для такой процедуры не требовалось. Сам иностранец мог выполнить эту обязанность лишь в исключительных случаях, предъявив в ФМС уважительные причины, по которым этого не смогла сделать принимающая сторона.

Приказ ФМС от 29 июня 2015г. № 321 открывает другие возможности. В положениях, описывающих процедуру подачи документов, заявителем может выступать, как принимающая сторона так и сам иностранный гражданин.

О случаях, когда иностранные граждане по доверенности от работодателя, сами продлевали срок пребывания, становится известно всё чаще, однако, это всё ещё скорее исключение из правил.

Итак, мы рассмотрели вопрос о действиях работодателя по постановке своих работников на миграционный учёт по месту работы, но не ответили на главный вопрос: а является ли это обязанностью работодателя?

Нет! Безусловной обязанностью работодателя - это не является. Распространённая ситуация, когда организация-работодатель выполняет свои обязанности перед ФМС по оформлению трудовых отношений в соответствии с миграционными требованиями, а обязанности по миграционному учёту на себя не возлагает, если работник стоит на учёте по адресу физического лица. Работник может жить у физического лица: у родственников, снимать квартиру или комнату у собственника жилья, при этом лицо, предоставившее ему место для проживания, также имеет право поставить его и на миграционный учёт. В этом случае работодатель лишь контролирует, чтобы работник вместе с собственником жилья своевременно продлевали срок пребывания и то, делает это не потому что к такому обязывает законодательство, а чтобы не лишиться в одночасье работника, забывшего продлить свой срок пребывания.

Более того, возможна также ситуация, когда работающий в организации иностранец стоит на миграционном учёте по адресу другого юридического лица. Допускается это в двух случаях.

Первое. Когда работник проживает в гостинице, общежитии, хостеле - тогда на учёт его ставит юридическое лицо, которое владеет объектом размещения.

Второе. Когда работник работает по совместительству, и на миграционный учёт его поставил другой работодатель.

Во всех остальных случаях, даже если срок временного пребывания не истёк, печать юридического лица на оборотной стороне отрывной части уведомления о прибытии нового работодателя должна насторожить. В большинстве случаев это обычная «купленная регистрация», которая ничего хорошего ни иностранному работнику, ни его работодателю не сулит. Ещё это может быть печать прежнего работодателя, что легко проверить, попросив у будущего работника трудовую книжку или справку 2 НДФЛ с предыдущего места работы.

Чем грозит такой миграционный учёт? Работнику грозит штраф, а в городах федерального значения и сопредельных областях - штраф, административное выдворение и закрытие въезда на 5 лет. Но только в одном случае, если работник не передал новому работодателю свои документы для постановки на миграционный учёт. А в том случае, если у него нет валидной принимающей стороны (родственников или арендодателя), он просто обязан это сделать по прибытию в новое место пребывания. При таком раскладе новая работа - и есть новое место пребывания иностранца. В этом случае ответственность по осуществлению миграционного учёта ложится на работодателя, а с иностранца такая ответственность снимается (См. Письмо ФМС от 26 марта 2013 г. № КР-1/2/2-3688).

Иностранный гражданин по прибытию к новому месту пребывания (к новому работодателю) передаёт принимающей стороне документы для постановки на миграционный учёт, а принимающая сторона обязана в течении семи рабочих дней поставить иностранного работника на учёт по новому месту пребывания.

Подводя итог статье, хочу ещё раз обратить внимание на три важные вещи.

Первое. Иностранный гражданин выполняет обязанности по соблюдению и продлению своего срока временного пребывания в РФ: своевременно оплачивает патент, подаёт документы на РВП и т.д. А принимающая сторона, в роли которой может выступать работодатель, выполняет обязанности по осуществлению миграционного учёта иностранного гражданина (работника). Объединяют эти две задачи - сроки. Срок, на который продлевается временное пребывания иностранца в РФ соответствует сроку его постановки на миграционный учёт.

