Служебная тайна. Какие сведения составляют служебную тайну? Чем грозит разглашение служебных данных

Конфиденциальная информация в трудовых отношениях Иванов Дмитрий Викторович

Служебная тайна

Служебная тайна

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки: 1) когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, 2) к ней нет свободного доступа на законном основании, и, 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведений к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т. д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес. Руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011). Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства – конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты – в рамках трудового права – нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г., другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (проект № 124871–4).

Понятие служебной тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), – конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается. Для трудового права соображения авторов законопроектов, конечно, интересны, однако нельзя не отметить, что данные законопроекты не рассчитаны на трудовые отношения.

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна – это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть первая автора Законы РФ

Статья 139. Служебная и коммерческая тайна 1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Обеспечение безопасности образовательного учреждения автора Петров Сергей Викторович

Из книги Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 31. Служебная информация Служебной информацией для целей настоящего Федерального закона признается любая не являющаяся общедоступной информация об эмитенте и выпущенных им эмиссионных ценных бумагах, которая ставит лиц, обладающих в силу своего служебного

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 1461. Служебная топология 1. Топология, созданная работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебной топологией.2. Право авторства на служебную топологию принадлежит работнику.3. Исключительное

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 12. ПООЩРЕНИЯ И НАГРАЖДЕНИЯ. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ Статья 55. Поощрения и награждения за гражданскую службу 1. За безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:1) объявление благодарности с

Из книги Уголовный кодекс Украины в анекдотах автора Кивалов С В

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе 1. Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим

Из книги Шпаргалка по информационному праву автора Якубенко Нина Олеговна

Статья 59. Служебная проверка 1. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего.2. При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:1) факт совершения

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 367. Служебная халатность 1. Служебная халатность, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение служебным лицом своих служебных обязанностей вследствие недобросовестного отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и

Из книги Римское право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

31. СЛУЖЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТАЙНА Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.ГК защищает особый вид

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

СТАТЬЯ 1461. Служебная топология 1. Топология, созданная работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебной топологией.2. Право авторства на служебную топологию принадлежит работнику.3. Исключительное

Из книги Закон Российской Федерации «О полиции». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 год автора Автор неизвестен

27. Эволюция римского договорного права, его служебная роль Эволюция римского договорного права по мере его развития и усложнения регулируемых им общественных отношений осуществлялась по двум основным направлениям. Во-первых, появлялись новые виды контрактов (так

Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги автора

Из книги автора

Статья 39. Служебная дисциплина в полиции 1. Служебная дисциплина в полиции – обязательное для всех сотрудников полиции соблюдение установленных законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, Присягой

Служебная тайна была определена в ст. 139 ГК РФ через признаки:

  1. когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам,
  2. к ней нет свободного доступа на законном основании,
  3. и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами. С введением в действие Части четвертой ГК РФ ст. 139, как известно, утратила силу. В ТК РФ в связи с этим изменений не произошло. О служебной тайне говорится в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении сведений конфиденциального характера»: служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна). О порядке отнесения сведении к служебной (в частности) тайне сказано в законе «Об информации…»:

Статья 9. Ограничение доступа к информации. Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Еще одну разновидность конфиденциальной информации, которая могла быть отнесена к служебной тайне (если бы она имела четкие признаки определения), имеет в виду Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 29 марта 2008 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в п. 7 ст. 15 которого в числе основных обязанностей госслужащего значится: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. К служебной тайне принято относить информацию о деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительных и т.д.) и их служащих, представляющую не коммерческий, а государственный интерес, (руководитель государственного органа несет ответственность за охрану служебной тайны и устанавливает состав информации, доступ к которой ограничивается в интересах обеспечения реализации функций государственного органа.

Аналогичная обязанность есть и у муниципальных служащих: не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство (п. 6 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 21.11.2011). (Руководителем муниципального органа определяется состав служебной тайны, ограничение распространения которой диктуется служебной необходимостью. Служебную тайну составляет несекретная информация, которая касается деятельности муниципального органа и доступ граждан к которой ограничивается в интересах обеспечения функций муниципальным органом.

Часть четвертая ГК РФ ввела новое понятие: служебный секрет производства. Согласно ст. 1470 Закона: 1. Исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю. 2. Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства.

Возникает неизбежный вопрос о соотношении служебной тайны и служебного секрета производства. Между этими понятиями есть общее. Как то, так и другое может быть содержанием трудовых обязанностей работника, заключившего трудовой договор с работодателем. И служебная тайна, и служебный секрет производства - конфиденциальные сведения, за разглашение которых наступает юридическая ответственность.

Однако, на наш взгляд, это разные понятия, и служебная тайна как таковая сохраняет свое значение для трудовых отношений.

В гражданском праве термин «служебный» применяется в ином, более широком смысле, когда в некоторых случаях «служебными» называются такие объекты, которые созданы в связи с трудовой функцией работника, хотя и вне рамок этой трудовой функции, считают некоторые специалисты в области гражданского права. Так, по трудовому праву авторские произведения (и исполнения) могут быть служебными, а изобретения служебными считать нельзя. Результаты трудовой деятельности относятся к «служебным» только в том случае, если работник обязан был создать их по трудовому договору. Иные результаты - в рамках трудового права - нельзя именовать «служебными», хотя они могут возникнуть в связи с выполнением работником его трудовой функции.

В ст. 1295 ГК РФ предусмотрено, что авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору, в то время как исключительное право на такое произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное). Но исключительное право, в отличие от других авторских прав, с самого момента создания служебного произведения в соответствии с законом считается переданным работодателю (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).

Наконец, служебная тайна, в отличие от служебного секрета производства, может не иметь (и чаще всего не имеет) отношения к личности работника, достоянием которого она стала в силу занятия определенной должности, и он, как правило, дает подписку в той или иной форме о ее неразглашении.

