Правовое государство сложный план.

10.1 Теории происхождения государства. Проблемы становления государственности на территории Казахстана.

10.2 Определение сущности и основных принципов правового государства.

10.3 Необходимость становления гражданского общества как инструмента развития демократии, многообразие видов его проявления.

10.4 Специфика становления гражданского общества и правового государства в Казахстане: политико-правовой аспект.

Список литературы:

1. Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного территориального регулирования, 2000.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Уч.пособие. – М., 1995.

3. Иванич Ю. Казахстан в современном мире: реалии и перспектива, Астана, 2008

4. Мухаев Р.Т. Теория политики: Учебник. – М., 2005.

5. Ахметгалиев Б. 10 лет: Казахстан и интеграция: научное издание, 2009

6. История политических и правовых учений / Грацианский П.С., Зорькин В.Д., Мамут Л.С. и др. – М., 1983.

7. Мацупа Л.В. Маслихаты. Институционализация. А., 2004

8. Гаджиев Введение в политическую науку. – М, 2004.

9. Антропология власти. Хрестоматия по политологии / В.В. Бочаров в 2-х томах

Свобода состоит в возможности делать то, что не приносит вред другому.

Декларация прав человека и гражданина

Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам.

Ж.-Ж. Руссо

Цель – осознание важности формирования гражданского общества и правового государства в Казахстане. Определение сущности и основных принципов правового государства. Формирование представлений о необходимости становления гражданского общества как инструмента развития демократии и многообразии видов его проявления.

Государство - это особая форма организации общества, которое действует на определенной территории, ограниченной границами. Оно обладает Конституцией, политическим устройством, определёнными методами сохранения и поддержания государственной целостности, суверенитета, правопорядка, традиций внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между гражданами государства.

В современных развитых государствах его основными целями трактуются:

Сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности;

Реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология.

Одним из фундаментальных принципов, который может способствовать реализации заявленных целей, являются демократические преобразования и установки.

Необходимо отметить, что ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государство».

Признаки государства:

Суверенитет (способность государства выступать в международно-правовом поле как признанное другими государствами юридическое лицо);

Гражданство;

Государственные символы;

Наличие организационных документов, в которых изложены цель создания и задачи государства: конституция, военная доктрина, законодательство;

Публичная власть: глава государства, правительство, парламент, суд;

Управление и планирование: нормирование жизни общества (система права), государственная (политическая и внешнеполитическая) деятельность, хозяйственная деятельность (экономика), собственная денежная система, налоговые сборы, государственная казна;

Собственность (ресурсы), территория, население;

Система подчиненных административных организаций;

Правоохранительная система;

Наличие государственного языка (языков).

Происхождение государства

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носили характер обычаев, традиций, обрядов, табу. Единого мнения о причинах возникновения государства не существует. Существуют несколько теорий, которые объясняют происхождение государства, однако ни одна из них не может являться окончательной.

Существуют теологическая (Ф. Аквинский), патриархальная (Аристотель, Платон, Конфуций), договорная (Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро), насильственная (Л. Гумплович, Е. Дюринг), психологическая (Цицерон, Л. Петражицкий, Г. Тард,), расовая (Ж. Габино, Ф. Ницше), органическая теория (Г. Спенсер, Р. Вормс), ирригационная (К. Виттфогель), материалистическая (К. Маркс, В. Ленин) и другие теории происхождения государства.

Идея правового государства имеет длительную историю зарождения и развития, и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX века – периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, утверждались идея гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей. Концепции правового государства развивались в концепциях нидерландского философа Спинозы, правоведом Гроцием, английским ученым Локком, французским философом Монтескье, американским политическим деятелем Джефферсоном, немецким философом Кантом.

Так, в трактовке Локка, в государстве должен верховенствовать закон, соответствующий естественному праву и признающий естественные неотчуждаемые права и свободы человека, а также обязательно осуществляющий разделение властей. Французский мыслитель Монтескье для предотвращения злоупотреблений властью считает необходимым такой порядок вещей, при котором различные ветви власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главными условиями для обеспечения политической свободы. Немецкий философ И. Кант сформулировал основополагающую идею правового государства так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в отношении к гражданину.

Идея Локка, Монтескье и других представителей политической мысли оказали прямое влияние на конституционное законодательство США, французской Декларации прав человека и гражданина и др. Понятие «правовое государство» впервые встречается в первой трети XIX века в трудах К. Велькера и фон Моля.

В основе правового государства лежит ряд основополагающих принципов.

1. Верховенство правового закона. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни любым другим органом, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Более того, государство само подсудно своему собственному суду и может быть осуждено им. В прежние времена ограничения носили чисто личностный и духовный характер. Правитель считался наместником Бога и в силу этого добровольно соглашался с моральными императивами традиций, обычного права, веры, учения церкви. В Новое время с победой правового государства, нормы и правила, ограничивающие власть государства, получили законодательное закрепление в конституции. Закон и право были поставлены выше личности короля. Таким образом, прав Монтескье: «Свобода – это право делать то, что позволяют законы». Именно это в значительной степени обеспечивает правовой характер государства.

