2 государство понятие сущность и основные признаки. Понятие и сущность государства

  1. Понятие государства.
  2. Признаки государства.
  3. Сущность государства.
  4. Социальное назначение государства.
  5. Государство в политической системе общества.

1. Понятие государства.

Научная мысль до сих пор не сумела дать исчерпывающее определение государства. Это объясняется тем, что общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения его признаки и свойства, характерные для всех исторических периодов, невозможно в принципе. Разнообразие условий, в которых существовали, существуют и будут существовать государства, выявляет у каждого из них большое количество особенностей и специфических черт, что, в свою очередь, порождает множественность дефиниций государства.

Приведем несколько известных определений понятия государства.

Г.Ф. Шершеневич определял государство как общность людей под одной властью и в пределах одной территории. С ним соглашался Е.Н. Трубецкой, полагавший, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Более развернутое определение государства можно обнаружить у И.А. Ильина, по мнению которого государство – это «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти».

Австрийский правовед Л. Гумплович определял государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Другой австрийский юрист Г. Кельзен полагал, что государство не что иное, как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории.

Эти ученые рассматривали государство с точки зрения социологии и юриспруденции. Наряду с приведенными дефинициями, в учении о государстве предпринимались попытки дать ему определение с точки зрения психологии, истории, теологии и т.д.

Отдельно следует сказать о марксизме, который привнес в представления о государстве классовый подход. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин считали государство политической организацией господствующего класса, которым является сословие собственников основных средств производства. «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Марксизм первостепенное значение придает насильственной стороне государственной власти – диктатуре класса.

Общественная практика доказала, что марксистско-ленинское представление о государстве как орудии классового господства истинно лишь на определенном, ограниченном во времени историческом этапе. Это, впрочем, не делает правомерным отрицание всякой, даже общетеоретической полезности марксизма.

Итак, для глубокого познания государства все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического изучения и использования понятия государства целесообразно его единое понимание, хотя в самом определении мы не исключаем различные вариации.

Все вышесказанное позволяет дать следующее, консолидированное определение государства.

Государство - это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть и придающая праву общеобязательное значение.

2. Признаки государства.

Несмотря на специфичность и неповторимость каждого государства, создающие трудность его однозначной оценки, представляется возможным выделить набор универсальных признаков или свойств, присущих любому государству. Определение таких признаков имеет большое практическое значение вследствие того, что именно они позволяют обособить государство от других форм самоорганизации общества (религиозных организаций, политических партий и т.д.).

Исследователи по-разному подходят к характеристике признаков государства, поэтому попробуем отметить наиболее важные из них, не подлежащие какому-либо сомнению.

1.Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных, если государство – монархия, или граждан, если государство – республика.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. К территории государства относится суша в пределах границ государства; все внутренние водоемы; территориальные воды; континентальный шельф; недра; атмосфера над сухопутной и водной территорией; объекты, принадлежащие государству, но находящиеся за его пределами (посольства, научно-исследовательские станции, военные базы, морские и воздушные суда, космические корабли, трубопроводы, подводные кабели связи и т.д.).

От негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.) государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.

2. Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональной группе управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения – государственный аппарат. Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие.

Государственный аппарат сам по себе существовать не может. Его функционирование обеспечивается системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей. Следовательно, налогообложение – важная составная часть публичной (государственной) власти.

3. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония либо доминион.

Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности, независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны означает: а) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее прерогативы (государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, правоохранительные органы и др.).

Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.

4. Правовая система. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.

Наряду с основными признаками, каждое государство имеет еще дополнительные признаки. Среди них обычно называют государственный язык, культуру, денежную единицу государства, а также его атрибуты или символы – герб, флаг, гимн.

Государственный язык, культуру определяют как дополнительные признаки вследствие их значительной интеграции. Денежная единица многих государств также утратила свои национально-государственные корни и стала международным расчетным средством, например, доллар, евро.

Внешние символы государства нельзя назвать основными признаками государства из-за их некой искусственности, ориентированности на психику человека. Кроме того, символы государства сравнительно молоды – их история значительно моложе истории государства, насчитывающей уже более пяти тысячелетий.

3. Сущность государства.

