293 ч 2 ук рф халатность. Мера наказания за халатное отношение к должностным обязанностям

Статья УК РФ какую мы будем далее описывать значится как профессиональный состав. Т.е. обычный, рядовой гражданин не может быть осужден за халатность т.к. не обладает никакими полномочиями и от его решений и действий ничего не зависит. Далее мы разберем данную диспозицию более подробно и дадим комментарии к ней.

Халатность ст 293 УК РФ комментарии, состав преступления

Состав преступления при таком случае следующий: субъект — как правило должностное лицо, либо лицо, решений и действий которого что-либо зависит (к примеру, врач). Объект преступления в данном случае является множественным — т.е. это может жизнь или личное здоровье человека или нескольких людей, а также материальные блага. Объективная сторона халатности значится как в действии так и в полном бездействии — т.е. ответственность может наступить даже в том случае, если наш субъект ничего не делал. Что касается субъективной стороны, то преступная халатность не может и не должна предполагать заведомый умысел. В противном случае это будет квалифицироваться совершенно по другому в соответствии с УК РФ.

Халатность ст 293 УК РФ — за что можно привлечь к ответственности?

Выражение "халатное отношение" пришло еще из советских времен.

Халатное отношение к работе статья ТК РФ такого понятия не предусматривает. Есть статьи о дисциплинарных проступках, по-другому это неисполнение обязанностей и ненадлежащее исполнение обязанностей работником.

За это могут быть наложены дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарные взыскания

Дисциплинарное взыскание назначается непосредственно в виде меры ответственности за халатное отношение к своей работе или за нарушение распорядка компании.

За ненадлежащее исполнение обязанностей или за неисполнение работодатель может применить для работника некоторые взыскания дисциплинарного характера.

Виды дисциплинарных взысканий:

  1. Замечание.
  2. Выговор.
  3. Это увольнение или расторжение договора.

Любое дисциплинарное взыскание обязательно должно быть применено в соответствии с конкретными положениями, законами и уставами. При наложении взыскания дисциплинарного типа нужно учитывать тяжесть обстоятельства и проступка.

Что можно отнести к проступкам? Это может быть неисполнение, в первую очередь, своих должностных обязанностей, если сотрудника нет на его рабочем месте без причины, если работник отказывается выполнять определенные действия, которые должен выполнять согласно инструкциям, договору. Например, отказывается пройти медосмотр, отказывается носить специальную одежду на работе.

Дисциплинарные взыскания применяются следующим образом:

  1. Работодатель увидел, что работник совершил определенный проступок или работодатель получил докладную записку, где написана информация о проступке. С этой даты, как записка дошла до руководства, и отсчитываются сроки.
  2. Руководство вправе потребовать от работника объяснения. Работник должен написать объяснительную записку, где должен указать причины проступка. Уважительная причина или нет, руководство решает на свое усмотрение.
  3. Если руководство предприняло решение, что проступок неуважительный, то применяются меры.

Замечание

В трудовом праве замечание - это один из видов дисциплинарного взыскания.

Как правило, замечание делается руководством предприятия в устной форме. Это может произойти за небольшие проступки.

Выговор

Выговор должен выноситься с указанием даты, места, времени и содержать причину взыскания.

Когда работник подписывает трудовой договор, то он обычно знакомится со своими обязанностями по работе, правилами компании. Для вынесения выговора работнику, руководство компании должно потребовать объяснительную записку, где работник должен написать свою версию ситуации.

В трудовую книжку сотрудника выговор, как правило, не заносится. Но когда сотрудника увольняют за неоднократное нарушение дисциплины, все выговоры будут фиксироваться в приказе, а приказ будет в трудовой книжке.

Если все формальности не соблюдены, работник может вынесенное взыскание оспорить, по причине того, что просто не знал, что его действия могут нарушать правила компании и могут привести к выговору.

Увольнение или расторжение договора

Увольнение работника может быть тоже дисциплинарным взысканием. Главным основанием для увольнения может стать многократное нарушение трудового распорядка, дисциплины, неисполнение своих обязанностей без конкретной причины.

При разграничении халатности и злоупотребления должностными полномочиями предлагается учитывать психическое отношение к управленческому решению, обстоятельства его принятия и подготовительную организационную деятельность.