В настоящее время имеются два наиболее известных законопроекта о служебной тайне, один из которых был разработан Минэкономразвития РФ и обсуждался в октябре 2003 г., другой представлен от имени группы депутатов Государственной Думы РФ и был внесен в Думу сначала в декабре 2004 г., затем в апреле 2006 г. Текст проекта Федерального закона «О служебной тайне» доступен в Справочной правовой системе «Консультант- Плюс» (проект № 124871-4).

Понятие служебном тайны в депутатском законопроекте хотя и недостаточно совершенно, все же отработано лучше: «Сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна), - конфиденциальные сведения, образующиеся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которых препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальные сведения, полученные органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке».

Законопроект Минэкономразвития РФ, в отличие от депутатского законопроекта устанавливает степени конфиденциальности сведений, отнесенных к служебной тайне (ст. 8): документам, содержащим сведения, составляющие служебную тайну, присваивается гриф «Конфиденциально» или «Для служебного пользования». Гриф «Конфиденциально» налагает на лица, получившие доступ к соответствующим документам, обязанность не ссылаться на них, не публиковать и не разглашать в иных формах, не комментировать их содержание и факт их существования. Правом доступа к документам с грифом «Конфиденциально» обладают все должностные лица органа государственной власти или органа местного самоуправления, где создан указанный документ, а также иные лица, получившие доступ к документу в соответствии с настоящим Федеральным законом. Гриф «Для служебного пользования» отличается тем, что правом доступа к документам с таким грифом пользуются только лица, определенные руководителем органа власти по представлению уполномоченного должностного лица.

Что касается положений обоих законопроектов о режиме передачи и доступа к служебной информации, а также общих норм о контроле и ответственности, то здесь значительной специфики и каких-либо особенно оригинальных положений не наблюдается 1 Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1. .

Обобщая положения, содержащиеся в нормативных правовых актах, и стремясь выделить тайну как служебную, можно попытаться определить ее следующим образом. Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, полученные в результате трудовой деятельности работника или ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство, в соответствии с нормативно определяемым перечнем, не относящиеся к государственной тайне, доступ к которым ограничен органами государственной власти федеральными законами.

Понятие служебной тайны можно встретить в отдельных государственных документах и нормативных актах, а также в средствах массовой информации и личном общении – оно является достаточно широко распространенным. Однако о том, что такое служебная тайна и как обеспечивается её правовое регулирование в ГК РФ, знает не каждый. Особенно если учесть, что данный термин на текущий момент вышел из употребления в законодательстве.

Служебная тайна в ГК РФ – что это такое, правовое регулирование и нормативы

Как уже было упомянуто ранее, на текущий момент понятие и определение служебной тайны практически невозможно встретить в законодательстве – исключение составляют старые и не редактированные нормативные акты, отдельная внутренняя ведомственная документация и упоминания в прессе. Тем не менее, далеко не каждый работодатель или сотрудник знает об этом факте и тем более, понимает, что именно может или могло являться служебной тайной, а что к ней не относится и не относилось ранее.

В 2018 году под служебной тайной чаще всего подразумевают какую-либо информацию, которая должна охраняться от доступа посторонних лиц и разглашения. В частности, к ней могут относить как коммерческую тайну, которая имеет достаточно глубокое и достоверное правовое регулирование, так и персональные данные, которые также охраняются действующим законодательством. Кроме этого, имеет сейчас место также и профессиональная тайна, которая касается сведений, полученных в ходе трудовой деятельности.

Ранее же, служебная тайна в ГК РФ упоминалась в положениях статьи 139 ГК РФ, которая ныне утратила свою силу. Под ней подразумевалась информация, которая относится к государственным органам и могла попасть к государственным служащим по причине исполнения ними своих непосредственных служебных обязанностей.

Определение служебной тайны, действительное на текущий момент, содержится в положениях Указа Президента РФ №188 от 06.03.1997, который содержит в себе перечень информации, считающейся конфиденциальной – к ним относятся служебные сведения. То есть – непосредственно связанные с государственной, муниципальной или иной службой данные с ограниченным доступом.

Что относится к служебной тайне как к служебной информации

К служебной информации с ограниченным доступом, в соответствии с законодательством РФ, относится любая информация, к которой доступ граждан ограничивается отдельными нормативными актами. При этом к таковым сведениям относятся не являющиеся секретными данные о деятельности организаций и служб, которые не могут быть разглашены по причине законодательного запрета на разглашение именно этих данных или тех, которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Следует разделять служебную тайну с секретной информацией – к последней могут относиться сведения, составляющие собой государственную или военную тайну, но не служебную. Секретный характер для служебной информации не предусмотрен.

Следует также помнить, что законодательство строго регламентирует право граждан на доступ к определенной информации, и поэтому служебной тайной ни при каких обстоятельствах не могут являться следующие данные:

Коммерческая, профессиональная и служебная тайна и их отличия

Так как сейчас понятие служебной тайны было практически нивелировано в действующем законодательстве, во многом её функции были перенесены на коммерческую тайну. Правовое регулирование её обеспечивается нормативными положениями Федерального закона №98 от 29.07.2004. Под коммерческой тайной законодательство подразумевает любые сведения, полученные в ходе ведения хозяйственной деятельности и имеющие определенную ценность при условии сохранения их втайне.

Соответственно, можно выделить следующие отличия служебной тайны от коммерческой:

  • Коммерческая тайна может принадлежать как государственным организациям, так и частным компаниям, и простым гражданам, в то время как служебная тайна относится исключительно к государственным или муниципальным объектам.
  • Последствиями разглашения коммерческой тайны всегда будет являться потеря ценности информации и нанесение материального ущерба, а разглашение служебной тайны может повлечь за собой нарушение прав государства или отдельных частных лиц.
  • Коммерческая тайна в обязательном порядке должна иметь какую-либо ценность, в то время как практической ценностью служебная тайна не обладает.

