Ярополец. Специализированная реставрационно-проектная компания

Усадьба находится в весьма плачевном состоянии и реставрацией там пока не пахнет. Нынешний собственник лишь огородил усадьбу забором, усадьба находится под охраной, но проникнуть на территорию можно, через дыры в заборе, так же можно проникнуть и на территорию храма.
В 1717 г. первый граф Чернышёв и его знаменитая жена Авдотья приобрели у наследников гетмана П. Дорошенко северо-восточную часть Ярополецкой волости. Соседнее поместье перешло от Дорошенок к Загряжским, которые выстроили на этих землях собственный дворец. Парк с прудами единый для обеих усадеб.




« » на Яндекс.Фотках


В 1760-е гг. первый московский генерал-губернатор Захар Чернышёв принялся за обустройство в Яропольце своей загородной резиденции. Его племянница Наталья Петровна родила здесь сына Дмитрия, будущего московского градоначальника.

Родовое гнездо Чернышёвых считалось одним из богатейших в Подмосковье, с роскошным дворцом, лепной внутренней и внешней отделкой, скульптурным убранством. По заказам Чернышёвых работали скульпторы Ф. И. Шубин, И. П. Мартос, Д. Решт, А. Триппель. Усадебный парк в Яропольце послужил образцом для многих других усадеб.
После заключения мира с турками в усадьбе побывала Екатерина II. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно прочитать: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может», а согласно газете «Санкт-Петербургские ведомости» государыня высказалась в том духе, что будь Ярополец поближе к Москве, она бы выбрала его в качестве загородной резиденции.
Учреждённый бездетным фельдмаршалом майорат после его смерти перешёл к младшему брату Ивану, а затем к его сыну Григорию. После его смерти в 1830 г. имение было объявлено выморочным, так как сын последнего владельца Захар был лишён права наследования из-за участия в восстании декабристов.
По указу 1832 г. Ярополецкое поместье и титул графа Чернышёва переданы зятю Григория Чернышёва, И. Г. Кругликову (1787-1847). От Кругликовых майорат унаследовали дворяне Безобразовы. Дочь последнего владельца усадьбы, Ксения Чернышёва-Безобразова, состояла в браке с Рудольфом, младшим сыном последнего австрийского императора. До самой революции в усадьбе сохранялись в неприкосновенности мебель, скульптура и книги конца XVIII века - память о блистательных братьях Чернышёвых.
После Октябрьского переворота усадьба была национализирована, а хозяева имения эмигрировали. Все предметы искусства были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря. Именно туда были вывезены в 1924 году «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг».
В 1920-е гг. здания усадьбы использовались для размещения сельской лечебницы и детского санатория. Во время Великой Отечественной войны залы дворца выгорели, провалилась кровля, парк пострадал от обстрела, парковые сооружения погибли, после чего ансамбль был заброшен. Карты и планы из собрания Чернышёвых-Кругликовых в настоящее время хранятся в запасниках Исторического музея; остальные же экспонаты погибли во время немецкой оккупации Нового Иерусалима.

Храм Казанской иконы Божией Матери

Усадьбу как единый комплекс создал сын Григория Чернышева, о котором я упомянул в .

Граф Захар Григорьевич Чернышев во всех отношениях был личностью выдающейся. Военную карьеру, как тогда практиковалось, начал в Гвардии с тринадцати лет, принимал участие и командовал войсками в ходе многих военных кампаний, руководил взятием Берлина в 1760 году (и взял его) во время войны за австрийское наследство. Как гражданский администратор, был Президентом Военной Коллегии, Наместником престола в двух губерниях Белоруссии после её присоединения к России, губернатором Москвы и Московской губернии. На этих постах он успешно внедрял новые для того времени управленческие и административные технологии. Короче, граф был в фаворе, милостями и наградами Русских самодержцев не обделен. Тем не менее, по-военному прямолинейный, он дважды уходил в отставку с государственной службы. Первое прошение об отставке было в знак протеста против возвышения «безродных» братьев Орловых. Вопреки ожиданиям графа Чернышева, который собирался только «попугать», прошение было принято Екатериной II. Вторая отставка была вызвана служебными трениями с другим фаворитом - графом Потемкиным.

