Правовые основы функционирования образовательной организации. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных организаций

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Под правовым статусом образовательного учреждения понимают совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей. Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такие правовые качества образовательного учреждения (правоспособность и дееспособность ), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы.
В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как: конституционно-правовой статус, гражданско-правовой статус, финансово-экономический статус, административно-правовой статус, образовательно-правовой статус. Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора.
Согласно Закону «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Признаки юрлица согласно Гражданского Кодекса РФ (ст. 48, 51): учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем); учреждение имеет самостоятельный баланс и смету; учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени; учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования; учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” любое образовательное учреждение, в т. ч. сельская школа вне зависимости от ее размера, является юридическим лицом. Сельская школа может также иметь статус филиала базовой школы. В таком случае юридическим лицом признается базовая школа, а сельская школа считается обособленным структурным подразделением, т. е. частью образовательного учреждения (базовой школы), расположенной в другой местности (ст. 55 ГК РФ и п. 7 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).
Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением.
К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; учреждения дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); учреждения дополнительного образования детей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Типы ОУ могут иметь вид, например, общеобразовательные ОУ могут быть следующих видов: средняя общеобразовательная школа, гимназия, школа с углублённым изучением предметов и т.п.)
Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательного учреждения могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица. Автономия образовательных учреждений является одним из ведущих принципов управления образованием (см. в глоссарии).
Устав – основной юридический документ образовательного учреждения. Требования к нему изложены в Законе в образовании (статья 13).
В целях единообразного правового положения образовательных учреждений Правительством Российской Федерации утверждаются типовые (примерные) положения, являющиеся актами, на основе которых с учетом конкретных обстоятельств собственником принимается устав вновь создаваемого юридического лица. В области образования, в настоящее время, принято более 10 типовых (примерных) положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений. Например, Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, Типовое положение о высшем учебном заведении.
Говоря об учредительных документах образовательного учреждения, следует отметить, что в Законе об образовании используются два понятия: “договор между учредителем и образовательным учреждением” (п. 3 ст. 11, п. 6 и 12 ст. 39, п. 1 ст. 41 и п. 5 ст. 43) и “договор учредителей” (если финансирование будет осуществляться несколькими субъектами - п. 3 ст. 33).
Заключение договора о взаимоотношениях между школой и ее учредителем предусмотрено действующим Законом РФ “Об образовании”, п. 3 ст. 11 которого устанавливает, что “отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Такой договор не следует смешивать с учредительным договором, под которым понимается соглашение между несколькими учредителями о создании юридического лица в случае, когда законодательством предусмотрена возможность совместного учредительства. С 1 января 2005 г., т. е. со дня вступления в силу поправок, внесенных в ст. 11 Закона РФ “Об образовании” Федеральным законом от 22.08.04 № 122­-ФЗ, совместное учредительство муниципальных и государственных образовательных учреждений фактически запрещено. В настоящее время в соответствии с законом у муниципальных общеобразовательных школ может быть только один учредитель – конкретное муниципальное образование, представленное одним или несколькими органами местного самоуправления.
Согласно формулировкам Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общеобразовательном учреждении договор школы с учредителем “определяет отношения, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения”. Статья 13 Закона РФ “Об образовании” подробно определяет структуру содержания устава образовательного учреждения. Однако для договора, в отличие от устава, законом не установлены ни структура, ни обязательное содержание. Тем не менее, можно назвать области отношений между учредителем и школой, которые нуждаются в дополнительном договорном регулировании, это:

· права и условия участия учредителя в организации образовательного процесса, в управлении и контроле за деятельностью школы;

· дополнительные права школы в области имущественных отношений;

· обязанности учредителя в области материального, кадрового, правового, методического и иного ресурсного обеспечения деятельности школы.

Инна Масленникова
Описание опыта работы «Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений»

Общество никогда не будет существовать без образования . Люди с древних времен работали над тем , как лучше передать приобретенный опыт из одного поколения в другое. Так появилось образование . Любое цивилизованное общество наряду с функциями производства должно создавать образовательную систему для своего прогрессивного развития. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное образование , как первая ступень системы непрерывного образования .