В соответствии со ст.293 УК РФ халатность это как неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного отношения к службе, повлекшее указанные в норме последствия. В отличие от должностных злоупотребления (ст. 285) и превышения (ст. 286), в диспозиции халатности речь идет не о полномочиях, а об обязанностях

От халатности необходимо отграничивать неисполнения или недобросовестное исполнения профессиональных обязанностей, никак не связанных с исполнением должностных полномочий субъекта, даже если они у него имеются .

УК РФ предусматривает ответственность за ряд посягательств, где последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти являются результатом ненадлежащего выполнения субъектом своих профессиональных обязанностей, — это причинение смерти по неосторожности (ч. 2 и 3 ст. 109), неоказание помощи больному (ч. 2 ст. 124), нарушение правил охраны труда (ст. 143), а также правил безопасности при ведении тех или иных видов работ (ст. 216, 217) и др.

Деятельность должностных лиц представляет собой не только принятие властных, организационно-распорядительных и административно-хозяйственных решений, но и выполнение профессиональных или технических обязанностей, Наибольшую трудность при квалификации халатности вызывают ситуации, когда реализация лицом своей должностной функции основана на ошибочной оценке, которую это лицо дает фактическим обстоятельствам, требующим согласно закону выбора вариантов должного поведения.

Действительно, при формулировании признаков составов должностных преступлений и их квалификации нужно учитывать наличие правовых и организационных форм осуществления государственных функций. В первом случае должностные лица принимают решения, которые влекут за собой юридические последствия для других, изменяют правоотношения.

Вторую форму характеризует оперативно-техническая и профессиональная деятельность, которая создает предпосылки для реализации функций в правовых формах и обеспечивает ее. Организационная форма не предполагает принятия управленческих решений, а состоит в совершении должностным лицом технических, профессиональных действий. Например, процессуальное решение следователя о задержании подозреваемого — это правовая форма реализации функции уголовного преследования, а его привод или физический захват, осмотр места происшествия, допросы свидетелей и потерпевшего — организационная.

Правовые и организационные формы в деятельности должностных лиц тесно взаимосвязаны. Поэтому излишне категоричным выглядит, например, утверждение о том, что "неисполнение должностным лицом профессиональных обязанностей не образует объективной стороны халатности. Действительно основной чертой, характеризующей должностных лиц, является их способность принимать решения, создающие юридические последствия для других. Но управленческому решению предшествуют изучение документов, оценка доказательств, установление наличия или отсутствия иных оснований, в том числе и тех, исследование которых явилось результатом труда подчиненных.

Неверно исключать из содержания объективной стороны халатности небрежное осуществление функций государства в организационной, технической форме

Судебной практике известны случаи, когда халатность состояла именно в ненадлежащем выполнении организационных обязанностей, которые только связаны с осуществлением должностных полномочий представителей власти. Так, инспекторы дорожно-патрульной службы, получив от граждан сообщение о нахождении в безлюдном месте в беспомощном состоянии человека, которому незамедлительно требовалась медицинская помощь из-за ранения, к месту происшествия не выехали, степень тяжести травмы не выяснили, обстоятельств получения травмы не установили, а ограничились вызовом скорой медицинской помощи. Потерпевший, находившийся продолжительное время в беспомощном состоянии из-за сильного кровотечения, скончался от общего переохлаждения организма. За халатность были осуждены два сотрудника полиции, проходившие службу в отделе охраны и конвоирования. В результате небрежного отношения полицейских к своим обязанностям осужденный совершил побег.
Дело в том, что сотрудники полиции являются представителями власти, и, реализуя свои права и обязанности, они обеспечивают осуществление функций соответствующими органами.