Другим близким понятием к служебной тайне является профессиональная тайна. При этом данному аспекту посвящено большое количество различных нормативных документов, выделяющих отдельные виды профессиональной тайны, к которым можно отнести:

  • Тайну переписки.
  • Врачебную тайну.
  • Тайну исповеди.
  • Тайну телефонных переговоров.
  • Нотариальную тайну.
  • Адвокатскую тайну
  • и другие виды информации, которая может быть получена третьими лицами при ведении их прямо профессиональной деятельности, и разглашение которой может повлечь за собой ущерб.

При этом с определенной точки зрения, как служебная, так и профессиональная тайна являются общими, так как информация, полученная в ходе профессиональной деятельности государственных служащих, является одновременно и профессиональной, и служебной.

Персональные данные являются отдельным объектом конфиденциальной информации и не могут свободно обрабатываться и, в том числе, разглашаться без согласия предоставившего их лица. При этом защита персональных данных касается любых субъектов хозяйствования и государственных органов, а её правовое регулирование обеспечивается положениями ФЗ №152 от 27.07.2006. Более подробно о том, как происходит защита персональных данных работников различных предприятий можно прочитать в отдельной статье.

Последствия разглашения служебной тайны и ответственность за такие действия

Законодательство предусматривает возможность привлечения к ответственности лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих какую-либо тайну. При этом данная ответственность может носить различный характер и за нее будут предусмотрены различные санкции. Так, разглашение служебной тайны может повлечь за собой:

Такой критерий, как служебная тайна, является неоднозначным, т. к. унифицированное определение этого понятия отсутствует. При этом законами РФ предусмотрена ответственность за распространение служебной тайны и передачи ее третьим лицам. Далее рассмотрим, какие именно нормы предусмотрены законодательством и что вообще представляет собой служебная тайна.

Вопросы, рассмотренные в статье:

  • Что представляет собой служебная тайна в организации.
  • В чем разница между служебной и коммерческой тайной.
  • Как выглядит классификация тайн.
  • Какие есть виды служебных тайн.
  • В каких ФЗ упоминается о служебной тайне.
  • Какие сведения составляют служебную тайну.
  • Какая информация не составляет служебную тайну.
  • Как ввести режим служебной тайны.
  • Какая может быть ответственность за разглашение служебной тайны.
  • Какие есть способы защиты служебной тайны.

Что представляет собой служебная тайна в организации

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, доступные конкретным людям, которые работают непосредственно с ними в силу своих должностных обязанностей, а также доступные их руководителям.

Лучшая статья месяца

Если вы будете делать все самостоятельно, сотрудники не научатся работать. Подчиненные не сразу справятся с задачами, которые вы делегируете, но без делегирования вы обречены на цейтнот.

Мы опубликовали в статье алгоритм делегирования, который поможет освободиться от рутины и перестать работать круглосуточно. Вы узнаете, кому можно и нельзя поручить работу, как правильно дать задание, чтобы его выполнили, и как контролировать персонал.

Само понятие «конфиденциальность» переводится как «доверие» и подразумевает под собой необходимость не допустить несанкционированное распространение информации. Соблюдая это требование, можно предотвратить вмешательство третьих лиц в деятельность коммерческих организаций или государственных органов, а также сохранить секретность документов.

К конфиденциальной информации, сохранность которой обеспечивается законодательством РФ, относятся личные, служебные или коммерческие сведения, относящиеся к физическому или юридическому лицу. Если данная информация поступает в чье-либо распоряжение, то распространение или передача ее посторонним лицам категорически запрещаются законом.

Однако под определение «служебная тайна» попадает не только конфиденциальная информация, но также и те данные, которые не подлежат разглашению или использованию без разрешения на это их владельцев (за исключением судебных запросов при наличии соответствующих оснований). Гражданский кодекс РФ определяет все случаи, в которых возможна передача конфиденциальной информации.

Если обратиться к истории, то еще в Советском Союзе служебная тайна находилась под надежной защитой, в связи с чем выделялись следующие уровни секретности:

  1. сведения под грифом «для служебного пользования»;
  2. служебная тайна с грифом «секретно»;
  3. секретность самого высокого уровня - государственная тайна, имеющая грифы «особой важности» и «совершенно секретно».

В современном мире к секретным данным можно отнести государственную тайну и все ее компоненты. Также не должна разглашаться и информация, которая хранится в государственных органах власти и управления.

К категории служебной тайны также относятся и сведения о гражданско-правовых отношениях, если эта информация не является коммерческой тайной. При этом в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса РФ к служебной тайне также относятся данные о наличии и остатках средств на банковских счетах/вкладах, о заболеваниях и связанном с ними лечении, об усыновлении и т. д. В эту же категорию можно включить сведения о работе компании, передача которых связана со служебной необходимостью.

Основными субъектами исполнения требования законодательства о сохранении служебной тайны являются работники трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной, а также сотрудники подчиненных им компаний. Разглашение данных, которые относятся к судебной, военной тайне или тайне следствия, может повлечь за собой уголовное наказание. В понятие «коммерческая тайна» можно включить информацию из производственной, научной, технологической, финансовой сфер, которая актуальна не только сейчас, но и в перспективе. Законы РФ определяют защиту и служебной, и коммерческой тайны на одном и том же уровне, однако отличия все же имеются.

    l>

    Служебная и коммерческая тайна: в чем разница

    Служебная тайна , о которой говорится в законодательных актах РФ и которая ими же защищается, относится к отдельной категории информации. Далее будут обозначены определения основных типов тайны, их различия между собой, рассмотрены виды нарушений конфиденциального режима и установленная за это ответственность, а также подтверждения, которые могут быть приняты судом.

    Согласно п. 3 Указа Президента РФ «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 06.03.1997 г. № 188 служебная тайна - это информация, доступ к которой РФ ограничен в соответствии с законодательством.

    ФЗ «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ устанавливает, что коммерческой тайной является режим конфиденциальности информации, который используется только в отношении конкретных категорий данных. При этом в ст. 5 закона № 98-ФЗ перечислены сведения, которые ни в какой ситуации не смогут относиться к конфиденциальным.

