Срок обжалования протокола подведения итогов электронного аукциона. Обжалование тендера

Участник тендера, чьи права были нарушены во время проведения торгов может восстановить нарушенное право путем подачи иска в суд, другой – более действенный вариант решения проблемы - это жалоба в ФАС России. Срок рассмотрения жалобы и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления жалобы. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Рассмотрим особенности этой процедуры защиты своих прав и законных интересов.

Нормы

«Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказа»(Глава 8 Федерального Закона № 94-ФЗ);

Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб (Приказ ФАС России от14.11.2007г.№379);

Гражданский кодекс РФ(Глава11 «Исчисление сроков»);

АПК РФ (Глава 13 «Предъявление иска». Глава24 «Оспаривание нормативных правовых актов, решений, действий(бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц»)

От кого

Жалоба в ФАС на несоответствие процедуры проведения конкурса установленным требованиям закона об электронных аукционах, может быть отправлена от:

Заказчика;

Поставщика.

На кого

Если действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа, то жалоба может быть направлена на действия(бездействия) следующих участников тендерного процесса:

Заказчика;

Уполномоченного органа;

Специализированной организации;

Оператора электронной площадки;

Конкурсной, аукционной и котировочной комиссии.

Куда

Заказы для федеральных нужд – в федеральный орган исполнительной власти (ФАС России).

Государственный оборонный заказ – в Рособоронзаказ.

Заказы для нужд субъекта РФ– в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ.

Заказы для муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

Если обжалуются действия (бездействие) оператора электронной площадки, то такие жалобы рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.

Жалоба не является препятствием для обжалования действия (бездействия) в судебном порядке (ч.1 ст.57 Закона 94-ФЗ)

Форма

Подача жалобы осуществляется в письменной форме. Подача жалобы в форме электронного документа предусмотрена только в случае, если участник размещения заказа подал заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Поскольку частью 4 статьи 57 Закона о размещении заказов не предусмотрена подача жалобы в электронном виде, жалобы, поданные в ФАС России в электронном виде, не через функционал электронной площадки, не рассматриваются. Любой участник размещения заказа вправе направить жалобу в соответствии с положениями статей 57, 58 Закона о размещении заказов в письменной форме или посредством использования факсимильной связи.

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки (при наличии таких сведений), фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

3) указание на размещаемый заказ, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.

Участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Копия жалобы направляется тому, на кого подается жалоба(ч.6. ст.57 Закона 94-ФЗ)

Сроки

Согласно ч. 2.1 ст. 57 Закона № 94-ФЗ обжалование допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте

Протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

Протокола аукциона;

Протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

Протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

и не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте

Протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч.3 ст. 40 Закона № 94-ФЗ;

Протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона – не позднее чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе.

В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при заключении контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения контракта.

По истечении сроков, установленных законом обжалование осуществляется только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 2.2. ст. 57 Закона № 94-ФЗ, обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Рассмотрение

Этап1

Рассмотрение жалобы по формальному соответствию требованиям, предъявляемым к жалобе. На данном этапе жалоба может быть возвращена в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 59 Закона № 94-ФЗ. Решение о возвращении жалобы может быть принято не позднее чем через 2 рабочих дня со дня поступления жалобы.

Этап2

Рассмотрение жалобы и возражений на жалобу по существу (5 рабочих дней со дня поступления жалобы).

Ответственность

Согласно ст. 7.29–7.32 КоАП РФ заказчик, уполномоченный орган могут быть привлечены к административной ответственности в случае неправильного выбора способа размещения заказа, несвоевременного размещения информации при проведении открытого аукциона в электронной форме, нарушения порядка проведения аукциона. ФАС может принять решение о введении штрафных санкций или о полном закрытии торгов и аккаунта заказчика.

Оператор электронной площадки может быть привлечен к административной ответственности в следующих случаях:

Нарушения порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, а также нарушения порядка аккредитации участников размещения заказа (ч. 10 ст. 7.30 –КоАП РФ);

Нарушения срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

Нарушения порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

Нарушения порядка ведения реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч. 4 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

Нарушения оператором электронной площадки правил документооборота, порядка и сроков размещенияи направления информации, проектов контрактов (ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

Разглашения сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме (ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Практика показывает, что основными нарушениями являются следующие:

1. Нарушение норм ФЗ-94, устанавливающих три вида обеспечения госконтракта. Заказчик может настаивать только на банковской гарантии или, что еще хуже, на обеспечении госконтракта только собственными средствами исполнителя.

