Россия ратифицировала конвенции МОТ: что дальше? Международная конвенция об оплачиваемых отпусках Сравнение норм Конвенции и трудового закона об учете нерабочих дней.

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 3 июня 1970 года на свою пятьдесят четвертую сессию, постановив принять ряд предложений об оплачиваемых отпусках, что является четвертым пунктом повести дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией (пересмотренной) 1970 года об оплачиваемых отпусках:

Статья 1

Положения Конвенции осуществляются путем национального законодательства в той мере, в какой они не проводятся в жизнь иным путем: посредством коллективных договоров, арбитражных решений, судебных решений или официальными органами по установлению заработной платы или любым другим путем, соответствующим практике данной страны с учетом существующих в ней условий.

Статья 2

1. Конвенция применяется ко всем работающим по найму лицам, за исключением моряков.

2. По мере необходимости, после консультаций с соответствующими организациями работодателей и работников, где таковые существуют, компетентным органом власти или соответствующим аппаратом в каждой стране могут быть приняты меры с целью исключения из сферы применения Конвенции отдельных категорий лиц, работающих по найму, в отношении которых возникают особые серьезные проблемы, касающиеся ее применения или законодательных или конституционных вопросов.

3. Каждый Член Организации, ратифицирующий настоящую Конвенцию, в первом докладе о применении Конвенции, представляемом согласно статье 22 Устава Международной Организации Труда, перечисляет любые категории, которые могли быть исключены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, с указанием причин такого исключения, а в последующих докладах сообщает о состоянии своего законодательства и о своей практике в отношении исключенных категорий, а также о том, в какой степени Конвенция проведена в жизнь или проведение ее предполагается в отношении таких категорий.

Статья 3

1. Каждое лицо, к которому применяется настоящая Конвенция, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности.

2. Каждый Член Организации, ратифицирующий Конвенцию, указывает продолжительность отпуска в заявлении, прилагаемом к документу о ратификации.

3. Отпуск ни в коем случае не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы.

4. Каждый Член Организации, ратифицировавший Конвенцию, может впоследствии, в новом заявлении, уведомить Генерального Директора Международного Бюро Труда о том, что он устанавливает более длительный отпуск, чем тот, который был указан при ратификации.

Статья 4

1. Лицо, продолжительность работы которого в течение любого года меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, предусмотренный в предыдущей статье, имеет право за такой год на оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности его работы в течение этого года.

2. Выражение “год” в пункте 1 настоящей статьи означает календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный компетентным органом власти или другим соответствующим органом каждой страны.

Статья 5

1. Для получения права на любой ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы.

2. Продолжительность любого такого периода работы определяется компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, но не должна превышать шести месяцев.

3. Метод подсчета продолжительности периода работы в целях признания права на отпуск устанавливается компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

4. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, отсутствие на работе по таким причинам, не зависящим от заинтересованного работающего по найму лица, как болезнь, несчастный случай или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы.

Статья 6

1. Официальные и традиционные праздничные и нерабочие дни, независимо от того, приходятся ли они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

2. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, периоды нетрудоспособности, вызываемой болезнью или несчастным случаем, могут не засчитываться как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

Статья 7

1. Каждое лицо, пользующееся отпуском, предусмотренным в данной Конвенции, получает за полный период этого отпуска по крайней мере свою нормальную или среднюю заработную плату (включая эквивалент наличными любой части этого вознаграждения, которая обычно выдается натурой и которая не является постоянной выплатой, производимой независимо от того, находится ли данное лицо в отпуске или нет), подсчитанную в соответствии с методом, определяемым компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

2. Суммы, причитающиеся к выплате в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, выплачиваются заинтересованному лицу до отпуска, если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся этого лица и работодателя.

Статья 8

1. Разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть раз решена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

2. Если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся работодателя и заинтересованного работающего по найму лица, и при условии что продолжительность работы такого лица дает ему право на это, одна из таких частей отпуска состоит по крайней мере из двух непрерывных рабочих недель.

Статья 9

1. Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, упомянутая в пункте 2 статьи 8 настоящей Конвенции, предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, и остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев, считая с конца того года, за который предоставляется отпуск.

2. Любая часть ежегодного отпуска сверх определенной минимальной продолжительности может быть отложена с согласия заинтересованного лица, работающего по найму, на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 настоящей статьи, но не выходящий за определенный предел.

3. Минимум и предел времени, упомянутые в пункте 2 настоящей статьи, определяются компетентным органом после консультации с заинтересованными организациями работодателей и работников или посредством коллективных переговоров или таким другим методом, соответствующим национальной практике, который может быть совместим с национальными условиями.

Статья 10

1. Период, когда предоставляется отпуск, если он не устанавливается правилами, коллективным соглашением, арбитражным решением или иными способами, соответствующими национальной практике, определяется работодателем после консультаций с заинтересованным лицом, работающим по найму, или с его представителями.

2. При определении периода, когда предоставляется отпуск, следует учитывать требования работы и возможности для отдыха, имеющиеся у лиц, работающих по найму.

Статья 11

Работающему по найму лицу, проработавшему минимальный период, соответствующий тому, который может требоваться в силу пункта 1 статьи 5 настоящей Конвенции, предоставляется после прекращения работы оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который он еще не получил отпуска, или вместо этого ему выплачивается компенсация или предоставляется эквивалентное право на будущий отпуск.

Статья 12

Соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции, или о не использовании такого отпуска с заменой его компенсацией, или иным образом, в соответствии с национальными условиями, признаются недействительными или запрещаются.

Статья 13

Компетентный орган власти или другой соответствующий орган в каждой стране могут устанавливать специальные правила в отношении тех случаев, когда работающее по найму лицо занимается в период отпуска деятельностью, связанной с получением дохода, противоречащей цели отпуска.

Статья 14

Эффективные меры, соответствующие методам проведения в жизнь положений Конвенции, принимаются для обеспечения надлежащего применения и проведения в жизнь правил или положений об оплачиваемых отпусках с помощью должной инспекции или иным образом.

Статья 15

1. Каждый Член Организации может принимать обязательства по настоящей Конвенции раздельно:

a) в отношении лиц, работающих по найму в секторах экономики, иных чем сельское хозяйство;

b) в отношении лиц, работающих по найму в сельском хозяйстве.

2. Каждый Член Организации оговаривает при своей ратификации, принимает ли он обязательства Конвенции в отношении лиц, перечисленных в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи, в отношении лиц, перечисленных в подпункте Ь) пункта 1 настоящей статьи, или в отношении и тех и других.

3. Каждый Член Организации, который при ратификации принял обязательства настоящей Конвенции только в отношении лиц, перечисленных в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи, или лиц, перечисленных в подпункте b) пункта 1 настоящей статьи, может впоследствии уведомить Генерального Директора Международного Бюро Труда о том, что он принимает обязательства Конвенции в отношении всех лиц, к которым применяется настоящая Конвенция.

Статья 16

Настоящей Конвенцией пересматриваются Конвенция 1936 года об оплачиваемых отпусках, а также Конвенция 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве при следующих условиях:

a) принятие обязательств по настоящей Конвенции в отношении лиц, работающих по найму в секторах экономики, иных чем сельское хозяйство, Членом Организации, являющимся участником Конвенции 1936 года об оплачиваемых отпусках, автоматически влечет за собой немедленную денонсацию этой последней Конвенции;

b) принятие обязательств по настоящей Конвенции в отношении лиц, работающих по найму в сельском хозяйстве, Членом Организации, являющимся участником Конвенции 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве автоматически влечет за собой немедленную денонсацию этой последней Конвенции;

c) вступление в силу настоящей Конвенции не означает закрытия Конвенции 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве для дальнейшей ратификации.

