Служба спасения и ее смелые люди. Конспект занятия служба спасения
Вид занятия: комбинированная экскурсия с элементами беседы.
Адресат: дети в возрасте 6-10 лет.
Пояснительная записка
“Важно существенно повысить культуру безопасности
жизнедеятельности человека, совершенствовать работу
с населением – через школы, различные учебные
заведения, средства массовой информации”.
С.К.Шойгу
Северодвинская служба спасения считает важным проводить профилактическую работу среди подрастающего поколения, так как детский травматизм в России в последние годы неуклонно возрастает. Весьма высокий процент детей в общем числе жертв аварий, катастроф, стихийных бедствий. Даже неспециалистам очевидно: одним из путей, позволяющих в определенной мере изменить такое положение дел, является обучение детей и подростков грамотному поведению в ЧС, выработка у них навыков предвидеть и избегать опасности.
За детей в ответе взрослые – они дали детям жизнь и обязаны защитить их от подстерегающих кругом опасностей, обеспечить выживание в экстремальных условиях, передать как эстафету накопленные в этой области знания и опыт.
Работники служб спасения чаще других сталкиваются с попавшими в беду людьми и вызволяют их оттуда, видят кровь и смерть, больше других знают цену человеческой жизни. Поэтому спасатели однозначно и твердо выступают за обучение детей, молодежи, а также всего населения правилам поведения в ЧС.
Спасателей часто видят в школьных коридорах – они приходят к ученикам с беседами. С управлением образования г. Северодвинска согласованы для проведения в школах города тексты бесед по темам: “Опасные игры”; “Безопасная улица”; “Один дома”; “Безопасное купание”; “Ледоход”; “Животный мир города”; “Безопасное поведение в лесу”.
В 2007 году были проведены 35 профилактических бесед в образовательных учреждениях, которые прослушали 1932 человека; в день защиты детей в школе № 12 состоялись показательные выступления спасателей с демонстрацией спасательного оборудования. Беседы, проводимые специалистами МУ АСС, востребованы учителями городских образовательных учреждений и хорошо воспринимаются учащимися. После таких мероприятий учащихся повышается интерес к безопасности жизнедеятельности, уменьшается количество происшествий.
Мы считаем, что более эффективно проводить с детьми младшего школьного возраста такую форму работы, как экскурсия. Учащиеся начальной школы или дети подготовительной группы детского сада, посетив спасателей на месте их работы, посмотрев на работу спасателей с инструментами, лучше представляют себе работу спасателя и надолго запоминают номера телефонов, по которым нужно звонить в случае ЧП.
- сформировать представление о работе службы спасения,
- профессиях спасатель и оперативный дежурный и важности данного вида деятельности для каждого человека.
- дать представление о работе службы спасения г. Северодвинска, профессиях спасатель и оперативный дежурный;
- формировать у детей умение правильно вести себя в критической ситуации;
- воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование:
- Форма, каска спасателя, водолазный костюм;
- Видеоролики “Соревнования спасателей”, “Кольцо”;
- Карточки с номерами телефонов службы спасения на каждого ребенка.
Места посещения экскурсии :
- учебный кабинет,
- информационно-диспетчерский центр,
- спасательная машина,
План экскурсии:
Организационный момент. Приветствие. | ||
Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии с целью: выяснить начальную информированность детей о службе спасения и начать формировать у детей понятие о профессии “спасатель”. | ||
Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях с целью формирования представления о работе службы спасения. | ||
Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр (ИДЦ) с целью формирования представления о работе оперативного дежурного и формирование умения правильно вести себя в критической ситуации, знание телефонов службы спасения. | ||
Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет с целью воспитания у детей бережного отношения к своему здоровью и умения правильно вести себя в критической ситуации. | ||
Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю с целью закрепления информации о работе спасателя. | ||
Итог занятия, прощание. | ||
Всего экскурсия рассчитана на 40 мин. |
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
Дети раздеваются, садятся на места в учебном классе.
Приветствие: – Здравствуйте, ребята. Очень рады видеть вас у нас в гостях.
2. Беседа с элементами фронтального опроса и экскурсии.
- А знаете ли вы, куда вы пришли сегодня на экскурсию? (выслушиваются ответы детей)
- Да, вы пришли в службу спасения.
