Статистическое наблюдение в правовой статистике. Измерение преступности и ее учет Согласно теории уголовной статистики преступность измеряется числом

§ 2. Программно-методо логические вопросы статистического наблюдения

дельная семья. В правовой статистике такими единицами являют­ся преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица - это источник, откуда поступает первич­ная статистическая информация о единицах наблюдения. В уго­ловно-правовой статистике, например, такими источниками яв­ляются: отделение милиции, городские (районные) органы вну­тренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитывают­ся изучаемые статистикой социально-правовые явления. Соглас­но теории уголовно-правовой статистики, преступность измеря­ется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах, их совершивших). Отсюда заре­гистрированная преступность - это данные как о фактах преступ­лений, так и о лицах, совершивших преступления.

Эти данные важно разграничивать. Они практически всегда раз­личаются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Вот убедительный тому пример: за январь - декабрь 1997 г. в России зарегистрировано 2 397 311 преступлений, а лиц, совершивших преступления, выявлено 1 372 161. При оценке по­добной картины необходимо помнить, что статистика зарегист­рированных преступлений включает и те, по которым оказались неустановленными лица, подлежащие привлечению в качестве об­виняемых. Поэтому при сравнении зарегистрированной преступ­ности одновременно по фактам и лицам целесообразно учитывать данные и о тех преступлениях, по которым не выявлены лица, их совершившие. Расхождения этих суммарных величин бывают след­ствием распространенности групповой преступности, а также со­вершения двух и более преступлений одним и тем же лицом. Так, в 1997 г. из общего числа выявленных лиц совершили преступле­ния: в группе"- 446 708, в том числе организованной или в составе преступного общества - 16 100.

По этим же причинам единицей измерения распространенности преступности не может быть уголовное дело (следственное или су­дебное производство, протоколы и материалы, находящиеся в про­изводстве), именуемое иногда в правоохранительной практике еди­ницей учета.

Единицы измерения в уголовной статистике обусловливают­ся целями наблюдения. Так, при изменении цели наблюдения, на166 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

§ 2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

пример определение объема проделанной работы, то же уголов­ное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.



Очень важным вопросом является разработка программы ста­тистического наблюдения. Любое явление, в частности преступ­ление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический признак - это конкретное свойство, качество, от­личительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются сущест­венными, основными для характеристики объекта, исходя из це­ли исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснован­ный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследу­емой единице наблюдения). В программу наблюдения включают­ся такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее прак­тическое и теоретическое значение и являются наиболее сущест­венными для данного объекта. Содержание программы определя­ется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистиче­ского исследования. Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правиль­но с научных позиций составленная программа и строго достовер­ные данные- это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в опреде­ленных показателях весь ход реализации государственных мер со­циального контроля над преступностью, ее уровень, структуру, ди­намику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ - теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных зако­ном действий государственных органов по социальному контро­лю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ на­блюдения) являются действующие на территории Российской

Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-ис­полнительное законодательство, а также различного рода норма­тивные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики - характеристика преступности и процесс ре­ализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие сво­ими показателями: 1) состояние преступности, ее структуру, ди­намику, причины и условия, способствующие совершению преступ­лений, а также личность преступника; 2) систему виктимологиче-ских показателей и других общественно опасных последствий пре­ступности^) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) детельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике долж­на быть подразделена на две части, характеризующие своими по­казателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находя­щихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и ди­намику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчи­ков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Поскольку программа наблюдения как система взаимосвя­занных показателей и признаков получает наиболее полное выра­жение в действующей отчетности, составляемой на основе пер­вичных документов, поэтому мы рассмотрим подробно ее при оз­накомлении с отчетностью в правоохранительных органах.

К программе статистического наблюдения предъявляются оп­ределенные требования. Так, вопросы программы должны отра­жать существенные признаки, непосредственно характеризую­щие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.

Важна и последовательность их расположения. Логичный по­рядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получе­ние достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу на­блюдения целесообразно включать вопросы контрольного харак­тера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволя­ют создавать такие программы статистического наблюдения, ко­торые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых со168 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной инф ормации

§ 3. Организацио нные вопросы статистического наблюдения

вокупностей.Это широко практикуется и при проведении крими­нологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специаль­ном бланке - статистическом формуляре.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров - индивидуальную (кар­точную) и списочную. При индивидуальной системе каждая кар­точка-формуляр предназначается для регистрации одной едини­цы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются це­ли и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, пере­писные листы) и инструкция по его заполнению составляют ин­струментарий статистического наблюдения. В настоящее время по­лучают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ".

Собранные в результате данные проходят контроль и преобра­зуются в форму, воспринимаемую современной техникой, перено­сятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие опе­рации при формировании больших массивов баз статистических дан­ных, используются новые технологии и документы. Так, данные по­следних переписей населения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.

Характеристика признаков объектов статистического наблю­дения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокура­туры, юстиции и судов.

Выбор места проведения обследования зависит главным обра­зом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения стра­ны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей стра-

" См.: Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н.Полевого; канд. юрид. наук В.Крылова. М., 1994.

ны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистра­ции преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике оп­ределяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регист­рации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения проку­рором обвинительного заключения.

Правильное и своевременное решение широкого спектра ор­ганизационных вопросов наряду с тщательной методологичес­кой подготовкой обусловливает успех любого статистического наблюдения.

Напомним, что к организационным вопросам статистическо­го наблюдения относятся - выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассыл­ка документов первичного учета и форм статистической отчетно­сти, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связан­ные с проведением статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статисти­ческую отчетность; специально организованное наблюдение; ре­гистры и мониторинг.

Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесенные в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или стати­стические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определенный период.

170 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

Измерение преступности предполагает определение

Ø объема,

Ø изменение во времени и по территории

на основе информации, отражающей вышеперечисленные проявления преступности. Результат измерений – оценка количественных и качественных показателей.

Соответственно измерение, ведущее к оценке, основано на качественно-количественных показателях. В деятельности правоохр органов эта оценка основана на офиц статистике, в кот закрепляется ряд показателей. Однако за этими пределами остается криминологическая информация, кот характеризует уровень латентности, география преступности, состояние ее организованности, цена преступности (в офиц статистике выражается частично, в виде мат ущерба, причиняемого преступностью, в виде количества причиненных смертей и количества причиненного вреда здоровью, имущественного ущерба), при этом не учитывается деление на первичные и вторичные жертвы (родственники, близкие). \ => для измерения преступности кроме офиц статистики нужно пользоваться данными криминологических исследований.

Показатели преступности

Их можно разделить на количественные и качественные.

К количественным относят:

1. число совершения преступлений: общее (число всех выявленных), по группам, отд преступлений. Под состоянием преступности понимают число преступлений, совершённых на определённой территории за определённый период времени (только зарегистрированные преступления ). Это только количественная характеристика преступности, своеобразная «фотография». Она не позволяет увидеть ничего, кроме чисел.

2. число лиц, совершивших преступление с тем же дроблением (всем, роды, отд преступление) + по полу, возрасту и пр.

3. Число потерпевших. Общее число пострадавших.

4. Мат ущерб в рублях в отношении имущественных и экономических преступлений.