Статья 17

Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации.

Статья 18

1. Настоящая Конвенция связывает только тех Членов Международной Организации Труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным Директором.

2. Она вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный Директор зарегистрирует документы о ратификации двух Членов Организации.

3. Впоследствии настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого Члена Организации через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

Статья 19

1. Любой Член Организации, ратифицировавший настоявшую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному Директору Международного Бюро Труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после даты регистрации акта о денонсации.

2. Каждый Член Организации, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, установленном в настоящей статье.

Статья 20

1. Генеральный Директор Международного Бюро Труда извещает всех Членов Международной Организации Труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, полученных им от Членов Организации.

2. Извещая Членов Организации о регистрации полученного им второго документа о ратификации, Генеральный Директор обращает их внимание на дату вступления настоящей Конвенции в силу.

Статья 21

Генеральный Директор Международного Бюро Труда направляет Генеральному Секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций полные сведения относительно всех документов о ратификации и актов о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 22

Каждый раз, когда Административный Совет Международного Бюро Труда сочтет это необходимым, он представляет Генеральной Конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 23

1. В случае, если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо Членом Организации новой, пересматривающей конвенции влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 19, немедленную денонсацию настоящей Конвенции при условии, что новая, пересматривающая конвенция вступила в силу;

b) начиная с даты вступления в силу новой, пересматривающей конвенции настоящая Конвенция закрыта для ратификации ее Членами Организации.

2. Настоящая Конвенция остается во всяком случае в силе по форме и содержанию в отношении тех Членов Организации, которые ее ратифицировали, но не ратифицировали новую, пересматривающую конвенцию.

Статья 24

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

Текст документа печатается по материалам сайта

Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 132 «Об оплачиваемых отпусках» (пересмотренная в 1970 г.) ратифицирована Россией Федеральным законом от 01.07.2010 № 139-ФЗ. Ратификация этого документа вызвала множество комментариев в СМИ. Работающее население и профсоюзы озабочены возможными изменениями в привычной практике регулирования ежегодных отпусков, опасаясь, что нормы Конвенции приведут к злоупотреблениям со стороны работодателей как в установлении, так и в оплате отпускного периода.

КОНВЕНЦИЯ МОТ ИЛИ ТК РФ: ЧТО В ПРИОРИТЕТЕ?

Прежде всего, отметим абсурдность самой идеи, что ратификация Конвенции и последующее применение ее предписаний на практике способны ухудшить положение работников.

Безусловно, и Конституция РФ, и Трудовой кодекс РФ предусматривают, что международные акты (к числу которых, разумеется, относятся и конвенции МОТ) в случае их ратификации государством обладают большей юридической силой, чем собственно российские законы. Вместе с тем в Уставе МОТ ясно и недвусмысленно подчеркивается, что ни принятие какой-либо Конвенции самой МОТ, ни ратификация ее государством, являющимся членом МОТ, ни в коем случае не затрагивают такие положения законодательства, судебных решений, обычаев и соглашений, которые обеспечивают трудящимся более благоприятные условия, чем предусмотренные Конвенцией.

В задачи актов МОТ, разумеется, никак не входит ухудшение условий труда или снижение прогрессивных стандартов, установленных отдельными странами, до некоторого минимального значения. Более того, любое ухудшение положения работников прямо противоречит основным задачам МОТ, закрепленным в преамбуле ее Устава.

Обратите внимание!В преамбуле Устава МОТ установлены задачи обеспечения всеобщего и длительного мира только на основе социальной справедливости и улучшения условий труда

Таким образом, если в российском законодательстве (включая, разумеется, и ТК РФ) какой-либо аспект вопроса о ежегодных оплачиваемых отпусках регулируется более выгодным и удобным для работников образом, чем в Конвенции № 132, то к этому аспекту должно применяться именно российское законодательство. Решение вопроса о том, какой именно нормативный акт следует применять к тому или иному положению о ежегодных отпусках - Конвенцию № 132 или акт российского законодательства (ТК РФ, федеральный закон и др.), - сводится к решению вопроса о том, норма какого из этих актов - международного или российского - приведет к более благоприятным для работника результатам. Что благоприятнее -то и должно применяться, как в теории, так и на практике.

ПОЛОЖЕНИЯ КОНВЕНЦИИ МОТ И НОРМЫ ТК РФ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Конвенция в принципе закрепляет право каждого работника на ежегодный оплачиваемый отпуск и указывает, что для такого отпуска должна быть определена некоторая минимальная продолжительность, с тем чтобы было недопустимо устанавливать более короткие отпуска.

Конечно, из этого не следует, что при невозможности предоставить отпуск в полном объеме минимально установленной продолжительности его запрещается предоставлять вообще. Не означает это и запрета на предоставление отпуска по частям. Смысл и суть данной нормы следующие:
. гарантировать работнику обязательный ежегодный отдых;
. гарантировать обязательную оплату такого отдыха;
. предотвратить закрепление неприемлемо малой общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска в законодательстве и иных источниках права.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о праве на отпуск

Минимальная продолжительность отпуска

Минимальный размер ежегодного оплачиваемого отпуска установлен непосредственно в Конвенции № 132. Этот минимум составляет три рабочие недели за один год работы.

Обратите внимание: такова продолжительность всего отпуска в целом. И если ежегодный отпуск по необходимости предоставляется в течение года по частям, то суммарная продолжительность всех его частей все равно должна составить не меньше трех рабочих недель за год работы. Кроме того, Конвенция не конкретизирует вид отпуска, на который направлена данная норма, поэтому можно сделать вывод, что она касается, прежде всего, основного отпуска.

Таким образом, минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, предписанная Конвенцией № 132, составляет 21 календарный день. В то же время ТК РФ устанавливает минимальную продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в размере 28 календарных дней, а с учетом права на удлиненные основные и дополнительные ежегодные оплачиваемые отпуска суммарный ежегодный оплачиваемый отпуск может оказаться еще длиннее.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о минимальной продолжительности отпуска

Эти нормы российского законодательства применялись и до ратификации указанной Конвенции и будут применяться впредь - как обеспечивающие работникам более благоприятные условия.

Обратите внимание! Минимальная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в России - 28 календарных дней

Вместе с тем отметим, что требования Конвенции № 132 о минимальной продолжительности отпусков вряд ли применимы к ежегодным дополнительным оплачиваемым отпускам. Дело в том, что такой ситуации, когда у работника есть только дополнительный оплачиваемый отпуск и нет никакого другого, т. е. когда дополнительный и является его единственным ежегодным оплачиваемым отпуском, в принципе не может быть. Дополнительные отпуска по самой своей сути всегда дополняют основной отпуск, лишь увеличивая общую продолжительность ежегодного отпуска в целом. Их собственная величина может быть меньше указанной выше минимальной продолжительности ежегодного отпуска, поскольку в общем случае при любой величине дополнительного отпуска и даже при полном его отсутствии ежегодный оплачиваемый отпуск в целом все равно будет не менее, чем того требуют ТК РФ и Конвенция № 132.

Исчисление продолжительности отпуска

Вопрос об исключении праздничных нерабочих дней из подсчета минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска одинаково решен и в Конвенции № 132, и в ТК РФ - эти дни в число дней отпуска не засчитываются.