Сущность государства есть совокупность наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе. Сущность государства может быть выявлена в сопоставлении с обществом, т.е. через обоснование его общественной полезности. Каждый индивид, каждая социальная группа имеет свои цели и потребности, отличные от потребностей других. Вместе с тем легко можно выделить интересы, которые одинаково важны для всех без исключения (например, правопорядок, здравоохранение, оборона и т.д.). Соответственно, государство представляет собой организацию, призванную решать общие дела. Государство – носитель концентрированной воли общества.

Сущность государства также проявляется через государственную власть. В.М. Корельский, в частности, пишет: «Вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах». Вопрос о фактической принадлежности государственной, или точнее, политической власти является весьма дискуссионным.

Так, Г. Моски, В. Парето, Т. Дай, являющиеся сторонниками теории элит, считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами. Государственная власть, по их мнению, должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну, властвующую элиту, не сменит другая.

К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория . Авторами этой теории являются Д. Белл, Д.Бренхейм, К.Дойч. Они считают, что властвовать и управлять могут и должны только профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены некоторых достоинств, но они страдают антидемократизмом, полным отрывом власти от народа.

Марксистская теория (К. Маркс, Ф.Энгельс, А.Я.Вышинский) доказывает, что политическая власть принадлежит экономически господствующему классу и используется в его интересах. Отсюда следует классовая сущность государства как машины (орудия), посредством которой экономически господствующий класс становится политически господствующим, осуществляющим свою диктатуру, т.е. власть, не ограниченную законом и опирающуюся на силу, на принуждение. Социальная сущность государства марксистами решительно опровергается.

Классовый подход при раскрытии сущности государства – крупное завоевание научного обществоведения. Однако безоговорочно использовать данный подход для характеристики всех государств, по меньшей мере, теоретически неверно.

Многочисленные приверженцы различных разновидностей демократической доктрины (Г. Ласки, Р. Даль, А. Пигу, Д. Кейнс и др.) исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. В этой связи особый интерес представляет теория конвергенции (с лат. «сonvergere» – сходиться, приближаться). Смысл теории конвергенции, последователями которой являются Д. Гилбрейт, Р. Арон, сводится к тому, что научно-техническая революция и модернизация системы управления со временем позволят создать «народное государство», т.е. государство, которое на основе частной собственности и абсолютного приоритета прав человека сможет обеспечить справедливое распределение ресурсов, ликвидировать социальное неравенство. Представители теории конвергенции рассматривают государство одновременно с классовых и социальных позиций.

4. Социальное назначение государства.

Социальное назначение государства – постоянная дискуссионная проблема. Многие мыслители стремились определить значение государства для существования и развития общества. Платон, исходя из своих взглядов на общество, государство и право, утверждал, что назначение государства состоит в утверждении нравственности. Т. Гоббс назначением государства считал обеспечение общей безопасности, Г. Гроций – утверждение общего блага, а Ж.-Ж. Руссо полагал, что государство необходимо для обеспечения общей свободы.

Социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение не узко классовых задач, а задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества. В чем же состоят эти задачи? Во-первых, как уже неоднократно отмечалось, государство осуществляет национальную политику, т.е. мероприятия, в которых заинтересовано все население государства. Во-вторых, государство – это признанный арбитр в разрешении споров. В-третьих, государство является субъектом легализованного принуждения, т.е. оно воздействует на те слои населения, социальные группы, отдельные личности, которые являются опасными. В-четвертых, государство представляет собой социальный компромисс, своеобразный баланс интересов различных социальных групп. Например, государство вынуждено ограничивать корыстные интересы богатейших слоев общества во имя интересов среднего класса. Но, с другой стороны, чрезмерные ограничения капитала влекут его «бегство» из страны, а значит рост безработицы, падение жизненного уровня населения и другие негативные последствия.

Очевидно, что в современных демократических государствах преобладающим становится их социальное начало. В таких государствах все меньше имеет значение то, в руках представителей какого класса или элиты находится политическая власть. Как показывает практика, различные групповые, классовые интересы могут быть весьма эффективно сбалансированы и государство способно стать истинным патроном для своих граждан, сконцентрироваться на решении «общих дел».

5. Государство в политической системе общества.

Характеристика сущности такого социального феномена как государство была бы не полной без определения места государства в политической системе общества.

Что же представляет собой политическая система общества? В переводе с греческого термин «система» означает целое, составленное из частей. С точки зрения современных научных представлений, система есть целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Эти признаки полностью подходят к политической системе.