2. Приоритет прав человека: признаются, утверждаются и гарантируются права и свободы человека. Причем предполагается, что они не являются неким даром властей, а принадлежат ему от рождения, то есть неотчуждаемы. Таким образом, подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. В данном контексте правовое государство призвано достичь более или менее приемлемой гармонии между властью государства и принципом правовой самостоятельности отдельного гражданина. Если власть в принципе содержит в себе момент бесконтрольности и произвола, то право не признает их. «Всякая власть предполагает минимум права; всякое право предполагает минимум власти» 16 . Таким образом, проблема личности занимает особое место в правовом государстве. Содержание и характер прав и свободы личности определяется уровнем развития общества. Свобода относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторической незавершенности, но она абсолютна как высшая ценность и поэтому может служить критерием общественного прогресса.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами. Но соответственно и личность несет ответственность перед обществом и государством. В связи с этим вызывает тревогу ослабление чувства ответственности у части населения нашего государства.

4. Разделение ветвей власти на законодательную, исполнительную, судебную. Власть не должна быть монополизирована одним лицом, органом, социальным слоем и должна соответствовать требованиям права. Разделение властей предусматривает организационно-правовой механизм их взаимодействия и взаимного сдерживания, что необходимо для удержания каждой из них в пределах своих полномочий и обеспечения независимости и самостоятельности. Как писал К. Ясперс, «даже величайшие заслуги перед государством не являются основанием неприкосновенности власти индивидуума. Человек остается человеком, и даже лучший из людей может стать опасным, если его власть не сдерживается определенными ограничениями» 17 .

5. Наличие эффективных органов контроля и надзора за осуществлением законов. Критерием, который позволяет установить наличие правового государства, можно считать возможность в обычном порядке по суду восстановить законность в отношении любых государственных структур, включая и сам суд.

6. Приоритет норм международного права. Данный подход обусловлен пониманием различия между законностью и правозаконностью. В целом трудно представить себе государство без законов и без определенных правовых норм. В этом плане любое государство есть определенный законом правопорядок. Соответственно все древние и средневековые государства имели закон и правопорядок, не будучи еще правовыми государствами, причем это относится ко всем без исключения государствам.

В этой связи неправильно считать правовым государство лишь на том основании, что в нем есть право, закон, ибо законы бывают разными. Важно иметь критерий, позволяющий определять степень демократичности законов. На основе многовекового исторического опыта сложились общечеловеческие представления о правах и свободах личности в демократическом правовом государстве, которые были положены в основу документов, принятых мировым сообществом. К ним относятся: Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и ряд других. Только соотнося с ними национальное законодательство любой страны, можно делать выводы о степени демократичности данного общества и защищенности прав и свобод граждан этого государства.

Основным ориентиром в этом направлении является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В ней формулируются гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права.

В основе правового государства лежит развитая рыночная экономика и гражданские отношения, которые осуществляются вне политических организаций по усмотрению граждан в рамках закона.

Правовое государство осуществляет определенные функции.

    Экономическая функция: регулирование рыночных отношений, многоукладной экономики при полной самостоятельности предприятий частного сектора. Например, создания режима наибольшего благоприятствования для производства необходимой для общества продукции.

    Правоохранительная функция: охрана прав и свобод личности, обеспечение правового порядка и т.д.

    Обеспечение социальных потребностей человека. Это не только обеспечение непосредственных нужд человека, но и охрана окружающей среды, создание высококачественной медицины и т.д.

Понятие «гражданского общества» восходит своими корнями к идеям полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идеям естественного права. В тот период гражданское общество и государство рассматривались как взаимозаменяемые термины. Например, для греческого полиса было характерно слияние гражданского общества с государством. Гражданам государства была чужда идея неприкосновенности частной сферы. Общие интересы полиса сливались с частными интересами граждан, а в случае их столкновения приоритет, бесспорно, отдавался первым. Такой подход сохранился почти в неизменном виде вплоть до Нового времени.

Переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и его отличием от государства. Основу этого процесса составил ряд факторов:

Формирование идеи личности с особыми неотъемлемыми правами и свободами;

Растущее осознание противоречий между государством и обществом;

Создание теорий о естественных правах, происхождении государства и т.д.;

Формирование свободной рыночной экономики с частной собственностью и т.д.

Так, согласно, Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует по природе. Государство представляет собой некое «новое тело», основной задачей которого – защита общества. Таким образом, формировалось убеждение, что чрезмерно разросшееся государство препятствует свободной жизни граждан. Как писал В. фон Гумбольд, «чем большее действие оказывает государство, тем более схожим становится … все находящееся под его воздействием. В таком государстве о людях забывают ради вещей и результатов их деятельности». Наиболее радикальную концепцию гражданского общества сформулировал автор знаменитого памфлета «Права человека» Т. Пейн. Государство, он считает, необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Поэтому власть государства должна быть ограничена в пользу гражданского общества.

Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространённых категорий в политике, принадлежащих Аристотелю, Монтескье, Макиавелли, Локку, Гоббсу, Канту, Гегелю, Бердяеву, подводившие к мысли, что гражданское общество есть что-то, что находится вне государства, что-то внешнее по отношению к государству, оппозиционное и противостоящее ему во всём.

Гражданское общество – это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через добровольные организации и ассоциации свободных граждан, огражденные соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти.

Среди политологов Гоббс был первым, который употребил в политической науке термин «гражданское общество» в том смысле, в котором это принято в современной науке. Но, как об этом свидетельствуют его труды, он отождествлял гражданское общество и государство. В реальной жизни могут существовать три диалектически противоречивых варианта взаимоотношения гражданского общества и государства:

1. Гражданское общество подавляется государством. И как следствие этого возникает тоталитарный режим.

2. Государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права, как правовое государство. Тогда возникает демократический режим.

3. Существует зыбкое равновесие между гражданским обществом и государством, и тогда возникают авторитарные режимы различной степени жесткости.

Гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, в котором люди взаимодействуют в качестве независимых друг от друга и государства индивидов. Гражданское общество имеет достаточно сложную структуру: оно состоит из семьи, церкви, СМИ, общественных клубов, научных и культурных организаций, благотворительных фондов, профессиональных объединений и т. д. В свое время, А.Токвиль, в качестве одной из особенностей США отмечал наличие разветвленной системы институтов гражданского общества, ставшей гарантом стабильности американского общества. Сегодня в США более 70% граждан состоят в таких объединениях и более 50% активно работают в деятельности 2 и более ассоциаций. К примеру, в работе 200 потребительских организаций участвует более 70 млн. граждан.

Основными функциями гражданского общества являются социально-компенсаторная и компенсаторно-регенерирующая (воспроизводства и воспитания), коммуникативная функции, непосредственное жизнеобеспечение, социализация, гражданский правопорядок, социальная защита и гарантия против произвола властей. Эти функции выполняются структурными элементами гражданского общества – самодеятельными и добровольными гражданскими объединениями. Именно в такого рода объединениях вызревает активная гражданская личность. Основа структуры гражданского общества – личность, самостоятельно реализующая свои частные интересы и осуществляющая индивидуальный выбор. Чем больше развито гражданское общество, тем больше основания для демократических режимов, и наоборот.

Условия успешного функционирования гражданского общества:

    Экономические - это наличие собственности. Оно предполагает, что каждый член гражданского общества должен владеть собственностью, которая делает его независимым гражданином. Многоукладность экономики, свободный рынок, конкуренция.

    Политико-правовые - это юридическое равенство граждан, реальное обеспечение прав и свобод, политический плюрализм, многообразие политических групп, союзов, партий, организаций, групп давления.

    Культурные - повышение образовательного и культурного уровня, доступность информации, высокая правовая культура, развитие собственно знания, опора на традиции.

    Социальные - это наличие класса среднего собственника.

Формирование гражданского общества в Казахстане.

Развитие гражданского общества и его институтов является одним из важных показателей политической модернизации Казахстана. В настоящий момент можно сказать, что среди стран постсоветского пространства Казахстан в целом входит в группу лидирующих государств по количеству и качеству проведенных модернизационных преобразований, направленных на развитие институтов гражданского общества. Развитие гражданского общества в первую очередь связано с укреплением таких важных субъектов как политические партии, неправительственный сектор в лице НПО, профсоюзы, СМИ. Либерализация правового поля деятельности СМИ, стимулирование их независимого развития и усиление роли информационного пространства в целом – важнейшее условие эффективной деятельности всех субъектов гражданского общества, условие взаимодействия их с государством. На сегодняшний день в Казахстане зарегистрированы и действуют 10 политических партий, 5820 неправительственных организаций (НПО), 3340 общественных фондов, 1072 ассоциации юридических лиц, 471 национально-культурное объединение, 3340 религиозных объединений, представляющих свыше 40 конфессий.

Общественные движения. Одним из первых и наиболее массовых движении в Казахстане было экологическое движение «Невада – Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 года. По инициативе Мухтара Шаханова для оказания помощи жителям Приаралья был организован комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень многое для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах – Усть – Каменагорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона. В апреле 1989 г. создано казахстанское добровольное общественное движение «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление способствовать формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и населения как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов. В июле 1990 года оформилось Гражданское движение «Азат». Главная цель - обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию. В августе 1990 года было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы – представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения. Общественное движение «За честные выборы» в качестве основных целей называет инициирование предложений по изменению действующего законодательства о выборах, проведение обучения избирателей и представителей общественных объединении законным методом агитационной работы, оказание необходимых консультации кандидатами, проведение опросов общественного контроля за ходом голосования и т.д. Основными достижениями казахстанских НПО являются: целевая направленность оказываемой помощи, развитие гражданской активности населения, а также моральная поддержка социально уязвимым группам населения. В то же время следует отметить ряд недостатков в развитии неправительственного сектора в Казахстане.

Профсоюзы. Для полноценного развития гражданского общества в Казахстане большое значение приобретает возрождение роли профсоюзных организаций в жизни страны. Это обусловлено тем, что с либерализацией в стране общественно-политических отношений существенно снизилась социальная защищенность нанимаемой рабочей силы. В частности, сегодня из 7,5 млн. экономически активного населения в Казахстане 1/3 на сегодня находится в «теневых» отношениях и, соответственно, она не защищена на рынке труда. К сожалению, уровень влияния свободных профсоюзов в течение последних лет значительно снизился и в настоящее время представляется малозначительным. На волне перестроечных процессов в конце 1980-х - начале 1990-х гг. относительную независимость от правящей КПСС обрели и так называемые «официальные» профсоюзы. В октябре 1990 г. на 24-м съезде профсоюзов Казахской ССР была создана Федерация профсоюзов Казахстана, в которую объединились 32 отраслевых профсоюза и 19 областных советов профсоюзов. В отличие от независимых «официальные» профсоюзы действовали на протяжении всей истории бывшего СССР, в состав которого входил и Казахстан. Функционально они предназначались для контроля соблюдения условий труда и выполнения социальных гарантий. Основная же функция - защита интересов работников перед работодателем - государством была утеряна. Современная ситуация в Казахстане вынуждает «официальные» профсоюзы вернуться к решению своей основной задачи. Одной из главных причин принципиальной нереформируемости «официальных» профсоюзов в Казахстане является отсутствие механизмов и навыков реальной работы в рыночных условиях. По мнению ряда экспертов, между независимыми и «официальными» профсоюзами наблюдается жесткая конфронтация. Расхождения проявляются, прежде всего, в отношении к действиям властей и в формах и методах работы по защите интересов рабочих. Наиболее спорным вопросом между ними является проблема профсоюзной собственности. Если «официальные» профсоюзы претендуют на сохранение за ними всей собственности, находящейся в их распоряжении еще с советских времен, то независимые профсоюзы выступают за передачу профсоюзной собственности, являвшейся в СССР общенародной, государству.

