Предложение содержащее информацию о многообразии политических партий. Вопросы и задания для самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию

В двадцать пятом задании ЕГЭ по обществознанию, за верное выполнение которого можно получить 3 первичных балла, нужно давать характеристику какого-либо понятия и составлять 2 предложения, раскрывающих его суть. Это задание уже не связано с текстом. На экзамене может попасться абсолютно любое понятие – от «морали» до «политического лидера», однако все эти понятия обычно хорошо знакомы тем, кто сдает обществознание.

Составить два предложения тоже не так трудно, как кажется. Например, в первом можно очень кратко сказать о том, как классифицируется это понятие (например, социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной), а во втором – раскрыть смысл одной из классификаций, или рассказать о выполняемых функциях, или описать признаки. Если так сделать не получается, можно рассказать о причинах явления (например, политического абсентеизма) и о его последствиях, или же просто более подробно раскрыть сущность явления.

Иногда в самом задании указано, какие аспекты нужно раскрыть. Максимальный балл дается, если верно раскрыт смысл понятия и написаны два правильных предложения, отражающих разные аспекты понятия. Два первичных балла дают в том случае, если написаны два предложения, отражающие один аспект понятия, и верно раскрыт смысл понятия, или же написаны два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия, а смысл понятия раскрыт, но в ответе присутствуют неточности.

Один первичный балл можно получить, даже если не написать предложения вообще, а только правильно раскрыть смысл понятия. Не нужно дословно заучивать определения всех понятий обществознания – сделать это все равно практически невозможно; лучше всего объяснять смысл понятия своими словами, демонстрируя, что вы понимаете, о чем идет речь.

Разбор типовых вариантов задания №25 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая партия»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических партий, и одно предложение, раскрывающее особенности кадровых партий.

Для начала нужно вспомнить определение политической партии. Это организованная группа единомышленников, которые стремятся достичь каких-либо политических целей и представляет интересы граждан в органах власти и местного самоуправления. Можно написать и по-другому, например: организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Возможны и другие варианты – главное, чтобы было указано, что партия имеет направленность на непосредственное участие во власти и распоряжение ей (иначе это не партия, а группа давления), поддержка какой-либо части населения, а также – общая идеология (которая составляет программу партии).

Критериев выделения типа партии есть достаточно много. Давайте составим несколько предложений, каждое из которых удовлетворяет условию задания. В ответе можно написать не один критерий, а несколько.

  • Критерием выделения типов партии является идеологическая ориентация. (По этому критерию партии бывают консервативные, либеральные, коммунистические)
  • Критерием выделения типов партии является отношение к социальным преобразованиям. (Радикальные и реформистские, прогрессивные и реакционные)
  • Критерием выделения типов партии является их отношение к власти. (Правящие и оппозиционные партии)
  • Критерием выделения типов партии является организационное строение. (Массовые и кадровые)

Теперь нам нужно написать о кадровых партиях. Мы знаем, что в них, в отличии от массовых, участвуют профессиональные политики – такие партии немногочисленны и активно ведут свою деятельность только во время проведения избирательных кампаний. В них отсутствует фиксированное членство; цель их деятельности – победа выдвинутого ими кандидата на выборах (а не захват власти, как у массовых партий). Источником их существования являются не членские взносы, а средства спонсоров.

Давайте составим варианты предложений.

  1. Кадровые партии обычно немногочисленны и существуют за счет спонсорских средств, а, поскольку их целью является победа выдвигаемого ими кандидата на выборах, они активизируют свою деятельность в период проведения избирательной кампании.
  2. Кадровые партии, как правило, немногочисленны по составу, в них участвуют в основном профессиональные политики, а фиксированное членство в таких партиях отсутствует.
  3. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Один из возможных вариантов ответа выглядит так:

Политическая партия - организация, объединяющая людей со сходными идейно-политическими взглядами и нацеленных на участие во власти, стремясь к получению массовой поддержки населения. Критериями выделения типов партии могут быть: их отношение к власти, их идеологическая направленность, их организационное строение. Кадровые партии ведут активную деятельность только в период проведения избирательных кампаний; для их немногочисленных членов, большинство из которых обычно являются профессиональными политиками, главное – победа выдвинутого кандидата на выборах.

