Сертификация охраны труда. Обязательная сертификация работ по охране труда и добровольная сертификация систем охраны труда

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Минтруда РФ от 24-04-2002 28 О СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ (2019) Актуально в 2018 году

III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

11. Сертификация работ по охране труда в организациях включает следующие этапы:

подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдачу сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.

12. Подача заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки и принятие по ней решения

12.1. Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 3 к настоящим Правилам).

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации.

12.2. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку на сертификацию работ по охране труда в организации.

12.3. По результатам рассмотрения документов, представленных заявителем в соответствии с заявкой на проведение сертификации работ по охране труда в организации, орган по сертификации принимает решение по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации (приложение N 4 к настоящим Правилам).

12.4. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации.

При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации работ по охране труда в организации.

В программе сертификации работ по охране труда в организации устанавливается перечень работ по охране труда, подлежащих проверке, при использовании схемы сертификации 2.1, предусмотренный приложением N 1 к настоящим Правилам, перечень и объем контрольных выборочных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах.

12.5. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации работ по охране труда в организации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации работ по охране труда с указанием причин такого решения.

13. Проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организациях установленным государственным нормативным требованиям охраны труда

13.1. Сертификацию работ по охране труда в организации осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

13.2. Проверку соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

13.3. Процедура подтверждения соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда включает:

Оценку соответствия деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

Оценку деятельности службы охраны труда;

Оценку деятельности работодателя по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

14. Анализ результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности

14.1. Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности.

14.2. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности с указанием причин отказа и доводит его до сведения заявителя.

15. Выдача сертификата безопасности

15.1. При положительных результатах проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением N 5 к настоящим Правилам, регистрирует его и выдает заявителю.

15.2. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации работ по охране труда в организациях, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

15.3. При внесении изменений в государственные нормативные требования охраны труда, в организационно - правовую форму юридического лица и других изменениях, которые могут влиять на требования, подтверждаемые при сертификации работ по охране труда в организациях, держатель сертификата безопасности должен извещать об этом орган по сертификации, который может принять решение о необходимости проведения дополнительных проверок или внепланового инспекционного контроля.

15.4. Знак соответствия работ по охране труда в организациях наносится на сертификат безопасности. Использование знака соответствия работ по охране труда в организациях в рекламных и печатных изданиях осуществляется согласно положению о знаке соответствия работ по охране труда в организациях.

15.5. Сертификаты безопасности вступают в силу с даты их регистрации в органе по сертификации.

16. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда

16.1. Инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при сертификации работ по охране труда в организации.

16.2. Результаты инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда оформляются актом, в котором орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, делает заключение о возможности сохранения действия выданного сертификата безопасности.

16.3. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено. Решение о приостановке, отмене или возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.4. В случае несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, отказа держателя сертификата безопасности от проведения инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата безопасности.

16.5. Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

16.6. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

приостанавливает действие сертификата безопасности;

информирует об этом соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающий вопросами охраны труда (государственную экспертизу условий труда), на территории которого находится организация;

устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

проверяет ход выполнения корректирующих мероприятий.

16.7. После выполнения корректирующих мероприятий и при положительных итогах их оценки (проверки, контроля) орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата безопасности. Информация о возобновлении действия сертификата безопасности доводится органом по сертификации до сведения заявителя, Минтруда России и заинтересованных организаций.

16.8. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя, Минтруд России и заинтересованных участников сертификации работ по охране труда в организациях.

16.9. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

16.10. При проведении инспекционного контроля за сертифицированными работами по охране труда в организациях орган по сертификации действует в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Сертификация систем охраны труда предусмотрена еще ФЗ № 181 от 17 июля1999 г. «Об основах охраны труда в РФ». Документ, выдаваемый в подтверждение соответствия государственным нормативным требованиям на предприятии работ по охране труда, назывался сертификатом безопасности (в соответствии с определением ФЗ).

Статья 212 Трудового кодекса РФ говорит о том, что именно работодатель обеспечивает безопасные условия и охрану труда. В этой же статье обязательными называются аттестация рабочих мест и сертификация организации работ по охране труда. Т.к. российское законодательство обязывает при наличии персонала свыше 100 человек создавать в организации либо собственную структуру и систему охраны труда, либо заключать договор на оказание услуг сторонней организации, имеющей специализацию, связанную с системами охраны труда.