- А кто здесь работает? (спасатели)
- Кто такой спасатель?
- Как можно спасателя отличить от обычного человека? (по форме). Как вы думаете, какую роль должна выполнять такая форма? (защита от холода и ветра, дождя и непогоды).
- А почему она такая яркая? (форма должна быть заметна издалека, чтобы спасателя было видно при любых условиях – например, в лесу. А чтобы лучше видеть спасателя в темноте, на одежду нашиты светоотражающие полосы.) Проводится показ формы спасателя .
- Чем спасатель защищает голову? Зачем? Проводится показ каски спасателя.
- Кто хочет примерить каску спасателя (вызывается несколько человек).
- Спасибо, ребята, садитесь.
3. Мини-лекция с опорой на видеосюжет о профессии спасателя, ее трудностях
- Давайте посмотрим фрагмент учений в Санкт-Петербурге. Просмотр видеоролика “Соревнования спасателей”.
- Подумайте, чему учились наши спасатели, выполняя эту работу. Какой навык отрабатывали спасатели? (Извлекать людей из-под обломков).
- Как вы считаете, кто может быть спасателем? Какими чертами характер должен обладать настоящий спасатель? (храбрость, мужество).
- Да, конечно, спасатели должны быть всегда в очень хорошей физической форме, быть сильными и смелыми. А еще они должны обладать многими знаниями, поэтому спасатели каждый день учатся. Как вы думаете, чему? (выслушиваются предположения детей).
4. Мини-экскурсия в информационно-диспетчерский центр.
- Как спасатели узнают, что кому-то срочно нужна их помощь? (Выслушиваем ответы детей).
- Верно. Есть специальные телефонные номера, по которым звонят те, кому срочно нужна помощь.
- Телефонный звонок принимает оперативный дежурный. Оперативный дежурный круглосуточно находится в информационно-диспетчерском центре, принимает звонки – и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники. Сокращенно его называют ИДЦ.
- Сейчас мы с вами пойдем в ИДЦ, посмотрим и послушаем, чем там занимается оперативный дежурный, но перед этим я хочу вас спросить: как нужно себя вести в ИДЦ и почему? (молча стоять и наблюдать, т.к. в это время могут позвонить в службу спасения).
- Познакомьтесь, ребята, это наш оперативный дежурный (имя, отчество). Вы уже знаете, что оперативный дежурный – это тот человек, который принимает все звонки и вызовы. Он принимает решение, как поступить по каждому конкретному звонку. Осмотритесь, пожалуйста, обратите внимание, что у нас есть в ИДЦ: компьютер, рации, телефоны, карты города и его окрестностей. Когда мы вернемся в класс, я расспрошу вас о том, что вы увидели. (ребята запоминают, что находится в ИДЦ и возвращаются в класс).
- Итак, почему мы так быстро ушли (чтобы не мешать работать оперативному дежурному).
- Кто из вас был очень внимательным и запомнил, что находится в ИДЦ и для чего это служит?
- Когда человек, оказавшись в беде, звонит оперативному дежурному, что он должен сообщить ему обязательно? (Что случилось, адрес, фамилию, а также точно ответить на вопросы оперативного дежурного).
5. Закрепление изученного на реальных примерах из практики службы спасения с опорой на видеосюжет
Проводится рассказ о реальных случаях, произошедших с детьми в г. Северодвинске, которым оказали помощь спасатели:
- Многие мальчики любят играть “в войну”, при этом вместо шлемов и касок используют различные предметы – например, мамину кастрюлю. Надеть ее легко, а вот снять не всегда получается самому – приходится обращаться к спасателям.
- А девочки очень любят наряжаться, украшать себя “драгоценностями”. А если колечек нет или их моднице мало, в ход идут гаечки, металлические колечки и прочее. А потом гаечка не снимается, пальчик опухает, синеет и болит. И тут на помощь приходят спасатели.
- В практике спасателей бывали случаи, когда мальчик просунул голову между металлическими прутьями перил на лестнице, а обратно вытащить не смог. Спасателям пришлось отпилить прутья перил и освободить пленника.
- Посмотрите, пожалуйста, какая история случилась однажды с юным северодвинцем. На помощь ему пришла, конечно же, наша группа спасателей. Просмотр видеоролика “Кольцо”.