5. коэффициент преступности. Абсолютный уровень преступности выражается в общем числе всех зарегистрированных или выявленных. Относительный же уровень выражается в коэффициентах: общем и дифференцированном. Общий коэффициент преступности показывает число совершенных преступлений на относительную долю населения. Дифференцированный же показывает число зарегистрированных конкретных групп или видов преступности на относительную долю нас. Общий рассчитывается, например, по формуле: К n = E n х 100.000 населения \ H. Дифференцированный коэффициент: K n диф = E nk x 100.000 \ H. Дифференцированный коэффициент может применяться и к отд группе нас, и к отд группе преступлений, и отд преступлению. При женской и несовершеннолетних указывать именно их, а не все население. Кроме того, рассчитывается коэффициент преступной активности : количество выявленных преступников на относит долю населения.



Качественные (количественно-качественные) показатели:

1. структура преступности . Количественно-качественный показатель, показывает отношение отд вида или отдельной группы преступлений ко всей преступности. Структура преступности выражается соотношением удельного веса одного преступления или группы к другому преступлению или группе или всему массиву преступности. C n = Y 1: Y 2 … Y n . Удельный вес Y 1 = E k: E n x 100%.

2. динамика преступности. Динамика – изменение, оказывает рост или снижение. Под динамикой понимается изменение уровня преступности или ее структуры во времени, за определенный промежуток времени. Динамику характеризует: абсолютный рост, темп роста и темп прироста. Абсолютный рост А р = Е п тек – Е п пер. Темп роста Т р = Е п т: Е п пер х 100%. Темп при роста : Т пр = Т р -100%.

3. характер преступности . Это вид преступления или группа, имеющих наибольшую распространенность или наибольшую общественную опасность в определенный период развития общества (а не год разницы).

Офиц показатели подразделяются на неск видов. Мы будем пользоваться статистикой МВД, а не органов прокуратуры (а вернее СКП). Второй вид офиц статистики – суд статистика, третий – соц статистика (морально-нравственная какая-то). Суд статистика меньше правоохранительной, ибо отражает не количество преступлений, а количество приговоров, не количество лиц, выявленных при совершении преступлений, а количество осужденных.

Цена преступности

Цена преступности все отрицательные последствия , кот возникают в обществе в силу того, что в нем существует преступность . Цена преступности может быть выражена через соотношение между собой категорий разл тяжести.

Мы не знаем всех соц последствий преступности, эффективности борьбы с ней и причинах ее развития. Возможно, цену преступности можно приравнять к годовому бюджету страны. Эта цена складывается из двух групп потерь:

1. социально-экономические: прямой и косвенный ущерб, причиненный преступностью, упущенная выгода, законодательная деятельность, расходы на содержание правоохранит органов, оплата процесс деятельности, содержание судимого населения.

2. социально-психологические: чувство страха, неуверенности граждан перед преступностью, недоверие граждан к возможностям государства обеспечить охрану их конституционных прав и свобод, недоверие к правоохранит системе, нежелание сотрудничать с правоохранительными органами.

Латентная преступность и методы ее измерения

Это неучтенная преступность, кот не вошла в офиц уг статистику по объективным или субъективным причинам. Объективно латентная преступность охватывает ту часть преступности, кот не учтена по объективными причинам, не зависящим от воли лиц, ответственным за регистрацию. Субъективно латентная не отражается по причинам, зависящим от воли должностного лица или др лиц, вовлеченных в преступление.

На ряду с латентной выделяется фактическая, то есть вся реально существующая преступность. О ней не свидетельствует реальная статистика, о ней можно говорить лишь приблизительно.

1. незаявленные преступления. В правоохр органы не поступило информации. Латентная в узком смысле.

2. неучтенные преступления. Стали известны правоохр органам, но не получили юр оценки => скрыты от регистрации.

3. неустановленные преступления. Получили огласку, зарегистрированы, но не получили правильной юр оценки в силу допущенной ошибки правоприменителя (неверная квалификация ) или в силу того, что потеряли юр оценку вследствие неустановленного состава преступления.

С 1 янв 2006 в РФ действует система учета совершения преступлений и правонарушений, Типовое положение о регистрации преступлений и правонарушений, Положение о едином порядке регистрации, инструкция О порядке заполнения учетных документов, 8 форм статистических карточек на каждое уг дело.

Основные методы изучения и измерения латентной преступности.

1. наиболее распространенным является метод виктимологического опроса населения, то есть опрос потенциальных или реальных жертв, пострадавших от разл преступлений.

2. Сопоставление статистических данных о криминальных явлениях в офиц отчетах разл ведомств : МВД (количество убийств и покушений на убийство) и органов здравоохранения , статистика органов по поводу без вести пропавших лицах .

3. метод экспертных оценок . Субъективен , лает возможность оценить количество криминальных явлений с точки зрения экспертов.

4. метод наблюдения . Социологический метод, тут же имеет ограниченное применение: количество убийств визуально не посозерцаешь, в вот хищения на производстве – вполне.

Причины преступности

Разл факторы , кот имеют связь с совершением преступления и обычно предшествуют ему. Эти факторы влияют на преступность в целом (в регионе, а не в отношении отд вида преступления – это уже механизм совершения конкретного преступления).

Концепция причинности общефилософская, преступность детерминирована обществом , то есть основной причиной существования преступности является общество в целом.

Причинность и детерминация – близкие понятия, ибо причинность – уровень детерминации. Причины и факторы – это одно и то же.

В философии утверждается, что:

1. причины представляют собой объективное явление, то есть она не зависит от воли человека и группы людей (например, законодателей).

2. Причины характеризуется динамичностью , то есть конкретный фактор, кот называется причиной, изменчив : сегодня этот фактор является причиной, а завтра может утратить свое значение.

3. причинность системна . На уровне общества в целом изменения детерминированы совокупностью факторов, кот представляют собой систему, в кот нек факторы порождают соц явления – причины. Другая же группа становится следствиями.

Для УП, причинная связь – жесткая зависимость между фактором, кот характеризует поведение человека (противоправным деянием) и результатом, кот выражается в общественно-опасном последствии (конкретное поведение). В криминологии же отказались от возможности одного фактора как причины , они всегда совокупны в своей системности.

Итак, причина – явление, кот предшествует другому явлению, порожденному причиной – следствию. Причина преступности – совокупность разл факторов, кот формируется в обществе, но реализуются через поведение конкретных людей => классификации:

a. объективные

b. субъективные

2. по пространственной локализации,

a. внутренние

b. внешние

a. основные

b. дополнительные

b. временные

5. по характеру

b. специальные.

Причинный комплекс – ограниченная совокупность факторов, кот в данном месте и в данное время оказывают наиболее существенное влияние на состояние преступности, путем воздействия на которые, преступностью можно управлять : сокращать ее уровень, менять ее характер.

Три уровня причинного комплекса:

1. влияют на состояние преступности в целом

2. отд виды преступности (преступность несовершеннолетних)

3. причины конкретных преступлений.

Две самостоятельные группы факторов:

a. собственно причины

b. условия, способствующие преступности

Различие состоит в силе влияния. Причины – факторы, кот непосредственно порождают преступность, условия – факторы, кот не порождают преступность, но облегчают действие ее причин.

