Сообщения intellect board автомобиль и закон. Законы робототехники

Нашествие машин

В скором будущем роботы будут покушаться на наши рабочие места, озабочен Европарламент. Там обнародовали проект по регулированию деятельности роботов - не исключено, что он даст толчок к созданию нового законодательства. Читается как научная фантастика.

Будущее уже наступило - такой вывод можно сделать из проекта доклада, представленного в Европарламенте и посвященного... роботам. А точнее - юридическим и законодательным вопросам, связанным с фактом их существования.

Но с какой стати европарламентарии занялись правами тех, кого юридически не существует? В докладе отмечается: человечество стоит на пороге новой эры, когда множество ультрасовременных роботов, андроидов и иных воплощений искусственного интеллекта могут стать причиной промышленной революции - она затронет все слои общества, так что, мол, жизненно необходимо рассмотреть все возможные последствия. Звучит сенсационно: в конце концов, одно дело, когда так говорят футурологи, другое - когда перед тобой текст официального документа. Впрочем, одними декларациями авторы не ограничиваются и приводят статистику: между 2010 и 2014 годом рост продаж роботов в Европе в среднем составил 17 процентов в год, в 2014-м - и вовсе рекордные 29 процентов. А число ежегодных патентных заявок в сфере робототехники за последние 10 лет и вовсе утроилось!

Техника познания

Сегодня роботами называют почти любое автоматическое устройство, выполняющее какую-то функцию. С точки зрения рыночной экономики это привлекательно, с точки зрения науки - спекуляция.

Данные Европарламента вполне соотносятся с победными реляциями Международной федерации робототехники (IFR): в прошлом году продажи промышленных роботов в мире установили новый рекорд - 248 тысяч единиц. А к 2018-му в заводских цехах разместят около 2,3 млн роботов, как минимум вдвое больше, чем в 2009-м (1 млн). Еще больше завораживают цифры по сервисным роботам: по данным той же IFR, в 2014-м по всему миру было продано 4,7 млн таких автоматов для личных нужд или домашнего использования (на 28 процентов больше, чем в 2013-м), а между 2015-м и 2018-м в год реализуют 35 млн! Фантазия разработчиков не ограничивается роботами-пылесосами. В компании Sony уже заявили о разработке робота, способного "наладить эмоциональную связь" с человеком, робот-адвокат (строго говоря, компьютерная программа) лихо оспаривает у полиции Лондона и Нью-Йорка штрафы за парковку, а система искусственного интеллекта недавно обставила в имитации воздушного боя полковника ВВС США. И пусть это еще не роботы в том виде, как их изображает Голливуд (речь, скорее, о продвинутых автоматах), однако революция, как ни крути, налицо.

Самый сенсационный момент - создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями.

Теперь о тревожном. Нет, машины не захватят власть над людьми, однако они вполне могут отобрать наши рабочие места, о чем и предупреждают в докладе. А вот прогноз от Oxford University: половина рабочих мест в США будут отданы роботам в ближайшее десятилетие или два - речь не только о заводских рабочих, но и о водителях такси, например. Видят ли опасность эксперты?

Роботы все чаще взаимодействуют с людьми в различных сферах жизни,- признает Сюзанна Бек, профессор права в Университете Ганновера (Германия) и признанный специалист по проблеме.

Нечеловеческая ответственность

Голливуд постоянно дополняет и модифицирует первые три "закона" робототехники - не причинять вред человеку, повиноваться ему и заботиться о своей безопасности

В интервью "Огоньку" профессор Бек подчеркивает: сегодня шансы, что автоматы могут нарушить права и интересы "третьих сторон", возросли. К тому же машины все более автономны и все труднее назначать конкретных людей ответственными за их действия. Чтобы избежать такого "отсутствия юридической ответственности", заключает эксперт, и нужно адаптировать существующие законы к новой реальности с участием роботов.

