Правовое регулирование реализации товаров.

13. Правовое регулирование реализаии товаров, работ и услуг.

Пр. формами я-ся договор поставки, оптовые купли-продажи, мены, контрактации, энергоснабжения. Целью таких договоров я-ся получение прибыли, предмета им-ва от предпринимательской д-ти. Поставки для гос нужд производятся для удовлетворения потребностей РФ в продукции, необходимой для решения общенац проблем, реализации соц-эконом, оборонных, научно-тех, природно-эконом и др фед целевых программ для обороноспособности, безопасности и др задач. Правительство подбирает заказчиков. В контракте могут быть обговорены конкретные льготы, условия. По договору поставки потавщик-продавец осуществляя предпринимательскую д-ть, обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые товары покупателю для использования в предпринимательской д-ти. Основные особенности договора поставки: 1.пр статус поставщика – юр лицо или индивидуальный предприниматель; 2.цель приобретения товара; 3.срок исполнения об-ва поставки как существенное условие; 4.возможна оптовая продажа либо в срок, либо отдельными партиями в течении периода; 5.момент заключения не совпадает с момента исполнения. Договор мены – гр-пр договор, по кот каждая сторона обязуется передать в собственность др стороне один товар в обмен на др. Это консенсуальный возмездный договор. Применяются правила по договору о купли-продажи. Договор контрактации – разновидность договора купли-продажи и договора поставки в силу чего к нему применимы правила, относящиеся как к договору поставки, так и к договору поставки для гос нужд. По договору производитель обязуется передать, выращенную, произведенную им сельскохоз продукцию заготовителю, т.е. лицу, закупающему такую продукцию для переработки или продажи. Договор энергоснабжения – при заключении договора применяются общие положения о д-ре. Это публичный договор, заключается со всеми потребителями энергии. Заключение договора возможно, если потребитель выполнил тех условия по присоединению энергопринимающего устройства к действующим энергетическим сетям, что должно быть удостоверено гос энерго надзором.

13. Правовое регулирование реализации товаров, работ, услуг

Под реализацией понимается передача товаров с переходом права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления; передача результатов выполненных работ; оказание услуг другому лицу.

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ не рассматривается как реализация:осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты; и т.д

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на нормативное и организационное.

Нормативное регулирование выражается в установлении в нормативно-правовых актах требований к реализации товаров, работ, услуг. В частности, установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены, налогообложению полученной прибыли.

Организационное регулирование осуществляется различными государственными органами: Министерством экономического развития и торговли РФ, Государственным комитетом РФ по государственным резервам, Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерством финансов РФ и др.

Государственное регулирование в данной области может быть прямым и косвенным.

К прямому государственному регулированию относится установление случаев обязательного заключения договоров, например, для обеспечения государственных нужд, установление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др.

Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности путем предоставления льгот. Например, предусмотрено предоставление льгот предпринимателям, которым присвоено звание "Поставщик продукции для государственных нужд России".

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являются различные договоры. Договоры, направленные на реализацию товаров, работ, услуг, могут заключаться путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами. Такие договоры могут заключаться на торгах, биржах, выставках и ярмарках. Конечный финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта - это та прибыль (убыток), которую получает предприниматель в результате реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также в результате осуществления внереализационных операций.

14. Правое регулирование финансирования и кредитования предпринимательской деятельности

Финансирование и кредитование представляют собой способы обеспечения денежными средствами предпринимательской деятельности.

Финансирование - это безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах для осуществления какой-либо деятельности. Принципами безвозвратности и безвозмездности финансирование отличается от кредитования, предусматривающего предоставление средств на условиях возвратности и возмездное(tm) (платности).

Классификацию видов финансирования можно провести по ряду оснований. Так, в зависимости or источника финансирования, под которым следует понимать источник получения денежных средств, финансирование делится на государственное; самофинансирование; банковское; коммерческое.

В рыночных условиях хозяйствования 1теударство берет на себя обязанность финансировать приоритетные государственные программы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, а также обеспечивать денежными средствами функционирование социальной инфраструктуры. Источником государственного финансирования являются средства федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Рассматриваемый вид финансирования носит строго целевой характер. Расходование средств не по целевому назначению может служить основанием для применения мер ответственности. Государственное финансирование осуществляется в следующих формах:предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам; предоставление дотаций, субсидий, субвенций физическим и юридическим лицам, а также бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; предоставление бюджетных ассигнований казенным предприятиям на выполнение плана-заказа в случае недостаточности для этого их собственных средств;


Деятельность с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. Субъекты хозяйствования – это участники хозяйственных отношений, осуществляющие хозяйственную деятельность, реализуя хозяйственную компетенцию (совокупность хозяйственных прав и обязанностей), имеющие отдельное жилье и несущие ответственность по своим обязательствам в рамках этого имущества, кроме...

Предусмотрены в положениях ст. 2 Закона о нормативных правовых актах и имеют силу того нормативного правового акта, которым они утверждены. Иные источники хозяйственного права Республики Беларусь 1. Международный договор В соответствии с правилом ч. 2 ст. 27 Закона РБ от 23 октября 1991 г. «О международных договорах Республики Беларусь» нормы международных договоров Республики Беларусь...

Присущее праву как социальному институту; д) дает возможность объяснять нормотворческие и правореализационные решения и предвидеть последствия нарушения закономерностей правового регулирования. Наука хозяйственного права и ее развитие крайне необходимы для разработки целей правового регулирования предпринимательской деятельности, учета внешних аргументов, то есть факторов, находящихся за...

Деловой репутации и принцип единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений. Сущность принципа единства правового и экономического (хозяйственного) метода регулирования хозяйственных отношений состоит в том, что любая норма хозяйственного права должна соответствовать экономической ситуации, сложившейся в регулируемой сфере деятельности на момент...

Как следует из понятия предпринимательской деятельности, ос­новной ее целью является получение прибыли. Прибыль предприни­матели получают в результате реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ, услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возме­здной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним ли­цом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

(Ст. 39НКРФ)

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача то­варов, работ, услуг не признается реализацией. В частности, не рас­сматриваются как реализация:

Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

Передача товаров, работ, услуг, если такая передача носит ин­вестиционный характер;

Передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределе­нии имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта 1 .

Государственное регулирование реализации товаров, работ, ус­луг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в принятии нормативных правовых актов, устанавливающих определенные требования к про­цессу реализации. В законодательстве установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг и порядку их реализа­ции, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены и др. Нормативные правовые акты, содержащие такие прави­ла, были рассмотрены в соответствующих главах данного учебника. В этой главе остановимся на порядке формирования финансовых результатов деятельности.

