Какие элементы относятся к фирменному стилю. Фирменный стиль компании

Матрица приоритетов (матрица критериев) это инструмент, с помощью которого можно ранжировать по степени важности данные и информацию, полученную в результате мозгового штурма или матричных диаграмм. Ее применение позволяет выявить важные данные в ситуации, когда нет объективных критериев для определения их значимости или когда люди, вовлеченные в процесс принятия решения, имеют различные мнения по поводу приоритетности данных.

Основное назначение матрицы приоритетов - это распределение различных наборов элементов в порядке значимости, а также установление относительной важности между элементами за счет числовых значений. Матрица приоритетов может быть построена тремя способами. Варианты построения зависят от метода определения критериев, по которым оценивается приоритетность данных - аналитический метод, метод определения критериев на основе консенсуса, и матричный метод.

Аналитический метод применяется, когда относительно невелико число критериев (не больше 6), необходимо получить полное согласие всех экспертов, принимающих участие в оценке, число экспертов не превышает 8 человек, возможны большие потери в случае ошибки с расстановкой приоритетов.

Метод определения критериев на основе консенсуса применяется, когда число экспертов составляет более 8 человек, существует значительное число критериев (от 6 до 15), имеется большое число ранжируемых данных (порядка 10-20 элементов).

Матричный метод применяется в основном, когда между ранжируемыми элементами есть сильная взаимосвязь, а нахождение элемента с наибольшим влиянием является критичным для решения поставленной задачи.

Порядок действий, по которым строится матрица приоритетов для всех трех вариантов в основном, одинаковый. Различия заключаются в определении значимости критериев.

Матрица приоритетов строится в следующем порядке:

  • 1. Определяется основная цель, ради которой строится матрица приоритетов.
  • 2. Формируется команда экспертов, которая будет работать над поставленной задачей. Эксперты должны понимать область решаемой проблемы и иметь представление о методах коллективной работы (например, о методе мозгового штурма, методе «дельфи» и т.п.)
  • 3. Составляется список возможных решений поставленной проблемы. Список может быть составлен за счет применения других инструментов качества, например мозгового штурма, диаграммы Исикавы и пр.
  • 4. Определяется состав критериев. Изначально, он может быть достаточно большим. Матрица приоритетов будет включать в себя только часть этих критериев, т.к. в дальнейшем он сократится за счет выбора наиболее важных и существенных.

Для определения состава критериев можно использовать следующие подходы:

  • - провести анализ поставленной цели. Это можно сделать с помощью древовидной диаграммы или диаграммы Исикавы;
  • - определить существующие ограничения по достижению цели (например, финансовые ограничения или временные);
  • - определить выгоды от достижения поставленной цели;
  • - формулировать названия критериев таким образом, чтобы их можно было легко и объективно измерить.
  • 5. Назначается весовой коэффициент для каждого критерия. Назначение весового коэффициента производится в зависимости от выбранного метода.

Для аналитического метода:

  • - устанавливается рейтинговая шкала для каждого критерия;
  • - для каждого числового значения шкалы дается определение значимости. Для того, чтобы различие в весовых коэффициентах были более заметны обычно применяют шкалу с числовыми значениями 1-3-9, где 1 - малая значимость, 3 - средняя значимость, 9 - большая значимость).

Для метода консенсуса:

  • - устанавливается некоторое количество баллов, которые эксперты должны распределить между критериями. Количество баллов должно быть не меньше числа критериев;
  • - каждый из экспертов распределяет назначенные баллы между критериями;
  • - определяется суммарное число баллов по каждому из критериев. Это значение и будет являться весовым коэффициентом каждого из критериев.

Для матричного метода:

  • - критерии располагаются в виде L - матрицы;
  • - устанавливается шкала для попарного сравнения критериев (например, «0» - критерий А менее значим чем критерий Б; «1» - критерий А и критерий Б равнозначны; «2» - критерий А более значим чем критерий Б);
  • - проводится попарное сравнение всех критериев.
  • - определяется весовой коэффициент каждого критерия (весовой коэффициент подсчитывается как сумма всех значений в строке матрицы).
  • 6. Отбираются наиболее значимые критерии. Это можно сделать, отбросив критерии с наименьшими значениями весовых коэффициентов. Если же количество критериев не велико, то для дальнейшей работы могут быть сохранены все критерии.
  • 7. Устанавливается метод подсчета значимости каждого из решений матрицы приоритетов (определены на шаге 3) на основе выбранных критериев (определены на шаге 6).