    Отличие между служебной и коммерческой тайнами состоит в следующем:

  1. Коммерческая тайна - это информация, при использовании которой есть возможность получить коммерческую выгоду.
  2. Служебная тайна чаще всего используется в работе государственных органов власти и местного управления, а также иных государственных учреждений (их сотрудников как высшего руководящего звена, так и рядовых) и несет в себе секретные сведения, связанные непосредственно с деятельностью данного органа.

В юридической практике и правовых нормах отсутствует устоявшееся мнение в отношении понятий коммерческой и служебной тайны, а также лиц, которые могут иметь к ней доступ. К примеру, окончательно не определено, будут ли относиться к служебной тайне интересные в коммерческом отношении сведения, к которым работник имеет доступ в результате исполнения своих прямых обязанностей, или же эта информация может быть отнесена только к разряду коммерческой тайны.

Статья 2 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г . дает следующее определение информации: это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Служебная тайна - это конфиденциальные сведения, которые защищаются в законодательном порядке и становятся доступны для сотрудников государственных органов власти и управления в результате выполнения ими своих должностных обязанностей. Также к этой категории можно отнести сведения о работе государственных структур, использование которых определяется законами РФ или служебной необходимостью. Однако конкретного определения служебной тайны в актуальных российских законах не установлено.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ служебная тайна относится к объектам гражданского права. При этом принципы защиты коммерческой и служебной тайн практически совпадают. В некоторых ситуациях за передачу сведений, относящихся к категории служебной тайны, может быть установлена уголовная ответственность. К примеру, такая ответственность возникает, если сотрудник, имеющий доступ к конфиденциальной информации в силу исполнения своих должностных обязанностей, впоследствии передает третьим лицам сведения, относящиеся к банковской, налоговой, коммерческой тайне или тайне усыновления.

К лицам, которые обладают служебной тайной, можно отнести сотрудников государственных учреждений законодательной, судебной, исполнительной власти, а также подчиненных им организаций.

Статья 3 ФЗ № 98 «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. дает следующее определение понятия коммерческой тайны - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Вследствие этого можно сказать, что понятие «служебная тайна» является более обобщенным по отношению к понятию «коммерческая тайна». Дополнительно можно выделить и иные категории различных тайн.

Виды служебных тайн

Правовое регулирование служебной тайны

Документы, определяющие законодательный порядок защиты служебной тайны:

  1. Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 г. (в редакции от 31.07.1998 г.) “О банках и банковской деятельности”.
  2. Федеральный закон № 2202-1 от 17.01.1992 г. (в редакции от 10.02.1999 г.) “О прокуратуре РФ”.
  3. Федеральный закон № 1026-1 от 18.04.1991 г. (в редакции от 15.06.1996 г.) “О милиции”.
  4. Федеральный закон № 15 от 16.02.1995 г. (в редакции от 06.01.1999 г.) “О связи”.
  5. Федеральный закон № 98 от 29.07.2004 г. "О коммерческой ".
  6. Федеральный закон № 144 от 12.08.1995 г. “Об оперативно-розыскной деятельности”.
  7. Федеральный закон № 119 от 31.07.1995 г. “Об основах государственной службы РФ”.
  8. Гражданский кодекс РФ (в редакции от 09.02.1999 г.).
  9. Таможенный кодекс РФ (в редакции от 10.02.1999 г.).

Служебную тайну часто разделяют на две категории:

1. Информация, которая стала доступна сотрудникам государственных учреждений в рамках исполнения ими своих должностных обязанностей:

  • тайна усыновления;
  • секретные производственные данные или действия организаций в отношении своих конкурентов;
  • сведения о личной жизни физического лица (финансовое положение, сведения об имуществе, вероисповедании и т. д., ставшие известными в ходе рассмотрения уголовного дела).

2. Сведения под грифом «Для служебного пользования», которые касаются работы государственных органов власти и управления:

  • военная тайна;
  • тайна следствия (в т. ч. результаты предварительных следственных действий);
  • судебная тайна (в т. ч. тайна заседания судей).

Сведения, составляющие служебную тайну

Разделяя служебную и коммерческую тайны на целевые и функциональные группы, их можно представить в виде следующих блоков:

  1. Финансовая информация (источники инвестирования, финансовые вложения).
  2. Производственная информация (инновации, производственное оборудование, технологические разработки).
  3. Деловая информация (договоры, контрагенты, документация).
  4. Маркетинговая информация (политика расширения бизнеса, реклама, проведенные исследования).
  5. Данные по разработкам, проведенным в научно-техническом направлении, их структура и порядок внедрения в бизнес-процесс.
  6. Сведения о сотрудниках и их должностных обязанностях (иерархическая система штата, планирование организационных мероприятий, структура организации деятельности).
  7. Программное обеспечение, реквизиты, используемые для входа в учетную запись (логины и пароли).
  8. Данные о конечном продукте производства (описание, свойства, параметры и т. д.).

Любые сведения, которые важны именно по причине своей закрытости для большинства лиц, можно отнести к разряду служебной тайны.

Какая информация не составляет служебную тайну

П. 1.3 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" определяет информацию, которая не является служебной тайной.

К служебной информации, которая имеет ограниченное распространение, не относятся:

  1. Нормы законодательства, определяющие:
  • права, обязанности и свободы граждан РФ, возможность их применения;
  • правовой статус органов государственной власти и управления, общественных объединений, организаций и предприятий.

2. Информация гидрогеологического, гидрометеорологического, экологического, санитарно-эпидемиологического характера.

3. Нормы и порядок рассмотрения жалоб, писем и иных обращений как физических, так и юридических лиц, результаты проведенной работы.

4. Информация о возникновении чрезвычайных ситуаций и природных катаклизмов, несущих угрозу населению.

5. Данные об экономическом положении в стране и нуждах российских граждан, информация по освоению государственных ресурсов.

6. Информация об органах государственной исполнительной власти, их обязанностях, структуре и нормах деятельности, в том числе и адрес местонахождения.