Организационное регулирование реализации товаров, работ, ус­луг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской дея­тельности, как уже отмечалось, может быть прямым и косвенным. К прямому государственному регулированию в данной области относятся установление случаев обязательного заключения дого­воров, в частности, для обеспечения государственных нужд, уста­новление запретов на реализацию товаров, работ, услуг, не соответствующих государственным стандартам, и др. Косвенное ре­гулирование выражается, в частности, в стимулировании предпри­нимательской деятельности путем предоставления льгот, например, для предпринимателей, которым присвоено звание «Поставщик про­дукции для государственных нужд России». Субъектам малого предпринимательства гарантируется участие в производстве това­ров для государственных нужд в размере не менее 15 процентов общего объема поставок каждого вида продукции 2 .

Правовыми формами реализации товаров, работ, услуг являют­ся различные договоры. В зависимости от предмета реализации вы­деляют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Нормы, определяющие содержание, условия заключения, растор­жения и исполнения договоров, основания ответственности сторон за

Положение о звании «Поставщик продукции для государственных нужд России» утверждено Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1997 г. № 1062 // СЗ РФ. 1997. №35. Ст. 4084.

неисполнение или ненадлежащее исполнение условий содержатся в Гражданском кодексе РФ, а также в иных законодательных актах. Так, Федеральным законом «О финансовой аренде (лизинге)» уста­навливаются требования к содержанию договора лизинга и его форме, предусматриваются права и обязанности сторон. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» определяет обязательные требо­вания к форме и содержанию договора, заключаемого между оценщи­ком и заказчиком 1 .

Договоры, опосредующие предпринимательскую деятельность по реализации товаров, работ, услуг, могут заключаться традицион­ным способом, т. е. путем проведения переговоров, обмена письмами, телеграммами.

Помимо этого законодательством предусмотрена возможность заключения таких договоров на торгах, биржах, яр­марках и выставках.

Порядок заключения договоров на торгах установлен Граждан­ским кодексом РФ и целым рядом законодательных и подзаконных актов. Гражданским кодексом закрепляются общие правила прове­дения торгов в форме аукционов и конкурсов. Специальные нормы регулируют отношения по проведению торгов, предметом которых является заключение договоров в отдельных сферах предпринима­тельской деятельности.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах уста­новлены Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных бир­жах и биржевой торговле». Специальные положения закрепляются правилами биржевой торговли, которые принимаются каждой товар­ной биржей. В этих правилах должны быть определены."

Порядок проведения биржевых торгов;

Виды биржевых сделок;

Порядок регистрации и учета биржевых сделок;

Порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих бир­жевых торгах (в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен), о товарных рынках и рыночной конъюнктуре бир­жевых товаров;

Порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок и пр.

К особенностям биржевых сделок относятся:

1) заключение их участниками биржевой торговли;

2) заключение сделок в ходе биржевых торгов;

3) заключение сделок в отношении биржевого товара, под кото­рым понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на ука­занный товар, допущенный в установленном порядке биржей к бир-

жевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности;

4) регистрация заключенных сделок на бирже.

Заключение договоров на ярмарках и выставках также имеет свои особенности. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

Например, в целях развития выставочной деятельности в агропро-

сия по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в агропромыш­ленном и рыбохозяйственном комплексе России. Положение о Комиссии утверждено приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 20 де­кабря 2004 г. № 543 1 . Основными задачами Комиссии являются:

Выработка и реализация современной концепции развития вы- ставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбо- хозяйственном комплексе России;

Определение приоритетности выставок-ярмарок и связанных с ними мероприятий в агропромышленном и рыбохозяйственном ком­плексе России;

Содействие продвижению на международный рынок отечест­венных передовых научно-технических разработок и товарной про­дукции, представленных на выставках и ярмарках;

Рассмотрение проектов нормативных правовых актов, касаю­щихся выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексе России.

Для реализации указанных задач Комиссия вправе принимать решения рекомендательного характера по выставочно-ярмарочной деятельности для участников и организаторов этих мероприятий.

В некоторых случаях нормативными правовыми актами устанав­ливаются Правила оказания услуг и проведения работ. В качестве примера можно привести утвержденные Постановлением Правитель­ства РФ от 26 сентября 2000 г. № 725 Правила оказания услуг почто­вой связи 2 или утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1235 Правила оказания услуг телефонной связи 3 .

Существенные особенности имеет порядок реализации товаров, работ, услуг для государственных нужд. Их наличие предопределило необходимость рассмотрения данного вопроса в отдельном параграфе.

Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 20 декабря 2004 г. № 543 «О Комис­сии по развитию выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном и ры­бохозяйственном комплексе России»

Еще по теме 1. Понятие реализации товаров, работ, услуг:

  1. 5.8. Момент определения налоговой базы при реализации товаров, работ, услуг
  2. Непризнание рекламных расходов в целях налога на прибыль при отсутствии роста выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг
  3. 17. РАСХОДЫ НА ТЕКУЩЕЕ ИЗУЧЕНИЕ (ИССЛЕДОВАНИЕ) КОНЪЮНКТУРЫ РЫНКА, СБОР ИНФОРМАЦИИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННОЙ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) (ПП. 27 П. 1 СТ. 264 НК РФ)
  4. Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг)
  5. Проверка операций по реализации продукции (работ, услуг)
  6. 3. Страхование гражданской ответственности производителей товара, исполнителей работ (услуг)
  7. Финансирование затрат на производство и РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)
  8. 1.1.4. Учет векселей, полученных в оплату поставленного товара (работы, услуги)
  9. 11.2. Анализ финансовых результатов от реализации продукции (работ и услуг)
  10. 6.4.9. Уплата НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным организацией до перехода на упрощенную систему налогообложения
  11. 6.1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг), ее состав, структура и факторы роста
  12. Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
  13. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И ОБЪЕМОВ ПРОДАЖ ТОВАРОВ, ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ
  14. § 7. Особенности налогообложения НДСпри перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу РФ
  15. 4.Финансирование затрат на производство и РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

- Кодексы Российской Федерации - Юридические энциклопедии - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административное право (рефераты) - Арбитражный процесс - Банковское право - Бюджетное право - Валютное право - Гражданский процесс - Гражданское право - Договорное право - Жилищное право - Жилищные вопросы - Земельное право - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права -

Для рыночной экономики характерно широкое понимание товара. В качестве товара могут рассматриваться большинство объектов гражданских прав, перечисленных в ст. 128 ГК РФ, в том числе вещи, иное имущество, работы, услуги, информация и другие объекты, которые имеют стоимость и могут включаться в имущественный оборот.