Категория «политическая система» сравнительно недавно вошла в научный оборот. Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы на рубеже 60-70 гг. ХХ века. Такая «молодость» данного понятия проявляется в отсутствии устоявшегося, общепринятого подхода к его трактовке и применению. Так, исследователь Н.Н. Разумович считает политическую систему составной частью политической организации общества. Ю.А. Тихомиров придерживается мнения, что понятие политической системы тождественно понятию политическая организация общества.

Не отвергая точки зрения названных и не упомянутых здесь авторов, укажем, что в настоящее время большинство ученых-правоведов все же понимают под политической системой общества систему государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Политическая система включает в себя четыре подсистемы: политические организации; политические нормы; политические отношения; политическую идеологию.

Политическая система общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, исторической и национальной традицией уклада политической жизни. Исходя из той или иной социальной среды, в которой возникают политические системы, наука выделяет тоталитарные и либерально-демократические, открытые и закрытые политические системы.

Государство занимает особое место в политической системе, является главным институтом осуществления публичной власти. Это обусловлено как специальными юридическими свойствами государства, т.е. признаками, о которых речь шла выше, так и его реальными экономическими, политическими, организационными, информационными и иными возможностями.

Будучи ядром политической системы, государство активно взаимодействует с институтами политической системы общества: политическими партиями, молодежными организациями, профсоюзами, церковью, средствами массовой информации, обеспечивает их нормальную деятельность, решение их уставных задач. Названные негосударственные организации призваны выражать и защищать интересы различных слоев населения: классов, профессиональных и половозрастных групп. Они формируют требования этих групп и доводят их до государственных органов, представляют их интересы в органах власти.

Завершая характеристику государства как элемента политической системы общества, необходимо остановиться на роли государства в современной политической системе российского общества, которой еще во многом присущи черты переходности. В ней сохранились некоторые элементы советского типа, хотя появились и начали функционировать новые политические институты. И поэтому сейчас нашей актуальной задачей является формирование надежных механизмов подчинения государства обществу.


Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М., 1911. С.18.

Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1917. С.22.

Цит..по: Чинчиков А.А., Желанова С.А. Теория и история государства и права. М., 1994. С.17.

Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 36.

См.: Кельзен Г. Чистая теория права. Сб. переводов. М.,1987 С.29-33.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.39. С.171-172.

Юридический энциклопедический словарь /Кол. авторов. Под общей ред. Сухарева А.Я. М.,1984. С.369.

Например, в США правосудие осуществляется от имени народа, населяющего определенный штат.

См.: Чиркин В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы) // Государство и право. 2003. №10.

Теория государства и права. Учебник для вузов / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. М.,2000. С. 121.

Среди функций политической системы обычно называются: определение целей развития общества; политическая интеграция общества; регулирование режима общественно-политической деятельности; легитимация политического режима; мобилизация ресурсов и др.

Политическая партия – общественная организация, которая ставит своей главной целью получение, удержание и осуществление власти посредством продвижения своих представителей на ключевые посты в государстве, опираясь на поддержку общества.

Государство - это суверенная организация публичной власти, действующая в отношении населения на закрепленной за ним территории с использованием права и принуждения.

Признаки государства подразделяются на основные и дополнительные.


Территория Единая денежная

Население еденица

Публичная власть Единый государственный

Право язык

Государственный суверенитет Единое экономическое

Правоохранительные органы пространство

Армия Государственные

Налоги символы (флаг, герб,

К основным признакам государства относятся следующие:

1.Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и очерчена границами государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (например, уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения.

2.Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

3.Право . Как система общеобязательных правил поведения, право является средством управления, юридически оформляет государственную власть, определяет рамки и формы осуществления основных направлений деятельности государства и т.п.

4.Суверенитет – это верховенство государственной власти над всеми иными политическими силами внутри страны, ее самостоятельность и независимость на международной арене.

5.Система налогов, податей, займов, которые необходимы для содержания государственного аппарата, поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и т.д.

6.Армия – вооруженные силы страны, основная задача которых – защита территориальной целостности государства.

7.Публичная власть. Понятие «власть» означает способность принуждать действовать в определенном направлении, подчинять своей воле. В государстве такие отношения складываются между населением группой людей, осуществляющей управленческие функции.