Криминологические теории о причинах преступности

Одной из первых теорий на заданную тему – теория факторов преступности. С ее точки зрения, причины преступности не сводятся к конкретному явлению или локальному количеству явлений. Существует много факторов, кот имеют связь с совершением преступления => все они – причины. Всего таких факторов ок 240, это и биологические, и психические явления, соц условия, географические и климатические, космические факторы. Многофакторный подход зародился в XIX веке. Положительным достижением является выделение на уровне причин такого фактора как эмоциональное отношение между близкими людьми. Положительные отношения – антикриминогенный фактор, внутрисемейное насилие обратно. В то же время этот подход нивелирует значение отд факторов: космос на ряду с психологией. Да и собственной теоретической базы концепция не имеет. Она опиралась на предшественников и путем их использования (эклектика) пыталась пролить свет на причины преступности.

Все криминологические теории можно разделит на теорию причин преступности и теорию причин преступности, хотя все они будут смешаны. А так вообще все делиться на биологически, социальные и смешанные причины.

1. Биологические причины. Объяснение преступности через негативные особенности человека. Антропологическая теория, эндокринная, генно-хромосомная теория (наличие у человека преступного гена или хромосомной аномалии).

2. социальные причины. С Платона и утопистов. Эмиль Дюркгейм и теория социальной дезорганизации , кот исходила из того, что причиной преступности является аномия, кот усиливается во время резких кризисных явлений в обществе и влечет за собой обострение между коллективными и индивидуальными нормами поведения, разрешающееся увеличением количества противоправного поведения. Теория конфликта культур (теория стратификации) объясняло все противоречием культурных норм общества в целом и отд соц групп.

3. смешанные теории . Теория стигматизации (клеймения), склонность к правонарушению формируется в результате чрезмерной негативной реакции на шалость, что клеймиться как правонарушение, что с точки зрения психологии требует желания извлечь из этого статуса удовольствие. Теория дифференциальных связей тут же.

В нашей стране биологические теории не получили значительного влияния. Наиболее значимы у нас:

1. теория криминогенной психологии (профессор Кузнецова) . В 70-е годы XX века. Согласно этой теории причиной преступности является чуждая обществу социальная и правовая психология общности и личности . Наиболее значимые причины – корыстолюбие, стяжательство, жестокость, национализм, пренебрежение к правилам безопасности и публ стабильности, легкомыслии, правовой нигилизм. Все это формирует криминогенную психологию, состоящей из социально-экономической психологии, полит психологии, бытовой психологии и дефектность правовой психологии.

2. теория соц противоречий . Наиб признаваема криминологами в нашей стране. Кудрявцев . Причина правонарушения (не только преступности) – рассогласование внутри систем общества, класса, коллектива и малой соц группы, а так же противоречия между этими системами. Эти противоречия пытались найти через исследования разл сфер общественной жизни. Это созвучно с теорий соц дезорганизации.

3. теория согласования соц статусов. Профессор Спиридонов . Соц явления, влияющие на правонарушения, образуют особый механизм взаимодействия, в кот проявляются противоречия между потребностями индивида и соц возможностями их удовлетворения . Корнями это уходит в теорию аномии. Возможности удовлетворения потребностей человека или соц групп зависят от положения человека или группы в структуре группы, т.е. соц возможности зависят от соц статуса . В совр обществе человек имеет разные соц статусы, в идеале они должны соответствовать друг другу. Однако в реальной жизни они зачастую не совпадают, что ведет к совершению правонарушений. Это неизбежно => в обществе всегда существует уровень правонарушений, кот невозможно искоренить, но можно удерживать на определенным уровне.

В общем, причины преступности – соц противоречия в разл сферах жизни людей , кот выражается в факторах экономического, политического, культурного и бытового характера и влияют на массовое рассогласование номинального статуса человека с его фактическим положение в обществе.

Совр причины преступности в РФ

1. Социально-экономическая сфера.

Резкая имущественная дифференциация россиян, кот характеризуется несправедливостью, так как она, как правило, не обусловлена честным трудом. Количественно это проявляется в абсолютном экономическом неравенстве людей. Качественно же сие выражается в соотношении богатства 10% самых богатых и бедных.

Чрезмерный уровень безработицы . Происходит рассогласование профессионального статуса с выполняемой работой.

Диспропорция развития основных экономических отраслей в РФ. В основном позитивно развивается сфера обслуживания, а мат производство загибается. Это ведет к дифференциации по уровню з\п людей в разл сферах.

2. соц-полит сфера

Чрезмерное появление большого числа полит партий , движений, количество кот значительно превосходит количество соц групп в структуре российского общества. Партии и движения пытаются отразить экон ожидании нас при дефиците электората , начинается конкуренция в борьбе за голоса => увеличение противоречий между соц группами.

Обострение межнациональных отношений. В условиях прежней соц-полит системы эти противоречия тоже существовали, но их сглаживанию способствовали экономические ресурсы на фед уровне.

Обострение отношений между мигрантами и местным населением.

Личность преступника

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

1 О новом Гражданском кодексе России и его применении см.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и II. Со вступительной статьей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации профессора В.Ф. Яковлева. М.. 1996.

стика, так же как и уголовно-правовая, учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельнос­ти суда и арбитража по разбирательству и разрешению граждан­ско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии граждан­ского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском.

Итак, конкретными объектами гражданско-правовой статисти­ки являются: 1) спор о праве гражданском (гражданское дело); 2) сто­роны в гражданском процессе (истец и ответчик); 3) судебное ре­шение.

В показателях гражданско-правовой статистики находят отра­жение основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всœего учитыва­ет виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитра­жем, - брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам граждан­ского права. Значительным числом показателœей гражданско-пра­вовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотноше­ния (то, на что направлены права и обязанности субъектов пра­воотношения).

Одним из постоянных объектов ее статистического наблюде­ния являются денежные поступления в бюджет, полученные в ре­зультате деятельности судов и других учреждений юстиции (поми­мо возмещения причинœенного преступлением ущерба), в частно­сти, суммы, полученные от конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лише­ния свободы, взысканные судами штрафы, государственная по­шлина и судебные издержки.

В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о пра­ве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, кото­рые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в фор­ме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или су­дебного производства (к примеру, совершение протестов векселœей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в опре­делœенном месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.).

3. Объектами административно-правовой статистики явля­ются:

а) административные правонарушения (проступки), посягающие на государственный или общественный порядок, всœе формы соб164 Глава W. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

ственности, права и свободы граждан, на установленный поря­док управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законода­тельством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР);

б) лица, совершившие административные правонарушения, до­стигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возрас­та͵ если они были вменяемы и не действовали в состоянии край­ней крайне важно сти или крайне важно й обороны (ст. 13, 18-20 КоАП РСФСР);

в) меры административной ответственности- административ­ные взыскания, применяемые за совершение административных пра­вонарушений (ст. 24 КоАП РСФСР).

Основные виды административных взысканий: предупрежде­ние, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев. Ад­министративный арест на срок до 15 суток должна быть применен лишь в исключительных случаях за некоторые виды правонаруше­ний. Эта мера, так же как исправительные работы, должна быть на­значена только районным (городским) судом (судьей).

Дела об административных правонарушениях рассматривают довольно широкий круг органов и должностных лиц. Перечень их устанавливается федеральным законом.