Товарный характер рассматриваемых объектов вместе с тем не означает их тождества. Дифференциация понятий товаров, работ и услуг необходима и в качестве объектов различных сделок и в целях налогообложения. Так, объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др. (ст. 38 НК РФ). В связи с этим понятия товара, работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве, и в налоговом законодательстве.

В качестве объекта налогообложения НК РФ товаром признает любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38). В ст. 128 ГК РФ в перечне объектов гражданских прав указаны вещи, а товар не упоминается. Определение товара в качестве объекта договора купли-продажи содержится в п. 1 ст. 455 ГК РФ, в соответствии с которой товаром могут быть любые вещи с соблюдением правил, предусмотренных ст. 129 ГК РФ (т.е. правил оборотоспособности). В качестве особого объекта ГК РФ выделяет предприятие (ст. 132). Предприятие как объект прав необходимо отличать от унитарного предприятия как коммерческой организации. Хотя в состав предприятия входят разные виды имущества, предназначенные для предпринимательской деятельности, оно не может считаться сложной вещью, а признается имущественным комплексом, составляющим более высокий уровень организации производства. В составе предприятия выделяются различные виды недвижимости, включая земельные участки, здания, сооружения, движимые вещи (оборудование, инвентарь, сырье и др.), права требования и долги, а также исключительные права, имеющие единое функциональное назначение. НК РФ не признает имущественные права в качестве имущества и в качестве объекта налогообложения (п. 2 ст. 38), поэтому в целях налогообложения при реализации предприятия из его состава исключаются имущественные права.

Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ). Таким образом, в качестве объекта налогообложения НК РФ рассматривает овеществленный результат, полученный от деятельности и имеющий стоимостную оценку. С гражданско-правовой точки зрения в качестве объектов договоров подряда (глава 37 ГК РФ), договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (глава 38 ГК РФ) выступают как работа (деятельность), так и материальный результат такой деятельности - строительная продукция (образец нового изделия, результат научного исследования, конструкторская документация, новая технология), получение которой является для заказчика целью заключенного договора.

Услуга определяется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ). Схожий подход к услугам содержится в ГК РФ. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность (ст. 779). Такой же смысл вкладывается и в определение отдельных (конкретных) видов услуг (например, перевозки - ст. 785, транспортной экспедиции - ст. 801).

Понятие реализация товаров, работ, услуг приобрело правовое значение.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В НК РФ перечислены случаи передачи имущества и других объектов, осуществление операций не признается реализацией:

Осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

Передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов и др. (п. 3 ст. 39).

Следовательно, понятие реализации товаров НК РФ связывает с переходом права собственности на них. Общим правилом, определяющим момент перехода права собственности вещи по договору, является возникновение права собственности с момента передачи вещи по договору, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223).

По договору купли-продажи передача товара не всегда сопровождается передачей права собственности на него. Между тем у продавца имеются две обязанности - передать товар и передать право собственности на него (ст. 454). Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или наступления иных обстоятельств (ст. 491 ГК РФ). Следовательно, стороны по договору купли-продажи могут определять момент возникновения права собственности у покупателя на переданный ему товар. Данное обстоятельство имеет не только гражданско-правовое значение, но и влечет установленные налоговым законодательством последствия.

По отдельным видам договора купли-продажи (поставки, поставки товаров для государственных нужд) обязанность передать право собственности на товар не предусматривается, но подразумевается исходя из общих правил о договоре купли-продажи, предусмотренных параграфом 1 главы 30 ГК РФ.

Момент перехода права собственности на предприятие определяется законом: с момента государственной регистрации этого права (п. 1 ст. 564 ГК РФ). В ГК РФ имеется диспозитивная норма о том, что право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю (п. 2 ст. 564). Однако и в отношении предприятия действует общее правило ГК РФ о праве сторон договора определить момент перехода права собственности на переданный товар, т.е. в данном случае предприятие (п. 3 ст. 564).

Переход права собственности на товар регулируется и по договору мены. Право собственности на обмениваемые товары, если законом или договором не предусмотрено иное, переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары обеими сторонами (ст. 570 ГК РФ).

В отношении услуги, так как она не имеет вещественного результата, исследователи отмечают такое свойство, как синхронность оказания и получения услуги в соединении с ее несохраняемостью*(1094) .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «Правовое обеспечение экономики»

На тему: «Правовое регулирование товаров, работ и услуг»

Выполнил студент

3 курса 1 группы

Гусев Д.С.

Проверил преподаватель

Попкова Ж.Г.

Семенов 2006

Введение

1. Об отношениях, регулируемых законами и иными правовыми актами о защите прав потребителей

2. Гражданско-правовые договоры, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей

3. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей

4. О понятии "существенный недостаток товара (работы, услуги)"

5. Обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг (пункт 5 статьи 4 Закона "О защите прав потребителей")

6. Информация об изготовителе (продавце, исполнителе), о товарах, работах, услугах) (статьи 8 и 10 Закона "О защите прав потребителей")

7. О последствиях продажи товаров ненадлежащего качества (статья 18 Закона "О защите прав потребителей")

8. Особенности ответственности по отдельным видам договоров купли - продажи

9. О сроках обнаружения недостатков в товаре (статьи 5, 19 Закона "О защите прав потребителей")

10. Замена товара ненадлежащего качества (статья 21 Закона "О защите прав потребителей")

11. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя (статья 22 Закона "О защите прав потребителей")

12. Ответственность продавца (изготовителя) за просрочку выполнения требований потребителя (статья 23 Закона "О защите прав потребителей")

13. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества (статья 25 Закона "О защите прав потребителей")

14. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

15. Качество товара (работы, услуги)

Список используемой литературы

Введение

Как следует из понятия предпринимательской деятельности, основной ее целью является получение прибыли. Прибыль предприниматели получают в результате реализации товаров, работ и услуг.

Реализацией товаров, работ и услуг организацией и индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. (ст. 39 НК РФ)

Законодательством РФ установлены случаи, когда передача товаров (работ, услуг) не признается реализацией. В частности, не рассматривается как реализация:

Осуществление операций, связанной с обращением российской или иностранной валюты;

Передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации;

Передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер;

Передача имущества участнику хозяйственного общества или товарищества при выходе из организации, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйствующего субъекта.