Деятельность каждого дошкольного образовательного учреждения , вне зависимости от своего статуса и функций, регулируется нормативно - правовыми документами.

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования . Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон №273-ФЗ «Об образовании » и приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования », внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ .

ФГОС вступил в силу с 01.01.2014 года, он направлен на повышение социального статуса дошкольного образования , обеспечения государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования , обеспечения государственных гарантий уровня качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования , их структуре и результатам их освоения, сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования . Реализация ФГОС ДО регулируется нормативно - правовой базой , которая наполнена необходимыми документами.

Это обязательное лицензирование образовательного учреждения , его аттестация и аккредитация, подтвержденная нормативно -правовыми актами в управлении образовательным учреждением , которые определяют организационные основы управления образовательным учреждением «Образовательное учреждение является юридическим лицом» (с. 12 п. 2 Закона РФ «Об образовании » , т. е. субъектом гражданского права. Работа образовательного учреждения , взаимоотношения участников образовательного процесса должны быть четкорегламентированы.

Цель : создание нормативно - правовой базы ДОО , обеспечивающей введение ФГОС ДО.

Задачи :

Сформировать банк нормативно -правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня;

Изучить нормативно – правовую документациюобразовательного учреждения , соответствующие требованиям ФГОС.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений .

Основополагающими документами нормативно - правовой базы , регламентирующими в условиях введения ФГОС являются :

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Р. Ф.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;

Конвенция ООН о правах ребенка;

1.1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. установлены общие принципы государственной политики в сфере образования : в частности, статья 43 провозглашает, что каждый имеет право на образование ; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях . Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования . Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты , поддерживает различные формы образования и самообразования . Эти положения Конституции устанавливают наиболее общие принципы функционирования системы образования . Все отношения в образовании строятся исходя из этих положений, в соответствии с ними.

1.2 Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ., представляет собой документ, регулирующий вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. Раздел IV Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава 12 «Права и обязанности родителей» . В статье 63 данной главы оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей , подчеркивается их ответственность за здоровье, образование , духовное и нравственное развитие ребенка. В целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ, был принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» .

1.3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , регулирует управленческие и финансово-экономические отношения, содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам, более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса . Гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования . Закон очень подробно прописывает , каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья.

1.4. Конвенция о правах ребёнка - это документ о правах ребенка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей. Принята 20 ноября 1989 г. ООН и вступила в силу 2 сентября 1990 г., после ратификации ее двадцатью государствами. В Конвенции права детей рассматриваются с четырех аспектов : Выживания, развития, защиты, обеспечения активного участия детей в жизни общества.

Выживание. Самое главное право детей - это неотъемлемое право на жизнь,право каждого ребенка на доступ к пунктам медицинского обслуживания, на уровень жизни, отвечающий стандарту (включающий пищу, чистую воду и жилище, право на собственное имя и национальность.

Развитие. Конвенция предусматривает право ребенка на образование ,

отдых и развлечения, на свободу выражения взглядов, право исповедовать

любую религию, право на свободу совести.

Защита. Многие положения Конвенции предусматривают защиту ребенка

в разных ситуациях : умственно отсталых, физически неполноценных детей,

детей беженцев,детей-сирот, детей, по тем или иным причинам расставшиеся со своими родителями. В некоторых случаях детей нужно

защищать от их собственных родителей.

1.5. ДокументыФедерального уровня :

Письмо Минобрнауки Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О недопустимости требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования , немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствие с ФГОС ДО» от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 Федеральным законом " Об образовании в Российской Федерации" устанавливается переходный период до 1 января 2016 года, в течение, которого образовательными организациями должны быть приведены наименования и уставы образовательных учреждений в соответствие с требованиями федерального законодательства в сфере образования . В связи с этим Минобрнауки России и Рособрнадзор обращают внимание на недопустимость требования от организаций , осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования .

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и » гл. I-XX Пересмотрены санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций .

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования » гл. I-III Утвержден прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования . Признан утратившим силу приказ Министерства образованияи науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. N 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении ".

Письмо Министерства образования и науки РФ от 01 .10. 2013 № 08 1408 гл. I IV Согласно новому Закону об образовании органы государственные власти регионов устанавливают нормативы затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования . С 1 января 2014 г. действует новое распределение полномочий. За счет субъекта реализуются дошкольные общеобразовательные программы в муниципальных учреждениях путем предоставления субвенций местным бюджетам. Приводятся подходы к установлению и методика расчета нормативов финансового обеспечения реализации правна общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных организациях .

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013 г. N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации образовательной организации ». Образовательные организации размещают на своих сайтах следующие данные. Это сведения о дате создания организации , ее учредителях , месте нахождения, графике работы , уровне образования , формах обучения. Публикуется информация о сроке действия госаккредитации образовательной программы , педагогических работниках . Помимо этого на сайте размещаются копии следующих документов. Это устав образовательной организации , лицензия на осуществление деятельности , свидетельство о госаккредитации, план финансово хозяйственной деятельности и др . На сайте обязательно должна быть ссылка на сайт Минобрнауки России.

Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг "В связи с принятием нового Закона об образовании заново утверждены правила оказания платных образовательных услуг . Платные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности , финансируемой из бюджета. Организации , осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджета , вправе оказывать платные образовательные услуги , не предусмотренные государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат. Это возможно при предоставлении одних и тех же услуг на одинаковыхусловиях. Примерные формы договоров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госполитики и нормативно правовому регулированию в сфере образования .

1.6. Локальные акты,разрабатываемые для введения ФГОСДОподразделяются :

По научно-методическому обеспечению :

1. Приказ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 12) .

2. Положение о системе внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении .

По организационному обеспечению :

1. Устав образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 25) .

2. Правила внутреннего распорядка образовательного учреждения .

3. Договор образовательного учреждения с учредителем .

4. Договор образовательного учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников.

5. Приказ об утверждении плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) введения ФГОС ДО в образовательном учреждении .

6. Приказ о создании в образовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС ДО.

По кадровому обеспечению :

1. Должностные инструкции (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

2. Приказ об утверждении плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательного учреждения в связи с введением ФГОС ДО.

По информационному обеспечению :

1. Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения .

2. Положение об Интернет-сайте образовательного учреждения (Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 29;

N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации ").

По финансовому обеспечению :

1. Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников образовательного учреждения

2. Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательного учреждения .

Положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг (постановление Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706 " Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг ").

По материально- техническому обеспечению :

1. Положения о различных объектах инфраструктуры учреждения с учетом требований ФГОС ДОкобразовательным учреждениям в части минимальной оснащенности воспитательно-образовательного процесса и оборудования помещений.

2. Положение о методическом кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

3. Положение о музыкальном зале. Положение о физкультурном зале. Положение об изостудии и т. д.

Регулирующие вопросы по организации воспитания и дополнительного образования детей , выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, помогает современному педагогу разобраться в нормативных и правовых документах, не столько регламентирующих деятельность образовательных учреждений , сколько определяющих перспективные направления развития. Цель и задачи были достигнуты, путём рассмотрения нормативно - правовых документов по ФГОС федерального, регионального уровня, которые используют педагоги в дошкольном учреждении .

Основные положения государственной политики в области образования

Можно извлечь из пункта Закона РФ «Об образовании».

«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования, утвержденная федеральным законом» - записано в Законе Российской Федерации «Об образовании», и далее: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием;

7) автономность образовательных учреждений.

Медицинские училища и колледжи являются государственными образовательными учреждениями среднего профессионального образования, координацию и регулирование деятельности которого осуществляет соответствующее министерство в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Права и обязанности субъектов образовательного

процесса

Права и обязанности студентов, слушателей, преподавателей и других работников закреплены в Уставе учебного заведения, в Правилах внутреннего трудового распорядка.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, убеждений, возраста, социального и должностного положения. Управляет медицинским учебным заведением ректор.