Второй вариант задания

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальной группе.

Вспомним определение социальной группы: объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. Или: объективно существующая устойчивая совокупность индивидов, имеющая только ей присущие признаки.

В первом предложении мы можем написать о том, как классифицируются социальные группы.

  • Социальные группы могут классифицироваться в зависимости от их численности, характера взаимодействия их членов между собой, способа организации и регулирования взаимодействия, принадлежности к ним индивидов.
  • В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами.

Во втором предложении можно, как вариант, подробнее рассказать о каких-либо двух типах социальных групп, например:

  • В первичной социальной группе взаимодействие членов отличается высокой эмоциональностью и имеет межличностный характер, а во вторичной взаимодействие носит формальный характер и подчинено достижению определенной общей цели.
  • Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.
  • В малой социальной группе немногочисленные члены хорошо знают друг друга и находятся в прямых взаимоотношениях, а к большим социальным группам могут относиться незнакомые люди, которые занимают одинаковое положение в структуре общества.

Также можно написать о том, что совокупность социальных групп образует социальную структуру общества, или о том, что в течении жизни человек принадлежит к большому числу социальных групп, среди которых – семья, школьный класс, студенческая группа, коллектив друзей.

Ответ может выглядеть так:

Социальная группа - объединение индивидов, которые определенным образом осуществляют взаимодействие между собой и связаны определенной системой отношений. В зависимости от критерия классификации социальные группы могут быть большими и малыми, первичными и вторичными, формальными и неформальными, ингруппами и аутгруппами. Ингруппа – это такая группа, принадлежность себя к которой индивид ощущает и считает эту группу «своей», а аутгруппа – та группа, к которой индивид не принадлежит и считает ее для себя чужой.

Третий вариант задания

Какой смысл эко­но­ми­сты вкладывают в по­ня­тие «инфляция»? При­вле­кая знания об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два предложения, со­дер­жа­щих информацию об инфляции.

Инфляция – процесс обесценивания денег, который сопровождается ростом цен на товары и услуги, в то время как их качество не повышается. Или: инфляция – процесс снижения покупательной способности денег, который проявляется в повышении цен на товары и услуги, не обеспеченном улучшением их качества.

В первом предложении можно написать о типах инфляции, или о ее видах, или о ее источниках… Давайте рассмотрим несколько вариантов:

  • Источниками инфляции могут являться повышение налогов, увеличение цен на энергию и сырье и повышение номинальной заработной платы.
  • Различают инфляцию спроса, которая возникает при полной занятости и влечет за собой избыточный совокупный спрос, и инфляцию предложения, которая происходит вследствие увеличения заработной платы и вызывает увеличение цен на товары и услуги.
  • Виды инфляции могут классифицироваться по характеру протекания, по темпу роста цен, по степени различия роста цен на различные товары.
  • В зависимости от классификации инфляция может быть открытой и подавленной, естественной, умеренной, галопирующей и гиперинфляцией, сбалансированной и несбалансированной.

Во втором предложении можно подробнее раскрыть какие-нибудь виды инфляции или написать о ее последствиях и антиинфляционной политике.

  • Рост цен при естественной инфляции составляет менее 10% в год, при умеренной – 10-20% в год, при галопирующей – более 20% в год, а при гиперинфляции – более 200% в год.
  • При сбалансированной инфляции цены разных товаров по отношению друг к другу не меняются, а при несбалансированной – изменяются постоянно.
  • Инфляция влечет за собой обесценивание фонда накопления и доходов населения, сокращение текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы.
  • Вследствие инфляции деньги, потеряв ценность, не могут выполнять функцию меры стоимости, что является причиной финансового краха.
  • Государство может как вести политику приспособления к инфляции, контролируя уровень доходов и цен, так и принимать антиинфляционные меры, ограничивая денежную массу, сокращая госрасходы и социальные программы, повышая норму обязательных резервов для банков.