Фактически доклад, представленный в Европарламенте, пытается законодательно ответить на новые вызовы (его докладчик, член парламента от Люксембурга Мади Делво, на момент сдачи номера была недоступна для комментария). Самый сенсационный момент, о котором сразу написали мировые СМИ,- это создание особого правового статуса для роботов, они станут "электронными личностями" с правами и обязанностями. Еще один пункт связан с налогами: речь о том, что компании, владеющие роботами, должны сообщать, какой вклад те делают в прибыль компании, из этого будут рассчитываться налоги и отчисления в систему социального обеспечения. Авторы рассматривают и случаи, когда в результате автономных действий робота нанесен некий ущерб - кто за него будет платить? По сути, предлагается в докладе, необходима система обязательного страхования, как в случае с дорожным движением, однако на дорогах система страхования покрывает действия людей, в случае же с роботами это могут быть их производители... А как насчет прав на интеллектуальную собственность, созданную роботом? Кому они будут принадлежать? Здесь, пишут авторы, требуются дополнительные законодательные усилия.

«Мы уже живем в новой реальности»

Почему современных математиков называют шаманами, о чем думает искусственная нейросеть и какое отношение имеет проблема Больших данных к племенным курам.

Эксперты, впрочем, считают, что паниковать из-за засилья автоматов пока все же не стоит. По словам Сюзанны Бек из Университета Ганновера, то, что роботы могут заменить людей, громко сказано, хотя, как любая новая технология, они могут изменить некоторые виды нашей деятельности, прежде всего механические. Хорошая новость состоит в том, что людям останется творческая работа, недоступная для машин. И вот уже рисуются фантастические перспективы: роботы могут облегчить нам ежедневную жизнь, поддержать нас в физически тяжелой работе и подарить больше свободного времени, ну а все, что требуется,- это адекватно реагировать на возникающие вызовы.

Как живая

"Человечество стоит на пороге создания роботов, которых можно полюбить",- сообщила газета The Financial Times, и российские блогеры обрадовались. В основном, конечно, ликуют мужчины.

Так не пришла ли пора кодекса законов, вроде трех законов робототехники, что придумал фантаст Айзек Азимов? Ученые пока не знают, как вложить их в "мозг" роботов, а значит, говорится в докладе, эти законы могут относиться к... создателям роботов! Сюзанна Бек уточняет: было бы правильнее обсудить, в каких сферах нашей жизни автономные машины нужны, а в каких они вызовут, скорее, настороженность и сомнения (речь, к примеру, об автономных системах вооружений); продумать, что делать с размыванием человеческой ответственности из-за того, что все больше решений принимают автоматы... Словом, тем для споров - множество. Есть и "горячие": Christian Science Monitor напоминает, что в США озабочены законодательным регулированием одной из сфер, связанных с робототехникой,- беспилотными автомобилями. Как бы не опоздать: по прогнозам, такие автомобили появятся на американских дорогах уже в 2020-м...

Брифинг

Леонель Моура , художник в области искусственного интеллекта и робототехнического искусства:

Если мы сумеем установить с роботами симбиоз, взаимовыгодные отношения, тогда да, можно не опасаться. А если у нас не получится - возникнут проблемы. Но я думаю, что все формы жизни, включая искусственный разум, стремятся к сотрудничеству, хотят избежать конфликтов. Роботы не хотят воевать с людьми, конечно, если речь не идет о военных роботах, там ответ будет другой. Но я хочу рассматривать роботов как напарников, сотрудников. Пока я больше боюсь людей.

Скорость - совершенное оружие, сказал недавно Илон Маск, обсуждая финансовые результаты Tesla за третий квартал этого года. Но он имел ввиду отнюдь не скорость своих машин. Речь шла о скорости работы роботов, которые эти машины собирают. Позднее в Твиттере Маск прокомментировал , что уже через несколько лет нам понадобится стробоскоп, чтобы оценить скорость движения роботов.

