Поведение детей при пожаре. «Безопасное поведение детей при пожаре»

Пожар – это бесконтрольное горение объектов окружающего мира. Следствием пожара чаще всего является ущерб благосостоянию, жизни и здоровью отдельных людей, экосистеме природы, финансовому благополучию государства или нескольких стран. Также в некоторых случая пожар может подрывать социальные устои общества.

Чаще всего пожар может быть вызван следующими факторами:

  • Несоблюдение правил пожарной безопасности и эксплуатации оборудования;
  • Самопроизвольное возгорание веществ вследствие механического, термического, светового, электрического воздействия, а также ряда химических реакций;
  • Природные факторы: грозовые разряды, извержения вулканов и т.д.
  • Преднамеренный поджог.

Дети должны четко знать правила пожарной безопасности и правила поведения во время пожара. Объяснять детям правила надо в доступной игровой форме. Хорошо, если вы проведете практические игры, имитирующие реальные условия.

К ключевым правилам пожарной безопасности для детей относятся:

  • Нельзя играть с огнем, разжигать костер, применять спички, зажигалки и т.д.;
  • Нельзя использовать огонь для освещения темных помещений, надо использовать электрический источник света (например, фонарик);
  • Нельзя играть с электроприборами, электрической розеткой и кухонной плитой;
  • При обнаружении запаха газа в помещении нельзя включать свет и огонь.

Для более подробного ознакомления читайте материал о правилах пожарной безопасности для дошкольников и о методах их эффективного обучения.

К правилам поведения детей во время пожара относятся:

  • Маленький огонь можно быстро затушить, закрыв его одеялом или большой одеждой, засыпав песком или залив водой, воду нельзя лить на электроприборы и розетки. Если огонь не гаснет, надо немедленно всем детям покинуть помещение;
  • Если загорелся электроприбор к нему нельзя приближаться вообще. Надо убежать и позвать взрослых, по возможности, отключить электропитание в доме;
  • Если ты обнаружил пожар, и рядом нет взрослых, то надо немедленно покинуть помещение, забрав с собой всех детей находящихся там и звать на помощь взрослых;
  • Если огонь перекрыл выход, то на первом этаже можно вылезти через окно, на более высоких этажах надо идти на балкон или к окну, звать на помощь взрослых, звонить в пожарную службу;
  • Если пожар начался в отдельном помещении, то его распространения можно замедлить, по возможности, закрыв там окна и двери;
  • Если ты не можешь убежать, но есть доступ к воде, то набери побольше воды (в ванну, ведра, кастрюлю), облей дверь и пол, откуда может приближаться огонь, водой;
  • При пожаре никогда не прячься под кровать или в шкаф, или в другие секретные места – пожарным трудно тебя будет искать;
  • Если в помещении много дыма и ты не у окна, то надо сесть на пол, там меньше дыма. В самой критической ситуации, когда на помощь рассчитывать нельзя и надо убегать, но вокруг дым, и огонь, то лучше двигаться к выходу, пригнувшись (если пламя бьет не снизу). И по возможности, прикрыться чем-то и плеснуть на себя сверху воду, если воды мало, то хотя бы покрой голову любой влажной тряпочкой;
  • При пожаре надо в первую очередь всегда спасать себя и других детей, оставив игрушки и домашних питомцев;
  • Если в доме пожар не используй лифт, он может в любой момент выключиться, и ты окажешься в ловушке;
  • Если на тебе загорелась одежда, то надо упасть на землю и кататься, нельзя бесцельно бежать – это приведет к еще большему возгоранию, исключение, если где-то совсем рядом (до нескольких десятков метров) водоем или емкость с водой и ты побежишь туда. Если загорелся кто-то рядом, его можно потушить, закрыв одеялом, большой одеждой, или засыпав песком, землей, залив водой. Если другой ребенок горит и в панике бежит, то можно попробовать его догнать, повалить наземь и начать тушить;
  • Ты должен знать номер телефона пожарной службы и свой адрес и уметь звонить по телефону;
  • И, главное! Никогда не поддавайся панике, пожар это огонь, который стал врагом, но он не всесильный. Он сам много чего боится, например, воды или пожарного. Поэтому будь хладнокровным и всё будет хорошо.

