Управление афинами согласно реформам солона разряды граждан. Реформы Солона

Борьба между родовой аристократией и демосом привела к созданию в Афинах сложной обстановки. По воспоминаниям современников в начале VI века смута была сильная, народ восстал против знатных. Смягчение противоречий могло быть достигнуто только путем радикальных преобразований. В 594 г. до н. э. на политическую арену выдвигается Солон, избранный архонтом, наделенным широкими полномочиями отменять или сохранять существующий порядок. Солон осуществил ряд реформ, целью которых было примирение враждующих групп свободного населения.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени »). Она освободила массу должников, которыми была наводнена Аттика. Кроме того, впредь запрещалась личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов иноземцев.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за границу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

Центральное место среди преобразований, осуществленных Солоном, занимают его политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая или цензовая реформа. Все афинские граждане были разделены независимо от их происхождения по имущественному положению на 4 разряда. В качестве единицы измерения доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна - медимн.

Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к разряду пентакосиомедимнов (пятисот- ников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов должны были принадлежать те, которые получали 200 медимнов годового дохода, все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Деление населения на разряды по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку предоставляло каждому разряду определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах (они не могли избираться в архонты). Феты обладали только правом избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

Деление населения по имущественному цензу и открытое признание преимуществ за имущими классами означали дальнейшее укрепление Афинского государства. Однако, Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени филы и создал на базе этого деления новый государственный орган - Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по сто человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Д

еятельность Народного собрания активизируется, на нем стали обсуждаться все важные государственные дела, приниматься законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг - оплот родовой аристократии. За ним было оставлено право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью народного собрания.

Большое значение имело создание суда присяжных - гелиэи, которая позднее приобрела большое политическое значение. В состав членов этого суда были допущены граждане всех четырех разрядов.

По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Однако, следует отметить, что реформы существенно видоизменили весь строй социально-политической жизни древних Афин и в известной степени способствовали в дальнейшем демократизации государственного строя.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К началу VI века до н.э. борьба между афинским демосом и эвпатридами достигла исключительной остроты. Значительное число крестьян попало в положение батраков, многие за долги попали в личную кабалу, некоторые были проданы за границу. Непрекращающиеся волнения в городе, образование разных группировок создавали реальную угрозу захвата власти с опорой на недовольство нищающих народных масс. В 594 году до н.э. архонтом был избран Солон и наделен особыми полномочиями айсимента для проведения реформ. Это был аристократ по рождению, но разорившийся, затем занявшийся торговлей. Он значительно расширил свой кругозор в путешествиях по дальним странам. Реформы он начал с облегчения экономического положения масс. Им была проведена сисахфия («стряхивание бремени») – отмена долговых обязательств (по видимому, только сделанных под залог земли), которые тяготели над крестьянством. Институт долговой кабалы был уничтожен навсегда, а уже проданные в рабство за долги были на общественный счет выкуплены и возвращены в Афины.

Кроме того, Солоном был проведен ряд экономических мер, чтобы активизировать хозяйственную жизнь Афин: запретил вывоз из Аттики хлеба, разрешил экспорт оливкового масла, способствовал притоку ремесленников и торговцев из других городов, ввел более удобную систему мер и весов. Наиболее важной политической реформой Солона бала тимократическая, по которой все свободное афинское население, исключая неграждан-метеков, в зависимости от величины получаемого дохода было разделано на 4 разряда:

Пентакосиомедимнов, получавших со своих земель 500мер, в совокупности, твердых (зерно) и жидких (вино, масло) продуктов;

Всадников, получавших 300 мер;

Зевгитов – 200 мер и 4)

Фетов – обладавших доходом менее 200 медимнов.

Граждане, принадлежавшие к первым двум классам, могли избирать и быть избранными в любой из органов афинского государства. Граждане 3 класса не могли избираться в архонты. Граждане 4 класса – феты, имели право только избирать. Ареопаг после реформ сохранил за собой лишь функции главного судилища по уголовным делам и общий контроль над всеми другими афинскими органами. Функции управления государством перешли от ареопага частью к экклесии – народному собранию, частью к учрежденному Солоном Совету четырехсот – буле. В него избирались по 100 человек от каждой их 4 фил. Кроме того, был введен народный суд – гелиэя, где могли принимать участие в качестве присяжных и неимущие граждане – феты. В его компетенцию входило принятие отчетов от должностных лиц, а также разбирательство (по апелляции) судебных решений должностных лиц, касающихся как физических насилий и нанесения материального ущерба, так и различных обязательств. Навкрарии становятся при Солоне главными финансовыми органами. Они принимают различные взносы и производят все текущие расходы.