Вот именно во времена этого вынужденного бездействия, правда, непродолжительного, закладывались идеи и проводились основные работы по созданию усадебного комплекса в Яропольце. И именно здесь нашел отражение мятежный дух графа.

Помотавшись в военных походах по Европам, многое повидав, да еще и имея колоссальный административный опыт, граф Захар Григорьевич умел мыслить масштабно. Поэтому проект устройства своего ярополецкого имения создал грандиозный. Комплекс включал в себя, помимо центральной усадьбы, все четырнадцать деревень имения, объединенных системой дорог, парковую зону, в которую входил и прилегающий участок реки Ламы, а так же храмовый комплекс. Но, пожалуй, самое поразительное то, что проект был реализован! О его оценке современниками красноречиво говорит закрепившееся за центральной усадьбой название Русский Версаль.

Русский Версаль - это название происходит от того, что за основу был взят архитектурный стиль раннего классицизма с мотивами французского рококо господского дома и хозяйственных построек центральной усадьбы, элементы декора, структура усадебного парка, характерные для настоящего Версаля. Соответствовало названию и внутреннее убранство господского дома, состоящее, в том числе и из многочисленных трофеев, прихваченных графом Чернышевым во время военных кампаний. Бунтарские замашки графа Чернышева проявились в масонских символах, щедро представленных в декоре как господского дворца, так и Казанской православной церкви. Непосредственное строительство усадьбы в Яропольце по разным источникам приписывают Баженову, Казакову, Жан-Батисту Валлен-Деламоту. И, скорее всего, все они приложили здесь свою руку на разных этапах создания комплекса…

Думаю, излишне говорить, что от всего усадебного комплекса Ярополец Чернышевых сейчас мало осталось: господский дом со следами вяло текущего ремонта (не реставрации, а именно ремонта), запущенный усадебный парк, да грандиозный остов храма Казанской иконы Божьей матери…

Господский дом усадьбы Ярополец Чернышевых в состоянии неспнешного восстановления


Одни из пяти ворот центральной усадьбы (боковые) , через которые мы прошли на территорию после попытки перелезть ограду и слов сторожихи, бабушки-божьего одуванчика, что нормальные люди ползуются воротами


Вид на господский дом усадьбы со стороны парка


Есть в графском парке Стелла в ознаменование визита в усадьбу Ярополец Чернышевых Екатерины II


Храм Казанской иконы Божьей Матери в Яропольце


Есть мнение, что символ Всевидящего ока в равной степени является как масонским, так и христианским...

После 1917 года во дворце усадьбы была устроена больница, а потом дом отдыха имени Павлика Морозова, поэтому хоть как-то усадьба поддерживалась в приемлемом состоянии. Полностью разорен дворец был в октябре 1941 года во время немецкой оккупации. Художественные ценности, собранные графом Чернышевым в ярополецком дворце, после революции в основном перевезены в Новый Иерусалим, где был организован народный музей, который, в свою очередь так же был уничтожен гитлеровцами. Но некоторые немногочисленные ценности сохранились в других музеях.

Усадьба Ярополец Чернышевых расположена в километре от усадьбы Ярополец Гончаровых и разительное отличие их состояния просто режет глаза. Поэтому во времена, когда я там имел место быть, маёвцы на обывательском уровне частенько сокрушались по поводу того, что усадьбу Чернышевых тоже не передают в ведение МАИ. Но вот сейчас, просматривая материалы, я обнаружил информацию о том, что обе усадьбы находятся на балансе института… Выходит, у МАИ силенок не хватило поднять обе… Правда, видно, что какие-то работы по восстановлению ведутся, но сейчас, похоже, именно та стадия, когда невольно думаешь о том, что лучше бы оставили, как было.

Я видел усадьбу тогда же, лет двадцать назад, в один из приездов на базу отдыха института. Очень сожалею, что не довелось заснять виденное: первичный осмотр проводился в сумерках, а следующий день, как это бывает, внес свои коррективы в планы: кажется, мы что-то отмечали. Тогда замок производил действительно сильное впечатление. Он еще не был обнесен глухим железным забором и сквозь железную решетку ограды в темных зимних сумерках угадывались контуры действительно грандиозного, но сильно обветшавшего дворца. Кстати, здесь снимался фильм «На графских развалинах».

