Мероприятия для защиты окружающей среды. Области защиты окружающей среды

Давление человека на биосферу началось задолго до наступления этапа промышленной революции, ибо целые цивилизации гибли еще до нашей эры. Катастрофические экологические явления в прошлом были в основном связаны не с загрязнением природной среды, как сейчас, а с ее трансформациями. Вследствие антропогенной нагрузки на природу сегодня возникли новые экологические проблемы: началось потепление климата нашей планеты; значительно ускорился процесс подъема уровня Мирового океана; произошло истощение озонового слоя атмосферы Земли, задерживающего губительное для всего живого ультрафиолетовое излучение; происходит интенсивное опустынивание и обезлесение планеты; интенсивно загрязняется мировой океан.

В результате безудержной техногенной агрессии средняя продолжительность жизни по России находится в конце четвертого десятка стран мира. Сегодня смертность в нашей стране превышает рождаемость в 1,7 раза. Одним из факторов этого является резкое ухудшение экологической обстановки, разрушение ранее существовавших в стране систем общей профилактики заболеваний.

Проблема охраны окружающей среды дает о себе знать все острее и острее потому, что потребительское отношение к природе ставит под угрозу существование цивилизации.
Увеличение числа тяжелых заболеваний и появление новых видов болезней - все это следствие загрязнения окружающей среды.

Чтобы минимизировать, а в затем вовсе уйти от последствий интенсивного загрязнения среды обитания, необходимо активно внедрять чистые технологии, что позволит значительно увеличить продолжительность жизни; развивать наукоемкие технологии, широкомасштабно используя компьютеризацию; разрабатывать безотходные и малоотходные технологии, совершенные устройства очистки сточных вод и газа; совершенствовать постоянно действующее эффективное природоохранное законодательство.

Мировой опыт показывает, что для стабилизации экологической ситуации в стране нужно затратить не менее 3 % валового национального продукта, а для ее улучшения – уже 5 %. Такие расходы несут Германия, Англия и Швеция. В России, по данным Комитета по экологии Государственной Думы, выделяется на эти цели не более 0,5 %.

Таким образом, в настоящее время необходимо все больше внимания уделяется экологическому аспекту в жизнедеятельности человека, рассматривая эту проблему не в общем, а касательно конкретного предприятия.

Проблема нерационального природопользования не могла не коснуться и сельского хозяйства. Почти повсеместно можно проследить снижение почвенного плодородия, сотни тысяч гектар пашни выводятся из обработки вследствие разрушения.

Четкая работа механизма охраны окружающей среды в процессе сельскохозяйственного производства зависит не только от уровня подготовки специалистов, но и от уровня их общей экологической культуры, экологического и экономического подхода к решению поставленных задач.

Современное состояние окружающей среды в России можно определить как и критическое. В связи с этим для России актуален поиск оптимальных путей взаимодействия производственной деятельности человека с окружающей средой.

Задачи охраны окружающей среды сводятся к следующему:

Разработка основных принципов взаимодействия производственной и непроизводственной деятельности человека с окружающей средой, обеспечивающих единый подход к природе;

Оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;

Поиск методов хозяйствования учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;

Разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;

Формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экономическую политику страны и другие задачи.


Список литературы.

1. Гузенков П.Г. Детали машин – М.: Высш. шк., 1992.

2. Верещак Ф.П., Абелевич Ш.А. Проектирование авторемонтных предприятий – М.: Транспорт, 1985.

3. Карагодин В.И., Митрохин Н.Н. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для СПО. – М.: ИЦ «Академия», 2001.

4. Карагодин В. И., Шестопалов С. К. Слесарь по ремонту автомобилей: Практическое пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 239 с.

5. Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей: Учебник для НПО. – М.: ИЦ «Академия», 2006.

6. Кузнецов Ю.Н. Охрана труда на автотранспортных предприятиях – М.: Транспорт, 1999.

7. Роговцев В.Л. и др. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств – М.: Транспорт, 1996.

8. Родичев В.А. Грузовые автомобили: Учебник для НПО. – М.: ИЦ «Академия», 2003.

9. Румянцев С.И. , Штоль Ю.Л. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей – М.: Машиностроение, 1989.

10. Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И. и др. Автослесарь. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник. – М.: «Феникс», 2005.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Прогнозирование природных ресурсов и планирование их рационального использования

В системе прогнозирования и планирования социально-экономического развития страны важное место должно отводиться прогнозированию и планированию природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов. Одна из существенных особенностей разработки плана-прогноза природопользования состоит в том, что объектом планирования являются не только социально-экономические процессы, но и природные явления. Природа, как известно, инерционна, консервативна, изменения в ней происходят намного медленнее, чем в общественной жизни. В связи с этим огромное значение приобретают заблаговременное предвидение возможных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, составление долгосрочных программ и прогнозов, в которых определяется экологическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз предполагает, прежде всего, определение основных направлений и масштабов воздействия хозяйственной деятельности на качество окружающей среды, рассматриваемой как важнейшее условие жизни людей и устойчивого экономического роста.

В системе государственного планирования бывшего СССР эколого-экономическое направление сформировалось намного позже, чем другие. Оно охватывало намечаемые мероприятия по сохранению и укреплению природно-ресурсного потенциала страны, обеспечению его рационального и комплексного использования, снижению отрицательного воздействия промышленного и сельскохозяйственного производства, жилищного и коммунального хозяйства городов на окружающую среду. Впервые раздел "Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов" был включен в государственный план развития народного хозяйства на десятую пятилетку (1975-1980).

Дальнейшее развитие эколого-экономическое планирование получило в Государственной программе охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов СССР на 1991-1995 гг. и на перспективу до 2005 г. В этой программе была дана объективная оценка состояния природной среды в целом по стране и ее отдельным регионам, выделены зоны с неблагополучной экологической ситуацией.

Перечень реализуемых мероприятий по охране окружающей среды отражается в составе прогнозных показателей социально-экономического развития страны с учетом государственных и иных программ и требований природоохранного законодательства. Их основные блоки и последовательность разработки представлены на рисунке 1.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 1. Схема организации прогнозирования и планирования природоохранной деятельности и природопользования

Природоохранная концепция, долгосрочные цели и основные направления их решения впервые обосновывались с учетом перехода к рыночной экономике. Ставилась задача разработать и ввести в действие новый хозяйственный механизм рационального природопользования на основе применения преимущественно экономических методов управления в сочетании с правовыми и воспитательными мерами.

В целом эколого-экономическое прогнозирование и планирование строятся с учетом проводимой государством политики в сфере охраны окружающей среды. Ее основными направлениями являются:

Приоритет государственной собственности на все виды природных ресурсов;

Охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории страны в сочетании с созданием системы охраняемых природных территорий;

Государственный контроль за состоянием окружающей среды, охраной и использованием природных ресурсов;

Государственная экологическая экспертиза проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хозяйственных объектов;

Экономический механизм обеспечения охраны окружающей среды, включающий в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогообложение природоохранной деятельности, стимулирование экономии природных ресурсов, энергосбережения, переработки и утилизации отходов производства и потребления;

Система мер ответственности за нарушение природоохранного законодательства, его совершенствование.