Что же касается иных «официальных и традиционных» нерабочих дней, также упомянутых в Конвенции (к которым, прежде всего, относятся выходные), то расхождения между положениями Конвенции и Кодекса здесь чисто технические.

Как уже было сказано, Конвенция устанавливает минимальную продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в рабочих неделях и поэтому специально оговаривает исключение нерабочих дней из подсчета его продолжительности.

В российском трудовом законодательстве минимальная продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков указана преимущественно в календарных днях. Для тех работников, чей отпуск, в отличие от общего правила, рассчитывается в рабочих днях, его минимальная продолжительность определяется на основании пересчета рабочих дней в календарные.

Мнение эксперта

С.В. Горшнева,
эксперт журнала «Справочник кадровика»

Рабочие дни - в календарные

В соответствии с ч. 1 ст. 120 ТК РФ продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. В тех случаях, когда длительность дополнительного отпуска действующим законодательством установлена в рабочих днях, их необходимо перевести в календарные.

Какого-либо законодательного или иного нормативного правового акта, регулирующего данный вопрос, на настоящий момент нет.

Согласно письму Минтруда России от 01.02.2002 № 625-ВВ при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые

отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском. Если отпуск, предоставляемый работнику, исчисляется (полностью или частично) в рабочих днях (например, дополнительный отпуск за вредные условия труда и пр.), то продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска исчисляется следующим образом.

От даты начала отпуска отсчитывается определенное количество дней основного отпуска в календарных днях (28 календарных дней), а затем - определенное количество дней дополнительного отпуска в рабочих днях в расчете на шестидневную рабочую неделю (например, 12 рабочих дней отпуска за вредные условия труда). Так определяется дата последнего дня отпуска. Полученное количество календарных дней и будет являться общей продолжительностью ежегодного оплачиваемого отпуска, расчет которого следует производить по правилам, установленным ст. 139 ТК РФ.

Например, работнику установлен дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в размере 12 рабочих дней. По графику у данного

работника отпуск начинается 14 февраля 2011 г. Тогда с 14 февраля по 15 марта включительно у работника будет ежегодный основной оплачиваемый отпуск, а с 16 по 29 марта включительно - дополнительный отпуск с учетом перерасчета на шестидневную рабочую неделю. В итоге отпуск будет предоставлен с 14 февраля по 29 марта 2011 г. в размере 42 календарных дней.

В локальном нормативном акте организации вы можете также закрепить свои «внутренние» правила перерасчета отпусков, продолжительность которых установлена в рабочих днях. Безусловно, эти правила не должны нарушать права работников относительно действующего законодательства.

Например, можно закрепить правило перерасчета отпусков не на шестидневную рабочую неделю, а на пятидневную, что представляется более социально справедливым, если в организации действует пятидневка. При таком перерасчете, возвращаясь к рассмотренному примеру, отпуск у работника закончится 31 марта (а не 29, как получилось при расчете на шестидневную рабочую неделю) и составит в сумме 44 календарных дня.

В рабочих днях, например, рассчитывается отпуск судей - п. 2 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации».

Соответственно в эти отпуска автоматически включены и всевозможные нерабочие дни (за исключением уже упомянутых выше нерабочих праздничных дней).

По форме эти две нормы отличаются, но результат их применения идентичен.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ об учете нерабочих дней в продолжительности отпуска

Конвенция № 132 разрешает государствам не засчитывать периоды временной нетрудоспособности, вызванные болезнью или несчастным случаем, как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска. Это необязательная норма, однако российский законодатель еще до ратификации Конвенции использовал данный подход в регулировании вопросов продления и перенесения отпуска. На сегодняшний день периоды временной нетрудоспособности включены Кодексом в число оснований для продления или перенесения ежегодного оплачиваемого отпуска и в счет отпуска не засчитываются.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ об учете периода нетрудоспособности в продолжительности отпуска

СТАЖ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТПУСКА

Конвенция № 132 дозволяет государствам устанавливать минимальный период работы (стаж), необходимый для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск, - в отношении как основного, так и дополнительного отпусков. Максимальная продолжительность данного периода ограничена шестью месяцами. Безусловно, установление такого барьера на подступах к возможности использовать конституционно гарантированный отпуск ограничивает права работников на то время, пока указанный период не будет ими отработан.

Российский же законодатель подходит к этому вопросу весьма творчески. С одной стороны, в ст. 121 ТК РФ закрепляется порядок подсчета стажа (т. е. фактически - минимального периода) работы, дающего право на сам ежегодный оплачиваемый отпуск, однако требования к продолжительности такого стажа не устанавливаются. С другой стороны, в ч. 2 ст. 122 ТК РФ как раз закреплена конкретная продолжительность периода работы (стажа), однако относится она не к самому праву на такой отпуск, а к праву на его использование.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о стаже работы, необходимом для возникновения права на отпуск

Чтобы понять разницу между получением собственно «права на отпуск» и получением «права на использование отпуска», можно привести пример с хорошо всем известным материнским капиталом: право на его получение возникает с рождением второго ребенка, а право на распоряжение полученным - лишь после достижения ребенком трех лет (ст. 3 и 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Рассмотрим указанные понятия подробнее.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск

Минимальный период работы для приобретения собственно права на отпуск установлен в российском законодательстве только для некоторых ежегодных дополнительных отпусков. Эти отпуска имеют специфический целевой характер и не могут гарантироваться любому работнику без объективных к тому оснований.

Например, для получения права на соответствующий ежегодный дополнительный отпуск необходимо отработать определенное время во вредных условиях труда или в районах Крайнего Севера.

В остальном же приобретение права на отпуск в России происходит практически безусловно.

Конвенция № 132 предусматривает включение в стаж, необходимый для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск, периодов отсутствия на работе по ряду причин:
. болезнь;
. несчастный случай;
. отпуск по беременности и родам.

В то же время ТК РФ на сегодняшний день не содержит явного указания на включение этих периодов в стаж, необходимый для приобретения права на ежегодный оплачиваемый отпуск. Теоретически они могут рассматриваться как «периоды времени, когда работник фактически не работал, но за ним в соответствии с теми или иными источниками правового регулирования труда сохранялось место работы (должность)» в порядке абз. 3 ст. 121 ТК РФ.

Кодекс регулирует эти вопросы лишь косвенным образом и в определенных условных пределах.

Действительно, скажем, сохранение рабочего места (должности) за работником в период временной нетрудоспособности косвенно установлено через запрет увольнения работника по инициативе работодателя в этот период (ч. 6 ст. 81 ТК РФ). Однако этот запрет не распространяется на случаи ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. В тех же пределах рабочее место (должность) сохраняется и за беременными женщинами.

В этом смысле Конвенция № 132 дополняет российское законодательство прямым указанием на включение данных периодов в стаж, обеспечивающий работнику право на отпуск.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о включении в стаж, дающий право на отпуск, периодов отсутствия на работе

Если в Кодекс будут внесены поправки, связывающие стаж, упомянутый в ст. 121 ТК РФ, с правом на использование права на отпуск, установленным в ст. 122 ТК РФ, эта норма Конвенции, безусловно, послужит упрочению гарантий получения и использования права на ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренных для работников, отсутствующих на работе по не зависящим от собственной воли обстоятельствам.

В то же время, пока такие поправки не внесены, регулирование данного вопроса Конвенцией № 132 не имеет существенного значения для российской практики. В данный момент право на сам ежегодный оплачиваемый отпуск изначально гарантировано Конституцией РФ всем работникам и не обусловлено требованиями «отработки» некоторого стажа, в отношении которого хотя и предусмотрен порядок исчисления, но не установлены никакие пороговые значения, по достижении которых (и с использованием указанного в ст. 121 ТК РФ метода исчисления) работник получил бы право на данный вид отпуска.

