Прилегающий земельный участок. Присоединение земельного участка из муниципальной собственности, личный опыт

1Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 2 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с положениями ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.43 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» граница земельного участка многоквартирного дома устанавливается на основании проекта межевания территории.

Утверждается проект межевания органом, уполномоченным Правительством Москвы, которым в настоящее время является Департамент земельных ресурсов города Москвы (департамент) (п. 5 приложения к постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-1111 «Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы»).

Разработанный проект межевания должен соответствовать требованиям градостроительного, земельного, жилищного и иного законодательства, в частности градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, а также градостроительным нормативам и правилам.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет в целях регистрации на него общей долевой собственности осуществляется в границах, согласно проекту межевания квартала, разработанного Москомархитектурой, на основании заявления ЛЮБОГО собственника, за исключением земельных участков общего пользования (проезды, скверы, инженерные коммуникации, кабельные сети), которые в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.

Формирование границ конкретного земельного участка для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт производится Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основании утверждённого проекта межевания в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.05.2006 № 352-ПП в режиме «одного окна».
Это теория. Теперь о практике.

Пока не сделано межевание и земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учёт - земля принадлежит государству, а в общедолевую собственность она переходит лишь после 2-x действий:
1. проведения межевания
2. постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт
(то есть формирование границ земельного участка).

До этого - земля под домом и вокруг него не является общедолевой собственностью, тут Вам нужно прочитать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Москва №10/22 29 апреля 2010 там внизу небольшой раздел Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.

Именно поэтому власти Москвы не спешат делать межевание и формировать границы участков у многоквартирных домов, тогда они перестанут быть собственниками этих земель и не смогут самолично ими распоряжаться. Они пока что не спеша отрезают сколько им нужно земли и продают её или используют её так как им хочется. Строят на этой земле народные гаражи, парковки, магазинчики и т.д. и земля уходит от дома.

А если и формируют земельные участки, то стараются сделать это по границе(фундаменту) дома, объявив всю землю вокруг дома общественной, которая не подлежит приватизации в общедолевую собственность.

Для собственников помещений в многоквартирных домах Департамент земельных ресурсов разработал новый механизм оформления земельных участков в собственность. Москвичам теперь будут предлагать два варианта: выделение земельного участка по подошве дома либо по расчетным нормативам. Второй вариант предусматривает больший размер участка и обязательное проведение общего собрания.


Межевание - под общественный контроль

18 апреля в Московской городской Думе в рамках заседания комиссии по государственной собственности и землепользованию состоялся круглый стол на тему «Проблемы межевания жилых кварталов». В нем принял участие руководитель Департамента земельных ресурсов Москвы Владимир Ефимов, а также депутаты муниципальных собраний, руководители товариществ собственников жилья и специалисты в области землепользования.

Выступая перед собравшимися, Владимир Ефимов рассказал о политике города в области предоставления земельных участков под жилыми домами. «Когда к нам обращаются собственники, мы предлагаем им два варианта: выделение земельного участка по подошве дома либо по расчетным нормативам. Второй вариант предусматривает больший размер участка. Но необходимо понимать, что сегодня собственники несут расходы только по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Как только участок переходит к жителям, бремя расходов по его содержанию автоматически переходит к собственникам. А это уборка территории, уход за зелеными насаждениями. Это, наконец, земельный налог. При выделении участка по нормативу для квартиры площадью 60 кв.м. расходы по содержанию придомовой территории и уплату земельного налога составят, по нашей оценке, порядка 6 тысяч рублей в год. Кроме того, в большинстве случаев ни огородить, ни закрыть территорию для проезда, не представляется возможным. Так что при формировании участков возможны варианты, когда на них будут наложены публичные сервитуты, иначе Москва превратится в большое садовое товарищество. Все эти сведения и расчеты мы предоставляем собственникам, чтобы они понимали возможные ограничения и расходы. И они на общем собрании должны будут выбрать один из двух вариантов. Правда, выделить участок больше, чем заложено действующими нормативами, мы не можем», - рассказал Владимир Ефимов. По его словам, на сегодняшний день разработаны проекты межевания 1095 из 2840 городских кварталов. Сейчас в работе - 440 кварталов. Все остальные работы будут завершены до конца 2013 года.

Участники встречи задали руководителю Департамента земельных ресурсов большое количество вопросов, как частных, связанных с проблемами конкретного ТСЖ, так и общих, касающихся принципов межевания и предоставления земельных участков. По словам Владимира Ефимова, состоявшийся диалог для Департамента очень важен.

В свою очередь председатель комиссии МГД по государственной собственности и землепользованию Олег Бочаров (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что такой формат обсуждения был предложен впервые. «Я не помню, чтобы министр пришел, и сказал: я готов дать преференцию гражданам, пусть они решат, как им будет удобно», - заявил депутат, и предложил проводить подобные встречи регулярно. Кроме того, он призвал всех участников обсуждения присылать свои вопросы и предложения. И подчеркнул, что если будет выявлено несовершенство действующего законодательства, профильная комиссия Мосгордумы будет готовить соответствующие поправки.

