Ватикан расположен на территории. Школьная энциклопедия

Как добраться до Ватикана в Риме? Он расположен в «Вечном» городе по адресу: Viale Vaticano, 00165 Rome. Добраться до Ватикана в Риме можно как на метро , так и пешком – центральное месторасположение делает Ватикан легкодоступным для путешественников.

Ближайшая к Ватикану станция метро – «Ottavio S.Pietro». Доехав до неё, вы без труда найдете достопримечательность. Для тех, кто в первую очередь планирует посетить ватиканские музеи, удобнее будет выйти на станции метро «Cipro-Musei Vaticani», которая идет следом за «Ottavio S.Pietro». Обе станции принадлежат красной линии А, дорога пешком от них до Ватикана займет около десяти минут.

От Центрального железнодорожного вокзала TERMINI до станции «Battistini» можно доехать на поездах, и от станции дойти до Ватикана. Также можно выйти на станции Roma San Pietro. Дорога от главного римского вокзала до Ватикана займет около 20-ти минут .

Не забудьте отправить открытку из Ватикана себе домой или своим близким с его почтовым штемпелем и маркой. Всего на территории Ватикана 3 почтовых отделения. 1-ое в музеях Ватикана, поднявшись по эскалатору сразу направо, 2-ое – справа при выходе с собора С.Петра, 3-ье –самое необычное, на верхушке купола собора С.Петра.

Если же вы думаете, как добраться до Ватикана в Риме на наземном транспорте, это можно сделать несколькими способами. Например, на автобусах: № 49 останавливается прямо напротив входа в Ватикан, № 32, 81, 982 (выход на остановке Piazza del Risorgimento и далее примерно 5 минут пешком), № 492, 990 (выход на остановке Via Leone IV / Via degli Scipioni и тоже около пяти минут пешком).

Также до Ватикана можно доехать на трамвае № 19. В этом случае вам нужна остановка Piazza del Risorgimento. От Stazione Termini в центре Рима до южной границы Ватикана курсируют автобусы № 40 и № 64. На этих маршрутах будьте особенно внимательны – они пользуются большой популярностью у карманных воров.

Ватикан – самое маленькое государство в мире, занимает территорию 40 гектаров.
В древние времена на территории Ватикана располагались цирк и сады Нерона. В период распада империи Рим стал сердцем христианства, а впоследствии мировой столицей католицизма. Здесь принял мученическую смерть и был захоронен Апостол Петр. Позже на этом месте была построена небольшая усыпальница. В 1929 году на основании соглашений между католической церковью и итальянским государством город стал независимым государством Ватикан. На его территории находится всемирный центр католической церкви город-государство Ватикан (Stato della Città del Vaticano). В Ватикане сосредоточены ценнейшие сокровища архитектуры и искусства.
Ватикан – абсолютная теократическая монархия, управляемая Святым Престолом. В руках Папы Римского сосредоточены абсолютная законодательная, исполнительная и судебная власть. Папа Римский избирается на пожизненный срок. Практически всё население Ватикана – подданные Святого Престола. Подданства Ватикана не существует.
Дипломатические миссии иностранных государств аккредитованы при Святом Престоле, а не при городе-государстве Ватикан. Иностранные посольства и представительства размещены в Риме, так как территория Ватикана слишком мала. Посольство Италии в Ватикане – парадоксально – но тоже находится в Риме, то есть в своей собственной столице.
Ватикан расположен на Ватиканском холме в северо-западной части Рима, в нескольких сотнях метров от реки Тибр. Общая длина государственной границы, проходящей только по территории Италии, составляет 3,2 километра. Граница в основном совпадает с оборонительной стеной. Перед собором Святого Петра границей является край овальной площади.

Пешком можно дойти до Ватикана, использовав два самых популярных римских маршрута. Первый начинается на площади Венеции и идет по Виа Плебещита , затем по Корсо Витторио Эммануэле, после чего пересекает Виа Делла Кончильяционею. Второй маршрут начинается у Термини в центре города и проходит через Виа Национале.

Ватикан (Stato della Città del Vaticano) – уникальное маленькое государство, самое маленькое в мире. Его со всех сторон окружает величественный Рим. Почти на всей территории Ватикана встречаются архитектурные шедевры – стоит непременно посмотреть Собор Святого Павла , Соборную площадь и Сикстинскую капеллу.

Здесь же находится резиденция Папы Римского, возглавляющего Ватикан. В 1984-м году Ватикан был включен в список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Одной из главных достопримечательностей Ватикана является базилика св. Петра, построенная в XV-XVII вв. В её строительстве принимали участие Браманте, Микеланджело и Бернини.

Самая маленькая в мире независимая и суверенная страна.
Ватикан является одним из самых крупных музеев под открытым небом. Здесь находятся выдающиеся произведения искусства и памятники архитектуры, хранятся реликвии христианства и творения великих мастеров. Радио Ватикана вещает на 47 языках.

Государственное устройство Ватикана

Форма правления – абсолютная теократическая монархия.
Глава – Папа Римский, избирающийся кардиналами на пожизненный срок и имеющий среди прочих титулы Верховного главы (понтифика) церкви и монарха ватиканского государства.
Глава исполнительной власти - Государственный секретарь.
Территория - 0,44 км².
Население – 836 чел. Население Ватикана - подданные Святого Престола (подданства Ватикана не существует), имеющие паспорт. Гражданство Ватикана может быть получено только на основе служения Святому Престолу и аннулируется в случае прекращения трудовой деятельности в Ватикане. Этнически большинство населения итальянцы, за исключением членов швейцарской гвардии.
Официальный язык – латинский, итальянский.
Валюта – евро.
Экономика - некоммерческая плановая экономика. Источники доходов - в первую очередь пожертвования католиков всего мира.Часть средств составляет туризм (продажа почтовых марок, ватиканских монет евро, сувениров, плата за посещение музеев). Бо́льшую часть рабочей силы (обслуживающий персонал музеев, садовники, дворники и так далее) составляют граждане Италии.
Административное деление – нет.

Государственная символика Ватикана

Флаг - представляет собой квадратное полотнище, состоящее из двух равновеликих вертикальных полос - жёлтой и белой. В центре белой полосы - герб Ватикана (два скрещённых ключа под папской тиарой). Флаг принят 7 июня 1929 г. папой Пием XI в год подписания Латеранских соглашений и создания независимого государства Святого Престола.