2. Цели и задачи развития в области природоохранной деятельности конкретизируются в Национальной программе рационального использования природных рес урсов и охраны окружающей среды

Национальная программа рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обычно состоит из нескольких главных целевых блоков: природоохранное законодательство, нормативное обеспечение (стандарты качества, экологические нормы), информационное обеспечение (экологический мониторинг, кадастры), экономическое регулирование природопользования, экологические мероприятия при разгосударствлении и приватизации, экологическая безопасность и др. Выделяются экологические аспекты отдельных отраслей экономики страны - энергетики, транспорта, сельского хозяйства. Финансирование мероприятий программы предусматривается в основном за счет средств предприятий, банковских кредитов, внебюджетных фондов охраны природы, иностранных инвестиций, а также бюджета.

Решение экологических проблем требует проведения глубоких и всесторонних комплексных научных исследований. Этим продиктована разработка Государственной научно-технической программы по рациональному природопользованию и охране окружающей среды (ГНТП "Природопользование и охрана окружающей среды"). Главной целью программы является обоснование научных и технических решений, обеспечивающих повышение уровня самообеспечения страны собственными природными ресурсами, внедрение экологобезопасных и ресурсосберегающих технологий, направленных на эффективную защиту окружающей среды и уменьшение антропогенного воздействия на природные экологические системы.

При разработке программ широко используется программно-целевой метод в сочетании с другими методами (нормативным, балансовым и др.), прогнозные расчеты осуществляются с применением методов экспертных оценок, моделирования и др.

Прогнозирование и планирование рационального использования отдельных видов природных ресурсов и охраны природной среды производится с учетом особенностей, значимости, изменений объема и качества каждого вида ресурсов: водных, лесных, минерально-сырьевых и др. Оценивается также обеспеченность природными ресурсами, намечаются конкретные меры по их охране и рациональному использованию. Объектами прогнозирования и планирования чаще всего выступают следующие виды природных ресурсов и природные компоненты.

Атмосферный воздух. Защита атмосферы предполагает проведение ряда мероприятий, направленных на максимальное снижение количества вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с отходящими газами от стационарных источников и всех видов передвижных транспортных средств. К числу крупных источников загрязнения атмосферного воздуха относятся промышленные предприятия, особенно электроэнергетики, химии и нефтехимии, производство строительных материалов, отдельные виды машиностроения. природный ресурс планирование природоохранный

Для оценки качества воздушной среды используются экологические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ и уровней вредных воздействий на компоненты биосферы, включая человека.

При планировании природоохранных мероприятий по защите атмосферного воздуха, регулировании воздушной среды городов и других населенных пунктов используется также экологический норматив предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ. Выбросы в атмосферу вредных веществ, содержащихся е отработанных газах автомобильного транспорта и других транспортных средств, определяются количеством эксплуатируемых (в городе, регионе, стране) автомобилей и концентрацией токсичных веществ в отработанных газах. Прогнозируемый рост количества эксплуатируемых автомобилей неизбежно требует улучшения экологических показателей двигателей внутреннего сгорания.

В перспективе важно не допустить увеличения удельных выбросов вредных веществ в воздушный бассейн и обеспечить их уменьшение. В связи с этим в сфере охраны атмосферного воздуха устанавливается лимит, т.е. количественное ограничение загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух стационарными и передвижными источниками загрязнения, и снижение общего количества этих выбросов; ввод в действие установок для улавливания и обезвреживания токсичных веществ в атмосфере и необходимые капитальные вложения на эти цели.

Водные ресурсы. Исходной базой прогнозирования и планирования использования водных ресурсов являются данные водного кадастра и учета расходования вод по системе водохозяйственных балансов, бассейновых (территориальных) схем комплексного использования и охраны вод, а также проекты перераспределения вод между водопотребителями по бассейнам рек. Водный кадастр - это систематизированный сбор сведений о водных ресурсах и качестве вод, о водопользователях и водопотребителях, объемах потребляемых ими вод.

Прогноз использования водных ресурсов основывается на расчете водохозяйственного баланса, содержащего ресурсную и расходную части. Ресурсная (приходная) часть водохозяйственного баланса учитывает все виды вод, которые могут быть потреблены (естественный сток, поступление из водохранилищ, подземные и возвратные воды). В расходной части баланса определяется потребность в воде по отраслям народного хозяйства с учетом сохранения в реках транзитного стока для обеспечения экологических требований, необходимого санитарно-гигиенического состояния водоемов. Результатом балансового расчета является установление ожидаемого резерва или дефицита стока, на основании чего разрабатываются мероприятия по обеспечению водой народного хозяйства в прогнозном периоде. При этом учитываются показатели, характеризующие сокращение забора свежей воды из поверхностных и подземных водных источников за счет совершенствования и внедрения безводных технологических процессов, развития систем повторно-последовательного использования воды, совершенствования схем водоснабжения и других аналогичных мероприятий.

Прогнозирование водопотребления на перспективный период основывается на расчетах водообеспечения населения, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей экономики. Объем водопотребления на хозяйственно-питьевые и коммунальные нужды определяется численностью городского населения и нормами хозяйственно-питьевого водопотребления на одного жителя. Потребности промышленности определяются на основе расчета объема производства и норм водопотребления. Для определения потребности в воде отдельных предприятий (объединений), установления лимитов отпуска воды используются индивидуальные нормы и нормативы. В прогнозируемый объем водопотребления на нужды сельскохозяйственного водоснабжения включаются потребность в воде сельского населения, животноводства, хозяйственные нужды сельхозпредприятий и производств по переработке сельскохозяйственного сырья. В долгосрочных прогнозах объемы водопотребления рассчитываются по перспективным нормам, учитывающим совершенствование и внедрение безводных технологических процессов, нового оборудования, развития оборотных и бессточных систем водоснабжения и других достижений научно-технического прогресса в использовании природных ресурсов.

Планирование рационального использования водных ресурсов включает также систему мер, направленных на предотвращение загрязнения водных объектов сточными водами. Сточные воды - это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Регионам или отдельным министерствам, ведомствам и предприятиям доводятся задания по использованию и охране водных ресурсов, включающие объемы использования воды, оборотной и последовательно используемой воды, сброса сточных вод в поверхностные водоемы (с выделением загрязненных, нормативно-очищенных, нормативно-чистых сточных вод), сброса сточных вод на поля фильтрации, в накопители, впадины, выгреба; ввод в действие сооружений для очистки сточных вод и систем оборотного водоснабжения.