Хотя сертификация систем охраны труда в нашей стране считается добровольной и проходит в добровольных системах сертификации, тем не менее, ТК считает необходимой проведение процедуры сертификации работ по охране труда после проведения аттестации всех рабочих мест на предмет исполнения нормативных требований в указанной сфере.

Обязательная система сертификации работ по охране труда

Обязательная система сертификации на исполнение национальных стандартов, проводится на основе Постановления Минтруда РФ № 28 (702Р) от 24.04.2002 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях». Перечень нормативных актов, включающих государственные требования охраны труда, утвержден ПП РФ № 399 от 23. 05.2000 г. В то время основным законом о сертификации в России являлся ФЗ «О сертификации продукции и услуг».

Сама система имеет сокращенное название ССОТ (Система сертификации охраны труда). Центральным органом системы является Всероссийский центр охраны труда. Работы по охране труда являются объектами сертификации в ССОТ. Органы сертификации, имеющие аккредитацию в данной системе, оценивают исполнение требований нормативных документов РФ в данной сфере и оформляют сертификаты безопасности. Для организаций, успешно прошедших сертификацию, установлен Знак соответствия работ по охране труда, которым маркируется сертификат.

Сертификация работ по охране труда в организациях предполагает новый подход к производству. Основное направление предприятия в этом случае — сохранение здоровья и обеспечение безопасности работников предприятия. Сертификация работ по охране труда предоставляет достоверную оценку соответствия безопасности труда требованиям российских нормативов, способствует учету результатов оценки соответствия при реализации механизмов улучшения условий труда. Сертификации систем охраны труда подлежат только организации, которые провели 100% аттестацию рабочих мест.

Действие обязательной системы ССОТ закончилось в сентябре 2010 года на основе Приказа Минздравсоцразвития РФ № 779н от 1 сентября2010 г. При этом отменено Постановление Минтруда РФ № 28.

Аттестация рабочих мест по условиям труда по-новому

С 1 сентября 2011 года начал действовать Новый порядок аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России №342н от 26 апреля2011 г.

Аттестация рабочих мест является оценкой соответствия условий труда каждого сотрудника нормативным требованиям, а также способом выявления опасных и вредных производственных факторов. Важным отличием от существующих правил является то, что аттестацию рабочих мест по условиям труда должна проводить аккредитованная в данной сфере организация на условиях договора с работодателем.

На этой же организации лежит ответственность за достоверность проведенных измерений и оценки соответствия рабочего места нормативным требованиям. Документами, которые подтверждают компетентность организации на проведение оценки соответствия рабочих мест, являются Аттестат аккредитации Минздравсоцразвития России и уведомление о включении ее в государственный реестр организаций, осуществляющих услуги в области охраны труда.

Аттестация требуется для всех рабочих мест, кроме тех, которые относятся к ликвидации чрезвычайных ситуаций (например, тушение пожаров, спасательные работы и прочее).

Добровольная сертификация систем охраны труда

Международная организация стандартов (ИСО) разработала серию стандартов, относящихся к охране труда и окружающей среды, которая носит название стандарт OHSAS 18001. Разработан он на тех же принципах, что и другие системы менеджмента организаций, поэтому они являются полностью совместимыми друг с другом.

Как правило, третьим этапом оценки соответствия деятельности предприятия (после создания, внедрения и сертификации системы менеджмента качества и системы экологического менеджмента предприятия) является сертификация систем охраны труда. В российской терминологии данный тип систем называется как система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (ОЗиОБТ).

Межнациональный стандарт OHSAS 18001 содержит советы по способам оценки эффективности мероприятий и методов охраны труда для применения в организациях.

Он включает требования к системе ОЗиОБТ, которые дают возможность предприятию качественно управлять рисками, непременно присутствующими на любом производстве, связанными с безопасностью и здоровьем персонала в организации, помогают существенно повысить показатели деятельности предприятия в области ОЗиОБТ.

Данные требования не содержат конкретных количественных показателей в области ОЗиОБТ, в сфере разработки и внедрения системы менеджмента по охране труда. Система ОЗиОБТ сосредоточена:

  • на эффективной деятельности по разработке мероприятий, способов, методов, которые направлены на борьбу с неблагоприятными и аварийными последствиями работы предприятия;
  • на защиту сотрудников организации от вредных воздействий производственных факторов;
  • на уменьшение заболеваемости сотрудников, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью.