Второе. Постановка на миграционный учёт в отличии от регистрации по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной процедурой. В то время как миграционные органы зачастую продолжают относиться к ней, как к разрешительной. Требования по пакету документов, предъявляемые органами миграции законом не определены. Более того, в пункте 31 административного регламента предоставления ФМС государственной услуги по осуществлению миграционного учёта в Российской Федерации приводится исчерпывающий перечень документов, которые должна представить принимающая сторона для предоставления услуги, состоящий из двух пунктов: паспорта и миграционной карты иностранного гражданина. А в пункте 46 регламента содержится прямой запрет требовать от заявителя предоставления документов и информации, не предусмотренных нормативными актами.

И последнее. Иностранный работник может стоять на миграционном учёте, как по месту работы, так и по месту проживания. Основополагающим требованием является фактическое соответствие адреса постановки на миграционный учёт адресу нахождения иностранного работника, а в рабочее это будет время или нет - не имеет значения. Ну и нельзя допускать превышения срока постановки на миграционный учёт (срока временного пребывания) иностранного гражданина. В случае, если законных оснований для продления срока временного пребывания не имеется, иностранный гражданин обязан выехать с территории России до истечения срока временного пребывания (срока постановки на миграционный учёт).

Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 N 9 (ред. от 07.03.2019) "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

III. Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания и снятие их с учета

III. ПОСТАНОВКА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

НА УЧЕТ ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И СНЯТИЕ ИХ С УЧЕТА

20. Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, подлежат постановке на учет по месту пребывания, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 20 Федерального закона.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.

(см. текст в предыдущей редакции)

По прибытии иностранного гражданина в гостиницу администрация гостиницы обязана в течение 1 рабочего дня, следующего за днем его прибытия, уведомить территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации о прибытии иностранного гражданина в место пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрацией гостиницы о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.

(см. текст в предыдущей редакции)

20(1). Высококвалифицированные специалисты и члены их семей освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на миграционный учет по месту пребывания на срок, не превышающий 90 дней со дня их въезда на территорию Российской Федерации.

Высококвалифицированные специалисты и члены их семей, зарегистрированные по месту жительства (поставленные на учет по месту пребывания) в Российской Федерации, при прибытии в новое место пребывания на территории Российской Федерации на срок, не превышающий 30 дней, освобождаются от обязанности выполнения действий, необходимых для их постановки на учет по новому месту пребывания.

Уведомление о прибытии указанных граждан после истечения 90- или 30-дневного срока подается в соответствии с настоящими Правилами в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) либо направляется почтовым отправлением в течение 7 рабочих дней.

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии).

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Принимающая сторона в установленные Федеральным законом сроки представляет в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации непосредственно или через многофункциональный центр либо направляет почтовым отправлением уведомление о прибытии (за исключением случаев, предусмотренных частями 3 , 3.1 и 4 статьи 22 Федерального закона).

(см. текст в предыдущей редакции)

23. В уведомлении о прибытии принимающая сторона или иностранный гражданин должны указать следующие сведения:

а) о лице, подлежащем постановке на учет:

фамилия, имя, отчество;

гражданство (подданство);

дата и место рождения;

пол;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

цель въезда;

профессия;

дата въезда в Российскую Федерацию;

серия и номер миграционной карты;

Заявленные сроки пребывания;

адрес места пребывания;

адрес прежнего места пребывания в Российской Федерации (в случае прибытия в новое место пребывания);

б) о физическом лице, выступающем в качестве принимающей стороны:

фамилия, имя, отчество;

вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность;

адрес места жительства;

наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

24. В случае если принимающей стороной является организация, в уведомлении о прибытии помимо сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 23 настоящих Правил, указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество ответственного лица организации;

б) вид и реквизиты (серия, номер, дата выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность ответственного лица организации;

в) адрес места жительства ответственного лица организации;

г) наименование организации;

д) адрес организации;

(см. текст в предыдущей редакции)

е) идентификационный налоговый номер организации;

ж) наименование и реквизиты документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

25. Принимающая сторона свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина выражает подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, а для организации, принимающей иностранного гражданина, такая подпись скрепляется печатью указанной организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Иностранный гражданин для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, миграционную карту (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) и (или) вид на жительство либо разрешение на временное проживание (для постоянно либо временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

В случае прибытия в новое место пребывания дополнительно предъявляется отрывная часть уведомления о прибытии по прежнему месту пребывания в Российской Федерации.