Нововведением чисто политического характера было «требование к каждому гражданину, чтобы он во время волнений и междоусобиц примыкал к одной из борющихся партий легально и открыто. Тот, кто не исполнял этого предписания закона, подвергался атимии, то есть поражению в гражданских правах, а в исключительных случаях – пожизненному изгнанию из города и конфискации имущества». Реформы Солона были первым значительным шагом по пути демократизации афинского полиса. Введением имущественного ценза уничтожились политические привилегии эвпатридов. Теперь главную роль при замещении должностей стала играть не знатность, а имущественное положение.

Реформы Солона существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот, осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

    Сове́т четырехсо́т
  • (греч. τετρακόσιοι), олигархический совет в Афинах. Может быть, еще со времен Кимона началось учреждение тайных обществ (ἑταιρίαι, см. Гетерии), в которых собирались недовольные политическим строем государства с целью его ниспровержения. Процесс гермокопидов и комедии Аристофана ясно свидетельствуют о сильном недоверии правящей партии к этим обществам. После неудачного исхода сицилийской экспедиции необходимость привела государство к назначению пробулов, при этом ясно проявилось стремление уничтожить демократию.
  • Алкивиад, бежав из Спарты к Тиссаферну, вступил в переговоры с афинским флотом при Самосе и обещал поддержку персов с условием, что в Афинах, где во главе правления стоял его заклятый враг Андрокл, будет учреждена олигархия. Среди начальников флота олигархического направления были Фриних и Пейсандр (см. сл.), оба пользовавшиеся дурной славой во многих отношениях. Первый из ненависти к Алкивиаду отклонил его предложение; Пейсандр же отправился в Афины, чтобы передать там условия Алкивиада. Он объединил все гетерии для совместных действий и был уполномочен вести переговоры с Алкивиадом и Тиссаферном. Хотя эти переговоры почти не имели успеха, однако при вторичном прибытии в Афины в апреле 411 г. до н. э., после того как на нескольких островах ему удалось ввести олигархическое правление, Пейсандр добился того, что по народному решению несколько демократических учреждений было уничтожено, народное собрание (ἑκκλησιαστικόν) отменено и вместо прежнего совета из 500 членов был назначен новый совет из 400 членов. Члены С. ч. под руководством проэдров сами дополняли свой состав, пользовались неограниченной властью и по своему усмотрению созывали народное собрание из 5 тысяч граждан. Это правительство начало переговоры со Спартой; но ожидания, под влиянием которых народ согласился на все перемены - выгодный мир или помощь от персов, - не сбылись. Скоро и среди олигархов возникли раздоры: одни, напр., Фриних, Пейсандр, Антифонт, замышляли предать Афины Спарте; другие, такие, как Ферамен, Аристократ и пр., были склонны примириться с народом. Эвбея отделилась; тогдашние начальники флота при Самосе, особенно Фрасибул и Фрасилл, стояли за демократию, Алкивиад, никогда не думавший серьезно об олигархии, был призван и поставлен во главе правительства. При таких угрожающих обстоятельствах С. ч. был свергнут народом после 4-месячного существования: Фриних был убит, Антифонт - казнен, остальные бежали к спартанцам в Декелею. Прежний совет был восстановлен, но отмену жалованья экклесиастам не упразднили, и народное собрание из 5 тысяч граждан продержалось еще некоторое время; точно так же были сохранены некоторые другие реформы.