В настоящее время в стране официально зарегистрированы и действуют три национальных профсоюзных центра: Федерация профсоюзов Казахстана, Конфедерация свободных профсоюзов Казахстана и Казахстанский профсоюзный центр.

Местное самоуправление. Полноценное развитие гражданского общества в Казахстане может быть осуществлено посредством внедрения и реализации института местного самоуправления, призванного стать ключевым инструментом защиты интересов местного населения. Однако местное самоуправление является одним из наименее развитых институтов гражданского общества в Казахстане. К сожалению, за весь реформенный период в Казахстане не были проработаны и приняты однозначные подходы к организационной форме и уровню государственного управления, на котором должно осуществляться местное самоуправление. Дело в том, что за все годы реформы системы административного управления страны принимались лишь косвенные меры по формированию местного самоуправления, которые были тесно взаимоувязаны с реформированием системы местного государственного управления. В целом на сегодняшний день основные причины, препятствующие становлению местного самоуправления в стране, можно свести к следующим: излишняя централизация государственной власти; закрытость местной власти для местного населения; низкая правовая культура населения; слабое восприятие населением гражданских ценностей. Все это в конечном счете затормаживает становление института местного самоуправления в Казахстане. Таким образом, основными факторами, тормозящими развитие институтов гражданского общества в Казахстане на современном этапе, являются:

Недооценка сложной взаимозависимости элементов современного развитого государства и институтов гражданского общества;

Акцентирование вопроса о деятельности институтов гражданского общества исключительно на дальнейшем совершенствовании гражданского законодательства вместо строгого соблюдения уже имеющегося;

Незавершенность намеченной в стране политической модернизации, направленной на дальнейшее развитие институтов гражданского общества. Нужно отметить, что идеала гражданского общества нет сейчас ни в одной стране. Все ближе к нему приближаются Франция, Германия, Швейцария, США, Англия. В Казахстане нельзя сейчас говорить о наличии развитого гражданского общества, стране еще необходимо преодолеть стереотипы и препятствия на этом сложном пути. Главными из этих препятствий является пренебрежительное отношение граждан к законам, низкий уровень гражданского правосознания, доминанта государственного начала над личностным.

Ключевые термины по теме лекции: государство, гражданское общество, правовое государство, социальное государства, гражданин, концепции происхождение государства.

Тесты для самоконтроля

      Референдум – это: (всенародное волеизъявление по какому-то вопросу; собрание древних римлян; форма приобщения молодежи к политической власти; завершающая стадия заседания совета старейшин у племен Северной Америки).

      Прокомментируйте изречение А. Камю: «Абсолютная свобода – это насмешка над справедливостью. Абсолютная справедливость - это отрицание свободы. Животворность обеих понятий зависит от их взаимного ограничения. Никто не сочтет свой удел свободным, если он в то же время несправедлив, и справедливым – если он не свободен».

      Что означает категория «светское государство»? (Общество, где представлено множество конфессий; государство, в котором законы регулируют деятельность религиозных объединений; государство, в котором ни одна религия не является обязательной, а религиозные объединения отделены от государства; государство, где его глава одновременно является главой религиозной общины)

      Принцип правового государства: (государственный суверенитет; закрепление господствующих форм собственности; поддержание правопорядка; гарантированность прав и свобод).

      Принципы организации гражданского общества - это: (государственное регулирование; плюрализм и свобода выбора; поддержание правопорядка; государственный суверенитет).

      Что из нижеперечисленного является главным и необходимым условием демократической системы? (выборы, гарантирующие реальную возможность избирать среди многих кандидатов; многопартийная система; участие в работе парламента оппозиционных партий; выборность органов местного самоуправления; наличие конституции)

      Абсентизм: (форма уклонения избирателей от участия в голосовании; идея безгосударственного устройства общества; форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного человека; процесс политической социализации; формирование положительного политического имиджа главы государства).

      Как называется целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти: (корпоративизм; лоббизм; этакратизм; ревизионизм; этатизм).

      Выделите правильное суждение: (гражданское общество обеспечивает права человека, а государство - права гражданина; гражданское общество обеспечивает права личности, а государство - права человека; гражданское общество обеспечивает права общества, а государство - права гражданина; гражданское общество обеспечивает права гражданина, а государство - права большинства; гражданское общество обеспечивает права национальных, конфессиональных меньшинств, а государство - права общества в целом).

МКОУ СОШ с.Верхазовка Яхина Л.Б.

План – конспект

урока обществознания в 11 классе

по теме «Правовое государство и гражданское общество»

Цель урока: Продолжить работу по формированию правовой культуры, углубить знания о правовом государстве и гражданском обществе.