26(1). Иностранный гражданин - трудящийся государства - члена Евразийского экономического союза и члены его семьи для заполнения бланка уведомления о прибытии предъявляют принимающей стороне:

а) документ, удостоверяющий личность;

б) миграционную карту (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

в) трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

г) документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

26(2). Под членами семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза понимаются лица, состоящие в браке с трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

27. Принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания в соответствии с настоящими Правилами.

Бланк уведомления о прибытии заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке, исправления не допускаются.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае направления уведомления о прибытии почтовым отправлением бланк уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в организации федеральной почтовой связи в течение 1 года.

В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в многофункциональном центре в течение 1 года. В случае отсутствия технической возможности представления многофункциональным центром уведомления о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в виде электронного документа бланк такого уведомления заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится в многофункциональном центре в течение 1 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

28. Лицо, подающее уведомление о прибытии в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр, организацию федеральной почтовой связи или администрации гостиницы, обязано представить документ, удостоверяющий его личность.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

28(1). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, прилагает:

А) копии всех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о данном иностранном гражданине и (или) имеют отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации либо иного иностранного государства;

Б) копию миграционной карты иностранного гражданина (за исключением случаев освобождения иностранного гражданина от обязанности по заполнению миграционной карты в соответствии с международным договором Российской Федерации);

В) копию документа, подтверждающего право пользования жилым или иным помещением, предоставляемым для фактического проживания иностранному гражданину.

28(2). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза и членов его семьи, представляемому (направляемому) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, помимо документов, предусмотренных пунктом 28(1)

а) копию трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства - члена Евразийского экономического союза с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;

б) копии документов, подтверждающих родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства - члена Евразийского экономического союза).

28(3). Принимающая сторона к уведомлению о прибытии иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания по адресу организации в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, помимо документов, указанных в пункте 28(1) настоящих Правил, прилагает:

а) копию трудового или гражданско-правового договора иностранного гражданина с организацией или копию иного документа, подтверждающего осуществление иностранным гражданином в данной организации трудовой или иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности;

б) письмо руководителя либо иного уполномоченного должностного лица организации, подпись которого скрепляется печатью организации (при ее наличии), в орган миграционного учета о фактическом проживании иностранного гражданина в помещении данной организации, не имеющем адресных данных (в строении, сооружении), в том числе временном.

28(4). Принимающая сторона или в случаях, предусмотренных частями 3 и 3.1 статьи 22 Федерального закона, иностранный гражданин вправе не представлять (не направлять) копию миграционной карты в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации. В случае непредставления копии миграционной карты территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяет на основании имеющихся сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте.

Собственник помещения, выступающий в качестве принимающей стороны, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а только указать такие сведения в уведомлении о прибытии.

Организация, выступающая в качестве принимающей стороны, в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, вправе не представлять (не направлять) копию документа, указанного в подпункте "в" пункта 28(1) настоящих Правил.

29. При обращении временно проживающего либо временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина в соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны;

г) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

29.1. При обращении иностранного гражданина в соответствии с частью 3.1 статьи 22 Федерального закона непосредственно в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо в многофункциональный центр к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

в) копия миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина);

г) копия документа, подтверждающего родство (для высококвалифицированных специалистов, выступающих в качестве принимающей стороны для членов своей семьи).

30. При самостоятельном уведомлении территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о своем прибытии в место пребывания непосредственно либо в установленном порядке почтовым отправлением к уведомлению о прибытии прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;

б) письменное согласие принимающей стороны;

в) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны.

31. Порядок приема уведомления о прибытии, форма отметки о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания (далее - отметка о приеме уведомления), и порядок ее проставления в отрывной части бланка уведомления о прибытии при непосредственном представлении в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации либо через многофункциональный центр устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, а при направлении в виде почтового отправления - Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Форма отметки о приеме уведомления, проставляемой администрацией гостиницы, и порядок ее проставления устанавливаются Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. Постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии, но не более чем на срок временного пребывания такого иностранного гражданина в Российской Федерации, установленный Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" или международными договорами Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Постановка на учет постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в уведомлении о прибытии в место пребывания, но не более чем на срок действия вида на жительство или разрешения на временное проживание.