В п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ законодатель прямо указал, что должностными лицами являются представители власти либо лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных или муниципальных органах и учреждениях. Представители власти проявляют себя как должностные лица, не только используя свои полномочия, но и исполняя обязанности. В свою очередь, руководящий работник медицинского учреждения может быть признан субъектом должностного преступления, только если он руководит другими сотрудниками или принимает имущественные решения.
Сложнее квалифицировать халатность должностного лица при осуществлении государственных функций в правовой форме, когда субъект принимает неверное, порождающее общественно опасные последствия управленческое решение, после изучения его законности и обоснованности подчиненными. По ст. 293 УК РФ были квалифицированы действия директора школы, который, небрежно относясь к своим обязанностям, несколько раз утверждал список на зачисление заработной платы, предоставляемый ему бухгалтером. В списке были указаны лица, которые в действительности в школе не работали. Их заработную плату обращала в свою пользу бухгалтер, которая была осуждена за мошенничество.
Большой вред причиняет халатность распорядителей бюджетных средств в сфере закупок для государственных нужд и при приеме уже выполненных работ. Совершение преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, при осуществлении приватизации движимого и недвижимого имущества причиняет ущерб не только экономике, но и безопасности государства. Часто технической подготовкой масштабных административно-хозяйственных решений руководителей, организацией конкурсов и аукционов занимаются их подчиненные.
В России в эпоху финансово-экономических перемен функции государства и методы их реализации претерпели значительную трансформацию. Переход от распределительной экономики к рыночным отношениям обусловил развитие договорных отношений государства с субъектами предпринимательской деятельности. Очевидны проблемы уголовно-правового реагирования на преступления, совершаемые должностными лицами при осуществлении функций государства методом договорного регулирования. Во-первых, оно явно не соответствует мере криминализации данной сферы и величине причиняемого ущерба; во-вторых, у следователей возникают трудности при отграничении расхищения бюджетных средств от бесхозяйственности и должностной халатности. Статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ за 2007 — 2011 годы свидетельствуют о росте числа лиц, осужденных за халатность, некоторое снижение

В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» действия должностного лица, заключившего «договор, на основании которого перечислило вверенные ему средства в размере, заведомо превышающем рыночную стоимость указанных в договоре товаров, работ или услуг», следует квалифицировать как растрату вверенного имущества.
Формированию правильного представления о признаках халатности будет способствовать определение ее места среди общих видов должностных преступлений. Так, злоупотребление должностными полномочиями совершается путем принятия необоснованного (непринятия необходимого) властного, организационно-распорядительного или административно-хозяйственного решения. Деяние состоит в общественно опасном изменении правоотношений. Способ такого преступления проявляется в правовой форме осуществления функций государства. Этим критериям соответствуют специальные виды злоупотребления должностными полномочиями. Так, незаконное освобождение от уголовной ответственности (ст. 300 УК РФ) и заведомо незаконное задержание (ч. 1 ст. 301) представляют собой злоупотребления при осуществлении функции уголовного преследования.
Превышение должностных полномочий — это общественно опасные действия, совершение которых становится возможным и (или) значительно облегчается благодаря должностному положению субъекта. Обстановку такого преступления характеризует осуществление виновным функций государства в организационной (неправовой) форме. Вред, причиняемый превышением, не имеет характера юридических последствий. В качестве примеров можно привести: нарушение неприкосновенности жилища, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 139 УК РФ), принуждение к даче показаний (ч. 2 ст. 302). Как превышение должностных полномочий следует квалифицировать требование начальника о сборе денежных средств с подчиненных, о производстве работ, не связанных с деятельностью государственной организации либо хотя и связанных, но без официального распоряжения об их проведении и при отсутствии полномочия принимать такие решения.
Халатность — это неосторожное преступление, поэтому его объективная сторона не характеризуется особым способом. Посягательство, предусмотренное ст. 293 УК РФ, нужно отграничивать не только от пассивного, но и от активного злоупотребления полномочиями. Например, должностное лицо действует, подписывая акт приема работ, если они не были выполнены или выполнены, но не в полном объеме. В приведенном примере об осознании незаконности принимаемого решения, т.е. должностном злоупотреблении могут свидетельствовать установленная корыстная или иная личная заинтересованность подписанта, показания свидетелей о его осведомленности о невыполнении условий контракта, очевидный характер недостатков. Часто в подобных ситуациях халатность и даже превышение должностных полномочий вменяются только потому, что не выяснены мотивы, имеющие значение для квалификации, причины, побудившие к ущербному для государства решению, или виновный «не пойман за руку». Такая квалификация является компромиссной.
При халатности должностное лицо уклоняется от исполнения обязанностей не преднамеренно, что характерно для злоупотребления должностными полномочиями, а по забывчивости, невнимательности или в силу отсутствия должной подготовки. Отношение виновного к содеянному в диспозиции ст. 293 УК РФ характеризуется «небрежностью» и «недобросовестностью».