«Весь имеющийся опыт надо обобщать. Это очень важно и полезно. Мы рассчитываем, что наш круглый стол станет постоянно действующим общественным советом, который будет корректировать ход земельной реформы», - отметил Олег Бочаров

Как оформить придомовую территорию в общую собственность

Советы составлены применительно к Москве, но полезны всем.
Согласно новому Жилищному кодексу, придомовая территория относится к общедомовой собственности. И от того, на кого оформлена земля, зависит многое: должен ли собственник квартиры платить земельный налог, кто принимает решения о благоустройстве придомовой территории. От решения оформлять или не оформлять землю зависит, что вы будете лицезреть из окон своего жилища: благоустроенный зеленый двор с детской площадкой или несанкционированные свалки и автомобильные стоянки.
Нельзя оставить без внимания еще и статью 7.1. Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ. Чиновник же у нас всегда прав. Конечно, мы можем чиновнику объяснять, что согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21 апреля 2006 года № 04/3201-Е3) и Минфина России (письмо от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65), «если права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер».
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Длительное время власти не охотно шли на оформление земельных участков в собственность, и сама эта тема долгое время находилось под запретом, однако с приятием указанных актов ситуация в значительной мере изменилась.

Законодательная база

Прежде, чем приступить к раскрытию этого вопроса – назовем основные правовые акты федерального уровня.
Чтобы каждый собственник помещения в многоквартирном доме имел представление о порядке оформления права общей долевой собственности на земельный участок под его многоквартирным домом, постараемся построить настоящую статью с пояснениями каждого шага действий на пути оформления участка земли в собственность. Но, прежде назовем отправные точки – федеральные нормативные правовые акты, в которых тем или иным способом прописаны права собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок под домом и прилегающую к нему территорию:
- Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации;
- Статьи 36, 37, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;
- Статья 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 29 «Об утверждении инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества».
На основании этих нормативных правовых актов субъекты федерации принимают свои законы и постановления с учетом специфики их регионов.
На основе анализа указанных нормативных правовых актов следует выделить следующие шаги оформления прав на участок.

Шаг I. Проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Необходимость этого шага прописана в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен ст.ст. 45 - 48 ЖК РФ. В соответствии с указанной нормой инициировать проведение общего собрания вправе любой из собственников помещений в доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Решения общего собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании. Общее собрание собственников помещений в доме по указанному выше вопросу должно также уполномочить лицо на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. Общее собрание должно обсудить и принять определенное решение, по результату собрания должен быть составлен протокол, принято решение. К качестве хорошего методического пособия с полным комплектом образцов документов по организации общего собрания, его проведению составлению протокола может служить с некоторыми оговорками, а скорее поправками Постановление Правительства Москвы 3 июля 2007 г. N 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома». В указанном выше Постановлении Правительства Москвы приводятся перечень необходимых документов и образцы документов в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в очной форме:


- Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Лист регистрации собственников помещений или их представителей, принявших участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном законом порядке;
- Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.
Там же приведен перечень и образцы необходимых документов для проведения собрания в форме заочного голосования:
- Заявление уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица о формировании земельного участка;
- Схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
- Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном порядке;
- Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования.
Хочется обратить особое внимание на текст самого Заявления уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица о формировании земельного участка. «В целях реализации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: _______ от _________(дата), в соответствии с Жилищным и Земельным кодексами Российской Федерации, постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" прошу сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, для предоставления в общую долевую собственностью собственников помещений в многоквартирном доме». Хочется порекомендовать собственникам более внимательно отнестись к выделенной фразе и сравнить ее с текстом в части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, касающегося описания общедомовой собственности - земельного участка. В этой статье говорится более шире: «земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке». По этому поводу на заседании Московского правительства возникла целая полемика. Одни предлагали ограничить участок стенами дома, другие дорезать к участку еще один метр от дома.
Руководитель земельного ведомства столицы В.Дамурчиев пояснил, что его департамент столкнулся с завышенными претензиями некоторых ТСЖ, представляющих интересы собственников жилья многоквартирных домов, по выделению земельных участков под их домами. "Если мы, межуя участок, будем оформлять его всего в паре метров от отмостки, то мы рискуем нарушить закон. А если мы будем оформлять землю в соответствии с современными нормами МГСН (Московские городские санитарно-технические нормы), то мы можем ущемить собственников жилья в соседних многоквартирных домах", - подчеркнул он. В свою очередь главный архитектор столицы Александр Кузьмин полагает, что "в соответствие с градостроительными нормами совсем необязательно выделять большие участки под один дом". "Земельные участки под многоквартирными домами для оформления в собственность необходимо нарезать строго в соответствие с функциональными нуждами самого дома", - указал он на заседании правительства. По мнению главы Москомархитектуры, участки же большей площади, например, под детские или спортивные площадки, должны формироваться "путем объединения интересов жителей нескольких домов, так как они обеспечивают жизнедеятельность всего микрорайона". Пример этой полемики чиновников на заседании правительства хочется завершить ст. 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»: «Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности».
Завершая описание первого шаг отмечу, что весьма положительным является то, что Постановлением Правительства Москвы предписано Префектурам административных округов города Москвы, Управам районов города Москвы совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечить оказание при необходимости содействия в проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу формирования земельных участков. Кроме того, префектурам административных округов города Москвы предписано:
1. Создать комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
2. На основании запроса уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица выдавать выписку из протокола заседания комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о соответствии представленных документов по принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка требованиям законодательства;
3. Не требовать представления других документов, кроме документов, указанных в приложении к постановлению.