33. Администрация гостиницы, принявшая от иностранного гражданина уведомление о прибытии, а также территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, многофункциональный центр или организация федеральной почтовой связи, принявшие от принимающей стороны или иностранного гражданина уведомление о прибытии, проверяют точность изложенных в нем сведений и наличие необходимых документов, после чего незамедлительно проставляют отметку о приеме уведомления в бланк уведомления о прибытии, отрывная часть которого возвращается иностранному гражданину либо принимающей стороне.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня приема уведомления о прибытии непосредственно либо через многофункциональный центр либо получения его в виде почтового отправления фиксирует в своих учетных документах сведения об адресе места пребывания иностранного гражданина либо в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона, об адресе организации и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан для России особо актуальна, учитывая ее роль в регионе. Все приехавшие проходят контроль, их данные заносятся в специальные реестры. Таким образом, осуществляется систематизация сведений и персональных данных в сфере миграционных правоотношений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В большинстве случаев процедура состоит в предоставлении определенных сведений государственным органам и в уведомлении их о прибытии.

Что это такое

Каждый въезжающий в страну должен пройти обязательную процедуру – постановку на миграционный учет. Ее второе название – временная регистрация. Она представляет собой подачу службам или МВД информации о прибытии на территорию государства лиц с другим гражданством или вообще без такового.

Нужно ли вставать

Независимо от того, как осуществляется въезд – в визовом или безвизовом порядке – процедура обязательная для всех. Каждый, кто пересекает границу, должен отмечаться в ФМС или ГУВМ МВД.

Только тогда нахождение в России будет легальным, что дает доступ к другим услугам, например, к официальному устройству на работу.

Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан

Суть процедуры – информирование соответствующих органов о прибытии в место, предоставленное принимающей стороной (работа, сдаваемое жилье). Основанием постановки на облик является факт подачи ведомствам уведомления.

Указанное сообщение заполняется на специальном бланке с отрывным талоном, на котором ставится отметка о приеме заявления. Его нужно сохранять, так как он является подтверждением регистрации. Для подданных разных стран условия могут отличаться по срокам.

Видео: Срок постановки

Кто может поставить и в какой срок

Стандартный срок постановки на облик по месту пребывания – 7 дней с даты прибытия. Исключения составляют граждане некоторых регионов ЕАЭС и Таджикистана.

Заявление нужно подать именно в этот период после приезда в точку пребывания. Данные для временно или постоянно проживающих подаются в территориальные органы управления по миграционным вопросам.

Следует отметить важный нюанс: предоставляет заявление (заполненную стандартную форму) принимающий, то есть, работодатель, куда гастарбайтер устраивается, владелец жилья, которое сдается ему в аренду.

Существуют также исключения по срокам для граждан некоторых государств:

Срок первичного облика – до 90 суток, независимо от гражданства, это значит, что иммигрант имеет право находиться на российской территории максимально на этот период. После его истечения оно должно либо выехать, либо продолжить регистрацию при наличии определенных оснований.

Первые 4 позиции в таблице – это ЕАЭС. Российская Федерация разрешает своим подданным оформлять первичную регистрацию до 1 года, но только в случае, если они имеют патент на работу и трудовой договор. Период пребывания продлевается на его действие, но не более чем на 12 мес.

Штрафные санкции за нарушение правил составляют от 2 тыс. до 7 тыс. руб., а также применяется запрет на выдворение из государства с запретом на въезд или без такового.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан осуществляется территориальными органами ФМС, управлением по вопросам миграции МВД по месту регистрации.

Документы можно подавать через МФЦ, центры предоставления госуслуг, а также присылать почтовыми отправлениями – в этих случаях время осуществления будет немного длиннее.

По месту пребывания

Главное значение имеет принимающая сторона по месту пребывания прибывшего, именно она подает сообщение. Ею выступают такие субъекты:

  1. российские граждане с регистрацией по месту жительства или владеющие собственным жильем, где останавливается приезжий;
  2. иностранцы с видом на жительств и с одновременно с регистрацией в РФ, а также владеющие собственным жильем. Последние сами являются принимающей стороной по отношении к себе, они могут оформиться самостоятельно, при этом они не имеют права это делать для других приезжих, а также членов своей семьи;
  3. подданные других государств со статусом ВКС с собственным жильем в РФ могут оформлять себя и членов своей семьи;
  4. процедура доступная для юридических лиц РФ – они могут выступать принимающей стороной. Это же касается и международных организаций, органов госвласти РФ.