В норме, предусматривающей ответственность за халатность, законодатель указал на небрежное отношение именно к службе, т.е. к деянию, а не к наступившим общественно опасным последствиям, что характерно для других неосторожных преступлений. Поэтому при решении вопроса о том, было ли преднамеренным или неосторожным необоснованное властное, организационно-распорядительное, административно-хозяйственное решение, нужно учитывать обстоятельства его принятия, предшествующие этому организационные и технические действия. Если при злоупотреблении виновный преднамеренно использует свои полномочия вопреки интересам общества и государства, то при халатности он не изучает надлежащим образом фактические обстоятельства дела и правовые основания принимаемого управленческого решения, не контролирует деятельность подчиненных, которые его готовят и оформляют. При совершении преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, должностное лицо не маскирует небрежно принимаемое решение, так как не предвидит его общественно опасных последствий или рассчитывает на их предотвращение. Виновный в злоупотреблении должностными полномочиями пытается придать своему поведению «законный вид и толк», потому что осознает неизбежность причинения вреда личности, обществу или государству. Это объясняется способом совершения преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, который проявляется в управленческом решении, непосредственно создающем юридические последствия, деструктивно изменяющем правоотношения. Судебной практике неизвестны случаи покушения на злоупотребление должностными полномочиями.

Похожих статей пока нет.

1. Служебная халатность, то есть неисполнение или

ненадлежащее исполнение должностным лицом своих

служебных обязанностей вследствие недобросовестного

отношения к ним, причинившее существенный вред охраняемым законом правам, свободам и интересам отдельных граждан, или государственным либо общественным интересам, или интересам отдельных юридических

лиц, наказывется штрафом от пятиднсяти до ста пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух

лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, с

лишением права занимать определенные должности

либо заниматься определенной деятельностью на срок

до трех лет.

2. То же деяние, если оно повлекло тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от двух до

пяти лет с лишением права занимать определенное должности либо заниматься определенной деятельностью на

срок до трех лет и со штрафом от ста до двухсот пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или без такового.

1. Объективная сторона преступления возможна в следующих формах:

1) невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей;

2) ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.

Невыполнение обязанностей представляет собой бездействие должностного лица в условиях, когда оно должно

было и могло совершить действия, которые входят в круг

его служебных обязанностей.

Ненадлежащее выполнение обязанностей - это действия должностного лица в пределах служебных обязанностей, которые выполнялись не так, как того требуют интересы службы. Невыполнение или ненадлежащее выполнение должностным лицом своих служебных полномочий

выражается не только в одноразовом действии или бездействии, но и в продолжительной бездеятельности или

ряде действий, совершенных ненадлежащим образом.

Данное преступление характеризуется тем, что виновный имеет объективную возможность действовать так, как

того требует интересы службы, но он безответственно, некачественно относится к выполнению своих обязанностей, в

связи с чем выполняет их ненадлежащим образом (поверхностно, небрежно) или вообще не выполняет действия, входящие в его компетенцию.

Понятие -тяжкое последствие- см. в примечании к

2. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде преступной небрежности (должностное лицо не предвидит вредных последствий невыполнения или ненадлежащего выполнения своих обязанностей, хотя должно было и могло их предвидеть)

или преступной самонадеянности (должностное лицо предвидит возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывает на их предотвращение).

3. Субъект преступления - только должностное

(служебное) лицо.

Еще по теме Статья 367. Служебная халатность:

  1. Служебная и коммерческая тайны Понятие служебной тайны, право обладания информацией, относящейся к служебной тайне

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Судебная практика и законодательство - УК РФ. Статья 293. Халатность

Конституционность части второй статьи 252 и пункта 3 статьи УПК Российской Федерации оспаривается С.В. Веккером в части, предусматривающей наделение суда первой инстанции полномочием изменять обвинение, поскольку осуществленная судом на основании этих норм переквалификация его действий с части второй статьи 293 (Халатность) на часть вторую статьи 118 (Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности) УК Российской Федерации выходит за рамки функции правосудия.



Просмотров