2. Незаконный отказ поставщику в участии или в праве исполнения контракта.

3. Должностные лица конкурсных комиссий не исполняют обязанности, установленные ст. 15 Закона № 94-ФЗ, по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10% от общего годового объема закупок.

4. Практика включения заказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. об указании в приложении в составе заявок сведений и документов, не предусмотренных законодательством.

Жалоба подается в Федеральную Антимонопольную службу, которая в течение 5 дней обязана вынести решение. По данным ФАС России, заметно увеличилось количество обращений участников электронных аукционов на неправомерные действия или бездействия заказчиков, противоречащие Закону о размещении заказов.

В I квартале 2011 года в Федеральную Антимонопольную службу поступило 6 311 жалоб на действия (бездействия) заказчика или уполномоченного органа. Из них 2 092 жалобы поданы на действия федеральных заказчиков, 1 946 - заказчиков на уровне субъектов Федерации, 2 273 - муниципальных заказчиков. Обоснованными признаны

2 083 жалобы (44% от общего количества рассмотренных). Доля постановлений о штрафах, выданных ФАС, увеличилась в I квартале 2011 года на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Рост количества обращений участников электронных аукционов на неправомерные действия или бездействия, противоречащие Закону о размещении заказов, вызван не только количеством нарушений. Причина - в росте количества самих торгов, а также в том, что участники тендеров начали пользоваться данной законом возможностью отстаивать свои права.

По мнению специалистов Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР), далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является умысел: часто речь идет о низкой профессиональной квалификации должностных лиц. Случается, что в отдаленных регионах заказчики плохо владеют компьютером, не говоря о знаниях законодательства о размещении госзаказа. Иногда по незнанию процедуры заказчик может отказать участнику торгов просто из-за того, что нажал не ту кнопку. Эксперты считают распространенной ошибкой ситуацию, когда поставщик выиграл электронный аукцион, направил проект контракта на подписание государственному заказчику, а тот протянул время и не смог подписать контракт в установленное законом время. Заказчик, наконец, спохватывается, решает подписать контракт, но система ему этого уже не позволяет - срок пропущен. В итоге заказчик нажимает кнопку «Отказаться от заключения контракта», переходит к тому участнику торгов, который показал вторую по выгодности цену, а потом закономерно получает жалобу от победителя тендера.

Необъективные результаты торгов можно опротестовать путем обращения в УФАС или арбитражный суд, используя установленный Законом порядок обращения за восстановлением нарушенного права незаконными действиями или бездействиями заказчика, аукционной комиссии.

Для подачи жалобы необходимо наличие законного основания и правильное оформление жалобы. Распространенными причинами возврата жалоб является отсутствие в материалах жалоб требуемых законом (ст. 58 Закона о размещении заказов) сведений:

О наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, заказчика, фамилиях членов комиссий, действия (бездействие) которых обжалуются;

Отсутствие доводов жалобы и документов, подтверждающих обоснованность жалобы;

Жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Признание торгов недействительными - судебная практика по этому вопросу весьма разнообразна. Нарушение каких правил может привести к оспариванию торгов, в каком порядке оно осуществляется и к каким последствиям приводит — об этом пойдет речь в нашей статье.

Правовое регулирование проведения торгов

Правовое регулирование процесса проведения торгов осуществляется в зависимости от их разновидности:

  • Общие положения о проведении торгов путем организации аукциона, конкурса и т. п. установлены ст. 447-449.1 ГК РФ.
  • Основы биржевой торговли или торгов на специализированных финансовых рынках регламентируются законом «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ.
  • Проведение торгов на право заключения госконтрактов подчиняется правилам, установленным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Продажа с молотка имущества должника осуществляется в соответствии с гл. 9 закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
  • Аукционная продажа или передача в аренду земельного участка из государственной собственности проводится согласно ст. 39.11-39.13 ЗК РФ.
  • Собственные требования к организации торгов предъявляет и закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ст. 17).

Данный список дает только общее представление обо всей совокупности законодательных актов, регулирующих институт проведения торгов. Однако существует еще довольно большое количество подзаконных нормативных актов в этой сфере, которыми также не следует пренебрегать.