Для этого можно воспользоваться следующими вариантами:

  • - берется ограниченный набор возможных числовых значений со взаимосвязанным текстом (аналогично аналитическому методу, указанному на шаге 5);
  • - используется система голосования, как для метода консенсуса (шаг 5), когда каждый эксперт имеет ограниченное число баллов, которые можно распределить между решениями;
  • - используются отрицательные числовые значения для отрицательных взаимосвязей;
  • - используется процентная шкала вместо прямого подсчета баллов по каждому из решений.
  • 8. Проводится оценка каждого решения по отношению к каждому критерию.
  • 9. Оценка перемножается на весовой коэффициент соответствующего критерия. Полученные значения суммируются по каждому из решений, что дает окончательную оценку приоритетности решений. Итоговая оценка, которую содержит матрица приоритетов, может быть оставлена как есть, или переведена в проценты.
  • 10. Полученный список решений сортируется по порядку приоритетности. В случае необходимости приоритетность решений может быть представлена в виде диаграммы Парето.
  • 1. Определяем цель составления матрицы приоритетов: уменьшить количество дефектов в изделии.
  • 2. Формируем команду экспертов: для примера состав команды экспертов будет состоять из 3 человек. Каждый из них знаком с методом выработки решений на основе мозгового штурма.
  • 3. Составляем список возможных решений проблемы: список решений поставленной проблемы сформированный командой экспертов.
  • - изменить технологию изготовления;
  • - увеличить число точек контроля;
  • - провести обучение мастеров;
  • - изменить конструкцию изделия;
  • 4. Определяем состав критериев: состав критериев для оценки приоритетности решений.
  • - требуется не более 100 челчас на реализацию решения
  • - низкая стоимость реализации решения
  • - количество вовлекаемого персонала не более 50 чел.
  • - снижение затрат на брак не менее чем в 1,5 раза.
  • 5. Назначаем весовой коэффициент для каждого критерия. Рассмотри назначение критериев для каждого из 3-х методов - аналитического, метода консенсуса и матричного метода.

Для аналитического метода:

Таблица 1.

Для метода консенсуса:

Устанавливаем, что каждый эксперт может распределить между критериями 4 балла.

Таблица 2.


Таблица 3.


  • 6. Определяем наиболее значимые критерии: т.к. количество выбранных для примера критериев составляет всего 4, то оставляем все критерии.
  • 7. Выбираем метод подсчета значимости каждого из предложенных ранее (на шаге 3) решений. Для определения значимости воспользуемся шкалой "1"-"3"-"9", где 9 - наиболее значимое решение, 3 - значимое решение, 1 - малозначимое решение.
  • 8. Проведем оценку значимости кадого решения по отношению к каждому критерию: для оценки значимости решений воспользуемся аналитическим методом. Весовые коэффициенты критериев определены на шаге 5.

Таблица 4.


9. Определяем приоритетность каждого решения: оценка каждого решения перемножается на весовой коэффициент каждого критерия и значения суммируются.

Таблица 5.

  • 10. Распределяем решения по порядку приоритетности:
  • 1. Провести обучение мастеров - 118
  • 2. Изменить технологию изготовления - 100
  • 3. Увеличить число точек контроля - 90
  • 4. Изменить конструкцию изделия - 72

Матрица приоритетов, по сравнению с другими метода ранжирования, дает возможность более объективно оценить значимость данных и установить величину этой значимости.

Вместе с тем, очевиден и недостаток этого инструмента качества - он достаточно трудоемкий, особенно когда необходимо провести ранжирование большого количества данных по большому количеству критериев.

В нескончаемом потоке повседневных дел с лёгкостью можно запутаться, ведь с каждым днём их становится всё больше. Незавершённые вчерашние дела становятся сегодняшними, а то, что мы не успели сделать сегодня, автоматически перекладывается на завтрашний день. В итоге всяческих дел может накопиться столько, что потом не разберёшь: что сделано, что в процессе, а что ещё только дожидается своего часа.


Такие или подробные ситуации зачастую происходят у людей, которые не уделяют должного внимания процессу планирования своей деятельности. Естественно, ведь навыкам тайм-менеджмента и управления временем не учат в школе, а многие родители и прочие люди, выступающие в процессе нашего развития в роли воспитателей, нередко и сами толком не умеют планировать свою деятельность, хотя в этом и нет совсем ничего сложного. Просто должного внимания этому как-то не уделяется.

Однако на сегодняшний день существует немало отличных техник планирования, позволяющих научиться рационально использовать свой временной ресурс и извлекать из этого процесса максимальную выгоду для себя. Но в этой статье мы не будем рассматривать все эти техники, а приведём в пример лишь одну, которая отличается своей простотой и эффективностью. Эта техника называется «матрицей Эйзенхауэра».

Матрица Эйзенхауэра — это один из самых популярных инструментов тайм-менеджмента, который используется множеством людей по всему миру: от обычных работников по найму и менеджеров среднего звена до руководителей крупных фирм и известных на весь мир корпораций. Основоположником этой матрицы является 34-й президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр. Как несложно догадаться, этот человек был очень занят и должен был выполнять множество всевозможных дел, связанных со своей деятельностью. По этой причине он занимался оптимизацией своего рабочего графика и списка выполняемых задач. Итогом его изысканий и стала рассматриваемая нами матрица.