- Подобное может произойти с любым, поэтому нужно запомнить телефон службы спасения “000”.
6. Мини-экскурсия к специализированному спасательному автомобилю
- Но на этом наша экскурсия не заканчивается, я приглашаю вас посмотреть, какие инструменты и специальное оборудование применяют спасатели в своей работе.
Дети одеваются, выходят на улицу к специализированной спасательной машине.
Спасатели показывают, как работает бензорез, разрезая кусок металлической трубы, демонстрируют наполнение спасательного автомобиля оборудованием.
7. Подведение итогов, рефлексия
- Что нового вы узнали?
- О каких профессиях мы сегодня говорили?
- Как вы поведете себя, если увидите, аварию на улице или тонущего человека, захлопнулась дверь и вы ее не можете открыть, в подъезде сильно пахнет газом?
- Люди каких профессий работают в службе спасения?
- Какими инструментами и оборудованием пользуются специалисты службы спасения?
- Помните ли вы телефон службы спасения?
- Для того, чтобы вы не забыли телефон службы спасения, сообщили о нем родителям и друзьям, мы вам дарим открытки с этой важной информацией. Раздача открыток с телефоном службы спасения.
- Если кто-то из вас, ребята, занимается спортом, следит за своим здоровьем и хочет работать спасателем – добро пожаловать к нам. Нам нужны крепкие, здоровые, грамотные специалисты.
- До свидания. Спасибо, что внимательно слушали.
Приложение: фотография младших школьников на экскурсии в службе спасения.
07.09.2018880
9 сентября зрителей телеканала «Беларусь 1» ожидает премьера художественно-публицистического цикла «Истории спасения». Новый проект расскажет, как сотрудники МЧС вместе с обычными людьми оказывают помощь пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
«Проект основан на реальных событиях, имена героев изменены, но в съемках приняли участие настоящие очевидцы, пострадавшие, а также сотрудники МЧС. Зрителей ожидают неподдельные и искренние эмоции, ведь в каждом фильме используются кадры оперативной съемки спасателей» , – говорит руководитель проекта «Истории спасения» Сергей Шишко.
В премьерном выпуске художественно-публицистического цикла речь пойдет о разрушительном пожаре в Бресте. Впечатлениями поделятся очевидцы тех «огненных» событий. Помимо этого, в первой серии рассказывается о женщине, пострадавшей от нападения волка, а также о попытке свести счеты с жизнью с помощью газа.
Людмила Кривуля
Конспект занятия Служба спасения
Занятие «Служба спасения » .
Цель :
Закрепить представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
Ход занятия . (Воспитатель начинает занятия с чтения стиха .)
Спасатель - столь гордое , громкое слово!
Спасатель - спасающий жизни людей !
Спасатель ! Твоя в этом мире задача
Вытаскивать жизни из страшных смертей!
Пожары, стихия, теракты, погромы.
Обломки металла, осколки стекла,
Горящие балки, пруты арматуры,
Висящая в воздухе дымная мгла,
И в этом аду каждый день ты проводишь,
Ты этим живешь, свою жизнь не храня.
Желаю поменьше тебе я работы,
И чтоб катастрофы минули тебя!
Что же за служба такая «служба спасения » ?
(ответы детей)
А кто знает что такое «система 112» ?
(ответы детей)
Система-112 - это система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории Российской Федерации. Предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, для уменьшения материального ущерба при несчастных случаях, авариях, пожарах, нарушениях общественного порядка и при других происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.
Загадки о службах спасения .
1. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут…
Пожарный
2. На посту своем стоит,
За порядком он следит.
Строгий смелый офицер.
Кто он? (Милиционер)
3. Если кто-то заболел,
Срочно нас зовет на помощь, -
Набери скорей ноль-три.
И приедет. (Скорая помощь)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЧТО ОПАСНО, ЧТО НЕТ»
Воспитатель : предлагает разложить картинки с предметами в разные корзины : в синюю - предметы, игры с которыми не могут стать причиной пожара, опасности (машинка, книга, карандаши, мяч) ; в красную – опасные предметы (спички, свечи, игла, зажигалка, зеркальце) .