Земельные ресурсы. При планировании мероприятий по охране и рациональному использованию земель в качестве информационной основы используются данные государственного земельного кадастра - свода систематизированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. Земельный кадастр включает данные о землевладельцах и землепользователях, категории угодий, качественную характеристику и народнохозяйственную ценность земель. В настоящее время необходимо совершенствование земельно-кадастровой информационной базы с учетом использования современных технических средств и единых унифицированных для страны технологий на основе европейской классификации земельных угодий и использования мировых цен на землю.

Повышение эффективности землепользования связано с оптимальным распределением земель по сферам и отраслям народного хозяйства. Охрана земельных ресурсов представлена показателями "рекультивация земель" и "капитальные вложения на охрану и рациональное использование земельных ресурсов".

Лесные и другие биологические ресурсы. В соответствии с народнохозяйственным значением леса разделены на две группы. Первую группу составляют леса, выполняющие преимущественно водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции; вторую группу представляют эксплуатационные леса, также выполняющие водоохранные, защитные и климаторегулирующие функции. По группам возраста насаждения распределяются следующим образом: молодняки, средневозрастные, приспевающие, спелые и перестойные.

Эколого-экономическое значение, состояние и своеобразие леса как средства производства и природного комплекса обусловливают специфику прогнозирования и планирования охраны лесов и рационального использования лесных насаждений.

Режим лесопользования в первую очередь определяется размером расчетной лесосеки. Расчетная лесосека - это норма ежегодных объемов рубок леса или количество готовой продукции, которая может быть изъята из дальнейшего воспроизводства для заготовки лесоматериалов. Она рассчитывается исходя из наличия спелой древесины и потребности в ней, характера воспроизводства, а также соблюдения принципа непрерывного и неистощимого пользования лесом. Эксплуатация леса в пределах расчетной лесосеки является необходимым условием эффективного использования лесных ресурсов.

Рациональное лесопользование предполагает как вырубку, так и восстановление лесов. Современное воспроизводство лесных ресурсов обеспечивается благодаря проведению в необходимых размерах лесохозяйственных мероприятий по посадке леса, содействию естественному возобновлению, уходу за молодняком, созданию и расширению питомников.

Острой является проблема охраны лесных ресурсов от пожаров. С целью ее решения разрабатываются государственные программы. Наиболее эффективна авиационная охрана лесов от пожара, применяемая, прежде всего в многолесных и малонаселенных районах. Кроме того, применяются и другие природоохранные мероприятия, например биологический метод защиты леса от вредителей и болезней.

Охрана лесных ресурсов включает защиту лесов от вредителей и болезней биологическими методами и авиационную охрану лесов от пожаров.

Прогнозирование и планирование распространяются также и на другие виды биологических ресурсов. Главная цель - сохранение биологического разнообразия животного мира страны, рациональное использование биологических ресурсов, достижение оптимальной численности охотничье-промысловых и других животных.

В системе прогнозных и плановых показателей охраны биологических ресурсов основными являются показатели охраны и воспроизводства диких животных, отражающие количество основных видов диких животных и их процентное соотношение с оптимальной численностью. Оптимальная численность рассчитывается на 10 лет исходя из емкости кормовой базы угодий, динамики численности за предыдущие годы, климатических условий и других факторов.

Предусматриваются биотехнические мероприятия по охране и воспроизводству диких животных. В сохранении биологического разнообразия главенствующая роль принадлежит особо охраняемым природным территориям.

Охрана биологических ресурсов характеризуется уровнем достижения оптимальной численности основных видов охотничье-промысловых животных и данными по организации государственных заповедников и национальных парков.

Минерально-сырьевые ресурсы - это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья и материалов. Единичным объектом минерально-сырьевых ресурсов обычно является месторождение полезных ископаемых.

Прогнозирование и планирование рационального природопользования теснейшим образом связано с оценкой состояния разведанности и добычи минерального сырья. При определении эффективности месторождений им дается количественная и качественная оценка. Количественная оценка минеральных ресурсов выражается запасами полезных ископаемых, выявленных и разведанных. На ее основании устанавливается размер предприятий добывающей промышленности и сроки их функционирования. Качественная оценка месторождений осуществляется путем сопоставления показателей, характеризующих глубину залегания, содержание полезных компонентов, возможности внедрения прогрессивной технологии добычи и т.д.

Запасы полезных ископаемых подразделяют по их пригодности для использования в народном хозяйстве на балансовые и забалансовые. К балансовым принадлежат такие запасы, которые целесообразно разрабатывать при современном уровне техники и экономики; к забалансовым - запасы, которые при имеющейся технике не могут быть эффективно использованы. Существует также категория прогнозных геологических запасов, оцениваемых приближенно в качестве возможных.

Прогнозирование и планирование охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов непосредственно связано с перспективами развития добывающих и обрабатывающих отраслей, геологоразведочных работ, проведением природоохранных мероприятий в целом по стране.

Перспективные планы и прогнозы включают разработку экологобезопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья, повышения коэффициента извлечения полезных ископаемых на эксплуатируемых месторождениях.

Список использованных источников

1. Горелов С.А. Математические методы в прогнозировании. - М.: Прогресс, 2003.

2. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учебное пособие. В 2-х частях. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 728 с.

3. Основы экономического и социального прогнозирования. / Под ред. Н.А. Мосина - М.: Высшая школа, 2005.

4. Прогнозирование и планирование экономики: учебник / Г.А. Кандаурова и др.; под общей ред. Г.А. Кандауровой, В.И. Борисевича. - Мн.: Современная школа, 2005. - 476 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Анализ и прогнозирование показателей состояния и использования природных ресурсов на основе методов статистики. Корреляционно-регрессионный анализ антропогенного воздействия на состояние природных ресурсов. Эффективность природоохранной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2014

    Изучение деятельности ООН в области охраны окружающей среды: международный союз охраны природы и природных ресурсов, европейская экономическая комиссия. Цели и задачи Международного Социально-экологического Союза. Заключение международных договоров.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Понятие, цели, направления и проблемы государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Организация государственного управления в сфере экологии. Функции экологического контроля, его недостатки.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Антропогенное воздействие на биосферу. Государственная политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Влияние горного производства на природный ландшафт. Рациональное использование водных ресурсов.

    курс лекций , добавлен 22.12.2010

    Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Литосфера - твердую оболочку Земли и источники ее загрязнения. Факторы, влияющие на здоровье человека. Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2009

    Сущность и основные виды природопользования. Планирование и прогнозирование использования природных ресурсов. Принципы и направления рационального использования водных ресурсов и недр. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов России.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    Ресурсный цикл как антропогенный круговорот вещества. Современное состояние окружающей среды. Компоненты ландшафта, подвергающиеся изменению. Природные источники загрязнения атмосферы. Качество питьевой воды. Задачи рационального природопользования.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2013

    Вклад видов экономической деятельности в загрязнение окружающей среды. Основные загрязнители атмосферы. Характеристика регионов России по показателям загрязнения окружающей природной среды. Экологические последствия использования природных ресурсов.

