Урок обж "современный транспорт-зона повышенной опасности". Современный транспорт – зона повышенной опасности 2 современный транспорт зона повышенной опасности

- 89.00 Кб

Введение

Современный транспорт- зона повышенной опасности.

Современный транспорт является носителем механической опасности искусственного происхождения, воздействующей на человека своей кинетической энергией и массой.

В результате действия опасностей, свеянных с использованием транспортных средств, возможны телесные повреждения различной тяжести и причинение имущественного ущерба. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествий гибнет 65% людей, причём 2/3 погибает внутри транспортных средств. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Современный общественный транспорт

Автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси и метро относятся к общественному транспорту. Аварийные ситуации при проезде в общественном транспорте чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, сходя с рельсов, падения с высоты, затопления салона и пожаров. В метро, троллейбусах и трамваях, кроме того, существует опасность поражения электрическим током.

Основные правила безопасного поведения пассажиров при пользовании этими видами транспорта заключаются в следующем:

1.ожидать маршрутные транспортные средства следует только на остановках, обозначенных указателями;

2.садиться в транспорт можно только после его полной остановки и открытия дверей;

3.не разрешается стоять на выступающих частях и подножках транспортных средств, прислоняться к дверям, отвлекать водителя разговорами во время движения, а также препятствовать закрытию дверей;

4.высаживаться из транспорта можно только после его полной остановки;

5.при движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге;

6.если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед; при падении группируйтесь; падая, постарайтесь упасть на бок, на сидение или на пол, это позволит избежать значительных травм;

7.при аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком;

8.при появлении дыма, запаха гари или очага возгорания внутри салона транспортного средства надо немедленно потребовать его остановки и покинуть его;

9.если нет возможности сесть, стойте лицом в сторону движения.

Об аварийных ситуациях в метрополитене поговорим отдельно. Они возникают из-за столкновения поездов, взрывов, пожаров, разрушения конструкций эскалаторов, падения вещей и пассажиров в пути.
Наиболее опасными зонами в метро являются турникеты, эскалаторы, перроны и вагоны.

Безопасное поведение в метро заключается в выполнении следующих правил:

1.не пытайтесь пройти в метро бесплатно (удар створок турникета довольно сильный);

2.не бегите по эскалатору, не ставьте вещи на его ступеньки, не садитесь на них, не стойте спиной по ходу движения;

3.не задерживайтесь, выходя с эскалатора или входя на него;

4.не подходите к краю платформы и к вагону поезда до его полной остановки;

5.не пытайтесь достать упавшую на пути вещь, обратитесь к дежурному по станции;

6.в случае неожиданного разгона или разрушения ленты эскалатора следует перебраться на соседний эскалатор, перекатившись через ограждение.

При возникновении любой аварийной ситуации на городском общественном транспорте или в метро следует организованно и четко выполнять указания водителя, кондуктора и машиниста поезда. Если же они не в состоянии организовать спасательские мероприятия, действуйте, сообразуясь с обстановкой. Постарайтесь в первую очередь ликвидировать последствия аварии, а если это невозможно, организуйте эвакуацию пассажиров.

В условиях активизации террористической деятельности очень важно проявлять в метро бдительность. При обнаружении бесхозных вещей (сумок, коробок, пакетов, свертков и т. д.) следует немедленно сообщать об этом должностным лицам на транспорте (водителям транспортных средств, машинистам поездов, дежурным по станции) или сотрудникам милиции и действовать в соответствии с их указаниями. Держаться от таких предметов лучше подальше. Открывать сумки и смотреть содержимое не рекомендуется: детонатор может сработать, и последствия такого необдуманного шага могут быть трагическими.

Ещё хочу добавить, что в общественном транспорте надо всегда оставаться цивилизованным человеком. Многие аварийные ситуации провоцируют сами люди.

Не торопитесь занимать сиденья, сшибая с ног стариков

Не распивайте в транспорте спиртные напитки

Не конфликтуйте с попутчиками.