Герб - представляет собой щит красного цвета, на котором изображены два скрещенных ключа (от Рая и Рима). Над ключами расположена папская тиара (тройная корона, отличительный высокий яйцеобразный головной убор, увенчанный небольшим крестом и тремя венцами и имеющий сзади две ниспадающие ленты, который носили папы римские с начала XIV в. по 1965 г.

Достопримечательности Ватикана

С Ватиканом неразрывно связана история Римской империи. Здесь на каждом шагу уникальные произведения лучших мастеров всех эпох. Храмы, дворцы, музейные коллекции произведений античного искусства, шедевров итальянской живописи и скульптуры – все эти достопримечательности заслуживают внимания гостей города.

Находится на большой круглой площади и занимает промежуточное положение между Римом и Ватиканом. Он служит своеобразными воротами в Ватикан и в то же время считается самым значительным архитектурным произведением Ватикана.
Католический собор – центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, крупнейшая историческая христианская церковь в мире. Одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римской католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини . Вместимость собора – около 60 000 человек.
Когда-то на том месте, где теперь стоит собор св. Петра, располагались сады цирка Нерона. Первая базилика была построена в 324 г., в правление первого христианского императора Константина, на том месте, где, по преданию, был замучен святой Петр. Варвары распяли его вниз головой. И было ему тогда 95 лет. Император Константин сам копал землю, после чего установил двенадцать корзин в честь двенадцати апостолов. За пределами городских стен император приказал построить еще одну небольшую церковь в форме базилики. Она также посвящена памяти апостола Петра. Это строение по местоположению называют Остийской базиликой. Собор, который посещают туристы сейчас, в XVI-XVII веках был перестроен из базилики святого Петра, сохранив прежнее название.
Почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора св. Петра. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте : начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). После смерти Браманте строительство возглавил вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), Бальдассаре Перуцци остановился на центрическом сооружении, а Антонио да Сангалло избрал форму базилики. В1546 г. работами руководил Микеланджело . Он вернулся к идее центральнокупольного сооружения, его проект предусматривал создание многоколонного входного портика с восточной стороны. Все несущие конструкции Микеланджело сделал более массивными и выделил главное пространство. Он возвёл барабан центрального купола, но сам купол достраивал уже после его смерти Джакомо делла Порта . Из четырёх малых куполов, предусмотренных проектом Микеланджело, архитектор Виньола возвёл только два. В наибольшей степени архитектурные формы именно в том виде, как они были задуманы Микеланджело, сохранились с алтарной, западной стороны.
На этом строительная история собора не была закончена, а в XVII в. Бернини создал перед собором площадь - одно из самых выдающихся произведений мировой градостроительной практики.

Фасад собора создал архитектор Мадерна . Его высота – 45 м, ширина - 115 м. Аттик фасада (декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом) венчают громадные, высотой 5,65 м, статуи Христа, Иоанна Крестителя и одиннадцати апостолов (кроме апостола Петра). Из портика (крытая галерея) пять порталов (входов) ведут в собор. Створки дверей центрального портала выполнены в середине XV в. и происходят из старой базилики.
Интерьер собора очень богат и разнообразен: здесь масса статуй, алтарей, надгробий, произведений искусства.

Кафедра Святого Петра

Бернини приложил много сил в создании скульптурного убранства собора, он работал здесь с перерывами почти пятьдесят лет (1620-1670). В подкупольном пространстве над главным алтарём находится шедевр Бернини - огромный, высотой 29 м балдахин на четырёх витых колоннах, на которых стоят статуи ангелов. Здесь всегда горят 95 свечей.
Алтарь собора Св. Петра обращён на запад, а не на восток, как большинство христианских храмов. При Соборе святого Петра работала собственная мозаичная мастерская.

«Пьетта»

Собор хранит ценнейшие произведения мировой культуры. Одно из них – скульптура «Пьетта» Микеланджело . Автору было всего 24 года, когда он выточил эту композицию. Дева Мария держит на коленях остывшее тело своего сына – Христа. Автор долго и тщательно продумывал композицию, пока, наконец, не остановился именно на двухфигурной группе. Скульптор изобразил Марию очень молодой, совсем юной, это противоречило Библии. Так Микеланджело подчеркнул особую духовную чистоту образа Богоматери. Это единственная работа Микеланджело, где он поставил свою подпись. Остальные его работы узнавались по манере исполнения. Эта скульптурная группа находится под пуленепробиваемым стеклом - однажды один маньяк бросился на нее с молотком.

Скульптура Микеланджело «Пьетта» стоит недалеко от входа. В соборе пять дверей. Но открыты только четыре. Пятую, замурованную, имеет право открывать лишь Папа в «святой» год. Это случается один раз в 25 лет.

Бельведерский дворец

При Иннокентии VIII вблизи от Ватикана воздвигнут Бельведерский дворец, который архитектор Браманте по поручению Папы Юлия II соединил с Ватиканом двумя великолепными галереями. Здесь хранятся известные греческие и римские произведения искусства.
Во внутреннем квадратном дворике среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный. В 1803 г. в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши: (Плиний Старший пишет, что это работа родосских скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора), ниша Кановы (Персей работы Кановы), (Аполлон Бельведерский, мраморная копия с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара), ниша Гермеса (статуя Гермеса).

В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра и другие залы.

Музеи Ватикана

Григорианский этрусский музей. Расположен во дворце Иннокентия VIII и здании времён папы Пия IV. Здесь выставлены предметы быта этрусков, древнегреческие сосуды из некрополей этрусков.

Ватиканская библиотека обладает богатейшим собранием рукописей Средневековья и эпохи Возрождения. Основана в XV в. папой Николаем V, постоянно пополняется, в настоящее время её фонды насчитывают около 1 600 000 печатных книг, 150 000 манускриптов, более 100 000 гравюр и географических карт, 300 000 монет и медалей.

На картинке: Сикстинский салон библиотеки
Музей Пио-Кристиано. Посвящен собранию раннехристианских произведений искусства, найденных в римских катакомбах. Музей был основан по приказу папы Пия IX в 1854 г. Выставка в новых залах музея была открыта в 1970 г.

На картинке: Пастырь добрый
Ватиканская пинакотека . Коллекция произведений живописи, открытая для посещения публики, была основана папой Пием VI во второй половине XVIII века. В 1797 г. многие картины по приказу Наполеона Бонапарта были отправлены в Париж. В 1815 г. на Венском конгрессе приняли решение о возвращении картин в Ватикан.
Картины ватиканской пинакотеки сейчас находятся в одном из крыльев Бельведерского дворца.