Смысл матрицы Эйзенхауэра заключается, главным образом, в том, чтобы научиться грамотно распределять все свои дела, отличать важное от срочного, не срочное от наименее важного, а также по максимуму сокращать время на занятие любыми делами, выполнение которых не даёт никаких существенных результатов. Давайте же поговорим о том, как всё это работает на практике.

Суть матрицы Эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра представляет собой четыре квадранта, основанием которых служат две оси — это ось важности (по вертикали) и ось срочности (по горизонтали). В итоге получается, что каждый квадрант отличается своими качественными показателями. В каждый из квадрантов записываются все задачи и дела, благодаря чему образуется предельно ясная и объективная картина того, чем следует заняться в первую очередь, чем - во вторую, а чем вообще заниматься не стоит. Всё это довольно просто, но дать несколько пояснений лишним не будет в любом случае.



Квадрант A: важные и срочные дела
При идеальном планировании этот квадрант матрицы должен оставаться пустым, т.к. появление важных и срочных дел является показателем неорганизованности и допущения завала. Эта часть графика заполняется у многих людей из-за присущей им лени и неправильной расстановки приоритетов. Естественно, временами подобные дела могут появляться у каждого человека, но если это происходит ежедневно, то самое время обратить внимание на самодисциплину.

Итак, появления дел в квадранте A следует избегать. А для этого необходимо лишь вовремя выполнять пункты остальных квадрантов. Но если в первый квадрант что-то всё же и стоит вписывать, то это:

Дела, невыполнение которых отрицательно сказывается на достижении поставленных целей
Дела, невыполнение которых может стать причиной затруднений и неприятностей
Дела, которые имеют отношение к здоровью
Важно также помнить о том, что существует такое понятие как «делегирование». Это означает, что при появлении в вашем квадранте A дел, которые можно кому-либо перепоручить, этой возможностью следует непременно воспользоваться для того чтобы как можно быстрее урегулировать другие важные и срочные дела.

Квадрант B: важные, но не срочные дела
Второй квадрант заслуживает наибольшего внимания, т.к. дела, находящиеся именно в нём, являются наиболее приоритетными и перспективными, и именно из них должны состоять повседневные задачи любого человека. Замечено, что люди, которые занимаются преимущественно делами этого квадранта, достигают в жизни наибольших успехов, продвигаются по службе, зарабатывают больше денег, имеют достаточно свободного времени и живут счастливой и насыщенной жизнью.

Обратите внимание также и на то, что отсутствие срочности позволяет подходить к решению любых задач более обдуманно и конструктивно, а это в свою очередь позволяет человеку раскрывать свой потенциал в полной мере, самостоятельно продумывать все нюансы своей деятельности и управлять временными рамками своих дел. Но здесь, помимо всего прочего, нужно помнить, что дела, находящиеся в квадранте B, если их не выполнять своевременно, могут с лёгкостью попасть в квадрант A, став ещё более важными и требующими скорейшего выполнения.

Опытные специалисты по тайм-менеджменту рекомендуют включать в квадрант B все текущие дела, связанные с основной деятельностью, планирование и анализ работы, учебные и спортивные занятия, соблюдение оптимального графика и режима питания. Т.е. всё то, из чего состоит наша обычная повседневность.

Квадрант C: срочные, но не важные дела
Дела, которые находятся в этом квадранте, по большей части являются отвлекающими и нисколько не приближающими человека к намеченным результатам. Нередко они просто мешают сосредоточению на действительно важных задачах и снижают эффективность. Главное при работе с матрицей - не перепутать срочные дела из квадранта C со срочными делами из квадранта A. Иначе образуется неразбериха и то, что должно быть выполнено в первую очередь, остаётся на втором плане. Всегда помните о своих целях и учитесь отличать важное от второстепенного.

К делам квадранта C можно отнести, к примеру, навязанные кем-либо со стороны встречи или переговоры, празднования дней рождения не очень близких людей, внезапно возникшие хлопоты по дому, устранение не жизненно важных, но требующих внимания отвлекающих факторов (разбилась ваза, сломалась микроволновая печь, перегорела лампочка и т.п.), а также другие всевозможные дела, которые не продвигают вас вперёд, а только тормозят.

Квадрант D: не срочные и не важные дела
Задачи, относящиеся к последнему квадранту, не приносят совсем никакой пользы. Во многих случаях полезно не только заниматься ими в последнюю очередь, но и не заниматься ими вообще. Хотя знать о них непременно нужно, т.к. именно они являются «пожирателями времени».

Интересна и ещё одна особенность дел из данной группы: они являются очень привлекательными для многих людей - эти дела просты в выполнении и доставляют удовольствие, позволяют расслабиться и приятно провести время. Поэтому и противостоять соблазну ими позаниматься бывает довольно проблематично. Но делать это непременно нужно.

