Закон о туристской деятельности 1 января. Комитет по предпринимательству в сфере туризма
C 1 января 2017 года вступит в силу измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ « Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
В настоящее время продолжается совершенствование нормативной базы, определяющей особенности осуществления туристской деятельности. В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Пензенской области сообщает, что с1 января 2017 года вступит в силу существенно измененная редакция Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон).
В соответствии с измененной статьей 4.1 Закона осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее - финансовое обеспечение ответственности туроператора).
Также Законом предусмотрен новый механизм финансовой защиты интересов туристов в виде фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма (статья 11.6 Закона). Если указанный фонд сформирован в максимальном размере (не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год), то финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется. Средства фонда персональной ответственности предназначены для возмещения - туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристического продукта.
Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» (далее - Правила).
Основанием для возмещения является факт причинения туристу ущерба, в случае не выполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации турпродукта.
Новой редакцией статьи 4.1 Закона предусмотрен ряд обязанностей туроператора в случае невозможности исполнения им всех обязательств по заключенным договорам о реализации туристского продукта.
Так, туроператор обязан:
а) прекратить заключение новых договоров о реализации туристского продукта, в том числе обеспечить прекращение их заключения турагентами,
реализующими туристский продукт, сформированный таким туроператором;
б) направить информацию о прекращении туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения обязательств по договорам о реализации
туристского продукта в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в объединение туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма), в организацию, предоставившую туроператору финансовое обеспечение ответственности туроператора;
в) разместить эту информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Датой установления факта причинения реального ущерба считается день, когда туроператор публично заявляет о прекращении своей деятельности по причине невозможности исполнения обязательств или день, когда объединению туроператоров стало известно о прекращении деятельности туроператора.
Также Правилами определены лица, имеющие право предъявлять требования о возмещении реального ущерба, в том числе, до наступления фактической даты выезда в страну временного пребывания, указанной в договоре о реализации туристского продукта. К таким лицам отнесены сами туристы, иные заказчики туристского продукта или их представители, действующие на основании надлежащим образом удостоверенной доверенности. Под реальным ущербом, подлежащим возмещению, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта.
Следует учесть, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Правилами также утверждены перечень информации, которая должна содержаться в требовании о возмещении денежных средств, и перечень прилагаемых к требованию документов.
Обращаем внимание, что к новеллам Закона относятся положения в соответствии с которыми определена возможность заключения договора между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком в форме электронного документа (статья 10 Закона). В этом случае к требованию о возмещении денежных средств должен быть приложен договор о реализации туристского продукта в форме электронного документа на электронном носителе информации.
Деятельность по возмещению реального ущерба возложена на объединение туроператоров. В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2012 № 2130-р статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь».
В соответствии с Правилами на объединение туроператоров возлагается обязанность разместить на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомление о дате начале сбора требований о возмещении денежных средств. В течение 90 рабочих дней с наступления объявленной даты формируется реестр туристов, предъявивших свои материальные требования в установленном порядке, после чего в течение 10 рабочих дней осуществляется процедура рассмотрения требований и принятия решений о возмещении реального ущерба.
Пунктом 12 Правил установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в возмещении реального ущерба. К таковым отнесены:
а) наличие в приложенных к требованию документах неполных и (или) недостоверных сведений;
б) наличие факта причинения реального ущерба туристу и (или) иному
заказчику, не обусловленного неисполнением туроператором своих обязательств по
догов ору о реализации туристского продукта;
в) отсутствие денежных средств в фонде после произведенных выплат в
порядке и сроки, установленные Правилами.
При принятии положительного решения о возмещении реального ущерба денежные средства перечисляются на банковский счет туриста и (или) иного заказчика.
Решение об отказе в таком возмещении может быть обжаловано путем направления заявления в объединение туроператоров в течение 30 рабочих дней со дня принятия обжалуемого решения. Срок рассмотрения такого заявления не может превышать 5 рабочих дней.