Из числа правоохранительных органов дела об административ­ных правонарушениях уполномочены рассматривать районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, налоговой по­лиции, таможни.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдель­ных элементов. Полное представление об объекте можно получить, используя такие понятия статистики, как единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения - неделимый составной элемент изучае­мой совокупности, признаки которого регистрируются в про­цессе статистического наблюдения. Иными словами, единица на­блюдения (иногда ее называют единицей совокупности) - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблю­дении признаков. Единицей наблюдения должна быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. К примеру, при переписи населœе­ния всœе проживающие в стране люди - это статистическая сово­купность, а каждый отдельный человек - единица наблюдения. При демографических обследованиях ею должна быть также и от-

§ 2. Программно-методо логические вопросы статистического наблюдения

дельная семья. В правовой статистике такими единицами являют­ся преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица - это источник, откуда поступает первич­ная статистическая информация о единицах наблюдения. В уго­ловно-правовой статистике, к примеру, такими источниками яв­ляются: отделœение милиции, городские (районные) органы вну­тренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитывают­ся изучаемые статистикой социально-правовые явления. Соглас­но теории уголовно-правовой статистики, преступность измеря­ется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (ᴛ.ᴇ. фактах) и субъектах (ᴛ.ᴇ. лицах, их совершивших). Отсюда заре­гистрированная преступность - это данные как о фактах преступ­лений, так и о лицах, совершивших преступления.

Эти данные важно разграничивать. Οʜᴎ практически всœегда раз­личаются и, как правило, число фактов превышает число лиц, их совершивших. Вот убедительный тому пример: за январь - декабрь 1997 ᴦ. в России зарегистрировано 2 397 311 преступлений, а лиц, совершивших преступления, выявлено 1 372 161. При оценке по­добной картины крайне важно помнить, что статистика зарегист­рированных преступлений включает и те, по которым оказались неустановленными лица, подлежащие привлечению в качестве об­виняемых. По этой причине при сравнении зарегистрированной преступ­ности одновременно по фактам и лицам целœесообразно учитывать данные и о тех преступлениях, по которым не выявлены лица, их совершившие. Расхождения этих суммарных величин бывают след­ствием распространенности групповой преступности, а также со­вершения двух и более преступлений одним и тем же лицом. Так, в 1997 ᴦ. из общего числа выявленных лиц совершили преступле­ния: в группе"- 446 708, в т.ч. организованной или в составе преступного общества - 16 100.

По этим же причинам единицей измерения распространенности преступности не должна быть уголовное дело (следственное или су­дебное производство, протоколы и материалы, находящиеся в про­изводстве), именуемое иногда в правоохранительной практике еди­ницей учета.

Единицы измерения в уголовной статистике обусловливают­ся целями наблюдения. Так, при изменении цели наблюдения, на166 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной информации

§ 2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

пример определœение объёма проделанной работы, то же уголов­ное дело становится одним из важнейших измерителœей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.

Очень важным вопросом является выработка программы ста­тистического наблюдения. Любое явление, в частности преступ­ление, обладает множеством различных признаков. Напомним, что статистический признак - это конкретное свойство, качество, от­личительная черта единицы наблюдения. Собирать информацию по всœем признакам нецелœесообразно, а часто и невозможно. В этих случаях отбирают те признаки, которые являются сущест­венными, основными для характеристики объекта͵ исходя из це­ли исследования. Для определœения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснован­ный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследу­емой единице наблюдения). В программу наблюдения включают­ся такие вопросы и признаки, которые имеют наибольшее прак­тическое и теоретическое значение и являются наиболее сущест­венными для данного объекта. Содержание программы определя­ется особенностями наблюдаемого объекта и целями статистиче­ского исследования. Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правиль­но с научных позиций составленная программа и строго достовер­ные данные- это первейшие условия успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика дает возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в опреде­ленных показателях весь ход реализации государственных мер со­циального контроля над преступностью, ее уровень, структуру, ди­намику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ - теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных зако­ном действий государственных органов по социальному контро­лю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ на­блюдения) являются действующие на территории Российской

Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-ис­полнительное законодательство, а также различного рода норма­тивные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики - характеристика преступности и процесс ре­ализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделœена на следующие части, освещающие сво­ими показателями: 1) состояние преступности, ее структуру, ди­намику, причины и условия, способствующие совершению преступ­лений, а также личность преступника; 2) систему виктимологиче-ских показателœей и других общественно опасных последствий пре­ступности^) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) детельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике долж­на быть подразделœена на две части, характеризующие своими по­казателями: 1) состояние гражданских правоотношений, находя­щихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и ди­намику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчи­ков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Поскольку программа наблюдения как система взаимосвя­занных показателœей и признаков получает наиболее полное выра­жение в действующей отчетности, составляемой на базе пер­вичных документов, в связи с этим мы рассмотрим подробно ее при оз­накомлении с отчетностью в правоохранительных органах.

К программе статистического наблюдения предъявляются оп­ределœенные требования. Так, вопросы программы должны отра­жать существенные признаки, непосредственно характеризую­щие изучаемое явление, быть точными и недвусмысленными.

Важна и последовательность их расположения. Логичный по­рядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получе­ние достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу на­блюдения целœесообразно включать вопросы контрольного харак­тера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволя­ют создавать такие программы статистического наблюдения, ко­торые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых со168 Глава IV. Статистическое наблюдение - основной метод сбора первичной инф ормации

§ 3. Организацио нные вопросы статистического наблюдения

вокупностей.Это широко практикуется и при проведении крими­нологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специаль­ном бланке - статистическом формуляре.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров - индивидуальную (кар­точную) и списочную. При индивидуальной системе каждая кар­точка-формуляр предназначается для регистрации одной едини­цы наблюдения и ее признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются це­ли и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, пере­писные листы) и инструкция по его заполнению составляют ин­струментарий статистического наблюдения. Сегодня по­лучают распространение технические носители информации, ᴛ.ᴇ. совершенствуется так называемая безбумажная технология сбора информации и введения ее в ЭВМ".

Собранные в результате данные проходят контроль и преобра­зуются в форму, воспринимаемую современной техникой, перено­сятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоемкие опе­рации при формировании больших массивов баз статистических дан­ных, используются новые технологии и документы. Так, данные по­следних переписей населœения заносились на машиночитаемые бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.

Характеристика признаков объектов статистического наблю­дения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокура­туры, юстиции и судов.

Выбор места проведения обследования зависит главным обра­зом от цели наблюдения. В случае если речь идет о переписи населœения стра­ны, то в данном случае наблюдение охватывает территорию всœей стра-

" См.: Компьютерные технологии в юридической деятельности: Учеб. и практ. пособие / Под ред. проф. Н.Полевого; канд. юрид. наук В.Крылова. М., 1994.

ны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистра­ции преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются всœе правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике оп­ределяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регист­рации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения проку­рором обвинительного заключения.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Программно-методологические вопросы статистического наблюдения" 2017, 2018.

2.1 Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения.

2.2 Программно-методологические вопросы статистического наблюдения.

2.3 Организационные вопросы статистического наблюдения.

2.4 Точность статистического наблюдения и её контроль.