На картинке: Рафаэль «Благовещение»
Музей Кьярамонти посвящён античной скульптуре.

Музеи в Папском дворце

Апартаменты Борджиа . Апартаменты папы Александра VI. Эта часть дворца Николая V была в конце XV в. перестроена под личные апартаменты Александра VI и в 1490-х гг. украшена росписями Бернардино Пинтуриккьо и художников его мастерской. После смерти Александра VI папы не захотели больше жить в этих помещениях, и они были надолго покинуты. В 1816 г. по приказу Пия VII здесь разместили картины, возвращённые из Парижа после падения Наполеона, а при Льве XIII апартаменты были отреставрированы и открыты для публики.

На картинке: Лукреция Борджиа в образе св. Екатерины Александрийской

Сикстинская капелла

Знаменитая Сикстинская капелла создавалась при Папе Сиксте IV – отсюда и её название. Это великий памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения. Тогда производились значительные перестройки Ватиканского дворца. Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей, посвященных сюжетам из Ветхого и Нового заветов, поручили флорентийскому архитектору Дж. Дольчи . Сикст IV хотел видеть такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского Папы. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы.
Архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Но внутри капелла имеет величественный вид, созданный лучшими художниками того времени. Прямоугольный зал капеллы разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены первые папы. Нижнюю часть боковых стен украшают росписи под ткань, а средний ярус заполнен фресками из истории Ветхого и Нового Заветов.
Росписи Сикстинской капеллы выполнены Бернардино Пинтуриккио, Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели. Плафон капеллы расписывал великий Микеланджело .

Роспись потолка Сикстинской капеллы – это известнейший цикл фресок (живопись по сырой штукатурке) Микеланджело, созданный в 1508-1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Если учесть, что Микеланджело считал себя скульптором, а не живописцем, то очевидно, насколько тяжёлый труд взял на себя мастер. Но эту задачу Папы Юлия II он выполнил в срок и практически один. Работа эта была неимоверно трудной: художник стоял на лесах, запрокинув голову. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо. После окончания работы Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой.
Главная тема цикла - потребность человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до работы Микеланджело над плафоном. На центральной части свода размещены девять сцен из Книги Бытия - четыре больших фрагмента представляют эпизоды: Сотворение светил и планет, Сотворение Адама, Грехопадение и Изгнание из Рая, Потоп. Указанные сцены чередуются с меньшими по размеру панно: Отделение света от тьмы, Отделение суши от вод, Сотворение Евы, Жертвоприношение Ноя и Опьянение Ноя.

«Сотворение Адама»

«И сотворил Бог Адама по образу своему» (Быт. 1:27)

«Сотворение Адама» - одна из самых сильных композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога дает импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

«История Ноя»

Высадившись на сушу после Всемирного Потопа, Ной выращивает виноград (он изображён возделывающим землю на заднем плане слева). Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает обнажённого отца двум своим братьям Симу и Иафету. Отсюда и пошло название неприглядного поведения - хамство. Старшие братья почтительно накрывают Ноя плащом отвернувшись, чтобы не видеть наготу отца.

«Страшный суд»

Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане. Художник работал над фреской четыре года (1537-1541), спустя двадцать пять лет после того, как завершил роспись её потолка. Фреска занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Темой её стало второе пришествие Христа и апокалипсис. Апокалипсис – описанные в книге события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами (огонь с неба, воскрешение мёртвых, явление ангелов). «Страшный суд» считается произведением, завершившим в искусстве эпоху Возрождения, которой сам Микеланджело отдал дань в росписи потолка и сводов Сикстинской капеллы.

Станцы Рафаэля . Помещения (станца - комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447-1455). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю, которому было только 25 лет. Станцы Рафаэля - это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м), расписанные в 1508-1517 гг. Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение - Зал Константина - было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа» - одно из величайших творений ренессансного искусства. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона . Платон с поднятой к небу рукой – знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель указывает рукой вниз - знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Подпись Рафаэля (RSVM) у ворота его одеяния.

История Ватикана

История Ватикана насчитывает почти две тысячи лет, хотя официально государство Ватикан существует с 1929 г. Так как Ватикан является вспомогательной суверенной территорией Святого Престола, то его история напрямую связана с историей папства.
В античности территория Ватикана была не заселена, так как в Древнем Риме это место считалось сакральным. В 326 г., после прихода христианства, над предполагаемой гробницей святого Петра была воздвигнута базилика Константина, и с тех пор это место стало заселяться.
Христианство как единая религия существовало вплоть до XI в. Именно в этом веке Римская Католическая церковь включила в общецерковное исповедание веры принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемой «Филиокве»), что явилось причиной «Великого раскола». Восточные христианские церкви с того времени стали называться православными , а все западные области (иерархии), подчинённые Риму, оказались в Римско-католической, или просто католической церкви .

На картинке: статуя св. Петра, скульптор А. ди Камбио

В первые века христианства название папа (отец) применялось ко всем епископам, а первоначально - ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI в. некоторые епископы ещё назывались папами. Но, начиная с VII в., по настоящее время сан папы давался уже исключительно римскому и александрийскому епископам, при этом в Константинопольской православной церкви сохранялся титул «протопапа» - главный священник (после патриарха) в Соборе святой Софии или в Большом дворце.
Образовавшееся позднее Папское государство охватило большую часть Аппенинского полуострова, но в 1870 г. было ликвидировано Итальянским королевством. В результате возник так называемый «Римский вопрос». В 1926 г. между Папским престолом и правительством Бенито Муссолини начались переговоры для разрешения «Римского вопроса». Три документа, составивших Соглашение между Италией и Святым престолом, были подписаны в феврале 1929 г. в Латеранском дворце государственным секретарём Гаспарри и Муссолини. Латеранские соглашения остаются действующими. Италия признала суверенитет Папского престола над Ватиканом - восстановленным Церковным государством площадью в полтора квадратных километра. Ватикан и Италия взаимно обменялись послами.
В 1984 г., после успешных переговоров с Италией, были изменены некоторые устаревшие пункты Соглашений, в основном касающиеся государственного статуса Католической Церкви в Италии.

