Тюменская областная научная библиотека имени дмитрия ивановича менделеева. Школа пионерского актива "пионерское самоуправление" Раздел V

Школа пионерского актива "ПИОНЕРСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ".

ДЕЛОВАЯ ИГРА.

"Защита проекта "Дом самоуправления".

Цель: поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений.

Задачи:
формирование навыков коллективной деятельности;
формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков;
обучение основам школьного самоуправления в игровой форме;
создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности.

Участники: коллектив старшеклассников в количестве более 20 человек.
Для игры необходимо:
" два одинаковых комплекта листов 10х20 см (по 14 листов в каждом комплекте);
" два листа ватмана;
" клей, скотч, ножницы;
" маркеры, фломастеры

Подготовка к игре.

Написать на 12 листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: "добровольность", "самостоятельность", "равноправие", "инициативность", "взаимодействие коллективов и их органов самоуправления", "совместная деятельность взрослых и детей", "ответственность", "самоанализ", "организаторские знания, умения, навыки", "самоконтроль", "творчество", "самокритичность", "коллективное творческое дело";
два листа остаются недописанными;

На двух листах ватмана начертить контуры дома: фундамент - 4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича; крыша, труба (смотри рисунок).

Описание игры.

1этап (5-7 минут). Прелюдия
Ведущий предлагает группе играющих попробовать дать определение понятия "самоуправление".
Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление".

2 этап (20-30 минут). Основная часть
Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.
Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ, - закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые предоставляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся - на 2-й этаж. У вас есть в запасе есть два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что, по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.

А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".
У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.
Затем ведущий предлагает разделиться на две микрогруппы (7-8 человек). Каждой микрогруппе выдается комплект кирпичей, ватман с контурами ДОМА, клей, маркеры.

Ведущий: Представьте, что вы - коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:

" конструктора, который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана наш проект;
" ведущего, который будет вести обсуждение;
" референта, который должен писать обоснование закладки каждого кирпича. Например, "равноправие" - основа самоуправления, потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.

Время на строительство - 15 минут. По окончании срока каждая группа должна по очереди "защитить" свой проект, то есть объяснить, каким получится "ДОМ самоуправления".

При защите вторая группа оппонирует, то есть задает вопросы, просит уточнить фрагменты проекта.

3 этап (10-15 минут). Кульминация
"Защита" каждого проекта. Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали "защищающих", вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний, резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание.

4 этап (5-7 минут). Послесловие
Ведущий подводит итог игры. Объясняет правильное расположение кирпичей, если в проекте были допущены грубые ошибки. Утверждает "защиту" обоих проектов с учетом поправок.
(Вариант правильного проекта "ДОМА" прилагается.)
Участникам игры предлагается коллективное "резюме".

Сегодняшняя игра произвела на меня впечатление:
больше +5+4+3+2+1 0-1-2-3-4-5 никакого
Нам понравилось:________________________________________
Нам мешало:____________________________________________
На следующей встрече нам хотелось бы:_____________________


Детское самоуправление - демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.

Когда сами дети:
- определяют проблему;
- ищут пути ее решения;
- принимают решения;
- организуются для ее реализации.

СТРУКТУРА ПИОНЕРСКОГО ОТРЯДА

Сбор отряда

Совет отряда

Сбор звена

Сбор звена

Сбор звена

1 - е звено

2 - е звено

3- е звено


Выделяются высшие и исполнительно - распорядительные органы самоуправления.
Высшим органом - является сбор. Он обсуждает и принимает решения по наиболее важным вопросам жизни и деятельности. Он выбирает исполнительно - распорядительные органы самоуправления - Совет отряда .

Органы самоуправления нужны для того, чтобы:

Расширить представление пионеров о демократических и самодеятельных нормах жизни общества;
- воспитывать чувство ответственности за общее дело коллектива;
- формировать общественное мнение в отряде и дружине, личные оценки на происходящее в организации;
- развивать активность, инициативу и самостоятельность пионеров;
- координировать работу своих звеньев и отрядов.

Обязанности Совета отряда:

Планирует работу отряда;
- организует выполнение намеченного плана;
- осуществляет постоянную работу пионеров;
- распределяет поручения между пионерами;
- обеспечивает работу звеньев;
- оказывает помощь и поддержку при выполнении поручений и заданий;
- обсуждает вопросы повседневной жизни;
- организует контроль за ходом подготовки и проведения различных дел.