Я до сих пор старательно обходил вопрос о приусадебных церквях, надеясь посвятить этому отдельный рассказ, но сейчас пару слов сказать придется. И вот в связи с чем.
Последнее время я с некоторым чувством раздражения отношусь к нытью тех, кто причитает письменно или устно по поводу утраты, разрушения, несохранения будь то самодержавие, социализм, духовные или материальные объекты, занимается обличением, как правило, безадресно или в адрес каких-то абстрактных властных структур. Уверен, что среди этих людей есть авторитетные, объективные специалисты, которые занимаются этим профессионально. Но большинство - дилетанты, оседлавшие этого конька исключительно как дань моде. А после осмотра Казанской церкви усадьбы Ярополец Чернышевых это раздражение переросло в чувство бессильной ярости. Это каким же лицемером и бескультурным выродком нужно быть, чтобы свои воззвания к сохранению культуры выцарапывать на стенах храма, писать краской на мраморном надгробье творца этого шедевра! Я сначала хотел поместить фотографии с этими надписями здесь как упрек всем псевдоборцам, а потом представил, как этот козел с гордостью показывает друзьям на фото и рассказывает, о своем вкладе в дело борьбы за справедливость. Поэтому эти вклады я затер. Хотя, в сети они уже многократно увековечены, к сожалению.

Между тем, Казанская церковь в Яропольце исправно функционировала со дня своего открытия до начала шестидесятых годов прошлого века, когда скончался последний настоятель храма. После этого за бесхозностью, так как РПЦ не озаботилась прислать нового, храм использовался как склад пиломатериалов и для других хозяйственных нужд, пока не был передан в ведение МАИ. В семидесятые годы проводились некоторые реставрационные работы, которые скорее можно назвать консервационными: обновлена крыша, укреплены перекрытия. В 1990 году церковь Иконы Казанской Божьей Матери передали РПЦ, но никаких работ по восстановлению не ведется, хотя у храма есть настоятель . Могу предположить, что храм не восстанавливается РПЦ в силу ненадобности, поскольку рядом, на территории усадьбы Ярополец Гончаровых, уже есть один действующий, давно отремонтированный, хоть и не такой огромный. Зато и содержать его легче. А практицизма и здравого смысла даже в духовной сфере пока никто не отменял.

trof_av wrote in January 21st, 2017

Усадьба Чернышёвых Ярополец (Ерополч) в Волоколамском районе Московской области как архитектурный ансамбль возникла в 1770-е годы. Идея "Русского Версаля" принадлежит полководцу графу З.Г.Чернышеву (это он руководил штурмом Берлина в 1760 году). Дворец с полукруглыми крыльями и пристройками-каре, центральные ворота в форме башен, большой парк с обелисками, оранжереи с бассейнами, пруд, уникальная церковь Казанской иконы Божией Матери и даже мечеть с минаретами - так выглядела усадьба в XIX веке. Усадьбу посещала Екатерина II, в честь её с парке установлен обелиск. Сейчас усадьба находится в плачевном состоянии, но под охраной и закрыта от посещения. Планируется масштабная реставрация, которая уже началась с Казанской церкви.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, сентябрь 2016

1. План усадьбы Чернышевых в ее лучшие годы: 1 - дворец (1770-е гг.), 2- церковь Казанской иконы Божией Матери (1798 г.), 3 - оранжереи с бассейнами, 4 - стены-кулисы у оранжереи и у здания каре, 5 - каре хозяйственных построек примыкающих к дворцу, 6 - хозяйственные постройки, 7 - рига, 8 - въездные "Красные ворота", 9 - коллонада, 10 - балюстрада, 11 - бюст Дорошенко П.Д. (его могила, с часовней над ней, находится недалеко и о ней будет отдельная статья), 12 - обелиск в честь Екатерины II

Историческая справка:
Первые сведения о селе Ярополец относятся к XIV веку. В разных источниках село именуется Ерополч, Ерополча. Современное название села Ярополец в конце XIX века относилось к усадьбе Гончаровых (о ней будет отдельная статья), а усадьба Чернышевых-Кругликовых называлась Ярополчем.
До 1684 года Ерополч был царским дворцовым селом. В 1684 г. по повелению царевны Софьи село Ерополч с соседними деревнями и землями было пожаловано Петру Дорофеевичу Дорошенко - плененному гетману Украины. После кончины гетмана его сыновья разделили наследство между собой, а в 1717 г. одна из частей имения перешла к Чернышёвым.