7. Данные из библиотек, открытых архивных фондов, электронных баз данных организаций, которые требуются для возможности использования свободы граждан РФ, их прав и обязанностей.

Также сведения о том, к какой информации доступ не может быть ограничен, дублируются в статье 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Примеры служебной тайны

Более подробно различные виды служебных тайн рассмотрим на конкретных примерах.

Пример 1. Налоговая тайна. Налоговый кодекс РФ определяет, что к налоговой тайне относится вся информация о налогоплательщике, которая стала известна подразделениям налоговой инспекции или внебюджетных фондов, а также таможне. В случае если налогоплательщик относится к категории физических лиц, информация о нем также попадает в разряд личной тайны, т. е. является персональными сведениями.

В статье 102 Налогового кодекса РФ указано, что к налоговой тайне относится любая информация о налогоплательщике, в т. ч.:

  • налоговые декларации по тем видам налогов, которые обязательны к оплате в соответствии с законодательством РФ;
  • документы и информация, требуемая для начисления и оплаты суммы налога (к примеру, это могут быть документы, являющиеся основаниями для получения дохода, сведения из бухгалтерии). При этом для юридических лиц также обязательно подтверждение расходов организации за налоговый период и данные о налоговых отчислениях за три предшествующих года;
  • в соответствии со статьей 24 Налогового кодекса РФ - документы, дающие возможность проконтролировать корректность начисления и оплаты налогов;
  • другие дополнительные сведения и документация, которые предоставляются в территориальные подразделения налоговых инспекций в случаях, описываемых в Налоговом кодексе РФ.

В соответствии со ст. 102 Налогового кодекса РФ налоговую тайну не могут составлять такие сведения, как:

  • ИНН (идентификационный номер налогоплательщика);
  • размер уставного капитала юридического лица;
  • информация, переданная самим налогоплательщиком или с его одобрения;
  • данные о неисполнении или нарушении законодательных норм в налоговой сфере, а также предусмотренные за это меры воздействия;
  • информация, передаваемая иностранным правоохранительным или налоговым органам на основании межгосударственных соглашений о взаимодействии, в которых Россия выступает стороной по договору.

Пример 2. Тайна записи актов гражданского состояния (ЗАГС). На основании Федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (с изменениями и дополнениями), любая информация, которая стала доступна сотруднику органа ЗАГС, относится к персональным сведениям, являющимся конфиденциальной информацией, и не подлежит дальнейшему распространению или передаче третьим лицам. Акты гражданского состояния можно определить как юридические факты, обозначающие действия граждан, или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

На основании статьи 3 ФЗ № 143 "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 г. соответствующим образом должны быть зарегистрированы следующие события: рождение, смерть, усыновление, изменение имени или фамилии, факт установления отцовства, заключение или расторжение брака. Если гражданин РФ постоянно находится за границей, то регистрация любого из перечисленных выше событий осуществляется государственными консульствами РФ.

Сотрудники ЗАГСа не могут передавать любые сведения об усыновлении и предоставлять документацию, которая может послужить основанием для возникновения сомнений в том, что усыновители не являются биологическими родителями ребенка.

Аналогично не могут быть распространены данные об изменении имени или фамилии. При этом само физическое лицо, которое желает изменить эти сведения, должно сообщить о причинах при оформлении заявления (к примеру, отказ от использования фамилии бывшего мужа, неприятное на слух или труднопроизносимое имя/фамилия и т. д.). Эти причины также не могут разглашаться.

Предоставление конфиденциальных данных, имеющихся в органах ЗАГС, возможно только по соответствующим постановлениям судебных органов, органов следствия и дознания, прокуратуры или Уполномоченного по правам человека в РФ.

Исходя из всего вышеуказанного, тайну записи актов гражданского состояния можно включить как в категорию личной тайны (персональной информации), так и служебной тайны.

Пример 3. Врачебная тайна . В медицинской практике существует такое понятие, как деонтология (от греч. deon - должное и logos - учение), в соответствии с которым определены правила общения сотрудников лечебных учреждений с пациентами и их родными. При этом врачебная тайна отличается от многих других тем, что ее сохранность регулируется законодательными актами, в которых зафиксированы запреты и определена ответственность за нарушение этих норм.

Основные принципы обеспечения сохранности врачебной тайны определены Конституцией РФ. Также параметры врачебной тайны и меры ответственности за ее распространение в ситуациях, в которых предоставление конфиденциальной информации все-таки возможно, зафиксированы в законодательных актах об охране здоровья граждан РФ.

Согласно ч. 1 ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый россиянин имеет право на семейную и личную тайны, а также на невмешательство в частную жизнь. В таких обстоятельствах врачебную тайну можно отнести в разряд личной, при этом информация, которую пациент доверяет врачу, определяется таким понятием, как «профессиональная тайна». Право на нераспространение врачебной тайны относится к одним из главных конституционных прав гражданина России.

Пример 4. Тайна совещания судей. Сохранность тайн данной категории обеспечивается тем, что на судебное заседание, а также в помещение, где судьями выносится решение по делу, могут быть допущены только судьи или иные лица, включенные в судейскую коллегию и непосредственно принимающие участие в рассмотрении дела. При этом доступ посторонним лицам на заседания, как и использование других возможностей для общения с судейским составом, запрещены. Также ответственность за неразглашение тайны лежит и на самих судьях, то есть они не имеют права передавать третьим лицам информацию о теме заседания, решении каждого судьи, а также о результатах рассмотрения дела.

Как ввести режим служебной тайны

Режим служебной тайны - это мероприятия, проводимые на предприятии и направленные на сохранность конфиденциальной информации. Это может быть:

  • четкое выделение сведений, которые относятся к конфиденциальным;
  • определение принципов использования такой информации и случаев, при которых возможна ее передача третьим лицам;
  • ведение списка сотрудников, которые будут иметь доступ к служебной тайне;
  • разработка защитных мер;
  • проставление на документации с конфиденциальной информацией штампов с грифом «Коммерческая тайна».
  • распределить информацию на отдельные модули, то есть ограничить доступ сотрудников к данным рамками только того модуля, который им необходим для выполнения должностных обязанностей;
  • проанализировать документооборот на предприятии;
  • ограничить количество сотрудников, имеющих доступ к служебной тайне.