Скорость развития робототехники и искусственного интеллекта, по всей видимости, переходит на новый уровень. И человечество это понимает - в 2017 году, чтобы не вылететь с трассы, оно приняло национальные и общемировые правила обращения с ней. Проиллюстрирую текущий уровень технологий, и попробую объяснить, почему принятие законов робототехники - неизбежно.

На волне прогресса

По данным Международной Федерации Робототехники, невероятно быстро растет рынок промышленных роботов. В 2016 году их продажи достигли почти 300 000 единиц. Пять лет назад этот показатель был почти вдвое меньше. В результате объем только одного этого рынка составил $13 млрд, а с учетом смежных рынков ПО и компонентов – все $40 млрд.

Уже не первый год завод компании Siemens в Амберге один программируемый контроллер в секунду с невероятным уровнем качества - процент брака составляет всего 0,00115%. Достигнуть скорости производства в 12 млн единиц в год одновременно с сохранением качества помогают роботы - 75% операций автоматизировано.

В Великобритании уже несколько лет успешно используют хирургических роботов Da Vincie для борьбы с раком простаты. Их главное отличие от обычных - высочайшая точность, сохранение околооперационных тканей, а также быстрые сроки восстановления. В свежем исследовании рынка хирургических роботов говорится , что среднегодовой прирост этого рынка в 2017-2021 годах составит 10,53%.

Уже давно никого не удивляет робот-пылесос, как и робот-мойщик окон. Благодаря удешевлению компонентов и производству целого ряда моделей в Китае их стоимость стала серьезно падать, и они хлынули на рынок. Достаточно на финансовые показатели только одного производителя, чтобы понять насколько вырос рынок домашних роботов в последние несколько лет - они уже продаются миллионами штук.

Робот Cheetah компании Boston Dynamics еще в 2012 году показал скорость движения, сопоставимую с рекордами Усейна Болта, а их антропоморфный робот Atlas, в 2017 уже научился делать сальто назад. Но технические достижения - это, пожалуй, не самое впечатляющее. Поражает скорость проникновения робототехники во все аспекты нашей жизни.

Наконец, все чаще компании стали объявлять о наборе роботов в штат. Известный всем пример российского банка, который попытался заменить юристов «искусственным интеллектом», а в некоторые отделения уже поставил роботов для обслуживания посетителей, - одна из ярких, но далеко не единственных иллюстраций.

За робота ответишь?

Скорость внедрения новых технологий действительно поражает! Хорошо это или плохо, вопрос риторический. Однако с развитием робототехники активизировалась новая проблема – регулирования.

Действительно, чем больше появляется роботов (особенно, таких) и киберфизических систем, тем больше вопросов вызывает применение к ним действующих норм. Постулаты Азимова о непричинении вреда человеку и человечеству умными роботами уже давно не вызывают эмоций у большинства специалистов.

Вопросы, ответы на которые хотелось бы получить уже сейчас: есть ли ограничения на использования военных роботов? Кому принадлежат авторские права на созданные роботом произведения и кто ответит за его поступки, например ущерб, принесенный автопилотируемой машиной?

В применение «искусственного интеллекта» в финтехе уже нужно вмешаться, или стоит подождать еще нескольких сбоев бирж? Как будем защищать имплантируемые роботизированные механизмы и что делать, если имплантат в сердце есть, а компании-производителя уже нет?

Ну и наконец, проблема сильного искусственного интеллекта (ИИ, сравнимый с человеческим мозгом по уровню интеллекта) все-таки реальна и нам уже нужно контролировать его разработки, или разберемся как-нибудь потом?

Самозарождение правил

Первые подходы к таким проблемам обозначили в Южной Корее. В 2007 году там анонсировали разработку Этического устава роботов (документа с тяжелой судьбой; о его существовании за пределами Кореи практически ничего так и неизвестно, хотя корейская версия, как оказалось, похоже все-таки существует). Затем там же приняли закон о содействии развитию умных роботов.

Но в последние годы проблема регулирования вышла на новый уровень. Обозначим основные подходы.

