Пожарные службы в разных странах. Как живут пожарные в разных странах? Основные положения противопожарной безопасности в Германии

Федеративная Республика Германии, население которой составляет 82,5 млн. чел., состоит из 16 земель (земля – наиболее крупная административно-территориальная единица) и 14 тыс. общин (община – наиболее мелкая административно-территориальная единица).

Согласно конституции Германии задачи переданы в ведение земель. Руководство противопожарной службой земель осуществляют земельные министерства внутренних дел.

В соответствии с законодательством о пожарной безопасности земель за организацию и поддержание боеготовности пожарной охраны непосредственно отвечает администрация конкретной общины (или города).

Форма организации, численность персонала и техническая оснащенность определяется конкретными возможностями каждой общины.

Задачи противопожарной службы Германии включают в себя: тушение и предупреждение пожаров, оказание технической помощи, противорадиационную защиту и охрану окружающей среды, контроль за безопасностью при катастрофах, спасение людей и животных, оказание неотложной медицинской помощи и транспортировка больных.

Структура и объем работы пожарной охраны Германии (среднегодовая статистика)

Причины выездов Число боевых выездов Доля, %
Пожары 179272 6,5
Техническая помощь 575372 21,1
Медицинская помощь 1721780 62,8
Ложные вызовы 158917 5,8
Другие (в основном работы по спасанию людей и животных) 104728 3,8
ВСЕГО 2740069 100,0

Таким образом, составляет в Германии только 6-7 % общего объема оперативной работы пожарной охраны, в то время как случаи оказания разнообразной технической помощи ежегодно составляют 18-22 %, медицинской помощи 60-65% всего объема оперативной работы.

Время прибытия первых подразделений к месту вызова составляет в среднем: в городах 5-6 мин., в сельской местности 8-10 мин.

Ущерб от пожаров в Германии в последние годы составлял 3,7 млрд. евро (0,2 % валового национального продукта страны).

На пожарах в 2003 и в 2004 годах погибло 475 и 446 человек соответственно, т.е. 1 погибший на 200000 чел. населения.

В Германии существует три вида пожарной охраны:

  • профессиональная, численность которой составляет 40 тыс. чел.;
  • добровольная – 1,3 млн. чел.;
  • объектовая (фабрично-заводская), которая создается и финансируется крупными предприятиями. Объектовая пожарная охрана также делится на профессиональную и добровольную.

Профессиональная организуется в городах с населением свыше 100 тыс. чел. В городах с население от 50 до 100 тыс. чел. создаются небольшие профессиональные команды усиленные добровольными пожарными командами. В населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. чел. существуют только добровольные пожарные команды.

Профессиональные пожарные дежурят в частях, как правило, по 24 часа. 70% личного состава несут службу в условиях 56-ти часовой недели. Существуют также варианты 16-, 12- и 8-часового дежурства. В настоящее время рассматриваются варианты по сокращению недельного рабочего времени до 44 часов. У добровольцев обычно используется скользящий график дежурств и круглосуточных смен не бывает.

Для профессионалов и добровольцев нет различий в квалификационных требованиях. Все они проходят одну подготовку в пожарных школах. В каждой земле имеется своя пожарная школа. Продолжительность подготовки пожарного составляет 2 года, включая практику в различных городах страны.

Основные положения противопожарной безопасности в Германии

  1. Задачи пожарной службы отражены в государственном законодательстве.
  2. Установлением минимальных стандартов обеспечения пожарной безопасности в строительстве занимаются министерства внутренних дел земель.
  3. Во внедрении нормативов принимают участие следующие инстанции: правительство земель, страховые компании, Немецкий институт стандартов.

Выполнение требований по пожарной безопасности в Германии

За выполнение требований, касающихся противопожарной профилактики и защиты ответственны: местные органы управления; строительные организации (строительный надзор).

Особые требования по противопожарной безопасности касаются: высотных зданий; объектов химической промышленности; аэродромов.

Меры, принимаемые ответственными инстанциями против владельцев имущества, не отвечающего требованиям противопожарной безопасности следующие: уведомление; штраф; закрытие предприятия; судебное расследование.