Действия принимающих:

  1. после приезда иноземца заполняет бланк уведомления об этом на основании предоставленной им информации (карты, паспорта, визы);
  2. заполненный бланк направляется в уже указанные нами органы;
  3. предоставляющий помещение обязан при этом предъявить свои идентификационные документы, подать российский паспорт и карту иммигранта (копии);
  4. сотрудник ФМС осуществляет проверку данных и ставит на бланке штамп о приеме поданного;
  5. отрывная часть формы выдается заявителю, который отдает ее чужеземцу.

Этапы:

  1. въезд и получение карты;
  2. прибытие к предоставляющему жилье (работу) лицу, которое заполняет и подает в УВМ МВД заявку и другие данные (ниже мы укажем их). Подавать можно через МФЦ, почтой, но все равно в конечном итоге нужно зайти в отделение для получения отрывного талона и для проставления подписей;
  3. в УВМ делают проверку информации и заносят ее в базу данных;
  4. затем – проставляется отметка на отрывной части и вручается заявителю, который в свою очередь отдает ее иммигранту.

После указанных манипуляций чужестранец может пребывать в России до 90 суток, после чего нужно заняться продлением этого периода, если есть основания (например, патент на работу) или выехать на 3 мес. Об убытии сообщать не надо – данные поступают в базы данных МВД автоматически.

Через портал госуслуги

Для процедуры нужно зайти на сайт госуслуг, зарегистрироваться и создать личный кабинет, выбрать соответствующую услугу, и ознакомиться с правилами и описанием процесса.

Далее, необходимо выбрать «получить услугу». Пользователя в режиме онлайн перенаправят на страницу с электронной формой заявки. При этом нужно авторизоваться. Форма заполняется в электронном виде и также отсылается через этот же ресурс (нажать «подать заявление»).

После успешного выполнения выше перечисленного ход рассмотрения заявки можно контролировать в личном кабинете («мои заявки»). Она рассматривается на протяжении 3 дней.

Пользователю приходит сообщение (на электронную почту или мобильный), когда нужно прибыть в отделение УВМ МВД для завершения процедуры. С собой надо иметь все оригиналы документов.

На сайте МВД есть раздел для проверки состояния разрешений.

Через МФЦ

Документы от физических лиц допускается сдавать в МФЦ по месту пребывания иностранца, от юридических и ИП – в любой офис независимо от места нахождения. Процедура аналогична той, если бы подавалось заявление в отделении УВМ.

Вся полностью она осуществляется в тот же день, то есть, сразу же выдается отрывной талон.

Срок

При личном обращении в УВМ подтверждение выдается сразу, то же касается и МФЦ. Если делали через госуслуги, то анкета поступает сразу в электронный сервис и в течение 3 дней гражданин уведомляется, когда нужно прийти с оригиналами документов для подписания необходимых бумаг.

Во время визита сразу же выдается отрывной талон с отметкой.

Информация о прибывшем появляется в електронных базах ведомств в такие сроки: МВД – 3, Налоговая – 10, Органы статистики – 30 рабочих дней.

Перечень документов

В УВМ надо предоставить уведомление, карту иммигранта и следующего. Для юридических лиц (облик по месту работы):

  1. свидетельства о госрегистрации фирмы;
  2. выписка из органов статистики;
  3. ЕГРЮЛ (оригинал давностью до 2 мес.);
  4. приказ о назначении руководителя и его паспорт;
  5. трудовой договор с иммигрантом;
  6. все данные компании (телефон, адрес);
  7. документы о помещении, где располагается лицо (аренда, собственность).

Для физических лиц требуется предоставление паспортов принимающего и приехавшего, копии подтверждений прав на жилье.

Для детей иностранцев дополнительно надо предъявить свидетельство о рождении, желательно иметь также медстраховку (все подается и подписывается от имени ребенка законным представителем).