    практическая работа , добавлен 13.11.2016

    Законодательные требования в области государственной экологической экспертизы, особенности ее проведения. Стандартизация в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Мониторинг окружающей городской среды и антропогенные факторы.

    контрольная работа , добавлен 03.04.2010

    Цели, направления, задачи, принципы проведения и регулирование в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии. Анализ эффективности мероприятий по охране окружающей среды на примере муниципального образования г. Новый Уренгой.

Введение.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

2. Мероприятия по охране окружающей среды.

3. Мои предложения по улучшению качеств окружающей среды.

Заключение.

Список литературы.

Приложения.

Введение.

Чрезвычайно важным фактором, существенно влияющим на территориальную организацию всей социально-экономической жизни и эффективность производства, является экологическая обстановка. В последние десятилетия в Украине она существенно ухудшилась. Одним из основных факторов, повлиявших на экологическую обстановку, является развитие добывающей и перерабатывающей промышленности при устаревших технологиях и связанная с этим чрезмерная урбанизация многих районов, прежде всего Донбасса.

Донбасс – это крупный промышленный регион Украины, в котором насчитывается несколько тысяч крупных промышленных предприятий, производственно-промышленных объединений и предприятий топливно-энергетического комплекса, горнодобывающей, металлургической, химической промышленности, тяжёлого машиностроения, строительной отрасли, а также агропромышленного комплекса. Донбасс обеспечивает большую часть промышленного производства Украины, причём в наиболее экологически опасных отраслях.

Высокая концентрация промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортной инфраструктуры, в сочетании с высокой плотностью населения, создали чрезвычайно высокую техногенную и антропогенную нагрузку на биосферу – наивысшую в Украине и Европе. Суммарная техногенная нагрузка на единицу территории региона в 4 раза выше среднего по Украине. Донбасс обладает запасами почти всех химических элементов. Главным природным богатством региона являются месторождения каменного угля. Его запасы только в Донецкой области оцениваются в 25 млрд. т, что может удовлетворить потребности Украины не на одно десятилетие вперёд.

Несмотря на спад производства, в результате которого общее количество выбросов и сбросов существенно уменьшилось, нагрузка на биосферу Донбасса по-прежнему остаётся одной из наибольших в Европе. Предприятия региона выбрасывают около трети суммарного объема загрязняющих веществ на Украине. Высокие скорости и масштабы техногенных процессов, громадные перемещения горных масс обуславливают большие объёмы рассеивания многих химических элементов (прежде всего углерода и тяжелых металлов), вызывают накопления в окружающей среде соединений химических элементов в несвойственных природе сочетаниях.

Из вышесказанного видно, что Донбасс относится к наиболее критическим по экологической обстановке регионам Украины. Острейшими проблемами региона являются: загрязнение атмосферного воздуха, водного бассейна и почв.

1. Фактическое содержание окружающей среды.

На территории Донецкой области, которая составляет 4,4% площади государства, сосредоточена пятая часть промышленного потенциала Украины. Высокая концентрация промышленной и сельскохозяйственной промышленности, транспортной инфраструктуры, большая плотность населения создали тут огромную нагрузку на биосферу – наивысшую на Украине и в Европе. Донецкая область является регионом с критическим состоянием окружающей природной среды. Экологические проблемы накопились в Донеччине на протяжении длительного времени, а негативные изменения, что произошли в окружающей среде, приближаются к необратимым.

Так, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, размещение отходов, сбросы загрязняющих стоков в водоемы составляют соответственно 31%, 30% и 25% от обще украинских. Именно здесь сосредоточено 55,5% промышленных токсичных отходов всей страны. В течение года на один квадратный километр территории области выбрасывается в атмосферу 70 тонн загрязняющих веществ, что в семь раз превышает среднеукраинский уровень, а гранично-допустимое загрязнение атмосферного воздуха в большинстве промышленных городах классифицируется как "опасное" и "чрезвычайно опасное".

Общая масса накопленных в области индустриальных отходов составляет 4 млрд. тонн. В то же время в области недостаточны и истощенные природные ресурсы. Леса занимают только 7% ее территории против 17% по Украине. Обеспечение речным стоком на одного жителя в 5 раз меньше, чем в целом по Украине, обеспеченность сельскохозяйственными угодьями – меньше в 2 раза. Распашка угодий составляет 80%. Почва эродирована на целых 70%. С 247 малых рек области – 230 рек деградированы. Постоянный источник техногенной нагрузки на один квадратный километр территории области с разными опасными факторами в 5-7 раз выше средне украинских.

Сложная экологическая ситуация негативно влияет на состояние здоровья населения области. Снизился показатель рождаемости – с 10,2 до 6,1 на тысячу населения (по Украине – 7,8) и увеличилась общая смертность населения с 12,7 до 17 на тысячу населения (по Украине – 15,3). Особенно высокая смертность населения в работоспособном возрасте, которая составляет 24% от всех умерших в регионе (по Украине – 11%). Ежегодно 30% детей рождаются с врожденными отклонениями развития, часто несовместимыми с жизнью (по Украине – 24%).

Коэффициент восстановления населения Донеччины самый низкий в стране – 0,413, тогда как в Украине в целом он составляет 0,519. Чрезвычайно высокая концентрация технически и химически потенциально опасных производств приводит к значительному количеству техногенных аварий с тяжелыми экологическими последствиями и гибелью людей. В области количество случаев фиксирования профессиональных заболеваний составляет 40% от общего количества в Украине.

Т.к. каждый четвертый работник промышленности, занятый на вредном производстве, трудится в Донецкой области, то на этот регион приходится 40% потерпевших на производстве от всей Украины, 22% – потерпевших с смертельным исходом.

Проблемы охраны лесов Донецкой области связаны с их рекреационным использованием. Потребность Донетчины в рекреационных ресурсах обеспечивается лишь на 13.6%. В связи с экологическим упадком Южной рекреационной зоны (Приазовте) основная нагрузка ложится на леса Северной зоны (Придонцовье) и пригородные леса, создавая угрозу для них. Рекреационные нагрузки характеризуются крайней неравномерностью (от полного отсутствия рекреантов до 400 чел/га). В лесных массивах наиболее притягательны естественные, старовозрастные, разреженные, с развитым травяным покровом, хорошо просматриваемые насаждения в свежих и влажных типах леса вблизи реки или озера. В байрачных лесах рекреанты располагаются на опушках, а в глубине леса – на ровных полянах по тальвегу, не задерживаясь на склонах с густым подлеском. В искусственных лесных массивах на плакоре рекреанты переполняют берега прудов, скапливаются вдоль широких просек, но избегают густых посадок в глубине кварталов.

Одна из самых больших экологических проблем Донецкой области – это дефицит питьевой воды и опасный уровень загрязнения природных водных источников.