Вы в курсе, что для детей и подростков очень важно знать правила пожарной безопасности? Нет? Тогда давайте узнаем, для чего им это знание. Сегодня изучим памятку для детей “Что делать при пожаре?”.

Учителям, воспитателям и, конечно, родителям необходимо уделять особое внимание вопросам пожарной безопасности. Пожары, к сожалению, возникают внезапно, и распространение огня происходит очень быстро. Сложно в такой ситуации не поддаться панике, особенно, если ребенок не знает правил пожарной безопасности. Именно этим правилам посвящена наша памятка.

Термин “противопожарная безопасность”

Давайте разберемся с термином противопожарная . В базовый курс общеобразовательной программы детских дошкольных учреждений входит тема пожарной безопасности и изучение правильного поведения в критических ситуациях. Любая мамочка постоянно твердит своему чаду, что спички детям не игрушка.

Мало-помалу эти прописные истины занимают прочные позиции в мозгу малыша. Однако, маленькие экспериментаторы зачастую хотят проверить, отчего же именно спички трогать нельзя.

При воспитании ребенка обязательно нужно объяснять ему, к каким последствиям могут привести те или иные действия, из-за каких, казалось бы, невинных шалостей и игр может возникнуть опасность.

Причем вести такие беседы можно с самого раннего возраста. Дети 3-4 лет очень восприимчивы к информации, в этом возрасте самое время знакомить их с азами противопожарной безопасности. Малышу надо объяснить, чем опасны пожары, что страшнее огонь или дым, насколько вреден дым.

Ребенок должен понимать, как поступать при пожаре:

  • оставаться в горящем доме или пытаться из него выбраться,
  • как именно нужно выбираться,
  • предпринимать ли попытки самостоятельно потушить ,
  • кого звать на помощь,
  • если родителей нет рядом.

Все эти вопросы не должны ставить ребенка в тупик, он должен разбираться, какое решение будет правильным в критической ситуации.

Организация занятия по пожарной безопасности с детьми

Прежде всего, необходимо знать, для какой аудитории проводится занятие, чтобы вести его на доступном для определенной возрастной группы языком. К примеру, для дошколят занятие лучше провести в игровой форме, возможно в форме спектакля или сказки. После такой инсценировки нужно обсудить увиденные случаи, поговорить о противопожарной безопасности. Так материал закрепиться лучше.

Родителям обязательно нужно вести с детьми предупреждающие беседы о пожарной безопасности. Ребятам необходимо понимать, что спички – это не игрушка, а необходимая вещь для розжига огня при приготовлении пищи или растопке печи. Не менее важно научить ребенка, что запрещено трогать электроприборы мокрыми руками, трогать оголенные провода, засовывать в розетки что-то.

Ребенок дошкольного возраста должен понимать:

  • когда возникает опасная ситуация;
  • в каком случае необходимо незамедлительно звать на помощь взрослых;
  • как выбираться из охваченного огнем или дымом здания.

В начальной школе учитель кроме классных часов на тему пожарной безопасности может проводить встречи с пожарными, различные развивающие игры, в которых, к примеру, нужно нарисовать план эвакуации из класса или из дома. Можно организовать выпуск стенгазеты “Правила пожарной безопасности для детей”, такой проект поможет ребятам лучше усвоить правила.

Учащиеся начальной школы должны знать:

  • как выглядят очаги пожара, уметь их определить;
  • каким образом нужно выбираться из охваченного огнем или дымом помещения;
  • как звать на помощь взрослых и вызывать пожарных, четко сообщать адрес и свое местонахождение.

Для школьников средней и старшей школы тоже существуют мероприятия по пожарной безопасности. Это классные часы с соответствующей тематикой, встречи с пожарными и работниками МЧС. Также проводят ознакомительные уроки, где учат ориентироваться по планам эвакуации.

Именно комплексный подход к обучению детей правилам пожарной безопасности даст ребятам необходимые знания и умения, которые помогут им быстро сориентироваться в опасной ситуации, а также не позволят им самим становиться причиной таких ситуаций.

Учащемуся старшей школы необходимо уметь:

  • отличать очаги возникновения пожара в помещении или вокруг него;
  • разрабатывать план эвакуации при пожаре;
  • помогать своим близким выбираться из охваченного огнем или заполненного дымом здания;
  • тушить горящую одежду и оказывать первую медицинскую помощь при ожогах;
  • действовать при лесных пожарах.