В Совет отряда входят:

" Председатель Совета отряда,
" Физорг,
" Редактор,
" Звеньевые (3 человека),
Не избираясь, в Совет входит отрядный вожатый.

Обязанности членов Совета:

Председатель Совета отряда:
- вместе с отрядным вожатым и Советом отряда организует планирование работы;
- проводит сборы совета отряда, добивается выполнения его решений, помогает каждому члену Совета отряда в выполнении заданий;
- возглавляет подготовку и проведение отрядных сборов;
- отвечает за связь с другими отрядами и участие отряда в делах дружины;
- отличается перед отрядным сбором и советом дружины;
- заботиться о приеме в свой отряд новых ребят;
- ведет тетрадь решений совета отряда.

Редактор отрядной газеты:
- организует работу редколлегии так, чтобы газета стала запевалой интересных дел, помогала выявить лучший опыт работы звеньев и пионеров;
- формирует состав редколлегии, постоянно помогает им в работе;
- пишет заметки об интересных делах отряда;
- отвечает за оформление и содержание отрядного уголка.

Физорг:
- привлекает всех пионеров к организации спортивной жизни отряда;
- организует лучших спортсменов отряда для участия в соревнованиях;
- заботится о том, чтобы все пионеры отряда занимались зарядкой;
- отражает результаты в спорте в отрядном уголке.

Звеньевой:

Распределяет поручение среди членов звена;
- проводит сборы звена;
- организует свое звено для выполнения задания, дежурства;
- заботится о создании дружного коллектива.

Совет отряда собирается каждое утро. На сборах:
1. Обсуждают состояние работы в звеньях, подводятся итоги прожитого дня или периода.
2. Подробно проговаривается день. Разрабатываются задания членам Совета и звеньям.
3. Обсуждается информация, с которой пионеры пришли с задания Совета дружины.
4. Со звеньевыми обязательно обговаривается результат деятельности для каждого звена.
На сборах Совета принимаются соответствующие решения. Они фиксируются в тетради решений Совета отряда, обязательно вывешиваются в отрядном уголке в рубрике "Совет отряда решил…".

Решения должны быть:
- конкретными;
- выполняемыми, реальными;
- одобрены большинством членов совета;
- отражать содержание обсуждаемого вопроса;
- справедливыми;
- в решениях называются имена исполнителей и сроки выполнения.

Сбор отряда.
Высшим органом самоуправления в отряде является сбор.
На сборах:
- избираются органы пионерского самоуправления,
- утверждаются планы работы,
- оценивается деятельность коллектива, звеньев и отдельных пионеров,
- Решение сбора - закон для каждого пионера.

Виды сборов:

Рабочие - это сборы, которые подводят итог сделанному, где планируется жизнь отряда.
Традиционные - они посвящены дню рождения отряда, пионерской организации, традициям школы, района.
Торжественные - посвящаются юбилеям, праздничным датам страны.
Сбор ЧП - такое название говорит само за себя. Необходимо срочно решить серьезный вопрос: в отряде произошел неприятный случай, который требует немедленного разбора и принятия необходимого решения.

Подготовка к проведению пионерского сбора.

На Совете отряда решаются следующие вопросы:
- выбор места и времени для проведения сбора,
- какие вопросы будут обсуждаться на сборе,
- составляет план подготовки сбора,
- готовит пресс - центр,
- дает задания звеньям.
Задания звеньям к сбору
- оформить место проведения сбора,
- написать вопросы сбора,
- выпустить стенгазету,
- подготовить радиопередачу,
- оформить выставку рисунков,
- провести анкету в отряде,
- пригласить гостей.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

Конспект

проведения творческой мастерской

по теме: «Строим Дом самоуправления»

по программе «Ступени»

в объединении «Непоседы»

2 группа, 2-го года обучения, 11-17 лет

Педагог дополнительного образования

Буханцова Татьяна Валерьевна

ст. Кавказская

Лидерская площадка №1

Сбор школьного Актива

«Строим Дом Самоуправления»

(для председателей школьного ученического самоуправления)

Цель: способствовать развитию лидерских качеств старшеклассников ШУС, повышать уровень самоорганизации подростков.

Задачи:

Повышение роли лидера в воспитательном процессе;

Выявление и поддержка молодых людей с активной жизненной позицией;

Организация общения детей и подростков в процессе совместной деятельности.

Место проведения: зал детской библиотеки ДК ст. Кавказской.

