Заявление об увольнении госслужащего. Увольнение с госслужбы — порядок и правила

1. Гражданский служащий имеет право расторгнуть служебный контракт и уволиться с гражданской службы по собственной инициативе, предупредив об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели.

2. В случае, если заявление гражданского служащего о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы по собственной инициативе обусловлено невозможностью продолжения им исполнения должностных обязанностей и прохождения гражданской службы (зачислением в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, выходом на пенсию, переходом на замещение выборной должности и другими обстоятельствами), а также в случае установленного нарушения представителем нанимателя законов, иных нормативных правовых актов и служебного контракта представитель нанимателя обязан расторгнуть служебный контракт в срок, указанный в заявлении гражданского служащего.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. До истечения срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право в любое время отозвать свое заявление. Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы не производятся, если на его должность не приглашен другой гражданский служащий или гражданин.

4. По истечении срока предупреждения о расторжении служебного контракта и об увольнении с гражданской службы гражданский служащий имеет право прекратить исполнение должностных обязанностей.

5. В последний день исполнения гражданским служащим должностных обязанностей представитель нанимателя по письменному заявлению гражданского служащего обязан выдать гражданскому служащему трудовую книжку, другие документы, связанные с гражданской службой и пенсионным обеспечением, и произвести с ним окончательный расчет.

6. При расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

7. По соглашению между гражданским служащим и представителем нанимателя гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы ранее срока, указанного в настоящей статье.

8. По письменному заявлению гражданского служащего он освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы после предоставления ему ежегодного оплачиваемого отпуска или после окончания периода его временной нетрудоспособности.


Об этом говорится в ст. 80 ТК РФ. Как написать правильно заявление на увольнение по собственному желанию Унифицированной формы такого заявления не существует. В законе не указано, как точно должно выглядеть заявление на увольнение по своей инициативе. Но есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при написании такого документа. Заявление должно быть написано собственной рукой в письменной форме.

Конференция ЮрКлуба

Была вызвана на обсуждение этого вопроса. Итог — пока не закончу «работу» (содержание не описываю) уволиться «по-хорошему» мне не дадут, а если «я хлопну дверью», то карьеру мне испортят записями в трудовой и в соответствующих документах. Согласилась доработать. Причем, если вначале «на общем сборе» был устно определен один этап окончания работ, то сейчас от меня требуют завершения работы полностью.

до истечения последнего рабочего дня. Для этого необходимо написать на имя работодателя соответствующее заявление с просьбой считать поданное заявление на увольнение недействительным. Увольнение работника в данном случае не производится, если на его место еще не принят в письменной форме новый сотрудник. Виды заявлений на увольнение Заявление на увольнение по собственному желанию Содержит просьбу об увольнении по инициативе работника. Стандартный срок подачи такого заявления — за 2 недели до увольнения. 1 пример Заявление об увольнении по собственному желанию без отработки Содержит просьбу работника об увольнении по собственному желанию без отработки по причине невозможности продолжать работу. Срок подачи такого заявления — в любое время. 1 образец Заявление на увольнение по соглашению сторон В нем излагается просьба сотрудника о согласии работодателя на расторжение трудового договора по взаимной договоренности. Срок подачи такого заявления — любое время.

С госслужбы – по собственному желанию

Многие в сложившихся обстоятельствах были вынуждены продолжать прохождение федеральной гражданской службы, поскольку иначе теряли право на пенсию за выслугу лет. Рассчитывать на назначение пенсии за выслугу лет могли только федеральные гражданские служащие, уволенные по сокращению штата, упразднению государственного органа, состоянию здоровья и т.д. Вступившие в силу в текущем месяце изменения в федеральное законодательство дают госслужащим так называемое «отложенное право».

Увольнение с госслужбы по собственному желанию

Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о госслужбе и Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Порядок, по которому осуществляется увольнение госслужащего по собственному желанию имеет ряд особенностей.

Он регулируется отдельным нормативным актом — Закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (далее — Закон). Наиболее важные положения в случае с прекращением службы по собственному желанию: ст. 36 — основания увольнения, ст. 39 — увольнение по не зависящим от сторон обстоятельствам (служащий призван на военную службу, в т. ч. альтернативную, назначение на государственную должность, осуждение по приговору суда, потеря трудоспособности, чрезвычайные обстоятельства).