    Сформировать целостное понятие о правовом государстве, как основном институте современной политической системы;

    Подвести учащихся к пониманию того, что для формирования гражданского общества важны причины как объективные (рыночная экономика, демократия), так и субъективные (правовая культура, гражданская позиция, политическая активность граждан);

    Развитие коммуникативных навыков, информационной культуры;

    Создание атмосферы диалога и сотрудничества.

Тип урока: урок-анализ, с применением IT -технологий и ресурсов Единой коллекции ЦОР.

Вид урока: комбинированный с элементами практической деятельности

Оборудование: персональные компьютеры с высокоскоростным доступом в Интернет, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

План занятия:

1 Организационный момент: приветствие, доклад дежурного

2. Мотивационное начало урока, определение цели.

3. Вспомнить основы теоретического материала: мозговой штурм, актуализация знаний.

4. Изучение нового материала: работа в группах

5. Защита мини-проектов

6.Закрепление. Анализ и решение проблемных ситуаций

7. Рефлексия

Ход занятия:

    Организация класса.

2. Постановка цели урока.

Урок начинается с повторения роли и функций государства, направлений внешней и внутренней политики государства. Опрос можно заменить тестовой проверкой знаний:

1. Определите, чем не является государство?

    политическим институтом;

    особой организацией публичной власти;

    элементом гражданского общества ;

    управляющим центром политической системы.

2. Одно из направлений внешней политики:

    оборонное ;

    демографическое;

    молодежное;

    аграрное.

3. Председатель Правительства РФ:

    назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы ;

    назначается Государственной Думой РФ по представлению президента;

    назначается Президентом РФ с согласия Совета Федераций;

    назначается Советом федерации по представлению Государственной Думы.

4. «Коррупция» в переводе с латинского означает:

  • соглашение;

    подкуп;

    богатство.

5. Задачей современной госслужбы является:

    принятие важных внешнеполитических решений;

    осуществление полномочий государственных органов ;

    обеспечение стабильности цен на товары и услуги;

    организация партийных съездов.

6.Основу политики составляют:

    материальные ценности;

    духовные потребности;

    властные отношения ;

    социальные связи.

7. Для современного демократического государства не характерно:

    выборность основных государственных органов;

    равноправие граждан;

    приоритет прав государства;

    политический и идеологический плюрализм.

8. Какую форму правления описывает известный афоризм «Король царствует, но не правит»?

    абсолютную монархию;

    сословно- представительную монархию;

    дуалистическую монархию;

    парламентскую (конституционную) монархию .

9. К признакам любого государства относится:

    разделение властей;

    федеративное устройство;

    верховенство закона;

    отделение публичной власти от общества .

10. Соглашение, достигнутое путем взаимных уступок:

    консенсус ;

    компромисс;

    конформизм;

    адаптация.

    Актуализация знаний. Вопрос к классу: Какие ассоциации вызывает у Вас понятие «правовое государство»? В результате «мозгового штурма» на доске появляются записи признаков и элементов правового государства.

Ядром правового государства является человек,

его права и свободы .

Основные признаки:

    Верховенство права и закона;

    Широкий спектр прав и свобод, хорошо налаженный механизм их защиты;

    Четкое деление власти на три ветви;

    Политический и экономический плюрализм;

    Незыблемость прав и свобод человека

    Взаимность прав, обязанностей и ответственности государства, общества и гражданина.

Задачами мозгового штурма являются:

    вовлечение в работу всех учащихся;

    определение уровня знаний учащихся;

    активизация творческого потенциала.

Правовое государство – это государство, во всей своей деятельности подчиняющееся праву, функционирующее в определенных законом границах, обеспечивающее правовую защищенность своих граждан.

4 . Для систематизации и углубления знаний о правовом государстве и гражданском обществе организуется работа трех проблемных групп.

Название группы

Источники информации, раздаточный материал

«Историки»

Охарактеризовать, какой вклад внесли в развитие теории правового государства Аристотель, Монтескье, Гоббс, Локк, Кант.

Текст §18 учебника, стр. 190-191; раздаточный дидактический материал;

Таблица «Ученые о правовом государстве»

(Приложение 1)

ЦОР (N 117653) (иллюстрация)

«Юристы»

Раскрыть значение международных и государственных правовых документов в формировании правового государства

ЦОР (N 117660) Схема «Международные документы о правах человека. Классификация прав человека»

ЦОР (N 117682) текст Всеобщей декларации прав человека

ЦОР (N 170315) Конституция РФ

«Граждане»

Рассмотрев пути формирования правового государства и факторы, влияющие на образование гражданского общества, определить, насколько сформировано правовое государство и гражданское общество в РФ.

Приложение 2. Основные черты гражданского общества

Приложение 3. таблица: Пути формирования правового государства;

Приложение 4 схема «Государство и гражданское общество»

текст§18 учебника, стр. 196-198

5 .Группы работают в течение 10-15 минут. Их задача: подготовить мини – проект, убедительно презентовать его. При защите проекта члены других групп могут задавать вопросы, выступать с дополнениями. Презентация предполагает использование не только вербальных, но и визуальных средств, демонстрацию ресурсов Единой коллекции ЦОР, слайдов, схем.