Автомобильный транспорт

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения. Аварийность на автомобильном транспорте – одна из острейших социально-экономических проблем, стоящих перед большинством стран.

По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Таким образом, ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся 1,2 миллиона человек и еще 20–50 миллионов получают в авариях тяжелые увечья.

Среди пострадавших в результате ДТП большую часть составляют водители и пассажиры, т.е. лица, находящиеся в транспортных средствах.

Общее количество ДТП, число погибших и раненых по Российской Федерации, Северо-Западному федеральному округу, г. С.-Петербургу за январь-июль 2004 г. составили:

ДТП Погибло Ранено Тяжесть послед. ДТП
абс. ± % к
АППГ
абс. ± % к
АППГ
абс. ± % к
АППГ
POCCИЙCKAЯ ФEДEPAЦИЯ 105955 4,2 16700 0,4 129191 5,5 11,4
Северо-Западный округ 11993 8,1 1652 4,2 14473 9,3 10,2
г. С.-Петербург 4357 13,2 401 9,0 4932 14,3 7,5

ВОЗ также подсчитала, что 90% всех ДТП случается в странах с бедной экономикой. Кроме того, эксперты вывели «портрет» среднестатистической жертвы дорожных аварий - это мужчина в возрасте от 15 до 44 лет на мотоцикле.

Главные причины аварий: превышение скорости, управление автомобилем в нетрезвом состоянии, технические неисправности, нарушение правил дорожного движения.

Что делать, если авария неизбежна?

Сделать всё, чтобы уйти от встречного удара;

Управлять машиной до последней возможности;

Не покидать машину до её остановки.

Перед самым столкновением водитель должен упереться ногами в пол, упереться руками как можно сильнее в рулевое колесо, голову наклонить вперёд и расположить её между рук. Пассажир должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Самое опасное место в автомобиле- рядом с водителем. Поэтому женщинам и детям не следует сидеть на переднем сидении, тем более что детям до 12 лет правила дорожного движения находиться там запрещают без специального устройства.

Одной из особенностей транспортных средств является высокая зависимость их функционирования от природных факторов.

Неблагоприятные метеорологические условия оказывают большое виляние на характер движения транспортного средства. Транспортная безопасность в наибольшей степени зависит от наличия и характера осадков, которые определяют дальность видимости, ухудшают сцепные качества шин с дорожным покрытием.

Для всех видов транспорта особую опасность представляет туман. Сильный туман создаёт почти полное отсутствие видимости. Скорость движения транспортных средств должна быть резко снижена. В авиации и на водном транспорте движение может быть полностью прекращено.

Одной из главных причин автотранспортных аварий являются скользкие дороги. При возникновении льда на дороге коэффициент сцепления шин с поверхностью уменьшается до 0,08 – 0,15. Это приводит к резкому снижению безопасности движения. Высота и состояние снежного покрова на дороге также создают опасность для транспорта. Наличие снега на проезжей части уже с высотой в 3 – 5 см вызывает необходимость снижения скорости движения автомобилей. При высоте свыше 25 см движение становится невозможным. Основным способом защиты дорог от снежных заносов и борьбы с наледями является снегоочистка.

При эксплуатации транспортных средств в тёмное время суток, потенциальная опасность неблагоприятных метеорологических условий ещё более возрастает.

Условия движения по дорогам в тёмное время суток существенно отличаются от дневных. Сокращается видимость предметов на горизонтальном участке дороги, многие предметы остаются вне зоны освещения фарами и появляются в освещённой зоне внезапно. Время реакции водителя также увеличивается в среднем в 2 раза. Нарушается цветовосприятие предметов, они различаются не по цвету, а по яркости. Таким образом, ограничение видимости при движении в тёмное время суток требует соблюдения безопасного скоростного режима и использования других мероприятий по повышению безопасности движения.