Григорий Петрович Чернышев, купивший в 1717 г. землю у наследников гетмана Дорошенко, являлся генерал-губернатором Московской губернии. Граф Чернышев, ввиду занятости на государственной службе, почти ничего не строил на своих подмосковных землях, за исключением Казанской церкви, заложенной в 1742 г.
После смерти в 1745 г. Г.П.Чернышева имение наследует его сын - Захар Григорьевич Чернышев, известный как блестящий полководец, руководивший в ходе войны с Фридрихом II штурмом Берлина в 1760 году, фаворит Екатерины Второй. Он и считается основателем усадьбы.
З.Г.Чернышев решил превратить свою ярополецкую усадьбу в «русский Версаль». На площадь перед церковью, игравшую роль торгового и культурного центра всей округи, в соответствии с новым планом стекались пять дорог, связывавших усадьбу с периферией владений (прообразом стал Версаль с лучами-аллеями). К середине 1770-х гг. было завершено строительство парадного усадебного ансамбля. Дворец был выстроен из кирпича в стиле переходном от барокко к классицизму. После подписания в 1774 г. мира с Турцией на территории усадьбы построили мечеть (не сохранилась). Тогда же усадьбу Чернышевых посещала Екатерина II, в честь её был построен обелиск в саду (сохранился до наших дней). З.Г.Чернышев умер в 1784 г, а в 1787 г., в усадьбе случился страшный пожар, интерьеры дворца были почти полностью уничтожены. Восстановительные работы заняли несколько десятилетий.
В 1780 г. на месте прежнего храма началось строительство уникального по своей архитектуре храма Казанской иконы Божией Матери, который достраивала уже вдова З.Г.Чернышева - Анна Родионовна.
В XIX веке обустройством усадьбы занимался Иван Гаврилович Чернышев-Кругликов. В этот период, в 40-е годы ХIХ века, был перестроен главный дом с флигелями, хозяйственные дворы были соединены с главным домом полукруглыми переходами.
После 1917 года усадьба была национализирована и в ней располагается районная больница, затем санаторий им. Павлика Морозова, в годы Великой отечественной войны - госпиталь. В 1924 г. «большая коллекция географических карт, рисунков, гравюр, фарфора, бронзы и около тысячи книг» были распределены между центральными музеями и областным краеведческим музеем, который формировался на базе Новоиерусалимского монастыря.
В годы Великой Отечественной войны усадьба была занята немцами, в здании дворца ими устроен штаб с 30 октября 1941 года по 17 января 1942 года. Служебные постройки, примыкающие к парадному двору, были заняты фашистскими военными частями. Чернышевская усадьба неоднократно подвергалась бомбардировкам, дом-дворец сожжен в ноябре, остались одни только стены. Произведения исскуства, вывезенные из усадьбы в Новоиерусалимский монастырь, погибли во время немецкой оккупации.
Сейчас усадьба принадлежит Московскому авиационному институту, планируется масштабная реконструкция.

2. А так усадьба Чернышёвых выглядит сейчас, вид из космоса

3. Центральная часть парка усадьбыЧернышевых, XVIII в. Террасный регулярный липовый сад, спускающийся к пруду и обширному пейзажному парку. Схематический обмер Н.Л Целищевой

4. Еще один, безымянный план учадьбы

5. Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780-1798 годы, архитектор неизвестен, а идеологом строительства является граф З.Г.Чернышев. Храм уникален своим устройством - состоит из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды: северо-восточная является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей Чернышевых. После строительства сюда был перенесен прах фельдмаршала З.Г.Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Виднеющийся между куполами объект - колокольня (1839-1869 гг.), стоящая за церковью. Сейчас церковь и колокольня восстанавливаются (или все-таки реставрируются?)

6. План церкви Казанской иконы Божией Матери в усадьбе Чернышевых Ярополец

7. Въездные "Красные ворота" и дворец усадьбы Чернышевых

8. "Красные ворота" в форме башен

9. Слева видна часть бывшей пристройки в форме каре

10. Дворец Чернышевых

11. Отдельно стоящая хозяйственная постройка, справа виден флигель с 9 фото

12.