Руководит учебно-методической службой проректор по учебной работе, который утверждает планы работы, отчеты, осуществляет текущий контроль за работой.

Методист организует методическую работу. Председатель цикловой методической комиссии осуществляет руководство цикловой (предметной) комиссией, планирование и организацию работы комиссии, обобщение и внедрение педагогического опыта работы.

Права и обязанности участников образовательного

процесса:

Преподаватели медицинского учебного заведения имеют право:

Участвовать в решение важнейших вопросов деятельности медицинского учебного заведения;

Самостоятельно определять формы проведения учебных занятий, средства и методы обучения и воспитания в свете принципов и требований единой методической системы;

Использовать экспериментальные методики преподавания;

На получение заработной платы за выполнение ими функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом).

Преподаватели медицинского учебного заведения обязаны:

Соблюдать Устав медицинского учебного заведения;

Обеспечивать высокую эффективность педагогического процесса;

Строить свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы достигались цели подготовки специалиста данного профиля;

Развивать у студентов самостоятельность, инициативу в приобретении знаний, умений и навыков; проявлять заботу о культурном, физическом и нравственном развитии студентов;

Активно вовлекать студентов в научно-исследовательскую, кружковую и другие виды работ, способствующих развитию творческих способностей будущих специалистов;

Принимать участие в профориентационной работе студентов;

Постоянно повышать свой профессиональный, педагогический и общекультурный уровень через систему факультетов повышения квалификации, стажировок, участия в работе различных семинаров, конференций, клубов и пр.

Студенты медицинского учебного заведения имеют право:

Получать образование в соответствии с государственными образовательными стандартами и приобретать знания, адекватные современному уровню развития науки, техники и культуры;

Получать дополнительные (в том числе платные образовательные услуги;

Избирать и быть избранными в органы самоуправления медицинского учебного заведения;

Определять по согласованию с учебной частью перечень дисциплин по выбору в пределах учебного плана;

Пользоваться помещением и оборудованием учебных кабинетов, лабораторий, библиотеки и других структурных подразделений медицинского учебного заведения;

Выбирать специализацию обучения в пределах учебного плана;

Принимать участие в экспериментально-конструкторской, производственной деятельности медицинского учебного заведения в оказании платных услуг населению и т.п.;

Получать в установленном порядке государственную стипендию, либо стипендию предприятий, учреждений, организаций; получать различные виды материальной помощи и льгот, предоставляемых в соответствии с действующими нормативами;

Работать в свободное от учебы время на предприятиях, учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.

Студенты медицинского учебного заведения обязаны:

Систематически и глубоко овладевать теоретическими и профессиональными знаниями, практическими умениями и навыками по избранной специальности;

Принимать участие в развитие и укрепление учебно-материальной базы медицинского учебного заведения;

Посещать обязательные учебные занятия;

В установленные сроки выполнять задания, предусмотренные учебными планами и программами;

Соблюдать учебную дисциплину, основанную на правилах внутреннего распорядка.

Базовые понятия темы

Воспитание - в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей; в широком «педагогическом значении - процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие

воспитателей и воспитуемых; в узком педагогическом значении специальная воспитательная деятельность, имеющая целью формирование определенных качеств, свойств и отношений человека.

Концепция – система взаимосвязанных взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания трактовки каких-либо явлений, событий, основополагающая идея каких-либо теорий, общий замысел, главная цель.

Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний действительности.

Образование - единый процесс физического и духовного формирования личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеаль­ные образы, на исторически обусловленные, более или менее четко зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны

Образование - как процесс - освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат - достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Обучение - специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности преподавание («руководство учением») - организация учебного труда обучаемых, формирование у них мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания образования и учение - усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности обучаемыми.