Частные законы . Множество экспертов высказывало свои мнения о том, как должны регулироваться отношения между роботами и людьми. Например, Три закона робототехники фантаста Айзека Азимова , или Десять законов ИИ Сатьи Наделлы , руководителя компании Microsoft. Даже Карел Чапек, создатель слова «робот», упоминает в R.U.R. некую Лигу Гуманности, борющуюся за права роботов на нормальное отношение со стороны людей.

Позиция сообществ . Иногда высказанные предложения о регулировании поддерживаются целым сообществом экспертов. Хороший пример - 23 Азиломарских принципа искусственного интеллекта, разработанных и опубликованных в январе 2017 года под эгидой Future of Life Institute. Их подписало уже почти 4 000 экспертов и специалистов. Ученые предлагают направить свои усилия на создание управляемого, надежного и полезного ИИ, отказаться от «гонки вооружений» на основе ИИ и подумать о безопасности разработок, а также ответственности самих разработчиков.

Предложения, которые высказываются экспертами, по существу являются примером первых попыток саморегулирования , когда частные лица или компании разрабатывают правила до того, как государство разработает законы, обязательные для выполнения. Одним из характерных атрибутов саморегулирования является объединение в ассоциации. Их правила становятся обязательными для ее членов. Примером такой ассоциации является Partnership on AI - партнерство, участниками которого являются Amazon, Apple, Google, IBM, Facebook, Microsoft и другие. Оно создано в 2017 году и о конкретных правилах говорить пока рано, но мы видим один из уникальных примеров объединения крупнейших компаний мира (к слову, конкурентов в ряде областей) вокруг проблемы развития искусственного интеллекта.

Регулирование на национальном уровне

На протяжении 2017 года мы увидели целый ряд примеров того, как государство пытается регулировать киберфизические системы.

Например, в Германии принят закон, призванный открыть дорогу автономному транспорту. Законодатели выделили категорию автомобилей «со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения» и разрешили водителями отвлекаться от ситуации на дороге. Одновременно, правда, удвоили лимит ответственности за причиненный вред и ввели правило обязательной установки «черного ящика».

В этом году на CES 2017, как ни странно, наиболее интересные технологии представляли производители авто. Машина перестает быть просто средством передвижения и превращается в самый настоящий гаджет. Автомобили наполнены кучей электроники и порой перестают напоминать внешне привычные нам машины. Беспилотные авто — вообще особая тема. Технологии автоматического управления автомобилем тестируют и пытаются внедрить многие компании. Также популярно становится и внедрение искусственного интеллекта в автомобиль. Все это довелось увидеть на CES 2017.

Toyota Concept-i

Например, Toyota показала на CES 2017 собственное видение будущего автомобилей — Concept-i. Главная фишка Concept-i не автономность, а наличие в автомобиле искусственного интеллекта Yui. Основная цель такой машины с собственным интеллектом — сделать процесс езды и взаимодействия автомобиля и человека проще. Хотя куда уж проще? Дави на педали и смотри на дорогу. Но в Toyota по своему видят будущее, где умный помощник Yui буквально будет ощупывать вас, ведь он умеет не только связываться с водителем посредством голоса или цветовых оповещений, но и с помощью тактильной отдачи. Yui буквально может к вам прикоснуться. Звучит зловеще, но так в Toyota представляют себе будущее. Конечно Concept-i может ездить и автономно, но главное заключается именно в поддержке водителя. Искусственный интеллект способен считывать эмоции человека. И если он заметит, что водитель становится рассеянным, то заведет с ним беседу или другим способом даст понять, что пора отдохнуть.