Непосредственное влияние на безопасность движения оказывает рельеф местности. Повороты дороги, крутые подъемы и спуски повышают опасность в управлении транспортным средством. Такие участки характеризуются повышенным количеством дорожно-транспортных происшествий. Для снижения степени риска, при проектировании и реконструкции автомобильных дорого применяют следующие решения: увеличение числа полос, выделение дополнительных полос для медленно едущих автомобилей на подъемах, нанесение разметки, регламентирующей направление движения, выравнивание и выпрямление опасных участков, установка соответствующих дорожных знаков.

Пересечение транспортными магистралями сезонных и суточных путей миграции животных представляет опасность не только для самих животных, но и может вызвать транспортные аварии и катастрофы. Особенно опасны столкновения легковых автомобилей с крупными животными. Для предотвращения наезда на животных применяются живые густые изгороди из колючих кустарников или сетчатые ограждения.

Следует помнить, подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность при столкновении в три раза, а при опрокидывании в пять раз.

Железнодорожный транспорт

Здесь зонами технологической опасности являются перегоны, переезды, железнодорожные пути, вокзалы, платформы и вагоны.

По железной дороге перевозят опасные грузы от топлива, нефтепродуктов, кислот, различных газовых конденсатов до радиоактивных отходов. Смертельная опасность может возникнуть не только в результате аварии, но и попадания в опасную зону, образовавшуюся после неё.


Современный транспорт – зона повышенной опасности. Ежегодно в нашей стране в дорожно- транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок! Ежегодно в нашей стране в дорожно- транспортных происшествиях гибнет около 40 тысяч человек, не считая покалеченных и травмированных. И почти каждый десятый погибший – ребенок!


Современный транспорт – зона повышенной опасности. Как пешеходу следует помнить: Наиболее опасны на дороге перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости, гололед; Наиболее опасны на дороге перекрестки, скоростные участки движения, зоны ограниченной видимости, гололед; Не переходи улицу на красный свет, даже если не видно машин; Не переходи улицу на красный свет, даже если не видно машин;


Современный транспорт – зона повышенной опасности. Переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны – сначала налево, потом направо; Переходи дорогу, предварительно посмотрев в обе стороны – сначала налево, потом направо; Не выбегай на дорогу из-за препятствия (стоящего у обочины транспорта, высокого сугроба). Водители не успеют затормозить при неожиданном появлении; Не выбегай на дорогу из-за препятствия (стоящего у обочины транспорта, высокого сугроба). Водители не успеют затормозить при неожиданном появлении;


Современный транспорт – зона повышенной опасности. Ходить только по тротуару, если же тротуара нет и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту ее сторону, по которой машины идут тебе навстречу; Ходить только по тротуару, если же тротуара нет и тебе приходится идти по обочине дороги, выбирай ту ее сторону, по которой машины идут тебе навстречу; Нельзя рассчитывать на внимание водителя, надейся только на себя! Нельзя рассчитывать на внимание водителя, надейся только на себя!


Современный транспорт – зона повышенной опасности. В автобусе, троллейбусе. Трамвае, поезде метро необходимо вести себя следующим образом: В автобусе, троллейбусе. Трамвае, поезде метро необходимо вести себя следующим образом: Если нет свободных мест, надо стараться стать в центре прохода. Держаться рукой за поручень во время движения, иначе при толчке можно потерять равновесие. Если нет свободных мест, надо стараться стать в центре прохода. Держаться рукой за поручень во время движения, иначе при толчке можно потерять равновесие.


Современный транспорт – зона повышенной опасности. Нельзя забывать про свою сумку; Нельзя забывать про свою сумку; Не стоять возле выхода, так как именно здесь могут ограбить; кроме этого, в случае давки, могут случайно вытолкнуть на проезжую часть, если двери будут неплотно закрыты. Не стоять возле выхода, так как именно здесь могут ограбить; кроме этого, в случае давки, могут случайно вытолкнуть на проезжую часть, если двери будут неплотно закрыты.