Каким законом регулируется

Нормативные акты в рассматриваемой области такие:

  1. ФЗ №109 «О миграционном учете…»;
  2. порядок осуществления регламентируется Постановлением №9;
  3. приказ ФМС №321 регулирующий временное пребывание.

Правила заполнения бланка

заполняется с двух сторон, так как он размещен на двух страницах одного листа. Данные вписываются разборчивым почерком (можно печатными буквами) или с использованием технических устройств (принтера). Форма заполняется русским языком без исправлений, аббревиатур, сокращений, пропущенных мест.

Подпись ставится принимающим лицом на обороте в и в главной части. Если заявителем выступает юрлицо, то ставится печатка (при ее наличии).

Несовершеннолетние

Что подавать для детей мы указали выше. От их имени выступают родители или законные представители (с подтверждениями опекунства, попечительства, права представлять интересы, с оформленным согласием родителей). В заявке должны быть вписаны данные этих лиц.

Продление

Стандартный период первичной регистрации – 90 суток. Продление возможно, если есть патент на работу, трудовой договор, виза, РВП, ВНЖ (в том числе и факт подачи на него).

Для пролонгации необходимо сначала продлить срок указанного, если он истекает, и на этом основании продлевать ВР. В полномочия ФМС входят обязанности принимать заявления об этом и продлевать разрешения.

Правила миграционного учета иностранных граждан в Российской Федерации в 2019 году не будет отличаться от 2018 года. Последние изменения в ФЗ №109 «О миграционном учете иностранных граждан» были внесены Конституционным судом в июле 2017: другие дополнения пока не планируются.

Возможно вам будет интересно:

Основные документы, регулирующие данную процедуру:

  • Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 № 109-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ «О государственной информационной системе миграционного учета» от 14.02.2007 № 94,
  • Постановление Правительства РФ «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 15.01.2007 № 9;
  • Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации» от 29.08.2013 № 364.

Какая организация ставит на учет

Ранее миграционным учетом занималась Федеральная миграционная служба (ФМС). Однако Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 она была упразднена. А ее функции передали Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ). Теперь все вопросы по постановке на учет решаются через него .


Обязательно ли вставать на учет? Да. Обязательность регистрации по месту жительства оговорена ст. 14 №109-ФЗ. Причем, в соответствии с законом, это обязаны сделать как постоянно, так и временно проживающие в стране иностранцы. Однако, в соответствии с другими пунктами того же закона, иногда это обязана делать принимающая сторона (работодатель, администрация санатория и так далее).

Онлайн-запись на миграционный учет доступна на сайте «Госуслуги» по ссылке https://www.gosuslugi.ru/10050 . Нужно выбрать свой случай учета: по месту жительства или по месту пребывания. Затем заполнить заявление, принести в назначенное время оригиналы документов (какие - указано на сайте), и прийти второй раз за регистрацией (отметка в паспорте или свидетельство о регистрации по месту пребывания).

Нужно ли получать разрешение, чтобы встать на учет


За исключением некоторых случаев, прописанных в №109-ФЗ, постановка на учет должна иметь уведомительный, а не разрешительный характер. Что это значит? Чтобы сделать это, не нужно разрешение МВД. Нужно лишь сообщить в местный орган о своем проживании или пребывании в определенном месте, этого достаточно. Исключением являются закрытые города, период чрезвычайных ситуаций и ряд других случаев, прописанных в законе. Для этих случаев нужно именно разрешение.

" В соответствии с федеральными конституционными законами или федеральными законами разрешительный порядок регистрации по месту жительства и учета по месту пребывания действует или может быть введен:
1) в пограничной зоне;
2) в закрытых административно-территориальных образованиях;
3) в закрытых военных городках;
4) на территориях, в организациях или на объектах, для въезда на которые в соответствии с федеральным законом иностранным гражданам требуется специальное разрешение;
5) на территории, на которой в соответствии с указом Президента Российской Федерации введено чрезвычайное или военное положение;"

Полный перечень смотрите в №109-ФЗ, ст. 5.2.


Встать на учет можно двумя разными способами:

  • по месту проживания,
  • по месту пребывания.

Полностью процедуру для обоих случаев описывает постановление правительства 9 о миграционном учете. В 2017 году данному постановлению исполнилось 10 лет, но оно по-прежнему является действующим. Оно описывает тонкости регистрации в каждом случае.