2.1. Понятие статистического наблюдения, этапы его проведения

Для изучения массовых явлений и процессов общественной жизни, в том числе и преступности, следует прежде всего собрать о них необходимые сведения - статистические данные (информацию, под которой понимают совокупность количественных (цифровых) характеристик, полученных в результате статистического исследования (наблюдения и научной обработки)).

В этом процессе выделяются следующие обязательные этапы исследования: статистическое наблюдение, сводка и группировка собранного материала, обработка и анализ сводных статистических данных (информации).

Статистическое наблюдение - этап статистического исследования- планомерное, научно организованное получение данных(сбор данных) о массовых явлениях и процессах социальной и экономической жизни путём регистрации существенных признаков каждой единицы их совокупности.

Например, во время проведения переписи населения в отношении каждого жителя страны, подлежащего переписи, регистрируются такие признаки, как пол, возраст, национальность, семейное положение, образование, источник средств существования и т.д. А при регистрации преступления в соответствующих документах единого учета (форма N1- статистическая карточка на выявленное преступление) учитываются существенные уголовно-правовые признаки (квалификация преступления, категория преступления, объект и предмет преступного посягательства, способ его совершения и т.д.), уголовно-процессуальные (кем и когда возбуждено уголовное дело, чья подследственность и т.д.), криминологические (виктимологические)- число потерпевших, их пол, возраст, отношение к виновному в совершении преступления и другие значимые в научно-практическом отношении признаки.

Полученные в результате наблюдения «статистические данные» представляют собой, образно говоря, лишь «сырьё». Информацией они становятся в процессе научной обработки, анализа.

Результаты исследования ценны лишь в том случае, если базируются на фактическом материале. Именно поэтому изучение общественных явлений должно опираться на прочный фундамент из точных и бесспорных фактов. А для того чтобы это был действительно фундамент, при исследовании общественных явлений необходимо брать не отдельные факты или фактики (как это иногда бывает в средствах массовой информации), а всю совокупность относящихся к рассматриваемому процессу фактов и свойств, их выражающих.

Статистическое наблюдение проводится органами государственной статистики, соответствующими подразделениями правоохранительных органов (например, в МВД России - ГИЦ-ЗИЦ-ИЦ - учетно-регистрационные подразделения территориальных органов внутренних дел), научно исследовательскими институтами и отдельными учеными, экономическими службами банков, фирм и т.д.

Всякое статистическое наблюдение включает следующие этапы: подготовительные работы, непосредственный сбор массовых данных, контроль за их качеством, подготовка данных к автоматизированной обработке.

Общая характеристика статистического наблюдения представлена на схеме 2.1.

Этап подготовки наблюдения включает разработку плана его проведения, который должен содержать решение программно-методологических и организационных вопросов.

К программно-методологическим вопросам относятся: определение цели (задачи), объекта, единиц наблюдения, совокупности и измерения; состава признаков, подлежащих регистрации; разработка программы наблюдения и документов для сбора данных, а также выбор места и времени наблюдения.

К организационным - выбор вида и способа наблюдения, определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров, размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, установление сроков представления материалов, а также другие практические вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

Непосредственный сбор массовых данных - это заполнение статистических формуляров- документов первичного учета(переписных листов, статистических карточек, анкет, бланков и т.д.) и статистической отчетности. Он начинается с их рассылки и заканчивается сдачей после заполнения в органы (подразделения), проводящие наблюдение.

Полученные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке подвергаются проверке на качество путем арифметического и логического контроля, основанного на знании взаимосвязей между показателями и качественными признаками.

2.2. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Главная задача (цель) статистического наблюдения для правоохранительных органов - регистрация каждого выявленного преступления и лица, его совершившего, в соответствующих документах первичного учета. Учет преступлений, преступников и избранных мер наказания - суть статистического наблюдения преступности, основное содержание уголовно-правовой статистики.

При статистическом наблюдении необходимо прежде всего определить его объект и единицу.

Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектом наблюдения может быть, например, совокупность жителей страны, промышленных предприятий, крестьянских хозяйств, коммерческих банков и т.д.

При установлении объекта наблюдения необходимо строго и точно определить границы совокупности, так как массовые явления общественной жизни тесно связаны и обладают многими признаками. Это необходимо прежде всего для обеспечения сопоставимости данных.

Для четкого определения наблюдаемой совокупности следует указать существенные признаки объекта наблюдения, отличающие его от других объектов. Так, если объектом наблюдения является население - постоянное, т.е. постоянно проживающее в данном месте жительства, или наличное, т.е. находящееся в данном месте в момент переписи. При учете лиц, совершивших преступление, регистрации подлежат только субъекты именно преступления, а не лица, совершившие административные или иные правонарушения, как не относящиеся к данной совокупности.

Учитывается собирательный характер термина «правовая статистика», необходимо вести речь об объектах статистического наблюдения применительно к трём её составным частям: уголовно-правовой, гражданско-правовой и административно-правовой статистике.

1.Объект уголовно-правовой статистики . Основная цель (задача) уголовно-правовой статистики, как отмечалось, заключается в том чтобы, с одной стороны, дать исчерпывающую информацию о количественной стороне преступности, а с другой - охарактеризовать своими показателями, как реализуются соответствующие государственные меры социального контроля над ней. Но чтобы исследовать преступность как социальный процесс, на статистическом уровне представляющий собой совокупность (сумму) отдельных преступлений, надо начинать именно с регистрации каждого отдельно взятого преступления (слагаемых).

Конечно, преступность- это не только арифметическая совокупность преступлений. За совокупностью преступлений (и преступников) надо видеть. Что мы имеем дело с отрицательным явлением, нарушающим нормальное функционирование данной социальной системы, свидетельствующим о существенном неблагополучии в ней. Так на протяжении последних лет преступность в нашей стране как по своим масштабам, так и по уровню разрушительного влияния формируется в силу реально угрожающую социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Рост преступности повышает социальную напряженность, вызывает возрастающее и обоснованное беспокойство граждан за свою личную и имущественную безопасность, жизнь и здоровье близких.

Иными словами, как индикатор неблагополучия преступность есть определённое качество.

Преступление и преступность - явления разноуровневые. Если первое как акт человеческого поведения исследуется на индивидуально психологическом уровне, то преступность олицетворяет общество в целом, а это - социологический уровень. Преступность имеет собственную характеристику, которая не покрывается характеристиками отдельных преступлений. Конечно, преступность не может существовать в отрыве от единичных явлений - отдельных преступлений. В преступности отражаются наиболее существенные черты отдельных преступлений: общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость, социальная обусловленность, региональная и временная распространенность, внутренняя взаимосвязь и зависимость и др. иными словами, между всеми преступлениями имеется достаточное сходство. Вместо с тем нельзя не видеть, что отдельные категории преступлений, соответствующие в совокупности преступность, резко отличаются между собой по целому ряду важных признаков: степени общественной опасности, объекту преступного посягательства, психологическому отношению субъекта к деянию и наступившим последствиям и др. мошенничество, изнасилование, получение взятки, контрабанда, хулиганство, терроризм- всё это преступления.

Преступления и преступность надо различать, но не отрывать друг от друга. Каждое отдельное преступление по отношению к их множественности - преступность- факт случайный. Преступность и, в частности, её уровень-явление закономерное, детерминированное особенностями социальных условий на определённом этапе развития общества.