Трудоустройство и увольнение гражданского служащего регулируется нормами Трудового Кодекса. Есть разработанные отдельными ведомствами памятки (на основании Постановления Правительства РФ № 700 от 08.09.10). Они содержат наиболее важные положения из упомянутого Постановления, касающиеся ограничений для гражданина, занятого на гражданской службе, и ответственности за нарушение правил. Например, в течение 2 лет с даты увольнения при оформлении на другую работу (их перечень указан в ФЗ № 273-ФЗ, ч. 1, ст. 12) гражданин обязан о последнем месте своей службы информировать работодателя.

Нарушение норм этого закона карается административным штрафом, сумма которого различается в зависимости от статуса нарушителя: гражданское лицо выплатит от 2 000 до 4 000 руб., должностное лицо — от 20 000 до 50 000 руб., юридическое лицо — от 150 000 до 500 000 руб.

Отношения государственных гражданских служащих и работодателей регулируются не трудовым договором, а служебным контрактом.


Увольнение осуществляется по заявлению гражданского служащего. Оно подается за 2 недели до даты прекращения службы при личной явке работника в отдел кадров.

Но есть исключения, трудовую деятельность можно прекратить раньше по следующим причинам:

  1. Нет возможности продолжать исполнять свои обязанности (выход на пенсию, переход на выборную должность).
  2. Наниматель нарушил закон либо действует вразрез со служебным контрактом. Подробнее эти основания увольнения описаны ниже.
  3. По соглашению сторон.

Желающий уволиться в течение двух недель до факта ухода может отозвать свое заявление в любой момент.

Увольняемому могут отказать в уходе, если на его должность нет кандидатов (п. 3, ст. 36 Закона).

Пакет документов к выдаче: заявление и приказ об увольнении, памятка, трудовая книжка. До окончательного расчета выдается обходной лист. Необходимо собрать подписи всех указанных в нем лиц о том, что они не имеют к сотруднику материальных претензий.


Заявление на увольнение госслужащего ничем не отличается от аналогичного заявления об увольнении любого работника в коммерческой организации. Аналогичные правила касаются приказа. Его оформляют либо согласно внутренним правилам государственного органа, чаще — по форме Т-8 (Приказ о расторжении трудового договора). В трудовой книжке все стандартно: делается запись об увольнении с указанием соответствующей нормы закона. Запись дублируется в личном деле гражданского служащего. Данные работника исключают из Реестра, личное дело уходит в архив.

Уволиться можно после предоставления отпуска или больничного, по письменному заявлению (ст. 127 ТК РФ).

Когда можно уволиться по собственному желанию досрочно


По следующим основаниям гражданского служащего обязаны уволить точно в срок, указанный в его заявлении:

  1. Ухудшение его здоровья. Вероятна ситуации, когда выполнение им обязанностей опасно либо для него самого, либо для сослуживцев. В этом случае сотруднику предлагается другая должность, посильная по состоянию его здоровья. Если же подходящей должности нет, его увольняют (ст. 33, ст.37 Закона и ст. 73 ТК РФ — о переводе на другую работу по медицинскому заключению; в ситуации, когда сотрудник полностью потерял трудоспособность, его увольняют согласно статье 39 Закона).
  2. Выход на пенсию. В этом случае в трудовой книжке гражданского служащего делается специальная отметка. Если срок службы составил больше 15 лет, в последний год на должности назначается пенсия за выслугу лет. Ее получат и лица, которые имеют общий стаж не меньше 25 лет, отработавшие на госслужбе 12,5 лет и на момент выхода в возрасте 45 или больше лет. Минимум пенсии по выслуге равен обычной пенсии, максимальный размер не ограничен.
  3. Перевод в другую организацию. Он возможен по инициативе работодателя или самого служащего.
  4. Иные ситуации, в которых продолжение выполнения должностных обязанностей невозможно, например, сотрудник был зачислен в вуз.
  5. Наниматель совершил правонарушение, и это установлено.

Увольнение государственного служащего по возрасту: крайний возраст служащего — 60 лет. По его достижению лица, занимающие младшие и средние должности, подлежат увольнению, работники руководящих постов могут продолжить трудовую деятельность по собственному желанию.

Выплаты при увольнении

Если служащий увольняется по собственному желанию, работодатель выплачивает ему заработную плату по факту отработанных дней плюс премии и другие выплаты (денежное содержание), компенсацию за все неиспользованные отпуска.