Опасный уровень загрязнения водных источников региона связан с большими объёмами сточных вод. Ежегодно объёмы сточных вод в Донецкой области составляют около 2 млрд. куб. м, причём на угольную промышленность приходится более 50% всех стоков. Шахтные воды отличаются высоким содержанием взвешенных веществ (до 0,1 г/л), повышенной минерализацией (содержание солей до 3 г/литр приходится на 70% всех шахт, от 3 до 7 г/литр на 26% всех шахт), из-за чего в водоёмы и реки ежегодно сбрасывается более 3 млн. т минеральных солей и веществ. Это привело к повышению в ряде случаев минерализации поверхностных водных источников в Донецкой области до 2 – 2,9 г/л, увеличению содержания в водоёмах тяжелых металлов и заиливанию водных объектов. Особенно острой проблема загрязнения водных источников угольными предприятиями становится в связи с закрытием нерентабельных шахт. При закрытии шахт их водопритоки перераспределяются чаще всего на работающие шахты.

Вторичное использование шахтных вод ограничивается, в первую очередь, их высокой минерализацией на ряде горнодобывающих предприятиях региона. Наиболее распространёнными методами, использующимися при опреснении сточных вод, являются: дистилляция (выпаривание), электородиализ и обратный осмос.

Начиная с 1997 года в области в составе Программ экономического и социального развития разрабатываются разделы по охране окружающей среды. В настоящее время внедряется экологическая Программа области на 2001-2005 годы, разработана и принята Программа научно-технического развития

Донецкой области до 2020 года, которая получила высокую оценку со стороны Президента Украины. Однако, такой подход в решении вопросов экологической безопасности позволяет только сдерживать дальнейший рост техногенной нагрузки на окружающую среду. Возможности предприятий и денег, что поступают из местных фондов охраны окружающей среды, недостаточно для того, чтобы как следует финансировать мероприятия, направленные на снижение чрезмерной экологической опасности и деградации природных ресурсов области.

2. Мероприятия по охране окружающей сред ы.

Очевидно, что сегодня наиболее актуальной задачей городского совета является подъем экономики города и, соответственно, уровня жизни жителей Донецка. Однако, стоит помнить, что экономия на экологии губительна для экономики, поскольку индустриальная мощь и промышленный потенциал города ограничены состоянием природных ресурсов, а здоровье и трудовой потенциал города в конечном счете зависят от состояния окружающей среды и уровня благосостояния. В основе всего этого лежат здоровая окружающая среда и рациональные методы использования природного потенциала.

Крупным мегаполисам, таким как Донецк, необходимо становиться на путь гармоничного, устойчивого развития общества, в котором экономика (благосостояние людей), экология (окружающая среда и природные ресурсы) и человеческий капитал – категории не разделенные и равнозначные, которые взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Системное согласование и сбалансированность этих трех составляющих - задача огромной сложности. В частности, взаимосвязь социальной и экологической составляющих приводит к необходимости сохранения одинаковых прав сегодняшних и будущих поколений на использование природных ресурсов. Взаимодействие социальной и экономической составляющих требует достижения справедливости при делении материальных благ между людьми и предоставления целенаправленной помощи бедным слоям общества. И, наконец, взаимосвязь природоохранной и экономической составляющих требует стоимостной оценки техногенных влияний на окружающую среду и системы возмещения реального ущерба, который обусловлен этим влиянием. Решение этих задач - главный вызов сегодняшнего дня для нашей страны в целом, регионов и крупных городов в частности.

Экологическая политика на современном этапе должна обеспечивать эффективные взаимосвязи между рыночными и демократическими преобразованиями и реформированием системы охраны окружающей природной среды, сориентированной, прежде всего на децентрализацию системы. Для достижения этой цели необходимо внедрить более эффективные природоохранные стратегии и институты, обеспечить инвестиции в природоохранную инфраструктуру, а также развитие соответствующих

кадрового и институационального потенциалов.

Экологические перспективы города на ближайшие 10-15 лет в значительной мере зависят от того пути экономического развития, который будет избран. Поскольку главным загрязнителем окружающей среды в городе на сегодня остается промышленность (особенно тяжелая) и коммунальное хозяйство, вклад которых в загрязнение в последние годы составляет 70-75% для атмосферного воздуха, 55-60% для поверхностных водоемов, 80-85% для образования отходов, именно эти направления экономической активности города будут определять уровни загрязнения окружающей среды на протяжении ближайших лет.

Учитывая, что базовыми активно развивающимися отраслями экономики в нашем городе являются металлургическая, коксохимическая, машиностроительная и горно-добывающая, именно этим отраслям необходимо уделить наибольшее внимание с точки зрения влияния на окружающую среду. В то же время, для этих отраслей промышленности присущи высокая материалоемкость и низкая энергоэффективность производства, которые обеспечивают высокий уровень воздействия на окружающую среду. Нужно отметить также высокий уровень износа основных средств производства, крайне недостаточную обеспеченность очистными сооружениями, использование устаревших технологий и оборудования наиболее загрязняющими окружающую среду предприятиями.

Намерения руководства города существенно повысить конкурентоспособность городской экономики и обеспесить экономический рост опережающими темпами в ближайшие десять-пятнадцать лет определяют приоритеты экономической политики. Мировой опыт экономического развития свидетельствует, что обеспечить конкурентоспособность как отдельных производителей, так и экономики в целом невозможно без учета экологических последствий запланированного экономического роста, без ограничений, которые основываются на ресурсных возможностях и природном потенциале.

Экологическая политика города должна быть направлена на формирование такого нормативно-правового поля, управленческих и регуляторных рычагов и системы контроля за поведением загрязнителей, которые бы ограничивали возможности избыточного использования природных ресурсов, исключали достижение недопустимых уровней загрязнения и гарантировали экологически безопасную жизнедеятельность населения.

Сегодня отмечается прямая связь между повышением экономической активности и ростом уровней загрязнения окружающей среды. Избежать этой связи возможно лишь при условии реализации эффективной экологической политики, которая базируется на соответствующих принципах и действенных инструментах внедрения.

Принципы и инструменты экологической политики должны обеспечивать внедрение новых экологически безопасных технологий, снижения ресурсо- и энергоемкости экономики, устранение причин загрязнения вместо ликвидации последствий загрязнения, реальную экологическую ответственность и возмещение в полной мере ущерба, который нанесен окружающей среде, внедрение социальной ответственности бизнеса и привлечение широкого круга общественности для принятия экологически взвешенных решений.

Таким образом, для экологической политики на сегодня одним из наиболее важных заданий является обеспечение условий для стабилизации техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую природную среду с последующим его уменьшением за счет устранения прямой связи между экономическим ростом и загрязнением окружающей среды.