В научном исследовании нельзя отрывать единичное от всеобщего или в данном аспекте - преступление от преступности, а последнюю от социальных условий, детерминирующих её.

Три конкретных объекта регистрации уголовно-правовой статистики, которые она характеризует с количественной стороны:

1) преступление , т.е. предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на личность, права и свободы граждан, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, окружающую среду, конституционный строй Российской Федерации, мир и безопасность человека (ст. 2, 14 УК РФ);

2) преступник , т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и совершившее преступление (ст. 19, 20 УК РФ);

3) наказание , т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда (ст. 43, 44 УК РФ).

Статистическое наблюдение организационно строится, исходя из функций соответствующих органов - дознания, прокуратуры, судов и исправительных учреждений.

2. Объект гражданско-правовой статистики . Гражданско-правовая статистика учитывает гражданские правоотношения, которые являются гражданскими правонарушениями и рассмотрены в суде, арбитраже или подтверждены в порядке нотариального производства. Гражданско-правовая статистика количественную характеристику тем явлениям, качественные особенности которых изучает гражданское право, регулирует гражданский кодекс.

Известно, что ч. I ГК РФ действует в целом с 1 января 1995 г. Часть II ГК вступила в силу с 1 марта 1996 г. С этого времени I и II части Кодекса применяются как единый Гражданский кодекс. Он устанавливает стабильные правила экономической деятельности, без которых любое общество нормально развиваться не может.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В них могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Гражданско-правовая статистика призвана дать исчерпывающую количественную характеристику указанным правоотношениям, - их структуре и динамике, уровню в целом и закономерностям их развития. Заметим, что практически гражданско-правовая статистика, так же как и уголовно-правовая, учитывает свои объекты не изолированно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности суда и арбитража по разбирательству и разрешению гражданско-правовых споров. Отсюда гражданско-правовая статистика должна освещать своими показателями отдельные стадии гражданского процесса по рассмотрению споров о праве гражданском.

Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: 1) спор о праве гражданском (гражданское дело); 2) стороны в гражданском процессе (истец и ответчик); 3) судебное решение.

В показателях гражданско-правовой статистики находятся отраженные основные элементы гражданского правоотношения: право, обязанность, субъект права, объект. Она прежде всего учитывает виды правоотношений, рассматриваемые судом и арбитражем, - брачно-семейные, жилищные, трудовые, договорные и другие, соответствующие наиболее важным институтам гражданского права. Значительным числом показателей гражданско-правовой статистики характеризуются субъекты прав и обязанностей (стороны в процессе), а также объект гражданского правоотношения (то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношения).

Одним из постоянных объектов её постоянного наблюдения являются денежные поступления в бюджет, полученные в результате деятельности судов и других учреждений юстиции (помимо возмещения причинённого преступлением ущерба), в частности, суммы полученные в результате конфискации имущества, удержаний из заработков осужденных к исправительным работам без лишения свободы, взысканные судами штрафы, государственная пошлина и судебные издержки.

В объект гражданско-правовой статистики, кроме споров о праве гражданском, входят и те гражданские правоотношения, которые, не являясь предметом конкретного спора и не выступая в форме правонарушения, удостоверены в порядке нотариального или судебного производства (например, совершение протестов векселей, удостоверение факта нахождения гражданина в живых или в определённом месте, завещаний, купли-продажи строений и пр.).

3. Объектами административно-правовой статистики являются :

а) административные правонарушения (проступки) , посягающие на государственный или общественный порядок, все формы собственности, права и свободы граждан, на установленный порядок управления; противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП РСФСР);

б) лица, совершившие административные правонарушения , достигшие к моменту его совершения шестнадцатилетнего возраста, если они были вменяемы и не действовали в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны (ст. 13, 18-20 КоАП РСФСР);

в) меры административной ответственности - административные взыскания , применяемые за совершение административных правонарушений (ст. 24 КоАП РСФСР).

Основные виды административных взысканий: предупреждение, штраф, исправительные работы на срок до двух месяцев. Административный арест на срок до 15 суток может быть применён лишь в исключительных случаях за некоторые виды правонарушений. Эта мера, так же как исправительные работы, может быть назначено районным (городским) судом (судьёй).

Дела об административных правонарушениях рассматривают довольно широкий круг органов и должностных лиц. Перечень их устанавливается федеральным законом.

Из числа правоохранительных органов дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, налоговой полиции, таможни.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов: единицы наблюдения (совокупности), отчетные единицы и единицы измерения.

Единица наблюдения - это часть, элемент объекта изучения, носитель регистрируемых при наблюдении признаков. Единицей наблюдения может быть человек, факт, предмет, процесс и т.д. Например, при переписи населения проживающие в стране люди- это статистическая совокупность, а каждый отдельный человек- единица наблюдения. При демографических обследованиях ею может быть также и отдельная семья. В правовой статистике такими единицами являются преступник, преступление, гражданское дело, истец, ответчик.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы.

Отчетная единица- это источник, откуда поступает первичная статистическая информация о единицах наблюдения. В уголовно-правовой статистике, например, такими источниками являются: отделение милиции, городские (районные) органы внутренних дел, районная (межрайонная) прокуратура, районный суд, ИУ и т.д.

Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые статистикой социально-правовые явления. Согласно теории уголовно-правовой статистики, преступность измеряется в двух взаимосвязанных единицах: преступных деяниях (т.е. фактах) и субъектах (т.е. лицах их совершивших). Отсюда зарегистрированная преступность- это данные как о фактах преступления так и о лицах совершивших преступления.

По этим же причинам единицей измерения распространённости преступности не может быть уголовное дело (следственное или судебное производство, проколы и материалы, находящиеся в производстве), именуемой иногда в правоохранительной практике единицей учета.

Единицы измерения в уголовной статистике обуславливаются целями наблюдения. Так, при измерении цели наблюдения, например определение объёма проделанной работы, то же уголовное дело становится одним из важнейших измерителей нагрузки следователя или следственного аппарата органов внутренних дел, прокуратуры, а также судов.

Важным вопросом является разработка программы статистического наблюдения. Любое явление, в частности преступление, обладает множеством различных признаков. В этих случаях отбираются те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта, исходя из цели исследования. Для определения регистрируемых признаков и разрабатывается программа наблюдения.

Программа наблюдения представляет собой научно обоснованный перечень признаков (или четко сформулированных вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения (или на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой обследуемой единице наблюдения). Отсюда составление программы наблюдения предполагает глубокое знание сущности изучаемого явления, его особенностей и важнейших признаков. В свою очередь, правильно с научных позиций составленная программа и строго достоверные данные - это первейшее условие успешной статистики.

Уголовно-правовая статистика даёт возможность подготовить обширные программы наблюдения, характеризующие в определённых показателях весь ход реализации государственных мер социального контроля над преступностью, её уровень, структуру, динамику, данные о личности преступника и потерпевших.

Научная основа таких программ - теоретические положения криминологии, уголовного права и процесса, раскрывающие природу преступлений и преступности и предусмотренных законом действий государственных органов по социальному контролю над ней.

Законодательным основанием этих признаков (программ наблюдения) являются действующие на территории Российской Федерации уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, а также различного рода нормативные (подзаконные) акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих борьбу с преступностью.