Кроме всего упомянутого, нелишним будет ознакомиться с правовой позицией высшей судебной инстанции, изложенной, например, в информационном письме президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 101. Однако наиболее полную картину, связанную с организацией торгов и их проведением, можно представить, изучив судебную практику по этому вопросу.

Основания для оспаривания торгов

Основным правилом, влияющим на действительность торгов, является соблюдение требований, закрепленных в законе. Поводами для оспаривания торгов могут служить:

  • безосновательное отстранение участника;
  • отказ от принятия предложенной более высокой цены;
  • несоблюдение сроков, указанных в извещении;
  • другие нарушения.

ВАЖНО! Если торги были проведены с нарушениями, но последние носили малозначительный характер и не оказали какого-либо воздействия на результат торгов, суд может отказать в удовлетворении такого иска.

Приведем несколько примеров, когда суды посчитали допущенные нарушения достаточно серьезными для признания торгов недействительными:

  1. Размещение информации о предстоящих торгах в ненадлежащем печатном издании лишило потенциальных участников возможности принять участие в торгах (определение ВС РФ от 23.06.2015 № 307-ЭС15-5804).
  2. Отстранение от участия в торгах по той причине, что вместо участника задаток был внесен иным лицом, было признано безосновательным (постановление 15-го ААС от 04.08.2016 № 15АП-7920/2016).
  3. Размещение неверной информации о платежных реквизитах повлекло за собой невозможность своевременного перечисления задатков. Отстраненные по этой причине участники добились признания недействительности торгов (определение ВС РФ от 20.05.2016 № 07-ЭС15-10940).
  4. Недействительным был признан аукцион, в информации о котором не было указано конкретное место (помещение), где он проводился. Суд посчитал, что ненадлежащее информирование участников могло повлиять на итоги аукциона (постановление АС УО от 28.07.2016 № Ф09-7267/16).

ВАЖНО! Невыполнение установленных для торгов правил может повлечь за собой признание недействительности их и, как следствие, заключенных по их итогам сделок. При этом на действительность сделки не будет оказывать влияния факт ее частичного исполнения (постановление АС МО от 24.10.2016 № Ф05-14521/2016).

Как осуществляется признание торгов недействительными

Торги может оспорить любое заинтересованное лицо. Тем не менее это лицо должно доказать, что приводимое им в качестве обоснования нарушение непосредственным образом затронуло его права и оказало воздействие на результат торгов.

Законом (ст. 449 ГК РФ) предусмотрен особый срок, в течение которого можно заявить подобное требование. Он составляет 1 год с даты проведения торгов.

При решении вопроса, каким процессуальным инструментом можно воспользоваться для оспаривания торгов, нужно учесть следующее:

  1. Требования о признании торгов недействительными должны быть заявлены в исковом порядке (п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 № 50). Если при рассмотрении такого иска предполагается участие физического лица, следует обращаться в суд общей юрисдикции (ч. 2 ст. 27 АПК РФ), за некоторыми исключениями:
    • оспаривая торги, проведенные в процессе банкротства, надлежит обращаться в арбитраж (п. 12 ст. 20 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ);
    • оспаривание аукциона по продаже акций также может стать предметом арбитражного разбирательства независимо от того, что участником спора будет гражданин (ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ, постановление ФАС ВВО от 30.08.2013 по делу № А28-564/2012);
    • в других случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 27 АПК РФ.
  2. Если оспариваются не торги в целом, а только отдельные действия (бездействие) приставов, иных должностных лиц или государственных органов, так или иначе связанные с торгами, применяется административное судопроизводство в судах общей юрисдикции (по гл. 22 Кодекса административного производства РФ) или производство из публичных правоотношений в арбитражных судах (по гл. 24 АПК РФ). Выбор между ними происходит по следующему принципу. Если нарушенные права связаны с осуществлением предпринимательской (иной экономической) деятельности, нужно обращаться в арбитраж (ч. 1 ст. 198 АПК РФ), если не связаны, то в общегражданский суд в порядке, установленном КАС РФ.

ВАЖНО! При исковом порядке предъявления требований, например при признании недействительной реализации имущества должника через торги, истцу не потребуется оспаривать отдельные действия пристава. Эти действия суд самостоятельно оценит при рассмотрении иска (п. 10 Обзора судебной практики ВС РФ от 06.07.2016 № 2).