Проверку существующих нормативных требований для строительных материалов или установление нормативных требований для материалов, на которые не распространяется действие положений законодательства осуществляет Немецкий институт стандартов.

История пожарного дела в Германии

Первыми законодателями в области пожарной безопасности были немцы. В начале XVII века в Германии появились первые пожарные команды – брандкоманды.

Жители морских побережий, речных пойм, открытых и низинных местностей подвергаются, в силу естественных особенностей среды обитания, наибольшему риску потери имущества, на создание которого потрачены многие годы жизни и большие средства.

Для предотвращения последствий катастроф в средневековой Германии создавались так называемые “Ветряные гильдии”. Члены гильдий вносили регулярные добровольные взносы в общую казну, которая выделяла пострадавшему от разгула стихии необходимые денежные средства на восстановление индивидуального имущества и построек.

Аналогично “Ветряным гильдиям” образовались и “Пожарные гильдии”, компенсировавшие из общественных накоплений частный ущерб, понесенный от огня членами союза.Важно отметить, что забота о возмещении возможного ущерба была не только стихийной инициативой потенциальных пострадавших.

Правители государств, городов и общин активно включились в дело, сулящее как приемлемую компенсацию ущерба от разного рода риска, так и немалые прибыли, возведя страхование в ранг законодательной инициативы.

Подчас для сбора взносов в страховые кассы к гражданам применялись средства официального принуждения. Так, в 1676 году указом бургомистра Гамбурга была основана “Пожарная касса”, предписывающая владельцам зданий и различных построек обязательное страхование на случай пожара.В 1819 году в Германии образовалось первое коммерческое Страховое общество, предлагавшее страхование от пожаров – “Alte Leipziger”.

Основали его в Лейпциге саксонские предприниматели. Пожарная охрана в Германии сейчас организована по принципу добровольного участия. Профессиональных пожарных, получающих заработную плату, в Германии всего 2% от общего числа занятых на пожарной службе. Закон Германии предусматривает создание государственных служб по борьбе с огнем только в городах с населением более 100 тысяч жителей.В небольших городках пожарные бригады комплектуются добровольцами. Везде рядом с профессионалами работают и волонтеры.

Люди использовали исключительно подручные силы, то теперь без специальных машин просто не обойтись. Здесь собраны только 10 самых необычных машин, находящихся на службе у пожарных всего мира. Каждая из них имеет ряд особенностей, что делает ее незаменимой в тех или иных условиях. Но все они в равной степени важны для спасения самой значимой ценности – .

10. Horch 853 Sport Cabriolet

Невероятно, но в 1945 году на службу в одно из пожарных подразделений, тогда еще Чехословакии, поступил весьма необычный автомобиль. Ним оказался ни много ни мало Horch 853 Sport Cabriolet 1941 года. На первый взгляд машина кажется совершенно непригодной для тушения пожара . Но она была переоборудована таким образом, что могла оперативно доставить на место возгорания не только пожарный расчет из шести человек, но и шланги для тушения. И только недавно этот автомобиль стал музейным экспонатом. Надо сказать, что в Чехии было два подобных автомобиля, но второй уже давно превратился в . Еще один пожарный Horch до 1991 года обслуживал гоночную трассу Заксенринг, а теперь бережно хранится , лишь иногда принимая участие в . Судьба этих автомобилей могла сложиться совершенно по-другому. Всему виной стала заводская недоработка. Дело в том, что модель 1935 года хоть и стала настоящей сенсацией в мире автоиндустрии, но владельцы новинки очень быстро в ней разочаровались. Из-за недостаточно жесткой подвески передние колеса очень быстро изнашивались. Многие автомобили были возвращены на доработку, а три так и остались невостребованными. Именно их, после соответствующих изменений конструкции, было решено передать пожарным.