Участники: председателей школьного ученического самоуправления

Необходимый материал: кирпичики (прямоугольники из цветной бумаги), карточки с принципами самоуправления, солнышко «наш актив» + лучик для каждого участника слёта, цветы из бумаги (по количеству участников) и полянка.

Ход занятия

  1. Приветствие.

Ведущая: Здравствуйте дорогие друзья! Самые активные, самые лучшие представители школьных ученических самоуправлений (ШУС), те, кто не равнодушен к происходящему в наших школах. Сегодня мы проводим сбор школьного Актива и перед нами стоит очень серьёзная задача – решить как мы будем жить в наших школах, быть ли самоуправлению в школе и каким оно будем!

  1. Игры на знакомство.

Ведущая: Для начала предлагаю всем нам немного познакомиться друг с другом.

(игры: «Театр», «Сосиска, кетчуп, кока-кола», «Молекулы – атомы»). После игры «Молекулы – атомы» участники слёта оказываются разбитыми на 2 команды (или 3, 4).

Ведущая : Мы с вами познакомились и даже немного подружились. У нас образовались 2 (3,4) команды, которые будут работать в течение всего времени.

  1. Показ презентации.

Ведущая: Представляем вам наших лидеров-помощников: ___________________________________________ из школы №14 ст.Кавказская.

Лидеры-помощницы показывают видео о себе и комментирует его.

  1. Деловая игра «Строим Дом Самоуправления»

Ведущая: Мы ещё только учимся быть лидерами. Мы мечтаем о том, когда в нашей школе будет настоящее самоуправление.

Самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ведущая: Давайте и мы научимся организовывать деятельность в нашей школе так, чтобы всем было интересно, чтобы мы сами могли думать, решать и знать, что только от нас зависит, какой будет жизнь в школе. Вот и давайте построим с вами «Дом самоуправления», а каким он у нас будет – решать вам, ребята.

Ведущая: Представим, что самоуправление – это Дом. А кирпичи, из которых построен наш дом – это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Самые важные, основные кирпичи – это фундамент. Затем – те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и тоже очень важными, и так далее. Все оставшиеся кирпичи – в свалку. Но чего-то вам может не хватить в строительстве дома, для этого у вас есть 3 кирпича, на которых вы можете написать те качества, которые необходимы в нашем Доме самоуправления.

Ведущая: А ещё у дома должна быть крыша, где вы можете написать, или даже нарисовать, всё, что сделает ваш дом лучше, добрее, веселее. Например, на крыше может поселиться кошка Хорошего настроения.

Ведущая: И, конечно, у дома должна быть труба. В эту трубу вылетает всё, что мешает дому, всё лишнее и ненужное.

Ребятам выдаётся маркер, «кирпичики». На столах команды выкладывают свой домик.

Ведущая: Самое главное условие: вы должны делать всё это коллективно, то есть вместе. Каждый должен внести свою лепту в строительство. Затем группа защищает свой проект и объясняет, почему они расположили кирпичики так, а не иначе.

  1. Практическая работа.

Строим Дом Самоуправления

Звучит музыка, работают малые группы, затем защищают свои проекты.

Ведущая: Итак, дом самоуправления построен! Мы выбрали с вами самые важные принципы, которыми будем руководствоваться, работая в школьном Парламенте.

Ведущая: Думаю, что теперь нам есть над чем поработать в новом учебном году. А вот кто будет работать в школьном активе, в школьном Парламенте, и помогать воплощать все наши идеи и мечты в жизнь – мы сейчас посмотрим.

Ведущая: Я предлагаю всем, желающим прожить следующий год интересно, записаться в Школьный Актив. Для этого вам необходимо вписать свои имена и класс на лучики солнышка и прикрепить их нашему солнышку.

Солнышко «Наш актив»

(в конце получается солнышко «Наш актив», с написанными именами актива нового учебного года).

Ведущая: Актив готов! А вот какие мероприятия в этом году будут проводиться в школе, мы сейчас посмотрим. Каждая команда сейчас придумает по три идеи или предложения в план работы школы, озвучит их и положит в «копилку».

«Копилка школьных дел»

(Каждая команда предлагает свои дела, представляет их, складывает листочек с написанным мероприятием в «копилку» (специальный яркий конверт).

Ведущая: Впереди у нас много интересного! Надеемся, что все наши планы осуществятся. Самое главное – помнить, что всё зависит от нас!