На картинке: Владимир Путин и Иоанн Павел II
В начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

Ватикан располагается на материке Европа и занимаемая территория Ватикана составляет 0.44. Численность населения Ватикана составляет 800 человек. Столица Ватикана расположена в городе Ватикан. Форма государственного устройства Ватикана - Абсолютная теократическая монархия. В Ватикана говорят на: латинском , итальянском языках. С кем граничит Ватикан: Италия .
Государство размером не более 0,44 кв.км расположенное на западе Рима – Ватикан, представляет связанный с Италией и, в первую очередь, с Римом. С внешним миром Ватикан соединяет 2-х колейная железнодорожная ветвь, а также автотрассы. Ватикан не имеет собственного аэропорта, армии, системы светского образования, телефонного оператора, телевизионной станции. В Ватикане вещает радио с 1931 года. А также есть собственная служба для подготовки телепрограмм, которая собственно не может осуществлять телевещание. Город-государство имеет в своем распоряжении банк (Институт религиозных дел), несколько печатных периодических изданий, резервную электростанцию и почту.
Ватикан зависит от Рима практически во всем, поэтому говорить о полном суверенитете нельзя. Ватикан представляет собой совершенно уникальное, но не единственное государственное образование, не имеющего базовых элементов государства. Например, городами-суверенами являются Люксембург, Лихтенштейн. Город –государство полностью отказывается от оборонного комплекса и не затрачивает свой бюджет на военные силы, поэтому уровень жизни в таких странах значительно выше. Уникальность Ватикана также в том, что это государство совершенно отказалось от системы налогообложения.
Политика Ватикана в отношении граждан крайне жесткая, регламентации подвергнуты практически все стороны их жизни, в том числе и личная сфера. Промышленности в государстве нет, поэтому основная сфера деятельности местных жителей культура, искусство и туристические услуги. Граждане в своей основной массе заняты на священной службе. Жесточайшая по своей сути политика присвоения и прекращения гражданства во многом противоречит международным договорам и актам, так как для граждан совершенно не предусмотрена процедура заслуженного отдыха. С прекращением работы по должности в священной церкви, человек утрачивает свое ватиканское гражданство. Однако это противоречие сглаживается соглашением с Италией, по которому всем жителям и гражданам, которые остаются без гражданства присваивается гражданство Италии.
Несмотря на то, что вся власть сконцентрирована в руках одного человека – папы, избираемого пожизненно, Ватикан мало похож на монархию или деспотию, хотя номинально это абсолютная монархия, теократического образца. Реальная власть папы серьезно ограничена Государственным секретариатом, а также Вселенским собором, коллегией кардиналов и прочими многочисленными духовными и, одновременно, государственными органами.
Ватикан сказочно красивый город, многочисленная архитектура привлекает сюда толпы туристов, а оригиналы произведений великих художников, литераторов, скульпторов делают это место поистине райским уголком для любителей мировых знаний и культуры.
В своей внешнеполитической деятельности Ватикан озабочен общемировыми проблемами нищеты и голода в Азии и Африке, также папа участвует в различных мероприятиях по ликвидации и профилактике наркомании, алкоголизма. Святой престол активно выступает против международного террора, агрессии, работорговли, также папой неоднократно осуждались межэтнические и межконфессиональные столкновения и кровопролития.
Власть папы распространяется не только на территорию государства, но и на все католические церкви в иностранных государствах, он вправе устанавливать правила и своды норм поведения для всех католических священнослужителей мира. Папа все чаще стал высказывать свое мнение и мнение католической церкви на поведение политических лидеров, а также происходящие события в мире. Огромную роль играет Ватикан в международных благотворительных организациях, а также в организации Международного Красного Креста и Красного Полумесяца.

Содержание статьи

ВАТИКАН, государство-город Ватикан, независимое государство, созданное по Латеранским соглашениям (конкордату) между Римско-католической церквью и итальянским государством от 11 февраля 1929. Расположен в западной части Рима на правом берегу р.Тибр. Местопребывание высших органов управления Римско-католической церквью. Здесь находятся собор св. Петра и Ватиканские дворцы с музеями и библиотекой, административные здания, церкви, жилые дома, дворы и сады. Ватикан – самое маленькое государство мира. Его площадь 0,44 кв. км. Население (ок. 1000 человек) многонационально, преобладают итальянцы и швейцарцы.

Ватикан имеет самые тесные связи с Италией, через которую проходит материальное обеспечение государства-города и поток посетителей. Двухколейная железнодорожная ветка протяженностью 275 м связывает Ватикан с сетью итальянских железных дорог. В 1932 был открыт отделанный мрамором вокзал. Ватикан имеет собственную конституцию, герб, флаг и другие символы государственной власти. Он чеканит собственную монету, имеет свою почтовую связь и свою радиостанцию. В Ватикане издается ежедневная газета «Оссерваторе романо», а также множество книг, преимущественно религиозного содержания.

Государственное устройство.

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежит папе. С 1978 по 2005 папа (официально 264-й) – Иоанн Павел II (в миру Кароль Войтыла). Родился в 1920 в Вадовице (Польша), изучал польскую филологию и театроведение, работал актером. С 1942 изучал теологию на подпольных семинарах в оккупированной германскими войсками Польше, затем – в Риме. В 1946 стал священником в Польше, после 1953 преподавал в Католическом университете в Люблине, в 1964 стал архиепископом Кракова, в 1967 – кардиналом. После смерти папы Иоанна Павла I был избран папой, став таким образом первым неитальянцем с 1523, занявшим этот пост.

Официальный курс католической церкви при папе Иоанне Павле II был направлен на сохранение основных церковных традиций при одновременной острожной модернизации позиции по ряду вопросов.

Мировосприятие нынешнего папы нашло наиболее полное отражение в юбилейной энциклике Фидес и рацио (Вера и разум ), которую он выпустил в 1998 к двадцатилетию своего пребывания на Святом престоле. Иоанн Павел II провозгласил, что разум и вера должны идти рука об руку «в поисках истины», без которой «нет свободы». С другой стороны, папа настаивал на сохранении за Святым престолом высшего авторитета в вопросах веры и подвергал критике все реформаторские течения, в том числе и внутри католической церкви (в том числе «теологию освобождения»).

