Владельцам поврежденного ураганом незастрахованного имущества за выплатами придется обращаться в суд. Что делать, если автомобиль пострадал от стихийного бедствия? Что делать, если ваш дом повредил ураган

Недавний ураган в Москве повалил более 3500 деревьев, были повреждены кровли 140 многоэтажных жилых домов и административных зданий, а более 1500 автомобилей получили повреждения - в частности из-за упавших на них деревьев. Можно ли рассчитывать на компенсацию, если на машину упало дерево?

Да - если есть доказательства, что упавшее на ваш автомобиль дерево было больным, а его вовремя не лечили или не убрали. Это повод предъявить иск городским властям и привлечь к ответственности должностных лиц, в чьи обязанности это входило. Forbes изучил сопутствующие юридические обстоятельства.

Общий подход

«Добиться от коммунальщиков компенсации за причиненный ураганом ущерб можно, однако сразу стоит отметить, что для этого должны быть соблюдены определенные условия», - говорит адвокат Олег Сухов. Сам по себе ураганный ветер относится к тем природным явлениям, за ущерб от которых никто ответственности не несет. Однако возможны случаи, когда причиной нанесения повреждений стал не только ураган, но и невыполнение определенных обязанностей коммунальными службами.

Случаи взыскания компенсаций за ущерб, причиненный сильным ветром, известны, например, в Омске, где в 2014 году от штормового циклона тяжелые травмы получили несколько человек. Так, удалось добиться компенсации через суд женщине, которая пострадала от сорванной ветром с крыши кровли. В здании располагалась аптека, и суд обязал ее владельцев выплатить компенсацию морального вреда и расходы на юридические услуги на общую сумму порядка 400 000 рублей.

От того же циклона погибла жительница села Троицкое - на нее упала стена остановки общественного транспорта. Матери погибшей удалось доказать, что павильон был ветхим и не соответствовал требованиям безопасности. С коммунальщиков была взыскана сумма в размере 1 млн рублей. В такого рода случаях важно доказать, что конструкции, падение которых нанесло ущерб, были установлены с нарушениями техники безопасности или иных правил.

«Следует учитывать, что необходимо будет доказать причинную связь между бездействием коммунальных служб и причинением вреда от урагана», - говорит Сухов. В случае с падением дерева ситуация осложняется. По словами адвоката, надо будет доказать, что дерево было больно. И что коммунальщикам об этом было известно, но соответствующих мер предпринято не было. На первый взгляд ситуация кажется запутанной и шансы добиться своего у хозяина пострадавшего автомобиля выглядят не очевидными. Тем не менее, руки опускать не стоит.

Тополь с гнилью

В июне 2009 года ураган и сильные порывы ветра повалили в Москве множество деревьев. В частности, вывороченный ветром с корнем тополь упал на дорогу и повредил Nissan Patrol, припаркованный на улице в московском районе Западное Дегунино. Была помята крыша, капот, разбито лобовое стекло. Владелец авто предъявил иск городским властям.

Чтобы добиться решения в свою пользу, истец предоставил в суд экспертизу состояния дерева, проведенную одной из специализированных организаций. Согласно экспертному заключению в оставшейся части дерева «…присутствовала гниль, и гниением была затронута комлевая часть ствола, механическая прочность ствола упавшего дерева была снижена. Обнаруженная гниль присутствовала в стволе дерева не менее года до даты обследования и могла быть диагностирована».

Суд заключению «частников» не поверил и назначил дополнительную судебно-экологическую экспертизу государственному институту. Российский Федеральный центр судебной экспертизы при министерстве юстиции провел собственное исследование и выдал, в результате, аналогичные выводы. Как заключила комиссия, ряд признаков свидетельствовал о том, что дерево, повредившее автомобиль, «относилось к категории «сильно ослабленное» или «усыхающее», то есть было живым, но больным и находилось в стадии сильного поражения гнилевыми болезнями и крайней степени деструкции древесины».