Divergent Blade

Немного по-другому видят ближайшие лет 10-15 ребята из команды Divergent 3D. Как понятно из названия, компания специализируется на 3D печати. Печати автомобилей! Их детище, Divergent Blade является суперкаром и способен разгоняться до 100 км/ч всего за 2,5 секунды. Ездит этот автомобиль на газе или бензине, но при этом является гораздо более экологичным транспортом чем электромобили. А все потому, что распечатанный на 3D принтере Blade несет на 65% меньше вреда экологии, чем собранный на конвейере электромобиль. Интересно и то, что Blade это не только распечатанный на принтере кузов, что уже далеко не новость, но и шасси. Основа автомобиля тоже распечатана на 3D принтере и состоит из 28 килограмм алюминия и 19 кг карбона. На сборку этого шасси понадобится 30 минут и три человека. Кстати, полностью Divergent Blade весит 630 кг, а двигатель который устанавливается в этот имеет мощность в 700 л/с, то есть больше чем 1 л/с на килограмм веса. Невероятный результат.

Беспилотные авто

Основная идея многих показанных на CES 2017 машин — автономное вождение. Мир буквально помешался на этой идее. Так свое видение беспилотного авто показала Honda. Ее NeuV рассчитана на двух человек и видится компании, как идеальный автомобиль для Uber. То есть такси без таксиста. Honda показали и самопередвижные табуретки, правда совсем непонятно зачем они вообще нужны. Также японцы продемонстрировали умный мотоцикл, который способен следовать за водителем или потихоньку катиться в пробке не теряя равновесия. Говорят, что все за счет умной начинки.

Hyundai решила шокировать внешностью, вернее ее обычностью, ведь представленный беспилотный автомобиль Ioniq ничем не отличается от самой обычной машины. Все сенсоры спрятаны внутри кузова. Корейцы, как бы дают понять, что их будущее немного ближе, чем у конкурентов.

BMW показала новую систему интерфейса HoloActive Touch, который должен будет использоваться в автомобилях в ближайшем будущем.

Электромобили

Второй главный тренд автомобилей на CES 2017 — электрическая силовая установка. Электрокары одним словом. Tesla своим появлением изменила этот мир и доказала, что электромобили это реальность. Поэтому крупные производители теперь пытаются так активно создать свои собственные электромобили. Например, Mercedes привезла на выставку концепт внедорожника EQ, который по словам компании уже готов к серийному производству и должен появиться в продаже в 2019 году. Силовая установка и аккумуляторы в этом автомобиле позволят ему от одной зарядки проехать 500 километров. Кстати, привыкайте к этой фразе «проехать на одной зарядке», скоро это станет нашей повседневной реальностью.

Это доказывает и Nissan, которые привезли на CES 2017 новое поколение электромобиля Leaf. Nissan не просто показали новый Leaf, они представили уникальную интеллектуальную систему SAM — Seamless Autonomous Mobility. Японцы планирует создать центр управления беспилотными авто — как NASA следит за своими кораблями, так и Nissan будут следить за беспилотными автомобилями. Встроенный в Leaf искусственный интеллект SAM способен самостоятельно разбираться со всеми дорожными ситуациями, но если вдруг он не сможет понять, как ему действовать дальше, то он обратится в центр управления. Он в свою очередь даст необходимые руководства по дальнейшим действиям. В общем Nissan пытается разобраться с проблемой адекватности автопилотов.

Ford решили не заморачиваться с созданием собственного умного помощника и обратились к Alexa — искусственному интеллекту от Amazon. Так вы сможете прямо из машины зажечь умную лампочку Philips Hue в доме или завести двигатель автомобиля удаленно, или включить дома кондиционер. Непонятно зачем это реально нужно когда есть смартфоны, Ford это не объяснили, но такая коллаборация выглядит как минимум интересно, ведь Alexa сегодня очень популярна в США.