Лицо, считающее, что сделка была заключена по итогам неправомерных торгов, может обратиться с требованием о недействительности либо такой сделки, либо торгов (п. 44 постановления Пленума ВС и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22).

В заключение еще раз подчеркнем, что торги, проведенные с нарушением законных требований, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. Такое нарушение должно быть существенным и оказывающим влияние на исход торгов. Среди оснований для оспаривания есть неправомерное отстранение от участия, несоблюдение сроков, указанных в извещении и др. Перечень оснований не является закрытым.

Обжаловать результаты торгов (конкурса) и восстановить нарушенные права участника торгов можно путем подачи иска в суд , либо подав жалобу в управление ФАС . В случае если участник размещения заказа подал заявку на участие в электронной форме, жалоба подается в форме электронного документа, и срок ее рассмотрения и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН» осуществляет специализированную помощь при отказе в допуске кучастию в аукционе, обжаловании его результатов, а также вобжаловании действий котировочной комиссии .

Сроки подачи жалобы в ФАС

Согласно Федеральному Закону № 44-ФЗ обжалование результатов торгов (конкурса) допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте:

  • протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
  • протокола аукциона;
  • протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;
  • протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

И не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте:

  • протокола аукциона,
  • протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона –не позднее чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола.

По истечении сроков, установленных законом, обжалование действий специализированной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Рассмотрение жалобы в ФАС

Решение о возвращении жалобы может быть принято не позднее чем через 2 рабочих дня со дня ее поступления.

Рассмотрение жалобы и возражений на нее по существу осуществляется в сроки не более 5 рабочих дней со дня поступления.

Самые частые нарушения при размещении госзаказов

  • нарушение норм ФЗ-44, устанавливающих виды обеспечения госконтракта, например, заказчик настаивает только на банковской гарантии или, что еще хуже, на обеспечении госконтракта только собственными средствами исполнителя;
  • незаконный отказв допуске к участию в торгах или в праве исполнения контракта;
  • формирование требований к конкурсной документации, которые приводят кограничению количества участников;
  • включениезаказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. сведений и документов, не предусмотренных законодательством.

Кроме упомянутых стандартных причин обращения в суды и антимонопольные органы по обжалованию результатов конкурсов и действий специализированной (котировочной) комиссии, возникают и другие сложные коллизии между сторонами заключенного государственного контракта, требующие неотложного юридического вмешательства.

В подобных случаях квалифицированная помощь юристов Консалтинговой Группы ЭТАЛОН позволит Вам избежать значительных финансовых и репутационных потерь.

Положительные сдвиги в законодательстве в сфере госзакупок

Отмена поручительства в качестве финансового обеспечения (согласно оценкам ФАС РФ, около 80% предоставляемого государственным заказчикам финансового обеспечения являлось фальшивым, т. е. обеспечение предоставляли компании, заявляющие недостоверную финансовую и бухгалтерскую информацию), и новые законодательные нормы для госзакупок лекарственных средств (один лот – одно «лекарство»), и новые правила, касающиеся организации закупок детского питания и соответствующих услуг. Это и появление общероссийского открытого интернет-портала www.zakupki.gov.ru, на котором размещена вся информация о проводимых торгах, реестр контрактов, реестр всех поданных в ФАС России жалоб участников торгов с информацией о датах и результатах рассмотрения, после чего стало можно говорить о начале становления общественного контроля в данной сфере.

Как следствие, широко распространенная в прошлом коррупционная уловка заказчика, заключающаяся в недоступности для копирования части информации о предмете торгов, практически исчезла из мошеннического арсенала. В соответствии с законодательством формат размещения информации на сайтах органов государственной власти должен позволять ее копировать, в противном случае торги просто аннулируются.

Уточнено, что извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайтеwww.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до окончания подачи заявок на участие в нем, аукциона – за 20 дней.

Определен срок, отводимый на подписание проекта договора. Он должен составлять не менее 10 дней с момента размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона), либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) в случае признания его несостоявшимся. Данный срок указывается в конкурсной (аукционной) документации.

Запрещено снижать цену договора ниже начальной, указанной в извещении о торгах, в том числе и при дальнейшем его исполнении. В то же время ее можно увеличить по соглашению сторон в порядке, установленном договором.