Впрочем, указанная проблема и возможная поправка в ТК РФ никак не связаны с фактом ратификации Россией Конвенции № 132. Такая поправка всего лишь позволила бы устранить техническую неточность в соотношении формулировок положений ст. 121 и 122 ТК РФ.

Право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска

В общем случае воспользоваться правом на ежегодный оплачиваемый отпуск можно преимущественно по истечении шести месяцев непрерывной работы у данного работодателя. Однако из этого правила имеются исключения. Для некоторых категорий работников предпочтительный (более краткий) период установлен непосредственно в ТК РФ, а для всех остальных этот вопрос может быть изменен в более благоприятную сторону по соглашению с работодателем.

Таким образом, даже в той части, где российским законодательством установлен определенный минимальный период, связанный с возможностью реализации работниками права на ежегодный основной оплачиваемый отпуск, этот предел в целом соответствует требованиям Конвенции № 132.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о минимальном стаже работы, дающем право на отпуск, и исключениях

На самом деле Конвенция № 132 никак не регулирует продолжительность или какие-либо иные параметры стажа, необходимого для получения возможности использовать право на ежегодный отпуск (минимальное значение которого установлено в ТК РФ и составляет шесть месяцев), т. е. в этом вопросе она просто не способна повлиять на российское законодательство. В свою очередь, российское законодательство на самом деле (при дословном прочтении) никак не регулирует продолжительность стажа, необходимого для приобретения собственно права на данный отпуск как такового и вполне детально урегулированного в ст. 5 Конвенции. Это приводит к применению российских норм как более благоприятных для работника и не устанавливающих никаких ограничений на приобретение собственно права на указанный вид отпусков.

С другой стороны, как мы видим, в российском законодательстве предусмотрены и различные методы сокращения этого периода, что существенно улучшает положение работника по сравнению с минимальными международными стандартами, предусмотренными Конвенцией № 132.

Право на отпуск и его продолжительность в случаях невыполнения требований к минимальному стажу

В год, когда продолжительность работы сотрудника меньше той, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, Конвенция закрепляет за ним право на оплачиваемый отпуск, длительность которого пропорциональна продолжительности его работы в течение такого года. То есть «неотработка» соответствующего стажа влечет за собой неполный отпуск.

В свою очередь, Конституция РФ гарантирует право на оплачиваемый ежегодный отпуск любому работнику, а ТК РФ требует предоставлять этот отпуск работнику ежегодно.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о продолжительности отпуска при недостаточном стаже

Соответственно российское законодательство не предусматривает никакого усечения общей продолжительности отпуска ввиду «недоработки» минимального стажа работником. Так, статья 120 ТК РФ закрепляет порядок исчисления продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков и не содержит никаких указаний на возможность их усечения.

Исключение составляют те случаи, когда из характера трудового отношения следует нецелесообразность предоставления работнику отпуска минимально допустимой продолжительности.

Например, работникам, заключившим трудовой договор на срок до двух месяцев, предоставляются оплачиваемые отпуска или выплачивается компенсация при увольнении из расчета два рабочих дня за месяц работы (ст. 291 ТК РФ).

Статья 295 ТК РФ предусматривает, что работникам, занятым на сезонных работах, предоставляются оплачиваемые отпуска из расчета два рабочих дня за каждый месяц работы.

В таких случаях длительность отпуска рассчитывается пропорционально стажу, что вполне соответствует упомянутому требованию Конвенции № 132. Таким образом, все подобные ситуации регулируются нормами российского права, поскольку его нормы либо соответствуют международным, либо очевидно благоприятнее для работников.

ОПЛАТА ОТПУСКА

Положения ТК РФ об оплате отпуска полностью удовлетворяют требованиям Конвенции № 132, поскольку предполагают сохранение за работником среднего заработка на период отпуска.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ об оплате отпуска

Порядок оплаты отпуска, предусмотренный ТК РФ, отличается от положений Конвенции № 132 по двум направлениям:
. Конвенция не предусматривает конкретного срока выплаты отпускных, тогда как ч. 9 ст. 136 ТК РФ предписывает произвести эту выплату в срок не позднее, чем за три дня до начала отпуска.
. Согласно Конвенции отпуск может быть оплачен не до его начала, а в иное время, если это предусмотрено в соглашении, касающемся работника и работодателя.

Объективно говоря, установление жестких сроков оплаты отпуска до его начала при невозможности изменить их каким-либо соглашением существенно благоприятнее для работника, поскольку в таких условиях у работодателя не остается возможности перенести срок оплаты отпуска на более позднее время ни в одностороннем порядке, ни соглашением сторон.

Установление метода подсчета средней заработной платы (среднего заработка) непосредственно в ст. 139 ТК РФ также не противоречит Конвенции, предусматривающей, что этот метод должен определяться компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране. Органы законодательной власти, принявшие Трудовой кодекс РФ, безусловно, входят в число «компетентных» и «соответствующих» по данному вопросу.

Таким образом, порядок оплаты ежегодных оплачиваемых отпусков также регулируется нормами российского трудового законодательства. Применительно к данному вопросу положения Конвенции № 132 не используются.

РАЗДЕЛЕНИЕ ОТПУСКА НА ЧАСТИ

Одним из самых обсуждаемых после ратификации Конвенции № 132 стал вопрос о разделении отпуска на части и порядке предоставления этих частей.

В ТК РФ реализована предусмотренная Конвенцией возможность разделения отпуска на части. Такое деление допускается Кодексом по соглашению между работником и работодателем. Закрепление этой нормы в ТК РФ, принятом органами законодательной власти РФ, безусловно, соответствует требованию Конвенции, предписывающей разрешать такое деление «компетентным органом власти или иным соответствующим органом в каждой стране».

Вопрос о минимальной продолжительности одной из частей отпуска урегулирован Конвенцией и Кодексом практически идентично.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о разделении отпуска на части

При этом ТК РФ ничего не упоминает о случаях, когда весь отпуск в целом составляет 14 календарных дней и менее (например, при работе по трудовому договору, заключенному на срок до двух месяцев, и др.).

Этот пробел восполнен Конвенцией, согласно которой 14-дневная минимальная продолжительность одной из частей отпуска действует только в отношении тех работников, стаж работы которых у данного работодателя дает им право на такую продолжительность.

Кроме того, в подобных случаях Конвенция допускает также оговорить иную минимальную продолжительность одной из частей отпуска в соглашении между работником и работодателем, тогда как ТК РФ не предусматривает такой возможности. Правомерность такого соглашения в российском правовом поле определяется исходя из его соответствия интересам работника. Поскольку на общую продолжительность отпуска такое сокращение одной из его частей не влияет, вопрос о его допустимости должен решаться исходя из обстоятельств конкретной ситуации и принципа применимости нормы, наиболее благоприятной для работников, упомянутого нами в начале данной статьи.

Самая «скандальная» норма Конвенции № 132 - о времени предоставления отдельных частей отпуска - действительно является одной из самых жестких в данном документе. Согласно Конвенции непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть не только предоставлена, но и использована работником не позднее чем в течение года, а оставшаяся часть - не позднее чем в течение 18 месяцев (т. е. полутора лет), считая с конца года, за который предоставляется отпуск.