Исходя из основной задачи программы наблюдения уголовно-правовой статистики - характеристика преступности и процесс реализации государственных мер социального контроля над ней, она должна быть подразделена на следующие части, освещающие своими показателями: 1) состояние преступности, её структуру, динамику, причины и условия, способствующие совершению преступлений, а также личность преступника; 2) систему виктимологических показателей и другие общественно опасные последствия преступности; 3) деятельность органов прокуратуры; 4) деятельность органов Министерства внутренних дел; 5) деятельность судебных органов; 6) деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы; 7) деятельность других правоохранительных органов.

Программа наблюдения в гражданско-правовой статистике должна быть подразделена на две части, характеризующие своими показателями: 1)состояние гражданских правоотношений, находящихся на разрешении в судах, арбитраже, нотариате; структуру и динамику этих отношений; причины, способствующие нарушению гражданского законодательства; состав сторон (истцов и ответчиков) и 2) деятельность судов, арбитража и нотариата.

Программа наблюдения как система взаимосвязанных показателей и признаков получает наиболее полное выражение в действующей отчетности, составляемой на основе первичных документов.

К программе статистического наблюдения предъявляются определённые требования. Так, вопросы программы должны отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, быть точным и недвусмысленным.

Важна и последовательность их расположения. Логичный порядок расположения вопросов (признаков) обеспечит получение достоверных сведений об изучаемом явлении. В программу наблюдения целесообразно включать вопросы конкретного характера для проверки и уточнения собираемых данных.

Современные технологии сбора и обработки данных позволяют создавать такие программы статистического наблюдения, которые гибко реагируют на особенности явлений или изучаемых совокупностей. Это широко практикуется и при проведение криминологических исследований отдельных проблем преступности.

Вопросы программы наблюдения размещаются на специальном бланке - статистическом формуляре.

Статистический формуляр- это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения. Он может иметь разные названия: отсчет, статистическая карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т.д.

Различают две системы формуляров - индивидуальную (карточную) и списочную . При индивидуальной системе каждая карточка-формуляр предназначена для регистрации одной единицы наблюдения и её признаков. При списочной системе в одном формуляре (журнале) регистрируются сведения о нескольких единицах наблюдения. К статистическому формуляру обычно прилагается подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения, порядок заполнения формуляров и т.д. Формуляр (карточки, анкеты, табели, формы отчетности, переписные листы) и инструкция по её заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения. В настоящее время получают распространение технические носители информации, т.е. совершенствуются так называемая безбумажная технология сбора информации и введения её в ЭВМ.

Собранные в результате данные проходят контроль и преобразуются в форму, воспринимаемую совершенной техникой, переносятся на машинные носители. Чтобы исключить трудоёмкие операции при формировании больших массивов баз статистических данных, используются новые технологии и документы. Так, данные последних переписей населения заносятся на машинные бланки посредством графических отметок, что позволяло вводить информацию в ЭВМ непосредственно с первичных документов.

Характеристика признаков объектов статистического наблюдения правовой статистики отражается в показателях, заложенных в документах первичного учета органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов.

Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если речь идет о переписи населения страны, то в этом случае наблюдение охватывает территорию всей страны. Аналогично и в правовой статистике. Так, в целях регистрации преступлений и лиц, их совершивших, в уголовно-правовой статистике наблюдением охватываются все правоохранительные органы страны, уполномоченные возбуждать уголовные дела и проводить по ним уголовно-процессуальные действия.

Выбор времени наблюдения в уголовно-правовой статистике определяется единицей наблюдения. Так, система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, совершивших преступления, - по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения.

2.3. Основные организационные вопросы статистического наблюдения

К организационным вопросам статистического наблюдения относятся - выбор организационных форм, вида и способа проведения статистического наблюдения; определение круга лиц и организаций, отвечающих за проведение наблюдения; подбор, обучение и инструктаж кадров; размножение и рассылка документов первичного учета и форм статистической отчетности, другого инструментария; установление сроков представления материалов, а также иные практически важные вопросы, связанные с проведением статистического наблюдения.

Формы статистического наблюдения. Различают следующие организационные формы статистического наблюдения: статистическую отчетность; специально организованное наблюдение; регистры и мониторинг.

Статистическая отчетность. Отчетность, являясь главным источником статистической информации, представляет собой официальный документ, содержащий занесённые в специальную форму и представленные в вышестоящие учреждения или статистические органы сведения о работе подотчетных подразделений за определённый период.

Отчетность подразделяется на бухгалтерскую и статистическую.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах её хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Все организации обязаны составлять на основе синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

Различают общегосударственную и внутриведомственную отчетность.

Общегосударственная отчетность обязательна для предприятий и организаций всех форм собственности и представляется в органы государственной статистики.

Внутриведомственная отчетность используется министерствами и ведомствами для своих оперативных нужд. Все формы статистической отчетности утверждаются Госкомстатом России.

Система отчетности и объём её показателей определяются перечнем (табелем) отчетности, утверждаемым Госкомстатом России. Табель представляет собой список действующих форм оперативно-статистической отчетности.

В правовой статистике, в том числе и уголовно-правовой, наблюдение проводится главным образом в форме государственной статистической отчетности, которая поступает в отделы статистики (аналитические группы, учетно-регистрационные подразделения) соответствующих органов МВД России, Прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Минюста России.

По способам представления сведений отчетность бывает телеграфной, телетайпной и почтовой, по содержанию - типовой и специализированной. Типовые формы отчетности содержат одни и те же показатели для всех предприятий и организаций данной отрасли и всех отраслей народного хозяйства. В специализированной отчетности вопросы видоизменяются в зависимости от особенностей отдельных отраслей народного хозяйства.

Данные статистической отчетности могут служить эффективным средством управления социальными процессами, в том числе и в области реализации государственных мер социального контроля над правонарушениями, лишь при соблюдении некоторых общих требований, предъявляемых к ней, а именно:

Отчетные данные должны быть достоверными, полными, точными и своевременными, при этом стремление к достижению полноты и своевременности должно увязываться с соображениями экономичности, с сокращением затрат на получение и обработку данных;

Данные отчетности должны быть сопоставимы, т.е. единообразны по своим качественным признакам (программе наблюдения) и отрезкам времени.

Специально организованное статистическое обследование (как вторая форма наблюдения) в правовой статистике используется реже. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показатели, не охваченные официальной статистической отчетностью. Например, при изучении эффективности мер борьбы с преступностью может возникнуть необходимость изучить участие сотрудников внутренних дел в правовой пропаганде, работу по повышению их профессионального мастерства и т.д. В этих целях соответствующими подразделениями органов внутренних дел проводятся специально организованные плановые и внеплановые проверки (обследования), которые дают возможность не только уточнить необходимые показатели отчетности, но и более детально познакомиться с фактическим положением дел на местах, выявить слабые и сильные стороны в деятельности подотчетных подразделений.

Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись-это специально организованное наблюдение повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистического наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наиболее известны переписи населения. Всего за годы существования царской России и СССР проводилось девять переписей населения (1897, 1920, 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.) и микроперепись в 1994 г.

Регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение- это форма непрерывного статистического наблюдения за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец. Оно основано на ведении статистического регистра, представляющего собой систему, постоянно следящую за состоянием единицы наблюдения и оценивающую силу воздействия разных факторов на изучаемые показатели.