Faraday Future FF91

А пока все пытаются создать электрокар с автопилотом и умным помощником будущего, ближе всего к реальности оказалась небольшая компания Faraday Future из Лос-Анджелеса. В прошлом году этот проект представлял на CES какой-то невероятно футуристичный концепт FFZero1, а уже в этом году Faraday представили практически серийный автомобиль FF91. На одной зарядке FF91 может проехать 608 км. При этом заряжаться может от любых типов зарядных станций. Суммарная мощность Faraday Future FF91 — 1050 лошадиных сил. Цифра впечатляющая. С нуля до сотни этот электромобиль разгоняется за 2,39 секунды, это на 0,01 быстрее чем Tesla Model S. Бойцовские качества спорткара этот автомобиль совмещает с утилитарностью минивэна. Помимо продвинутого автопилота и умного помощника внутри расположена куча дисплеев для водителя и всех пассажиров, целые системы сенсоров, камеры и Wi-Fi антенны. У каждого водителя FF91 будет собственная учетная запись, она позволит загружать все индивидуальные настройки электрокара — настройку кресел, руля, зеркал, приборов и так далее. Более продвинутая система памяти, которая есть в современных автомобилях. Производство Faraday Future FF91 начнется в 2018 году. Пока неизвестно даже примерно, сколько будет стоить этот электрический автомобиль, но уже можно встать в очередь заплатив $5000.

Основные задачи, которые решает программный комплекс «Авто-Интеллект»

Автоматизация контроля проезда транспортных средств на территорию предприятия

В «Авто-Интеллекте» реализована функция распознавания номеров транспортных средств по видео, получаемому от видеокамеры. «Авто-Интеллект» сохраняет в базу данных распознанный номер, изображение транспортного средства, часть кадра с номерным знаком, дата и время регистрации, адрес и другие данные. Таким образом, формируется база всех транспортных средств, прошедших через зону контроля.

В единую систему может быть объединено неограниченное количество видеокамер, серверов хранения и обработки данных, а также автоматизированных рабочих мест оператора.

Автоматическое обнаружение нарушений ПДД и подготовка постановлений об административных наказаниях

Для получения из федеральных и региональных баз данных сведений о владельце транспортного средства, для создания, регистрации и печати постановлений о назначении административных наказаний используется информационная система, позволяющая автоматически обрабатывать и автоматизировать контроль фото- и видеоматериалов, поступающих в электронном виде от систем фотовидеофиксации правонарушений и формировать на их основе дел об административных правонарушениях. Данная система позволяет повысить эффективность пополнения муниципального бюджета за счет штрафов за административные правонарушения.

Розыск транспортных средств

«Авто-Интеллект» позволяет оперативно ввести в собственную базу номер и другие данные разыскиваемого транспортного средства, а также сравнить этот номер с всеми распознаваемыми номерами и в случае совпадения оповестить об этом оператора. «Авто-Интеллект» позволяет сравнивать распознанный номер с федеральными и региональными базами данных розыска, а также с собственными локальными базами.

Оптимизация дорожного движения

Данная задача может решаться детекторами транспортных средств, например, детектором транспорта, который считает количество транспортных средств, их скорость и длину.

Автоматизация взимания платы за пользование платными автодорогами

Автоматизация технологических процессов

В программную платформу «Авто-Интеллект» интегрированы специальные модули, позволяющие автоматизировать производственные процессы, в частности - организацию весового контроля. Модуль обеспечивает своевременный контроль и точный мониторинг работы системы безопасности, автоматически формирует отчеты и производит обмен данными в режиме реального времени в системы бухгалтерского учета.

Контроль оборота подвижного состава

«Авто-Интеллект» распознает номера пассажирских и грузовых железнодорожных вагонов по видеоизображению, определяет направление движения, ведет подсчет вагонов в составе и вносит полученные данные, синхронизированные с видеозаписью, в базу данных. Система позволяет получить по каждому железнодорожному вагону отчет, содержащий время прохождения поста контроля, название поста и связанные видеокадры.

Распознавание номеров грузовых контейнеров

Решение с использованием модуля «ARH-Контейнеры» распознает номерные знаки грузовых контейнеров и сохраняет в базу полученные данные, синхронизированные с видеозаписью. С его помощью осуществляется поиск контейнеров и отслеживается их перемещение. Решение ориентировано на применение в системах управления железнодорожной и портовой логистикой, таможенного контроля грузов.