На нашем предприятии произошла ситуация, которая показала важность организации правильного документооборота. Гендиректор компании, которая осуществляла подготовку к тендеру, выявил пропажу важной документации. Первыми подозреваемыми стали конкуренты, поэтому предложение по тендеру было в срочном порядке откорректировано. Коммерческие предложения были полностью изменены с одновременным исправлением документации. Однако позже выяснилось, что исчезнувшие документы просто упали за тумбу.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона № 98 от 29.07.2004 г. «О коммерческой тайне», если владелец коммерческой тайны предпринял все перечисленные меры, то режим коммерческой тайны считается установленным. Таким образом, все сотрудники организации будут нести ответственность за нарушение такого режима.

В качестве режима служебная тайна вводится в случаях получения сотрудниками конфиденциальной информации, т. к. обязанность по обеспечению ее сохранности наступает в этот же момент. Аналогично может вводиться режим подписи определенной документации.

Мнение эксперта

Сформулируйте соответствующие локальные документы для защиты служебной тайны

Владимир Киселев,

управляющий партнер консалтинговой компании ExDev, Москва; директор Международной школы бизнеса Московской торгово-промышленной палаты

Сотрудники являются самым слабым звеном в цепочке защиты служебной тайны и, соответственно, главным каналом ее несанкционированного распространения. Работники организации могут передавать информацию, являющуюся служебной тайной, из корыстных интересов (получая оплату при ее передаче конкурентам), по неосторожности или просто случайно. Для построения функциональной защиты служебной тайны нужно в первую очередь повышать лояльность сотрудников. Необходимо создать все условия для того, чтобы интересы работников совпадали с интересами компании, а для этого нужно построить соответствующую систему мотивации и разработать оптимальные нормы корпоративного поведения. Как мне кажется, лояльность сотрудников не только играет важную роль в защите служебной тайны, но также является одним из главных принципов успешного ведения бизнеса.

Хороший директор должен уделять достаточно много внимания именно подбору команды сотрудников, которые будут иметь не только высокий профессиональный уровень, но также и высокую мотивацию и преданность интересам предприятия. Необходимо донести до персонала, какая именно информация является служебной тайной и какую ответственность каждый из них будет нести за ее распространение и передачу третьим лицам. Все эти пункты нужно зафиксировать в трудовых договорах или внутренних документах организации, при этом ознакомив с ними всех сотрудников под подпись. Важно также определить список конфиденциальной информации, разграничить доступ к ней, а также выделить основные принципы работы.

Рассказывает практик

Каждый сотрудник нашей компании подписывает обязательство о неразглашении коммерческой тайны

Александр Спарре,

председатель правления группы компаний «АвтоСпецЦентр», Москва

При устройстве на работу в нашу компанию каждый сотрудник подписывает не только трудовой договор, но также и документ, обязывающий его сохранять служебную тайну и не передавать данную информацию третьим лицам. Обо всех возникающих попытках посторонних лиц получить доступ к секретной информации работник организации обязан доложить своему руководителю. При этом устанавливать на рабочие компьютеры несанкционированное программное обеспечение запрещается без согласования данного факта с сотрудниками IT-отдела.

При работе с информационными системами действуют определенные ограничения. Все сотрудники ознакомлены, что, если будет нарушен хоть один из пунктов обязательства о неразглашении служебной тайны, это может повлечь за собой возникновение гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности в рамках законов РФ. При работе с базами данных, содержащими сведения по клиентам или персоналу компании, определены основные принципы, которые перечислены и зафиксированы в соответствующих должностных инструкциях. Эти меры являются вторым уровнем защиты служебной тайны в нашей организации.

Разработка плана по защите служебной тайны

Чтобы ввести режим служебной тайны, необходимо подготовить соответствующий план.

Разработка плана по защите служебной тайны состоит из следующих этапов:

1. Определение целей плана по защите коммерческой тайны:

  • недопущение распространения информации из категории коммерческой или служебной тайны работниками организации, а также устранение любых возможностей распространения данных по каналам связи;
  • недопущение несанкционированной передачи коммерческих, служебных или иных конфиденциальных сведений.

2. Анализ сведений, составляющих коммерческую тайну:

  • выявление информации, которую можно включить в категорию коммерческой или служебной тайны;
  • определение места, где данная информация появляется, аккумулируется и хранится;
  • выявление возможных каналов, по которым конфиденциальная информация может несанкционированно распространяться;
  • разработка мер по предотвращению такого распространения;
  • расчет выгоды по факту анализа расходов и прибыли от использования тех или иных защитных систем;
  • закрепление за каждым блоком обеспечения безопасности служебной тайны определенного сотрудника.

3. Обеспечение реализации деятельности системы безопасности по следующим направлениям:

  • создание буклета о сохранности коммерческой и служебной тайны, разработка правил по его изучению, а также по изучению списка сведений, которые включены в эти категории;
  • доведение до сотрудников компании информации о невозможности разглашения служебной тайны, в том числе проведение вводных инструктажей для новых сотрудников, подписание обязательств о неразглашении служебной тайны как для вновь принятых, так и для увольняющихся работников, разработка стимулирующих мер для неразглашения информации;
  • контроль технического обеспечения предприятия, забота о сохранности копировальной техники, фотоаппаратов и помещений в целом, входной контроль для посетителей компании и т. д.;
  • разработка порядка ведения, контроля и публикаций секретных документов, определение принципов делопроизводства на предприятии, контроль за цифровыми носителями секретной информации, уничтожение, за- и рассекречивание конфиденциальной документации, защита посторонних секретов;
  • разработка способов защиты цифровых каналов возможной утечки служебной тайны, то есть определение принципов работы с конфиденциальными данными, которые находятся в электронном виде;
  • разработка способов защиты технических каналов возможной утечки секретных данных, то есть создание правил работы с конфиденциальной информацией, находящейся в технических каналах, а также в системах, которые обеспечивают выполнение сотрудниками их должностных обязанностей;
  • обеспечение сохранности коммерческой или служебной тайны при подписании договоров с контрагентами и персоналом, работающим как на постоянной основе в штате, так и по трудовым контрактам, а также при решении иных гражданско-правовых вопросов.