Шаг II. Обращение с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений в нем.

Необходимость этого шага исходит из требований п. 5, 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ. Обозначенная норма права подлежит применению в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц – собственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке, который установлен п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в землеустроительную организацию за проведением землеустроительных работ;
В каждом субъекте федерации, назначены уполномоченные органы на прием заявлений о приобретении права собственности на земельный участок. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.06.2006 № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность» в Москве уполномоченным на прием заявлений о приобретении права собственности на земельный участок органом власти в г. Москве является Департамент земельных ресурсов. Как правило, в департаментах земельных ресурсов имеются свои информационные сайты, информационные стенды с образцами документов.

Шаг III. Обращение с заявлением о формировании участка.

Избранное Общим собранием собственников помещений уполномоченное лицо должно обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Такое требование содержит п. 3 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».
Статьей 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определен порядок перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В ней сказано:
«1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».
На основании проведенных землеустроительных работ орган местного самоуправления распорядительным актом (постановлением, распоряжением) утверждает проект границ данного земельного участка.
В качестве примера добавим, что на основании уже упомянутого ППМ № 431-ПП от 27.06.2006 г. таким уполномоченным органом власти в городе Москве также является Департамент земельных ресурсов.

Шаг IV. Формирование земельного участка.

Требованиями федерального законодательства (п. 4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Хочется привести выдержки из любопытного документа, утвержденного Приказом № 123/1 от 29.09.2006 года Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
«Методические рекомендации для органов местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами.
2. Общие положения
2.1. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до 1 марта 2005 года, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
2.2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в порядке и на условиях, которые установлены гражданским и жилищным законодательством. Для передачи такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не требуется издание специального распорядительного акта органов местного самоуправления. (Примечание автора: В некоторых иных субъектах федерации требуется издание распорядительного акта).
2.5. Состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
2.6. Границы земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества устанавливаются по красным линиям, границам смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно - транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное.
2.7. В границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры.
2.8. При установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.
2.9. Территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду соб­ственникам помещений в многоквартирном доме только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.
2.10. Границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.
2.11. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность соб­ственникам помещений в многоквартирном доме бесплатно, определяется в зависимости от площади земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также с учетом прилегающих к ним территорий, необходимых для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания в многоквартирном доме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, а также доступ к этим объектам. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.
2.12. Расчет нормативных размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется по методике, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 №59«Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».
2.13. Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность соб­ственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам.
2.14. Сверхнормативная территория может быть передана соб­ственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату), аренду или безвозмездное пользование только при условии, что она в соответствии с утвержденной градостроительной и землеустроительной документацией не может быть использована в качестве самостоятельного объекта.
2.15. Разделение земельного участка, предоставленного в пользование нескольким многоквартирным домам, на несколько земельных участков осуществля­ется при совместном обращении в орган местного самоуправления полномочных представителей собственников помещений данных домов, желающих произвести размежевание данного участка с предоставлением проекта размежевания, выпол­ненного организацией, имеющей право выполнять данные работы».
Приведенные выше фрагменты ценны тем, что они показывают позицию властей региона действовать строго в рамках действующего законодательства и тем, что в документе даны конкретные ссылки на нормативные акты по установлению границ земельных участком под многоквартирными домами.
Что касается земельных участков в Москве, то тут ответственным за формированием участка является Департамент земельных ресурсов (ДЗР). Пунктом 11 Приложения № 1 Постановления Правительства Москвы № 431-ПП установлены некоторые особенности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома.
Согласно п. 11.2, п. 11.3 указанного Приложения к Постановлению Правительства Москвы при формировании земельного участка ДЗР заказывает разработку заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.
ДЗР утверждает проект границ сформированного земельного участка на основании проекта межевания территории; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, установлении и закреплении границ земельного участка с определением площади (при отсутствии сведений об инженерно-геодезических изысканиях); обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка.
Проект межевания территории необходим для установления размера и границ земельного участка (п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы «О землепользовании и застройке в г. Москве»). При этом, проект межевания территории разрабатывается за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы или иных средств.
Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории г. Москвы регламентирован Приложением № 4 к постановлению Правительства Москвы от 29.11.2005 № 941-ПП.
После подготовки проекта межевания квартала и его утверждения в установленном порядке, уполномоченное лицо обращается в органы Роснедвижимости для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Принятие решения о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность
Следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» сформированный и прошедший кадастровый учет земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, то есть, общая долевая собственность у собственников помещений дома возникает в силу закона.
Некоторые регионы своими нормативными документами (например, Ростовская область) не требуют для передачи земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме издания специального распорядительного акта органов местного самоуправления.
В Москве, например, Департамент земельных ресурсов осуществляет подготовку решения о безвозмездном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в нем.
Решение о предоставлении земельного участка в г. Москве принимается Правительством Москвы или префектами административных округов (п. 8 ППМ № 431-ПП).
Так, согласно п. 5, п. 6 ППМ № 431-ПП префекты административных округов города Москвы принимают решения о безвозмездной передаче земельных участков в собственность на территории административных округов, за исключением территорий, относящихся к природному комплексу города Москвы, на основании заявлений:
- граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тысяч квадратных метров;
- граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся части нежилого здания (помещения в нем), расположенного на неделимом земельном участке, если общая площадь такого здания не превышает 3 тысяч квадратных метров и все помещения в здании находятся в частной собственности;
- граждан, обладающих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В остальных случаях решения принимаются Правительством Москвы.