Правила пожарной безопасности в быту

Основную опасность в быту представляют электроприборы, газовые плиты и легковоспламеняющиеся материалы. Во избежание пожара взрослые обязаны разъяснить детям правила по пожарной безопасности.

  1. Предметы для розжига огня, такие как спички и зажигалки – это не игрушки. Дети должны это четко понимать и не брать их в руки, если вдруг родители забыли убрать такие предметы.
  2. Запрещено сушить белье с помощью обогревателей.
  3. Очень опасно оставлять электроприборы без присмотра, это часто становиться причиной возгорания.
  4. Покидая , необходимо убедиться, что все электроприборы, свет и выключены. Газовая плита или короткое замыкание часто становятся причиной пожара.
  5. При отключениях электричества люди обычно пользуются восковыми или парафиновыми свечами для освещения. Детям очень нравится смотреть за танцующим огоньком, играть с ним. Но не стоит забывать, что незащищенное пламя легко может переброситься на окружающие вещи и стать причиной пожара.
  6. В помещениях со старой или неисправной электропроводкой пользование электрическими приборами очень опасно. При перегрузке старой электропроводки часто возникает замыкание или перегрев, что ведет к возгоранию. Детям надо это объяснить.
  7. Электро розетки нужно закрыть специальными насадками или экранами.
  8. Ребенок также должен знать, что нельзя оставлять зарядное устройство для мобильного телефона включенным в сеть, да и сам телефон не стоит надолго оставлять на подзарядке без присмотра.

Конечно, многие из перечисленных правил больше касаются родителей, так как их задача обеспечивать ребенка.

Детям же необходимо уяснить, что:

  • Играть спичками, зажигалками, свечами запрещено. Даже если такая вещь оказалась в поле его зрения, он должен незамедлительно отдать ее родителям.
  • Маленьким детям запрещено без родителей включать ноутбуки, компьютеры, телевизоры, пользоваться электроприборами.
  • Запрещено оставлять без присмотра работающие электрические приборы.

В случае возникновения пожароопасной ситуации дети должны соблюдать такие правила:

  • Запрещается самостоятельно пытаться потушить маленькому ребенку.
  • Если в помещении возникло задымление или воспламенение, следует незамедлительно выбежать из него.
  • В случае, если нет возможности покинуть помещение, необходимо выйти на и как можно громче звать на помощь.
  • Если родителей нет дома, нужно позвать на помощь соседей и известить родителей о происходящем.
  • Нужно вызвать пожарную бригаду или попросить об этом соседей.
  • Прятаться от огня в шкафах или под кроватями в задымленной или горящей квартире категорически запрещено.
  • Во время пожара использование лифта категорически запрещено, поврежденная огнем проводка может вывести его из строя.
  • Если одежда ребенка загорелась, он должен упасть и тушить ее, катаясь по полу.
  • Дым, возникающий при пожаре, зачастую бывает опаснее огня. Чтобы не отравиться угарным газом, дышать в задымленном помещении нужно через влажную ткань, плотно прилегающую ко рту и носу.

Правила пожарной безопасности на природе

Правила пожарной безопасности в лесу очень важны, так как такой наносит огромный ущерб как флоре, так и фауне. Лесные пожары подразделяют на низовые, когда выгорает трава и кустарники, верховые, когда огонь распространяется по кронам деревьев и подземные, когда горят торфяники.

При верховом пожаре покидайте место возгорания, укрыв лицо влажной салфеткой, чтобы не пострадать от угарного газа, и пригибаясь к земле. Если низовой, нужно уходить в направлении перпендикулярном направлению огня. Если нет возможности забрать свои вещи, можно закопать их, чтобы потом за ними вернуться.

В случае, если вы нуждаетесь в помощи спасателей, лучше ждать их на открытых хорошо просматриваемых пространствах или в специальных укрытиях.