Возможный вариант ответа:

Инфляция – процесс снижения покупательной способности денег, который проявляется в повышении цен на товары и услуги, не обеспеченном улучшением их качества. В зависимости от классификации инфляция может быть открытой и подавленной, естественной, умеренной, галопирующей и гиперинфляцией, сбалансированной и несбалансированной. Инфляция влечет за собой обесценивание фонда накопления и доходов населения, сокращение текущего потребления, снижение покупательной способности денежной единицы.

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.

С 3. Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

С 4 . Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.



Е.В. Лукашева.

1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 « Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А.Смит).

2 « Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье).

3 «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». (П. Буаст).

4 « Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, кода солгать, и знать время, когда промолчать».(Маркиза де Помпадур).

5 «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». (В.Гумбольт)

6. «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого.» (Б.Чичерин).

7. «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов.» (Б.Кистяковский).

8. «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности.» (Г.Б. де Мабли).

9. «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». (Т. Джефферсон).

10. «Демократический строй далеко не везде и не всегда у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает.» (И.Ильин).

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ
А1
А 2
А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
А 15
А 16
А 17
А 18
А 19
А 20
А 21
А 22
А 23
А 24
А 25
А 26
А 27
А 28
А 29
А 30
А 31
А 32
А 33
А 34
А 35
А 36
А 37
А 38
А 39
А 40
А 41
А 42
А 43
А 44
А 45
А 46
А 47
А 48
А 49
А 50
А 51
А 52
А 53
А 54
А 55
А 56
А 57
А 58
А 59
А 60

Часть 2 . Уровень В.

Часть 3. Уровень С.

В ответе могут быть указаны следующие позиции:

В современной РФ

1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)

2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;

3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

Возможны иные правильные позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например

Многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть;

2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например:

- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии».

- «Многопартийность - одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе».

Могут быть составлены другие предложения.

В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:

Представление общественных интересов

Участие в формировании политической элиты;

Разработка политических программ;

Участие в избирательных компаниях;

Организация массовых политических действий.

Могут быть названы и другие функции.

Текст

1) В ответе должны быть перечислены принципы:

Принцип неотъемлемых естественных прав человека;

Принцип связанности законодателя правами человека;

Принцип разделения властей;

Принцип взаимной ответственности государства и личности.

2) В ответе могут быть названы следующие условия:

Согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

Уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

Солидарность, объединение граждан вокруг общественных ценностей;

Человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

Человек освобожден от жестокой опеки государства.

3)

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства;

отсутствуют общепризнанные ценности;

существует неуважение к праву;

отсутствует гражданская солидарность;

отсутствует доверие к государству;

отсутствует доверие граждан друг к другу;

2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами;

3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.

4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;

2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.

Материалы для самостоятельной работы учащихся по теме «Политика».

Ерощева И.В., учитель истории МБОУ «Лицей №1», Тула.

    Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие политический плюрализм? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте 2 предложения, содержащие информацию о политическом плюрализме.

Порядок рассуждений при подготовке ответа на вопрос:

Плюрализм означает множественность; политический плюрализм – наличие разнообразных точек зрения на осуществление политических решений.

Что является проявлением плюрализма в политике: многопартийность, множество идеологий (запрещены лишь призывы к свержению существующего строя, призывы к разжиганию межнациональной розни между народами).

Предложение обязательно должно содержать слова политический плюрализм и содержать любую теоретическую информацию, раскрывающую смысл понятия.

Политический плюрализм (множественность) – принцип, предполагающий наличие различных взглядов и идеологий в политической жизни, их свободное конкурирование между собой.

Предложения:

Важнейшим проявлением плюрализма в современном обществе является многопартийность.

Современная демократия предполагает наличие политического плюрализма, то есть право отстаивать свою точку зрения, отличную от официального мнения.