Государственное регулирование реализации товаров, работ и услуг можно подразделить на правовое и организационное.

Правовое регулирование выражается в принятии нормативно-правовых актов, устанавливающих определенные требования к процессу реализации. В законодательстве установлены требования к качеству реализуемых товаров, работ, услуг, порядку их реализации, к учету совершенных хозяйственных операций, определению цены и др.

1. Об отношениях, регулируемых законами и иными правовыми актами о защите прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения между потребителем - гражданином, имеющим намерение заказать или приобрести либо заказывающим, приобретающим или использующим товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, с одной стороны, и организацией (индивидуальным предпринимателем), производящей товары для реализации потребителям (изготовителем), реализующей товары потребителям по договору купли - продажи (продавцом), выполняющей работы и оказывающей услуги потребителям по возмездному договору (исполнителем) - с другой стороны.

Одним из признаков отнесения гражданина под понятие "потребитель" является приобретение товаров (работ, услуг) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Термин "прибыль" надо понимать в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации как один из признаков предпринимательской деятельности, а не просто как доход. Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, которую он осуществляет самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли.

Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личные (бытовые). Товары (работы, услуги) могут приобретаться (заказываться) для личных нужд (например, медицинские услуги) либо для бытовых (например, приобретение электробытовых приборов), либо одновременно и для личных, и для бытовых (например, приобретение студентом микрокалькулятора для использования как дома, так и на занятиях).

Не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т.д.).

Однако является потребителем гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).

Под "потребителем" понимается не только гражданин, который непосредственно приобрел товар или заказал работу (услугу), но и гражданин, пользующийся ими. Например, потребителем является как гражданин, который купил телевизор или билет в театр, так и гражданин, который пользуется этим телевизором, или является зрителем в театре.

Законодательством в отдельных случаях предусматривается, что пользоваться товаром, результатом работы, услугой может только гражданин, заключивший договор с продавцом, исполнителем.

Например, воспользоваться услугой по договору перевозки железнодорожным транспортом в поездах дальнего следования и воздушным транспортом может только гражданин, который указан в билете. Именно этот гражданин является стороной по договору перевозки, соответственно только он в данном случае является потребителем. При покупке отдельных видов товаров, в частности оружия, действуют установленные законодательством ограничения - продажа отдельных видов оружия может быть осуществлена только при наличии у гражданина, приобретающего оружие, лицензии на его приобретение, при этом предусмотрены специальные правила регистрации приобретенного оружия. Таким образом, только гражданин, заключивший договор купли - продажи, будет являться потребителем в отношениях, вытекающих из такого договора.

Изготовителями, продавцами, исполнителями являются организации (коммерческие и некоммерческие) независимо от формы собственности и от организационно - правовой формы, а также индивидуальные предприниматели.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, иностранные юридические лица, открывшие в установленном законодательством Российской Федерации порядке свои представительства на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность как изготовители, продавцы, исполнители на территории Российской Федерации, должны соблюдать правила гражданского законодательства Российской Федерации, в т.ч. и законодательства о защите прав потребителей.

Вместе с тем следует иметь в виду, что представительство действует от имени и по поручению представляемой иностранной фирмы (статья 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, пункт 10 Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. N 1074 "Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций") и может действовать в объеме предоставленных ему иностранной фирмой полномочий.

Согласно статье 23 Гражданского кодекса Российской Федерации индивидуальным предпринимателем является гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированный в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Именно такой гражданин может являться изготовителем, исполнителем, продавцом.

В соответствии со статьями 129, 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом "О защите прав потребителей" (см. преамбулу) под товаром понимается любая вещь, не изъятая из гражданского оборота, реализуемая по договору купли - продажи гражданину для личных (бытовых) нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты и т.п. могут рассматриваться в качестве товара в тех случаях, когда они реализуются потребителю продавцом по договору купли - продажи в качестве самостоятельной товарной единицы.

В соответствии со статьями 702, 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Законом "О защите прав потребителей" (см. преамбулу) под работами понимается деятельность (работа) исполнителя, осуществляемая за плату по заданию потребителя, имеющая материальный результат (строительство жилого дома, ремонт обуви и т.п.), который передается гражданину для удовлетворения личных (бытовых) нужд.

С учетом положений статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Закона "О защите прав потребителей" (см. преамбулу) под услугами понимается совершение за плату определенных действий или осуществление определенной деятельности по заданию гражданина для удовлетворения личных (бытовых) нужд (услуги по перевозке, связи, консультационные, образовательные и т.п.).

2. Гражданско-правовые договоры, из которых могут возникать отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей

Исходя из Закона "О защите прав потребителей", в частности из определений понятий "потребитель", "продавец", "исполнитель", отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из возмездных гражданско-правовых договоров на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг, в частности из договоров купли - продажи, в том числе розничной купли - продажи, продажи недвижимости, энергоснабжения; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); проката; перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд потребителя - гражданина, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов - граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных (бытовых) нужд граждан, не связанных с извлечением прибыли.

Исходя из смысла статьи 39 Закона "О защите прав потребителей" в случаях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие главы III Закона "О защите прав потребителей", регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные не главой III Закона "О защите прав потребителей", а Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относятся договор банковского вклада, договор страхования.

Договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, в соответствии с пунктом 2 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации признается публичным договором. Это возмездный договор, содержание которого - оказание банком услуги вкладчику. Следовательно, отношения, вытекающие из договора банковского вклада с участием гражданина, регулируются Законом "О защите прав потребителей".

Вместе с тем отношения банка и его клиентов (вкладчиков) по внесению ими в банк денежных сумм (вкладов), их возврату и выплате процентов по ним, а также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по данному договору регулируются главой 44 "Банковский вклад" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальным законодательством. С учетом изложенного и положений статьи 39 Закона "О защите прав потребителей" к отношениям, вытекающим из договора банковского вклада с участием гражданина, должны применяться общие правила Закона "О защите прав потребителей" о праве граждан на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины. Правовые последствия нарушений условий таких договоров определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным банковским законодательством.

По договорам страхования страховая организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая. Если страховой случай не наступит, то договор страхования по истечении установленного в нем срока страхования будет также считаться исполненным надлежащим образом несмотря на то, что страховое возмещение не выплачивалось. Предметом данного договора является осуществление страховой деятельности страховщиком, и, соответственно, по своему характеру договор страхования является договором на оказание услуг. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируются главой 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальным законодательством о страховании. С учетом изложенного и положений статьи 39 названного Закона Закон "О защите прав потребителей" применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и специальным законодательством о страховании.