Современный транспорт – зона повышенной опасности. Как показывает статистика, воры- карманники чаще действуют вблизи выхода. Так им легче скрыться с украденным, выскочить на ближайшей остановке. Как показывает статистика, воры- карманники чаще действуют вблизи выхода. Так им легче скрыться с украденным, выскочить на ближайшей остановке.

Городской транспорт включает в себя автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен. Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт - зона повышенной опасности. Особенностью современного транспор­та является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и желез­нодорожный транспорт.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

● наезды на людей и др. подвижные объекты, находившиеся в полосе дви­жения автомобиля;

● наезды на неподвижные объекты (в т.ч. и на стоящие на дороге транс­портные средства);

● столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами - встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различ­ными углами;

● опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управле­ния, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приемов управления.

Большинство ДТП происходит повине пешеходов. Пешеход является активным и самым незащищенным участником дорожного движения. Анализ несчастных случаев на дорогах мира показал, что каждый третий погибший в результате ДТП - пешеход.

Поведение пешехода определяется в первую очередь стоящей перед ним степе­нью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Установлена прямая зависимость между различными состояниями пешеходов (спешка на работу и с работы, общее утомление после рабочей смены, «накопле­ние» утомления за рабочую неделю) и количеством аварийных ситуаций, воз­никших по их вине. Довольно большое количество ДТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения транспортных путей. Большинство ДТП (42%), в которых признаны виновными пешеходы, происходит при неправильной оценке ими складывающейся дорожно-транспортной ситуации при переходе через про­езжую часть вне установленных мест и опасное поведение перед транспортом.

Опасными считаются:

1) места, где происходит резкое изменение режимов движения транспорта;

2) меняющиеся элементы дороги (сужение, спуск, радиус поворота);

3) места слияния и пересечения транспортных потоков на одном уровне;

4) перекрестки, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, мосты, туннели.

Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения на всей территории России устанавливают единые Правила дорожного движения (утверждены постановлением Правительства РФ № 316 от 10 мая 2010 года).

1. Общие положения.

2. Общие обязанности водителей.

3. Применение специальных сигналов.

4. Обязанности пешеходов.

5. Обязанности пассажиров.

6. Сигналы светофора и регулировщика.

7. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.

8. Начало движения, маневрирование.

9. Расположение транспортных средств на проезжей части.

10. Скорость движения.

11. Обгон, опережение, встречный разъезд.

12. Остановка и стоянка.

13. Проезд перекрестков.

14. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

1 слайд

Открытый урок в 5 классе по теме: « Современный транспорт – зона повышенной опасности» МОУ СОШ № 22 г. Томска Преподаватель- организатор ОБЖ Корольков Станислав Григорьевич

2 слайд

Ход урока Человек не может обойтись без современного транспорта. Он стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы так привыкли к транспорту, что забываем об опасностях Сегодня мы будем говорить об автомобильном транспорте. Вам понадобятся Ваши знания по ОБЖ, связанные с правилами дорожного движения.

3 слайд

Причинами транспортных аварий обычно бывают: а) невнимательность участников дорожного движения; б) невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами; в) поломка транспорта; г) плохие погодные условия; д)неправильное поведение пассажиров. Опасность особенно велика: а) при посадке на транспорт и высадке из него; б) при быстром торможении; в) при аварийной ситуации.