Публичная власть обладает следующими особенностями:

· носит институциональный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую структуру;

· распространяет свое действие на всю территорию страны и на все население; способна решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

· обладает прерогативой на издание юридических норм;

· ее указания являются общеобязательными, их исполнение поддерживается возможность применения государственного принуждения;

· действует постоянно и непрерывно;


· имеет публичную нематериальную основу (казну, государственное имущество).

Сущность государства

Как философская категория сущность – это совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета, явления, о которых зависят все их остальные свойства и признаки. Таким образом, проблема сущности государства – это проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. Существует два основных подхода к определению сущности государства:

1.Классовый подход . Государство есть орудие господства одной части общества (собственников) над другой (несобственников). Основное социальное назначение государства – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. Поэтому сущность государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

Общесоциальных подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании общественные отношения, управлении обществом. государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека, оно – инструмент примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всего общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия всех членов общества.

особенностью современного подхода к определению сущности государства является признание того, что помимо классовых функций государство стремится решать и общесоциальные задачи (оборона, правопорядок, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение).

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, которое, как указывалось, является неотъемлемым признаком государства.

Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом заключается в следующем:

1.Если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор.

2.Если государство выражает силу, то право – волю.

3.Если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма.

4.Они также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права основано на том, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата, устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида основных типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителем (правовое государство).

Государство - это суверенная организация публичной политической власти в обществе, имеющая свою территорию, систему права, аппарат принуждения, взимающая налоги для осуществления своих функций. (Определение дается через перечень основных признаков государства).

Признаки государства (отличают его от общественной и политической власти в узком смысле) делятся на основные (должны быть все в совокупности) и дополнительные (могут отсутствовать).

Основные признаки государства:

1. Организация политической публичной власти в обществе:

Государственная власть - это способность подчинять поведение людей воле государства;

Государственная власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему государственных органов; люди, управляющие обществом (чиновники) делают это на профессиональной основе, получая жалование из государственного бюджета (публичность власти):

Государственная власть внешне и официально представляет все общество, осуществляется от его имени и в его интересах, цель государственной власти обеспечить поддержание правопорядка и нормальной жизнедеятельности людей (политический характер власти)

2.Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране (внутренний суверенитет): способность проводить международную политику в собственных интересах и взаимное невмешательство во внутренние дела других государств (внешний суверенитет).

3. Территория государства делится на собственно территорию (суша внутри государственных границ, территориальные воды - 12 морских миль от линии максимального отлива, континентальный шельф - 200 морских миль от линии максимального отлива: воздушное пространство на высоте до 100 километров, недра) и квазитерриторию (территория посольств и консульств государства за рубежом, военные морские и воздушные суда, гражданские морские и воздушные суда в нейтральном пространстве, запущенные с собственно территории космические объекты, территория военных баз).

4. Налоги и сборы - регулярно взимаемые с населения материальные средства, установленные законом и необходимые для функционирования государства.

5. Национальная правовая система - совокупность формально определенных общеобязательных правил поведения, исходящих от государства и регулирующих общественные отношения. Государство имеет монополию на формирование права.

6. Возможность легализованного (на основе права) принуждения (насилия) - государство вправе применять насилие на территории государства по отношению ко всем лицам, находящимся на ней.

Дополнительные признаки государства: государственная символика (герб, гимн, флаг, столица), единое экономическое пространство, единая система мер и весов, единая валюта, единая транспортная и энергетическая системы и т.п.

Сущность государства выражается в том, чьи интересы выражает государство:

1. Классовая сущность: интересы экономически господствующего класса. Правом устанавливаются имущественные цензы для избирателей, различные меры наказании за одинаковые правонарушения для представителей разных сословий и классов (за убийство холопа - штраф, за убийство тиуна - смертная казнь). К таким государствам относятся рабовладельческое, феодальное, буржуазное.

2. Общесоциальная сущность: государство выражает и отстаивает интересы общества в целом. Закрепляются общеправовые (конституционные) принципы равноправия и равенства перед законом и судом, в избирательном праве отсутствуют имущественные цензы.

Таким образом, любое государство имеет комплекс основных признаков и определенную сущность. Большинство современных государств по сущности являются общесоциальными.

5. Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

Тип государства и права - это совокупность признаков, свойственных определенной исторически обособленной группе государств. Типология необходима для раскрытия социальной сущности государства и права; к определению типа государства и права возможны два подхода -формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход (К.Маркс, Ф.Энгельс).

Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Способ производства - это совокупность средств производства и производственных отношений, которые составляют экономический базис государства. Базис определяет характер и сущность надстройки, в которую входят государство и право.

Типы государств:

1. Рабовладельческое государство: экономически господствующий класс рабовладельцев имеет право собственности на средства производства и на рабов, присваивает плоды их труда. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только рабовладельцев, приравнивая рабов к «живым орудиям труда».

2. Феодальное государство: экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимых крестьяне несут обязательные повинности в виде барщины и оброка за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только феодалов

3. Буржуазное (капиталистическое) государство: господствующий класс буржуазии держит в экономической зависимости пролетариат, имея собственность на средства производства.

Пролетариат лично не зависит от буржуазии, но вынужден продавать свой труд. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы прежде всего буржуазии.

4. Социалистическое государство (существует и переходный период к коммунизму) является общенародным, т,е. бесклассовым. Государственная собственность на средства производства исключает возможность эксплуатации человека человеком. Государство становится общесоциальным, а затем отмирает, т.к. оно может существовать только в классовом обществе. Право защищает интересы каждою члена общества.

Цивилизациониый подхо д. Существует множество определений цивилизации, поэтому цивилизационных подходов несколько.

Цивилизация - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

1. У.Ростоу от уровня экономического развития - доиндустриальное (преобладает сельское хозяйство), индустриальное (промышленность), постиндустриальное (информационные технологии).

2. А.Тойнби выделяет типы государств в зависимости от общности географических признаков (европейские, латиноамериканские, африканские), религиозных признаков (православные, исламские, протестантские), менталитета (западные, восточные), нации-основитепьницы государства (китайское, российское, мексиканское).

3. Г.Кельзен: в зависимости от степени участия человека в принятии государственных решений - демократические и автократические.

4. Г.Еллинек: - в зависимости от исторического времени и характера государственного объединения: древневосточные деспотии, древнегреческое и древнеримское (рабовладельческие), средневековые, современные.

Таким образом, одно и то же государство может быть отнесено к разным типам государств, что в совокупности позволяет наиболее глубоко раскрыть его социальную сущность, которая отражается также в праве.

6. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов

Форма государства - это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства :

1. Форма правления - что элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть: как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет две формы правления - монархию и республику.

- Монархия:

- Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

2. Государственно-территориальное устройство - но элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

- унитарное государство, территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органом государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

- федеративное государство, сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3. Государственно-правовой режим - это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть:

А) демократический режим предполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм;

Б) антидемократические режимы:

- тоталитарный режим предполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государстаенной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарный режим является переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определенную форму правления, государственно-территориального устройства и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

7. Форма правления: понятие и виды

Форма правлен ия - это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть: как она передается: существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет два вида формы правления - монархию и республику.

1.Монархия: верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

Виды монархий:

- абсолютная: вся полнота власти сосредоточена в руках монарха; нет разделения властей; монарх никем и ничем не ограничен, конституция и парламент отсутствуют (Франция при Людовике XIV);

- сословно-представителъная: при монархе существует совещательный орган, в котором представлены сословия и классы (Россия при Алексее Михайловиче Романове);

- дуалистическая: власть находится в руках и монарха, и представительного или исполнительного органа, которые борются за полноту власти (Думская монархия в России при Николае II 1905 - 1906 гг.) Она характерна для переходных периодов от абсолютной монархии к ограниченной, существует непродолжительное время;

- ограниченная - конституционная и парламентарная: монарх является номинальной фигурой, не обладает реальной властью, существует разделение властей, не ответственен перед народом (современные европейские монархии- Великобритания, Испания, Голландия).

2.Республика - государственная власть принадлежит народу, передается представителям народа через выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

Виды республик:

- президентская: президент избирается всенародно, является главой государства и исполнительной власти, формирует правительство, которое ему подотчетно (США);

- парламентская: парламент избирает президента, формирует правительство, которое подотчетно парламенту (ФРГ, Италия);

- смешанная: содержит элементы парламентарной и президентской республик (Россия);

- суперпрезидентская: президент избирается всенародно, формирует правительство, которое ему подотчетно, не входит в систему исполнительной власти и является самостоятельной ветвью власти, имеет при себе самостоятельную систему органов (Аргентина);

- советская - отсутствует разделение властей (СССР).