Так как, исходя из Закона "О защите прав потребителей" (см. преамбулу), законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения, возникающие из возмездных договоров, то отношения, вытекающие из безвозмездных гражданско-правовых договоров, данным законодательством не регулируются, например, отношения, вытекающие из договора безвозмездного хранения в гардеробах организаций, если вознаграждение за хранение не оговорено или иным способом не обусловлено при сдаче вещи на хранение (статья 924 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Не регулируются также законодательством о защите прав потребителей отношения, вытекающие из гражданско-правовых договоров, не связанных с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

К таким отношениям, в частности, относятся отношения, вытекающие из договора государственного займа, заключаемого путем приобретения займодавцем выпущенных государственных облигаций или иных государственных ценных бумаг.

Предметом договора государственного займа являются деньги, которые одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику). В соответствии со статьей 817 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору государственного займа заемщиком выступает Российская Федерация, субъект Российской Федерации. Приобретая государственные облигации или иные государственные ценные бумаги, гражданин предоставляет государству (в лице соответствующих органов) заем в виде денежных средств. Таким образом, гражданину при этом не оказывается услуга, и, соответственно, нельзя рассматривать государство в качестве исполнителя услуг в понимании Закона "О защите прав потребителей".

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей гражданско-правовые отношения граждан с организациями (общественными объединениями, жилищно-строительными, дачно-строительными кооперативами, товариществами и т.д.), если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. Однако законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам (в том числе членам этих организаций) платных услуг. Так, например, если уставом ДСК предусмотрена обязанность кооператива обеспечивать оказание платных коммунальных услуг гражданам, то на отношения, возникающие по поводу предоставления указанных услуг, распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.

Не регулируются законодательством о защите прав потребителей отношения между гражданами и органами, выполняющими в соответствии с законодательством возложенные на них государственно-властные или административно - распорядительные полномочия, в частности:

Отношения, возникающие при осуществлении судом правосудия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации суды являются органами государственной власти и осуществляют правосудие путем рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленной законом процессуальной форме;

Отношения, возникающие при осуществлении нотариусом нотариальных действий.

В соответствии со статьей 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации обеспечивает защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения предусмотренными законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Указанная деятельность не является услугой в гражданско - правовом смысле. Исключение составляет деятельность нотариальных контор по предоставлению гражданам платных услуг, не связанных с осуществлением функций государственно - властного характера (консультации, печатные работы и др.).

Отношения, возникающие при осуществлении государственными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными учреждениями возложенных на них законодательством административно - распорядительных полномочий (оформление паспортно-визовыми службами паспортов и виз; деятельность органов местного самоуправления по благоустройству территории, содержанию и ремонту автомобильных дорог и др.).

3. Законодательство, регулирующее отношения в области защиты прав потребителей

В соответствии со статьей 1 Закона "О защите прав потребителей" отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом "О защите прав потребителей", а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации.

Статья 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" устанавливает общее для всех видов гражданско - правовых договоров правило, согласно которому в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Закон "О защите прав потребителей" применяется к отдельным видам гражданско - правовых договоров в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации").

Закон "О защите прав потребителей" применяется независимо от того, есть на него или нет ссылка в Гражданском кодексе Российской Федерации в случаях, если Закон "О защите прав потребителей":

Конкретизирует и детализирует положения Гражданского кодекса Российской Федерации (например, статьи 8 - 10 Закона "О защите прав потребителей");

Регулирует отношения, не урегулированные Гражданским кодексом Российской Федерации (например, пункт 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей");

Предусматривает иные правила, чем Гражданский кодекс Российской Федерации, когда Гражданский кодекс Российской Федерации допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами (например, пункт 1 статьи 394 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско - правовых отношений помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и специальному закону.

При рассмотрении требований потребителей, вытекающих из договоров розничной купли - продажи и бытового подряда, необходимо иметь в виду, что, исходя из пункта 3 статьи 492 и пункта 3 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по указанным договорам применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации об этих видах договоров (статьи 492 - 505 и 730 - 739 Гражданского кодекса Российской Федерации), общие положения Гражданского кодекса Российской Федерации о договорах купли - продажи и подряда, если иное не предусмотрено параграфом 2 главы 30 и параграфом 2 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 5 статьи 454, пункт 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также положения Закона "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании и во исполнение Гражданского кодекса Российской Федерации, иных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права, в т.ч. и нормы о защите прав потребителей (пункт 1 статьи 1, пункты 2 и 4 статьи 5, пункт 4 статьи 7, пункты 1 и 2 статьи 10, пункт 1 статьи 18, статьи 26, 38 Закона "О защите прав потребителей").

В частности, в соответствии со статьями 26, 38 Закона "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе утверждать правила отдельных видов договоров купли - продажи, правила продажи отдельных видов товаров, правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

Законом "О защите прав потребителей" (статья 1) не предусмотрено регулирование отношений в области защиты прав потребителей нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

4. О понятии "существенный недостаток товара (работы, услуги)"

В Законе "О защите прав потребителей" (см. преамбулу) даны признаки отнесения недостатков к существенным. К существенным относятся недостатки товара (работы, услуги), которые делают невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги) в соответствии с его целевым назначением либо которые не могут быть устранены, либо которые проявляются вновь после устранения, либо для устранения которых требуются большие затраты, либо вследствие которых потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора.

В пункте 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации также определены признаки отнесения недостатков, выявленных в товаре, к существенным, которые аналогичны установленным в Законе "О защите прав потребителей". Вместе с тем в Законе "О защите прав потребителей" содержатся дополнительные признаки, что не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации, т.к. перечень, приведенный в Гражданском кодексе Российской Федерации, не является исчерпывающим (предусматривает и наличие других подобных недостатков). В частности, к "существенным" согласно Закону "О защите прав потребителей" может быть отнесен недостаток, который делает "невозможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением". Одним из вариантов "невозможности и недопустимости" является такой недостаток, который делает его использование по назначению опасным для жизни, здоровья или имущества граждан.

Указанными в законодательстве признаками необходимо руководствоваться в каждом конкретном случае при решении вопроса об отнесении выявленного в товаре недостатка к существенным. При возникновении спора по данному вопросу проводится экспертиза в порядке, установленном абзацем 4 пункта 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей". При необходимости спор решается в судебном порядке.

5. Обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг (пункт 5 статьи 4 Закона

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона "О защите прав потребителей", если стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Закон "О защите прав потребителей" (см. преамбулу) к понятию "стандарт" относит: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Необходимо иметь в виду, что не все требования государственных стандартов являются обязательными. В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" к обязательным требованиям государственных стандартов относятся требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля и единства маркировки.

При применении правила указанной статьи необходимо также учитывать, что наряду с перечисленными в преамбуле Закона "О защите прав потребителей" документами в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательные требования к качеству товаров, работ, услуг могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами (статьи 469, 721 Гражданского кодекса Российской Федерации), и именно этим требованиям в первую очередь должно соответствовать качество товаров, работ, услуг.

6. Информация об изготовителе (продавце, исполнителе), о товарах (работах, услугах) (статьи 8 и 10 Закона "О защите прав потребителей")

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителя на русском языке.

Достоверность информации предполагает соответствие содержащихся в ней сведений о товаре (работе, услуге) действительным. Таким образом, если перевод на русский язык недостоверен, то это следует расценивать как предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной информации, и для продавца (изготовителя, исполнителя) наступают правовые последствия, предусмотренные статьей 12 Закона "О защите прав потребителей".

Закон "О защите прав потребителей" не предусматривает обязательность заверения достоверности перевода информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и реализуемых им товарах (работах, услугах) на русский язык. Продавец по своему усмотрению вправе заверить верность перевода. Согласно статье 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате верность перевода с одного языка на другой свидетельствует нотариус, если он владеет соответствующими языками.

В статье 10 Закона "О защите прав потребителей" определен объем обязательной информации, которую изготовитель (продавец, исполнитель) обязан довести до потребителя. При этом Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает конкретные способы, которыми указанная информация должна доводиться до потребителя, а ограничивается лишь перечислением возможных способов ее доведения.

Перечень информации о товаре (работе, услуге) и способы ее доведения могут определяться законами, а также иными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации). В частности, перечень и способы доведения информации до потребителя в отдельных случаях определяются правилами продажи отдельных видов товаров, правилами бытового и иных видов обслуживания потребителей (правилами выполнения отдельных видов работ и правилами оказания отдельных видов услуг), утверждаемыми Правительством Российской Федерации на основании статей 26, 38 Закона "О защите прав потребителей".

Требования к маркировке товара: месту ее нанесения (непосредственно на товаре, на ярлыках, этикетках, таре и т.п.), ее содержанию, устанавливаются государственными стандартами. Указанные требования государственных стандартов в силу пункта 2 статьи 7 Закона Российской Федерации "О стандартизации" являются обязательными для соблюдения изготовителями товаров.

В тех случаях, когда указанными выше документами способ доведения информации до потребителя не определен, предусмотренная статьей 10 Закона "О защите прав потребителей" информация должна доводиться до потребителя способами, обычно применяемыми в розничной торговле, в наглядной и доступной форме.

Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 10 Закона "О защите прав потребителей" в отношении товаров (работ), подлежащих обязательной сертификации, продавец (исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об их сертификации. В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июня 1993 г. N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" порядок проведения обязательной сертификации товаров, включая порядок выдачи сертификата соответствия, устанавливается федеральным органом по сертификации. Документом, подтверждающим проведение обязательной сертификации, в соответствии с указанным Законом является сертификат соответствия.

7. О последствиях продажи товаров ненадлежащего качества (статья 18 Закона "О защите прав потребителей")

Пункт 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей"

При решении вопросов, связанных с обнаружением недостатков в товаре, не оговоренных продавцом, следует руководствоваться статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 18 Закона "О защите прав потребителей". При этом статья 18 Закона "О защите прав потребителей" применяется в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору предъявить любое требование из предусмотренных в настоящих статьях.

Согласно пункту 1 статьи 503 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение составляют случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически сложным или дорогостоящим. В этом случае покупатель вправе требовать замены такого товара только в случае обнаружения существенных недостатков. В соответствии со статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации потребитель вправе потребовать расторжения договора купли - продажи (в том числе технически сложного или дорогостоящего) независимо от того, насколько существенными были нарушения требований к его качеству. Учитывая это, положение статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", предусматривающее возможность предъявления требований о расторжении договора в отношении технически сложных товаров только в случае выявления существенных недостатков, применяться не должно.

Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требование о замене может быть предъявлено потребителем только при обнаружении в нем существенных недостатков на основании пункта 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 1997 г. N 575 "Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежит удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков".

При возникновении спора между продавцом и потребителем вопрос о том, является ли товар дорогостоящим, решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела.

В пункте 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" установлены особенности осуществления требований потребителя в отношении проданных ему товаров ненадлежащего качества, полученных продавцом по договору комиссии, для последующей реализации потребителям. Требования потребителя о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) в указанном случае подлежат удовлетворению только с согласия продавца (абзац 9 пункта 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей"). Действие этой нормы распространяется на товары, проданные потребителям не только специализированными комиссионными торговыми организациями, но также и другими продавцами при условии, что эти товары были приобретены ими по договору комиссии (статьи 990 - 1004 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пункты 2, 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей"

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить требования, предусмотренные указанной статьей, продавцу либо изготовителю товара. Однако при этом состав требований, предъявляемых к продавцу и к изготовителю, различен. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" к продавцу может быть предъявлено любое из требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", а к изготовителю в соответствии с пунктом 3 указанной статьи - одно из следующих требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей":

О безвозмездном устранении недостатков товаров или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

О замене на такой же товар аналогичной марки (модели, артикула).

Вместо предъявления одного из этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", могут быть предъявлены к изготовителю независимо от того, был ли продан товар продавцом, уполномоченным изготовителем на продажу его товаров (продавцом, который реализовывал товар на основании договора, заключенного с изготовителем) или неуполномоченным (продавцом, не заключавшим такого договора).

В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе предъявить требования не только непосредственно к продавцу (изготовителю) товара, но и к организациям, выполняющим функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним.

Под организациями, выполняющими функции продавца (изготовителя), понимаются организации, с которыми продавцом (изготовителем) заключены договоры на выполнение определенных действий по выполнению обязательств продавца (изготовителя), предусмотренных указанной статьей. При этом в соответствии с договором организациям может быть поручено выполнение одного, нескольких или всех требований потребителя, предусмотренных указанной статьей.

Пункт 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей"

На основании пункта 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" требования потребителя рассматриваются при предъявлении потребителем товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, технического паспорта или иного заменяющего его документа.