Символическое значение имели такие заявления, как реабилитация итальянского ученого 17 в. Галилео Галилея и покаяние в связи со Святым годом. Галилея инквизиция преследовала за утверждения о том, что Земля вращается вокруг Солнца. В ноябре 1992 папа признал, что церковь ошибалась в «трагическом взаимном непонимании». В январе 2000 Иоанн Павел II в связи с началом Святого года выступил с заявлением Меа кульпа (Моя вина ), в котором попросил у бога и людей прощения за ошибки и упущения, допущенные церковью в прошлом. В основу этой декларации лег документ Забыть и примириться , разработанный под руководством председателя конгрегации по вопросам веры кардинала Йозефа Ратцингера. В нем с сожалением говорилось о нетерпимости и насилии в отношении инакомыслящих, религиозных войнах и крестовых походах, «враждебности и недоверии многих христиан в отношении евреев». Заявление Меа кульпа было воспринято общественностью как историческое; пресса характеризовала его как самое значительное событие понтификата Иоанна Павла II. Выступая в 2000 в Иерусалиме, папа заверил еврейский народ, что католическая церковь «глубочайше сожалеет в связи с ненавистью, преследованиями и антисемитскими актами, когда-либо и где-либо совершенными христианами в отношении евреев».

Ватикан продолжал развивать социальную доктрину Римско-католической церкви . Он считает одной из основных задач борьбу с бедностью. В 1991 на праздновании столетия со дня издания энциклики Рерум новарум , посвященной социальной политике, папа призвал оказать помощь и поддержку развивающимся странам. Новая энциклика по этому вопросу Центесимус аннус подтвердила социальную ориентацию католицизма. В проповедях, речах и выступлениях в различных странах и по разным поводам папа осуждал социальную несправедливость, безработицу и экономическую систему, порождающую нищету. Выступая перед Генеральной ассамблеей ООН в 1995, он напомнил государствам о гуманности и призвал их к помощи бедным в мире, к борьбе против национализма, войны и насилия.

В то же самое время Иоанн Павел II противится любому пересмотру традиционного негативного отношения Римско-католической церкви к предоставлению женщинам права быть священниками, права на аборт, к отмене запрета для католических священнослужителей на вступление в брак, к контролю над рождаемостью и т.д. Таких изменений настойчиво требуют сторонники реформ, в том числе в самой церкви, а также женские организации и т.д.

Папская энциклика Веритатис сплендор (Сияние истины , 1993) обязывала епископов в вопросах веры и морали излагать содержание учения церкви. Отступления осуждались им как «этический релятивизм».

На Восьмом регулярном синоде епископов в 1990 было впервые открыто поставлено под вопрос сохранение целибата – безбрачия католических священников. Однако в 1992 папа подтвердил в апостольском послании, что отхода от этой нормы не будет. Еще раз об этом он заявил в послании ко всем священникам в апреле 1995.

Новый катехизис католической церкви, изданный в 1992 взамен старого (1566) следовал линии II Ватиканского собора (1962–1965). Он сохранял целибат и провозглашал «защиту человеческой жизни с момента зачатия», то есть по-прежнему отрицал право на аборт. Ватикан осуждает также предохранение от беременности. Последние обстоятельства вызывают в адрес католической церкви оживленную критику со стороны многих женских организаций и развивающихся стран. Но Ватикан не изменил свое отношение к данным вопросам, что было подтверждено, в частности в папском Послании к семьям (1994). В апостольском послании Ординатио сакердоталис (1994) Иоанн Павел II окончательно исключил возможность рукоположения женщин в священники. В Послании к женщинам (1995) папа подверг критике дискриминацию женщин, но подтвердил их недопущение к сану священников.

В энциклике Эвангелиум витэ (Евангелие жизни , 1995) папа причислил аборт к прямому и добровольному убийству невинных людей. Он призвал к развитию новой «культуры жизни» и к противостоянию всем законам, направленным против жизни. Проблему перенаселения, особенно в странах «Третьего мира», следует, по мнению папы, решать с помощью серьезной семейной и социальной политики, создания нормальных экономических, социальных, санитарно-медицинских, культурных условий и более справедливого распределения ресурсов, а не путем внедрения программ контроля над рождаемостью, противозачаточных средств, стерилизации и абортов. В 1999 папа запретил католическим инстанциям Германии выдавать справки, которые могли санкционировать аборты.

До 1996 действовали нормы, в соответствии с которыми папу избирало на пожизненный срок специальное собрание кардиналов – конклав . С 1971 в выборах папы могли участвовать лишь кардиналы моложе 80 лет (к концу 1990-х годов – 123 человека). Новая апостольская конституция 1996 Универси домини грегис (Ко всей пастве божьей ) изменяла процедуру выборов папы. Отменялся принцип избрания специальными делегированными кардиналами – «избирателями». Для избрания папы в коллегии кардиналов (консистории) требуется теперь две трети голосов; если в течении 30 туров выбрать папу не удастся, может быть введена другая процедура голосования.

В случае отсутствия или смерти папы текущими делами церкви и Ватикана временно руководит камерленг Святой Римской церкви.

Высшие консультативные органы – Вселенский собор, коллегия кардиналов и епископский синод.

Практическое руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью Ватикана сосредоточено в Римской курии. Согласно Апостолическим конституциям Регимини экклесиэ и универсэ (1968) и Пастор Бонус (1989), администрация католической церкви и Ватикана состоит из нескольких ведомств. Исполнением решений папы и координацией деятельности римской курии занимается Государственный секретариат. Его главе – государственному секретарю – предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра. С 1991 государственный секретарь – кардинал Анджело Содано. Родившийся в 1927 в Северной Италии, он стал священником в 1950, в 1978 рукоположен в епископы. В 1980-х годах – папский посол (нунций) в Чили, с 1988 был секретарем по отношениям с государствами (министром иностранных дел) Ватикана.

В составе Государственного секретариата действуют, в частности, секции по общим вопросам (внутренним делам) и по связям с государствами (иностранным делам).

Другие органы католической церкви и Ватикана: девять конгрегаций, или дикастерий (министерств), в том числе по вопросам вероучения; 11 папских комиссий; бюро; Апостольская библиотека и прочие учреждения. Юридические инстанции – Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал. Порядок поддерживает папская гвардия, состоящая из швейцарских гвардейцев.

История.

Светские владения папы в Италии возникли в 8 веке, когда франкский король Пипин подарил папе Стефану II Рим и ряд провинций Центральной части страны. В 1870 войска Итальянского королевства заняли Рим и лишили папу светской власти. Конфликт между правительством Италии и католическим Святым престолом продолжался до 1929, когда между сторонами был подписан конкордат (Латеранские соглашения). Согласно им, Ватикан признавался суверенным государством, Италия выплачивала Ватикану ежегодную денежную компенсацию, а католицизм признавался государственной религией Италии. Новый конкордат 1984 подтвердил суверенность Ватикана, но официально предоставил итальянцам свободу вероисповедания.