Все эти выплаты суммируются.

Дополнительные компенсации положены следующим лицам:

  • тем, кто не мог исполнять свои обязанности больше 4 месяцев по здоровью, — 4 среднемесячных оклада;
  • тем, кто по заключению медицинской комиссии не может исполнять обязанности на текущем месте работы, а от предложенных альтернатив отказался, — 4 среднемесячных оклада;
  • тем, кто был призван на военную службу, временно замещал другого сотрудника или отказался от перевода в другую местность, — заработок за 2 недели.

Работодатель несет финансовую ответственность за задержки всех описанных выплат: за каждый день просрочки предоставляется компенсация, рассчитанная как процент от суммы среднемесячного заработка. Причины задержки не важны: компенсировать просрочку обязаны в любом случае. Размер ежедневной компенсации рассчитывается как 1/150 от ключевой ставки ЦБ РФ. Считается с дня, следующего за тем, когда был установлен срок выплаты, до дня расчет по факту. День фактического расчета тоже включается в этот период.


Как организуются выплаты, если служащий воспользовался своим правом уволиться после использования отпуска? В такой ситуации день увольнения — последний день отпуска.

Внимание: работодатель имеет право воспользоваться схемой «отпуск, затем увольнение», однако это не является его обязанностью. Работнику может быть отказано, в этом случае он получит компенсацию.

Единовременная выплата к отпуску

Часто возникают вопросы, полагается ли при увольнении выплачивать единовременную выплату и как именно? Такая выплата, рассчитываемая пропорционально отработанным дням в отчетном году исходя из максимума в 2 месячных оклада, полагается к отпуску любого госслужащего. Есть несколько нюансов:

  1. В законе ситуация не прописана, поэтому предоставление единовременной выплаты за отпуск при увольнении зависит от локальных нормативных актов предприятия.
  2. На практике выходит, что единственный способ получить такую выплату — это уйти в отпуск с последующим увольнением. Есть такая трактовка сути этой выплаты: она привязана к конкретному событию — отпуску. Если он не наступил, гражданам, которые увольняются, она не полагается.
  3. Ее точно нельзя получить, если сотрудник отработал меньше года и не уходил в отпуск.

На практике обычно работники, попавшие под сокращение, эту выплату получают.

Если не дают уволиться по собственному желанию

Прямо или используя неявные рычаги влияния на сотрудника, работодатель может удерживать его на работе против его воли. Заявление могут не принять, угрожать испортить записи в трудовой, требовать окончания проектной работы и т. п. Несколько рекомендаций:

  1. Если работодатель отказывается ознакомиться с заявлением и подтвердить это письменно, следует отправить документ ему по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Если есть подозрение, что письмо не зарегистрируют на предприятии, можно отправить его не от собственного имени, а от имени своего юриста, либо воспользоваться услугами курьерских служб.
  2. Попытки вменить сотруднику прогул легко опротестовать, если будут доказательства, что заявление об увольнении подавалось и было получено работодателем.
  3. Любой работник, в том числе и государственный служащий, имеет право обратиться в Трудовую инспекцию. Достаточно подать заявление, указав, какие именно нормы законодательства были нарушены. Срок рассмотрения — до 30 дней с даты регистрации заявления.

Некоторые специфические ситуации

Как осуществляется увольнение по собственному желанию государственного служащего, если он работает по срочному контракту, а обстоятельства не позволяют ему продолжать работу до окончания срока? В данном случае важна уважительность причины, ее наличие обязательно для расторжение срочного договора. Его нельзя расторгнуть просто по собственному желанию без чрезвычайных обстоятельств. Ситуацию затрудняет то, что список уважительных причин законодательно нигде не прописан, и их оценка остается на усмотрение самого служащего и его начальства, принимающего решение об увольнении. Если желающему уволиться было отказано (начальство сочло, что причина недостаточно уважительна), он может обжаловать это решение в суде.

Можно ли восстановиться после увольнения? Это возможно, если работник был уволен незаконно. Он может восстановиться на службе в судебном порядке, доказав необоснованность принятого решения. В других случае восстановление не допускается, хотя ничто не мешает желающему заново устроиться на ту же или другую должность, пройдя необходимые процедуры.