Товарный, кассовый чеки являются документами, подтверждающими факт заключения договора купли - продажи товара. В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с указанными документами к документам, подтверждающим факт заключения договора, относятся также иные документы, подтверждающие оплату товара. Например, к таким документам может быть отнесена эксплуатационная документация, в которой сделана отметка об оплате. Соответственно, вместо товарного или кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара.

В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Необходимо также иметь в виду, что данный в пункте 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" перечень документов, которые должны быть представлены потребителем при предъявлении требований, не является исчерпывающим.

В отдельных случаях законами, иными правовыми актами, в частности, правилами продажи отдельных видов товаров, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, могут быть предусмотрены и другие документы, которые продавец обязан выдать потребителю при продаже товаров. В этом случае продавец (изготовитель) вправе потребовать предоставления ему всех документов, предусмотренных указанными правовыми актами. Кроме того, в зависимости от того, какие требования предъявляются потребителем, продавец (изготовитель) может потребовать, а потребитель представлять и другие документы, имеющие значение для рассмотрения требования потребителя.

В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества. Кроме того, согласно указанному пункту при возникновении спора о причинах, вызвавших недостатки товара, продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя), обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

Необходимо иметь в виду, что проверка качества товара - понятие более широкое и может включать в себя проведение экспертизы. Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.

По соглашению между потребителем и продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), потребитель может не передавать товар для проверки качества (экспертизы) продавцу, а представить заключение экспертизы сторонней организации. В этом случае продавец должен возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, поскольку пункт 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" предусматривает проведение экспертизы за счет продавца.

При решении вопроса о том, имело ли место нарушение сроков удовлетворения требований потребителей, необходимо иметь в виду, что проверка качества (экспертиза), предусмотренная пунктом 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", должна быть произведена продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), в пределах сроков, установленных статьями 20, 21, 22 Закона "О защите прав потребителей" для удовлетворения предъявленных требований.

Пункт 6 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей"

Закон "О защите прав потребителей" устанавливает обязанность продавца (изготовителя) и организации, выполняющей функции продавца (изготовителя), своими силами и за свой счет осуществлять доставку крупногабаритных товаров, а также товаров весом более 5 кг для ремонта, уценки, замены и возврата их потребителю (пункт 6 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей").

Закон "О защите прав потребителей" не устанавливает предельный размер расстояния по доставке крупногабаритных товаров для ремонта, уценки, замены товара. Однако в соответствии с пунктом 6 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" при отсутствии продавца (изготовителя) или организации, выполняющей функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, в месте нахождения потребителя доставка и возврат товаров могут осуществляться потребителем.

Закон "О защите прав потребителей" возлагает на продавца (изготовителя) обязанность возместить потребителю расходы, связанные с доставкой и возвратом товара, в случае, если потребитель произвел эту доставку. При доставке товаров силами потребителя потребитель определяет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта (замены), а также количество человек, сопровождающих товар. Вместе с тем продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю только необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. В случае возникновения разногласий по размеру возмещения спор решается в судебном порядке.

Обязанность продавца (изготовителя) возместить потребителю расходы по доставке товара возникает только в случае продажи товара с недостатками. Если продавцом будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмещении понесенных им расходов по доставке товара.

8. Особенности ответственности по отдельным видам договоров купли-продажи

Отношения, возникающие между потребителем и продавцом при продаже недвижимого имущества (например, квартиры) для личных (бытовых) нужд, регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона "О защите прав потребителей".

Последствия ненадлежащего исполнения договора в случае передачи продавцом недвижимого имущества (квартиры и др.), не соответствующей по качеству условиям договора, установлены статьями 475, 557 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 557 и 475 Гражданского кодекса Российской Федерации, если при продаже недвижимого имущества недостатки не были оговорены продавцом, потребитель, которому передано недвижимое имущество ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:

Соразмерного уменьшения покупной цены;

Безвозмездного устранения недостатков недвижимого имущества в разумный срок;

Возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

В случае существенного нарушения требований к качеству недвижимого имущества потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли - продажи и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы.

В любом случае покупатель не вправе требовать замены недвижимого имущества (статья 557 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Отношения между снабжающими организациями и абонентами - гражданами по энергоснабжению, а также на основании статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, газом, водой и другими товарами через присоединенную сеть, регулируются § 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. К указанным отношениям с участием потребителей - граждан применяются также нормы Закона "О защите прав потребителей" и принятых в соответствии с ним иных правовых актов в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации.

При применении положений Закона "О защите прав потребителей" в части, касающейся ответственности продавца за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по договору купли - продажи, необходимо учитывать, что Гражданским кодексом Российской Федерации установлена ограниченная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору энергоснабжения - сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим только реальный ущерб (статья 547 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, пунктом 2 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае нарушения энергоснабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе отказаться от оплаты такой энергии.

9. О сроках обнаружения недостатков в товаре (статьи 5, 19 Закона "О защите прав потребителей")

Согласно статье 470 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок может быть установлен в договоре купли - продажи. Поскольку договоры розничной купли - продажи, как правило, являются договорами присоединения (статья 428 Гражданского кодекса Российской Федерации), условия которых определяются продавцом, то и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. При этом, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, в договоре может устанавливаться гарантийный срок любой продолжительности.

Вместе с тем Законом "О защите прав потребителей" установлены дополнительные по сравнению с Гражданским кодексом Российской Федерации права потребителей. Согласно Закону "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить к продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (пункт 1 статьи 19 Закона "О защите прав потребителей").

Таким образом, если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли - продажи с учетом пункта 7 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара.

В случае, если продавец в нарушение указанного выше правила установит гарантийный срок меньшей продолжительности, чем установленный изготовителем (например, изготовитель дает гарантию 6 месяцев, а продавец 30 дней), то независимо от установленного продавцом срока потребитель вправе предъявить к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, требования, предусмотренные статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 18 Закона "О защите прав потребителей"), если недостатки в товаре выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (в данном примере 6 месяцев).

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 471 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли - продажи.

При этом в случае выявления в товаре недостатков в течение гарантийных сроков, установленных продавцом, к продавцу или к организации, выполняющей функции продавца, потребителем могут быть предъявлены требования, предусмотренные статьей 503 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 18 Закона "О защите прав потребителей"). Порядок и сроки удовлетворения указанных требований, а также ответственность за нарушение этих сроков должны соответствовать статьям 20 - 22 Закона "О защите прав потребителей".

