Приказ минэкономразвития 921 от 08.12. III


Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение относительно внесения в межевой план сведений указанных в пункте 31 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921и в пределах своей компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

В соответствии с пунктом 8 части 6 статьи 30 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) функцией саморегулируемой организации кадастровых инженеров является в том числе организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Согласно части 3 статьи 30 Закона № 221-ФЗ, основанием для включения сведений об ассоциации (союзе) в государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеров является наличие предусмотренных Законом № 221-ФЗ органов управления, в том числе методического органа.

Также обращаем внимание, позиция Минэкономразвития по вопросам применения нормативных правовых актов в сфере государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе в вязи с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации» (далее – Закон № 218-ФЗ), размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в разделе «Недвижимость» (Главная / Документы / Письма Минэкономразвития России, содержащие позицию по вопросам регистрации прав и кадастрового учета объектов недвижимости), например, от 20 января 2017 г. № ОГ-Д23-551, от 23 января 2017 г.№ ОГ-Д23-543, от 1 февраля 2017 г. № ОГ-Д23-996 и другие.

В этой связи рекомендуем до подготовки письменного обращения в Минэкономразвития России по вопросам организации кадастровой деятельности, в том числе разъяснения положений нормативных актов, подлежащих применению при кадастровых работах, обращаться, прежде всего, в методический орган соответствующей саморегулируемой организации, а также ознакомиться с информацией, размещенной на официальном сайте Минэкономразвития России.

Вместе с тем, в отношении изложенных обращении вопросов полагаем возможным отметить следующее.

Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее соответственно – ЕГРН, геодезическая основа) являются государственные геодезические сети (далее – ГГС), а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее − опорные межевые сети или ОМС, часть 1 статьи 6 Закона № 218-ФЗ).

При этом в отличие от действовавших до 1 января 2017 г. положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ) наличие сведений о геодезической основе, в том числе о пунктах государственной геодезической сети или опорной межевой сети, в составе ЕГРН не предусмотрено (статьи 8, 9, 10 Закона № 218-ФЗ, Порядок ведения ЕГРН, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 943). Таким образом, основания предоставления сведений о пунктах ОМС в составе выписки из ЕГРН в виде кадастрового плана территории после 1 января 2017 г. отсутствуют.

Требованиями к подготовке межевого плана, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 (далее – Требования к межевому плану), предусмотрено указание в отношении использованных при подготовке межевого плана сведений о геодезической основе для пунктов ГГС и пунктов опорной межевой сети наименования и реквизитов документа о предоставлении данных, находящихся
в федеральном картографо-геодезическом фонде (пункт 31 Требований к межевому плану).

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о геодезии), вступившим в силу с 1 января 2017 г., материалы и данные федерального и территориальных картографо-геодезических фондов (далее – ФКГФ) до их отнесения в установленном порядке к составу Архивного фонда Российской Федерации являются данными федерального фонда пространственных данных (далее – ФФПД, часть 3 статьи 32 Закона о геодезии). Использование опорных межевых сетей допускается после передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в ФФПД. Информация, получаемая с использованием геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, может использоваться в том числе при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности (части 8, 13 статьи 9 Закона о геодезии).

Таким образом сведения о пунктах ГГС в государственной системе координат подлежат хранению в составе ФФПД.

Порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе порядок подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, и порядок определения размера платы за предоставление указанных пространственных данных и материалов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 10 Закона о геодезии).

Ранее приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 706 был утвержден Порядок предоставления материалов и данных из федерального, территориальных, ведомственных картографо-геодезических фондов (далее − Порядок). Пунктом 1 Порядка были предусмотрены в том числе такие способы предоставления материалов и данных в электронном виде, как:

  • предоставление материалов и данных в электронном виде, которые направляются организацией-фондодержателем ФКГФ заявителю посредством электронной почты;
  • предоставление материалов и данных в электронном виде путем их размещения на официальном сайте и отправке ссылки на них заявителю посредством электронной почты;
  • предоставление материалов и данных с использованием веб-сервисов.

Аналогичные способы получения сведений (пространственных данных) предусматриваются постановлением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2017 г. № 262, которым утвержден порядок и способы предоставления пространственных данных и материалов, содержащихся в государственных фондах пространственных данных, в том числе порядок подачи заявления о предоставлении указанных пространственных данных и материалов, включая форму такого заявления и состав прилагаемых к нему документов, разработанным в соответствии с частью 7 статьи 10 Закона о геодезии.

Таким образом, использование установленных способов получения сведений из ФФПД (ФКГФ) в электронном виде позволит оперативно получать сведения о пунктах ГГС в государственной системе координат.