В соответствии с указанными подходами экологическая политика должна базироваться на таких принципах:

· принцип равноправия трех составляющих развития (экономической, экологической, социальной) – требует ориентирования на приоритеты устойчивого развития, учет экологических следствий принимаемых экономических решений;

· принцип интеграции экологической составляющей в секторные политики – экологические цели секторной политики должны находиться на том же уровне, что экономические и социальные цели;

· принцип экологической ответственности - требует внедрения неуклонной ответственности за любые нарушения экологического законодательства;

· принцип предупреждения или предотвращения - предусматривает анализ и прогнозирование экологических рисков, которые основаны на результатах проведения государственной экологической экспертизы и осуществляемого экологического мониторинга;

· принцип "Загрязнитель и пользователь платят полную цену"- требует от загрязнителя сокращать уровень негативного влияния на окружающую среду, обеспечивает полную ответственности загрязнителя или пользователя за прямое или опосредствованное влияние его деятельности на состояние окружающей среды и состояние предоставленных ему в пользование природных ресурсов;

· принцип межсекторного партнерства и привлечения к реализации политики широкого круга заинтересованных сторон – отмечает, что лишь благодаря привлечению всех секторов общества к решению общих проблем возможно обеспечить реализацию успешной экологической политики.

Реализация эффективной экологической политики предполагает также использование новых инструментов политики, среди которых:

Усиление ответственности загрязнителей: повышение ставок платежей действующей системы нормативов сбора за загрязнение окружающей естественной среды к уровню, который стимулирует субъектов ведения хозяйства сокращать объемы загрязнения; повышение финансовой ответственности нарушителей законодательства, расширение базы налогообложения, разработка новых правил оценки ущерба на основе фактических расходов на восстановительные мероприятия.

Реформа системы выдачи разрешений: переход к выдаче комплексных разрешений для больших загрязнителей по принципу единого окна, упрощение процедуры для малых и средних предприятий.

Повышение производительности ресурсов: внедрение экологически эффективного производства, стимулирование загрязнителей внедрять ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии, широкое применение эколого-экономических инструментов, активное применение экологического управления, аудита и сертификации.

Стратегическая экологическая оценка: использование СЭО для планов и программ предприятий разных секторов экономики, а также местных планов и программ, использование выводов экологической оценки при составлении и оценке заявок предприятий на получение необходимых разрешений.

Оценка экологических рисков: анализ и прогнозирование экологических рисков с целью обеспечения принципа предотвращения загрязнения окружающей среды.

Оптимизация стандартов качества окружающей среды: установление реалистичных стандартов на основе концепции управления рисками и признанных международных норм.

Укрепление системы экологического мониторинга: координация мониторинга и управления данными в рамках функционирования муниципальной системы мониторинга как основы принятия управленческих решений.

Создание эффективного механизма межведомственного сотрудничества для разработки и реализации политики, включая процедуры для работы в сферах, которые представляют общий интерес, усовершенствование деятельности межведомственных координирующих органов.

Развитие международного сотрудничества: привлечение иностранных инвестиций, позитивного опыта и наилучших практик в отрасли реализации эффективной природоохранной политики.
Формирование корпоративной социальной ответственности бизнеса: долгосрочное обязательство компаний содействовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общества и общества в целом, включая качество окружающей среды.

Таким образом, для реализации эффективной экологической политики в ближайшие годы в первую очередь необходимо:

· усилить контроль за загрязнителями и их финансовую ответственность за нанесенные убытки окружающей среде;

· усилить роль эколого-экономических инструментов с целью увеличения мотиваций загрязнителей внедрять экологически безопасные технологии;

· усилить межведомственное взаимодействие местных органов исполнительной власти с целью стабилизации антропогенной нагрузки на окружающую среду путем инновационного перевооружения главных загрязнителей на первом этапе реализации новой экологической политики (до 2020 года) и обеспечения снижения уровней загрязнения за счет структурной перестройки экономики в сторону наукоемкого высокотехнологичного производства и увеличения сектора услуг (после 2020 года);

· вовлечь широкие круги общественности в принятие экологически значимых решений.

Целью экологической политики города является стабилизация и улучшение состояния окружающей среды на территории города путем утверждения экологической политики как интегрированного фактора социально-экономического развития для обеспечения перехода к устойчивому (экологически сбалансированному) развитию.

Для эффективного решения накопившихся проблем окружающей среды необходимо обеспечить последовательную реализацию разработанной городским советом «Программы охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности до 2015 года» с целью уменьшения отрицательного воздействия основных предприятий-загрязнителей на окружающую среду с обязательным внедрением новых технологий, направленных на вывод из обращения устаревшего оборудования, обновление основных средств производства и реализация других мероприятий, а также разработать Стратегию реализации городской экологической политики до 2020 года.

Экологическая ситуация в городе на сегодня характеризуется как сложная и требует последовательной реализации комплекса инновационных, организационных, технических и других мероприятий экологической направленности. С учетом этого на 2008 год и на период до 2011 года установлены такие приоритетные направления природоохранных мероприятий:

· мероприятия по разработке документов стратегического уровня с целью повышения эффективности реализации экологической политики города Донецка;

· мероприятия по улучшению состояния атмосферного воздуха путем реализации природоохранных программ главных предприятий-загрязнителей металлургической, коксохимической и угледобывающей промышленности;

· мероприятия по улучшению системы очистки сточных вод;

· мероприятия по улучшению состояния и расчистке балок и водохранилищ города;

· мероприятия по сохранению и созданию новых зеленых насаждений на территории города;

· мероприятия по созданию системы мониторинга окружающей среды в городе с целью улучшения системы принятия экологически значимых решений;

· мероприятия по внедрению более эффективной системы управления отходами в городе;

· мероприятия по созданию эффективной системы информирования общественности о состоянии окружающей среды и привлечению к принятию экологически значимых решений, формирование социального партнерства власть-общественность-бизнес, поддержка сдвигов в направлении устойчивого развития города.

3. Мои предложения по улучшению качеств охранной среды.

Эколого-геохимические исследования почв, рек, растений, аэрозольных выпадений и медико-биологические исследования промышленных агломераций Донбасса свидетельствуют о нахождении его в состоянии экологического кризиса. Без поисков и научных проработок вариантов выхода из кризиса и практических шагов по улучшению экологической ситуации она может стать катастрофической.

Согласно этой концепции были определены следующие приоритеты:

1. Уменьшение и уничтожение опасных отходов;

2. Утилизация и уничтожение отходов промышленного комплекса;

3. Снижение сбросов загрязнённых вод от промышленных предприятий и в коммунальном секторе;

4. Развитие природно-заповедного фонда области;

5. Экологическое образование, работа с общественными организациями, международное сотрудничество в области экологии.