Что делать при пожаре: памятка для детей

Для повышения противопожарной безопасности взрослым необходимо донести до детей такую памятку:

  1. Телефон пожарной службы – 01. Вызывая пожарных очень важно четко и понятно называть адрес и фамилию.
  2. Если загорелся электрический прибор, его необходимо выдернуть из розетки и накрыть полотенцем или одеялом, что поможет уменьшить или даже потушить пламя, перекрыв доступ кислорода.
  3. В случае возникновения пожара следует держать закрытыми, так как доступ кислорода лишь усилит пламя.
  4. При возникновении пожара нужно немедленно оповестить соседей.
  5. Старшие дети должны помогать своим младшим сестрам и братьям покинуть объятое огнем помещение.
  6. Необходимо помнить, что дым представляет большую угрозу. Поэтому выбираясь из задымленного помещения, нужно передвигаться на четвереньках или как можно ниже наклоняясь к земле, при этом желательно укрыть рот и нос мокрой тканью.

Резюмируя все вышесказанное, хочется отметить, что при обучении детей правилам противопожарной безопасности, не стоит забывать о возрасте детей. Так для дошкольников будет достаточно знаний о правильном уходе от огня и оповещении взрослых. Старшим же школьникам нужно знать, как эвакуировать младших ребят, участвовать в тушении пламени и оказывать первую медицинскую помощь.

Изучить памятку о пожарной безопасности можно

Посмотреть видео на тему “Культ Безопасности – ребенка от пожара”

Ежегодно при пожарах и возгораниях погибают и получают серьезные травмы дети младше четырнадцати лет. Главной причиной можно назвать недобросовестность родителей, а также отсутствие знаний и навыков поведения при пожаре. Для профилактики пожарной безопасности нужно проводить уроки, беседы, лекции. Рекомендуется закреплять результат при помощи игр, способствующих актуализации полученной информации.

Маленьким детям правила пожарной безопасности помогут объяснить мультфильмы, разработанные при поддержке Пожарной службы («Пожар в лесу», «Пожар в квартире», «Правила поведения детей при пожаре»).

Правила пожарной безопасности объяснят на уроках ОБЖ, а также на классных часах по этой теме. Поможет в этом использование стихотворений С. Маршака «Очень-очень важные правила!», «Песенка спичек», А. Усачева «Огонь», Е. Гладковой «Если огонь в доме» и другие.

Основные правила пожарной безопасности для детей

  • нельзя играть со спичками, зажигалками, спичками-свечами;
  • нельзя поджигать сухие листья, сухую траву, деревья, тополиный пух;
  • нельзя играть с фейерверками, бенгальскими огнями, хлопушками без присмотра взрослых;
  • нельзя использовать бензин, керосин и другие горючие материалы в игровых целях;
  • нельзя кидать в костер или поджигать флаконы из-под дезодорантов, духов, освежителей воздуха и т.п. Это может привести к взрыву и немедленному возгоранию;
  • нельзя разводить костер, играть с открытым огнем в помещениях;
  • нельзя разводить костер в деревянных сараях, ветхих постройках, в подвалах и чердаках;
  • если возникнет необходимость в свете, лучше воспользоваться фонариком, чем спичками;

Правила обращения с огнем дома

Для детей главное правило - нельзя играть с огнем без присмотра взрослых. Таким образом, исключаются использование и игра с электроприборами (телевизор, микроволновая печь, компьютер), включение газовой плиты, зажжение свечей, игра с лампочками, гирляндами.

Детей старшего возраста можно научить пользоваться плитой, бытовой техникой, однако заострить внимание на том, что если нет большой необходимости в их применении, лучше подождать родителей. Обязательным требованием будет отключение всей техники от электросети после использования.

Не нужно настраивать ребенка против огня, но следует максимально честно рассказать о последствиях пожаров.

Дети - большие выдумщики, в их головах роятся тысячи идей, и если заранее не предупредить о результатах таких опасных шалостей, то станет поздно.

Родители должны сами оградить от опасности своего ребенка.

В первую очередь необходимо хранить всю бытовую химию в недоступном для детей месте, вся она имеет высокую степень огнеопасности. Также дети не должны иметь свободного доступа к спичкам, зажигалкам, свечам, а электропровода необходимо спрятать под плинтусы.

А чтобы не задохнуться во время пожара нужно намочить тряпку или марлю и дышать через нее. Также необходимо опуститься на пол, потому что концентрация дыма там ниже.

Правила обращения с огнем в лесу

В большинстве случаев причиной возгорания лесных массивов является беспечность и неосторожность людей.