В квадрант D можно записать такие дела как разговоры по телефону с друзьями о чём-то несущественном, ненужная переписка или времяпрепровождение в соцсетях, просмотр сериалов и различных «отупляющих» телепередач, компьютерные игры и т.п. Конечно, отдыхать и как-то развлекать себя периодически должен каждый человек, но для этого существуют и более интересные и развивающие способы: чтение хороших книг, интеллектуальные игры, посещение спортзалов и бассейнов, поездки на природу и т.п. Если же полностью избавить себя от занятия делами из квадранта D не удаётся или не хочется, то нужно отложить их выполнение хотя бы до того момента, когда дела из квадрантов B и C будут выполнены, а время, которое будет уделяться делам квадранта D, должно быть сведено к минимуму. Здесь будет уместна всем известная пословица: «Делу время, потехе — час».

Как только вы освоите матрицу Эйзенхауэра и научитесь грамотно распределять внутри неё свои дела, вы заметите, что у вас появилось довольного много нового свободного времени, вы успеваете всё делать своевременно и без спешки, все ваши дела в порядке, цели достигаются одна за другой, а сами вы практически всегда находитесь в хорошем настроении и бодром расположении духа. Всё дело в организованности и собранности. Наверное, вы и сами время от времени замечаете, что неорганизованные люди всегда находятся в круговороте каких-то непонятных дел, они всё время заняты чем-то бестолковым, но «очень важным», они выглядят уставшими и раздражёнными. Отличительных особенностей можно привести множество. Но важно не это, а то, что если мы с вами не хотим иметь подобных результатов, то и действовать мы должны иначе. А именно: мы должны быть организованными, чётко понимать, чем и когда нам нужно заниматься, и для чего мы всё это делаем. И матрица Эйзенхауэра для этого отлично подходит.

Мы желаем вам удачи и успешного овладения новым навыком!

Система фирменного стиля включает в себя следующие основные элементы:

Товарный знак;

Фирменная шрифтовая надпись (логотип);

Фирменный блок;

Фирменный лозунг (слоган);

Фирменный цвет (цвета);

Фирменный комплект шрифтов;

Корпоративный герой;

Постоянный коммуникант (лицо фирмы);

Другие фирменные константы.

2.1.1. Товарный знак

Товарный знак (другие используемые названия: знак обслуживания, фирменный знак; англ. trade mark) является центральным элементом фирменного стиля. Не совсем корректным является определение торгового знака как “торговой марки”.

Торговый знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства.

Основные функции товарного знака следующие:

облегчать восприятие различий или создавать различия;

давать товарам имена;

облегчать опознание товара;

облегчать запоминание товара;

указывать на происхождение товара;

сообщать информацию о товаре;

стимулировать желание купить;

символизировать гарантию.

Товарные знаки отличаются своей многочисленностью и многообразием. Выделяют пять основных типов товарных знаков:

Словесный товарный знак характеризуется лучшей запоминаемостью. Он может быть зарегистрирован как в стандартном написании, так и в оригинальном графическом исполнении (логотип). Словесный товарный знак - самый распространенный тип товарных знаков. Примерно 80% всех регистрируемых товарных знаков относятся к этому типу. Значение brand name настолько велико, что разработкой имени товара занимается целое направление брендинга, именуемое семонемикой (от греч. Semon - знак и nemeon - назначать). Еще одно название этого процесса - нейминг (naming).

Изобразительный товарный знак представляет собой оригинальный рисунок, эмблему фирмы. Например, характерная изогнутая линия как товарный знак фирмы Nike, производящей спортивный инвентарь; стилизованная ладья, вписанная в овал, - АвтоВАЗ и т.п.

Объемный - зарегистрированный в трехмерном измерении знак, например, специфической формы бутылка “Coca-Cola”, флаконы духов также обеспечены правовой защитой.

Звуковой товарный знак в недавнем прошлом был характерен для радиостанций и телекомпаний (например, вступительный такт музыки к песне «Подмосковные вечера - товарный знак радиостанции «Маяк»). В последнее время данный вид товарного знака все шире используется в рекламной практике фирм, работающих в других сферах бизнеса. Например, могут использоваться оригинальные музыкальные фразы в корпоративной рекламе. Так, фирменный видеоклип растворимого кофе “Nescafe” фирмы Nestle («Нового дня глоток!») содержит два зарегистрированных звуковых товарных знака: основную музыкальную фразы и ритмичное постукивание ложечкой о чашку. Очень сильный коммуникационный заряд несет шаг фирмы Zippo, зарегистрировавшей в качестве звукового товарного знака щелчок зажигалки.

Комбинированные товарные знаки представляют собой сочетание приведенных выше видов товарных знаков, например, комбинация логотипа и объемной скульптурной группы «Рабочий и колхозница» В. Мухиной - товарный знак киностудии «Мосфильм».

2.1.2. Фирменная шрифтовая надпись (логотип)

Логотип -это оригинальное начертание или сокращенное наименование фирмы, товарной группы, производимой данной фирмой, или одного конкретного товара, выпускаемого ею. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв. Приблизительно четыре товарных знака из пяти регистрируются именно в виде логотипа.