Постановка иностранных граждан на миграционный учет в РФ по месту пребывания

Как встать на учет по месту пребывания, подробно описывает постановление Правительства РФ №9 от 15 января 2007 года.

п. III.20 постановления №9

" Это нужно сделать «не позднее 7 рабочих дней со дня... прибытия в место пребывания " .

Рабочими считаются дни с понедельника по пятницу включительно.


Если человек прибывает в гостиницу, то сделать это должна администрация гостиницы (причем за 1 рабочий день после дня прибытия иностранного гражданина). Если это высококвалифицированный специалист, то он может не вставать на учет по месту пребывания 90 дней после пересечения границы России (III.20 (1)). Данное разрешение распространяется и на членов его семьи.

Если высококвалифицированный специалист (и его семья) уже зарегистрированы по месту жительства, и у них будет другое место пребывания меньше, чем 30 дней, то они могут также не вставать на учет.

Чтобы выполнить процедуру, нужно заполнить форму о прибытии, которая есть на сайте МВД, в подразделениях МВД, на портале Госуслуг. Заявителя ставят на учет в течение одного рабочего дня после того, как он подал форму (III.21).


Всегда есть принимающая сторона (физическое или юридическое лицо), и они должны подписать форму о прибытии. Их подпись подтверждает, что они согласны с тем, что иностранец пребывает у них (III.25). Для подачи формы обязательно нужно предоставить документ, удостоверяющий личность, паспорт или иной, а также его копию (III.28).

В большинстве случаев о прибытии иностранца должна сообщить именно принимающая сторона, а не он сам. Если же принимающая сторона этого не делает, то иностранец должен также принести:

" б) документы, подтверждающие уважительные причины, препятствующие принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии;
в) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (иностранного гражданина или ответственного лица организации), выступающего в качестве принимающей стороны (III.28)."

Кто не должен вставать на учет по месту пребывания


Есть целый перечень случаев, в которых постановка на учет по месту пребывания не обязательна. Например, если иностранец:

" а) не имеет места жительства;
б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания;
в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом;
..."

Полный перечень таких случаев перечислен в ст. 20 №109-ФЗ. К нему можно обратиться, если остаются сомнения.

Как встать на учет по месту жительства

Учет по месту жительства тоже нужно оформить в течение 7 дней. Но не после прибытия в страну, а

" с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения» (п. II.3 постановления №9)."

Для несовершеннолетнего (до 18 лет) такое разрешение оформляют родители или опекуны (п. II.6 постановления №9).

Документы, которые нужно предоставить:


" а) документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
б) вид на жительство или разрешение на временное проживание;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации (договор, свидетельство о праве собственности либо иной документ), и их копии (п. II.8)."

Важно отметить, что, если у иностранца есть несколько жилых помещений, он обязан зарегистрироваться в одном из них (ст. 14 ФЗ-109). Сколько времени займет? Сроки постановки иностранных граждан на миграционный учет по закону: в течение одного рабочего дня после подачи заявления. Причем для обоих случаев: по месту жительства и пребывания (№109-ФЗ, ст. 18).

Штраф за нарушение миграционного учета


За нарушение миграционного учета КоАП РФ предусмотрены штрафы. Причем они больше для юридических лиц (которые стали приглашающей стороной) и меньше для физических. Для физического лица это 2-5 тысяч рублей, для должностного (например, администратор гостиницы) - 40-50 тысяч, для юридического (работодатель) - 400-500 тысяч (ст. 4 18.9).

Если же иностранец должен был сам встать на миграционный учет, то ему придется заплатить 2-5 тысяч, причем в дополнение к этому его могут выдворить из страны (ст. 4 18.8 КоАП).

Административный регламент по миграционному учету иностранных граждан (№364, утвержден 29 августа 2013 г.) требует от сотрудников МВД, чтобы иностранец ждал своей очереди не более 15 минут. Проще потратить эти 15 минут, чем потом платить штраф. Если же нет времени и желания заполнять документы, МВД отказывает в регистрации или возникают другие проблемы, лучше обратиться к специалисту.



Просмотров