  • Нельзя разводить костер в местах с сухой травой, под кронами деревьев, в торфяниках. Место для костра нужно тщательно выбирать, очищать от огнеопасного материала, а сам огонь разводить в специально выкопанной земляной ямке.
  • Не допускается уходить и оставлять костер непотушенным или тлеющим. Его можно залить водой или засыпать песком.
  • Нельзя разводить костер в сухую и ветреную погоду.
  • Нельзя оставлять на месте отдыха бумагу, пластиковую посуду и предметы из стекла. Последние очень опасны потому, что солнечные лучи фокусируются на стекле, последствием может стать лесной пожар.
  • Нельзя оставлять в лесу самовозгорающиеся материалы.
  • Нельзя использовать в лесу пиротехнику.

Правила поведения детей при пожаре

Если во время возгорания рядом с ребенком не окажется взрослых, он должен будет самостоятельно принимать решения и действовать уверенно. Для этого родители или учителя должны научить его цепочке действий при пожаре.

  • Позвонить по телефонам 01 / 112 и сообщить о своем месте нахождения и чрезвычайной ситуации.
  • Обратится за помощью к соседям, рассказать им о пожаре.
  • Не прятаться в труднодоступные места, спасатели просто не смогут прийти на помощь, обнаружить пострадавшего.
  • Не пользоваться лифтом при пожаре. Спускаться только по лестницам.
  • Выполнять все указания пожарных и спасателей, прибывших на место происшествия.

Презентация для проведения классного часа "Правила пожарной безопасности" PPT - 3,8 Мб

Уважаемые родители! В целях вашей безопасности и безопасности ваших детей как можно чаще беседуйте с малышами о том, как себя вести в чрезвычайных ситуациях.

Главное: научите детей избегать потенциальную опасность пожара. Не забывайте повторять с детьми правила пожарной безопасности.

Вопросы, на которые каждый ребенок должен знать правильный ответ:

  • Что нужно делать, если возник пожар в квартире? (позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112 и сообщить адрес пожара, свою фамилию, что и где горит)
  • Можно ли играть со спичками и зажигалками? Ответ: Нельзя. Спички – одна из причин пожара.
  • Чем можно тушить пожар? Ответ: Одеялом, пальто, водой, песком, огнетушителем.
  • Можно ли самостоятельно пользоваться розеткой? Ответ: Нельзя. Нужно просить взрослых включить или выключить электроприборы.
  • Назови номер пожарной службы? Ответ: 01 или с сотового телефона 010, 112.
  • Главное правило при любой опасности? Ответ: Не поддаваться панике, не терять самообладания.
  • Можно ли без взрослых пользоваться свечами, бенгальскими огнями у елки? Ответ: Нет, нельзя, может возникнуть пожар.
  • Можно ли дотрагиваться до включенных электроприборов мокрыми руками? Ответ: Нельзя! Вода пропускает ток через себя. Это опасно для жизни.

В случае возникновения пожара, если рядом нет взрослых, детям нужно действовать следующим образом:

  • Обнаружив пожар, позвонить по телефону 01 или с сотового 010, 112, сообщить фамилию, адрес, что и где горит.
  • Предупредить о пожаре соседей, если необходимо, они помогут ребенку вызвать пожарных.
  • Нельзя прятаться под кровать, в шкаф, под ванну, а постараться убежать из квартиры.
  • Ребенку необходимо знать: дым гораздо опаснее огня. В задымленном помещении – закрыть нос и рот мокрой тряпкой, лечь на пол и ползти к выходу – внизу дыма меньше.
  • При пожаре в подъезде пользоваться лифтом запрещается. Он может отключиться.
  • Ожидая приезда пожарных, сохранять спокойствие.
  • Когда приедут пожарные, выполнять все их указания.
Смотрите также:

Маленькие детки – превеликие выдумщики! Такое количество игр за минуту не придумает даже самый опытный аниматор или массовик – затейник. Ну и конечно же, не все детские развлечения безопасны. Любознательность и интерес ко всему новому, в поисках ярких впечатлений рано или поздно приводит детей к игре с огнем.

Учитывая это с самых ранних пор, нужно приучать ребенка к навыкам обращения с огнем, рассказать ему о причинах пожара, его последствиям и о правилах поведения при возникновении пожара.