В области внутренней жизни власти Ватикана проводят жесткую политику. Характерно, что лишь в октябре 1993, после десятилетнего спора папа признал профсоюз светских служащих и работников. С октября 1995 все 2500 работников Ватикана должны были подчиняться новым служебным инструкциям, которые включали «верность папе», отказ от разводов и абортов. .

Внешняя политика.

Международное влияние Ватикана опирается на огромное число верующих католиков (около 800 млн.), мощи монашеских орденов и светских католических организаций. Со времени своего вступления на престол папа Иоанн Павел II совершил более 100 зарубежных поездок – паломничеств, посетив множество стран на всех континентах. В ходе этих визитов он не только встречался с верующими, занимался церковными делами, канонизировал святых и т.д., но беседовал с ведущими политиками стран мира, обсуждал с ними животрепещущие вопросы международной жизни.

К концу 20 в. Ватикан поддерживал дипломатические отношения со 168 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). В начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, которые ранее находились под управлением коммунистических партий, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1991 он предостерегал от войны в Персидском заливе. Католическая церковь играла видную роль в прекращении гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви».

Большое внимание уделяет Ватикан достижению урегулирования на Ближнем Востоке. До 1994 папское государство не поддерживало дипломатических отношений с Израилем, не признавая границы Израильского государства, а Иерусалим – его столицей. Только в 1993–1994 оба государства договорились о взаимном признании и обязались вести борьбу со всеми формами антисемитизма, расизма и религиозной нетерпимости; Израиль пообещал охранять христианские святыни, соблюдать права человека, свободу совести и вероисповедания. В 1994 Ватикан установил официальные отношения с Организацией освобождения Палестины.

В 2003 Ватикан осудил американо-английское военное вмешательство в Ираке, выступив за мирное решение конфликта.

Ватикан ориентируется на улучшение отношений с другими вероисповеданиями. Апостольское послание папы Ориентале лумен (Свет с Востока , 1995) призвало к диалогу с восточными христианскими церквями, в том числе с православными. При этом католическая церковь признала свою долю ответственности за раскол 1054 между католиками и православными. В изданной в том же году энциклике Ут унум синт (Пусть они станут едиными ) папа выступил за единство христиан, но по-прежнему настаивал на том, что именно католическая церковь служит воплощением церкви Христа. В июне 1995 папа и константинопольский патриарх обсудили проблемы межцерковного диалога и провели совместную службу в соборе Святого Петра в Ватикане. В 1999 представители католической церкви и Всемирного союза лютеран после тридцатилетнего диалога подписали Совместное заявление об учении об оправдании , урегулировав тем самым спор, который более 450 лет назад стал причиной церковного раскола в Западной Европе.

С декабря 1991 Ватикан поддерживает официальные отношения с Российской Федерацией. Однако их развитие сдерживается серьезными разногласиями между Римско-католической и Русской православной церквями. РПЦ обвиняет католическую церковь в привлечении к себе верующих в регионе, который Московская патриархия считает своей «канонической территорией». Запланированная на 1997 встреча папы с патриархом Русской православной церкви Алексием II (первая со времени раскола в 1054) не состоялась. Синод РПЦ отменил ее из-за разногласий по вопросу о привлечении верующих. В 1998 патриарх официально заявил, что встреча с папой произойдет только в том случае, если «Ватикан продемонстрирует твердую волю покончить с агрессией униатов» (церквей, выступающих за объединение под главенством Ватикана). В свою очередь, Ватикан не признает притязаний РПЦ на исключительность на территории бывшего Советского Союза.

Недовольство Ватикана вызвал новый закон о религии, принятый в России в 1997. Согласно его положениям, католическая церковь на территории РФ пользуется признанным правовым статусом, но не имеет тех льгот и привилегий, которые предоставлены РПЦ.

Архитектура.

Папская резиденция в Ватикане, находившаяся по соседству со старым собором св. Петра , была возведена при папе Симмахе (498–514). Официальной резиденцией в Средние века был Латеранский дворец, и только в конце 14 в. папы окончательно переселились в Ватикан. В 1450 папа Николай V выдвинул идею о строительстве большого папского дворца непосредственно к северу от собора св. Петра, для чего последний предполагалось переместить. Однако папа умер, не дождавшись реализации этого замысла. В 1473 при папе Сиксте IV была возведена Сикстинская капелла, а при его преемнике Иннокентии VIIIв северной части Ватикана был сооружен второй дворец, меньших размеров.

Активное строительство развернулось при папе Юлии II (1503–1513) – видном деятеле эпохи Возрождения. По проекту его главного архитектора Браманте, новый собор св. Петра должен был представлять в плане греческий крест и завершаться огромным куполом. Впоследствии Микеланджело заново спроектировал и построил купол. Браманте создал композицию Бельведера – два длинных параллельно идущих крыла, связывавших дворцы пап Николая V и Иннокентия VШ и завершавшихся нишей. Этот проект, был полностью реализован лишь в конце 16 в., и в результате были объединены ранее разобщенные строения.

Преемник Юлия II папа Лев Х (1513–1521) поручил Браманте построить лоджии – крытые внутренние дворики, ныне известные под названием Лоджий Рафаэля. Они примыкают к главному дворцу с восточной стороны. Затем при Павле III (1543–1549) была пристроена капелла Павла по проекту известного архитектора Антонио да Сангалло. Там находятся последние крупные живописные шедевры Микеланджело: Обращение св. Павла и Мученичество св. Петра . Сангалло является также автором проекта большого зала приемов (Сала Реджа ).

При папе Сиксте V (1585–1590) длинный внутренний двор Ватикана был наполовину уменьшен за счет библиотечного флигеля, протянувшегося от одного крыла Бельведера до другого. Архитектором Джованни Лоренцо Бернини при папе Урбане VIII (1623–1644) был спроектирован монументальный парадный вход в собор св. Петра с мраморной лестницей и двумя колоннадами, окаймляющими площадь перед собором.

Начиная с 18 в. архитекторы Ватикана занимались преимущественно созданием его музеев. Музей Пио-Клементино с собранием знаменитых античных статуй и мозаик разместился во дворце Иннокентия VIII. Новое крыло проложенное через двор Бельведера параллельно библиотечному крылу, было построено при Пие VII (1800–1823) для экспозиции коллекции античных статуй. Папа Григорий ХVI (1831–1846) основал Египетский и Этрусский музеи. По инициативе папы Пия XI (1922–1939) была создана картинная галерея (Пинакотека). Рядом с ней при папах Иоанне ХХIII (1958–1963) и Павле VI (1963–1978) было построено здание, где разместились ценные коллекции раннехристианских и римских предметов предметов материальной культуры, которые ранее экспонировались в Латеранском дворце. В 1971 в южной части Ватикана был построен новый зал папских аудиенций.