Воспитатель : Сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения С. Маршака «01» .
Мать на рынок уходила :
Дочке Лене говорила :
«Печку, Леночка не тронь –
Жжётся, Леночка огонь…».
Как вы думаете, что могло случиться с девочкой? Как помочь девочке? По какому телефону можно вызвать пожарную службу ? Воспитатель : показывает карточку с номером.
А сейчас давайте посмотрим видеоролик «служба спасения »
Подведение итогов.
что же такое служба спасения ? На какой номер нужно звонить при пожаре? Есть ли общий номер службы спасения ?
Всем спасибо за внимания .
Публикации по теме:
Методическая служба дошкольной образовательной организации «Фестиваль методических служб» в рамках городского педагогического марафона «Образование. Творчество. Развитие.» Уважаемые коллеги! Я постараюсь.
Комплексно-интегрированное занятие для детей средней группы «Поможем Буратино» Цель: Закрепить у детей элементарные математические представления через дидактические игры. Развивать и активизировать у детей умственную.
Конспект сценария спортивного тематического праздника «Служба 01» Цель: Пропаганда и развитие культуры безопасности дошкольников, навыков безопасного поведения при пожаре. Программные задачи: закрепление.
Конспект занатяия в подготовительной группе «Служба спасения-Здоровье» “СЛУЖБА СПАСЕНИЯ -Здоровье “ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ХОД ЗАНЯТИЯ Восп. Мы очень любим, когда к нам приходят гости.
Конспект занятия «Служба 02» (старшая группа) Конспект занятия "Служба02". Цель:познакомить детей со службой "02". Задачи: формировать представление детей о том, что опасно подходить.
Конспект занятия «Служба спасения» по безопасности в старшей группе Конспект занятия по обж в старшей группе «Капельки» Тема: «Службы спасения» Воспитатель: Князева Татьяна Петровна Интеграция образовательных.
Проект «Служба спасения». Проект краткосрочный, познавательно-творческий Проект «Служба спасения» Проект краткосрочный, познавательно-творческий Срок реализации проекта: 16-17 марта 2015-2016 уч. год. Участники.
В истории человечества мы часто встречаем людей, которые, рискуя собственной жизнью, спасают жизни других людей. В любое время и при любых погодных условиях они готовы прийти на помощь. Они люди бесстрашные, смелые, профессионалы своего дела. Работают они спасателями в «Службе спасения 112». С одним из них мне посчастливилось беседовать и узнать подробнее об этой профессии.
Биографическая справка: Григорьев Александр Владимирович родился в городе Уфа 25 февраля 1979 года. После окончания школы №122, был призван на службу в Армии. Отслужив, молодой солдат поступает в Уральскую государственную академию физической культуры и получает высшее образование по специальности тренер-преподаватель. В службе спасения работает почти 15 лет.
Александр, почему вы выбрали профессию спасатель?
— Потому что, это — интересная, разнообразная, многопрофильная профессия.
За какой помощью чаще всего обращаются к спасателям?
— Открыть входные металлические двери в квартиру.
Расскажите о своей первой спасательной операции?
— Осенью мы базировались на станции в Сипайлово. Только заехали на базу, на наших глазах на реке перевернулась лодка с 13-ю пассажирами. Мы оперативно среагировали всех достали живыми и доставили на берег.
К стрессовому состоянию человека, который просит вас о помощи, наверное, вы уже привыкли. Но не могли бы вы рассказать нам, как обычно ведут себя люди, оказавшиеся в непростой ситуации?
— Кто-то плачет, в истерике кричит спасти его. Кто-то в шоковом состоянии ничего не понимает и молчит. Был такой случай, мы хотели вытащить мужчину из машины, который попал в аварию, а он говорил: «Не трогайте меня, можно я посплю».
Запомнившийся случай из вашей практики:
— Девушку родители закрыли дома, а она не растерялась, решила через соседний балкон выбраться из квартиры. Но нога соскочила, и оказалась она «в ступоре»: на 6-ом этаже, ни назад, ни вперед пройти не может, страх овладел ею. Я спустился с верхнего этажа и перекинул девушку обратно на ее балкон. И первая фраза ее была: «Кофе будете?».
Бывали ли случаи, когда невозможно было спасти человека?
— К сожалению, да.