С укреплением демоса Афины перестали нуждаться в тирании. После падения тирании в 509 г. до н.э. вождь и защитник демоса Клисфéн провёл радикальные демократические реформы, в отличие от компромиссных реформ Солона, который являлся примирителем борющихся эвпатридов и демоса. Самой важной реформой Клисфена стало новое территориальное деление государства на десять территориальных фил вместо четырех родовых, где население находилось под влиянием эвпатридов. Он осуществил замену старых фил, основанных на родовых связях и преобладании аристократии, новыми, искусственно созданными территориальными филами с включением в их число новых граждан из метэ’ков - иностранцев. В этих филах людей соединяло уже не родство, а соседство.

Новые филы не имели сплошной территории. Каждая из них состояла из трёх частей - трúттий (третéй), находившихся или в самих Афинах и пригородной местности, или в приморской (береговой) округе, или в средней равниной части, так что отдельные тритии каждой филы были разобщены между собой. Одна городская, одна сельская и одна прибрежная триттия составляли филу. В состав каждой филы входили части из разных районов. Граждане объединялись в территориальные филы для участия в политической жизни, то есть для выборов должностных лиц совета пятисот, гелиэи, коллегии десяти стратегов.

Филы подразделялись на дéмы - самоуправляющиеся сельские и городские общины - мелкие административно-территориальные округа. Их в Аттике насчитывалось более ста. Демы управлялись самостоятельно посредством собраний и должностных лиц во всём, что касалось их местных интересов и нужд. Они подчинялись центральной власти в тех случаях, где дело касалось общего интереса. Во главе демов ежегодно избирались демáрхи - античные мэры.

Эта реформа Клисфена нанесла сильнейший удар преобладанию аристократии. Новые филы являлись территориальными единицами, имевшими политическое значение. Именно по филам происходили выборы должностных лиц республики, осуществлялась военная служба. Граждане распределялись между ними не по происхождению, а по месту жительства. Клисфен перемешал всех граждан. Родовая знать, оказавшаяся в разных филах, утрачивает своё политическое влияние.

Совет четырехсот, избиравшийся по родовым филам, был преобразован в Совет пятисот. В него избиралось по 50 человек от каждой новой территориальной филы. Состав его резко изменился. Эвпатриды лишились былóй возможности проводить в него своих представителей.

Áрхонты потеряли прежнее значение, так как учреждались особые коллегии, к которым перешли обязанности архонтов. Так создавалась коллегия десяти стратéгов (военачальников), избираемых по одному от каждой филы. К ней перешло от архонта - полемáрха (полководца) командование войсками. Заведование государственной казной перешло от архонта - эпонúма к коллегии десяти казначеев, за которыми надзирали десять контролёров. Народное собрание стало собираться гораздо чаще, чем прежде, и получило значительно бóльшее влияние на государственные дела.

Для обеспечения демократического строя от тирании, от захвата власти предприимчивыми честолюбцами Клисфен ввёл остракúзм (от греческого «отсракóн» - глиняный обожженный черепок, откуда и название) - это специальное голосование путём подачи черепков, посредством которого можно было удалить в десятилетнее изгнание казавшегося опасным своим властолюбием политического деятеля, то есть безо всякой вины. Остракизм представлял собой изгнание слишком влиятельных лиц из аристократии, которые, опираясь на своё богатство, способности, демос по примеру Писистрата могли захватить власть и отстранить граждан от государственных дел. Это был своеобразный вóтум недоверия народа отдельным лицам из знатных родов, которые могли угрожать демократии. Остракизм являлся мощным орудием контроля рядовых граждан над аристократией. Изгнание посредством остракизма являлось, в сущности, почётным удалением проигравшей партии. Право гражданства и имущество удаляемого не отымались. Изгнание ограничивалось десятью годами. По истечении этого срока изгнанник мог вернуться в Афины и снова занять влиятельное место среди граждан.

РЕФОРМЫ СОЛОНА

Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия было назначение кого-либо из наиболее авторитетных граждан посредником-примирителем и наделение его чрез вычайными полномочиями для проведения реформ. К счастью, гражданин, пользующийся безусловным авторитетом и доверием всего населения, в афинском полисе нашелся. Это был Солон (ок. 640-560 до н. э.)