Притча для размышления

Ведущая: Я хочу прочесть вам маленькую историю, которая, надеюсь, подтолкнёт вас на размышления.

Жили-были четыре человека, которых звали КАЖДЫЙ, КТО-ТО, КТО-НИБУДЬ и НИКТО. Нужно было выполнить важную работу и КАЖДЫЙ был уверен, что КТО-ТО её сделает. КТО-НИБУДЬ мог бы её сделать, а НИКТО не стал её делать. КТО-ТО очень рассердился, потому что это была работа КАЖДОГО. КАЖДЫЙ думал, что её мог бы сделать КТО-НИБУДЬ. А НИКТО не понял, что КАЖДЫЙ решил, что виноват КТО-ТО. И НИКТО не сделал того, что мог бы сделать КТО-НИБУДЬ.

Наш сбор подходит к концу. Надеюсь, вы сегодня много узнали и многому научились и дальнейшая наша с вами работа будет продуктивной. И вам ещё одно последнее задание. Изобразить скульптуру «Хорошее настроение» по группам.

«Стоп-кадр» хорошего настроения

Ведущая: На счёт три каждая группа замирает, изображая хорошее настроение. Раз! Два! Три!

Ведущая: Спасибо всем за работу. Я желаю вам удачи во всех делах, быть активными и целеустремлёнными.

До следующей встречи!!!


12.10.2009

Подробно:

В Тюменской областной научной библиотеке имени Дмитрия Ивановича Менделеева состоялась деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления».
Игра проводилась в рамках цикла совместных мероприятий библиотеки и избирательной комиссии Тюменской области по повышению правовой культуры молодежи. Главная ее цель - поддержать развитие молодежных самоуправленческих объединений, повысить правовую информированность молодежи, научить ребят навыку бесконфликтного общения и коллективной деятельности. В мероприятии приняли участие актив совета школы № 50 «Ребячья республика» и совет старшеклассников этой же школы.

Перед началом игры школьников провели по зданию библиотеки. Не скрывая свое восторга и восхищения, они интересовались ее возможностями, спрашивали о крепости стеклянных перегородок и дверей, о платных услугах. И, разумеется, пожелали записаться в библиотеку и получить электронный читательский билет.

Игра проходила в конференц-зале библиотеки. Ее участники разделились на две команды, каждая из которых должна была построить символический дом самоуправления. Его обязательные составляющие - фундамент, два этажа, крыша, труба. А для более эффективного строительства каждая из команд выбрала конструкторов, журналистов, референтов. «Конструкторы» должны были заниматься оформлением Дома, «Журналисты» - вести обсуждение, «Референты» - писать обоснование закладки каждого кирпичика. В качестве строительного материала участникам предложили кирпичики - слова-термины, характеризующие процесс самоуправления: «добровольность», «самостоятельность», «равноправие», «ответственность», «самоанализ», «взаимодействие коллективов», «самокритичность», «творчество» и другие.

Каждая команда самостоятельно выбирала кирпичики и вставляла его в нужный фрагмент дома. В результате в финале каждая из групп получила свой неповторимый проект Дома самоуправления. Но едины «строители» были в том, что в фундаменте необходимы «самостоятельность» и «ответственность», на 1-м этаже - «совместная деятельность детей и взрослых», «организаторские знания, умения, навыки», на 2-м - «самокритичность», а мешают дому счастливо жить - «конфликты» и «агрессия», которые должны удаляться в трубу.

После защиты проектов самым активным строителям - десятиклассницам Екатерине Шамаровой и Марии Мусихиной вручили поощрительные призы, все команды за участие в игре получили грамоты, а игроки - подарки. Ребята выступили с предложением провести такую игру среди тюменских школ.

Деловая игра «Школьное самоуправление»
Цель:
разработка плана работы подростковой организации школьного самоуправления
Задачи:
Способствовать развитию у учащихся лидерских качеств и умения строить отно-шения в коллективе.
Развивать навыки самостоятельного и ответственного поведения.
Формировать навыки и умения работать в команде.
Обогатить опыт подростков в общественно- и личностнозначимых видах деятельности.
Оборудование:
ватман, фломастеры, маркеры, бумага формата А4, ручки, бейджи
Модераторы:
лидерская группа учеников и педагогов школы (4 человека)
Участники игры:
ученики 6-8 классов - члены парламента школы (по 2 представителя от класса, итого 12 человек)

Ход игры
А. ОРГМОМЕНТ.
Сообщение цели занятия и регламента работы на день.