Если торги не состоялись по причине подачи только 1 заявки или участия только 1 заявителя, организатор обязан заключить с ним договор на условиях и по цене, предусмотренных заявкой и конкурсной (аукционной) документацией (но не ниже начальной). При этом заявка должна соответствовать установленным требованиям.

В случае признания торгов несостоявшимися по иным основаниям могут проводиться новые (в том числе на иных условиях или в другой форме).

И наконец, сегодня в законечетко определена процедура и сроки обжалования результатов торгов их участниками.

Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

Несколько нестандартных случаев – примеров решений судов различных уровней в пользу участников торгов (подрядчиков)

  • ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-4713/2012 от 15.10.2012 признал, что подрядчик по госконтракту вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила ранее оговоренную.
  • ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А70-12441/2011 от 09.10.2012 пояснил, что установленная подрядчиком в процессе работ необходимость выполнения иных видов работ, которые, по его мнению, не были согласованы сторонами, не свидетельствует о незаключенности контракта. ФАС указал, что действия, которые в таких случаях должен совершить подрядчик, предусмотрены в пункте 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  • 13-й Арбитражный апелляционный суд, Санкт-Петербург, в Постановлении № А21-1628/2011 от 31.08.2012 указал: частичное исполнение госконтракта не препятствует признанию торгов недействительными, даже с учетом того, что работы были выполнены на 50%.
  • ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении № А53-13754/2011 от 24.10.2012 пояснил, что признание договора ничтожной сделкой не является основанием для отказа от оплаты выполненных обществом работ, результатом которых пользуется ответчик (т. е. заключение договора с нарушением требований 94-ФЗ не освобождает от оплаты принятых работ).

Судебная практика демонстрирует, начиная с 2012 года, рост количества обращений участников электронных аукционов. Причина кроется и в увеличении количества самих торгов, и в том, что шансы участников тендеров оспорить их результат и отстоять свои права увеличиваются по мере совершенствования законодательства. Причем, по мнению специалистов Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР),далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является умысел: часто речь идет о низкой профессиональной квалификации должностных лиц как заказчиков, так и участниковразмещения заказа, а иногда о недостаточно мощном компьютерном обеспечении, особенно в удаленных регионах.

Анализ постоянно обновляющегося законодательства и накопленной судебной практики ведет к следующему выводу – даже в такой традиционно «коррупционноёмкой» сфере, как госзакупки, участвовать в конкурсах можно и нужно; обжаловать результаты тендера, а также действия специализированной (котировочной) комиссии и отстаивать свои права в случае их нарушения в процессе конкурса также можно и нужно, только делать это надо максимально грамотно и с точным соблюдением всех нюансов сегодняшнего законодательства в этой области. Безусловно надежнее будет доверить работу по отстаиванию Ваших интересов в судах и антимонопольных органах специалистам.

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН обладают высокой квалификацией и большим опытом в обжаловании результатов торгов.

Профессиональный юрист бесплатно проанализирует Вашу ситуацию и предложит решение Вашей проблемы.


По истечении сроков, предусмотренных для обжалования действий в уполномоченном органе, соответствующие действия заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии могут быть обжалованы только в судебном порядке.

Судебными органами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов участников размещения заказов, являются суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды.

В арбитражных судах обжалуется большинство спорных ситуаций, возникающих в ходе.

Обжалование результатов электронного аукциона

Участник тендера, чьи права были нарушены во время проведения может восстановить нарушенное право путем подачи иска в суд, другой – более действенный вариант решения проблемы — это жалоба в ФАС России. Срок рассмотрения жалобы и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления жалобы. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

АПК РФ (Глава 13 «Предъявление иска».

Обжалование, оспаривание результатов аукционов, конкурсов

Обжаловать результаты торгов (конкурса) и восстановить нарушенные права участника торгов можно путем подачи иска в суд. либо подав жалобу в управление ФАС. В случае если участник размещения заказа подал заявку на участие в электронной форме, жалоба подается в форме электронного документа, и срок ее рассмотрения и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Консалтинговая группа «Эталон» осуществляет специализированную помощь при отказе в допуске к участию в аукционе.

Оспаривание результатов торгов

У любого участвующего в размещении заказа есть право на обжалование в суде, а также в порядке, который предусмотрен в гл. 8 закона о размещении заказа, действий или отсутствие необходимых действий, нарушающих его законные права и интересы, совершаемых следующими субъектами:

Жалобы на какие-то положения конкурсной документации, документов об аукционе или извещения о проведении

Оспаривание торгов.

Торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае проведения их с нарушением правил, установленных законом (ст. 449 ГК). Из формулировки данной статьи следует, что сделки, нарушающие правила, установленные законом в отношении проведения торгов, нужно считать оспоримыми сделками. Оспоримость торгов значительно сужает возможность признания их недействительными как по кругу лиц, которые вправе подать соответствующий иск, так и по срокам оспаривания (применяется сокращенный срок исковой давности для их оспаривания продолжительностью один год - п.

Оспаривание торгов

Пока еще Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд » действует. Поэтому для участников размещения заказов или антимонопольного органа представляет интерес возможность оспаривания результатов проведенного конкурса и заключенного на его основе государственного или муниципального

Оспаривание торгов?

Согласно п.1 ст.449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Таким образом, по мнению суда, законодатель предоставляет право обжаловать конкурс только заинтересованным лицам.

Однако нарушения порядка проведения торгов не могут являться основанием для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

,
управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"

Пока еще Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " действует. Поэтому для участников размещения заказов или антимонопольного органа представляет интерес возможность оспаривания результатов проведенного конкурса и заключенного на его основе государственного или муниципального контракта.

Итак. Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2013 г. № 03АП-3697/13.

Фабула дела

Истец (один из участников аукциона) подал иск о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого аукциона в электронной форме, результат которых оформлен протоколом подведения итогов, и признании недействительным государственного контракта, заключенного ответчиками по результатам проведения открытого аукциона.
Право на иск истец как участник оспариваемых торгов обосновал тем, что допущенные при проведении торгов нарушения привели к неправильному определению победителя торгов, при отсутствии которых истец мог бы выиграть торги.

Суд первой инстанции отказал, суд апелляционной инстанции отменил акт нижестоящей инстанции и удовлетворил иск.

Выводы суда:

  • Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ " " при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  • Учитывая, что аукцион проводился на право заключения договора об оказании охранных услуг, то участник аукциона должен был иметь лицензию на ведение соответствующей деятельности. Ответчик не имеет данной лицензии, но соответствующая лицензия есть у истца.
  • Следовательно, это свидетельствуют о несоответствии второго ответчика вопреки п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " " требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных законом и документации об открытом аукционе в электронной форме.
  • Допущенные конкурсной комиссией нарушения на этапе допуска претендентов к участию в торгах не только повлияли на результат определения победителя аукциона, но и решающим образом изменили этот результат.
  • Аукцион проведен с нарушением установленных требований, повлиявшими на результат определения его победителя, и оспорен надлежащим лицом, которое при отсутствии нарушений могло бы выиграть этот конкурс либо (в случае признания его несостоявшимся) иметь возможность в дальнейшем реализовывать свое намерение по заключению договора с заказчиком.
  • В силу признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Поэтому требования истца удовлетворить.

Что я думаю по этому поводу:

  • Если истец заявил только требование о признании недействительным торгов, то высока вероятность, что будет отказ. Например, как в этом в ФАС Волго-Вятского округа от 19 марта 2013 г. № Ф01-7404/13 по делу № А31-3911/2012, когда суд дополнительно отметил следующее: "оспаривание в суде размещения заказа может происходить путем оспаривания содержащихся в протоколе решений аукционной комиссии и договора (контракта), заключенного на основании таких решений аукционной комиссии. Результатом проведенных аукционов являются договоры. Однако требования о признании заключенных государственных контрактов недействительными или о признании незаконными, содержащихся в протоколах решений аукционной комиссии, Общество не заявляло. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены".
  • Если истец не заявляет требование об обеспечении иска в виде запрета исполнять заключенный контракт, то высока вероятность также получить отказ в иске. Как, например, в этом деле – ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2013 г. № Ф06-1802/13 по делу № А55-18021/2012, когда суд указал: "Признание недействительными торгов и контракта, заключенного по его итогам, должно быть направлено на реальное восстановление прав заинтересованного лица, обратившегося с иском. В настоящий момент контракт сторонами исполнен, поэтому избранный способ защиты не влечет восстановление прав заявителя".
  • Если есть желание посмотреть на приемлемые формулировки соответствующего ходатайства об обеспечении иска, то рекомендую посмотреть на это


Просмотров