Сравнение норм Конвенции № 132 и ТК РФ о переносе отпуска

В связи с этим на практике возникли некоторые опасения, точнее сказать, заблуждения:
1. Отпуск нельзя будет перенести на более поздний срок (например, на следующий год.
2. Неиспользованные отпуска и их части будут пропадать («сгорать»). Рассмотрим эти заблуждения подробнее.

Заблуждение 1. Конвенция предписывает «предоставить и использовать» текущий отпуск в соответствующем году или как минимум в течение последующих полутора лет, тогда как ТК РФ запрещает непредоставление отпуска в текущем и следующем за ним годах.

Результат применения этих положений единообразен - отличаются только сроки. Учитывая, что регулярное и своевременное предоставление отпуска отвечает интересам работника, в отношении сроков должна применяться более жесткая норма ТК РФ, согласно которой отпуск не должен переноситься больше, чем на период «в течение года, следующего за годом изначального предоставления отпуска».

Обратите внимание!После ратификации Конвенции № 132 переносить отпуск можно, как и раньше, в тех же пределах времени

Это означает, что после ратификации Конвенции № 132 переносить отпуск можно, как и раньше, в тех же пределах времени.

Вместе с тем интересно, что Конвенция № 132 предоставляет сторонам возможность отложить любую часть отпуска (за вычетом его минимальной непрерывной части) на более поздние периоды, превышающие указанные полтора года начиная с конца года, за который предоставляется отпуск, при соблюдении следующих условий:
. имеется согласие работника на то, что неиспользованная часть отпуска будет отложена на указанный период;
. указанный период ограничен некоторым определенным пределом (не бесконечен), причем предел этот должен быть установлен в законодательстве, подзаконных актах, коллективном договоре или другим методом, соответствующим практике, принятой в данном государстве, и имеющимся условиям.

В то же время здесь нужно учитывать: ТК РФ, запрещая непредоставление отпуска в течение двух лет подряд, с очевидностью действует в интересах работников, стремясь защитить их от злоупотреблений со стороны работодателя. Тем самым Кодекс делает указанные положения Конвенции неприменимыми в большинстве случаев. Исключением из этого правила могли бы стать ситуации, когда сторонам трудовых отношений удалось бы доказать, что такое перенесение отпуска отвечает интересам работника в большей степени, чем ограничения, установленные ч. 3 и 4 ст. 124 ТК РФ.

Заблуждение 2. Аналогично обстоят дела и с мнимым «исчезновением» неиспользованного отпуска.

Конвенция никак не регулирует данный вопрос и ничего не говорит о том, что работник должен быть навсегда лишен всех своевременно не использованных отпусков. Все это бурная фантазия отдельных СМИ! Даже устанавливая запрет заключения соглашений об отказе от права на ежегодный оплачиваемый отпуск или от права на его использование либо их недействительность, Конвенция ничего не говорит о том, что отпуск сам по себе может или должен куда-то пропасть. Она лишь указывает на незаконность такого подхода и недействительность опосредующих его соглашений, обеспечивая законодателю возможность использовать эти характеристики для установления ответственности работодателя за подобные действия. Это, кстати, уже давно сделано в Кодексе РФ об административных правонарушениях РФ, предусматривающем ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27).

Безусловно, никакого положения об исчезновении неиспользованных отпусков в ТК РФ нет и в обозримом будущем не будет.

Обратите внимание!Своевременно неиспользованный работником отпуск никуда не «исчезает» и не «сгорает»

Таким образом, не использованный ранее отпуск или его часть по-прежнему можно отгулять в текущем году, а при определенных условиях это можно сделать, перенеся на следующий год текущий отпуск или его часть. Как уже было сказано, согласно ч. 3 и 4 ст. 124 ТК РФ переносить отпуск таким образом можно лишь в исключительных случаях: с согласия работника и при условии, что его предоставление в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя.

Между тем надо заметить: если упоминавшаяся выше минимальная непрерывная часть заранее разделенного отпуска, составляющая 14 календарных дней, уже предоставлена работнику в текущем году и использована им, то оставшуюся часть отпуска по Кодексу на самом деле можно было бы предоставить когда угодно, поскольку в данном случае не действуют ни положение ч. 4 ст. 124 ТК РФ (так как отпуск, пусть и частично, все-таки был предоставлен работнику), ни положения ч. 2 ст. 125 ТК РФ (ее предписания совершенно ясно отнесены к случаю непредвиденного отзыва работника из отпуска, а не к случаям заблаговременного разделения отпуска на части). И здесь на защиту интересов работника встает Конвенция № 132, устанавливая требование предоставить оставшуюся часть в течение полутора лет после окончания года, за который предоставляется отпуск, или - с согласия работника - в течение иного, но обязательно конечного периода.

ПРАВО НА ОТПУСК ПРИ УВОЛЬНЕНИИ

Все непредоставленные и неиспользованные отпуска по-прежнему можно отгулять при увольнении, если работник согласен на это. Если же нет - ему будет выплачена соответствующая денежная компенсация.

В этом плане положения Конвенции № 132 и ТК РФ практически совпадают (за исключением запрета на замену денежной компенсацией отпусков некоторых категорий работников). Кроме того, Конвенция также предусматривает возможность замены предоставления отпуска в натуре и денежной компенсации «правом на будущий отпуск». Однако для России это дополнение не имеет решающего значения, поскольку, как сказано выше, в общем случае право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск по российскому законодательству уже предоставляется работникам практически безусловно, что лишает работодателя возможности предоставлять это право от своего имени.

Сравнение норм Конвенции № 132 и Кодекса о компенсации неиспользованного отпуска при увольнении

Таким образом, следует заключить, что ратификация Конвенции № 132 не повлекла существенных изменений в правовом регулировании отпусков на территории нашей страны. Кроме того, проанализировав ее положения, можно убедиться, что российское законодательство по ряду аспектов содержит более прогрессивные и благоприятные нормы, чем установленные международными стандартами труда.

И наконец, существенное примечание: несмотря на то, что Федеральный закон от 01.07.2010 № 139-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)» вступил в силу еще в июле 2010 г. (по истечении 10 дней после дня официального опубликования), сама Конвенция, в соответствии с предусмотренным в ней порядком вступления в силу отдельно для ратифицирующих ее государств, начнет действовать в России значительно позднее - через 12 месяцев после даты регистрации документов о ее ратификации нашим государством.

В 1936г. впервые была принята конвенция об оплачиваемых отпусках, которая сформировала законодательную базу предоставления ежегодного периода для отдыха трудящимся гражданам. Долгие годы данный документ на территории нашей страны не применялся. Однако в 2010 году имеющийся барьер был устранен – Россия присоединилась к данному документу. Рассмотрим основные положения конвенции, а также, каким образом на практике осуществляется согласование пунктов этого нормативного акта и национального законодательства стран-участниц.

Конвенция международной организации труда об оплачиваемых отпусках и ее основные положения

Действующая в настоящее время редакция документа была принята в 1970г. в Женеве. Основные положения данного нормативного документа являются следующими:

  • Действие конвенции распространяется на всех трудящихся граждан, за исключением моряков и предполагает предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска аз отработанное время;
  • За каждый отработанный год, сотрудник должен получить не менее 3-х недель отдыха;
  • Национальные праздники, официально признанные нерабочими днями не учитываются при определении минимальной длительности отпуска;
  • Во время отпуска сотрудник должен получить свою текущую зарплату или заработную плату в среднем размере;
  • По инициативе работника отпуск может быть разделен на части, но только в соответствии с точкой зрения компетентного органа власти. В этом случае, одна из частей не должна быть менее двух недель.