В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная.

2. Показать на трех примерах наличие в современной России политического плюрализма.

В России существует многопартийная система, политические партии конкурируют между собой на выборах.

Вариант ответа: В России существуют партии: «Единая Россия», «КПРФ», «ЛДПР», «Союз правых сил» и другие»;

В Конституции России закреплен принцип политического плюрализма, который заключается в том, что никакая идеология не может устанавливаться как государственная. Поэтому, граждане могут свободно выражать свои взгляды, существуют множество идеологий.

В России существуют разнообразные СМИ, не только выражающие официальную, правительственную точку зрения, но и альтернативные взгляды.

3. Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции людей, проявлением их политической зрелости и культуры;

Политическая культура позволяет представителям партий отстаивать свою точку зрения во время теледебатов, уважая мнение соперников, проявляя толерантность к чужому мнению.

    В прошлые эпохи политика была уделом узкого круга людей, обладающих властью. В современный нам период политика приобрела публичный характер. Приведите три примера, доказывающих публичный характер современной политики.

    Раскройте на двух примерах различные примеры проявления влияния культуры на политику.

Политическая культура – культура поведения граждан в политической жизни. Она зависит от политических традиций, сложившихся в стране, политического просвещения, воспитания гражданской позиции у детей в школе.

Примеры: - явка избирателей на выборы является проявлением гражданской позиции

4. Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера и иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.

Порядок рассуждений при подготовке ответа:

    Демократия – власть народа. В политической системе современного общества, управление осуществляют не только государственные органы, но на принятие решений оказывают влияние граждане через свои организации и ассоциации (институты гражданского общества).

    Что является институтами гражданского общества? Различные неполитические организации граждан (Объединения, союзы, общества, ассоциации, конфедерации).

    Суть вопроса: показать взаимодействие государственных органов и организаций граждан по совместному решению проблем.

Роль гражданских неполитических организаций в развитии политической системы: - Гражданские неполитические организации выступают с разными инициативами и осуществляют взаимодействие с органами власти для решения проблем общества.

Примеры: - Организация ветеранов различных войн и конфликтов (Афганская, чеченская войны) обратилась в правительство с предложением: разработать меры по социальной защите военнослужащих, участников военных конфликтов.

При строительстве крупных промышленных и торговых комплексов, учитывается мнение экологических организаций, по иных инициативе в Государственной Думе рассмотрели поправки к природоохранительному законодательству.

Педагогические коллективы, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании.

5. Показать 4 различия в системе президентской и парламентской республики.

В президентской республике ведущая роль в управлении принадлежит исполнительной власти (президенту), а в парламентской – законодательному органу (парламенту);

В президентской республике президент избирается путем всенародного голосования, а в парламентской он избирается парламентом;

В президентской республике главой правительства является лидер партии, победившей на выборах парламента, а в парламентской – назначается.

6. Укажите три направления деятельности политических парий в обществе и проиллюстрируйте каждое направление конкретным примером.

Разработка политической идеологии (партии формулируют и принимают политическую программу, в которой излагают цели и задачи своей деятельности, представляют свою программу в виде предвыборных лозунгов);

Политическое воспитание молодежи (партии создают свои молодежные организации, проводят семинары для обучения будущих активистов своей партии);

Организуют пропаганду своих идей в обществе с целью привлечения новых сторонников в партию (лидеры партии выступают в СМИ, участвуют в теледебатах, издают собственные газеты);

Партии участвуют в предвыборных кампаниях (партии проводят свои съезды, формируют свои списки кандидатов, организуют сбор подписей в свою поддержку, осуществляют контроль над процедурой голосования).

7. Приведите три примера, иллюстрирующих деятельность СМИ («четвертой власти») в политической жизни современного демократического общества.

СМИ размещают аналитическую информацию о деятельности лидеров государства, политических событиях, происходящих в стране и в мире;

СМИ помогают избирателям во время выборов ориентироваться в позиции той или иной партии и делать осознанный выбор;

СМИ предоставляют оппозиции возможность высказывать свою точку зрения, критиковать действия правительства;

СМИ могут осуществлять политические расследования.