Б. ВВЕДЕНИЕ В ИГРОВУЮ АТМОСФЕРУ
I. Знакомство
1. Упражнение «Имена». Каждому участнику занятия по очереди (по кругу, по часовой стрелке) предлагается представиться по имени, назвав имя и качество, начинающееся на первую букву имени. Это качество должно отражать суть характера человека.
2. Игра «Найди себе пару». Всем участникам группы предлагается объединиться в пары по именам (пара образуется, если имена одинаковые или они начинают-ся на одну и ту же букву).
II. Разогрев
1. Игра «Кулаки». Подростки должны по команде ведущего выбросить руки определенным способом- кулаки, ладони или скрещенные руки. (Комментарий ведущего: спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу: кулаки – агрессия, скрещенные руки – нежелание работать, открытые ладони – готовность к работе).
2. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Детям предлагается сказать комплимент соседу слева, соседу справа и самому себе. (Комментарий ведущего: Один их французских писателей сказал «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, то какой же скотиной надо быть, чтобы этого слова не сказать!»).
III. Формирование команд
1. Игра «Броуновское движение». Детям предлагается объединиться в группы по 4, по 3, по 2, вновь по 4. Образовавшиеся четверки и есть команды для работы на основном этапе (получилось 4 команды).
2. Игра 10 хлопков. Детям предлагается всем вместе про себя досчитать до 10, а затем хлопнуть в ладоши. Побеждает та команда, чьи члены действовали более согласованно. Победитель награждается аплодисментами
3. Выработка правил работы в команде. Правила вырабатывает каждая группа отдельно, затем ведущий организует их обсуждение и выработку общих правил для всей группы.

В. КОФЕ-БРЕЙК

Г. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. РАЗРАБОТКА ПЛАНА РАБОТЫ ПОДРОСТКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Определение целей деятельности. Каждая группа получает одно из направлений работы подростковой организации школьного самоуправления (оздоровительное, туристические, интеллектуальное, творческое). Задача группы – определить и записать на листах А4 цели деятельности подростковой организации по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
2. Корректировка целей, определение задач. Получив цели, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет задачи, решаемые при работе по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
3. Корректировка задач, определение мероприятий. Получив задачи, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет мероприятия, которые будут проводиться при работе по этому направлению. Лист с готовой работой передается соседней команде
4. Корректировка мероприятий, определение ресурсов. Получив мероприятия, написанные соседней командой, группа их обсуждает, и, при желании, дописывает недостающее. Затем определяет ресурсы (средства), необходимые для реализации мероприятий этого направления. Лист с готовой работой передается соседней команде (то есть той, которая изначально начинала разрабатывать данное направление)
5. Окончательное определение целей, задач, мероприятий и ресурсов по каждому направлению. Команда обсуждает варианты деятельности, предложенные в ходе групповой работы. Оценивает их и корректирует в соответствии с реальными возможностями реализации в условиях школы. Уточняет формулировки.

Е. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ НАД ПЛАНОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКО-ВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. Оформление результатов работы команды. Участники группы еще раз оценивают разработанный ими план деятельности; распределив роли, оформляют свою работу на листах ватмана, готовят ее к защите
2. Защита проектов. Каждая группа представляет свое направление работы подростковой организации школьного самоуправления (оздоровительное, туристическое, интеллектуальное, творческое). Остальные группы оценивают полноту и реалистичность разработки проекта. При необходимости возможна корректировка проекта

Ж. ПОЗИТИВНОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ ИГРЫ.
1. Вручение сертификатов. Участникам игры вручаются сертификаты, подтвер-ждающие их членство в подростковом школьном самоуправлении,
2. Игра «Покажи пальцем». Подростки садятся в кружок. Ведущий просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем он предлагает по¬казывать пальцем на того, кто с точки зрения каждого обладает определенным, названным ранее, свойством. Вот что обычно говорит ведущий: «Покажите самого лохматого из нас. Самого веселого. Самого худого. Самого сонного. Самого активного сегодня. Самого одетого. Самого раздетого. Того, кто сегодня вас на каком-то из этапов игры удивил. Того, кто сегодня, с вашей точки зрения, работал меньше всего. Того, кто сегодня однажды помог вам. Того, кто сегодня особенно много шу¬тил и веселил публику. А кто сегодня был звездой группы, кто осо¬бенно ярко высветился сам и помог другим?».