2.1.3. Фирменный блок

Фирменный блок представляет собой традиционное, часто упоминаемое сочетание нескольких элементов фирменного стиля. Чаще всего, это изобразительный товарный знак и логотип, например, надпись adidas под фирменным рассеченным треугольником - фирменный блок фирмы Adidas , логотип фирмы KLM со стилизованной короной над буквами - фирменный блок авиакомпании KLM Royal Dutch Airlines.

Фирменный блок может также содержать полное официальное название фирмы, его почтовые и банковские реквизиты (например, на фирменных бланках). Иногда фирменный блок включает в себя и фирменный лозунг.

2.1.4.Фирменный лозунг (слоган)

Фирменный лозунг представляет собой постоянно используемый фирмой оригинальный девиз. Некоторые слоганы регистрируются как товарные знаки.

Слоган может содержать основные принципы деятельности фирмы, ее кредо, например, Nike: “Just do it!”; Philips: «Изменим жизнь к лучшему!».

В качестве мотива слогана может быть избрана забота о клиента, например Johnson&Johnson: «Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!».

Слоган может подчеркивать исключительные качества фирмы (Rank Xerox: «Мы научили мир копировать!») или делать ударение на достигнутой мощи, завоеванном авторитете (корпорация Sony: «Это - Sony!»).

Существует множество других подходов в разработке слоганов, соответствующих различным концепциям рекламного обращения: обещание выгод, лирический, фантазийный и т.д.

Слоган должен органично вписываться в фирменный стиль его владельца и вносить вклад в формирование его имиджа;

Слоган должен обязательно учитывать особенности целевой аудитории, клиентурного рынка фирмы, быть понятным и близким этой аудитории;

Слоган должен хорошо запоминаться - отсюда краткость;

Слоган должен быть оригинальным;

Слоган должен иметь интенсивную эмоциональную окраску;

Слоган должен исключать двоякое толкование.

Слоган должен соответствовать стилю жизни, системе ценностей, сложившейся в момент его использования. Например, за более чем вековую историю Coca-Cola сменила больше сотни зарегистрированных слоганов. Однако модернизация фирменного лозунга целесообразна не во всех случаях. Так, более чем полувековую приверженность к своему единственному слогану «Бриллиант -навсегда» демонстрирует южноафриканская компания De Beers. Этот слоган, разработанный еще в 1947 году, по мнению авторитетного журнала Advertising Age, стал «лучшим рекламным слоганом тысячелетия».

2.1.5. Фирменный цвет

Фирменный цвет также является важнейшим элементом фирменного стиля. Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, лучше запоминающимися, позволяет оказать сильное эмоциональное воздействие. За некоторыми типами продукции и услуг конкретные цвета закрепились достаточно прочно. При этом можно назвать стойкие ассоциации всей деятельности, связанной с морем и водой, с голубым цветом; авиации - с серебристым; растениеводства и продуктов его переработки - с зеленым и т.п. В качестве наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов McDonald"s - красный и желтый; Kodak - желтый и золотистый.

Фирменный цвет может также иметь правовую защиту в случае соответствующей регистрации товарного знака в этом цвете. Однако необходимо учесть, что если товарный знак в цветовом исполнении, то только в этом цвете он будет защищен. При регистрации же товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.

2.1.6. Фирменный комплект шрифтов

Фирменный комплект шрифтов может подчеркивать различные особенности образа марки, вносить свой вклад в формирование фирменного стиля. Шрифт может восприниматься как «мужественный» или «женственный», «легкий» или «тяжелый», «элегантный» или «грубый», «деловой» и т.п. Задача разработчиков фирменного стиля найти «свой» шрифт, который вписывался бы в образ марки. Существует множество типов шрифтов, которые условно делятся на большие группы: латинские, рубленные, наклонные, орнаментированные и другие. Группы шрифтов включают большое количество гарнитур, отличающихся начертанием, шириной, насыщенностью и т.д.

2.1.7. Корпоративный герой

Корпоративный герой - важная часть формируемого имиджа фирмы. Коммуникатор как бы персонифицирует сам себя, разрабатывая постоянный, устойчивый образ своего представителя.

Очень часто корпоративный герой наделяется некоторыми чертами, которые коммуникатор стремится включить в свой имидж. Шумный кролик Квики призван смешить маленьких любителей какао. Клоун Роналд Макдоналд должен олицетворять в глазах маленьких посетителей ресторана дух веселого праздника с подарками и представлениями.

Корпоративный герой может олицетворять фантазийно-идеальный образ потребителя, примером могут служить ковбой Marlboro и искатель приключений в рекламе Camel. Предполагается, что курильщик будет идентифицировать себя с этими героями.

Наряду с достаточно удачными примерами разработки корпоративного героя или, по крайней мере, логически обоснованными можно вспомнить о провале фирмы IBM при выборе ею корпоративного героя - Розовой Пантеры из популярного мультипликационного сериала. Сейчас уже трудно установить, чем руководствовались специалисты этой корпорации, принимая такое решение. Однако к моменту, когда ошибка выяснилась, уже были выкуплены права на использование образа Розовой Пантеры у студии Warner Brothers, растиражированы многочисленные рекламоносители с этим корпоративным героем: майки, бейсболки, коврики для компьютерных мышей и т.д. Естественно, что убытки коммуникатора в результате такой ошибки профессионалов исчислялись многими миллионами.