Безусловно, Солона следует признать одной из наиболее ярких личностей в истории Греции архаической эпохи, самым знаменитым из греческих законодателей. Он был потомком древних афинских царей. Однако знатный род, к которому принадлежал Солон, обеднел, и, чтобы поправить свое экономическое положение, будущему законодателю пришлось заняться морской торговлей. Постоянные путешествия расширили его кругозор. Даже и теперь не может не поразить разносторонность личности Солона: он слыл необычайно мудрым человеком (впоследствии был включен в число «семи греческих мудрецов»), был одним из крупнейших греческих поэтов и в то же время отнюдь не чуждался общественной деятельности.

Его политические стихи были широко известны. В них Солон гневно обличал недостатки и пороки греческой социально-политической жизни, призывал к реформам, к установлению «благозакония», т. е. такого порядка, при котором законы издаются во благо граждан, а граждане неукоснительно повинуются этим законам. Особенно прославился Солон, когда ок. 600 г. до н. э. стал инициатором военной акции против Мегар. В результате к Афинам отошел остров Саламин в Сароническом заливе. Теперь он уже не перекрывал афинянам выход в открытое море, что существенно улучшило геостратегическое положение афинского полиса.

В 594 г. до н. э. в обстановке гражданской смуты афинские граждане избрали Солона первым архонтом и как высшему должностному лицу в государстве предоставили ему чрезвычайные полномочия для разработки новых законов и проведения реформ. Солон находился у власти всего лишь год, но и за этот срок сумел оправдать доверие своих сограждан: его деятельность стала чрезвычайно важной вехой в истории Афин.

Прежде всего Солон провел имевшую принципиальное значение экономическую реформу (она получила название сисахфия – букв. стряхивание бремени). Выгодная прежде всего беднейшим крестьянам (впрочем, также и разорившимся аристократам), реформа заключалась в полной отмене всех имевшихся на тот момент в полисе долгов. Кабальных должников следовало освободить, а закладные камни торжественно убрать с их полей и удалить за пределы Аттики. Были приняты меры к возвращению на родину тех из неоплатных должников, кого продали в рабство в другие полисы. Но самое большое значение имело запрещение впредь обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятия «гражданин» и «раб» становились совершенно несовместимыми; все граждане пользовались полной свободой и подчинялись только законам и законным властям. Таким образом, экономическому господству знати был положен предел.

Солон принял и ряд других мер с целью ускорить развитие экономики и активизировать хозяйственную жизнь Афин. Так, он проводил политику экономического протекционизма, т. е. защиты афинских товаропроизводителей. В частности, был запрещен вывоз хлеба, в котором Аттика постоянно испытывала недостаток. В то же время был разрешен и даже поощрялся экспорт оливкового масла, поскольку Афины всегда производили его в большом количестве.

При Солоне власти способствовали развитию ремесел, более того, поощряли приток в Афины ремесленников и торговцев из других частей Греции, даже предоставляли им гражданские права (обычно полисы отнюдь не были склонны к принятию в гражданский коллектив чужестранцев). Были упорядочены имущественные отношения. Так, один из первых законов разрешал афинянам, не имеющим прямых наследников, составлять завещания (ранее в таких случаях имущество умершего отходило членам его рода). Была введена новая, более удобная система мер и весов.

Полное господство аристократии в общественной жизни подорвали не только экономические, но и политические реформы Солона. Теперь всех граждан полиса разделили на четыре разряда в зависимости от их состояния, измерявшегося количеством натуральных продуктов (зерна, вина, оливкового масла), получаемых с земельных владений (монеты в Афинах в то время еще не было). За единицу измерения был взят медимн – мера объема сыпучих и жидких тел (приблизительно 52 литра). К первому разряду были отнесены самые богатые граждане (с годовым доходом 500 медимнов и более), они стали называться пентакосиомедимнами (т. е. пятисотмерниками). Ко второму разряду – всадникам – отнесли лиц с доходом более 300 медимнов, т. е. весьма зажиточных граждан. К третьему разряду относились граждане с доходом от 200 медимнов – зевгиты (либо от zeugos – упряжка волов, либо от zygon – ряд воинов в фаланге); именно афиняне среднего достатка, которых, насколько можно судить, было довольно много, и составляли основу войска. Четвертый, низший разряд объединял беднейших граждан с годовым доходом менее 200 медимнов. Они назывались фетами (т. е. батраками).