Сокровища искусства.

Ватикан представлявляет собой крупнейшую сокровищницу произведений искусств. Многие из них – это фрески, специально написанные на внутренних стенах дворцов. В галереях и внутренних двориках собраны шедевры живописи, скульптуры и других видов искусства.

Среди сокровищ Ватикана выделяются фрески в Сикстинской капелле, написанные Микеланджело в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II. Здесь представлены сцены из библейской Книги Бытия от сотворения человека до его грехопадения. Они размещены в прямоугольных и треугольных ячейках, «поддерживаемых» рисованными пьедесталами и другими архитектурными элементами. Сотни монументальных фигур изображены в поразительном разнообразии движений и поз. Столь же глубокое впечатление производит фреска Страшный суд , завершенная Микеланджело в 1541. Она занимает всю алтарную стену. В отличие от красочных фресок на потолке, посвященных сюжетам Ветхого Завета, Страшный суд передает трагическую картину конца света. Хотя изначальные оттенки со временем сильно потускнели, все еще сохраняется композиция картины.

В Сикстинской капелле представлены также другие замечательные произведения эпохи раннего Возрождения, созданные Перуджино, Боттичелли, Синьорелли, Гирландайо, Пинтуриккио и Козимо Розелли.

На этаже, расположенном над Сикстинской капеллой, размещены знаменитые станцы (комнаты) Рафаэля , которые расписывались по заказу нескольких пап. Сам Рафаэль творил при Юлии II и Льве Х. Работа была завершена при Клименте VII учениками Рафаэля. Фрески в этих станцах создавались в эпоху, когда Возрождение достигло своего расцвета: в Станце делла Сеньятура – Афинская школа , Диспут и Парнас кисти Рафаэля, в Станце д" Элиодоро – его же Изгнание Элиодора , Освобождение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене , а в Станце дель Инчендио – Пожар в Борго (завершена Джулио Романо и его помощниками) и Коронование Карла Великого папой Львом III . Дж.Романо вместе с другим учеником Рафаэля Дж.Ф.Пенни осуществил замысел Рафаэля по декорации самой большой из станц, Зала Костантина, фресками, воспроизводящими эпизоды из жизни императора Константина. В сводчатой галерее, или Лоджии Рафаэля, ученики и помощники Рафаэля по его рисункам расписали потолок сценами из Ветхого Завета (т.н. «Малой Библией Рафаэля». Впрочем некоторые историки искусства дают неадекватную оценку роли Рафаэля в декоративной системе Лоджий.

Из других ватиканских фресок отметим работы Фра Анджелико , воспроизводящие сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия в капелле папы Николая V; покои папы Александра VI, известные как апартаменты Борджа, пышно расписанные Пинтуриккио сценами из священной истории и из языческих мифов; фрески из истории папства в Сала Реджа, созданные Джорджо Вазари , Франческо Сальвиати и Федериго Дзуккаро и другими художниками. Фрески Ватиканской библиотеки, сюжеты которых частично навеяны росписями, обнаруженными во дворце императора Нерона; роспись потолка Зала Альдобрандинской свадьбы сценами из жизни Самсона, принадлежащая кисти Гвидо Рени, и фрески в капелле Сан-Бибиана, выполненные по заказу папы Урбана VIII живописцем 17 в. Пьетро да Кортона.

Замечательные произведения искусства экспонируются в музеях Ватикана. В Пинакотеке собрана богатая коллекция картин эпохи Возрождения и Барокко. Здесь имеется три шедевра Рафаэля: Мадонна из Фолиньо, Успение Богородицы и Преображение , а также множество гобеленов, созданных по эскизам Рафаэля для Сикстинской капеллы с изображением деяний апостолов. Из других выдающихся произведений живописи выделяются Святой Иеремия Леонардо да Винчи , Пиета Джованни Беллини, Положение во гроб Караваджо, Мученичество св. Эразма Пуссена и мастерски написанное Распятие апостола Петра Гвидо Рени .

Ватиканское собрание древностей – одно из лучших в мире. Помимо богатой коллекции малых форм римского искусства, включающей стекло, резную слоновую кость, бронзу и мозаику, здесь представлены замечательные образцы римской живописи из раскопок Помпей и Геркуланума. Самые ценные из них – т.н. Альдобрандинская свадьба и Одиссеевы пейзажи .

Ядро ватиканских собраний древностей составляет Музей Пио-Клементино, где демонстрируется большинство статуй, собранных римскими папами. Некоторые из них стояли на вилле императора Адриана близ Тиволи и во дворце императора Нерона. Они послужили исходными моделями для скульпторов эпохи Возрождения, вдохновлявшихся античным искусством. Наиболее знаменит восходящий к 1 в. до н.э. Бельведерский торс , который копировался целыми поколениями мастеров эпохи Возрождения. Такую же ценность представляют скульптурная группа Лаокон , которую Микеланджело считал шедевром, и статуя Аполлона Бельведерского (вероятнee всего, римская копия греческой бронзовой скульптуры 4 в. до н.э.), вызывавшая восхищение в эпоху Возрождения.

Музей Кьярамонти также обладает ценными археологическими коллекциями. В его галерее Лапидарио собрано множество древних надписей. В самом музее богато представлены римские статуи и особенно бюсты, в том числе прекрасный бюст Цицерона. Самые ценные в эстетическом отношении экспонаты сосредоточены в Браччо Нуово. Здесь выделяются Прима Порта Аугустус – лучшее из сохранившихся изображений первого римского императора; великолепную статую Нила, воплощающую традиции эллинизма (древний бог рек предстает в виде гиганта, облепленного ватагой детей); прекрасную римскую копию Дорифора (копьеносца) Поликлета.

Грегорианский музей посвящен египетскому и этрусскому искусству. Самые знаменитые сокровища этого музея – статуя бога Марса из Тоди (4 в. до н.э.) и прекрасно сохранившаяся гробница Реголини-Галасси (7 в. до н.э.).