При обсуждении фактов учителю следует подчеркнуть, что гражданское общество в нашей стране начало развиваться сравнительно недавно и находится в процессе становления. Институты гражданского общества все активнее начинают включаться в процессы обновления и развития государства. Муниципалитеты, органы местного самоуправления осознают свои права и свою ответственность. Однако их опыт в решении проблем и защите прав граждан недостаточен. Целесообразно привести примеры и из деятельности Общественной палаты, его рабочих групп, использовать на уроке материалы официального сайта Общественной палаты.

6. Работа с ресурсами Единой коллекции ЦОР. Демонстрируется ресурс N 117643 «Как поставить государство на службу обществу? (текст с иллюстрацией) Вопрос классу: Какую точку зрения выбираете вы? Аргументируйте свой ответ.

Демонстрируется схема «Политическая культура личности» (ресурс N 117673). Вопрос: Как вы считаете, существует ли взаимосвязь между уровнем развития политической культуры и уровнем сформированности гражданского общества?

7 . В целях закрепления изученного материала и формирования гражданской ответственности, правовой культуры организуется обсуждение проблемных ситуаций. Группы получают карточки с описанием ситуации и должны, обсудив ее в течение 3 минут, дать аргументированный ответ на вопрос, предложить правильное решение проблемы - в зависимости от задания. Другие группы могут не соглашаться и предлагать свои варианты ответов.

Карточка №1

Флоренс Найтингейл отвергла предложения богатых аристократов и стала медсестрой. О ней заговорили во время Крымской войны, а в 1860 году она открыла школу медсестер. Так началось современное обучение медсестер.

Жан Анри Дюнан в 1862 году предложил организовать во всех странах общественную добровольную помощь раненым, невзирая на национальность, религию, чтобы облегчить страдания людей. Так возник Красный Крест.

Вопрос: О чем свидетельствуют эти факты? Можно ли сказать, что они способствуют гуманизации общества и становлению гражданского общества?

Карточка №2

В маленьком отдаленном горном селении в зимнее время, когда селение отрезано от административного центра (а в селении отсутствуют представители власти и сотрудники правоохранительных органов), было совершено тяжкое преступление, за которое в Уголовном Кодексе предусмотрено наказание в виде смертной казни. Преступник был пойман на месте преступления и признался в его совершении. Сход жителей приговорил его к смерти. Приговор был приведен в исполнение.

Вопрос: Соответствуют ли действия жителей селения нормам правового государства?

Карточка №3

На месте преступления с похищенным имуществом был задержан гражданин К. Ему было предъявлено обвинение в хищении и он был заключен под стражу.

В совершении хищения К. признался. На следующий день в газете появилась публикация, в которой сообщалось, что К. совершил хищение и что находится под стражей в ожидании суда.

Вопрос: Что в этой публикации нарушает права К.?

В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии:

    • Я критикую идеи, а не людей;

      Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению;

      Я изменяю свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов;

      Я уважаю мнение каждого, даже если я с ним не согласен.

Хочу отметить, что элемент дискуссии приемлем во всех этапах урока. Ведь искусство спорить, иметь убеждения и отстаивать их, не унижая человеческое достоинство оппонента, формируется именно в ходе дискуссий.

8 . Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117638)»

Тест Интерактивное задание «Проверь свои знания (N 117675)»

9 . Задание на дом. §18 , написать эссе на одну из выбранных тем:

« Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для страны»

Дж. Кеннеди

« Гражданское общество есть как бы молекулярная связь, изнутри сцепляющая отдельные элементы в свое пластическое гибкое целое» С.Л. Франк

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

« Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан»

Н.А.Некрасов

« Мы можем стать свободными только тогда, когда станем рабами закона»

10. Рефлексия

Учащимся предлагается оценить свою деятельность на уроке с трех позиций

по 10- бальной системе:

« Я» - мой труд на уроке

« Мы» - результативность деятельности группы

«Дело» - результат работы целого класса (Приложение 7)

11 . Итоги урока.

План. Ø Понятие о правовом государстве Ø Признаки (принципы) правового государства Ø Системы сдержек и противовесов Ø Международные документы о правах человека. Защита прав Ø Системы защиты прав человека Ø Гражданское общество Ø Местное самоуправление Ø СМИ в политике

Понятие о правовом государстве. Правовое государство - организация политической власти, которая создает условия для наиболее полного осуществления прав и свобод человека, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права механизма государства. Термин «правомерное государство» (Кант) Термин «правовое государство» (начало 19 в.) Создание правовых государств – конец XX века: ФРГ, США, Франция.

Правовое государство Главная цель – обеспечить гарантии прав и свобод граждан во всех сферах. Это тип государства, деятельность которого реально ограничена правом; имеет место реальное разделение властей, гарантии свободы личности и контроль за властью со стороны общества. 4 19. 01. 2015.

Признаки (Принципы) правового государства. Верховенство права и закона в обществе Невмешательство государства в дела гражданского общества Незыблемость прав человека Подчинение национальных правовых систем международному праву Разделение властей Правовая организация государственной власти Равенство всех перед законом Независимость, автономность и возвышение суда Взаимная ответственность государства и личности

Пути формирования 1. Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношение закона с подзаконными актами в пользу первого. 2. Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения. 3. Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка. 4. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних. 6 19. 01. 2015.