В России разработан национальный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, адаптированный международному стандарту OHSAS 18001. Он является универсальным и может быть внедрен на предприятиях, относящихся к любой отрасли экономики государства.

Сертификация систем охраны труда в РФ возможна как на соответствие российскому, так и межнациональному нормативам. При этом сертификация систем охраны труда проводится в том органе сертификации, который соответствует российским или международным аккредитационным (нотификационным) требованиям. Т.е. чтобы получить сертификат международного образца, нужно соискателю подать заявление в сертификационный центр, имеющий Аттестат аккредитации международной организации. Чаще всего в этом существует необходимость у предприятий, которые работают или планируют выход своей компании на международный рынок товаров.

Если предприятие работает на нужды страны, то у него может быть и нет смысла тратить значительные средства на международную сертификацию. Сертификация систем охраны труда, пройденная на соответствие российским ГОСТам, является действительной на территории РФ в течение всего срока действия добровольного сертификата. Максимальный срок, на который может быть оформлен данный документ – три года. При этом предусматривается ежегодная инспекционная проверка сертификационным органом, где была пройдена сертификация систем охраны труда.

Последнее время соискатели все чаще прибегают к услуге, которая содержит комплексное создание трех систем менеджмента на предприятии одновременно: системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента и системы охраны труда. Таким образом, создается интегрированная система менеджмента предприятия. Сертификация систем охраны труда в этом случае предусматривается после создания и внедрения новой системы управления предприятием.

СЕРТИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА – это выдача специального свидетельства (сертификата) после проверки и оценки соответствия деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям ОТ с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по ОТ в отраслях экономики.

С. р. по ОТ в организациях (далее – ССОТ) создана для реализации норм ТК РФ, Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. № 663 «О внесении изменения в Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации».

ССОТ введена в РФ постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26 июля 2002 г. № 3622). ССОТ внесена Госстандартом России в государственный реестр обязательных систем сертификации, ей присвоен регистрационный номер – № РОСС RU.001.3.01ОТ00. Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 утверждены: Положение о системе сертификации работ по охране труда в организациях, Правила сертификации работ по охране труда в организациях и Положение о знаке соответствия системы сертификации работ по охране труда в организациях.

В Положении о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. № 480, было определено, что Минтруда России организует и проводит С. р. по ОТ во взаимодействии с Госстандартом России, др. федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов РФ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов РФ организуют и осуществляют С. р. по ОТ в организациях. ССОТ является открытой для участия в ней всех федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, признающих и выполняющих ее правила. В этой связи в ССОТ могут входить отраслевые подсистемы С. р. по ОТ.

Цель ССОТ – это содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении УТ. направлена на создание работодателями эффективной ОТ (для деятельности организаций на едином рынке труда РФ) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные УТ в соответствии с действующим законодательством.

Структура ССОТ. Структуру ССОТ, обеспечивающую ее деятельность, образуют:

Минздравсоцразвития России;

центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

аккредитованные органы по сертификации;

аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Для С. р. по ОТ Минтруда России было поручено следующее:

устанавливать правила и процедуры проведения сертификации;

формировать и реализовывать научно-техническую и экономическую политику в области С. р. по ОТ;

устанавливать способы подтверждения соответствия работ по ОТ в организациях государственным нормативным требованиям ОТ (схемы сертификации);

определять ЦО ССОТ и центральные органы отраслевых подсистем ССОТ;

устанавливать правила аккредитации и аккредитовать органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры);

вести государственный реестр участников и объектов С. р. по ОТ в организациях;

устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия С. р. по ОТ в организациях и результатов испытаний;

взаимодействовать с Госстандартом России по методическим вопросам;

готовить предложения о присоединении к международным (региональным) системам сертификации, взаимном признании результатов сертификации, участвовать в установленном порядке в деятельности международных и региональных организаций по сертификации и стандартизации в области ОТ;

осуществлять государственный контроль и надзор и устанавливать порядок инспекционного контроля за соблюдением правил С. р. по ОТ в организациях и за сертифицированными работами по ОТ в организациях;

рассматривать апелляции в связи с С. р. по ОТ в организациях;

формировать Совет ССОТ.