Экспертная комиссия также обратила внимание на тот факт, что «деструктивные гнили не сразу приводят к усыханию и гибели дерева, а развиваются в течение достаточно длительного периода - не менее 5 лет». В выводах комиссии говорилось, что ни наблюдения за состоянием дерева, ни защитных мероприятий (санитарной обработки против болезней и вредителей или вырубки) не проводилось. Таким образом, были указаны ответственные за состояние дерева - местная коммунальная служба, не обеспечившая должного ухода. Материалов, подтверждающих применение мер защиты от вредителей и болезней на месте рассматриваемого события, коммунальщиками представлено не было.

Итог? Тимирязевский районной суд удовлетворил требования истца взыскать с ответчика (ГУ ИС района «Западное Дегунино») города Москвы стоимость ремонтно-восстановительных работ автомашины в размере 291 400 рублей, расходы по составлению отчета, расходы на услуги представителя и госпошлину.

Суд пришел к выводу о том, что ГУ ИС было обязано осуществлять контроль за состоянием зеленых насаждений на подведомственной ему территории, но не выполняло эту обязанность, в связи с бездействием ответчика имуществу истца был причинен ущерб. Это решение затем устояло в апелляционной и кассационных инстанциях.

После урагана в Москве, который повалил тысячи деревьев, пострадали многие владельцы автомобилей. Согласно статистическим данным страховщиков, урон был нанесен более 2 тысячам транспортных средств. Что делать в ситуации, если на машину упало дерево, и удастся ли отсудить компенсацию у управляющих компаний?

Автовладельцам, у которых ущерб от стихийных бедствий прописали в полисе КАСКО, дела обстоят намного лучше, а вот тем, у кого нет страховки, можно решить данный вопрос в судебном порядке. Десяткам жителей столицы удалось отсудить компенсации, согласно данным судебной статистики за последнее десятилетие. Например, в 2015 году подавались иски против ГБУ «Жилищник», так как данная организация следит за домовладениями и территорией, расположенной вокруг домов.

Для того, чтобы начать судебное разбирательство, необходимо учитывать погодные условия и состояние самого дерева. Но погода, которая была в понедельник, 29 мая, с порывами ветра до 25-30 метров за секунду, способствовала тому, что могло повалить и здоровые деревья.

Согласно информации инженеров лесопаркового хозяйства, для того, чтобы отсудить компенсацию, нужно доказать, что дерево было в аварийном состоянии. На это могут указывать такие признаки как гниль, многоствольность, трещины, подрезанные корни и дупла.

Стало известно, что страховые компании приняли решение упростить процедуру подачи необходимых документов для возмещения ущерба, нанесенного ураганом в Москве и Подмосковье. Согласно предварительной оценке, сумма потерь собственников транспортных средств составляет около 200 миллионов рублей.

На данный момент сотни жителей столицы уже обратились к автостраховщикам. Многие машины пострадали в результате урагана из-за поваленных деревьев. В результате автотранспортные средства с вмятинами, выбитыми стеклами и многочисленными царапинами. Но есть и другие прецеденты: в компании ВКС и «Согласие» поступили заявления об упавшей на автомобиль кровле, в «АльфаСтрахование» обращаются клиенты, которые застраховали свои загородные домовладения, в страховую «МАКС» поступил звонок о поврежденном заборе. Игорь Юргенс, который является президентом Всероссийского союза страховщиков, напомнил о том, что полис ОСАГО не может покрыть повреждений, нанесенных ураганом в понедельник.

Представители столичной мэрии решили, что семьям погибших в столице во время урагана будет выплачено по миллиону рублей, а пострадавшие от стихийного бедствия получат 100-500 тысяч рублей. Дети, которые потеряли одного из родителей, будут получать ежемесячное пособие. Жители Москвы, которые уцелели, но потеряли свое имущество, уже обратились за консультацией в страховые компании. Однако ажиотажа спустя сутки после урагана пока не наблюдается. По словам страховщиков, наплыв клиентов будет в ближайшие выходные, а пока москвичи активничают в телефонном режиме, обрывая линии колл-центра. У тех клиентов, у которых было оформлено полное КАСКО, возмещение ущерба будет мгновенное. Для этого им нужно только написать заявление и показать поврежденный автомобиль. Страховые компании пошли на встречу пострадавшим и предоставлять иные справки для выплат не нужно. Те пострадавшие, которые получили травмы или увечья, должны будут показать справку из больницы, так как нужно будет оценить вред, который был нанесен здоровью.