9. «Большой Ветер»

5. Polaris

В некоторых случаях тушение пожара машиной возможно только при условии компактных размеров последней. Polaris можно отнести к одному из таких образцов. На самом деле это скорее шестиколесный мотовездеход, нежели автомобиль. В результате переоборудования он обзавелся баком с водой, насосом и шлангом. Все это сделало обычный мотовездеход действующей пожарной единицей. Эта модель нашла свое применение в студенческом кампусе Ратгерского университета, штат Нью-Джерси. Благодаря своим компактным размерам, Polaris может легко маневрировать между автомобилями, находя себе дорогу даже на самой запруженной дороге или автостоянке. Это позволяет специалистам максимально быстро пребывать на место пожара, и оперативно локализовать очаги возгорания.

4. ГПМ-54

Для многих людей наличие на пожарной машине может стать удивительным открытием. Однако такая техника также бывает весьма полезна в некоторых случаях. Речь идет о тушении пожаров на артиллерийских складах. Боеприпасы по принципу домино взрываются один за другим, а смертоносный фейерверк из осколков делает работу обычных пожарных расчетов невозможной. Но если не пытаться бороться с подобным пожаром, могут пострадать жилые дома, расположенные неподалеку. Вот именно в таких ситуациях в бой с огнем вступает ГПМ-54. Эта машина на гусеничном ходу обшита надежной броней, что делает экипаж неуязвимым. Также она оснащена всеми необходимыми средствами для тушения пожара. Например, ГПМ-54 способна перевозить на своем борту до 9 тыс. литров жидкости для тушения. Чаще всего подобные машины используют и лесных пожаров высокого класса сложности. Ведь благодаря хорошей проходимости и внушительной массе ГПМ-54 способен протаранить горящий объект в виде уже обреченного дерева или полуразрушенного здания. Разметав горящий очаг на составляющие, гораздо легче потушить обломки порошком или пеной.

3. TLF 2000/400

Еще совсем недавно тушение пожаров в туннелях или на узких городских улицах становилось большим испытание для пожарных. Все дело в том, что развернуть габаритную машину в таких условиях порой невозможно. Именно поэтому остро встала проблема по созданию пожарного автомобиля , которому не нужно разворачиваться. Впервые такая техника появилась в Австрии. Эта горная страна буквально пронизана тесными туннелями, проходящими прямо сквозь скалы. Один из сложнейших пожаров в туннеле под горой Монблан, произошедший в 2005 году, окончательно убедил пожарных в необходимости создания необычного автомобиля. От идеи до реализации прошло почти пять лет, и в результате был создан «Дракон». Особенность этого автомобиля заключается в том, что он оборудован сразу двумя кабинами с противоположных сторон. А это значит, что на такой машине совершенно не нужно разворачиваться, ведь она может одинаково успешно двигаться как вперед, так и назад. Кроме того, этот на платформе грузовика MAN способен доставить к месту тушения до 2 тыс. литров воды. С недавних пор и сочинские пожарные используют две машины подобной конструкции. Одна из них предназначена для эвакуации людей, другая используется для пожаротушения . Российские машины собраны на базе IVECO, и у пожарных получили милое прозвище «тяни-толкай» по аналогии с забавным персонажем из сказки К. Чуковского.

2. Bronto Skylift F 112 HLA

Серьезной проблемой может обернуться возгорание на верхних этажах высотных зданий. Порой добраться в такие помещения бывает весьма непросто. Именно это и сподвигло финских инженеров на создание рекордно высокого пожарного подъемника. Высота стрелы этого телескопического устройства составляет 112 метров. Подобными показателями не может похвастаться больше ни одна гидравлическая платформа в мире. Однако главным плюсом Bronto Skylift F 112 HLA является то, что все необходимое для пожаротушения оборудование с его помощью можно поднять на высоту до 90 метров. А уже на этой высоте с платформы с помощью стрелы можно подняться еще на 25 метров. Примечательно, что в рабочее состояние вся конструкция приводится не более чем за 40 секунд. Это уникальное техническое устройство не только для тушения огня, но и для эвакуации пострадавших.

1.«Гюрза»

Этот российский автомобиль не имеет аналогов в мире, и представляет собой целый комплекс. На доставке воды и пены к месту возгорания его функции не заканчиваются. Пожарные шутят, что комплекс «Гюрза» способен проходить сквозь стены. На самом деле в машине находится емкость с абразивным материалом. При необходимости абразив смешивается с водой и под высоким давлением вполне может разрезать стену или любое другое препятствие на своем пути. Таким образом можно разрушить часть здания, дабы максимально быстро нейтрализовать очаг возгорания.