2.1.8. Постоянный коммуникант

Постоянный коммуникатор, в отличие от корпоративного героя, является реальным лицом. Это конкретный человек, который избран фирмой в качестве посредника при ее коммуникации с адресатом. Более распространены определения этого понятия как «лицо фирмы», «брэнд-имидж», «икона фирмы». Иногда фирма использует внешнюю привлекательность посредника. Однако привлекательная внешность - не единственный критерий. В некоторых случаях фирму- коммуникатора могут привлечь профессиональные качества человека, его компетентность. Тогда его черты проецируются на образ владельца фирменного стиля.

2.1.9. Другие фирменные константы

Перечень других фирменных констант постоянно растет, включая такие экзотические элементы, как фирменное знамя, фирменный гимн, корпоративная легенда («байка») и многое другое. Некоторые элементы деятельности фирмы, в том числе в сфере коммуникаций, которые характеризуются постоянством, играют настолько важную роль в формировании ее образа, что могут быть отнесены к элементам фирменного стиля. Среди таких констант - различные эмблемы фирмы, не получившие в силу каких-либо причин правовую защиту и не являющиеся товарными знаками.

Элементами фирменного стиля можно также назвать фирменные особенности дизайна. Например, рисунок радиаторной решетки автомобилей фирмы BMW остается неизменным уже длительное время, несмотря на то, что внешний облик машин этой фирмы постоянно меняется.

Фирма может разработать оригинальные пиктограммы - абстрактные графические символы, обозначающие товарные группы, размещение служб и другую информацию (например, в фирменном предприятии розничной торговли).

К элементам фирменного стиля можно с некоторыми оговорками отнести определенные внутрифирменные стандарты. Например, для американского производителя дорожной и строительной техники Caterpillar - это гарантийное обязательство доставки любой запчасти для своей техники в любую точку земного шара в течение 24 часов с момента получения заказа.

Основные носители элементов фирменного стиля

Основными носителями элементов фирменного стиля являются:

Средства ПР: пропагандистские проспекты, журналы, оформление залов для пресс-конференции и т.д.

Элементы делопроизводства: фирменные бланки, фирменные конверты, фирменные папки-регистраторы, записные книжки, настольные блокноты, блоки бумаг для записей и т.д.

Документы и удостоверения: пропуска, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стендистов и т.д.

Элементы служебных интерьеров: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.

Вконтакте

Одноклассники

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Что значит фирменный стиль для компании?
  • Каково значение цвета в фирменном стиле компании?
  • Как разработать фирменный стиль компании?

Конкурентная борьба на современном рынке стала настолько острой, что компаниям приходится использовать все возможные методы развития бизнеса и увеличения прибыли. Кроме того, благодаря техническому прогрессу большое количество организаций производит похожие по своим характеристикам товары, которые не имеют существенных различий. Но как же предприятию выделиться среди конкурентов и привлечь внимание потребителя? Для того чтобы покупатели могли узнать ваш продукт из тысячи аналогов и сделать правильный выбор, необходимо разработать фирменный стиль компании. Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Что значит фирменный стиль для компании

Фирменный стиль является одним из самых современных и востребованных рекламных инструментов. Это совокупность цветовых, графических, словесных элементов, используемых на постоянной основе, которые обеспечивают визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от организации информации, ее внутреннего и внешнего оформления.

То есть при наличии фирменного стиля компании необходимо руководствоваться определенным подходом к дизайну и цветовым сочетаниям в рекламных образах, при составлении деловых бумаг и технической документации, во время разработки упаковок продукции и т. д.

Важность создания этого инструмента обуславливается его основными функциями:

  • Имиджевая. Фирменный стиль позволяет сформировать выгодный, легко узнаваемый, оригинальный образ для вашей компании, который положительно скажется на ее репутации. От того, как потребитель воспринимает организацию, зависит и его отношение к выпускаемой продукции. Многие покупатели отдают предпочтение известным брендам, заведомо полагая, что качество их товаров на порядок превосходит характеристики изделий неизвестных торговых марок.
  • Идентифицирующая. Фирменный стиль помогает идентифицировать продукты и рекламу, а также позволяет обозначить их связь с компанией.
  • Дифференцирующая. Самая главная функция, которая заключается в возможности выделения товара организации среди аналогичных предложений других производителей. Зная элементы фирменного стиля вашей компании, покупатель гораздо быстрее сориентируется среди множества изделий и сделает правильный выбор.

Статистика показывает, что потребители чаще всего обращают внимание на знакомые для них логотипы, цвета, шрифты, выделяя их среди прочего рекламного шума, который с каждым днем становится все более плотным и интенсивным.