Отныне роль каждого афинянина в жизни полиса и объем его политических прав определялись разрядом, к которому он принадлежал. Высшие государственные посты (архонтов, казначеев) могли занимать только пентакосиомедимны. Представители всадников и зевгитов получили доступ к другим полисным должностям. Феты же имели право участвовать лишь в народном собрании и в суде присяжных. Таким образом, главным для определения места гражданина в обществе было богатство (а не знатность, как раньше).

Тем не менее нельзя утверждать, что беднейшая часть гражданского коллектива ничего не выиграла от политических реформ Солона. Напротив, следует отметить несомненную демократизацию государственного устройства. Рядом с аристократическим Советом ареопага был учрежден другой орган управления – Совет четырехсот. Он назывался так по числу входивших в него членов (по 100 человек от каждой афинской филы) и комплектовался путем жеребьевки из граждан первых трех имущественных разрядов. Таким образом, он выражал интересы более широких кругов населения, чем древний ареопаг, в котором господствовала знать.

Совет четырехсот в известной степени дублировал функции ареопага и самим своим существованием принижал его роль. Одной из важных задач Совета четырехсот стала подготовка проектов решений, выносившихся на рассмотрение народных собраний. Из этого следует, что при Солоне деятельность народного собрания, ранее игравшего в жизни полиса незначительную роль, активизировалась. Постепенно народное собрание стало превращаться в действительно суверенный орган управления, высшую инстанцию по решению важнейших государственных вопросов.

Исключительно важное значение имело учреждение Солоном гелиэи – суда присяжных, ставшего, пожалуй, наиболее демократичным государственным институтом, поскольку в его состав могли быть избраны с помощью жребия даже беднейшие афиняне.

Солон издал в Афинах весьма полный (можно сказать, всеобъемлющий для своего времени) свод письменных законов, охватывавший все основные стороны отношений между людьми. Значительно более совершенный и содержащий меньше архаичных элементов, этот свод почти полностью заменил ранее действовавшие в Афинах законы Драконта. В дальнейшем афинский полис в течение практически всей своей истории жил по законам Солона, подвергавшимся лишь незначительным модификациям.

Реформы Солона имели, если так можно выразиться, компромиссный характер. Законодатель считал своей целью создать такой социально-политический порядок, при котором каждому социальному слою населения – знати и рядовым гражданам, богатым и бедным – было бы отведено подобающее место в общественной жизни полиса. Он стремился избежать несправедливого предоставления кому-либо односторонних преимуществ. Подводя итоги реформ, Солон так писал о своей деятельности в одной из элегий:

Власть даровал я народу в той мере, в какой он нуждался,

Чести его не лишил, но и не дал лишних прав.

Также о тех позаботился я, кто богатством и силой

Всех превзошел, – чтобы их не опозорил никто.

Встал я меж тех и других, простерев мощный щит свой над ними,

И запретил побеждать несправедливо других.

(Пер. С. Радцига)

Однако, как часто бывает в истории, действия реформатора, желавшего удовлетворить все общественные группы, на первых порах имели противоположный результат. Реформами Солона были недовольны многие граждане: аристократия сожалела об утрате ряда своих прежних привилегий, а демос порицал законодателя за то, что он не провел всеобщий передел земель на условиях полного равенства. Некоторые сторонники Солона советовали ему взять в свои руки всю власть в полисе, т. е. стать тираном, но он с негодованием отвергал советы подобного рода. В результате ему пришлось даже покинуть Афины на десять лет, приняв добровольное изгнание. К счастью, за это время его реформы не были отменены и впоследствии дали позитивные результаты.

Пусть Солона нельзя еще в полном смысле слова назвать «отцом афинской демократии», все же осуществленные им довольно умеренные реформы (иными они и не могли стать в той обстановке) следует охарактеризовать как первый шаг к формированию демократического государственного устройства. Реформы помогли создать такую политическую систему, при которой в управлении полисом могли принимать активное участие (хотя пока не на деле) широкие слои демоса, а не только аристократическая элита, как это было в предшествующую эпоху.