Выплаты в страховых компаниях могут получить только те россияне, у которых были заключены договора страхования здоровья, жизни и имущества. Однако среди обратившихся к страховщикам много тех, кто интересовался муниципальными выплатами, а также тех, кто жаловался на городские службы и коммунальные предприятия. Но представители страховых компаний поясняют, что в этом случае удовлетворить претензии можно только в судебном порядке, предоставив множество заключений экспертиз и других документов.

Юристы советуют совершить несколько шагов, которые помогут жителям Москвы получить компенсацию за автотранспортное средство, пострадавшее во время урагана.

1. Необходимо сделать видеосъемку и фотосъемку места происшествия;

2. Предоставить сведения свидетелей, которые подтвердят, что дерево было нездоровым. Кроме этого, следует сохранить кусок дерева как доказательство;

3. Если есть возможность, взять заключение у арбориста или лесопатолога (специалисты по уходу за деревьями);

4. Определить, какая организация ответственна за территорию, где произошло падение дерева;

5. Необходимо составить претензию и направить ее управляющей компании, подробно описав все детали случившегося. Также следует указать сумму материального ущерба и сроки, в течение которых пострадавший надеется ее получить;

6. Если претензию управляющая компания не удовлетворила, обратиться в суд с иском.

Чтобы избежать возможных последствий стихийных бедствий, необходимо уделить внимание сигналам Гидрометцентра о повышенном уровне опасности. В случае, если надвигается сильный порывистый ветер, гроза и ураган, нужно внимательнее отнестись к выбору места парковки автотранспортного средства. Следует поставить машину подальше от деревьев, технических строений, рекламных конструкций и домов. Идеальным в этом случае будет паркинг возле торгового центра или подземная парковка. Лучше проехать на общественном транспорте несколько остановок до дома, но оставить свое транспортное средство в надежном месте.

Зовите дендролога

Около 2000 автомобилей было повреждено ураганом в понедельник. Портал «АвтоВзгляд» выяснил, может ли автовладелец компенсировать ущерб за покалеченную стихией машину.

Что касается перспектив пострадавших получить хоть какую-то копеечку на ремонт, то на выплаты могут рассчитывать лишь обладатели полисов КАСКО. Да и то лишь те, в договорах которых не прописаны в качестве исключений форс-мажорные обстоятельства из разряда стихийных бедствий. В этом случае последует отказ в выплате. Заметим также, что ОСАГО ущерб от стихии не покрывает. И что делать водителю в случае, когда, например, буря уронила на его «ласточку» дерево или рекламный щит? По идее, судиться с владельцем конструкции или организацией, ответственной за содержание данного конкретного дерева. В последнем случае это будут коммунальные службы города, если ЧП случилось на улице, или управляющая компания (ТСЖ), когда оно произошло во дворе дома. Но сейчас, когда деревья повалены в результате официально признанного природного катаклизма, перспектива восстановить машину за счет структур, ответственных за их содержание, выглядит крайне туманно. Скорее всего, в судах все будет списано на форс-мажор и иски останутся без удовлетворения.

Но попытаться можно. Вот что нужно сделать в обязательном порядке.

1) К машине, придавленной деревом, следует вызвать представителей полиции и компании, ответственной за данную посадку. Если дерево рухнуло на движущееся авто, вместо участкового вызываем ГИБДД. Пока официальные лица направляются к вам, фиксируем, не пытаясь убрать с машины ствол и ветки, всеми доступными фото- и видеосредствами ситуацию с разных ракурсов: что на чем лежит, какие у авто повреждения. Причем делать это нужно так, чтобы в кадр обязательно попадали легко идентифицируемые ориентиры: характерные строения, таблички с номерами домов и названиями улиц и т.п.