«отдам щенков в хорошие руки...»

т. 8-029-333-27-77, 70-73-33

Ежегодно в преддверии профессионально праздника - Дня спасателя - Бобруйск собирает команды пожарных из разных стран. В этом году участниками соревнований стали спасатели из Польши, Украины, Эстонии, Латвии и Литвы. Республику Беларусь на турнире представили дружины из Новополоцка, Речицы, Гродно, конечно, Бобруйска, а также из Университета гражданской защиты МЧС.

С 19 по 21 января команды показывали свое мастерство в различных соревнованиях. По итогам трех дней все призы завоевали белорусы: главный приз - кубок открытого турнира по мини-футболу, волейболу и пожарному спорту - уже в 11‑й раз достался команде «Бобруйск‑1», серебро вручили команде «Бобруйск‑2», а спасатели из Гродно удостоились почетного третьего места.

«Коммерческий курьер» решил побеседовать с гостями нашего города и узнать, как живут и работают пожарные в разных странах.

Эстония

Начальник караула Сергей Ризенкамф:

Мы приезжаем в Бобруйск в седьмой или восьмой раз. Заставляют ли нас ехать? Нет, что вы! Мы очень любим ваш город и этот турнир! Мы, между прочим, единственная команда, которая в этой поездке - сама себе спонсор, то есть едем за собственные деньги, как в отпуск. Разве это не лучший показатель того, как нам у вас нравится?

В Таллинне шесть пожарных частей. Чаще всего эстонские спасатели выезжают на вызовы от автономной пожарной сигнализации: в нашей стране такие установлены практически в каждой квартире и каждом доме. У нас это обязательно! Устанавливают систему граждане за свои деньги. Но каждый год в стране проводится специальная акция, когда пожарные ходят по домам, особенно к неблагополучным семьям, проверяют пожарную безопасность и дарят такой датчик.

Добровольный пожарный Антон Черноглазов:

Работа спасателя в Эстонии - это очень уважаемая и почетная профессия. Платят нам в среднем около 800 евро. По белорусским меркам это достаточно высокая зарплата, для нас - средний уровень. Дело в том, что в Эстонии высокие коммунальные платежи. Я, например, плачу за коммуналку 25–30 процентов от своей зарплаты. Также у нас дорогая недвижимость. Чаще всего квартиры эстонцы покупают в кредит… Какой-какой, вы говорите, у белорусов процент кредита на покупку жилья? Больше двадцати? Ого! Как же вы строитесь?! В Эстонии дается 2–2,5 процента на 30–35 лет. В Таллинне трехкомнатная квартира на вторичном рынке будет стоить 100 тысяч евро. В остальных городах процентов на тридцать дешевле. Арендное жилье тоже дорогое: 250–280 евро за однокомнатную и 500–600 евро за трехкомнатную квартиру, плюс коммунальные. И последние года четыре мы наблюдаем рост цен.

График у наших пожарных хороший - сутки через трое, поэтому многие спасатели подрабатывают в выходные. Я, например, работаю таксистом. У нас любой может пойти «таксовать», для этого не нужно каких-то отдельных разрешений или справок. Цены на такси в Эстонии сравнимы с вашими: посадка - два евро, каждый километр - 40–50 центов. Но вообще цены в Беларуси на все гораздо ниже! Еда, одежда, кафе-рестораны - у вас все дешевле раза в два-три!

Моя жена - фармацевт, она меня попросила купить у вас лекарства. В Эстонии белорусские лекарства очень ценятся и считаются одними из лучших. Если есть выбор между аналогами - берем ваши. К тому же у вас многие лекарства продаются без рецепта. А у нас по рецепту даже аспирин! И некоторых хороших лекарственных средств у нас вообще не найти: например, фастум-геля у нас нет. И цены на лекарства в Беларуси приятные. Хотя все, конечно, относительно. Мы вот закупимся сейчас у вас, а в Эстонию ездят закупаться финны. В Финляндии цены еще выше.