Организационное и материальное обеспечение деятельности Совета ССОТ осуществляет ЦО ССОТ. В ССОТ может быть создан научно-методический центр С. р. по ОТ в организациях, в функции которого входит проведение специальной подготовки экспертов по сертификации, осуществление координации деятельности центров по подготовке экспертов по сертификации, оказание участникам сертификации методической помощи в проведении С. р. по ОТ в организациях, а также обеспечение необходимой информацией. При центральном органе отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях создается научно-методический центр отраслевой подсистемы сертификации работ по ОТ в организациях (из числа компетентных в данной области организаций). Организации, претендующие на проведение С. р. по ОТ, т. е. заявители, реализуют свои функции и права в соответствии с действующими правилами.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по ОТ, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, в т. ч.:

деятельность работодателя по обеспечению безопасных УТ в организации;

деятельность службы охраны труда в организации;

работы по проведению аттестации рабочих мест по УТ;

И проведение инструктажа по ОТ работников и проверки их знания требований ОТ.

Органы по сертификации осуществляют непосредственное проведение С. р. по ОТ в организациях в соответствии с областью аккредитации, оформляют и выдают сертификаты соответствия работ по ОТ (сертификаты безопасности), проводят инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ в организациях, приостанавливают либо отменяют действия выданных ими сертификатов безопасности. Непосредственную работу в органе по сертификации ведут специалисты с обязательным участием экспертов по сертификации, аттестованных на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации. Испытательные лаборатории (испытательные центры), аккредитованные в установленном порядке, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов с целью С. р. по ОТ в организациях по программам, разработанным органом по сертификации, а также выдают протоколы измерений (оценок).

С. р. по ОТ в организациях проводят по схемам, основанным на схеме 2 Правил сертификации работ и услуг в РФ, утвержденных постановлением Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17. При С. р. по ОТ в организациях по схеме 2.1 осуществляется оценка выполнения работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ, включая оценку достоверности полученных результатов аттестации рабочих мест по УТ, посредством проведения выборочных контрольных измерений и оценок аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

При С. р. по ОТ в организациях по этой схеме для определения количества рабочих мест, на которых следует провести необходимые выборочные контрольные измерения и оценки, комиссия органа по сертификации делает отбор.

Для проведения контрольных измерений и оценок параметров вредных и опасных производственных факторов следует отбирать рабочие места, характеризуемые всеми классами УТ и степенями вредности и опасности. На таких рабочих местах должен быть максимальный набор измеряемых и оцениваемых производственных факторов.

По схеме 2.2 осуществляется оценка выполнения работодателем работ по ОТ и материалов аттестации рабочих мест по УТ без проведения выборочных контрольных измерений и оценок в случаях, когда результаты аттестации рабочих мест основаны на данных измерений и оценок, выполненных аккредитованными в ССОТ испытательными лабораториями.

С. р. по ОТ в организациях включает следующие этапы:

подача заявки на проведение сертификации вместе с материалами об аттестации рабочих мест по УТ; должны представляться ведомости рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в подразделениях организации, сводная ведомость рабочих мест и результатов их аттестации по УТ в организации, план мероприятий по улучшению и оздоровлению УТ в организации и сведения о ходе его выполнения, др. материалы по усмотрению органа по сертификации;

рассмотрение заявки и принятие по ней решения;

проведение проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ;

анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ, принятие решения о возможности выдачи (об отказе в выдаче) сертификата безопасности;

выдача сертификата безопасности;

инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ.

Заявитель вправе обратиться в любой из органов по сертификации с соответствующей областью аккредитации. Орган по сертификации регистрирует и в 2-недельный срок рассматривает заявку на С. р. по ОТ в организации. В случае принятия положительного решения орган по сертификации сообщает заявителю основные условия проведения сертификации. При этом орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения С. р. по ОТ в организации. В случае принятия отрицательного решения по заявке на проведение сертификации заявителю направляют уведомление о невозможности проведения С. р. по ОТ с указанием причин такого решения.

Орган по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия работ по ОТ в организации установленным государственным нормативным требованиям ОТ принимает решение о возможности выдачи сертификата безопасности. При отрицательных результатах анализа проверки и оценки орган по сертификации принимает решение об отказе в выдаче сертификата безопасности и доводит его до сведения заявителя с указанием причин отказа.

Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов С. р. по ОТ, сроков действия государственных нормативных требований ОТ и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по УТ. В случае невыполнения условий выдачи сертификата безопасности он аннулируется органом по сертификации (выдавшим его) или Минтруда России.