Несмотря на то, что конвенция много лет не применялась в России, в отечественной кадровой практике также имелся документа, регулирующий права наемного персонала на предоставление ежегодного периода для отдыха. Этот КЗоТ 1971-го года. Какие особенности содержал в себе этот нормативный акт? Согласно КЗоТ, годовой отпуск гражданина составлял 24 рабочих дня и 4 выходных. В настоящее время в государстве действуют положения Трудового кодекса, который в себе несет схожие моменты. Согласно ТК РФ, оплачиваемый отпуск, предоставляемый по итогам рабочего года, имеет продолжительность 28 дней.

Как взаимодействует МОТ и национальные законодательства разных стран

В настоящее время к действующей конвенции присоединились 35 стран из 183 государств мира. Среди участниц имеются и крупные европейские государства, такие как Германия, Испания и Швеция. Тем не менее, многие страны, опасаясь недовольства бизнеса, в связи с жесткими рамками, устанавливаемыми документом, отказываются присоединяться к международной конвенции об оплачиваемых отпусках. К числу таких государств относят Соединенные Штаты, Францию.

Конвенция 132 об оплачиваемых отпусках и ТК РФ

Если государство приняло решение вступить в действующую конвенцию, важно представлять каким образом будет организовано взаимодействие международного правового документа и национального, а также какой из документов будет иметь приоритетное значение.

По существу, конвенция мот 132 об оплачиваемых отпусках является нормативным актом международного права. В том случае, если положения национального законодательства будут различаться, для разрешения спора необходимо обратиться к Конституции. На основании этого документа, международные договоры являются приоритетными и, как следствие, конвенция МОТ об оплачиваемых отпусках по своему значению располагается выше, чем положения национального законодательства.

В связи с тем, что государство, принявшее положения конвенции n 132 об оплачиваемых отпусках, должно учитывать нормативную документацию Международной организации труда, а именно ее Устав. Этот документ определяет следующее: в том случае, если нормы национального законодательства предполагают для работников лучшие условия, чем положения конвенции об оплачиваемых отпусках, отталкиваться следует непосредственно от Трудового законодательства государства, так как положения рассматриваемой конвенции неприменимы в тех случаях, когда они ухудшают положение работников.

Конвенция мот 132 об оплачиваемых отпусках 2018 и ежегодный отпуск

132 конвенция предполагает в обязательном порядке предоставление годового отпуска длительностью не менее трех недель за каждый отработанный календарный год. При этом год может быть не только календарным, но и быть любым другим периодом аналогичной продолжительности. Как это осуществляется на практике? В России отсчет периода для предоставления отпуска начинается с момента подписания трудового контракта между сотрудником и работодателем. Соответственно, для нашей страны актуального понятие рабочего года.

В тех случаях, если сотрудник отработал в компании работодателя менее года, Конвенция предполагает возможность получение периода отдыха пропорционально фактически отработанному времени. Что касается требований отечественного законодательства, а именно положений Трудового законодательства, такая возможность у персонала отсутствует. Соответственно, для того чтобы получить отпуск необходимо проработать в компании работодателя не менее полугода. Таким образом, более широкие права персоналу предоставляет именно 132 конвенция мот о ежегодных оплачиваемых отпусках.

Важным аспектом при определении продолжительности ежегодного отпуска является то, учитываются ли официально нерабочие дни (национальные праздники) и выходные. Согласно положениям Конвенции, эти периоды исключаются при расчете периода отпуска. Тем не менее, в российском законодательстве продолжительность отпуска определяется только с учетом нерабочих праздничных дней. Соответственно, предоставленные международным документом возможности являются наиболее благоприятными для персонала.

Нередко на практике возникает ситуация, когда работник изъявляет желание отказаться от отпуска в текущем году. Трудовой кодекс предоставляет персоналу такую возможность. Согласно ст. 124 ТК РФ, на практике реализовать это право можно не более двух лет подряд. Что касается положений Конвенции, данный документ устанавливает прямой запрет на непредставление отпуска работнику. Возможность заменить ежегодный период отдыха денежным возмещением в Конвенции также не предусмотрена. Российское законодательство предполагает замену части отпуска денежным возмещением только в той ее доле, которая превышает причитающиеся сотруднику 28 дней.

Если рассматривать влияние такого международного нормативного акта, как Конвенция № 132 на отечественных работников, этот документ предоставляет персоналу больше возможностей и улучшает его социальное положение в сравнении с трудовым законодательством.

После принятия условий международного нормативного акта в 2010 году, Конвенция с точки зрения законодательства стала частью российской правовой системы, и в том случае, если работник выявляет явное нарушение своих прав, свобод и гарантий в части предоставления отпуска, в судебных инстанциях сотрудник имеет возможность ссылаться на положения данного документа.

Генеральная конференция Международной организации труда, созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся 3 июня 1970 года на свою пятьдесят четвертую сессию,

постановив принять ряд предложений об оплачиваемых отпусках, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, и

решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца одна тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Конвенцию, на которую возможны ссылки как на Конвенцию 1970 года об оплачиваемых отпусках (с поправками):

Статья 1

Положения настоящей Конвенции применяются через национальное законодательство и нормативно-правовые акты, в той мере, в какой они не применены иначе посредством коллективных договоров, арбитражных и судебных решений, государственных механизмов установления заработной платы или любых других схожих инструментов в соответствии с практикой данной страны и с учетом существующих в ней условий.

Статья 2

1. Конвенция применяется ко всем работающим лицам, за исключением моряков.

2. В случае необходимости после консультаций с соответствующими организациями работодателей и работников, если таковые существуют, компетентным органом власти или соответствующим государственным аппаратом в каждой отдельно взятой стране могут быть приняты меры по исключению из сферы применения данной Конвенции отдельных категорий лиц, работающих по найму, применение Конвенции в отношении которых вызывает серьезные затруднения или же вопросы законодательного или конституционного характера.

3. Каждый член МОТ, ратифицирующий настоящую Конвенцию, в первом докладе о применении Конвенции, представляемом согласно статье 22 Устава Международной организации труда, перечисляет все категории, которые могли быть исключены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, с указанием причин такого исключения, а в последующих докладах сообщает о состоянии своего законодательства и о своей практике в отношении исключенных категорий, а также о том, в какой степени осуществлено или предполагается применение Конвенции в отношении таких категорий.

Статья 3

1. Каждое лицо, к которому применяется настоящая Конвенция, имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск установленной минимальной продолжительности.

2. Каждый член МОТ, ратифицирующий Конвенцию, при ратификации в своем заявлении указывает продолжительность отпуска.

3. Ни в каком случае отпуск не может составлять менее трех рабочих недель за один год работы.

4. Каждый член МОТ, ратифицировавший Конвенцию, может впоследствии, в новом заявлении, уведомить Генерального директора Международного бюро труда о том, что он устанавливает более длительный отпуск, чем тот, который был указан при ратификации.

Статья 4

1. Лицо, продолжительность работы которого в течение любого года меньше той продолжительности, которая требуется для приобретения права на полный отпуск, предусмотренного в предыдущей статье, имеет право на оплачиваемый отпуск за такой год, продолжительность которого должна быть пропорциональна продолжительности его работы в течение этого года.

2. Выражение "год" в пункте 1 настоящей статьи означает календарный год или любой период такой же продолжительности, определенный компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой отдельно взятой стране.

Статья 5

1. Для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы.

2. Продолжительность такого периода работы определяется компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой отдельно взятой стране, но не должна превышать шести месяцев.