8. В государстве после долгих лет диктаторского режима власти решили провести первые выборы. Был определен круг кандидатов в депутаты Законодательного собрания и безальтернативная кандидатура диктатора на пост президента. Можно ли подобные выборы назвать демократическими? Укажите два признака демократических выборов.

Два признака:

Демократические выборы альтернативные, состязательные, у избирателя должен быть реальный выбор;

Выборы проводятся регулярно, срок полномочий президента ограничен законом;

Граждане свободно осуществляют свой выбор без давления извне.

9. Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Многопартийность и партийные системы». Составьте развернутый план своего ответа.

План.

    Типы партийных систем:

А) Однопартийная система;

Б) Двухпартийная система;

В) Многопартийная система.

    Понятие многопартийности.

    Классификация политических партий:

А) по идеологическому принципу (консерваторы, либералы, радикалы);

Б) по организационному признаку (массовые и кадровые партии);

В) по отношению к проводимой программе (правящие и оппозиционные партии).

4) Политические партии современной России.

5) Конституция РФ о политическом плюрализме.

6) Значение многопартийности в жизни общества.

10. Назовите три способа политического участия граждан и каждый из них проиллюстрируйте примером.

Участие в выборах (гражданин РФ может принимать участие в выборах депутатов Государственной думы, президента РФ, в выборах в местные органы власти);

Членство в политической организации (гражданин является членом партии ЛДПР и принимать участие в партийных мероприятиях);

Обращение с предложениями в органы власти (гражданин обратился в приемную депутата парламента со своими предложениями).

Пример эссе по теме «Политика».

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

Высказывание философа Сенеки посвящено проблеме правового государства и равенству прав граждан. Смысл данного изречения, заключается в том, что в демократическом и правовом государстве равенство прав состоит не в том, что все граждане ими пользуются, а в том, что они предоставляются всем гражданам независимо от их имущественного положения, принадлежности к той или иной национальности или религиозных верований людей.

Я полностью согласен с точкой зрения Сенеки, так как в правовом государстве всем должны быть предоставлены равные права, а вот возможность пользоваться ими зависит от конкретного человека.

Эта проблема, поднятая еще во времена античности актуальна для наших дней. Большинство цивилизованных стран мира большое внимание уделяют правам человека, их соблюдению и предоставлению государством гарантий прав и свобод человека. Люди от рождения наделены естественными правами, и никто не может их отнять. Это право на саму жизнь, уважение достоинства личности, право на свободу. Что значит равенство прав? Это значит, что всем гражданам предоставляются одинаковые права и свободы, которые провозглашаются в основном законе государства – Конституции. Это означает, прежде всего, отсутствие дискриминации прав граждан по полу, национальной принадлежности, имущественного положения. Все имеют равные права, право на труд и на отдых, право избирать и быть избранным, право на образование и социальное обеспечение, право заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. Равенство прав означает и равенство людей перед законом. Но вот пользуются этими правами все по-разному. Это зависит от самого человека, его активной позиции. Кто стремится достичь много в этой жизни, ставит высокие цели, получает хорошее образование, занимается политикой или предпринимательской деятельностью, преодолевает трудности, добивается карьерного роста. Другие ни к чему не стремятся, довольствуются малым. Они не могут в полной мере реализовать себя. Но законы страны предоставляют одинаковые права всем. США иногда называют страной «равных возможностей», где простой американский парень и даже голливудский актер может стать президентом. Я хотел бы видеть и свою страну процветающей и создающей своим гражданам возможности для развития. Многое сделано в этом направлении. Человеку предоставлена свобода выбора. Но государство должно гарантировать соблюдение прав граждан, только тогда оно будет правовым. К этому нужно стремиться.

Таким образом, Сенека совершенно прав. Равенство прав состоит в том, что они всем предоставлены.

Задания для практической работы.