4 слайд

КАРТОЧКА № 1 Повторение пройденного А теперь прочитайте стихи и запишите: Кто из Вас идёт в перёд Только там где ______________________ Кто летит вперёд так скоро Что не видит ________________________ Кто из Вас идя домой, Держит путь по ______________________ Кто из Вас в вагоне тесном Уступает старшим ___________________ Знает кто, что красный свет – Это значит - хода ___________________ Знает кто, что свет зелёный Означает – путь ___________________

5 слайд

Ответы на карточку № 1. Кто из Вас идёт в перёд Только там где ________переход Кто летит вперёд так скоро Что не видит _________светофора Кто из Вас идя домой, Держит путь по ________мостовой Кто из Вас в вагоне тесном Уступает старшим ______место Знает кто, что красный свет – Это значит - хода _______нет Знает кто, что свет зелёный Означает – путь ________свободный

6 слайд

КАРТОЧКА № 2 Конкурс «Пешеходы» 1.Какая часть улицы предназначена для пешеходов? а) мостовая б) тротуар в) велосипедная дорожка 2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? а) по правой стороне обочины б) по правому краю дороги в) по левой обочине 3. Как пешеход должен ходить по тротуару? навстречу движению транспорта? а) придерживаясь левой стороны б) придерживаясь правой стороны в) придерживаясь середины 4. Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу? а) быстро перебежать улицу б) вернуться на тротуар в) остановиться на осевой линии и дождаться зелённого сигнала 5. Кому подчиняются пешеходы, если перекрёсток регулируется светофором и регулировщиком? а) Сигналам светофора б) Сигналам регулировщика

7 слайд

ОТВЕТЫ НА КАРТОЧКУ № 2 Конкурс «Пешеходы» 1.Какая часть улицы предназначена для пешеходов? а) мостовая б) тротуар в) велосипедная дорожка 2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара? а) по правой стороне обочины б) по правому краю дороги в) по левой обочине 3. Как пешеход должен ходить по тротуару? а) придерживаясь левой стороны б) придерживаясь правой стороны в) придерживаясь середины 4. Как должны поступать пешеходы, если во время перехода перекрёстка зелёный сигнал светофора изменился на жёлтый, а вы не успели перейти дорогу? а) быстро перебежать улицу б) вернуться на тротуар в) остановиться на осевой линии и дождаться зелённого сигнала 5. Кому подчиняются пешеходы, если перекрёсток регулируется светофором и регулировщиком? а) Сигналам светофора б) Сигналам регулировщика

9 слайд

Физминутка. Гимнастика для глаз Упражнение 1. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперёд сделать выдох. (3 раза) Упражнение 2. Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки. (3 раза) Упражнение 3. Руки - на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение (3 раза). Упражнение 4. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки (3 раза). Упражнение 5. Руки – вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох).(3 раза) Упражнение 6. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2-3 секунды, перевести взгляд на кончик носа на 3 секунды (2 раза)

10 слайд

Карточка № 3 Этап «Какой? » Написать 2 слова Переход – Перекрёсток – Знак – Поворот - Автобус –

11 слайд

Карточка № 3 Этап «Какой? » Переход – пешеходный, подземный, Перекрёсток –равнозначный, сложный Знак – дорожный, предупреждающий Поворот – крутой, опасный Автобус –междугородный, маршрутка

12 слайд

Викторина с мячом Учитель кидает мяч учащемуся и задаётся вопрос, он отвечает вопрос и бросает следующему ученику. - Что надо делать, если загорелся жёлтый свет, а Вы дошли только до середины улицы? - Кому даёт команды пешеходный светофор? - Для чего предназначен «островок безопасности»? - Когда надо начинать переходить улицы? - Сколько сигналов у светофора? - Можно ли переходить улицу на жёлтый сигнал светофора? - Что означает красный свет? - Каким машинам надо уступать дорогу даже тогда, когда для пешехода горит зелёный свет? - Назови игры, которые становятся очень опасными, если играть в них на улице, а не во дворе? - Как называется пересечение дорог? - Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

13 слайд

* * Карточка № 4 Разгадай кроссворд Огороженная территория возле дома. 2. Деталь колеса. 3. Средство управления велосипедом. 4. Модель российского автомобиля. 5. Что можно возить на багажнике велосипеда. 6. Место жительства. Какое ключевое слово получилось? 1 2 3 4 5 6