Мнение эксперта

От каждой угрозы должна быть своя защита коммерческой тайны

Алексей Раевский,

генеральный директор компании SecurIT, Москва

Основными причинами несанкционированного распространения конфиденциальной информации являются:

  • кража персонального компьютера или иного технического оборудования, а также цифровых носителей с секретными данными;
  • получение правонарушителем прямого доступа к цифровому оборудованию, персональным компьютерам компании;
  • похищение секретной информации у персонала организации с использованием цифровых носителей информации, с помощью которых можно оперативно подключаться к ПК.

Для каждой из перечисленных причин нужно разработать соответствующую защиту. К примеру, на IT-рынке имеются продукты, которые могут блокировать USB-порты и персональные компьютеры, являющиеся возможными источниками утечки служебной тайны.

Рассказывает практик

Нужно определиться со своими приоритетами - экономия или защита коммерческой тайны

Антон Ларин,

эксперт в области безопасности, руководитель проектов по безопасности компании ExDev, Москва; доктор юридических наук

На сегодняшний день уже разработано большое количество способов записи совещаний, телефонных переговоров и т. д. Так, с использованием специальных технических средств можно даже, находясь довольно далеко от монитора компьютера, иметь возможность прочитать выведенную на него информацию. Чтобы защититься от таких высокотехнологичных вторжений, компании нужно будет нести крупные расходы, однако верная расстановка приоритетов (защита служебной тайны или сокращение расходов) помогут решить этот вопрос.

Для дополнительной защиты конфиденциальной информации можно разработать соответствующий документ - Положение о служебной тайне (можно скачать в конце статьи).

Сотрудник организации, который явился причиной разглашения служебной тайны (без привязки к действующим на предприятии способам защиты секретной информации, а также введенному режиму служебной тайны), несет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность.

Ответственность за разглашение служебной тайны

1. Административная ответственность.

Возможность быть привлеченным к ответственности такого рода присутствует у организаторов публичных торгов (сотрудники компании-госзаказчика) или же лиц, имеющих доступ к информации о внутренних параметрах деятельности предприятия, распространение которой может повлечь за собой уменьшение активов и снижение стоимости ценных бумаг (инсайдерская информация).

В данных ситуациях должностные лица могут быть привлечены к ответственности на основании статьи 14.24 или статьи 15.21 Кодекса об административных правонарушениях соответственно с оплатой штрафа в сумме от 30 000 рублей до 50 000 рублей или снятием с руководящей должности на период от 1 года до 2 лет.

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за разглашение служебной тайны определяется Уголовным кодексом РФ, а именно:

  • статьей 311 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность судьи или других участников судебного (уголовного) процесса, влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 320 Уголовного кодекса РФ: распространение информации о мерах, обеспечивающих безопасность сотрудника органов правоохранительных дел, также влечет наложение штрафа в размере до 200 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев;
  • статьей 155 Уголовного кодекса РФ: разглашение тайны усыновления ведет к наложению на виновное лицо штрафа в размере до 80 000 рублей или арест на срок до 4 месяцев.

Также невозможно назначить на должности в органы внутренних дел или иные государственные органы управления лиц, которые имеют/имели судимость, поэтому можно сделать вывод, что должностные лица, несущие уголовную ответственность по указанным выше основаниям, должны быть уволены по соответствующим статьям Трудового кодекса РФ.

Защита служебной тайны: 3 группы способов

Защита служебной тайны подразумевает под собой разработку и внедрение соответствующих организационных, технических и правовых норм. Чтобы установить режим служебной тайны, необходимо предпринять действия для ограничения доступа к секретным сведениям. В законодательстве РФ устанавливаются лишь основные направления для разработки защитных мер, однако какая-либо конкретика отсутствует.

Можно выделить следующие направления защиты служебной тайны:

  • сохранение конфиденциальности сведений, доступ к которым ограничен;
  • возможность получения соответствующих прав на доступ;
  • принятие мер для защиты от несанкционированного доступа: получения, изменения, уничтожения, блокировки, передачи, дублирования информации и т. д.

Способы

Описание

Правовые

1. Указание в трудовом договоре необходимости сохранения конфиденциальной информации.

2. Создание внутренних нормативных документов о мерах по защите коммерческой тайны. К примеру, можно разработать общее положение о коммерческой тайне (или отдельные документы, содержащие принципы работы с различными категориями информации (персональные данные, делопроизводство и т. д.).

3. Подписание с сотрудниками отдельных обязательств с требованием о неразглашении коммерческой тайны.

Организационные

1. Разработка принципов работы с конфиденциальными данными сотрудников организации, проведение обучающих мероприятий, а также контроль усвоения полученных знаний.

2. Определение и учет сотрудников, имеющих доступ к коммерческой тайне.

3. Ведение конфиденциального делопроизводства, а также работа в аналогичном порядке с бумажными и цифровыми носителями информации.

4. Определение основных норм деятельности отделов безопасности и иных подразделений, в обязанности которых входит защита коммерческой тайны.

Технические

Средства криптографической защиты информации, а также иные программные, аппаратные и физические средства защиты.

3 полезных книги о служебной тайне

1. В. В. Погуляев «Постатейный комментарий к Федеральному закону "О коммерческой тайне"» (2005).

В этой книге проводится классификация и анализ законов РФ, имеющих отношение к коммерческой (служебной) тайне, в том числе и ч. 4 Гражданского кодекса РФ в части новейших производственных разработок (ноу-хау).