Применение элементов фирменного стиля компании во всех маркетинговых проектах делает продвижение более целостным. Его наличие также значительно повышает эффективность рекламы, что позволяет сократить расходы на ввод и раскрутку новых продуктов бренда на рынке.

Плюс ко всему, фирменный стиль облегчает процесс разработки маркетинговых коммуникаций, способствует поднятию корпоративного духа и сплочению коллектива, положительно сказывается на восприятии организации и производимой продукции (оригинальный дизайн повышает эстетическую ценность товаров).

Можно сделать вывод о том, что это актуальный рекламный инструмент, позволяющий привлечь внимание покупателей и партнеров к качественным изделиям своей компании.

Элементы фирменного стиля компании

К числу составляющих фирменного стиля организации следует отнести:

  • товарный знак;
  • логотип;
  • фирменный блок;
  • фирменный лозунг (слоган);
  • фирменную гамму цветов;
  • фирменный комплект шрифтов;
  • прочие фирменные константы.

Данный список может быть дополнен и другими элементами, систематически применяемыми в ходе внешней и внутренней деятельности компании. Так, к числу составляющих фирменного стиля организации относятся и различные эмблемы предприятия, не защищенные законодательством по каким-либо причинам и не являющиеся товарным знаком.

Схему верстки вполне можно рассматривать как элемент данной системы. Регулярное использование одинакового оформления рекламных объявлений, следование единому стилю при составлении печатных материалов (к примеру, одинаковые размеры и всегда равное количество колонок) делают продукцию вашей компании более узнаваемой.

Читая любую информацию, потребитель так или иначе обращает внимание на ее подачу и формирует в своей голове определенный образ издавшей ее организации. В отличие от систематического использования товарного знака единая схема верстки объявлений деликатно и ненавязчиво воздействует на сознание клиента, заставляя его запоминать элементы фирменного стиля вашей компании.

Форматы изданий. Необычный и запоминающийся формат печатной продукции положительно скажется на популярности и имидже организации.

Корпоративного героя тоже можно рассматривать в качестве элемента фирменного стиля компании.
Под ним подразумевается тот персонаж или образ, который будет взаимодействовать с целевой аудиторией от лица вашего предприятия (человек, мультяшный персонаж, животное и т. д.). Образ корпоративного героя должен отражать основные черты организации, располагать к себе потребителя, быть запоминающимся и доставлять эстетическое удовольствие.

Одушевленной составляющей фирменного стиля является коммуникант (его еще называют лицом компании). И если корпоративный герой является вымышленным персонажем, то коммуникант – это конкретный живой человек (например, известный актер или певец).

Элементами фирменного стиля предприятия могут быть необычные сигнатуры и пиктограммы, под которыми подразумеваются абстрактные графические символы, обозначающие принадлежность товара к определенной группе, сведения о размещении служб или другую информацию.

В некоторых случаях сюда относят и элементы внутреннего уклада организации: корпоративный этикет, стиль общения, дресс-код и т. д.
Таким образом, в систему фирменного стиля компании может входить множество элементов, которые позволяют повысить престиж и узнаваемость организации среди клиентов и партнеров. В целях развития своего бизнеса вы можете использовать все вышеназванные компоненты или комбинировать их друг с другом, выбирая наиболее эффективные.

Значение цвета бренда в фирменном стиле компании

  • Красный.

Красный цвет считается воплощением величия и силы, однако используя данный оттенок при создании логотипа компании, вы рискуете спровоцировать потребителей на довольно противоречивые эмоции. Он возбуждает нервную систему и может вызывать у некоторых людей агрессию или страх.

Но если вы преследуете цель склонить своих клиентов к решительным действиям и не боитесь оттолкнуть их столь провокационным цветом, можете смело использовать оттенки красного при создании фирменной эмблемы.

  • Желтый.

Данный цвет ассоциируется с теплом, жизнерадостностью и креативом. Оттенки желтого вызывают большое количество положительных эмоций (но учтите, что иногда это утомляет). Рассматриваемый цвет так же, как и красный, побуждает к действию, но оставляет в сознании ощущение светлого праздника, а не страха или агрессии.

Хотите, чтобы ваша компания ассоциировалась с радостью и весельем? Выбирайте желтый цвет для своего логотипа.

  • Синий.

Синие и голубые оттенки относятся к группе холодных. Разумеется, мы говорим не про низкие температуры, а про ассоциативные связи. Синий – цвет воды и неба – действительно оказывает успокаивающее и умиротворяющее действие, а также помогает сконцентрироваться на работе.

Обратите внимание, что оттенки этого цвета не побуждают к спонтанным решениям, но, единожды заслужив доверие такой эмблемой, потребитель надолго останется в рядах ваших клиентов.

  • Оранжевый.

Этот цвет получается путем смешивания красного и желтого оттенков на цветовой палитре. Казалось бы, и в психологическом плане он должен оказывать схожее влияние на потребителей, однако оранжевый намного спокойнее и мягче своих «соседей». Он ассоциируется с домашним теплом и уютом.