11. Укажите любые две причины возрастания роли СМИ в политической жизни демократического общества.

12. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.

13. Страна Н. демократическое государство с развитой рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

14. Гражданин проголосовал на выборах губернатора под влиянием телепередачи об одном из кандидатов. Какова роль СМИ в современном обществе? Можно ли подобный выбор назвать свободным и осознанным? Как гражданам осуществлять свой выбор в условиях массированного воздействия СМИ на сознание людей?

15. Одной из проблем в развитии стран мира стала аполитичность молодежи, ее слабый интерес к политическим вопросам. Сформулируйте суждение, раскрывающее влияние подобной тенденции на демократию. Предположите две политических меры, способные изменить ситуацию и повысить интерес молодежи к политической жизни страны.

16. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятия, составьте два предложения, раскрывающие их смысл.

    «политический процесс»;

    «политическое участие»;

    «политическая идеология»;

    «политическая система»;

    «политический режим»;

    «гражданское общество»,

    «многопартийность».

17. Вам предложено подготовить развернутый ответ по теме «Политическое поведение». Составьте развернутый план своего ответа.

18. Назовите любые три функции политики в государстве.

19. Раскройте на трех примерах особенности правления партии консервативного толка.

20. Покажите на трех примерах наличие многопартийной системы в современной России.

21. Назовите основную задачу деятельности правоохранительных органов. Приведите по одному примеру реализации этой задачи в деятельности прокуратуры, полиции, суда.

22. укажите три отличия политических движений от политических партий.

23. Назовите любые три функции органов местного самоуправления в РФ и каждую из них проиллюстрируйте примером.

24. «Целью политики является всеобщее благо; народ и власть должны подчиняться закону» (Аристотель).

25. «Основой власти во всех государствах – как унаследованных, так и смешанных и новых – служат хорошие законы и хорошее войско» (Н.Макиавелли).

С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

В начале статьи хотелось бы обратить внимание 11-классников на то, что модель ЕГЭ по обществознанию в 2014 году остается прежней. Экзаменационная работа по обществознанию, согласно демонстрационному варианту, как и ранее, состоит из трех частей, различающихся по содержанию, уровню сложности и количеству заданий.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 14 заданий базового уровня сложности и шесть повышенного уровня.
Часть 2 содержит четыре задания базового уровня (В1, В2, В3 и В8) и четыре задания повышенного уровня сложности (В4, В5, В6, В7).
В части 3 – два задания базового уровня (С1 иС2) и семь заданий высокого уровня сложности (С3, С4, С5, С6, С7, С8, С9) 1 .

Но изменения в 2014 году все-таки будут.
1. Усовершенствованы формулировка, критерии оценивания и изменен максимальный балл (3 балла вместо 2) за выполнение задания С5.
2. Изменен максимальный балл за полное правильное выполнение всей работы (60 вместо 59). Дополнительный балл получается за счет повышения баллов за задание С5.

Рассмотрим изменения в С5 более подробно.
Напомню, что С5 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое всмысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.

Пример С5 из заданий прошлых лет

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о политическом режиме 2 .

Предполагаемый ответ:
1) смысл понятия, например: «Политический режим – совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество»; (может быть приведено иное, близкое по значению определение.)
2) два предложения с информацией о политическом режиме,опирающейся на знания курса, например: «Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».

Если был раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте, то ставилось 2 балла.

Если был раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия, то ставился 1 балл.

И третья ситуация: смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества и качества составленных предложений, или раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, или одно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, или смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, или ответ неправильный, то – 0 баллов. Как мы видим, максимальный балл – 2.

В КИМ ЕГЭ 2014 г. задание С5 будет звучать иначе.

Пример С5 3 .
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

Задание стало сложнее, у выпускника выбора стало меньше. Новое требование задания – сформулировать предложения о двух конкретных аспектах понятия. Его введение, как считают разработчики, позволит более четко структурировать ответ.

Сначала определим смысл понятия «политический режим». Ответ может быть таким: «Совокупность средств и методов, припомощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество».