Заключение

Таким образом, создавшаяся крайне неблагоприятная экологическая ситуация в Донбассе требует принятия соответствующих мер по ее улучшению, а также более тщательного изучения природных геологических условий, обусловливающих, и не в последнюю очередь, экологическое состояние региона. В июне 1998 г. в г. Орхусе (Дания) министры защиты окружающей среды разных стран мира подписали конвенцию "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды". Ратификация Орхусской конвенции и ее практическое осуществление имеет очень важное значение для Донбасса и Украины в целом. Однако для улучшения создавшейся в регионе негативной обстановки необходимо не только знать современные экологические реалии, но и активно участвовать в практическом осуществлении природоохранных мероприятий, что будет способствовать устойчивому экологически безопасному развитию Донбасса и Украины.

Приложение

П О Л О Ж Е Н И Е

об управлении экологической безопасности

Донецкого городского совета

1. Общие положения

1.1. УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОНЕЦКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА (далее - «управление») является исполнительным органом городского совета.

1.2. Управление является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины, другие печати и штампы со своим наименованием, соответствующие бланки и другие реквизиты.

1.3. Компетенцию управления составляют полномочия исполнительных органов совета в сфере охраны окружающей природной среды.

1.4. Управление в своей работе руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины, постановлениями Верховной Рады Украины и Кабинета Министров Украины, указами Президента Украины, нормативно-правовыми актами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, решениями Донецкого городского совета и его исполнительного комитета, распоряжениями городского головы, Положением о городском фонде охраны окружающей природной среды, а также этим Положением.

1.5. Управление подотчетное и подконтрольное городскому совету, его исполнительному комитету, городскому голове.

1.6. Управление решает положенные на него задачи с учетом предложений постоянных комиссий городского совета, общественных организаций.

1.7. Управление имеет самостоятельный баланс, регистрационные и лицевые счета в учреждениях Государственного казначейства Украины.

1.8. Финансирование затрат управления осуществляется за счет средств бюджета города в соответствии утвержденной смете затрат.

1.9. Штатная численность и ассигнования на удержание аппарата управления утверждаются городским советом.

1.10. Юридический адрес: 83050, г.Донецк, ул. Артема, 98.

1.11. Ликвидация и реорганизация управления осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины.

2. Основные задачи управления

Разработка и реализация экологической политики города Донецка.

Подготовка и представления на утверждение городского совета местных

экологических программ, разделов «Охрана окружающей природной среды» и «Использование отходов как вторичного сырья» Программы экономического и социального развития города, организация их выполнения, представление отчетов о ходе и результаты выполнения этих программ.

Выполнение функций по охране окружающей природной среды в пределах полномочий органов местного самоуправления.

Обеспечение экологической безопасности, реализация решений городского совета, его исполнительного комитета по вопросам охраны окружающей природной среды, улучшение экологического состояния города.

Координация деятельности специально уполномоченных государственных органов управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города, независимо от форм собственности и подчинения.

Согласование и контроль выполнения текущих и перспективных планов работы предприятий, учреждений и организаций по вопросам охраны окружающей природой среды и использование природных ресурсов.

Организация просветительской деятельности, направленной на повышение экологического сознания, предоставление экологической информации населению города.

3. Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

Осуществляет разработку и реализацию экологической политики города, предложений, которые обеспечивают экологически эффективное управление при реализации Генерального плана города, внедрение новых технологий при производстве товаров и услуг.

Разрабатывает предложения по продвижению города по пути устойчивого развития в части экологической составляющей, учету экологических последствий принимаемых городским советом решений.

Готовит проекты распоряжений городского головы, решений городского совета и исполнительного комитета, направленные на охрану окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности, принимает участие в организации их выполнения.

Организует разработку предложений, направленных на усовершенствование системы управления окружающей природной средой в городе, в том числе организует разработку предложений по минимизации влияния промышленных предприятий на окружающую природную среду, внедрение стандартов качества на предприятиях, систем экологического менеджмента и аудиту, экономических инструментов управления окружающей средой.

Осуществляет разработку и контроль выполнения мероприятий раздела «Охрана окружающей природной среды», «Использование отходов как вторичного сырья» ежегодной Программы экономического и социального развития города, осуществляет совместно со специально уполномоченными государственными органами управления в области охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, контроль за реализацией мероприятий Программы.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета Положение о городском фонде охраны окружающей природной среды.

Осуществляет подготовку и представление на утверждение городского совета ежегодную «Программу природоохранных мероприятий местного значения г.Донецка», организует и контролирует выполнение бюджетного финансирования мероприятий Программы.

Готовит проекты договоров на выполнение мероприятий, предусмотренных Программой природоохранных мероприятий местного значения и сметой расходования средств фонда охраны окружающей природной среды городского бюджета.

Рассматривает заявления о намерениях в составе материалов оценки влияния на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения.

Предоставляет разрешения на эксплуатацию объекта обращения с опасными отходами на территории города в порядке, определенном законом.

В пределах своей компетенции принимает участие в выявлении и учете бесхозяйных отходов на территории города, подготовке предложений относительно комплексного использования таких отходов, соблюдении условий обращения с ними и предотвращении их отрицательного влияния на окружающую природную среду.

Принимает участие в определении территорий для складирования производственных и других отходов в соответствии с законодательством.

Принимает участие в рассмотрении материалов для строительства или реконструкции объектов обращения с отходами на территории города в порядке, определенном законом.

Принимает участие в управлении коммунальными предприятиями, подчиненные исполкому городского совета и управлению, готовит предложения

по улучшению деятельности предприятий.

Готовит предложения городскому совету о создании новых, реорганизации, ликвидации, перепрофилировании коммунальных предприятий.

Осуществляет контроль за сохранением и рациональным использованием имущества, которое находится в хозяйственном ведении коммунальных предприятий, которые подчинены управлению.

В пределах своей компетенции: осуществляет подготовку и внесение на рассмотрение совета предложений относительно принятия решений об организации территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения и других территорий, которые подлежат особой охране.

В пределах своих полномочий осуществляет контроль за выполнением требований Правил благоустройства города, соблюдением природоохранного законодательства при планировании и застройке территории города.

Принимает участие в создании территорий зеленых насаждений общего пользования и осуществлении контроля за их использованием, а также сохранением природных ландшафтов, других природных комплексов и объектов.

В пределах своей компетенции осуществляет контроль за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов, в том числе за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также соблюдением режима использования их территорий.

Принимает участие в проверках соблюдения природоохранного законодательства предприятиями города.

Рассматривает текущие и перспективные планы природоохранных мероприятий предприятий города, готовит предложения по улучшению природоохранной деятельности предприятий.

Формирует систему мониторинга окружающей природной среды города, координирует действия предприятий и организаций, анализирует данные организаций, которые осуществляют государственный мониторинг окружающей природной среды с целью подготовки решений городского совета, его исполнительного комитета и распоряжений городского головы по улучшению состояния окружающей природной среды.

Создает и сопровождает экологические базы данных, базы данных предприятий города для осуществления контроля за деятельностью, которая отрицательно влияет на окружающую природную среду.

Предоставляет консультативную помощь предприятиям в области охраны окружающей природной среды, использование инновационных технологий.