Шаг VI. Возникновение права общей долевой собственности на участок.

В соответствии с п. 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Повторимся и напомним, что согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21 апреля 2006 года № 04/3201-Е3) и Минфина России (письмо от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65), что «если права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер».

Шаг VII. Государственная регистрация права общей долевой собственности.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Но, во избежание государственной регистрации прав иных лиц на земельный участок, перешедший в общую долевую собственность собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме уполномоченному лицу необходимо обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Целесообразно внести запись о возникшем в силу закона праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что отвечает требованиям п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Для государственной регистрации прав собственников помещений в многоквартирном доме на общее имущество этого дома необходимы следующие документы:
- заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности (на каждый объект общего недвижимого имущества). (Заявление может быть подано уполномоченным общим собранием собственников лицом или представителем ТСЖ);
- документ, подтверждающий полномочия представителя собственников;
- документ об оплате государственной пошлины;
- сведения о собственниках и принадлежащих им помещениях;
- право устанавливающие документы на общее недвижимое имущество;
- технический паспорт дома.

ВАЖНО: ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА.

1. Уважаемые жильцы – собственники помещений (квартира, комната). Вам, на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество, включая земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. Собственники помещения владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом (часть 1 и часть 2 статьи 36 ЖК РФ).

2.3емельный участок, если он образован и поставлен на государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность (часть 2 ст. 16 Закона «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 № 189 – ФЗ).

З.Государственная регистрация права собственности на помещение (квартиру, комнату) является одновременно государственной регистрацией права на общее имущество, куда входит земельный участок (ст.23 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч.1 ст.36 ЖК РФ). Это право возникает в силу закона, а не после госрегистрации, как на приватизацию квартиры. Госрегистрация права на земельный участок носит заявительный принцип и не является обязательной, так как общее имущество уже учтено в соответствующих документах и принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности. Это подтверждается и письмом Минфина РФ от 17.05.2006 № 03-06-02-02/65, а также письмом Минэкономразвития РФ и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости от 13.09.2007 № ВС/1435.

4.Ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального Закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ. Это положение закреплено и в ст.45 «Ранее учтенные объекты недвижимости» Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221 – ФЗ, вступившего в силу 1 марта 2008.

5.Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Министерством коммунального хозяйства РСФСР от 13.12.1968 г., в состав технической документации на объекты ЖКХ входил техпаспорт на объект и земельный участок, включая его описание. Это положение сохранено и в Постановление

Правительства РФ от 27.09.2003 г. Оплата уборки придомовой-территории рассчитывается из площади, указанной в технических паспортах ПИБ (БТИ), находящихся в Жилкомсервисах или в ГУ ЖА районов Санкт-Петербурга.

6.В России государственный кадастр был введен постановлением СМ РСФСР от 10 августа 1977 г. № 417. Данное постановление отменено в 1997 г. в связи с введением нового кадастра, учитывающего стоимость земли. Следовательно, все земельные участки проходили кадастровый учет и являются ранее учтенными.

7. Повторное межевание без признания первичного землеотвода под строительство ошибочным, либо умышленным нарушением действовавших на то время правоустанавливающих документов и норм считается противоправным деянием. Часть 4 ст.43 Градостроительного Кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223 закрепляют положение о том, что действующие границы земельного участка пересмотру не подлежат.

8.Межевание земельного участка по обрезу фундамента также является противоправным деянием, так как резко уменьшает размер земельного участка. Административная ответственность за земельные правонарушения определена ст. 74 ЗК РФ, а уголовная ответственность по ст. 170 УК РФ наступает за нарушение размера земельного участка, как объекта собственности и уменьшения размера налоговых платежей в бюджет.

Чтобы не получилось так, что вы по незнанию начали пользоваться соседней чужой землей, вам необходимо оформить прирезку земельного участка.

Также, если гражданин все же планирует оформить официально право собственности на «ничейный» участок, ему нужно ознакомиться с определенными аспектами права, а какими именно вы узнаете в данной статье.

Самовольное пользование рядом находящейся землей и будет называться прирезком к участку. Так делали во все времена, что тем самым побудило государство издать закон.

Как законно оформить

Любой земельный участок относится к собственности граждан, либо государства, фирм или организаций. Никак не получится прирезать чужой кусок земли, являющийся частью частной собственности, а вот с муниципалитетом договориться можно.

Чтобы не сложилось курьезных ситуаций можно проверить участок на информационном онлайн-сервисе, предоставляющем сведения из Государственного кадастра земли.

Прирезка участка осуществляется по новому законодательству «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 1.03.2015 года, регулирующему размещение участков, расположенных в государственной, либо городской, а также в частной собственности.

В 2016 году гражданин имеет право оформить небольшую долю земли в свое собственное пользование к уже имеющейся. Если, конечно, она находится рядом с основной частью земли и не превышает более пяти соток.

Данное пространство и называют прирезком, оно и переходит во владение гражданина. Присоединение крупного участка может выдаваться только под аренду. Перед прирезком сначала нужно обозначить размер площади земли.