При этом использование подхода, при котором сведения о пунктах ГГС вносятся в ЕГРН, приведет к дублированию указанных сведений в государственных информационных ресурсах, увеличению затрат федерального бюджета на их хранение, обработку и предоставление, а также создаст условия для наличия расхождений в сведениях о пунктах ГГС, содержащихся в ЕГРН, и уточняемых значениях координат пунктов ГГС в связи с невозможностью единовременного переноса сведений из ФФПД в ЕГРН.

Таким образом, предлагаемые в обращении изменения в Требования к межевому плану нецелесообразны, поскольку не будут соответствовать законодательству в сфере геодезии.

Учитывая положения пункта 2 приказа Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921 о том, что до 1 июля 2017 года для осуществления государственного кадастрового учета могут быть представлены межевые планы, подготовленные в окончательной редакции в соответствии с требованиями к подготовке межевого плана, действовавшими до вступления в силу настоящего приказа, и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера до 1 января 2017 года., а также положения статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Департамент недвижимости полагает, возможным применение полученных в 2016 году и содержащих сведения о пунктах ОМС кадастровых планов территории соответствующих кадастровых кварталов в случае заключения договора на выполнение кадастровых работ в 2016 году (реквизиты такого договора указываются в разделе «Общие сведения о кадастровых работах» межевого плана).

Дополнительно сообщаем, что с целью получения координат пунктов ГГС в местной системе координат, установленной ранее для ведения государственного кадастра недвижимости в настоящее время рекомендуем обращаться в соответствующий территориальный орган Росреестра, осуществляющий ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (с учетом письма Росреестра от 19 декабря 2016 г. № 19-исх/17690-СМ/16).

27. В реквизите "1" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" указываются виды выполненных кадастровых работ, например:
образованием земельного участка путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами ________;
образованием _______ (указывается количество) земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ____________;
образованием ____________ (указывается количество) земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами _________;
образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером _______ и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка кадастровым номером _______;
образованием земельного участка (в случае образования нескольких земельных участков указывается их количество) путем выдела в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером__________;
образованием земельного участка (земельных участков) из состава земельного участка, представляющего собой единое землепользование с кадастровым номером ___________;
образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного _____________ (указывается адрес или описание местоположения образуемого земельного участка);
образованием части (частей) земельного участка с кадастровым номером __________, расположенного ____________ (указывается адрес или описание местоположения земельного участка);
уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером _______;
уточнением части (частей) с учетным номером __________ земельного участка с кадастровым номером ____________.
Если кадастровые работы выполнялись в отношении лесных участков, то помимо кадастрового номера указывается номер учетной записи в государственном лесном реестре об уточняемом или исходном (измененном) лесном участке при наличии в государственном лесном реестре таких сведений.
28. Реквизит "2" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" заполняется, если образование земельных участков связано с выделом земельных участков в счет доли (долей) в праве на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в целях осуществления видов деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона об обороте.
29. В реквизите "3" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" межевого плана приводятся сведения о заказчике кадастровых работ:
в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество (отчество указывается при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета (при его отсутствии - наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес постоянного места жительства или преимущественного пребывания в соответствии с федеральной информационной адресной системой);
в отношении юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иностранного юридического лица - полное наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В отношении иностранного юридического лица указывается полное наименование и страна регистрации (инкорпорации).
В случае внесения в реквизит "3" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" сведений о физическом лице в состав приложения межевого плана подлежит обязательному включению согласие заказчика кадастровых работ (физического лица) на обработку персональных данных, в котором заказчик кадастровых работ (физическое лицо) подтверждает свое согласие на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав в целях предоставления государственной услуги.
30. В реквизите "4" раздела "Общие сведения о кадастровых работах" межевого плана указываются:
1) фамилия, имя, отчество (отчество при наличии);
2) номер регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность;
3) контактный телефон;
4) почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с кадастровым инженером;
5) сокращенное наименование юридического лица, если кадастровый инженер является работником юридического лица, которое заключило договор подряда на выполнение кадастровых работ, адрес местонахождения юридического лица;

Приказ Минэкономразвития РФ от № 921 от 08.12.2015
Межевой план
Текстовая часть
1) общие сведения о кадастровых работах;
2) исходные данные;
3) сведения о выполненных измерениях и
расчетах;
4) сведения об образуемых ЗУ;
5) сведения об измененных земельных участках;
6) сведения об обеспечении доступа (прохода или
проезда от земель общего пользования, ЗУ
общего пользования, территории общего
пользования) к образуемым или измененным ЗУ;
7) сведения об уточняемых ЗУ;
8) сведения о частях ЗУ;
9) заключение кадастрового инженера;
10) акт согласования местоположения границ ЗУ.
Графическая часть
1) схема геодезических построений;
2) схема расположения ЗУ;
3) чертеж ЗУ и их частей;
4) абрисы узловых точек границ ЗУ.