  • расскажите ребенку, как пользоваться телефоном и разучите с ним , по которому нужно будет позвонить в случае возникновения огня;
  • следует заранее позаботиться о разработке из жилища на случай пожара и обсудить его с вашим ребенком. Если вы проживаете в многоквартирном доме, объясните также, что нужно пользоваться только лестницей и ни в коем случае лифтом;
  • предусмотрите ответственного в доме за эвакуацию детей из горящего здания, а в случае его отсутствия того, кто будет выполнять его обязаности;
  • не лишним установить дома датчики дыма, но нельзя забывать регулярно менять в них батарейки. Согласно статистике датчики дыма предупреждают смертность в 50% случаев;
  • объясните детям, как правильно реагировать на звуки, сработавшего датчика. Разъясните, что после услышанного сигнала следует немедленно покинуть здание, перемещаясь как можно ниже;
  • договоритесь с ребенком о месте встречи где-то за пределами дома, на случай пожара. Место должно находиться на безопасном расстоянии от строения;
  • объясните детям, что играть со спичками, фейерверками, бензином и другими легковоспламеняющимися веществами нельзя. Храните такие вещи в тех местах, куда дети не доберутся, и ни в коем случае не покупайте зажигалки похожие на игрушки;
  • расскажите ребенку, что если он не может покинуть дом или квартиру, то нужно не допустить того, чтоб дым проник в комнату, в которой он находится. Для этого нужно щели под дверью и вентиляционные отверстия заткнуть тряпками, а после немедленно вызвать пожарных;
  • научите детей, что нельзя включать несколько приборов сразу в одну и ту же розетку. И тому, что любые вещи могут воспламениться от огня, поэтому кухонные полотенца, деревянные разделочные доски лучше держать как можно дальше от кухонной плиты;
  • убирайте свечи подальше от любопытных детских ручек, расскажите ребенку, что свеча – это тоже огонь и нужно держать его подальше от всех предметов, нельзя оставлять свечи без присмотра и не нужно играться со свечами;
  • помните, что обогреватель нужно размещать на безопасное расстояние от любых предметов в комнате. Не забывайте выключать обогреватель, когда покидаете жилище, не оставляйте включенный обогреватель в помещениях где есть дети и животные, не сушите вещи на обогревателе;
  • если в вашем доме есть приборы или оборудование, работающие от двигателя внутреннего сгорания, то горючее необходимо хранить в помещении не доступном для детей. Бензин храните в специальных контейнерах (а не в пластиковой бутылке для лимонада), чтобы ребенок не спутал его с каким-нибудь другим веществом и не выпил его;
  • если в доме есть источник огня на уровне роста ребенка (камины, дровяные печи и др.), то вокруг нужно устанавливать специальные ограждения, чтобы у детей не было к ним доступа;
  • расскажите своему ребенку, что при возникновении пожара не нужно прятаться, так как на его поиски уйдет время, а в таких случаях нужно быстро покинуть помещение;
  • научитесь вместе с ребенком как нужно правильно пользоваться .

Факты

Например, из зафиксированных 153164 фактов пожара, в 2 589 случаев причиной стали детские шалости. Для 578 детей такие игры стали трагическими. Согласно данных статистики 65% ожогов у детей связаны с играми с огнем.

Современные дети, живущие в городе, очень редко сталкиваются с открытым огнем, в связи с этим разъясните ребенку то, что пламя не только средство для приготовления пищи на пикниках, но и большая опасность, которая может привести к большой трагедии.

  1. Упомяните все возможные причины возникновения огня. Это ведь не только спички и зажигалки, но также и петарды, увеличительные стекла, брошенные окурки и не выключенная конфорка плиты. Научите ребенка следить не только за собой, но и обращать внимания на действия окружающих его людей.
  2. Часто дети не понимают, что дым без огня не менее страшен, чем сам огонь. И считают, что пока нет пламени, это просто безобидная игра.
  3. Расскажите ребенку, что существуют такие жидкости, которые горят (масло, растворители, крепкие спиртные напитки, бензин), ведь для детей это звучит неправдоподобно. Объясните, что такими жидкостями огонь нельзя потушить, а наоборот пламя разгорится с большей силой.
  4. Расскажите про возможные последствия, которые может вызвать огонь не только для ребенка, но и для окружающих людей.



Просмотров