Фонд персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма формируется Ассоциацией «Турпомощь» для каждой компании отдельно за счёт ежего-дного взноса туроператора - 1% от общей цены выездного турпридукта за предыдущий год. Для новых туроператоров размер взноса устанавливается в сумме 100 тыс. рублей. Если необходимость выплат наступит до формирования максимального размера фонда, то возмещению подлежит разница между суммой реального ущерба и суммой, полученной туристом по договору страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации турпродукта или по банковской гарантии.
Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработ...
Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.
По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.
Напомним, кроме налоговых послаблений для «Турпомощи», в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.
В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.
«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.
По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.
Новый закон для турфирм, который вступает в действие в 2017 году, позволит усилить ответственность участников рынка. В результате будет создан дополнительный инструмент, позволяющий защитить права потребителей. При этом законодатели постарались учесть интересы представителей бизнеса.
Нововведения 2017 года: новый закон для турфирм
После начала кризиса и череды банкротств представителей туристической отрасли данная сфера нуждалась в новом механизме контроля качества оказываемых услуг. Учитывая практически полную незащищенность прав потребителей в тех ситуациях, когда туристическая компания сталкивается с финансовыми проблемами, законодатели создали дополнительные инструменты защиты интересов клиентов.
Для подготовки нового закона потребовалось два года. Изначально планировалось запустить изменения в 2016 году, однако неготовность участников рынка вынудила власти перенести внедрение новых правил на более поздний период. Кроме того, Российский союз туриндустрии настаивал на одновременном принятии поправок в Налоговый кодекс, которые освободят фонды «Турпомощи» от уплаты налогов. В результате нововведения в туристической деятельности вступают в действие в 2017 году.
В первую очередь законодатели намерены усилить ответственность туристических компаний. Для достижения данной цели вступают в действие следующие изменения:
- Пересмотрен механизм формирования финобеспечения. Минимальная сумма снизилась до 10 млн руб. (ранее 30 млн руб.).
- Формируется фонд персональной ответственности, который будет наполняться исходя из цены турпродукта. На ежегодной основе туроператор будет перечислять 1% стоимости продукта. При этом максимальный размер фонда достигает 7%.
- Внедряется дифференцированный подход при уплате взносов в «Турпомощь». В зависимости от масштабов деятельности представителя туристического бизнеса, платеж составит от 50 до 500 тыс. руб.
- Появляются дополнительные требования к репутации руководителей туристических компаний. Данную должность не смогут занимать лица с непогашенной судимостью. Кроме того, нововведения затронут тех руководителей, которые ранее нарушали действующее законодательство в туристической сфере.
- Появляется понятие электронных путевок, однако данная норма вступит в действие только в 2018 году.
- Формируется специальный реестр, который будет включать все реализованные продукты туроператора. В результате в единой базе окажутся все туристы с указанием их местопребывания, что усовершенствует процесс оказания помощи в экстренных ситуациях.
Последствия изменений для отрасли
В рамках принятых нововведений конкретизированы нормы, которые регламентируют полномочия различных учреждений. В результате полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов четко разграничены, что положительно отобразится на развитии отрасли. В первую очередь улучшится ситуация для внутреннего и въездного туризма, отмечают эксперты.
Длительная подготовка к принятию нового закона позволит не только гармонизировать другие нормативные акты, но и провести соответствующую подготовку представителям бизнеса. Учитывая достаточно жесткие требования, которые вступают в действие в следующем году, туристические компании имели достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям работы.
Кроме того, со следующего года все турагентства будут включены в специальный реестр. В результате клиенты смогут видеть реального туроператора, который будет организовывать поездку.
В 2017 году вступает в действие ряд изменений, которые установят новые правила игры для представителей турбизнеса. В результате нововведений будет значительно повышена ответственность туристической компании, при этом клиенты получат эффективный механизм защиты собственных интересов.
Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» , сообщается на сайте Кремля.
Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи» . Вместо одного «компенсационного» , туроператоры будут вносить средства в два – резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд: « 50 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей; 100 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части; 300 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно; 500 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов. »
Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента» . Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором» . Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.
- Фингарантии для туроператоров сохраняются. Изменится механизм расчета финобеспечения, минимальную сумму снизили с 30 млн до 10 млн рублей.
- Создается фонд персональной ответственности туроператоров. Размер ежегодного взноса устанавливается в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Максимальный размер фонда каждого туроператора составляет 7% от общей цены турпродукта - когда сумма достигает этого размера, перечисление взносов прекращается.
- Вводятся требования к деловой репутации руководителей операторских компаний и турагентств, а именно, запрет на руководство туркомпанией людям, имеющим непогашенные судимости, а также тем, чьи турфирмы за последний год нарушали отраслевое законодательство.
- Вводятся в оборот электронные путевки (вступят в силу лишь с 1 января 2018 года) и создается реестр договоров о реализации турпродукта. В случае ЧП эта база данных поможет оперативно выяснить количество туристов и место их пребывания, чтобы оказать им экстренную помощь.
Новый закон о туризме с 1 января 2017 года изменил перечень требований к турфирмам, что должно привести к порядку в отрасли и в полной степени обеспечить защиту прав потребителей туристических услуг.
Что происходит с туристической отраслью в России
Экономическая обстановка, резко осложнившаяся в 2014 году, не могла не отразиться на такой отрасли, как туристическая, которая очень сильно зависит от благосостояния широких слоёв населения. Если человек всегда будет покупать хлеб и молоко, тратить деньги на проезд в транспорте или бензин для автомобиля и покупать себе одежду и обувь, то поездку в отпуск за рубеж и даже по стране он, в случае проблем с деньгами, как минимум откладывает до лучших времён.
К сожалению, добавило сложностей турфирмам и родное государство, которое, реализуя свои немеряные амбиции, рассорилось почти со всем миром и в ходе надувания высочайших щёк успело закрыть и снова открыть сразу несколько наиболее востребованных россиянами направлений зарубежного туризма.
Понятно, что выживание турфирм стало задачей для их менеджмента нетривиальной, не все компании это выдержали, а те, что сумели это сделать, начали экономить буквально на каждой мелочи, что не могло не отразиться на качестве их сервиса. Для того, чтобы права туристов были защищены лучше, и они не страдали от некачественных туристических услуг, была проведена давно задуманная реформа турбизнеса, и закон о туризме с 1 января 2017 стал другим.
Новый закон о туризме 2017 года
Перечень основных нововведений, подготовленных законодателем, таков:
- Для того, чтобы обеспечить страхование вероятных рисков каждого клиента туристических фирм, создаётся фонд персональной ответственности, куда туристическая фирма должна будет направлять 1% стоимости каждой проданной турпутёвки.
- Создание специального реестра проданных туристическими компаниями путёвок, который будет выглядеть как полноценная база туристов, отдыхающих за рубежом в данный момент времени. Это позволяет в случае возникновения любой чрезвычайной ситуации в любой точке мира знать буквально по имени каждого российского гражданина, который потенциально мог находиться в центре событий.
- Реестр также будет представлять собой и базу турфирм, что позволит каждому клиенту иметь понимание, что перед ним реально существующая зарегистрированная туристическая фирма, и что закон обеспечивает защиту всех его прав как её клиента.
- Величина взносов туркомпаний в адрес системы “Турпомощь” будет не одинакова для всех, а зависит теперь от размера компании.
- Руководство туркомпанией не может быть доверено гражданину, имеющему непогашенную судимость.
- Законом прописывается чёткое определение, что такое электронная путёвка и как она выглядит, но введена она будет только в 2018 году.
Наведение порядка затронуло также и государственные органы, перечень полномочий которых расписан теперь более подробно, что облегчает положение тех компаний, что занимаются туризмом внутри страны как для россиян, так и для иностранных граждан.