Для подготовки межевого плана используются:
документы градостроительного зонирования (ПЗЗ)
нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и
минимальные) размеры ЗУ
документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты
межевания территории), документы территориального планирования
документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством РФ
местоположение границ ЗУ при его образовании, в том числе схемы расположения ЗУ на
КПТ, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения ЗУ на КПТ,
решения о предварительном согласовании предоставления ЗУ
утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий
садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан,
проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель с/х назначения
утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная
документация лесных участков
решения о предоставлении ЗУ, иные документы о правах на ЗУ
вступившие в законную силу судебные акты
иные предусмотренные законодательством документы


Внесены изменения в раздел «Общие сведения о кадастровых работах»:
Для лесных участков в реквизите «Цель кадастровых работ» указывается
номер учетной записи в государственном лесном реестре
В состав приложения МП обязательно включается согласие физ. лица на
обработку персональных данных
Предусмотрено внесение сведений о СРО, а также номер и дата заключения
договора на выполнение кадастровых работ
Внесены изменения в раздел «Исходные данные»:
Первыми включаются сведения о документах, содержащих сведения ЕГРН
(т.е. соответствующая кадастровая основа)
Необходимо вносить сведения не только об ОКСах, расположенных на ЗУ, но
и об иных объектах, которые прочно связаны с землей
Внесены изменения в раздел «Заключение кадастрового инженера»:
При образовании ЗУ, право на который возникает в силу ФЗ вне зависимости от момента гос.регистрации
этого права в ЕГРН, закреплена необходимость указания нормы ФЗ, в соответствии с которой возникает право
При возникновении права на ЗУ в связи с нахождением ОН, в том числе многоквартирного дома, и отсутствии
в ЕГРН сведений об объекте или о его назначении, необходимо указывать реквизиты документа,
подтверждающего назначение ОН и его адрес

Приказ Минэкономразвития РФ N 921 от 08.12.2015
Внесены изменения в раздел «Сведения об образуемых ЗУ»:
Сначала приводятся сведения о внешней границе ЗУ, а затем сведения о внутренней границе (при ее наличии).
Адрес вносится в структурированном виде в соответствии с ФИАС. А вот на основании Акта ОМС/ОГВ
сведения об адресе возможно внести в МП только в случае отсутствия в гос. адресном реестре адреса ЗУ,
присвоенного в порядке, установленном до вступления в силу Постановления № 1221 «Об утверждении
правил присвоения, изменения, и аннулирования адресов». Если ЗУ расположен в границах «садов», то
наименование и номер ЗУ может также быть указан в МП в соответствии с проектом межевания территории.
В МП (кроме случаев, когда РИ соответствует РИ исходного) указываются сведения обо всех основных,
вспомогательных и условно разрешенных видах использования ЗУ. Кроме того, добавлено, что указываются
они также в соответствии с зонированием территории (в т.ч. на осн. градостроительного регламента),
решением о предварительном согласовании предоставления ЗУ, решением об утверждении схемы
расположения ЗУ на КПТ. Более того, если ЗУ является ЗУ общего пользования, или расположен в границах
территории общего пользования, то дополнительно необходимо будет указывать слова «ЗУ общего
пользования» или «ЗУ расположен в границах территории общего пользования» соответственно.
В характеристики ЗУ, добавляется необходимость внесения оснований возникновения права на ЗУ, если оно
возникает в силу ФЗ вне зависимости от момента его гос. регистрации (в виде ссылки на соответствующую
норму ФЗ)

Приказ Минэкономразвития РФ N 921 от 08.12.2015
Внесены изменения в раздел «Сведения об обеспечении доступа (прохода или
проезда от земель общего пользования, ЗУ общего пользования, территории
общего пользования) к образуемым или изменённым ЗУ»:
Сведения об обеспечении доступа к ЗУ в гос. собственности вносятся на основании
соответствующего акта ОГВ/ОМС (например, схем расположения ЗУ на КПТ,
проектов границ ЗУ, уведомления о возможности заключения соглашения об
установлении сервитута, предложения о заключении сервитута в иных границах с
приложением схемы границ сервитута на КПТ, актов об установлении сервитутов).
Копии этих документов включаются в Приложение
Раздел «Сведения о частях ЗУ»
объединяет в себе сведения, которые
действующим приказом разрознены по разным
разделам:
- «Сведения об образуемых ЗУ и их частях»,
- «Сведения об измененных ЗУ и их частях»,
- «Сведения об уточняемых ЗУ и их частях»

Приказ Минэкономразвития РФ N 921 от 08.12.2015
Расширен перечень документов, которые могут быть
использованы для подготовки графической части, добавлены:
- проектная документация лесных участков,
- документация о территории объектов культурного наследия,
- документы территориального планирования
В разделе «Схема расположения ЗУ» также отображаются
территории объектов культурного наследия, допускается
схематично отображать красные линии (в соответствии с
утвержденным проектом планировки).
Количество Актов согласования должно соответствовать количеству
смежных ЗУ, границы которых уточнены.
Форма Акта согласования претерпела изменения.