2) Прибывший сотрудник полиции осмотрит дерево и составит протокол, в котором должна будет содержаться запись, что ствол не был спилен, срублен или упал вследствие каких-либо иных повреждений, нанесенных третьими лицами. Очень хорошо, если в протоколе будет указано, что дерево оказалось гнилым, высохшим или имело еще какие-либо органические изъяны. В произвольной форме составьте с сотрудником полиции опись повреждений машины. Ее нужно оформить в трех экземплярах, которые должны подписать вы, полицейский и представитель компании, отвечающей за содержание территории. Если последний отказывается от подписи, в документе следует сделать отметку.

3) Придется заказать (и оплатить) экспертизу специалистом-дендрологом. Только он сможет подтвердить, что рухнуло гнилое или высохшее дерево - вина коммунальщиков, не уследивших за ним, очевидна. За здоровое дерево никто платить не будет. Рекомендуется также выпилить и сохранить спил ствола в районе излома.

4) Обязательно следует произвести оценку ущерба. Для этого можно либо представить машину на экспертизу, либо вызвать специалиста прямо к месту происшествия. О проведении экспертизы надо уведомить предполагаемого виновника ЧП не позднее, чем за три дня до даты осмотра. Лучше всего для этого подходит телеграмма или письмо с уведомлением о вручении.

Чаще всего «хозяин дерева» совершенно не готов добровольно оплачивать ущерб. В этом случае придется со всеми перечисленными документами и «вещдоками» идти в суд.

Второй день москвичам приходится "откапывать" свои автомобили из-под сломавшихся в результате урагана веток деревьев. Из-за разгула стихии оказались повреждены сотни машин – разбиты стекла, помяты крылья и крыша. Некоторые из них после "встречи" с упавшим деревом восстановлению не подлежат. О том, что делать, если ваш автомобиль оказался под деревом, рассказали эксперты в эфире телеканала .

По словам адвоката Жана Семенова, необходимо сразу же вызывать представителя организации, ответственной за эксплуатацию территории (представителей местного ЖКХ). Дальше нужно произвести детальную фото- и видеосъемку и сделать независимую экспертизу (получить на руки оценочный акт) повреждений авто. Если автомобиль был застрахован, нужно подать обращение в страховую компанию с пакетом документов, а если нет – обращаться в суд.

Адвокат Вадим Рождественский, в свою очередь, советует вызвать правоохранительные органы, чтобы участковый зафиксировал факт падения дерева и причинения ущерба имуществу. "Далее ни в коем случае нельзя давать коммунальщикам быстро распилить и увезти его. Попросите обязательно составить акт и сделать спил с того участка дерева, где произошел отрыв, разлом или раскол, – подчеркивает эксперт. – Этот кусочек дерева нужно сохранить, в дальнейшем передать на соответствующую экспертизу, где эксперты дадут ответ, что явилось причиной отлома. Если это был просто порыв ветра, сильное воздействие, то, конечно, ущерб вы вряд ли возместите. Но если это было из-за того, что дерево болело, там были какие-то гнилостные изменения уже в самой структуре дерева, то шансы на возмещения вреда очень высоки".

Чтобы обезопасить свои кошельки, многие автолюбители покупают КАСКО. Те, кто обладает такими полисами, смогут починить свои машины уже в ближайшее время, избегая конфликтных ситуаций.

Столичные коммунальщики будут работать в усиленном режиме до полной ликвидации последствий шторма.

Жители сообщают о трудностях в Единый диспетчерский центр – где-то повалены деревья, остановки, детские площадки. Сотрудники МЧС уже обработали более 4,5 тысячи заявок. Наибольшее количество заявок поступило из Южного, Западного и Юго-Западного округов, а меньше всего – из ТиНАО и Зеленограда. Пожарные переведены на усиленный режим работы.

"Вчерашний ураган нанес колоссальный ущерб дорожной инфраструктуре. С момента начала урагана к нам поступило сотни заявок от граждан о повреждении знаков и светофоров. Только по одним светофорам мы получили 138 заявок. Для ликвидации последствий ЦОДД выделил доп бригады и все работы велись в усиленном режиме. К утреннему час пику все основные магистрали были очищены. По светофорам было выполнено более 100 заявок. На данный момент работы продолжаются", – рассказал ведущий специалист ЦОДД Эдуард Светлов.



Просмотров