Основные функции программного комплекса «Авто-Интеллект»:

  • автоматическое распознавание государственных номерных знаков транспортных средств;
  • автоматический поиск распознанных номеров в базах данных (в том числе базах правоохранительных органов) с оповещением оператора;
  • накопление результатов распознавания и соответствующих фото-, видео-материалов в базе данных для последующего использования;
  • интеграция со специализированным оборудованием: средства контроля скоростного режима, интеллектуальные видеокамеры;
  • автоматическое обнаружение фактов нарушения ПДД:

Делегация Госдумы во главе со спикером Вячеславом Володиным посетила Татарстан

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин,Председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин, заместитель Председателя Государственной Думы Владимир Васильев и председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин на презентации технопарка. Фото Анны Исаковой/Фотослужба Государственной Думы

В Госдуме создадут Совет по законодательному обеспечению цифровой экономики. Депутаты разработают законопроект о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. По прогнозам футуролога Рэя Курцвейла, к 2022 году все страны мира примут похожие законы.

Цифровые технологии стремительно развиваются

В Казань с Вячеславом Володиным приехали заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев, руководители думских комитетов Леонид Левин, Сергей Жигарев, Дмитрий Морозов и Вячеслав Никонов. Утром 13 февраля депутаты побывали в IT-парке. Такие площадки в России есть только в Сколково, Зеленограде и Казани. Технопарк представляет собой комплекс зданий с современной технической инфраструктурой, созданной для начинающих IT-компаний. Им создают все условия для разработки и вывода новых продуктов на рынок. Ключевое направление работы резидентов технопарка - программное обеспечение, в том числе для «электронного правительства» и «электронных госуслуг». В технопарке работает 31 компания, общая численность работающих - 800 человек.

В ходе встречи с представителями IT-бизнеса Вячеслав Володин напомнил, что Президент России в своём Послании уделил особенное внимание развитию цифровой экономики. «Сегодня IT-индустрия одна из самых перспективных отраслей в нашей стране, и она стремительно развивается», - констатировал спикер Госдумы.

По его словам, парламентариям предстоит подготовить целый ряд законопроектов, развивающих сферу цифровой экономики. Один из них - о взаимодействии человека и искусственного интеллекта. В России уже принят ряд законов по поддержке IT-сектора, действуют налоговые льготы. В конце прошлого года Госдума приняла закон, по которому IT-компании будут до 2023 года платить сниженные до 14 процентов страховые взносы. Приняты законы, уравнивающие в правах российские интернет-компании с зарубежными. Необходимо поддерживать российских программистов, создать специалистам в IT-сфере все условия, чтобы они работали в России, а не уезжали за границу.

«Надо заниматься этим фундаментально, создавая условия для любой точки роста в этой отрасли», - сказал Вячеслав Володин. Инновационных площадок в России должно быть много, и если наша страна эффективно сработает в этом направлении, то будет успешно развиваться вся экономика. Кстати, даже в разгар кризиса рост IT-сектора составил 15 процентов.

Утро депутата начнётся с обращений граждан

Депутаты познакомились с новыми технологиями, которые делают жизнь людей удобнее. В Татарстане разработали систему электронного документооборота, электронные дневники. В электронном режиме идёт работа с обращениями граждан, отслеживаются сроки рассмотрения, реакция на просьбы. С 2006 года рассмотрено 167 миллионов обращений граждан.

Опыт Татарстана пригодится при разработке программы мониторинга законопроектов для Госдумы, о создании которой Вячеслав Володин говорил в декабре 2016 года. В зале Совета Думы может появиться большой экран, на котором будет отображаться, как комитеты рассматривают законопроекты, кто эффективно работает, а кто отстаёт.

Важно совершенствовать и работу с письмами избирателей. «Депутат должен видеть, как идёт работа с обращениями граждан, в том числе в регионе, - продолжил Володин. - Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан». Эти вопросы визуализируют, а обратная связь у депутатов и избирателей станет постоянной, а не только во время региональной недели. Программа контроля за прохождением обращений приобщит депутата к избирателю в режиме реального времени и оптимизирует работу парламентариев, добавил глава нижней палаты парламента.