14 слайд

Ответы на карточку № 4 1. ДВОР 2. ОБОД 3. РУЛЬ 4. ОКА 5. ГРУЗ 6. АДРЕС Ключевое слово: ДОРОГА

15 слайд

16 слайд

КАРТОЧКА № 5 ЭТАП, «Знаете ли Вы» 1. Какое транспортное средство старше – велосипед или автомобиль? - велосипед - автомобиль 2. Какая страна считается родиной велосипеда? - Германия - Франция - Россия 3. В 1801 г. простой крепостной мастер совершил путешествие от Урала до Москвы на транспортном средстве собственной конструкции. Как звали этого мастера? - Ползунов - Артамонов - Черепанов 4. Слово велосипед - иностранное и в России было неизвестно. Как мастер назвал своё изобретение? - каток - бегунок - самокат 5. Сохранилось ли данное изобретение до наших дней? - да - нет

17 слайд

18 слайд

Карточка № 6 «Допиши слово» до 3 слов Авто- автомагистраль, автобус, автомобиль Мото – мотороллер, мотоблок, мотоцикл Вело- велосипед, велогонка, велотрасса

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок ОБЖ в 5 классе.

Тема: Современный транспорт – зона повышенной опасности.

Ход урока.

I Вступительное слово учителя.

Тема урока: современный транспорт – зона повышенной опасности. Мы должны понять, почему происходят несчастные случаи на улицах и дорогах и как избежать их, познакомимся с различными видами автомобилей, изучим опасные ситуации на улицах и дорогах и сформулируем правила безопасного поведения на улицах и в общественном транспорте.

Автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни. Он оказывает помощь человеку как в перевозке грузов, так и в перевозке пассажиров. И мы настолько привыкли к транспорту, что часто забываем об опасностях, связанных с транспортом.

II Изложение нового материала.

1.Работа со схемой.

Наши улицы и дороги заполняют разнообразные виды транспорта. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью. Автомобили можно классифицировать следующим образом.

Схема нарисована на доске.

Автомобили

Специальные

Транспортные

Пассажирские

Грузовые

Легковые

Автобусы

2.Беседа.

А теперь посмотрим, как выглядят эти автомобили.

Показ автомобилей на плакате «Транспортные средства».

  1. Какие автомобили относятся к специальным?

(Автокраны, пожарные, медицинские и др.)

  1. Какие автомобили включает пассажирский транспорт?

(Легковые, трамваи, троллейбусы, автобусы).

  1. Для чего служат легковые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы?
  2. (Легковые – для перевозки пассажиров; автобусы – для массовой перевозки пассажиров, они бывают городские, пригородные и междугородные; трамваи и троллейбусы – для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию).

А теперь послушаем загадки про автомобили, которые вы нарисовали, и поместим рисунки с отгадками в соответствующий сектор на доске.

1.Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

2.Дом по улице идет,

На работу всех везет.

Не на курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус)

3.Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина,

И зальет пожар любой

Смелая дружина. (Пожарная машина)

4.Бывают ли у дождика

Четыре колеса?

Скажи, как называются

Такие чудеса? (Поливальная машина)

5.Силач на четырех ногах,

В резиновых сапогах,

Прямиком из магазина

Притащил нам пианино. (Грузовик)

6.Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай)

7.Поднимает великан

Груды груза к облакам.

Там, где встанет он потом,

Вырастет огромный дом. (Подъемный кран)

8.Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда .(Троллейбус)

Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Но задача нашего урока не только познакомиться с общественным транспортом, но и узнать, какие опасные ситуации возникают на дорогах и улицах в связи с использованием транспорта и как избежать этих ситуаций.

Подсчитано, что больше всего гибнет людей в автомобильных катастрофах. 34 тысячи человек погибает ежегодно,200 тысяч получает телесные повреждения, из них 10-15% умирает.