2. Н. Валюженич «Коммерческая тайна: способы доступа и защиты» (2005).

В данной книге рассматриваются причины возникновения служебной (коммерческой) тайны, основные принципы доступа к секретной информации, закономерности «опасных типов» и способы их выявления, а также таблицы, составленные на основе характерных признаков этих типов. Отдельный блок выделен на разработку норм по защите служебной тайны в организации и сохранении ее конфиденциальности, а также важных направлений в обеспечении безопасности бизнес-структур.

3. Н. Валюженич «Коммерческая: предпринимательство и лояльность персонала» (2005).

В этом исследовании на профессиональном уровне, но достаточно понятно описываются основные проблемы обеспечения безопасности бизнеса в России. Рассматриваются тонкости руководства персоналом, в должностные инструкции которого входит работа с конфиденциальными данными, проверка его надежности, а также предлагаются конкретные меры для обеспечения безопасности структуры предпринимательского бизнеса.

Некоторые сведения считаются конфиденциальными и доступны узкому кругу лиц. К ним могут получить доступ только уполномоченные органы, если это не будет противоречить закону. Ответственность за разглашение служебной тайны накладывается на того человека, который нарушил закон. В лучшем случае гражданин сможет отделаться выговором или замечанием, однако может наступить даже уголовная ответственность.

Что является служебной тайной

Служебная тайна – это сведения, доступ к которым ограничен властью, служебными лицами и законодательством. Если гражданин в силу своей должности и обязанностей имеет доступ к подобной информации, он обязан ее не разглашать. Исключением является ситуация, когда запрос к конфиденциальным сведениям поступает от уполномоченного органа.

Чтобы было понятнее, мы рассмотрим примеры служебной тайны:

  1. Налоговая тайна. К ней можно отнести все сведения о налогоплательщиках, которые были получены ФНС. Если гражданин является предпринимателем, то этот факт тоже является конфиденциальным. Вся информация, поступающая в государственные органы, тщательно охраняется с использованием особых технологий защиты. Поэтому доступ к данным имеют только должностные лица.
  2. Секретная информация ЗАГСа. Сведения, поступающие в данный орган, тоже не должны разглашаться. Их может запросить только ограниченный круг лиц. Нельзя любому желающему озвучивать данные о рождении и усыновлении ребенка, смене имени, отчества или фамилии (и о причинах подобного решения), а также данные о вступлении в брак и разводе. Запросить эти данные могут только сами люди, к которым они относятся, а также суд, прокуратура, органы следствия и дознания.
  3. Данные об организации. Не допускается разглашение следующих данных: опыт работников и начальства, наличие судимости у людей, умения и навыки, особенности производства, методы обучения сотрудников, депозиты, сделки компании, охранные системы. Подобные сведения, попав в недобросовестные руки, могут подпортить репутацию фирмы, нанести ей серьезный ущерб или даже обанкротить организацию.

Неразглашение личных профессиональных сведений, а также другой вышеописанной информации требуется для защиты интересов физических и юридических лиц. Работник, имеющий доступ к служебной тайне, в случае незаконного распространения информации будет наказан.

Договор о неразглашении

Для сохранности конфиденциальных сведений сотрудники подписывают договор о неразглашении. Подобный документ составляется для каждого работника, который имеет доступ к служебной тайне. Необходимость в этом может быть у сотрудников правоохранительных органов, ФНС, кредитных компаний и т.д.

Важно! Доступ к служебной тайне может быть только у государственных служащих. В их обязанности входит обеспечивать сохранность сведений.

Обнародование секретных данных может привести к негативным последствиям, как для физического лица, так и для организации. Если человек подпишет соглашение о неразглашении, то при нарушении договора наступит ответственность. Если человек не хочет ставить подпись на данном документе, тогда он не может быть допущен к секретным данным.

Наиболее часто соглашение составляется как приложение к трудовому договору. Конкретного образца нет, но бумага должна содержать следующие пункты:

  1. Вводная часть (название бумаги, место составления, цель).
  2. Предмет соглашения.
  3. Обязательства обеих сторон.
  4. Общие положения.
  5. Ответственность (какие последствия наступят при нарушении конфиденциальности).
  6. Подписи сторон.

Как доказать разглашение сведений

Недостаточно обвинить человека в совершенном нарушении. Потребуется также доказать тот факт, что сотрудник разгласил служебную тайну. Даже для дисциплинарного взыскания понадобится подтвердить, что работник действительно виновен.

Сначала потребуется доказать, что секретные сведения были, и конкретное лицо имело к ним доступ. Делается это с помощью документов, допустим, приказа о защите данных, договора о неразглашении. После этого нужно определить условия обнародования информации, способ, причины и другие обстоятельства.

Следует собрать все доказательства, которые относятся к делу. Они потребуются для того, чтобы призвать нарушителя к ответу за свои действия.

Какая ответственность предусмотрена

Разглашение служебной, профессиональной и коммерческой тайны – наказуемое деяние. В лучшем случае к человеку применят дисциплинарное взыскание, если рассекречивание случилось по неосторожности. Сотрудник может получить выговор, замечание, но также его могут уволить.

Административная ответственность наступит для должностных лиц, которые намеренно допустили утечку данных о юридическом лице. При этом данный поступок привел к снижению стоимости ценных бумаг и падению активов. Наказание будет по статье 15.21 КоАП – человека оштрафуют на сумму до 50 000 рублей.

Уголовная ответственность наступит в следующих ситуациях:

  1. Разглашена тайна усыновления – штраф до 80 000 рублей, арест до 120 дней.
  2. Обнародованы данные о мерах безопасности для участников уголовного действа – штраф до 200 000 рублей, заключение до 4 месяцев.
  3. Передача сведений, относящихся к безопасности работника правоохранительных органов, – штраф до 200 000 рублей, лишение свободы до 120 дней.

Каждая ситуация будет рассматриваться отдельно. Однако нарушитель, как в Украине, так и в России, будет наказан.




Просмотров