Таким образом, существуют различные виды монархий и республик.

8. Форма государственного устройства: понятие и виды

Государственно-территориальное устройство - это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве.

История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства -унитарную и федеративную.

1. Унитарное государство: территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

Унитарное государство может иметь в своем составе автономные территориальные образования, которые имеют относительную самостоятельность в решении вопросов языка, национальной культуры, религии, форм осуществления местного самоуправления (Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарное государство может быть однонациональным (Иран, Вьетнам) и многонациональным (Франция, Великобритания).

2. Федеративное государство: сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ); предметы ведения и полномочия разграничены между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации.

Виды федераций можно выделять по различным основаниям:

А) по принципу формирования субъектов федерации:

- национальные федерации: территории субъектов федерации определяется с учетом проживания представителей определенной национальности или с учетом языка (Индия, Бельгия);

- территориальные федерации: территории субъектов федерации определяются с учетом исторически сложившихся экономических и территориальных связей, либо по географическим ориентирам (ФРГ, Австрия, США);

- смешанные (национально-территориальные) федерации: территории субъектов одной федерации определяются обоими вышеуказанными способами (Россия).

Б) по разграничению предметов ведения и полномочий:

- кооперативные федерации: имеют три сферы предметов ведения и полномочий - сферу исключительных предметов ведения и полномочий федерации, сферу исключительных предметов ведения и полномочий субъектов федерации и сферу совместных предметов ведения и полномочий (ФРГ, Россия);

- дуалистические федерации: не имеют сферы совместных предметов ведения и полномочий (США).

В) по роли федерального центра:

- относительно-централизованные федерации имеют сильный федеральный центр - большинство политических решений принимается центральной властью (США, Россия);

- относительно-децентрализованные федерации имеют слабый федеральный центр большинство политических решений принимается властями субъектов федерации (Канада).

B) выработка и обоснование долгосрочной программы развития государства

  • Активные операции коммерческих банков: основные признаки и структура

  • При изучении теории государства и права , предметом которой являются именно государство и право, необходимо получить правильные представления о государстве, определить его основные особенности, признаки, позволяющие отличить его от иных социальных явлений.

    4. Политический характер. Государственная власть - власть политическая. Государство и создавалось, и развивается, прежде всего, как власть политическая, связанная с решением не конкретных вопросов, а для регулирования отношений между классами, нациями, государствами и т.д. - то есть для политических отношений.

    5. Публичный характер. Государственная власть - власть публичная. Публичность власти проявляется в том, что она:

    а) выделилась из общества . Члены общества, как известно, занимаются производством и распределением материальных и духовных благ.

    б) стоит над обществом Отделившись от общества, государство существует не параллельно с обществом, а стоит выше, «над ним», ибо осуществляет по отношению к нему властвование.

    в) действует в интересах всего общества. Все иные властные структуры осуществляют властвование только над членами своей группы, в рамках своего социального института (лидер конкретной партии, глава определенной организации и т.д.).


    г) осуществляется специальным отрядом людей . Государственную власть осуществляют уже не члены общества (рабочие, врачи, педагоги и т.д.), а субъекты, имеющие специальные властные полномочия, статус, наименование (царь, министр, президент, судъя и т.д.).

    6. Правовой характер деятельности . Государство осуществляет свои властные полномочия правовыми средствами. Для решения того или иного вопроса оно издает правовые акты общего и индивидуального характера и обеспечивает их реализацию опять же правовыми средствами.

    7. Организованный характер . Государственная власть - не аморфное образование . Она четко организована в специальный аппарат, состоящий из взаимодействующих органов. От характера организации государственного аппарата зависит и эффективность деятельности государства.

    8. Наличие специального аппарата принуждения . Среди органов государства имеются не только органы управления, но и специальные органы, осуществляющие исключительно принуждение.

    9. Территориальная организация власти . Государственная власть в отличие от иных видов власти организуется территориально. Все иные властвующие субъекты имеют определенный круг подвластных (членов определенной партии, религиозной конфессии, членов коллектива и т.д.). Государственная власть распространяется на всех субъектов, населяющих определенную территорию. Каких-либо иных критериев распространения государственной власти на подвластных (например, национальность, язык) не может быть.