  • Зеленый.

Этот цвет является символом природы и свежести. Он ассоциируется со спортом, здоровьем, умиротворяет и одновременно побуждает к активной деятельности. Зеленый не вызывает таких противоречивых эмоций, как красный, не перенасыщает позитивом, как желтый, и не настолько успокаивает, как синий. Если вы хотите, чтобы логотип вашей компании ассоциировался с гармонией и свежестью, выбирайте любой оттенок этого цвета для его оформления.

  • Фиолетовый.

Вызывает ассоциации с магией и волшебством, символизирует власть и покровительство.

Как и красный, это довольно сильный цвет, но действует он на порядок благороднее и спокойнее.

Поскольку фиолетовый относится к числу холодных оттенков, он не провоцирует ярких эмоций, а от того и не побуждает к активности. Однако этот цвет вполне способен вызвать уважение у клиентов и положительно повлиять на имидж вашей компании.

Этапы разработки фирменного стиля компании

Изучив основные направления деятельности организации, специалисты приступают к разработке элементов фирменного стиля. В рамках данной статьи мы выделим три основных типа владельцев различных брендов:

Разумеется, данная классификация носит условный характер. Разработка имиджевых элементов для всех вышеупомянутых типов имеет множество схожих аспектов. Но в каждом направлении есть свои нюансы, которые обязательно следует учитывать, чтобы создать фирменный стиль компании.

Независимо от специфики деятельности конкретной организации, он должен быть воплощением ее индивидуальности, легко запоминаться потребителям, повышать престиж и положительно влиять на имидж.

Перед разработкой фирменного стиля для коммерческого предприятия специалисты анализируют его конкурентоспособность, методы реализации будущей марки, тщательно выбирают наиболее подходящую рекламную продукцию, при помощи которой будет раскручиваться бренд.

Аналогичный процесс для некоммерческой компании начинается с детального исследования сферы деятельности организации, ее обычаев, устоев и целевой аудитории, после чего совместно с заказчиком обсуждаются основные направления запускаемой маркетинговой акции.

У большинства известных людей, имеющих свой бизнес, рано или поздно возникает необходимость создания собственного бренда. Это объясняется тем, что все больше и больше потребителей сопоставляют имя или образ конкретного человека с его компанией, определенным видом деятельности или творчеством. Разработка элементов фирменного стиля для конкретной личности подразумевает полное их соответствие имиджу публичной персоны и чертам ее характера.

И в завершении нашей статьи предлагаем рассмотреть основные этапы создания фирменного стиля компании:

  1. Анализ целевой аудитории. Только понимая потребности и желания покупателя, вы сможете создать интересное предложение. Здесь важна каждая деталь: предпочтения по цвету, форме, наполнению и т. д. Все это вы должны учесть, чтобы получить продукт, приближенный к совершенству.
  2. Услуги профессионального дизайнера. Прочитав статью, вы уже поняли, как важны элементы фирменного стиля для престижа и развития вашего предприятия. Поэтому лучше один раз обратиться к грамотному, пусть и дорогостоящему специалисту, который качественно проработает дизайн, чем пожинать плоды какого-нибудь незаинтересованного новичка.
  3. Отбор простейших вариантов. Стоит отметить, что многомерные логотипы и сложная цветовая гамма тяжело воспринимаются потребителем. Чем проще будут элементы фирменного стиля вашей компании, тем легче будет их запомнить.
  4. Выбор конкретного варианта из нескольких при помощи тестирования образцов у потенциальных клиентов. Для проведения такого рода опросов создаются специальные фокус-группы. Главная цель – выявить, в каком контексте люди сравнивают идеализированный образ организации и отдельный наглядный символ.
  5. Презентация элементов фирменного стиля компании среди сотрудников. Данный этап обязателен не для всех случаев, но это не умаляет его важности. Так, если работникам предприятия не нравится оформление рекламы, продукции или рабочего места, их интерес к выполнению своих трудовых обязанностей заметно уменьшится, а это в свою очередь отрицательно скажется на развитии организации и увеличении продаж.

Вот и подошла к концу наша статья о фирменном стиле компании. Искренне надеемся, что вы смогли найти в ней полезные идеи для своего бизнеса. Не исключено, что какие-то мысли стали для вас открытием, а что-то оказалось просто интересным фактом, расширившим понимание процесса сложных продаж. Какие из представленных моментов вам захотелось применить на практике? Насколько вы довольны тем, как идет ваш бизнес? Проанализируйте свои ответы на эти вопросы, тогда наша статья сможет оставить существенный след в вашем сознании.

Помните, что при возникновении любых вопросов, сомнений или даже возражений вы имеете возможность написать нам на почту [email protected] или воспользоваться формой обратной связи на официальном сайте. Опытный бизнес-тренер Евгений Котов, основатель тренинговой компании «Practicum Group», с удовольствием ответит на них, а возможно и подискутирует с вами, ведь в споре рождается истина.

До новых встреч!

Вконтакте



Просмотров