Источники

Важным источником по истории Афин являются поэтические произведения Солона, прославившегося не только как реформатор, но и как поэт. Тематика дошедших до нас произведений Солона весьма разнообразна: это и гражданская, и назидательная, и даже любовная лирика. Из этих стихов мы узнаем и о социально-политической ситуации в Аттике на рубеже VII-VI вв. до н. э., и о преобразованиях, осуществленных самим поэтом и законодателем.

Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

Реформы Солона (О. Н. Юлкина) Однажды жители Афин были удивлены необычным зрелищем. На центральную площадь города выбежал Солон, один из наиболее уважаемых афинских граждан, и, собрав вокруг себя большую толпу, стал читать стихи. Последнее время про него поговаривали, что

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

АТЛАНТО-СЛАВЯНСКИЕ «КОРНИ»СОЛОНА И ПЛАТОНА Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, так как его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил ее своими детьми».То есть и род самого Солона

автора Андреев Юрий Викторович

2. Реформы Солона. Формирование основ афинской демократии Солон, выдающийся политический деятель, мыслитель и поэт, хорошо понимал сложность создавшейся социально-политической ситуации. Эвпатрид по происхождению, родственным и дружеским связям, он много занимался

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

2. Юридические и экономические реформы Солона Невзирая на законодательство Драконта и изгнание Алкмеонидов, фракционная борьба обострялась, и гражданская война грозила уничтожить государство. Страну раздирали многочисленные процессы: соперничество между ведущими

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

3. Государственные реформы Солона Когда внедрялись долговая, юридическая и финансовая реформы Солона, они то и дело оказывались под огнем критики. Вероятно, в 592/91 аттическом году Солон был назначен реформатором государства с неограниченной законодательной властью.

Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

4. Принципы Солона и правление Писистрата Более важны, чем подробности реформ Солона, воплощенные в них принципы. Солон поставил интересы государства превыше интересов партий и родов и требовал участия всех граждан в управлении государством. Он даже издал закон, что во

автора Куланж Фюстель де

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

РЕФОРМЫ СОЛОНА Особенной остроты социально-политическая борьба в Афинах достигла в начале VI в. до н. э. Все борющиеся стороны пришли в конце концов к выводу о необходимости принятия экстраординарных мер для примирения. Самым естественным путем для установления согласия

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

РЕФОРМЫ СОЛОНА СолонОдин из «семи греческих мудрецов» - Солон вошел в историю как выдающийся реформатор, в значительной степени изменивший политическое лицо Афин и давший, таким образом, возможность этому полису опередить в своем развитии другие греческие

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.: ЗЕМСКАЯ, ГОРОДСКАЯ И СТОЛЫПИНСКАЯ АГРАРНАЯ РЕФОРМЫ Земская реформа. В 1864 г. в России были созданы земские органы самоуправления. Система земских органов была двухуровневой: на уровне уезда и губернии. Распорядительные земские органы

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Реформы Солона История создания рабовладельческого полиса в Афинах воплотилась в совершенствовании законодательства. Афинский реформатор Солон (594 г. - год его избрания архонтом, высшим должностным лицом) был наделен законодательным правом, которое реализовал в ходе

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Реформы Солона Законы Драконта не коснулись вопроса о задолженности, сильно беспокоившего рядовое население Аттики. Волнения продолжались. Назревший конфликт был разрешен законодательной деятельностью Солона, который нашел возможность компромисса с наиболее

Из книги Атлантида и Древняя Русь [с бо?льшими иллюстрациями] автора Асов Александр Игоревич

Атланто-славянские «корни» Солона и Платона Обратим внимание на родословную самого мудреца Солона, ибо его род восходит непосредственно к богу морей Посейдону, который, по греческому преданию, «основал Атлантиду и населил её своими детьми». ПлатонТо есть и род самого

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава IX Реформы Александра II. - Реформы - судебная, военная, университетская и печати. - Политические вольности русского подданного Преобразование всего судебного дела России обыкновенно отмечается, как третья из великих реформ, проведенных в царствование Александра

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Реформаторская деятельность Солона и Клисфена. Формирование полисной демократии в Афинах Обострение социально-политической обстановки в Аттике особенно чувствовалось уже во второй половине VII века до н. э. Примером тому может служить неудавшаяся попытка установления



Просмотров