Ватиканская библиотека

насчитывает примерно 65 тыс. рукописей, 400 тыс. изданных томов, 100 тыс. географических карт и гравюр и свыше 100 тыс. единиц с автографами. В библиотеке действует выставка наиболее ценных и красиво оформленных изданий, хранящихся в Ватикане. Среди многочисленных старинных иллюстрированных книг имеются две рукописи 4 в. н.э. с поэтическими текстами Вергилия. Старинные рукописные тексты произведений Вергилия, Цицерона и Теренция служат первоисточниками для современных изданий этих авторов. Другие экспонаты библиотеки представляют собой авторские рукописи и письма таких известных деятелей Средневековья и Возрождения, как Фома Аквинский , Петрарка , Микеланджело, Рафаэль, Лютер и Генрих VIII; иллюстрации Боттичелли к Божественной комедии Данте; римский дневник Антонио да Сангалло; два шедевра византийского искусства – Свиток Джошуа Ролла и Менологион Василия II; а также целый ряд изданий Библии (самая ранняя из них напечатана в середине 15 в. Гутенбергом), включая экземпляры самого маленького и самого большого формата.

Ватиканские сады

простираются к западу от Ватиканского дворца и ограничены крепостными стенами, возведенными разными папами начиная с эпох Возрождения и Барокко. В самой западной части садов находится летняя резиденция папы Льва XIII, где до 1936 располагалась Ватиканская обсерватория. Особо выделяется летняя резиденция папы Пия IV с красочными фресками внутри и изящной лепкой снаружи.

Самое маленькое государство на земном шаре, называемое островком спокойствия среди шумной суеты, является и столицей огромного духовного мира. В наименьшей по площади и количеству проживающих граждан стране находится резиденция главы католической церкви. Величественный город-государство взял свое название от известного еще со времен древних этрусков Ватиканского холма, что в переводе с латинского звучит как «место гаданий». Впрочем, некоторые считают, что именно на территории страны император Нерон убил Петра - ученика Христа, и с того момента город стал носить название Ватикан (от Vattaca - имя бога смерти).

Миниатюрная страна

Наверняка многие задавались вопросом о том, какова же площадь государства Ватикан. В самой миниатюрной стране в мире, расположенной в центре Рима, проживает не больше одной тысячи человек, и практически все они составляют духовенство анклава внутри Италии. По размерам территории государство-карлик находится на последнем месте: площадь Ватикана в кв. км - 0,439, это всего-навсего 44 гектара.

Древняя история города-государства

Отделенный от Рима стеной, проходящей по государственной границе, древний город имеет собственную символику и гимн. является главой страны и представляет интересы Святого престола. Государство с древней историей не имело поселений в античные времена, в IV веке на священном месте появились первые вотчины. Тогда был принят указ, разрешающий христианской церкви владеть имуществом, полученным по завещаниям и дарственным от богатых семейств.

Позднее многие площади были конфискованы, но даже после оставался самым крупным владельцем итальянских земель, что чрезвычайно укрепляло его авторитет, одновременно вызывая проблемы с управлением. До 1871 года, пока Папу не признали субъектом права Италии с рядом привилегий, продолжались ожесточенные споры по поводу независимости Святого Престола.

Столь важный вопрос получил свое разрешение только в 1929 году, когда был подписан договор, официально подтверждающий образование независимого Ватиканского государства.

Государство-карлик

Как уже было отмечено, карликовое государство Ватикан, площадь которого в значительной мере занимают знаменитые зеленые сады и дороги, а не его постройки, чрезвычайно мала. Если говорить об уникальной миниатюрности священного места христиан, то Петра, возведенная над его могилой, и одноименная площадь размещаются на 20-ти процентах всей территории страны. А вот приграничные владения, расположенные в Вечном городе, и загородная резиденция составляют почти 0,7 кв. км.

Обелиск на площади в центре страны

Центр духовного развития является самым закрытым государством. Туристам недоступны очень многие части священного города, причем для некоторых из них есть особая процедура посещения. Например, чтобы попасть в потрясающие ставшие декоративным украшением государства, необходима особая договоренность.

Но для всех открыта главная достопримечательность, которой гордится Ватикан, - площадь Святого Петра с расположенным на ней удивительным обелиском, привезенным из Египта. С ним связана интересная история, передающаяся из поколения в поколение. В XVI веке 900 рабочих устанавливали обелиск на пьедестал при помощи специальных лебедок. Зевакам, наблюдающим за действием, было запрещено что-либо говорить под страхом смерти.

Обелиск поднимали наверх очень плавно и медленно, но в какой-то момент поддерживающие веревки ослабли, и казалось, что сооружение рухнет наземь. И вот в гробовой тишине прозвучал крик, призывающий срочно намочить канаты для того, чтобы они стянулись после воздействия воды. Этим смельчаком стал капитан корабля, которого позже похвалил сам Папа и разрешил ему привозить в Ватикан из путешествий пальмовые веточки перед священной Пасхой.

Предание о прахе Цезаря

Существовала легенда, по которой на вершине гранитного обелиска находился прах великого Цезаря. При перемещении шар, венчавший сооружение, был тщательно осмотрен, но ничего обнаружено там не было, тем не менее пустое вместилище поместили в музей, а вершину теперь венчает крест.

Площадь Святого Петра

В религиозные праздники наполняется паломниками маленький Ватикан, площадь Святого Петра собирает тысячи приезжих, отправившихся в дальний путь лишь для того, чтобы услышать благословение Папы. Христианский Колизей, как часто называют эту площадь, поражает удивительной архитектурой.

Ни одного человека не оставляют равнодушным могучие колоннады собора Святого Петра, их часто сравнивают с галереями, которые строились во времена Древнего Рима. С их вершин смотрят 140 скульптурных изображений святых. А если встать в центр, то возникает удивительный эффект - расположенные в 4 ряда колонны вокруг площади спрячутся друг за другом, словно невидимые.

Площадь сосновой шишки

Если говорить о том, какая площадь Ватикана самая необычная, то стоит упомянуть сооружение перед Бельведерским дворцом. Античный фонтан, увенчанный бронзовой сосновой шишкой, дал название шедевральному произведению итальянского зодчего Браманте, который, кстати, и начал строить собор Святого Петра, но не дожил до его открытия.

Площадь сосновой шишки примечательна уникальным полированным шаром, вращающимся в большой сфере. Эта скульптура символизирует негативное воздействие человеческих рук на природу. Эта площадь Ватикана, фото которой представлено ниже, относится к доступным для всех туристов достопримечательностям.

Заключение

Социальная позиция карликового государства, живущего за счет различных пожертвований, доходов от туризма, продажи сувениров и монет, часто подвергается жесткой критике. Но тем удивительней, что Ватикан, площадь которого более чем в 100 раз меньше Петергофа, до сих пор оказывает невероятное влияние на весь католический мир.



Просмотров