Странные происшествия или ситуации?
— Вызывают снять с дерева куницу или сову.
Как родные относятся к вашей работе? Удается ли Вам достаточно времени уделять своей семье, детям?
— С пониманием. Свободное время я стараюсь посвятить семье.
Ваше хобби:
— Увлекаюсь горными лыжами.
Девиз по жизни:
— «Движение – это жизнь»
О чем мечтаете?
— В 2010 году в Москве был открыт памятник спасателям и пожарным, в 2006 — установлен памятник «Герою-спасателю» в Донецке. Хочется, чтобы и в нашей столице, в знак уважения к труду спасателя, создали памятное сооружение.
Александр Владимирович, спасибо вам за интересную беседу! Желаем благополучия в вашей трудной, ответственной работе!
Галикеева Лилия, ученица 5 класса
Гимназия № 158, г. Уфа
Основными обязанностями работников спасательной службы (спасателей) является спасение людей и их имущества в экстренных и кризисных ситуациях – это пожары, наводнения, стихийные бедствия и иные непредвиденные несчастные случаи, к примеру, это может быть и помощь кошке слезть с дерева. Помощь спасателей требуется в случае дорожных происшествий, при работах по разминированию, кроме того, они занимаются ликвидацией последствий многих разных аварий и несчастий – например, ликвидацией загрязнения нефтью и т. д.
Когда люди звонят по номеру экстренной помощи 112 и просят помощи, спасатели должны реагировать немедленно – выезд состоится в течение 1 минуты. В продолжение своей рабочей смены спасатели находятся в состоянии постоянной готовности, чтобы при возникновении кризисной ситуации поспешить на место происшествия и разрешить ситуацию.
Спасательные работы крайне опасны, и они требуют надежной совместной работы – неправильное решение или поведение может поставить под угрозу жизнь и самого спасателя, и других людей. В целях безопасности спасатели носят специальную защитную одежду и применяют специальные защитные средства, имеется также ряд разных правил безопасности. Работы по тушению пожара и спасательные работы – сложные и тяжелые, они требуют психического и физического напряжения и предполагают организованность и работу в команде.
В спасательной команде обычно четкая структура и распределение труда, ее деятельностью руководит спасатель-специалист. Спасательные команды комплектуются для ликвидации какой-либо определенной опасности. Например, тушением пожаров занимаются пожарники, несчастьями на водах – морские спасатели, в случае происшествия с опасными веществами – спасатели-химики, на аэродромах спасательные работы проводят аварийно-спасательные службы аэродромов. Во время обширных кризисных ситуаций в спасательной операции задействуются разные команды, в то же время им приходится при необходимости заменять друг друга.
Спасательная служба делится на шесть основных направлений: спасательные работы, надзор за пожарной безопасностью, регулирование кризисных ситуаций, предупреждение несчастий, разминирование и обработка сообщений о несчастье. В этих шести основных сферах работаютспециалисты с разной выучкой.
Работники спасательной службы в узком смысле слова – это спасатели (пожарные), старшие команды, старшие отряда, начальники/старшие пожарной части (команды), оперативные дежурные и оперативные водители (шоферы). Их обязанностью является непосредственное тушение огня и проведение спасательных работ – спасение и защита людей, имущества и окружающей среды. Это ответственная работа, требующая психического напряжения, и она предполагает готовность и умение справляться с разрешением разных ситуаций. Спасатели регулярно проходят проверку здоровья и сдают тесты по физическим испытаниям.
Они должны быть готовыми работать в постоянно изменяющихся ситуациях и выносить период ожидания. В те минуты, когда спасательные работы не ведутся, они приводят в порядок и проверяют свои средства труда, отдыхают, читают литературу и т. п.
Успешное проведение спасательных работ обеспечивают разные спасатели-специалисты, целью работы которых является обеспечение путем организации труда оперативной готовности и проведения работ по тушению огня и спасательных работ. Их обязанностями являются: организация дежурной службы команды (части), организация и проведение практического и теоретического обучения членов пожарной и спасательной команд, а также руководство работами по тушению огня и спасательными работами на месте происшествия. Работа спасателя-специалиста предполагает умение разрешать различные ситуации как в команде, так и на месте происшествия.
Кэйсси