Системы сдержек и противовесов. Президентская республика Президент – глава исполнительной власти. Отсутствие поста премьер-министра. Президент пользуется правом вето. (США) Парламентская республика Верховенство парламента, который формирует правительство. Президент избирается парламентом. (Италия, Германия) Смешанная или полупрезидентска я республика Президент избирается всенародным голосованием. Премьер-министр в двойном подчинении у президента и парламента. Президент имеет право распускать парламент. (Франция) Парламентская монархия Монарх выполняет представительские функции. Главная роль принадлежит парламенту. (Великобритания, Япония)

Международные документы о правах человека. Защита прав. v Всеобщая Декларация прав человека (10 декабря 1948 г.) v Международный Пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) v Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) v Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. v Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека. v Американская конвенция о правах человека. v Декларация принципов терпимости. v Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человеческого общества в связи с использованием достижений биологии и медицины, касающийся запрещения клонирования человеческих существ. v Конвенция о правах ребёнка.

Системы защиты прав человека. Система ООН, основанная на Хартии прав человека и других документах ООН. Система совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), основанная на Заключительном акте (1975 г.) Система в рамках совета Европы, основанная на Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)

Т. Гоббс Правовое государство тесно связано с гражданским обществом. Именно в нем граждане реализуют свои потребности и интересы. Понятие «Гражданское общество» появляется в Новое время в трудах философов Г. Гроция, Т. Гоббса и др. Оно независимо от понятия «государство» , а относится к членам общества как свободным и равным между собой людям. Они вступают в отношения, в которые государство не должно вмешиваться: это отношения сотрудничества, взаимопомощи, совместных профессиональных и других интересов и т. д. Философы выдвинули идею о необходимости организации граждан для защиты своих интересов от государства. 10 19. 01. 2015.

Гражданское общество – совокупность негосударственных общественных отношений, выражающих различные интересы. Духовнокультурная подсистема Удовлетворение потребностей людей в образовании, самоусовершенствовании, вере, творчестве. Социальная подсистема Политическая подсистема Удовлетворение потребностей в семейных родственных отношениях Муниципальные коммуны – местное самоуправление Политические партии и общественнополитические движения группы интересов Удовлетворение совместных интересов Экономикохозяйственная подсистема Удовлетворени е материальных интересов

Понятие гражданского общества Относительно независимая от государства сфера жизнедеятельности людей, общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды. Это сферы абсолютной свободы частных лиц в отношениях друг с другом, реализующих частные интересы и осуществляющих индивидуальный выбор. В нем преобладают не вертикальные (соподчиненные), а горизонтальные связи и отношения между людьми. 12 19. 01. 2015.

Структура гражданского общества Политические партии и лоббистские организации, создаваемые При законодательных и правительственных органах. Общественно-политические организации и движения. Взаимная ответственность гражданина и государства. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные Фонды, кооперативы, акционерные общества. Научные и культурные организации, спортивные общества. Муниципальные и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, политические клубы, ассоциации. Независимые средства массовой информации. 13 19. 01. 2015.

Подходы к гражданскому обществу В современной науке не существует целостного подхода к понятию «гражданское общество» . 1. Противопоставление дикости (анархии) 2. Противоположность церкви. 3. Комплекс общественных отношений, противоположных государству. 4. Конкретный феномен западных цивилизаций. 14 19. 01. 2015.

Основные черты гражданского общества Верховенство закона Доступность образования Создание условий для саморазвития граждан в сфере экономики, политики, культуры 15 Наличие сильной системы СМИ Деятельность политических организаций во благо всех 19. 01. 2015.

Условия существования гражданского общества 1. Признание прав человека и гражданина как важнейшей социальной ценности общества и государства. 2. Наличие частной собственности как основы свободы человека. 3. Правовое государство, основанное на принципах равенства всех перед законом, независимого правосудия, правовой защищенности граждан. Правовое государство предполагает разделение властей, политический и идеологический плюрализм. 16 19. 01. 2015.

В России гражданское общество находится на стадии становления. Ускорению этого процесса призвано способствовать развитие органов местного самоуправления, которые действуют на двух уровнях. 17 19. 01. 2015.

Местное самоуправление – негосударственная форма выражения народовластия. Формируется на двух уровнях: на уровне городоврайонов, на уровне единиц районов. üПолномочия органов самоуправления разграничиваются с полномочиями органов государственной власти, имеют свои бюджеты. üМестное самоуправление реализуется гражданами непосредственно, а также через создаваемые местные органы. üОрганы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти РФ. üМестное самоуправление придает гражданскому обществу организованное самоуправляющееся начало, способствует более полной самореализации граждан, оказывает положительное воздействие на развитие правового государства.

СМИ в политике. СМИ – совокупность каналов распространения информации с целью оперативного информирования, а также для выполнения специфических социальных функций. Функции СМИ. Информационная Выбор и комментирование, оценка информации Политическая социализация Критика и контроль Распространение культуры Мобилизационная Формирование общественного мнения Представление разных мнений

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Нурлат РТ

Конспект урока по обществознанию
в 11 классе

«Гражданское общество и правовое государство»

Подготовил:

учитель истории и обществознания

Маркелов Сергей Александрович

г. Нурлат

2013

Правовое государство и гражданское общество.

Урок является составной частью большого цикла уроков. Посвященных проблеме: «человек-общество-государство» в рамках блока «Основы политологии». С другой стороны этот урок предваряет блок тем, связанных с основами правовых знаний, что составляет фундамент правовой и политической культуры граждан.

Цель урока.

Систематизировать знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Выделить характерные черты, выявить необходимые условия для их существования.