Подготовка обязательной документации на земельный участок – это важный этап, требующий от исполнителя особой внимательности и ответственного подхода. Дело в том, что даже малейшая ошибка может стать причиной судебного разбирательства и дополнительных финансовых расходов со стороны заказчика.

Еще в декабре 2015 года в приказе Минэкономразвития № 921 «Об утверждении формы межевого плана» были анонсированы определенные требования, которые государство в лице уполномоченного ведомства предъявляет к составлению вышеуказанного документа.

Начиная с 01.01.2019 года, в действие вступили поправки, которые ранее были озвучены, и сегодня действуют уже новый порядок оформления межевого плана с изменениями 2019 года. Рассмотрим, в чем заключаются основные различия, и расскажем о том, какие нюансы в составлении документов по межеванию следует принимать во внимание после 01.01.2019.

Составные части плана межевания согласно новым положениям принятого регламента

Исходя из новых правил подготовки документации на землю, приведенных в приказе № 921, следует отметить, что план межевания надела состоит из нескольких частей и разделов. Для понимания структуры можно составить небольшую табличку:

Составляющие части плана межевания Разделы документа
Текстовая часть
  • данные о кадастровых мероприятиях;
  • начальные данные;
  • информация о сделанных расчетах и замерах;
  • сведения о новообразованных землях;
  • изменения участка;
  • доступность земли;
  • информация об уточняемых землях и о частях массива;
  • выводы специалиста;
  • акт согласования границ территории.
Графическая часть
  • схематическое изображение, имеющихся на участке построек;
  • схема местоположения земли;
  • чертеж надела и его отдельных частей;
  • абрисы базовых точек на границе земли.

Все перечисленные пункты должны размещаться в готовом плане в обязательном порядке, иначе он не будет считаться действительным, а значит, в последующем использовать его точно не получится.

Основные различия в содержании документа, после внесения поправок

Внесенные поправки в какой-то мере стали кардинальными для людей, ответственных за составление такой документации. Это связано с тем, что изменения коснулись практически каждого пункта содержания межевого плана.

Если говорить кратко, то основные отличия выглядят следующим образом:

  1. В части общей информации о кадастровых работах нет необходимости вписывать номер аттестата КИ, а необходимо указать регистрационный номер в специальном реестре.
  2. В начальных сведениях изменилось название строчек № 3 и № 4.
  3. Сведения о произведенных замерах претерпели изменения в части названия строчек № 2, № 3.
  4. Разделы о новообразованных землях и их частях также получили новое наименование.
  5. В части строчки № 1 об образуемых ЗУ теперь требуется указывать номер зоны.

Кроме перечисленных моментов, несколько видоизменен был перечень документации, необходимой для подготовки межевого плана.

Новые ограничения по пересечению границ земельного надела другими территориями

Поправки внесли корректировки в порядок определения границ конкретного надела. Важным аспектом стало пересечение сторон территории с другими массивами.

Речь идет о том, что границы земли не могут налагаться или пересекаться местоположение следующих объектов:

  1. Государственные территории, города, села, исключая случаи, когда в ЕГРН был найдена неточность, касающаяся нахождения объекта или установления его границ.
  2. Лесопарковые зоны, территориальные и лесные массивы, кроме ситуаций при выявлении ошибочно внесенных сведений, а также при проведении геолого-разведывательных работ, связанных с изучением недр.
  3. Место добычи природных элементов, минералов.
  4. Объекты линейного типа, гидротехнические сооружения, искусственные водоемы или водохранилища.
  5. Эти нюансы обязательно должны быть учтены при оформлении межевого дела по новым правилам и с учетом нового регламента.

Какие документы могут потребоваться для разработки плана межевания в графической части?

Принятые изменения стали причиной расширения списка документов, которые могут потребоваться для подготовки графической части плана.

Речь идет о следующих бумагах:

  • проект и иная документация лесных массивов;
  • бумаги о территориальном расположении культурно-исторических объектов;
  • документация на распределение и планирование территории.

В разделе, где должна размещаться схема надела земли, следует отображать культурные или исторические объекты с использованием красных линий. Небольшое изменение было принято по уточнению пределов земельного массива.

Теперь число актов согласования должно отвечать количеству уточняемых участков и территорий. В остальном порядок оформления дела и плана по межеванию надела остался прежним.

Заключение

В текущем году были внесены некоторые поправки, касающиеся порядка составления и оформления межевого плана земельного участка. Особое внимание стало уделяться проверке границ территории и отсутствия их пересечения с другими земельными наделами. Важно, чтобы составлением документации занимался опытный специалист, который уже знаком с новым порядком оформления бумаг и не допустит возможных ошибок и нарушений.



Просмотров