Орган по сертификации, выдавший , проводит инспекционный контроль за сертифицированными работами по ОТ для установления соответствия текущих работ по ОТ требованиям, подтвержденным при С. р. по ОТ в организации. Результаты инспекционного контроля оформляются актом произвольной формы, в котором дается заключение о возможности сохранения действия ранее выданного сертификата безопасности. По результатам инспекционного контроля за сертифицированными работами по ОТ действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.

Внеплановый инспекционный контроль проводится в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных работ по ОТ от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов РФ, ведающих вопросами ОТ (государственных экспертиз УТ), общественных объединений.

Для рассмотрения жалоб участников сертификации, связанных с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий (испытательных центров) и экспертов по сертификации, инспекционного контроля, применения знака соответствия, выдачи, приостановления и отмены действия сертификатов безопасности и по др. вопросам С. р. по ОТ в организациях в ССОТ действует Комиссия по апелляциям.

Сертификация (лат certum - «верно» + facere - «делать») - одна из форм подтверждения соответствия какого-либо объекта заданным требованиям.

Объектами сертификации в Системе сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ) являются работы по охране труда, а именно:

  • 1. Деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
  • 2. Деятельность службы охраны труда;
  • 3. Работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • 4. Организация и проведение инструктажа по охране труда работников и проверки их знаний требований охраны труда.

Цель сертификации работ по охране труда в организациях: содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда.

В программу проведения сертификации работ по охране труда включают экспертные оценки по нормативно-правовым документам в области охраны и безопасности труда.

Органы по проведению сертификации работ по охране труда должны иметь Аттестат аккредитации, выдаваемый Центральным органом системы сертификации работ по охране труда в организациях.

При положительных результатах работ по сертификации предприятию выдается Сертификат соответствия организации работ по охране труда - документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда (статья 209 ТК РФ).

За сертифицированными работами проводится инспекционный контроль - контроль соблюдения требований нормативных документов в период действия сертификата соответствия работ по охране труда (сертификата безопасности), устранения имеющихся недостатков и распространения положительного опыта работы.

Инспекционный контроль в организациях организует орган по сертификации (ОС), проводивший сертификацию работ по охране труда на основе плана инспекционного контроля установленного органом по сертификации, а также анализа поступающей в ОС информации об изменениях в сертифицированных им работах по охране труда. В результате такого контроля действие Сертификата может быть продлено, приостановлено или отменено (с разработкой корректирующих мероприятий).

Плановый инспекционный контроль организации-держателя сертификата проводится органом по сертификации не реже одного раза в год в пределах срока действия сертификата безопасности по договору на возмездной основе.

Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля органами по сертификации могут служить:

  • - поступившая в орган по сертификации информация о несоответствии выполняемых держателем сертификата работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, подтвержденным при сертификации работ по охране труда;
  • - претензий к организациям - держателям сертификатов о несоответствии работ по охране труда требованиям ССОТ.

Сертификация работ по охране труда в организациях - деятельность органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке, по подтверждению соответствия работ по охране труда в организации государственным нормативным требованиям охраны труда.

Порядок и процедуры сертификации организации работ по охране труда.

Сертификация организации работ по охране труда включает следующие этапы:

  1. Подача заявки на проведение сертификации организации работ по охране труда

    Заявитель направляет в орган по сертификации заявку на проведение сертификации в организации по форме приложения 3 к Правилам по сертификации. Орган по сертификации регистрирует и в двухнедельный срок рассматривает заявку и принимает решение на проведение сертификации. Орган по сертификации определяет схему и разрабатывает программу проведения сертификации. В случае принятия отрицательного решения заявителю направляют уведомление о невозможности проведения сертификации с указанием причин такого решения.

  2. Проведение проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда

    Сертификацию организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям охраны труда осуществляют посредством проверки и оценки представленных заявителем документов, а также проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. В период проведения проверки и оценки соответствия организации работ возможны корректирующие мероприятия, которые позволят привести проверяемую организацию работ по охране труда к нормативным требованиям. Процедуру сертификации осуществляет комиссия, формируемая руководителем органа по сертификации. В комиссию должны входить представители органа по сертификации, включая штатных и внештатных экспертов по сертификации.

  3. Анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным нормативным требованиям

    Комиссия органа по сертификации на основе анализа результатов проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда составляет акт проверки организации работ по охране труда, в котором комиссия дает рекомендацию о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия. При отрицательных результатах анализа комиссия указывает причины отказа и доводит их до сведения заявителя.