Задачи урока:

  1. Углубить знания учащихся о правовом государстве и гражданском обществе. Указав на их взаимосвязь и взаимообусловленность.
  2. Акцентировать внимание на социальных и правовых аспектах этих проблем: необходимости совместных усилий для формирования вышеназванных институтов.
  3. Продолжить работу по формированию умения вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах.
  4. Воспитывать у учащихся качества толерантности и гражданственности; уважения к государству, в котором живешь; ответственности за его будущее.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-размышление.

Приветствие: здравствуйте. Садитесь.

Тема урока: «Правовое государство и гражданское общество».

Вопросы:

  1. Правовое государство: понятие, признаки
  2. Гражданское общество: понятие, взаимосвязь с государством

Интеллектуальная разминка.

Мы с вами живем в государстве, а что из себя представляет вышеназванный институт(необходимо дать определение государству, перечислить его признаки, функции, формы государства).

Ответы учеников.

А сейчас давайте вспомним, что такое общество и какой путь эволюции оно прошло.

Ответы учеников.

Все молодцы!

Ключевые понятия, связанные с государством и обществом мы вспомнили, а сейчас давайте разберем понятие «правовое государство». У кого есть какие мысли на этот счет? Давайте вспомним, что мы изучали на уроках обществознания в 9-11 классе, на уроках истории.

Ответы учеников.

Хорошо.

Да. Именно право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Работа в тетрадях: записать определение

Правовое государство это государство в котором все граждане и должностные лица, и государственные органы подчинены праву.

Все правовые акты должны соответствовать Конституции.

Перед вами на столе выдержки из Конституции РФ (глава 1 «Основы конституционного строя». Найдите положения характеризующие государство как правовое(3-4 позиции).

Работа с о статьями Конституции РФ

Работа в тетрадях: записать признаки.

Признаки правового государства:

  1. Народ- единственный источник власти
  2. Народ осуществляет власть непосредственно и опосредованно
  3. Референдум – высшее выражение власти народа
  4. Принцип разделения властей

Отлично.

Давайте добавим еще следующие признаки:

  1. Верховенство закона
  2. Гарантия прав личности
  3. Правовая культура личности
  4. Законность и правопорядок

А скажите мне ребята. Соответствует ли то, что записано в Конституции современным российским реалиям и если да или нет. То приведите примеры.

Вывод: Понятие правовое государство носит в России декларативный характер. А почему? Да, это связано с тем, что в России только зарождается гражданское общество.

Правовое государство и гражданское общество отражают разные стороны жизни общества.

Гражданское общество это сфера абсолютной свободы частных лиц

Правовое государство это система регламентации деятельности граждан и государственных структур.

Гражданское общество это совокупность межличностных отношений(семейных, культурных, религиозных, экономических и др.) которые развиваются в обществе без вмешательства государства.

Ребята, приведите примеры институтов гражданского общества (могут быть названы: семья, творческие союзы, негосударственные СМИ, церковь и тд.)

Перед вами на доске приведены разные термины, относящиеся как к государству, так и к гражданскому обществу. Запишите в тетрадях слева понятия, относящиеся к государству, а справа к обществу.

Учащиеся работают индивидуально. Поисковая работа

Что необходимо для формирования гражданского общества в России?

Беседа.

Давайте обыграем ситуацию: вы президент России, а это ваша команда. Какие необходимо предпринять шаги с целью формирования в России правового государства и гражданского общества.

Ролевая игра. Работа в группах.

Слушаем ваши выступления

Проблемно-поисковое задание.

Может ли существовать правовое государство без гражданского общества?

Вывод: Нет. Они взаимосвязаны

Наш урок подходит к логическому завершению. Вопросы поставленные в начале урока разрешены.

Дома напишите эссе

Тема занятия:

«Гражданское общество и правовое государство»

Цель занятия: обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Гражданское общество и правовое государство».

Задачи:

Актуализировать знания обучающихся о характерных чертах, условиях существования и взаимосвязи гражданского общества и правового государства;

Формировать умения осуществлять поиск необходимой информации, добывать знания непосредственно из окружающей действительности и применять их в жизни;

Расширить опыт обучающихся по решению заданий ЕГЭ;

Способствовать становлению демократической политической культуры, формированию критического мышления и воспитанию активной гражданской позиции выпускников школ.

ПЛАН

    Примеры институтов гражданского общества в РФ.

    Правовое государство, его признаки.

    Защита прав человека. Международные документы о правах человека.

    Взаимосвязь правового государства и гражданского общества

Ход занятия .

Приветствие. Сообщение темы занятия и целей её изучения.

Актуальность и значимость данной темы.

В настоящее время в нашей стране происходит становление гражданского общества и правового государства. Вам, юным гражданам, необходимо знать особенности этих процессов, чтобы активно использовать свои знания при участии в различных политических и общественных событиях.

    Гражданское общество, его сущность.

- Определение понятия (слайды 4-5)

В современной политической науке существует несколько определений понятия «гражданское общество»:

Гражданское общество – это совокупность неполитических отношений, реализуемых посредством добровольно сформировавшихся организаций граждан, законодательно огражденных от прямого вмешательства со стороны государственной власти.

Эти организации могут осуществлять связь между человеком и государством, не позволяя последнему притеснять личность.

Гражданское общество формируется и развивается в демократических государствах, в которых обеспечивается социально-правовая самоорганизация граждан.

Гражданское общество – это общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством.

Основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

В пространстве гражданского общества индивиды реализуют свои частные интересы и осуществляют индивидуальный выбор.

Из истории становления:



Просмотров