    10. Наличие налогов . Поскольку государственная власть публична, ее субъекты сами непосредственно ничего не производят. Для их существования, для обеспечения функций государства необходимы средства, которые государство и собирает с членов общества, с производителей материальных благ.

    Только в совокупности всех указанных признаков государство становится подлинным «государством». Познание и характеристика указанных признаков имеет не только научно-теоретическое, но и практическое значение.

    Указанные признаки государства позволяют подчеркнуть его особенности как специфического явления, определить признаки, отличающие его от иных субъектов социального властвования. Социальное же назначение государства, его общественная значимость определяется через категорию «сущность государства».

    2. Сущность государства

    Под сущностью любого явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

    Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Поэтому в науке сложились два подхода к пониманию сущности государства.

    Первый из них - классовый подход . Основываясь на марксистской теории государства , сторонники этой концепции исходят из классовой природы государства. Государство понимается как классовое явление. Оно возникло с образованием классов, изменяется со сменой классов и отомрет при их исчезновением. Следовательно, и сущность права имеет классовое содержание. Классики марксизма, характеризуя классовую сущность государства, трактовали его как машину для угнетения одного класса другим, как орудие классового господства.

    Другой подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служения обществу, а не отдельным лицам или классу. Подобная сущность государства проявляется в том, что оно понимается как орудие обеспечения целостности общества, порядка и организованности в нем, как средство обеспечения прав и свобод человека.

    Подобная трактовка имеет ряд преимуществ перед классовым подходом:

    Во-первых , здесь подчеркивается общественная, общечеловеческая природа государства., которое действует уже не в интересах класса, а всего общества и отдельных его членов, индивидов.

    Во-вторых , в этом случае государство понимается уже не как орудие насилия, а как средство позитивного регулирования, упорядочения отношений, обеспечения свободы общества и личности.

    Нередко в науке указанные подходы противопоставляются друг другу. По мнению отдельных авторов, наличие классовой сущности, диктаторских методов управления полностью исключает демократические методы и наоборот. Представляется, что подобная точка зрения не вполне точна.

    С развитием общества постепенно сокращалась сфера классово-принудительного воздействия за счет увеличения общесоциальных функций. Современные демократические государства - государства социальные, действующее в интересах общества и личности. Но это не означает, что они не осуществляет действий в интересах политической элиты, определенного социального слоя. Таким образом, можно сказать, что сущность государства имеет двойственную природу: с одной стороны, в ней присутствуют начала классовости, с другой - общесоциальные, гуманистические начала.

    Любая политическая система включает в себя центральный институт - государство. Это особая форма политической власти, существующая в обществе. Она обладает определенным суверенитетом. Государство для управления использует целую систему специальных органов. Рассматривая понятие и сущность государства, нужно отметить различия в этих значениях.

    Монополия на применение силы и других видов физического принуждения. Государство или его органы вправе лишать граждан определенных ценностей, свободы, жизни, если это соответствует действующему законодательству.

    Обязательство представлять общество как единое целое, для защиты его интересов и благ.

    Понятие государственного управления, в его материальном выражении, имеет силу на всей его территории. Государство имеет высшую власть, которая распространяется только в пределах его границ. Оно само определяет характер своих отношений с другими странами, которые не имеют права вмешиваться во внутренние дела друг друга.

    Независимость государства не зависит от размеров территорий и численности его населения.

    Для государства важным признаком является легитимность власти. Это означает ее справедливость.

    Сущность государственного управления можно выразить в нескольких признаках.

    1. Оно существует для осуществления общих а в особенности интересов господствующего класса.

    2. Исполнение интересов всех социальных слоев, которое основывается на принципах компромиссов.

    3. Существование государства для исполнения интересов нации.

    4. Исполнение интересов религий, представленных в данном государстве.

    5. Существование государства во имя интересов определенной расы, которая представлена на его территории.

    Понятие и сущность государства, а также его структура, являются системой, которая формировалась в течение долгого периода. Подходить к его классификации можно с разной точки зрения. Можно рассматривать его внутреннюю структуру, систему высших органов власти, территориальное разделение, а также способы осуществления власти.

    В зависимости от специфики взаимодействия государства с обществом в той или иной мере проявляется одна из его характеристик.



    Просмотров