Для получения земельного участка в собственное пользование необходимо собрать ряд документов и пройти определенный юридический процесс.

В орган местного самоуправления, в полномочия которого входят государственные земли, предоставляют следующие документы:

  • кадастровую справку;
  • выписку о правах на субъект;
  • сведения об отсутствии ареста на данную землю;
  • копию документа, удостоверяющего личность гражданина.

Примите к сведению : вся процедура оформления прирезки имеет ряд своих нюансов, незнание которых может привести в дальнейшем к существенным проблемам, вплоть до отказа в оформлении.

В каких ситуациях разрешается прирезка земельного участка, а в каких — нет. (Для увеличения нажмите)

Но не во всех ситуациях прирезка участка может быть проведена законно, новые возможности позволяют делать это исключительно в случае, если земля является собственностью государства.

Также захваченный участок не должен быть пересечен с красными линиями на генплане, обычно ими помечены дороги, коммуникации, а также земля не должна быть собственностью промышленных организаций.

Прирезка земли допускается в следующих случаях:

  1. При застройке и улучшении территории, в отношении которой оформлен контракт о развитии отстроенной территории.
  2. Для расположения капитального строительства.
  3. Для собственников садовых некоммерческих товариществ (СНТ), которые планируют выращивать овощи, фрукты и другие плодово-ягодные культуры на дачном участке, а также для личного строительства и подсобного хозяйства.

Официальные бумаги для регистрации прирезка

Необходимы документы для официального оформления владения землей:

  • справка о землевладельце, чей участок планируют присоединить;
  • справка о землевладельце, желающем зарегистрировать прирезку земли;
  • геодезический журнал;
  • схема участков, которая нужна для дальнейшего землемерия;
  • результат земельных работ, которые были заказаны собственником земли для регистрации нового участка.

На основании всех документов нужно написать заявление, которое необходимо подать в орган местного самоуправления. (Образец заявления о перераспределении земельных участков можно скачать .) Примерно через месяц кадастровая организация должна вынести вердикт разрешить или отказать Вам в перераспределении земли.

Причины отказа

В законе прописано более десяти причин отказа. Поэтому перед оформлением заявления нужно получить консультацию у специалистов и выяснить ваш процент на успех в законном перераспределении земли.

Основные факторы, влияющие на отказ:

  1. У государства другие планы на данный участок, возможно, они его отдали под строительство социальных объектов.
  2. Участок выставлен на продажу.
  3. Участок в аренде, а гражданин не получил разрешение у арендатора.
  4. Земля приобретена по ипотеке, а банк разрешения на увеличение земли не давал.

Случаются и совсем неординарные обстоятельства, когда за один и тот же участок ведут борьбу несколько желающих.

Плюсы и минусы нового закона

Собственник участка и муниципалитет, естественно, получают новые возможности. В бюджет государства поступят денежные средства, а гражданин сможет смело пользоваться участком земли.

Плюсы для государства: данная операция приведет к увеличению частных земель, а собственно к пополнению казны муниципалитета. Да и земельный учет участков будет более объективным.

Закон вступил в силу совсем недавно, поэтому действие его не сильно отработано и зачастую некоторые чиновники отказывают в оформлении прирезка земли.

Оформление прирезка - дело не бесплатное. Цена на участок земли при перераспределении установлена законом Российской Федерации.

Расчет стоимости можно произвести самостоятельно. Для расчета берем начальную цену вашего участка и делим на количество квадратных метров, таким образом получим цену за 1 кв. метр. Далее, цену 1 кв. метра множим на число квадратных метров, которое вы желаете присоединить и в результате получаем стоимость прирезки земельного участка.

Сроки проведения всего оформления занимают от пяти до шести месяцев.

Смотрите видео, в котором специалист рассказывает о новых возможностях оформления прирезок к земельным участкам:

Номенклатурным основанием для данного вида оформления земель, является принятый в 2006 году Федеральный закон, от 30.06.06, № 93-ФЗ. С опорой на него, можно оформить в собственность:

  • Земельные участки дачных кооперативов, дачные домики;
  • Гаражи, участки земли под основанием гаражей;
  • Земли под основаниями домов;
  • Участки для садов, огородов, ЛПХ.

Эта процедура удобна тем, что не требует вмешательства органов местного самоуправления. Оформление производится в процессе регистрации права собственности на обозначенные объекты. Кроме этого, для оформления земель в собственность в соответствии с упрощенкой, нет необходимости специально собирать пакет документов.

Для того, чтобы провести процедуру оформления, вам необходимо следующее:

  1. Найти документ, в соответствии с которым у вас возникло право пользования земельным участком.
  2. Провести межевание земельного участка и оформить его кадастровый план.
  3. На основании правоустанавливающего документа и кадастрового плана получить кадастровый паспорт участка.
  4. Передать документы для регистрации и оформления участка в собственность.

Порядок, в действительности, не сложен. Если, при этом будут обнаружены несовпадения в размерах площадей, это не сыграет значимой роли, а оформление площади участка будет производиться не по старым документам, а по факту.

Требования к документам в обозначенном случае, предъявляются в соответствии с статьёй 18 Закона о государственной регистрации. В нём представлена ссылка на запрет предъявления требований к наличию документов административного характера. Какие формы и виды собственности на земельные участки — читайте .