  4. Выдача сертификата безопасности

    При положительных результатах проверки и оценки соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда орган по сертификации принимает решение о выдаче и оформляет сертификат безопасности по форме, установленной приложением 5 к Правилам проведения сертификации. Срок действия сертификата безопасности устанавливает орган по сертификации с учетом результатов сертификации, сроков действия государственных нормативных требований охраны труда и даты завершения организацией аттестации рабочих мест по условиям труда.

  5. Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда

    Инспекционный контроль за сертифицированными организациями работ по охране труда проводит орган по сертификации, выдавший сертификат безопасности, в форме периодических плановых проверок для установления соответствия текущих работ по охране труда требованиям, подтвержденным при проведении сертификации. По результатам проверки действие сертификата безопасности может быть приостановлено либо отменено.

    Решение о приостановлении действия сертификата безопасности принимается в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия выполняемых заявителем организации работ по охране труда. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата безопасности и в трехдневный срок информирует об этом заявителя и заинтересованных участников сертификации организации работ по охране труда.

    Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления информации о претензиях к качеству сертифицированных организаций работ по охране труда от работников организации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью работ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающих вопросами охраны труда (государственных экспертиз условий труда), общественных объединений.

Публикации

16.08.2019 Утвержден перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается применение труда женщин 14.08.2019 Определен порядок предоставления ФСС России госуслуги по принятию решения о возмещении расходов на мероприятия по охране труда 13.08.2019 Определены значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2020 год, которые должны использоваться для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на травматизм 09.08.2019 В ГосДуму РФ внесен законопроект, изменяющий Закон о спецоценке условий труда 09.08.2019 Определен порядок предоставления ФСС России госуслуги по назначению единовременной и ежемесячной страховых выплат пострадавшим от несчастных случаев на производстве 30.07.2019 До 1 августа работодатели могут направить в ФСС России заявление о возмещении затрат на мероприятия по охране труда 19.07.2019 В Государственную Думу внесен законопроект, направленный на улучшение социальной защиты родителей погибшего в результате несчастного случая на производстве 18.07.2019 все публикации

Получить консультацию

Вопросы

Почему специальная оценка условий труда выгодна работодателю?

Снижение тарифов на страховые взносы в Пенсионный фонд:
От результатов специальной оценки условий труда будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки №1 и №2 ; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 - с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке условий труда будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016г.). Согласно новому законодательству работодателей освободят от уплаты взносов по дополнительным тарифам, если в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Для подтверждения безопасных условий труда необходимо провести специальную оценку условий труда. Только в этом случае можно снять дополнительный тариф.

Кем проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда проводится организацией, основным видом деятельности которой является специальная оценка условий труда (наличие в Уставе этого вида деятельности). В организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющими сертификат эксперта. В организации в качестве структурного подразделения должна быть аккредитованная лаборатория для проведения измерений и исследований вредных и (или) опасных производственных факторов (к примеру, наша организация имеет право проведения специальной оценки условий труда).

Нужно ли при назначении доплаты за работу во вредных условиях труда учитывать время фактической занятости на такой работе?

Нет, не нужно. Доплату за работу во вредных условиях труда проводят без учета времени занятости сотрудника на этой работе (ст. 147 ТК), так как в законе нет нормативных указаний по учету фактической занятости. Работодатель обязан выплачивать повышенную оплату труда за вредность в размере не менее четырех процентов от оклада вне зависимости от того, сколько часов сотрудник проработал во вредных условиях. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливает работодатель с учетом мнения профсоюза. Время, отработанное во вредных условиях, учитывают при предоставлении молока, дополнительного отпуска и досрочной пенсии.

Электобезопасность и нормы освещения

Можно ли использовать светильник ЛПП10 с открытыми лампами в помещении изготовление окон ПВХ. Потолок деревянный стены и пол бетонный.

Как учитываются результаты специальной оценки условий труда?

Результаты специальной оценки условий труда учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организации медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

С какой целью был разработан Закон "О специальной оценке условий труда"?

Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" был разработан в рамках проведения пенсионной реформы в Российской Федерации. Специальная оценка условий труда предполагает переход от "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций работникам вредных и опасных производств к учету фактического воздействия на организм сотрудника вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса



Просмотров