13. Правый флигель у дороги. От бывшей пристройки-каре остались только заброшенные четыре флигеля по углам

14. Входные ворота с правой стороны усадьбы, остатки правого каре

15. Эти же ворота с внутренней стороны усадьбы

16.

17. Еще один правый угловой флигель

18. Главный усадебный дом - дворец Чернышёвых

19. План приспособления дворца усадьбы Чернышевых 1952 года

20.

21. Заросшие ворота в бывшем левом каре со стороны двора усадьбы

22.

23. Флигель с фото 13, но со стороны двора

24. "Красные ворота" со стороны двора и церковь Казанской иконы Божией Матери

25. Декоративные архитектурные элементы на фасаде дворца

26.

27. Это фото уже за пределами двора. Дальний верхний правый флигель бывшего правого каре

28. он же

29. Недостроенное здание на месте правого каре

30. Дворец со стороны парка

Усадьбу Чернышевых, расположенную на северо-востоке Волоколамского района по истине можно назвать «русским Версалем». Этот дворцово-парковый ансамбль был отстроен елизаветинским генералом Захаром Григорьевичем Чернышевым (1722-1784 г.г). Получив в 1752 году в наследование от отца часть земель Ярополецкой волости, Захар Григорьевич и не думал, что спустя каких-нибудь 12-15 лет начнет здесь бурное строительство небывалого доселе размаха.

В 1766 году генерал начал межевание земель, а двумя годами позже развернул строительство дома. Замысел отставного вельможи З.Г. Чернышева поражал своей масштабностью. В центре архитектурной композиции усадьбы стоял дворец (в 1788 году дополненный вторым этажом и оригинальными башнями с винтовыми лестницами), отстроенный в стиле раннего классицизма с элементами французского рококо.

Кроме него в ансамбле имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, липовый парк, спускавшийся к пруду. Над созданием «Версаля» трудились архитекторы Баженов, Казаков и их ученики. Такой увидела Чернышевскую подмосковную резиденцию императрица Екатерина II, посетившая эти места в 1755 году. К этому времени на территории усадьбы был разбит сад, с дивными оранжереями, украшенными барельефами, театр, мечеть, сооруженная в честь победы в войне с Турцией (1774 год).

В память о визите императрицы в центре парка был поставлен обелиск. Эту эпоху можно считать периодом рассвета рода Чернышевых и их фамильной усадьбы. Однако вскоре мужская линия известной фамилии обрывается. Тезка именитого фельдмаршала, его внучатый племянник, Захар Григорьевич Чернышев (1798-1826 г.г.) стал известен русской истории как участник Восстания Декабристов.

После его смерти владение усадьбой перешло одной из его сестер. Фамильным имением родственники Чернышева владели до 1917 года. С приходом большевиков к власти, усадьба Чернышевых стала использоваться как сельская больница, а затем как санаторий им. Павлика Морозова. В 1941 году Ярополец был оккупирован фашистами.

Тогда усадьба Чернышевых быстро утратила свой прежний лоск и совершенство русского Версаля. Некогда прекрасные пышные оранжереи, Храм и дворец запустели, превратившись в графские развалины именитого рода Чернышевых. Это печальное словосочетание прославило усадьбу его плачевным состоянием. В 1953 году здесь был снят советский фильм «Графские Развалины».

Мог ли представить отставной фельдмаршал, какая судьба уготована его родовому гнезду, ставшему для него впоследствии местом обретения вечного покоя? О торжественном убранстве мраморной усыпальницы графа Чернышева сегодня лишь очень отдаленно напоминают руины Храма Казанской Божьей Матери.

Эта Церковь была реконструирована вдовой фельдмаршала в 1798 году, и стала местом, куда был перенесен прах основателя родовой усадьбы. Но трудно назвать Храм Казанской Божьей Матери усадьбы Чернышевых местом обретения покоя. Это место, словно магнит для вандалов, безмолвно хранит в себе их бесчеловечные зверства. Поругано всё, и генеральское надгробье, и церковный иконостас, и даже массивные мраморные колонны кому-то помешали своим торжественным видом…
Адрес: Волоколамский р-н, село Ярополец













Просмотров