На первый взгляд может показаться, что подобный вариант приобретения земли отличается простотой, однако это не совсем так. Для того чтобы признать участок бесхозным, необходимо, чтобы он не обрабатывался и не признавался в качестве чьей-либо собственности в течение 15 лет. А это немалый срок.

Обычно он отсчитывается с момента смерти последнего владельца, после которого никто из родственников не вступил в права наследования. Либо – с момента снятия с регистрационного учёта в связи с переездом на новое, постоянное место жительства.

Если срок составляет менее 15 лет – необходимо отыскать собственника или его наследников. При этом имейте в виду, что если наследник не знал о смерти родственника (наследодателя) и не имел возможности и обязанности знать об этом – срок давности для вступления в наследство через суд может быть продлён.

Во избежание изъятия участка, в который вы вложите свои силы, время и денежные средства, необходимо разыскать наследников.

Вероятно, наследники не заинтересованы во владении землёй, но вряд ли они откажутся от её продажи по сходной цене. В этом случае, обе стороны окажутся в прибыли. В такой ситуации у вас есть следующий выбор:

  • Убедить наследников вступить в права наследования и продать вам землю;
  • Оформить на вас доверенность, для оформления пакета документов на землю с последующей продажей участка.

Второй вариант может оказаться весьма выигрышным, при условии дополнительной подстраховки. Чтобы вам не пришлось заниматься волонтёрской деятельностью по оформлению чужого наследства, составьте договор купли-продажи земли заранее, ведь после выполнения вами процедуры оформления земли, её стоимость может значительно возрасти, а участок перестанет быть бесхозным.

Если вы решили приобрести заброшенный участок в собственность – получите информацию о нём в местной администрации, которая не заинтересована в бесхозности земель на её территории. Соответственно, вам предоставят все имеющиеся данные об участке.

Если вам понравился заброшенный участок дачного кооператива – обратитесь к председателю. Вполне возможно, что в условиях его не использования, проявится отсутствие надлежаще оформленной документации, что позволит беспрепятственно переоформить его в вашу пользу.

Оказание услуг в помощь

Опытные практикующие юристы, юридические и риэлтерские компании и фирмы активно предлагают услуги в помощь . Каждый гражданин вправе выбирать между оформлением через посредника или посредническую фирму и самостоятельным оформлением.

Выбор, естественно, происходит между денежными средствами и потраченным временем. В этом смысле, перед деловыми людьми, чьё время стоит достаточно дорого, выбор осуществляется в сторону предпочтения опытного юриста, который может оформить документы полностью – до готового результата.

Те же, кто предпочитает экономить , редко соглашаются принять помощь. Но при этом нужно учитывать, что зачастую средства, потраченные на опытного юриста, могут окупиться за счёт эффективности его действий.

А при самостоятельном оформлении земель, можно долго и упорно ходить по инстанциям и завалить дело с оформлением, почувствовав, что силы уже на исходе, что утрачивается интерес к тому, чего достигаешь с большими моральными и эмоциональными затратами.

При этом, обратиться за помощью можно:

  • Для проведения процедуры (сделки) от начала до завершения;
  • Для проведения отдельного элемента процесса, на том этапе, на котором возникло затруднение.

Поэтому на ситуацию с возможным оказанием помощи, целесообразнее посмотреть с другой стороны: насколько ситуация с оформлением земель вызывает в вас чувство энтузиазма на этапе оформления.

Ведь некоторым, в действительности интересно заняться этим вопросом самостоятельно, вникая во все его подробности, которые не сложно изучить.

Если вы выбрали помощь посредника, то на него необходимо оформить нотариально удостоверенную доверенность.

Важнейшим является документ, определяющий возникновение права. В некоторых случаях, подобные документы, выданные в середине, и даже – в начале прошлого века, могут быть утеряны. Это не удивительно за столь долгий период, поэтому государство учло варианты их восстановления.

Восстановление документов нужно начинать с наведения справок в БТИ , где раньше проводился учёт земель или с посещения администрации, которая сохраняет в своём архиве подобные данные, ведь выделение земель производилось органами исполнительных комитетов.

Возможно, сведения о вашем участке можно разыскать в областном архиве. На основании найденных о вашем участке сведений, вы имеете право на приватизацию земель.

Если вы никаким образом не смогли разыскать и восстановить правоустанавливающие документы на землю, администрация может пойти вам навстречу. В таком случае, вы утратите право на приватизацию земельного участка, но можете оформить собственность путём выкупа земель по минимальной стоимости.

В этом праве вам никто не может отказать, при условии, если на данном участке возведено капитальное строение, оформленное вами в собственность .

Единственный вопрос, который может возникнуть – сохранение полной площади земельного участка, так как муниципалитет имеет право оставить вам лишь положенный минимум. Однако при выкупе земель для оформления в собственность, согласие администрации гарантировано.

Существует и другой вариант подтверждения права собственности на землю – обращение в суд. Им можно воспользоваться, когда предварительно пройдены другие варианты восстановления прав. Решение суда имеет силу правоустанавливающего прецедента, на основании чего земли могут быть оформлены надлежащим образом. Как зарегистрировать право собственности на земельный участок — читайте .