  • A. Animal and Vegetable Kingdom 6 страница. Если даже элементарные частицы - основа материального мира - проявляют столь противоречивые свойства
  • A. Animal and Vegetable Kingdom 7 страница. В интимном взгляде мужчины обычно бывают откровеннее, чем женщины, но если при этом мужчина прикрыл веки

  • Статистическое наблюдение в правовой статистике – начальный этап статистического изучения любого правового или юридически значимого явления, и его конечные результаты непосредсвенно зависят от его правильной научной организации.

    К программно-методологическим вопросам организации статистического наблюдения в правовой статистике относятся:

    − определение цели и задач наблюдения;

    − установление объекта и единицы наблюдения;

    − составление программы наблюдения;

    − выбор вида и способа наблюдения.

    1. Цели статистического наблюдения в правовой статистике могут быть самыми разными. Они вытекают из реальных социально-правовых потребностей, например, при изучении преступности целью может быть поставлено отслеживание уровня учтенной преступности. На уровне республик, городов и т.д. могут возникнуть свои специфические потребности в исследовании тех или иных правовых явлений, сведения о которых (например, более детальные сведения о преступности или судимости) собираются помимо общегосударственных форм учета и отчетности.

    Главной целью любого статистического наблюдения является получение достоверной информации об изучаемых явлениях и процессах с целью выявления закономерностей и тенденций их развития. Основной практической целью статистического наблюдения в сфере правоохранительных органов является регистрация и учет каждого выявленного преступления и лиц, его совершивших, в соответствующих документах первичного учета. Для получения полных и необходимых для анализа данных цель наблюдения должна быть

    сформулирована ясно и четко. В зависимости от цели ставятся конкретные задачи, которые должны быть решены в ходе статистического наблюдения.

    Задачи статистического наблюдения вытекают из задач статистического исследования (в зависимости от реальных социально-правовых потребностей правоохранительных органов или государства) и могут быть самыми разными. При определении цели и задач статистического наблюдения необходимо также учитывать практические возможности тех организаций, на которые возлагается статистическое наблюдение правовых или юридически значимых явлений.

    2. В зависимости от цели статистического наблюдения выбирается объект наблюдения.Объект статистического наблюдения в правовой статистике– совокупность социально-правовых явлений и процессов, фактов или событий, которые подлежат наблюдению. Если, например, целью исследования поставлено отслеживание уровня учтенной преступности, то в качестве объекта наблюдения могут выступать лица, совершившие преступление.

    Определение объекта статистического наблюдения в правовой статистике связано с определением границ. Следует четко установить пространственные (территория наблюдения: район, город и т.д.), временные (период наблюдения: месяц, год и т.д.) и количественные пределы объекта наблюдения; указать существенные признаки объекта наблюдения , отличающие его от других объектов (например, при изучении преступности учету подлежат только лица, совершившие именно преступление, а не административные или иные правонарушения).


    Конкретными объектами уголовно-правовой статистики являются: преступление, лицо, совершившее преступление, и наказание, т.е. мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

    Конкретными объектами гражданско-правовой статистики являются: спор о гражданском праве (гражданское дело), стороны в гражданском процессе (истец и ответчик), судебное решение.

    Объектами административно-правовой статистики являются: административные правонарушения (проступки), лица, совершившие административные правонарушения, меры административной ответственности (административные взыскания).

    Любой объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов, поэтому, определяя объект наблюдения, необходимо решить вопрос о единице наблюдения.

    Единица наблюдения в правовой статистике – первичный элемент объекта статистического наблюдения (изучаемой совокупности), являющийся носителем юридически значимых признаков,

    регистрируемых при наблюдении. В правовой статистике единицами наблюдения могут выступать преступление, лицо, совершившее преступление, гражданское дело, истец и т.д.

    Единицу наблюдения не следует отождествлять с отчетной единицей.

    Отчетная единица – это источник, откуда поступает первичная статистическая информация. Применительно к уголовно-правовой статистике такими источниками выступают отделения милиции, районная (городская) прокуратура, районный суд, учреждения исполнения наказаний и т.д.

    Единица измерения показывает, в каких величинах учитываются изучаемые правовой статистикой социально-правовые явления. В статистической отчетности органов уголовной юстиции для измерения

    преступности используются три единицы: уголовное дело (следственное или судебное производство), преступление (по видам), субъект преступления (по лицам: подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, заключенный). Следует учитывать, что субъекты преступлений могут быть несопоставимы на разных стадиях уголовного правосудия: не каждый подозреваемый становится обвиняемым, не каждый обвиняемый становится подсудимым и т.д.

    Важное требование статистического наблюдения в правовой

    статистике – сопоставимость единиц измерения. Важно разграничивать преступность, измеренную в уголовных делах, преступлениях и лицах. Число зарегистрированных преступлений, как правило, превышает число лиц, совершивших преступления, так как в процессе следственной и оперативной деятельности выявляется лишь часть лиц, совершивших преступления, а статистика зарегистрированных преступлений включает и те, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых, оказались неустановленными. В одном уголовном деле могут быть объединены несколько преступлений, одно преступление может быть совершено группой лиц, а одно и то же лицо может совершить несколько преступлений.

    3. Программа статистического наблюдения разрабатывается исходя из содержания объекта, цели и задач статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения составляется при организации любого статистико-правового исследования.

    Программа статистического наблюдения − перечень признаков, подлежащих регистрации в процессе проведения наблюдения. Другими словами, программа – это перечень четко сформулированных вопросов, на которые должны быть получены достоверные ответы по каждой единице наблюдения. Содержание программы зависит от целей и специфики объекта исследования. Например, при изучении

    личности преступника программа наблюдения должна содержать вопросы о социально-демографических данных преступников. Правильно составленная программа наблюдения и обеспечение достоверности данных – залог успешно проведенного статистического исследования.

    В программу наблюдения нежелательно включать лишние вопросы (ответы на которые не требуются для решения задач конкретного исследования), двусмысленные вопросы или вопросы, которые могут вызвать недоверие у обследуемых субъектов (например, вопросы о социально-демографических данных при анонимном опросе о судимости могут насторожить респондента). Вопросы должны быть точными и отражать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление.

    Основной инструмент наблюдения – статистический формуляр (бланк, анкета, переписной лист и т.д.), в котором отражаются вопросы программы статистического наблюдения и ответы на них. Выделяют два вида формуляров: индивидуальный (карточный) и списочный .

    Индивидуальный формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения. Примером индивидуального формуляра может служить статистическая карточка первичного учета на выявленное преступление (по форме № 1), заполняемая прокурором, следователем или дознавателем сразу после возбуждения уголовного дела.

    В списочном формуляре регистрируются данные нескольких единиц наблюдения, как например, в списке судебных дел, назначенных к слушанию, где в каждой строке указывается отдельное дело. К списочным формулярам можно отнести журнал учета преступлений, уголовных дел и лиц, совершивших преступления, в который органами внутренних дел заносятся данные статистических карточек первичного учета.

    Статистический формуляр должен быть удобным для заполнения, чтения, шифровки и, в настоящее время, для машинной обработки. К статистическим формулярам составляется подробная инструкция, в которой объясняются цели и задачи наблюдения и даются разъяснения по заполнению формуляра. Статистический

    формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения .



    Просмотров