3. Метод подсчета продолжительности периода работы в целях признания права на отпуск устанавливается компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

4. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, отсутствие на работе по таким причинам, не зависящим от заинтересованного работника, как болезнь, несчастный случай (травма) или отпуск по беременности и родам, засчитывается в стаж работы.

Статья 6

1. Государственные и национальные праздники и нерабочие дни, независимо от того, приходятся они на период ежегодного отпуска или нет, не засчитываются как часть минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

2. В соответствии с условиями, определяемыми компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране, периоды нетрудоспособности, вызываемые болезнью или несчастным случаем, не могут засчитываться в качестве части минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции.

Статья 7

1. Каждое лицо, пользующееся отпуском, предусмотренным в данной Конвенции, получает за полный период этого отпуска, как минимум, свою обычную или среднюю заработную плату (включая эквивалент в форме наличных денежных средств любой части этого вознаграждения, которая обычно выдается натурой и которая не является постоянной выплатой, производимой независимо от того, находится данное лицо в отпуске или нет), подсчитанную методом, определяемым компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

2. Суммы, причитающиеся к выплате в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, выплачиваются данному лицу до отпуска, если иное не предусмотрено в соглашении, касающемся этого лица и работодателя.

Статья 8

1. Разбивка ежегодного оплачиваемого отпуска на части может быть разрешена компетентным органом власти или другим соответствующим органом в каждой стране.

2. Если иное не предусмотрено в соглашении, связывающем работодателя и работника, то, при условии, что продолжительность работы дает работнику такое право, одна из частей отпуска должна составлять, по меньшей мере, две непрерывные рабочие недели.

Статья 9

1. Непрерывная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, упомянутая в пункте 2 статьи 8 настоящей Конвенции, предоставляется и используется не позже, чем в течение одного года, а остаток ежегодного оплачиваемого отпуска не позже, чем в течение восемнадцати месяцев после окончания того года, за который предоставляется отпуск.

2. Любая часть ежегодного отпуска сверх установленной минимальной продолжительности может быть отложена с согласия работника на период, превышающий тот, который указан в пункте 1 настоящей статьи, но не выходящий за определенные отдельно установленные пределы.

3. Минимальная продолжительность и пределы времени, упомянутые в пункте 2 настоящей статьи, определяются компетентным органом после консультации с заинтересованными организациями работодателей и работников или посредством коллективных переговоров, или другим подобным методом, соответствующим национальной практике и национальным условиям.

Статья 10

1. Время предоставления отпуска, если оно не устанавливается нормативными документами, коллективным соглашением, арбитражным решением или иными способами, соответствующими национальной практике, определяется работодателем после консультации с работником или с его представителями.

2. При определении времени предоставления отпуска должны учитываться потребность предприятия в рабочей силе и возможности для отдыха, доступные работнику.

Статья 11

Работнику, проработавшему минимальный период, который может требоваться в силу пункта 1 статьи 5 настоящей Конвенции, после прекращения трудовых отношений с данным работодателем предоставляется оплачиваемый отпуск, пропорциональный продолжительности периода его работы, за который ему не было предоставлено отпуска, или же выплачивается денежная компенсация или предоставляется эквивалентное право на отпуск в дальнейшем.

Статья 12

Соглашения об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 настоящей Конвенции, или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией в денежной или иной форме признаются, в соответствии с национальными условиями, недействительными или запрещаются.

Статья 13

В каждой стране могут устанавливаться компетентным органом власти или в ином предписанном порядке специальные правила в отношении тех случаев, когда работник занимается в период отпуска деятельностью, связанной с получением дохода и противоречащей назначению отпуска.

Статья 14

Для обеспечения надлежащего исполнения предписаний касательно оплачиваемых отпусков должны приниматься эффективные меры, соответствующие механизму применения положений данной Конвенции, посредством инспекции или иным образом.

Статья 15

1. Каждый член МОТ может принимать обязательства по настоящей Конвенции раздельно:

a) в отношении работников в секторах экономики, не связанных с сельским хозяйством;

b) в отношении работников, занятых в сельском хозяйстве.

2. Каждый член МОТ оговаривает при ратификации, принимает ли он обязательства Конвенции в отношении лиц, перечисленных в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи, в отношении лиц, перечисленных в подпункте b) пункта 1 настоящей статьи, или в отношении и тех, и других.

3. Каждый член МОТ, который при ратификации принял обязательства настоящей Конвенции только в отношении лиц, перечисленных в подпункте а) пункта 1 настоящей статьи, или лиц, перечисленных в подпункте b) пункта 1 настоящей статьи, может впоследствии уведомить Генерального директора Международного бюро труда о том, что он принимает обязательства Конвенции в отношении всех лиц, к которым применяется настоящая Конвенция.

Статья 16

Настоящей Конвенцией пересматриваются Конвенция 1936 года об оплачиваемых отпусках, а также Конвенция 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве, на следующих условиях:

a) принятие обязательств по настоящей Конвенции в отношении лиц, занятых во всех секторах экономики, кроме сельского хозяйства, членом МОТ, являющимся участником Конвенции 1936 года об оплачиваемых отпусках, автоматически влечет за собой немедленную денонсацию этой последней Конвенции;

b) принятие обязательств по настоящей Конвенции в отношении лиц, занятых в сельском хозяйстве, членом МОТ, являющимся участником Конвенции 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве, автоматически влечет за собой немедленную денонсацию этой последней Конвенции;

c) вступление в силу настоящей Конвенции не означает закрытия Конвенции 1952 года об оплачиваемых отпусках в сельском хозяйстве для дальнейшей ратификации.

Статья 17

Официальные документы о ратификации настоящей Конвенции направляются Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации.

Статья 18

1. Настоящая Конвенция связывает только тех членов Международной организации труда, чьи документы о ратификации зарегистрированы Генеральным директором.

2. Настоящая Конвенция вступает в силу через двенадцать месяцев после того, как Генеральный директор зарегистрирует документы о ратификации двух членов МОТ.

3. После чего настоящая Конвенция вступает в силу в отношении каждого члена МОТ через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации.

Статья 19

1. Любой член МОТ, ратифицировавший настоящую Конвенцию, может по истечении десятилетнего периода с момента ее первоначального вступления в силу денонсировать ее посредством акта о денонсации, направленного Генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. Денонсация вступает в силу через год после даты регистрации акта о денонсации.

2. Каждый член МОТ, ратифицировавший настоящую Конвенцию, который в годичный срок по истечении упомянутого в предыдущем пункте десятилетнего периода не воспользуется своим правом на денонсацию, предусмотренным в настоящей статье, будет связан на следующий период в десять лет и впоследствии сможет денонсировать настоящую Конвенцию по истечении каждого десятилетнего периода в порядке, установленном в настоящей статье.

Статья 20

1. Генеральный директор Международного бюро труда извещает всех членов Международной организации труда о регистрации всех документов о ратификации и актов о денонсации, полученных им от членов МОТ.

2. Извещая членов МОТ о регистрации полученного им второго документа о ратификации, Генеральный директор обращает их внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

Статья 21

Генеральный директор Международного бюро труда направляет Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций полные сведения относительно всех документов о ратификации и актов о денонсации, зарегистрированных им в соответствии с положениями предыдущих статей.

Статья 22

Когда Административный совет Международного бюро труда сочтет необходимым, он представляет Генеральной конференции доклад о применении настоящей Конвенции и решает, следует ли включать в повестку дня Конференции вопрос о ее полном или частичном пересмотре.