По каким же причинам происходят несчастные случаи? Давайте посмотрим фрагмент фильма «Улица полна неожиданностей». Обратите внимание, какие опасности поджидают наших героев на улице, из-за чего мог произойти несчастный случай.

3.Просмотр фрагмента фильма.

(Примерные ответы детей: переход перед близко движущимся транспортом, невнимательность на дороге, невыполнение ПДД водителем и пешеходом, переход улицы в неположенном месте).

Совершенно верно. Но давайте посмотрим, какие еще могут быть причины ДТП?

4.Чтение плаката «Причины ДТП».

А вот по каким причинам происходят чаще всего ДТП в Москве и Московской области.

5.Чтение записи на доске:

  1. переход улицы перед близко движущимся транспортным и средствами – 27%;
  2. переход улицы на красный сигнал светофора и в тех местах, где не разрешается пересекать проезжую часть – 27%;
  3. невнимательность при переходе улиц – 17%;
  4. нетрезвое состояние пешехода – 14%;
  5. неожиданный выход из-за транспортных средств – 9%;
  6. прочие причины – 6%.

Ребята, а как же избежать опасных ситуаций? Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма и сформулируем правила безопасного поведения.

6.Просмотр фрагмента фильма.

(Примерные ответы детей: 1.Ждать автобус нужно на остановке. 2.Нельзя баловаться на остановке и стоять на краю проезжей части. 3.Улицу нужно переходить по пешеходному переходу. 4.Нужно уступать место инвалидам и пожилым людям. 5.Нужно вести себя спокойно в общественном транспорте, не ходить без дела, не шуметь. 6.Когда садишься в трамвай или выходишь из него, убедись, все ли машины остановились. 7.Переходи улицу перед трамваем по пешеходному переходу.)

Молодцы, ребята. Вы правильно сформулировали правила безопасного поведения на улице и в общественном транспорте. А теперь посмотрим, к чему могут привести нарушения правил безопасного поведения.

7.Просмотр фрагмента фильма «Опасные шалости».

Итак, что же нельзя делать на улице?

(Примерные ответы ребят: кататься на роликах по дороге, прыгать с высоты, быть невнимательным на дороге, ездить на велосипеде и роликах рядом с дорогой, отвлекаться, катаясь на велосипеде, играть в футбол в арках домов, кататься на санках с горки на дорогу, садиться в машину с незнакомым человеком.)

  1. А кто нам поможет, если произошел несчастный случай? (Милиция).
  2. По какому телефону нужно позвонить? (01).

III Закрепление.

А теперь закрепим полученные на уроке знания. Покажите, чему вы сегодня научились.

1.Практическое занятие – ролевые игры.

1-я ситуация. «На остановке». Две девочки толкают друг друга на остановке. Подходят ребята из отряда ЮИД и делают им замечание.

2-я ситуация. «В автобусе». Ребята ставят стулья, садятся, изображая пассажиров.

Заходит пожилая женщина – ребята уступают место.

3-я ситуация. «На перекрестке». Ребята переходят дорогу по пешеходному переходу.

4-я ситуация. «Похищение ребенка». Подъезжает «машина», из нее выходит мужчина и пытается затащить ребенка. Ребенок сопротивляется, кричит, зовет на помощь.

2.Заключительное слово учителя.

Итак, что нового мы узнали на уроке?

(Ответы ребят:

  1. Виды транспорта.
  2. Опасные ситуации на дорогах и улицах.
  3. Причины ДТП.

4. Правила безопасного поведения на улице, на дороге и в общественном транспорте) .

Мы убедились, что современный транспорт представляет зону повышенной опасности. Количество машин на дорогах растет с каждым годом. Но это не значит, что число несчастных случаев будет расти, что на улицу и на дорогу будет опасно выходить. Главное – хорошо знать правила дорожного движения, вести себя на улице и дороге внимательно и дисциплинированно, и тогда количество несчастных случаев сократится.

3.Оценивание ответов учащихся.

4.Домашнее задание: параграф №4.1.




Просмотров