Находясь в Москве, депутат должен начинать утро с контроля за обращениями граждан.

Госдума разработает законопроекты о телемедицине и ГЛОНАСС

Отдельный зал в технопарке посвящён системе ГЛОНАСС. Во многих городах страны её используют, чтобы информировать пассажиров, когда общественный транспорт прибудет к остановке. «Возможно, пора подумать о законе, который позволил бы пассажироперевозчикам раскрывать данные о координатах транспорта для распространения этой практики по всей России», - сказал Вячеслав Володин.

В технопарке разработана новая система контроля скорости на дорогах, позволяющая определять нарушения скоростного режима не в одной точке, а на целом отрезке дороги, чтобы водители не допускали резкого повышения скорости на участках, где нет камеры. Такая система, по словам разработчиков, «гармонизирует» транспортный поток. В зонах контроля за скоростным режимом в Татарстане смертность от ДТП снизилась на 50 процентов. Заместитель председателя Госдумы Владимир Васильев спросил, в какую сумму обходится проект. Работа системы стоит недёшево: 100 километров обойдётся примерно в 6,5 миллиона рублей в месяц, если приборы контроля устанавливать на каждые 1-2 километра дороги.

Уже в этом году Госдума может принять закон о телемедицине, которая способна расширить возможности российского здравоохранения, повысить его доступность. «Применение телемедицины позволит обеспечить пациентов новыми медицинскими услугами, сократить время принятия решений в трудных ситуациях, - сказал спикер. - Всё вместе это повысит эффективность оказания медицинских услуг, поможет снизить смертность и увеличить продолжительность жизни в России».

Для Володина тема инноваций не новая. Работая в Администрации Президента России, он курировал вопросы развития IT и Интернета, регулярно встречался с представителями этих отраслей. При его поддержке в 2004 году был создан Институт развития Интернета (ИРИ), который занимается современными технологиями и выстраивает диалог между участниками рынка и властью. По поручению президента институт в 2015 году подготовил долгосрочную программу развития российской части сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики.

Иннополис - город будущего

В ходе визита в Татарстан делегация из Москвы побывала в Иннополисе. Это город в Верхнеуслонском районе в 30 километрах от Казани. Его достроят к 2030 году, а численность составит 150 тысяч человек.

В Иннополисе уже сооружены технопарк, спорткомплекс, а скоро появятся детский сад, общеобразовательная школа, медицинский центр. Глава Татарстана Рустам Минниханов подчеркнул, что университет - это интеллектуальное ядро города. Численность студентов доведут до 5000, и рядом с университетом появится инфраструктура, которая обеспечит комфортные условия для лучших специалистов IT-сферы.

Депутаты пообщались с профессорами и студентами вуза, который специализируется на образовании и научных исследованиях в области современных информационных технологий и робототехники. Вячеслав Володин обратил внимание на то, что весь мир скоро столкнётся с необходимостью комплексного правового регулирования этой сферы. Это нужно делать и в России. Инициатива подготовки законопроекта на эту тему была на днях озвучена Дмитрием Гришиным, председателем совета директоров и сооснователем Mail.ru Group. Спикер Госдумы предложил профессорам и студентам на правах экспертов по робототехнике принять участие в обсуждении этой темы.

Университет Иннополиса - первый в России вуз, специализирующийся на робототехнике. Здесь 85 профессоров, 75 процентов которых иностранцы. Вячеслав Володин спросил у профессоров, когда, по их мнению, в России должен появиться законопроект о взаимодействии искусственного интеллекта и человека? Специалисты университета считают, что такой закон появится в течение пяти лет.

Володин подчеркнул, что, исходя из прогнозов футурологов, в 2022 году во всём мире будут приняты законы, регулирующие взаимоотношения человека и роботов. По его словам, не за горами время, когда роботы придут, например, на смену водителям автобусов и троллейбусов. Насколько быстро это произойдёт, зависит от студентов инновационных вузов.



Просмотров