Рассматривает обращения граждан в установленном порядке.

Организовывает мероприятия, направленные на повышение экологического сознания общественности, экологическое воспитание, информирование и привлечение в процесс принятия экологически весомых решений.

Взаимодействует со средствами массовой информации, информирует общественность о состоянии окружающей природной среды, принятых решениях, которые осуществляют влияние на состояние окружающей природной среды.

Осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Украины.

Список литературы

1. Б.С.Панов, О.А.Шевченко, А.М.Дудик, С.А.Дудик, С.Ю.Селяков. "Современные экологические проблемы Донецкого Бассейна.", Геофизический журнал, 2003 г.

2. А.М.Дудик, С.Ю.Селяков и др. "Эколого-геохимическая инвентаризация компонентов окружающей среды г.Донецка и прогнозирование их изменений", ИГЭПД, Донецк, 1995г.

3. С.А.Дудик, научный руководитель О.А.Шевченко. "Особенности техногенных изменений почв Донецко-Макеевской ПГА.",сборник докладов Международной научной конференции, апрель 2002 г.

4. http://www.lukyanchenko.donetsk.ua

Одним из условий существования человеческого вида является изменение им окружающей среды. При этом часто меняются виды животных и растений, изменяется климат, то есть наносится ущерб живой природе. Для того чтобы минимизировать негативное воздействие людей на природную среду, приняты многочисленные законы по защите окружающей среды, предусматривающие в числе прочего и разного рода природоохранные мероприятия.

Перечень мероприятий по защите окружающей среды всегда входит в проекты по строительству или реконструкции любого объекта. Задача перечня – оценить состояние экологической среды в том месте, где планируется вести работы, построить прогноз того, как строительство на эту экологию повлияет и предложить ряд действий (мероприятий) которые позволят свести ущерб от этого влияния до минимума.

Области защиты окружающей среды

Обычно мероприятия по защите окружающей среды охватывают все области, которым может быть нанесен вред – воздух, воду, почву. В их числе входят:

  • все возможные действия для восстановления поврежденного слоя почвы;
  • действия по минимизации выбросов в атмосферу и по снижению содержания в них вредных веществ;
  • очистка всех стоков и предложения по эффективному использованию водного ресурса;
  • все действия, позволяющие снизить уровень шума;
  • транспортировка и обезвреживание особо опасных отходов, если таковые будут;
  • если рядом есть охраняемые природные территории, то все что можно сделать для их защиты;

Восстановление поврежденных земель, оно же рекультивация может быть техническим и биологическим. В практике строительства обычно используется техническая рекультивация. То есть после строительства территорию убирают, формируют откосы и бордюры, засыпают новый почвенный слой взамен поврежденного. Минимизация выбросов в атмосферу заключается в установке пылегазоочистного оборудования, а так же в использовании техники, которая соответствует всем требованиям природоохранного законодательства.

Стоки очищаются от большого количества механических примесей, после чего сбрасываются в местную канализацию, где и подвергаются стандартной очистке. Работу же с опасными отходами выполняют организации, имеющие необходимые лицензии в полном соответствии со всеми положенными регламентами.

Для того чтобы спроектировать мероприятия по защите окружающей среды, нужно собрать немало данных по состоянию экосистемы, по результатам геодезических и изыскательских работ, нужны расчеты того, как повлияют на экологическую систему действия по строительству или реконструкции объектов, и как будет влиять на окружающую среду использование объекта. После этого собираются документы, на основании которых и создается перечень.

К этим документам относятся документы об отводе земельного участка и правах на его использование, заключение о результатах радиационного обследования местности, акт обследования зеленых насаждений и разрешение на их вырубку или изъятие, и, обязательно, разрешение Роспотребнадзора на строительство.

После завершения перечень мероприятий должен пройти государственную экологическую экспертизу, продолжительность которой варьируется от одного до шести месяцев в зависимости от сложности объекта. После этого и выдается разрешение на строительство, позволяющее начинать работу.

Разработка подобного перечня требует серьезных знаний в области природоохранного законодательства, а также всевозможных нормативов предельного содержания вредных веществ. Если в штате вашей компании нет специалиста-эколога, то лучшим решением будет привлечь к работе организацию, специализирующуюся в данной области.

Обязательным этапом проектирования любого строительного объекта является оценка степени воздействия здания на окружающую среду. В соответствии с Постановлением правительства №87 в состав проектной документации входит подраздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды ». Назначение данного подраздела - разработка мероприятий по устранению или снижению негативных воздействий техногенного характера. Компания «PNProject» оказывает полный комплекс услуг по разработке раздела «ООС». Мы выполняем оценку результатов инженерно-экологических изысканий, проводим анализ архитектурных, конструктивных и технологических решений с точки зрения экологических рисков. Во внимание принимаются природно-климатические особенности региона, перечень источников техногенного воздействия, данные о природных ресурсах, вовлекаемых в процесс строительства и эксплуатации объекта, объем отходов производства, риски возникновения аварийных ситуаций. На основании подробной аналитической оценки всех этих факторов прорабатывается перечень мероприятий по охране окружающей среды. Состав раздела уточняется в зависимости от назначения объекта капитального строительства в соответствии с требованиями соответствующих стандартов для различных отраслей промышленного или гражданского строительства.

Комплекс мероприятий по охране окружающей среды

С целью снижения или предотвращения негативного воздействия объекта на окружающую среду составляется перечень специальных мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов в процессе строительства и после ввода здания в эксплуатацию. Подраздел проекта содержит следующие данные:

Графическая часть раздела

На ситуационном плане-схеме земельного участка, выделенного под застройку, указываются границы санитарно-защитной зоны, рекреационных и водоохранных зон, мест обитания животных, участков произрастания растений, зон охраны источников питьевой воды. При необходимости указываются места обитания представителей флоры и фауны, занесенных в красную книгу. На карте-схеме приводится расположение источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, указываются места размещения очистного оборудования. В состав графической документации раздела «ООС» входят сводные таблицы, содержащие результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы и выбросов по различным категориям опасных веществ и по суммирующим вредным воздействиям. Также в графической части указывается расположение скважин для отбора проб воды из подземных и поверхностных источников.

Раздел «ООС» в обязательном порядке содержит выводы о соответствии проектных решений требованиям природоохранного законодательства и принципам рационального использования природных ресурсов. По результатам проведенной работы выдается заключение об экологической безопасности проекта или о том, что негативное воздействие объекта на окружающую среду не выходит за рамки допустимого.

Компания «PNProject» разрабатывает мероприятия по охране окружающей среды для объектов различного назначения. Мы согласовываем проектные решения со следующими нормативными актами: Федеральный Закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пособие к СНиП 11-01-95 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды». При разработке мероприятий по ООС мы принимаем оптимальные, технически взвешенные, обоснованные решения, главная задача которых заключается в снижении негативного воздействия объекта на окружающую среду.



Просмотров