Далее требуется составить два предложения: одно с информацией о критериях выделения типов политических режимов, другое – об особенностях демократического режима. Обращаю ваше внимание на то, что при составлении предложений необходимо использовать обществоведческие знания. Являясь экспертом по проверке заданий части С, часто сталкиваюсь с тем, что очень много так называемых «пустых» предложений, т. е. неинформативных суждений.

Вспомним сначала классификацию политических режимов в зависимости от критериев.

Существует множество классификаций политических режимов по разным критериям 4:
1) по тому, кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные);
2) по форме правления (монархические и республиканские);
3) по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые);
4) по составу правящих кругов – военные, гражданские, теократические и т. д.;
5) по доминирующим методам осуществления власти (диктаторскиеи либеральные).

Повторив теорию, теперь составим предложение синформацией о критериях выделения типовполитических режимов. Предложение может быть таким: «Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина ». Обратите внимание, предложение должно включать в себя понятие «критерий ». Если вы напишите просто «Политические режимы бывают демократическими и недемократическими», такое предложение получит 0 баллов.

Вспомним особенности демократического режима.
Демократия:
1. Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности. 2. Поощряет активное участие народав политической жизни.
3. Формирует механизмы общественного контроля, ограничивает всевластие государства.
4. Создает условия для постоянногообновления властных структур. 5. Стимулирует многообразие общественной жизни.
6. Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способов разрешения конфликтов.

Составляем второе предложение: «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности ».

И снова обращаю ваше внимание на то, что в предложении обязательно должно прозвучать словосочетание «особенность демократического режима ».

В демонстрационном варианте контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию указаны критерии такого задания.

Наименование Баллы
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию осоответствующих аспектах понятия. 3
Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2

ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведены ошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве других элементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 3

Итак, еще раз сравним формулировку заданий С5 и правильность выполнения

2013 г. 2014 г.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о политическом режиме. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующеевоздействие на общество;
смысл понятия:
совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
два предложения:
«Политический режим отражает уровень политической свободы общества»; «Политические режимы могут быть авторитарными, тоталитарными, демократическими».
два предложения:
«Критерием выделения демократических и недемократических режимов является степень гарантированности прав и свобод человека и гражданина». «Особенностью демократического режима является признание естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности».

Мы выяснили изменения в формулировке задания С5. Теперь сравним критерии оценивания.

2013 г. 5 2014 г. 6
Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте. 2 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия. 3
Раскрыт смысл понятия; составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен вдвух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что экзаменуемый знает обществоведческое содержание данного понятия.
1 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения. Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованиемзадания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия.
2
Смысл понятия раскрыт неверно независимо от количества икачества составленных предложений.
ИЛИ
Раскрыт смысл понятия; предложения не составлены, илиодно-два предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, или обществоведческие знания в составленных(-ом) предложениях(-и) привлечены не в контексте рассматриваемого понятия.
ИЛИ
Смысл понятия в явном виде не раскрыт; составлено однопредложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0 Правильно раскрыт только смысл понятия.
ИЛИ
При раскрытии смысла понятия наряду с верными приведеныошибочные с точки зрения научного обществознания положения.
Смысл понятия в целом раскрыт; в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.
1
Смысл понятия раскрыт неверно при любом количестве другихэлементов ответа. ИЛИ
Смысл понятия не раскрыт при любом количестве другихэлементов ответа.
ИЛИ
Ответ неправильный.
0
Максимальный балл 2 Максимальный балл 3
Примечания:
1 Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4 Сорокина Е.Н., Поурочные разработки по обществознанию. Профильныйуровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009. С. 134.
5 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
6 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.

При составлении статьи были использованы материалы:
1. Спецификация контрольных измерительных материалов дляпроведения в 2014 годуединого государственного экзаменапо обществознанию.
2. Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по обществознанию.
3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2014 года по обществознанию.
4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс. - М.: ВАКО, 2009.



Просмотров