Абзац 2 пункта 7 статьи 5 Закона "О защите прав потребителей" применению не подлежит как противоречащий статьям 470, 471, 503 Гражданского кодекса Российской Федерации.

К изготовителю или организации, выполняющей функции изготовителя, потребитель может предъявить требования, предусмотренные абзацами 2, 4 пункта 1, а также пунктом 3 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей", если недостатки выявлены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем.

Если гарантийный срок изготовителем не установлен, в договоре купли - продажи может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности.

Однако в случае установления продавцом гарантийного срока меньшей продолжительности, чем шесть месяцев (двух лет - по недвижимости), с учетом правила, установленного пунктом 5 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, продавец будет нести ответственность, если недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев (двух лет - по недвижимости) со дня передачи товара покупателю и если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Если на товар гарантийный срок не установлен ни продавцом, ни изготовителем, то, учитывая положения пунктов 1, 2 статьи 477 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 19 Закона "О защите прав потребителей", требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах 6 месяцев со дня передачи товара покупателю (в отношении недвижимого имущества не позднее двух лет со дня передачи его потребителю). При определении разумности сроков рекомендуется исходить из гарантийных сроков, установленных государственными стандартами, а если они не установлены - из показателей долговечности товара, установленных нормативными документами по стандартизации. При этом необходимо учитывать, что Законом Российской Федерации "О стандартизации" гарантийные сроки не отнесены к обязательным требованиям государственных стандартов. Таким образом, гарантийные сроки, установленные в государственных стандартах, носят рекомендательный характер и не являются обязательными.

Подобные документы

    Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Место реализации: товаров, работ и услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности. Особенности сдачи в аренду транспортного средства иностранной организацией.

    реферат , добавлен 22.07.2012

    Место реализации товаров, работ, услуг, исключительных прав при налогообложении. Общее правило налогообложения налога на добавленную стоимость. Место выполнения работ, оказания услуг в национальном законодательстве и в законодательстве Таможенного союза.

    реферат , добавлен 17.02.2013

    Понятие и назначение договора в гражданском праве, порядок его составления и предъявляемые требования. Содержание договора купли-продажи, на выполнение работ и оказание услуг. Порядок привлечения к ответственности за нарушение прав потребителей.

    реферат , добавлен 25.05.2010

    Определение момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РБ иностранными организациями. Вычет исчисленной суммы НДС и ее отражение в книге покупок. Участие в распределении налоговых вычетов по удельному весу.

    реферат , добавлен 18.02.2013

    Понятие качества продукции и его правовое значение. Переход от стандартизации к техническому регулированию. Виды, порядок разработки и принятия технических регламентов. Правовое регулирование сертификации продукции и услуг. Проблемы повышения качества.

    реферат , добавлен 06.02.2009

    Понятие правового регулирования государственных нужд. Договор поставки для государственных нужд, форма и порядок его заключения. Общая характеристика подрядных работ, особенности организации и порядка размещения заказов и услуг на поставку товаров.

    дипломная работа , добавлен 07.02.2012

    Контроль проведения закупок в ОВД и ответственность за нарушение закона о государственных закупках. Проблемы заключения государственных заказов и предложения по их устранению. Анализ организации закупок товаров (работ, услуг) МО МВД РФ "Заподнодвинский".

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

    Понятие услуг как категории гражданского права и их роль в гражданском обороте. Правовые формы реализации услуг. Анализ процесса исторического становления отношений по возмездному оказанию услуг. Элементы и содержание договора возмездного оказания услуг.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2015

    Вступление предприятий сферы обслуживания в правовые отношения с партнерами. Классификация услуг по предметно-отраслевому признаку. Проблемы правового регулирования отношения сторон по оказанию услуг. Хозяйственные договоры, заключаемые в отрасли связи.

    реферат , добавлен 25.11.2009

    Комплексный характер хозправа. Законодательство, регулирующее хоздеятельность. Правовой статус хозяйствующих субъектов. Правовое обеспечение качества товаров и услуг. Правовое регулирование иновационной деятельности. Правовое регулирование рекламы.


20.1. Предприниматели получают прибыль от реализации товаров, работ, услуг. Понятие реализации дано в ст. 39 Налогового кодекса РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу – на безвозмездной основе.

Законодательством РФ (ст. 39 НК РФ) установлены случаи, когда передача товаров, работ, услугне признается реализацией:

осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

иные операции в случаях, предусмотренных законом.

Государственное регулирование реализации товаров, работ, услуг можно подразделить на правовое и организационное. Правовое выражается в принятии нормативно-правовых актов, устанавливающих определенные требования к процессу реализации. Организационное регулирование реализации товаров, работ, услуг осуществляется через деятельность государственных органов.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности может быть прямым и косвенным. К прямому относится установление случаев обязательного заключения договоров, в частности, для обеспечения государственных нужд и др. Косвенное регулирование выражается, в частности, в стимулировании предпринимательской деятельности, установлении льгот.

20.2. Правовыми формами реализации товаров, работ и услуг являются различные договоры. В зависимости от предмета реализации выделяют:

Договоры, направленные на передачу товаров в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление;

Договоры, направленные на передачу результатов работ;

Договоры, направленные на оказание услуг.

Порядок заключения договора на торгах установлен ГК РФ и рядом законодательных и подзаконных актов.

Общие положения заключения договоров на товарных биржах установлены законом РФ «О товарных биржах и биржевой торговле». К особенностям биржевых сделок относятся:

Заключение их участниками биржевой торговли;

Заключение сделок в ходе биржевых торгов;

Заключение сделок в отношении биржевого товара, под которым понимается неизъятый из оборота товар определенного рода и качества;

Регистрация заключенных сделок на бирже.

Имеет свои особенности заключениедоговоров на выставках и ярмарках. Организация деятельности ярмарок и выставок регламентируется специальными нормативными актами.

20.3. Особенности реализации товаров, работ и услуг в целях обеспечения государственных нужд

Правовое регулирование поставок товаров для государственных нужд осуществляется законом РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» и законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

Государственные нужды – потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Поставки товаров для государственных нужд осуществляются в целях:

Создания и поддержания государственных материальных резервов РФ;

Поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности РФ;

Обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в т.ч. валютно-кредитных обязательств РФ.

Для решения задач по обеспечению особо важных государственных нужд принимаются федеральные и межгосударственные целевые программы . Государственным заказчикоммогут выступать федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие.

Государственный заказчик размещает заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов.

Конкурс – способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. С победителем конкурса заключается государственный контракт , т.е.договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ.



Просмотров