Металлический гараж наиболее удобен с разных точек зрения, хотя проигрывает в плане статуса владельца и эстетического вида. Для его установки, после приобретения гаража, необходимо обратиться в местную администрацию с заявлением о предоставлении в собственность путём выкупа, небольшого фрагмента земли.

Таким же образом можно поступить, когда вы планируете, строительство капитального объекта , при условии, что выбранные вами земли, отвечают целевому назначению. Если администрация располагает подобными возможностями, скорее всего – отказа не будет. Имейте в виду, что этот орган уполномочен контролировать использование земель, находящихся в его ведении.

Сложности могут возникнуть с оформлением в собственность земли, под самовольно возведённым капитальным строением. Однако и в данном случае, ситуацию можно разрешить. Более того, её необходимо решать без промедления, пока вашу собственность не аннулировали и не вменили к выплате за самовольную постройку значительный штраф.

Для этого надлежит следовать алгоритму:

  1. Пригласить техника из БТИ, он произведёт замеры гаража, оформит технические характеристики и составит его технический план, а так же выдаст, справку о проведённой инвентаризации гаража.
  2. Пригласить комиссию из администрации, она удостоверит фактическое наличие собственности. Как вариант – пригласить независимую экспертизу.
  3. Написать заявление в исполнительный комитет о предоставлении участка под гаражом в собственность путём выкупа. Если данный участок находится у вас по праву пользования – вы можете претендовать на безвозмездную приватизацию.
  4. В случае отказа, подать апелляцию в суд в течение 10 дней после получения решения административной комиссии.

Если вы пользуетесь услугами гаражного кооператива, который имеет в своём ведении комплекс выстроенных линейно гаражей, оформление земли целесообразно проводить совместно с другими собственниками.

Если к вашему земельному участку прилегает часть бесхозной земли, её оформление разрешено проводить путём межевания. То есть, вы заказываете в геодезической компании услуги по межеванию участка, за счёт чего проводите новые границы своего участка, включая небольшой участок заброшенной земли.

После этого, необходимо внести новые сведения в регистрационные записи.

Если участок по площади значимый – вам нужно обратиться в местную администрацию за разрешением на выкуп прилегающего земельного участка. Вполне вероятно, что муниципалитет усмотрит возможность безвозмездной приватизации и даст на неё разрешение. В случае получения согласия, вы проводите межевание участка и осуществляете его постановку на учёт.

Затем пишете заявление в отделение кадастра и картографии с просьбой объединить два участка в один. Та же процедура с регистрацией должна быть проведена в случае проведения имущественной сделки с прилегающим участком. Изначально подготавливаются документы на каждый из участков, после чего происходит их объединение. Как оформить прилегающий земельный участок в собственность — читайте .

Регистрация права собственности на юридическое лицо

Юридические лица имеют право на получение земельного участка в собственность только при условии соблюдения соответствия целей использования с целевым назначением земель и их категорией. Кроме этого, должны быть соблюдены все основные условия, предъявляемые к оформлению земель в собственность.

Регистрация права собственности для этой категории лиц предусмотрена только на условиях выкупа, с предоставлением документов о планах использования земельного участка.

В этом случае нужно учитывать, что права собственности определяют специфику и род занятий юридического лица, которое не должно нарушать норм градостроительного регламента, санитарных и экологических нормативов.

Как правило, преимущество в оформлении земель в собственность, имеют лица, которые на момент решения о получении права собственности, пользуются участком на правах аренды.

Нужно учесть, что в случае оформления земли в собственность , кроме выкупной стоимости участка, придётся оплачивать земельный налог, который может составить немалую сумму.

А пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок, также значительно отличается от суммы, которую оплачивают физические лица.

Оформление на несовершеннолетнего ребёнка

В настоящее время, с введением возможности использования средств «материнского капитала», оформление недвижимости на несовершеннолетних детей стало достаточно популярным.

Для того чтобы зарегистрировать право собственности на несовершеннолетних детей, необходимо обратиться в нотариальную контору, где оформляются договора и доверенности подобного рода. При себе необходимо иметь следующие документы:

  • Документы на земельный участок;
  • Паспорта супругов;
  • Свидетельство о заключении брака;
  • Свидетельства о рождении детей.

До достижения возраста 14 лет, имуществом несовершеннолетнего собственника будет управлять доверенное лицо. По достижении 14 лет, до момента совершеннолетия, юный землевладелец может управлять участком с согласия родителей, а по достижении 18 лет – самостоятельно вступит в права владения.

Заключение

Перечень представленных нестандартных ситуаций можно продолжить. Все они опираются на общий базис земельного и гражданского кодекса, а также – на ряд дополнительных нормативных актов и законопроектов, предусматривающих многообразие жизненных ситуаций. Современная земельная политика стремится предусмотреть все тонкости процесса управления, использованием земельного ресурса.

надежда

я купила квартиру и земельный участок в деревне на расстоянии 1.95 метрах сделали переулок раньше на месте переулка был огород как присоединить эту землю к своему земельному участку у нас в подполе обвалилась завалинка из за того что близко дорога нету двух метров от фундамента до дороги


Всего ответов: 1

Можно и лучше Устраивает Нравится

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.
Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Ответ юриста (Дежурный юрист)

2

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте, приобрести данный земельный участок Вы можете путем подачи в администрацию района заявления о перераспределении земельного участка в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Фатима

Здравствуйте! Рядом с нашим участком есть кусочек земли, которым пользовались бабушки просто так без оформления, наверное как самозахват. И все время передавали, как бы по наследству своим соседям или продавали за какую то цену.А сейчас умерла последняя хозяйка и земля пустует, зарастает сорняками 3-4 сотки. Этот участок продать официально наверное невозможно, потому что там нет места, чтобы поставить какую то постройку.Вот хотели бы официально присоединить к своему участку. Как это можно сделать?