Статья 23

1. В случае если Конференция примет новую конвенцию, полностью или частично пересматривающую настоящую Конвенцию, и если в новой конвенции не предусмотрено иное, то:

a) ратификация каким-либо членом МОТ новой конвенции, пересматривающей данную, влечет за собой автоматически, независимо от положений статьи 19, немедленную денонсацию настоящей Конвенции, при условии, что новая конвенция вступила в силу;

b) начиная с даты вступления в силу новой конвенции, пересматривающей данную, настоящая Конвенция закрыта для ратификации ее членами МОТ.

2. Настоящая Конвенция в любом случае остается в силе по форме и содержанию в отношении тех членов МОТ, которые ее ратифицировали, но не ратифицировали новую конвенцию, пересматривающую данную.

Статья 24

Английский и французский тексты настоящей Конвенции имеют одинаковую силу.

Недавно Россия присоединилась к Конвенции об оплачиваемых отпусках. В нашем обществе это событие вызвало мощный резонанс. Многие посчитали, что теперь права и работников, и работодателей могут быть ущемлены. Постараемся разобраться, что дает нам ратификация данного международного соглашения.

Как только Россия ратифицировала Конвенцию об оплачиваемых отпусках № 132 (далее - Конвенция), печатные издания, телевидение и Интернет стали активно муссировать эту тему. Какие только интригующие версии развития событий не всплывали в СМИ: всех работающих граждан заставят отгуливать отпуска в принудительном порядке, неистраченные дни отпуска будут «сгорать», компенсации за неиспользованные отпуска теперь при увольнении не положены и т. п. Проясним ситуацию.

С какого момента применяются положения конвенции

Конвенция была принята на Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) в Женеве 24 июня 1970 года. 1 июля 2010 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 139−ФЗ (далее - Закон № 139−ФЗ) о присоединении к данному международному документу.

Согласно статье 17 Конвенции официальные документы о ее ратификации (в нашем случае - Закон № 139−ФЗ) направляются генеральному директору Международного бюро труда для регистрации. На территории государства, присоединившегося к Конвенции, она вступает в силу через 12 месяцев после даты регистрации (п. 3 ст. 18 Конвенции).

Таким образом, в России Конвенция будет применяться не раньше лета 2011 года.

Сфера применения конвенции

Положения Конвенции применяются ко всем работающим по найму лицам, кроме моряков (п. 1 ст. 2 Конвенции). Для этой категории работников предусмотрена Конвенция об оплачиваемых отпусках морякам, принятая МОТ в 1949 году, но не ратифицированная Россией на данный момент.

О чем говорится в конвенции

Конвенция предусматривает установление минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, продолжительности работы перед первым отпуском, отпускного стажа, порядка оплаты отпуска и т. д.

Большинство правил уже применяется в России в соответствии с Трудовым кодексом. Но есть некоторые положения, которые отличают международные правила об отпусках от российских. Они-то и вызвали многочисленные споры, поэтому остановимся на этих положениях подробнее.

Отличие международных норм от положений трудового кодекса

Положения Конвенции, которые отличаются от норм, применяемых в Российской Федерации, смотрите в табл. 1 ниже. Из нее следует, что наше трудовое законодательство лучше защищает права работников.

Таблица 1. Положения Конвенции, отличающиеся от норм Трудового кодекса

Положение Конвенция ТК РФ

Право на первый отпуск

Возникает после шести месяцев работы (п. 2 ст. 5)

Отпуск может быть предоставлен до истечения шести месяцев по соглашению сторон трудового договора (ч. 2 ст. 122)

Продолжительность отпуска и стаж

Продолжительность отпуска установлена пропорционально отработанному времени (п. 1 ст. 4)

Даже если рабочий год отработан не полностью, отпуск может быть предоставлен в полном объеме авансом (ст. 122). При увольнении излишне выданные отпускные удерживаются (ст. 137)

Минимальная продолжительность отпуска

Три рабочих недели за один год работы (п. 3 ст. 3)

28 календарных дней (ст. 115)

Использование неотгулянных дней отпуска

Необходимо использовать в течение 18 месяцев по окончании рабочего года, за который они положены (п. 1 ст. 9)

Допускается перенос отпуска с согласия работника.
При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (ст. 124).
При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127)

Срок выдачи отпускных

Отпускные выдаются до начала отпуска (п. 2 ст. 7)

Отпускные выдаются не позднее чем за три дня до начала отпуска (ст. 136)

Замена отпуска компенсацией

Не предусмотрена

Часть отпуска работника, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией (ст. 126).

Продолжительность отпуска не уменьшится

В Конвенции указано, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет три рабочих недели за один год работы. Однако каждая страна при ратификации Конвенции может установить более длительный период отпуска. В России он составляет 28 календарных дней (ст. 115 ТК РФ). Данное положение нашло отражение в Законе № 139−ФЗ.

Следовательно, после вступления в силу Конвенции в России продолжительность отпуска не станет меньше. Более того, Конвенция дает право установить более длительный отпуск, чем тот, который был указан при ратификации. Об этом сказано в пункте 4 статьи 3 Конвенции.

Неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска не пропадут

Пожалуй, больше всего вопросов у россиян вызвало положение, которое обязывает отгулять неиспользованные дни отпуска в течение 18 месяцев по окончании рабочего года, за который они положены (п. 1 ст. 9 Конвенции). Не означает ли это, что неиспользованные дни отпуска «сгорят»?

Российское трудовое законодательство предоставляет работникам более обширные гарантии по сравнению с Конвенцией. Даже после вступления этого международного соглашения в силу неиспользованные отпуска не пропадут. Как и раньше, работники смогут отгулять оставшиеся дни отпуска по согласованию с работодателем в удобное время. Это подтверждают и специалисты Минздравсоцразвития России.

Если работник решит уволиться, то на основании статьи 127 Трудового кодекса ему будет выплачена денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. До момента увольнения компенсация может быть выплачена только за часть отпуска, превышающую 28 календарных дней. Об этом говорится в статье 126 Трудового кодекса.

Положения конвенции, аналогичные нормам российского законодательства

Перейдем к рассмотрению других положений Конвенции, которые корреспондируют с российским трудовым законодательством. Они сведены в табл. 2.

Таблица 2. Положения Конвенции, аналогичные нормам Трудового кодекса

Положение Конвенция ТК РФ

Выходные и нерабочие праздничные дни не включаются в период отпуска

Пункт 1 статьи 6

Часть 1 статьи 120

Периоды временной нетрудоспособности во время отпуска не включаются в него

Пункт 2 статьи 6

Часть 1 статьи 124

За время отпуска работник получает среднюю заработную плату

Пункт 1 статьи 7

Статья 114

Отпуск можно разделить на части, одна из которых должна быть не менее двух недель

Статья 125

Стороны трудового договора оговаривают момент ухода работника в отпуск

Статья 123

Совместителям оплачиваемые отпуска предоставляются одновременно с отпуском по основной работе

Статья 286

Авторитетное мнение

Прокомментировать положения Конвенции редакция журнала «Зарплата» попросила Нину Заурбековну Ковязину , заместителя директора Департамента заработной платы, охраны труда и социального партнерства Минздравсоцразвития России.

По ее словам, после вступления Конвенции в силу у российских граждан не станет меньше прав, связанных с использованием ежегодных оплачиваемых отпусков. Более того, у них появится возможность оспорить действия работодателя на международном уровне. Если незначительные поправки в Трудовой кодекс и понадобятся, они не приведут к сокращению прав работников на отпуск.



Просмотров