Педагогика – 1) наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания органически связанные с законами развития общественных отношений и становления личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса; 2) совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение; 3) наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи образования, воспитания и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогика – область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием.

Педагогическая задача - это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), ха­рактеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с оп­ределенной целью.

Педагогическая система - взаимосвязанные структурные компоненты, объединенные общей образовательной целью развития личности и функционирую­щие в целостном педагогическом процессе.

Педагогическая тех­нология - это последовательная, взаимообусловленная система дей­ствий педагога, связанных с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения, и осуществляемых в педагоги­ческом процессе с целью решения различных педагогических задач.

Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспи­танников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педа­гогических средств) с целью решения задач образования, направлен­ных на удовлетворение как потребностей общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.

Понятийный аппарат педагогики – упорядоченная и строгая совокупность категорий, понятий и терминов, используемых в педагогике.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека. Данный процесс обусловлен влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомо-физиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых, объективное, стихийное влияние среды) факторов.

Самовоспитание - осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация происходит как в условиях стихийного воздействия на развивающегося человека факторов общественного бытия, так и под влиянием социально контролируемых обстоятельств и специально создаваемых в процессе воспитания условий.

Формирование - процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).

. Тема 3. Организационно-правовые основы деятельности образовательных учреждений.


  1. Понятие «образовательное учреждение».

  2. Виды образовательных учреждений.

  3. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений.

  4. Лицензирование образовательной деятельности.

  5. Аккредитация и аттестация образовательных учреждений.

1. Составьте проект устава общеобразовательного учреждения.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вложите необходимые страницы

2. В чем особенности правового статуса автономных , бюджетных и казенных образовательных учреждений?


Автономное

Бюджетное

Казенное

Тема 4. Организация образовательного процесса.


  1. Понятие образовательного процесса.

  2. Прием в образовательные учреждения.

  3. Аттестация обучающихся.

  4. Единый государственный экзамен.

  5. Документы об образовании.

  1. Предложите свое определение образовательного процесса.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Назовите локальные нормативные акты, регулирующие организацию образовательного процесса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите основные требования к организации образовательного процесса. Составьте памятку по данному вопросу для работников образовательного учреждения.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие виды льгот при поступлении в учреждения высшего и среднего профессионального образования вы знаете? Для каких категорий граждан они установлены? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …


  1. муниципальными организациями местного самоуправления



  2. Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, - это …


  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении

  3. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

  4. Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …


  1. профессиональные училища

  2. колледжи

  3. негосударственные образовательные учреждения

  4. гимназии

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении , является принцип …


  1. светскости

  2. децентрализации

  3. демократии

  4. непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения - это …


  1. обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

  2. создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

  3. сохранение школьных традиций

  4. получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …


  1. частное лицо

  2. коммерческая организация

  3. федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

  4. орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …


  1. Соглашением

  2. Договором

  3. Контрактом

  4. Приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …


  1. Уставом общеобразовательного учреждения

  2. Законом Российской Федерации «Об образовании»

  3. администрацией школы

  4. Советом школы

10. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …


  1. приказом руководителя

  2. Уставом общеобразовательного учреждения

  3. желаниями учащихся

  4. трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …


  1. характеристика материальной базы

  2. расписание занятий

  3. статус образовательного учреждения

  4. структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …


  1. Государственной думой

  2. Министерством образования Российской Федерации

  3. муниципальным органом управления образованием

  4. Постановлением Правительства Российской Федерации

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …


  1. Типовое положение об образовательном учреждении

  2. Устав образовательного учреждения

  3. Программа деятельности образовательного учреждения

  4. Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …


  1. организационно-правовой формы

  2. уровня образования

Вопросы для изучения:

1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций

2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

3. Лицензирование образовательной деятельности

4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций

5. Управление образовательными организациями.

Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.

Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.

Формы контроля:

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?

2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Муниципальными организациями местного самоуправления

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

· Устав образовательного учреждения

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Список литературы:

1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.

4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М. : Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.

5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.

6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.

7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109

8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.



Просмотров