Всего ответов: 2

Ответ юриста (Саенко Иван Алексеевич)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! Если участок не был оформлен, он находится в собственности муниципалитета. Обратитесь в Администрацию с письменным заявлением, подробно описав ситуацию, укажите Ваше желание приобрести участок. Если Администрация одобрит - Вы сумеете оформить участок на себя, также Вам могут предложить арендовать этот участок. Обращение должно быть письменным, и в течение 30 дней Вам обязаны предоставить ответ.

Ответ юриста (Малхасян Воскан Фрунзикович)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! В соответствии со статьёй 23 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Для того, чтобы оформить в собственность дом с земельным участком по приобретательной давности, нужно будет подтвердить то, что Вы им действительно владели. Оплачивали коммунальные услуги, поддерживали уход за домом и земельным участком.

Для того,чтобы узнать есть ли собственник у этого имущества, закажите выписку из ЕГРП.

Ольга

Добрый вечер!Хотим присоединить участок 4 сотки к своему огороду.Земля не имеет кадастрового номера,мы проверяли в сельсовете(т.е нет владельца)Нам посоветовали обратится в кадастровую палату и получить разрешение на выезд геодезистов.Кадастровая палата за разрешение и сбор пакета документов берёт 10 000+геодезисты 10 000.Так же за оценку земли нужно заплатить 10 % от её кадастровой стоимости сельсовету и конечное оформление бумаг ещё 10 000.Это порядка 40 000.Есть ли такой закон где можно взять землю.как бесплатный надел?По крайней мере не платить 10 % сельсовету.Мы являемся жителями деревни и малоимущей семьёй и фактически покупаем эту землю,а не получаем её .Почему такие адские цены в кадастровой палате?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Эркюль Пуаро)

2

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте, Ольга! Чтоб попробовать оформить землю бесплатно, обратитесь с заявление на главу Администрации вашего города, приложите документы, которые подтверждают, что Вы являетесь малоимущей семьей, может быть Вам одобрят бесплатно присоединить эту землю.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет "добавить" к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). "Для расчета итоговой цены "прирезаемого" земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за "прирезку", который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости"
Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб. Нравится

Здравствуйте, Евгений! Вам следует сначала обратиться в администрацию Вашего города и узнать, что эта за земля, свободна она или нет. После этого уже обращаться в отдел градостроительства и архитектуры либо землепользования с просьбой предоставить Вам его по договору аренды, либо по выкупы земли, если такое возможно.

Здравствуйте.

Как предусмотрено в новой редакции
Земельного кодекса РФ:

Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства,
ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта,
садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским)
хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его
деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В свою очередь в статье 39.18 прописывается:

«5. со дня опубликования извещения
заявления иных граждан , крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении
участвовать в аукционе не поступили
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом „О государственном кадастре недвижимости“, и направляет указанное решение заявителю».

Если Вы являетесь льготной категорией граждан (многодетные например), то

Земельным кодексом РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (с татья 39.5.зем. код. РФ)

Также субъектом могут быть предусмотрены иные случаи предоставления бесплатно.

Еще существует процедура перераспределения земельного участка в частной собственности и муниципальной земли на основании пункта 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ:

1. Перераспределение
земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной
собственности, допускается в следующих случаях:
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, и земельных участков,
находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного
подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства,
индивидуального жилищного строительства...

При условии, что площадь вновь сформированного участка не будет превышать максимальный размер земельного участка, установленный для этой территориальной зоны и вида использования. В границах населенных
пунктов размер устанавливается градостроительным регламентом в правилах
землепользования и застройки:

ст. 30 Градостроительного кодекса РФ
6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов
капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей
территориальной зоны, указываются:
2)предельные (минимальные и (или)
максимальные) размеры земельных участков и
предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов
капитального строительства.

Для этого вам необходимо обратиться в администрацию с соответствующим заявлением.

В течение 30 дней уполномоченный орган принимает решение о перераспределении участков либо отказывает в этом.

При этом увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.согласно части 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.

И третий вариант, если участок будет браться в аренду под сельскохозяйственной производство:

п.2 ст.39.3 Зем. кодеска РФ:

2.Без проведения торгов осуществляется продажа:

9)земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

Т.е. заключаете договор аренды, а по истечении трех лет выкупаете.
ст. 39.4 зем. код. РФ:

2. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
3. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Ну и да: исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Т.е. берете аренду, строитесь, а потом выкуп земли под постройкой. Но права на постройку надо зарегистрировать.

Но имейте ввиду, чтобы получить в аренду проходится таже процедура, что и по приобретению в собственность, предусмотренная статьей 39.18. зем. кодекса РФ, т.е. после подачи Вашего заявления о предоставлении земельного участка:

уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан , крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили , уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.



Просмотров