Украина

Начальник пожарной части Роман Бойко:

Мы к вам приезжаем уже в седьмой или восьмой раз! Очень любим ваш город! У нас тут теперь друзья и знакомые, с которыми очень хочется встретиться. Как можно не поехать? Бобруйский турнир - это святое!

Не думаю, что экономическое положение в наших странах очень отличается. Все-таки мы же братья с белорусами. Цены у нас практически такие же, как и у вас. Зарплата? У пожарного - около 150 долларов, это максимум. Я живу в Чернигове, многие из нашего города ездят на работу в Киев, там зарплаты побольше. Это всего час дороги. Но не цены сейчас беспокоят украинцев. Нет мира в стране! В Донбассе и сейчас идут военные действия, друзья едут туда, нескольких я там уже потерял. Не могу об этом говорить… Это очень больная тема.

Мне кажется, самое главное, на чем надо сосредоточиться в такое время, - это семья. У меня двое сыновей: Никите семнадцать, а Даниилу всего два. У младшего спрашивать пока рано, а старший в спасатели не хочет. Моя жена Галина - пожарный инспектор. Думаю, в семье хватит и двоих пожарных. Летом мы любим выезжать с семьей на Днепр или Десну - это такая красота! А еще Карпаты, Одесса! Зачем куда-то еще ехать? У нас все есть!

Польша

Пожарный Матэуш Врублевский:

В Варшаве 17 пожарных частей. Чтобы стать спасателем, я четыре года учился в Главной школе пожарной службы в Варшаве. Это одна из нескольких таких школ в мире. Средняя зарплата у пожарных около 900 долларов. Я - пожарный-сержант, получаю пока 700 долларов. Но почти у всех польских спасателей есть вторая работа. Почему? Да как же! Посмотрите на вот это фото! Красивый загородный дом, правда? Чтобы купить такой дом в пригороде Варшавы, нужно не меньше 300 тысяч евро.

В Беларуси, конечно, все дешевле, и не только жилье: продукты, одежда, алкоголь… Кстати, про налоги. Мы узнали, что у вас есть разные налоги - на одно, на другое… У нас не так. В Польше мы платим 23 процента от зарплаты - это один налог сразу на все.

Зимой отдыхать наши граждане любят в польских горах. Там за две тысячи злотых (это 950 белорусских рублей. - Прим. автора ) можно провести прекрасный отпуск на пять-шесть дней. Сейчас цены, может, повыше немного: все-таки сезон. Баня, лыжи, вкусная еда, проживание - все включено. Там пейзажи изумительные! А летом поляки любят ездить отдыхать на «польское море» (имеется в виду Балтийское. - Прим. автора ) . Ну и за границу, конечно: Греция, Италия, Испания… Я вот три месяца назад вернулся из свадебного путешествия по Доминикане. Кстати, про молодые семьи. Декретный отпуск у поляков длится всего один год. Иногда женщина выходит на работу еще раньше, если хочет поскорее снова начать зарабатывать. Декретные у нас хорошие: 80 процентов от средней зарплаты. Чаще всего в польских семьях по двое детей. Белорусский декретный отпуск в целых три года для нас - это просто удивительно!

Третье место в общекомандном зачете соревнований по пожарно-спасательному спорту заняла команда из Гродненского областного управления МЧС, на втором месте - спасатели из украинского города Прилуки, а первое место завоевала команда из Университета гражданской защиты МЧС Республики Беларусь (Минск).

Третье место в соревнованиях по волейболу досталось команде из Латвии, второе заняли спасатели из «Бобруйск‑2», а победила дружина «Бобруйск‑1».

В подъеме по штурмовой лестнице в окно четвертого этажа учебной башни третий результат показал участник команды из Гродно Андрей Прохор (14,7 секунды), второе место также завоевал спасатель из Гродно Андрей Дериков (14,49 секунды), но лучший результат - у Руслана Андреева из команды «Бобруйск‑2» (14,19 секунды).

Подготовила Анастасия ТРУШНИКОВА

Фото Виктора ШЕЙКИНА



Просмотров