Андронова Ольга Ефимовна, педагог-психолог ГУ СОШ №29 «Пальмира», г. Семей


Цель: поддержка и развитие школьных самоуправленческих объединений.

Задачи:

Формирование навыков коллективной деятельности.

формирование навыков бесконфликтного межличностного общения подростков

Обучение основам школьного самоуправления в игровой форме

Создание атмосферы творчества и взаимопонимания в процессе коллективной деятельности

Участники: коллектив отряда «Романтики» в количестве не более 20 человек.

Для игры необходимо:

1.два одинаковых комплекта листов 10 на 20см (по 14 листов в каждом комплекте)

2.два листа ватмана

3.клей.скотч, ножницы

4.маркеры, фломастеры

Подготовка к игре.

Написать на 12 листах каждого комплекта цветной бумаги по одному слову: добровольность, равноправие, инициативность, взаимодействие коллективов и их органов самоуправления, совместная деятельность взрослых и детей, ответственность, самоанализ, организаторские знания, самоконтроль, творчество, самокритичность, коллективное творческое дело.

Два листа остаются неподписанными.

На двух листах ватмана контуры дома: фундамент -4 кирпича, 1 этаж - 4 кирпича, 2 этаж - 4 кирпича, крыша , труба )

Описание игры.

Первый этап(5-7минут) прелюдия:

Ведущий предлагает группе играющих попробовать определение понятия "самоуправление".

Высказывая собственное мнение, каждый играющий участвует в коллективном определении понятия "самоуправление".

Второй этап(20-30минут) основная часть:

Ведущий: Давайте представим, что самоуправление - это ДОМ, у которого есть ФУНДАМЕНТ, два этажа, КРЫША и ТРУБА. А кирпичи у нашего ДОМА - это основные принципы самоуправления: добровольность, самостоятельность и т.д. Всего 12 кирпичей.

12 кирпичей.

Самые основные кирпичи - те, на которых держится весь ДОМ,- закладываются в ФУНДАМЕНТ. Затем те кирпичи, которые представляются вам необходимыми и важными - на 1-й этаж, оставшиеся -на 2-й этаж. У вас есть в запасе два незаполненных кирпича - вы можете написать на них то, что по вашему мнению, не хватает для определения самоуправления, и поместить их там, где захотите.

А еще у вас есть КРЫША, где вы можете написать, даже нарисовать все, что сделает ваш ДОМ лучше, добрее, веселее. Например, на КРЫШЕ может поселиться "кошка хорошего настроения".

У ДОМА есть ТРУБА. В эту ТРУБУ вылетает то, что мешает этому ДОМУ: все лишнее и ненужное.

Затем ведущий предлагает разделиться на две микрогруппы (7-8человек). Каждой микрогруппе выдается комплект кирпичей. ватман с контуром дома, клей, маркеры.

Ведущий: Представьте, что вы-коллектив архитекторов, разрабатывающих проект дома, где должны быть использованы данные вам кирпичи. Необходимо выбрать:

конструктора , который непосредственно клеит, рисует и пишет на листе ватмана ваш проект.

ведущего , который будет вести обсуждение.

референта , который должен писать обоснование закладки каждого кирпича. Например, "равноправие" - основа самоуправления. потому что все члены коллектива должны быть равны, иначе будет несправедливость.

Время на строительство 15 минут. По окончании срока каждая группа по очереди "защитить" свой проект, то есть объяснить. каким получился "ДОМ самоуправления".

При защите вторая группа задает вопросы, просит уточнить, по их мнению, фрагменты проекта.

Третий этап. (10-15минут) кульминация.

"Защита" каждого проекта.

Ведущий следит, чтобы оппоненты не перебивали "защищающих", вопросы задавали в корректной форме, избегали негативных высказываний. резкой критики. Поощряет доброжелательность и взаимопонимание.

Четвертый этап. (5-7минут) послесловие.

Ведущий подводит итоги игры. Объясняет правильное расположение кирпичей, если в проекте были допущены грубые ошибки.

Утверждает "защиту" обоих проектов с учетом поправок.

Участникам игры предлагается коллективное "резюме":

Сегодняшняя игра произвела на меня впечатление:

большое +5, +4, +3, +2, +1, 0,-1, -2,-3,-4,-5.

Нам понравилось:

Нам мешало:

На следующей встрече нам бы хотелось:



Просмотров