Согласно ст. 393 ТК РФ сотрудники (это касается не только государственных служащих), подающие иски по трудовым спорам, не обязаны оплачивать судебные расходы, в том числе пошлину. Их будут взыскивать с ответчика, то есть работодателя. Он несет издержки в общем режиме, даже если он сам является истцом к сотруднику, допустим, причинившему ущерб.

Заключение

Увольнение лиц, трудоустроенных на государственной службе, имеет ряд особенностей, которые регулируются законом N 79-ФЗ. В отдельных ситуациях процесс увольнения — это сложная процедура, сопряженная с рядом бюрократических моментов.

Особое внимание следует уделить расчету выплат и компенсаций работникам, увольняющимся не по собственному желанию, а в связи с ликвидацией, реорганизацией или изменением структуры государственного органа.

Авг 10, 2017 zakonadmnin

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ , регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила ).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами .

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22 ).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р .

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ , согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ . Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31 , 33 и 38 Закона № 79-ФЗ .

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ . Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819 ).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ .

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ . Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П , ст. 261 ТК РФ ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ , если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-35-33 доб. 738 . Это быстро и бесплатно!

Люди интересуются, как происходит увольнение муниципального служащего по собственному желанию. Обычно человек решает уйти с работы по собственному желанию, и работодатель готов пойти ему навстречу, тогда трудовой договор по согласованию сторон прекращается. Но совсем другая ситуация возникает при увольнении муниципального служащего по собственному желанию.

Увольнение с госслужбы имеет свои особенности процесса. Когда человек решает оставить деятельность в том или ином муниципальном учреждении, он обязан написать заявление за 2 недели до планируемой даты ухода. Этот период необходим для того, чтобы сотрудник смог закончить все дела, сдать их, передать коллеге, заполнить и пройти обходной лист.

Если человек решил увольняться, тогда придется выполнить требования, прописанные в актах о госслужбе Российской Федерации.

Иногда государственного служащего отстраняют от работы по инициативе работодателя. В этом случае при увольнении госслужащего должны быть соблюдены другие процедурные моменты:

  1. Направить работнику уведомление о расторжении трудовых отношений.
  2. В документе должна быть указана причина того, почему проводится увольнение.
  3. В обязательном порядке указывается закон, согласно которому произошло отстранение, сокращение или увольнение. Все возможные формулировки, касающиеся увольнения, можно найти в законе о госслужбе страны.

Какие документы выдают при увольнении?

При разных случаях увольнения — по собственному желанию или любой другой причине — человек на руки должен получить такие документы:

  1. Трудовую книжку с внесением корректной формулировки, касающейся ухода со службы.
  2. Памятку о неразглашении государственной тайны и другой важной информации, с которой работник сталкивался во время своей деятельности в муниципальном учреждении.

Отдельно ему напоминают о том, что необходимо соответственно себя вести после увольнения. Например, нельзя делать записи в социальных сетях, давать интервью, общаться с полицией или органами безопасности на темы бывшей деятельности. Все это строго запрещено, при нарушении условий тайны человек может быть привлечен к ответственности.

Причины и основания для ухода с госслужбы

Увольнение госслужащего начинается, как уже было отмечено выше, с написания заявления на увольнение по собственному желанию. Для получения образца подобного документа стоит обратиться в отдел кадров, где инспектор обязан разъяснить, какие формулировки должны быть в заявлении. Причину ухода с работы указывать необязательно. Такое требование не распространяется на ситуацию, когда человек принимает решение уволиться по собственной инициативе из-за выхода на пенсию или перехода на должность, которая является выборной.

Пример бланка стоит брать только в отделе кадров той организации, где человек работает и откуда собирается уволиться. Вызвано это тем, что для каждой структуры есть свой тип документации, и, если скачать образец из интернета, высока вероятность того, что заявление заставят переписывать.


В документе должна быть указана точная дата ухода с работы, что станет последним днем работы на госслужбе. На основании полученного заявления будет оформлен приказ и сделана запись в трудовой книжке. На каждого муниципального работника есть личное дело, которое после увольнения закрывается и передается в архив на хранение.

Служба в муниципальном учреждении может быть прекращена и на основании требований работодателя. Связано это с тем, что человек нарушил инструкцию госслужащего, достиг пенсионного возраста, вынужден уйти с работы по состоянию здоровья. Отстранение с занимаемой должности может происходить по таким причинам:

  1. Человек по состоянию здоровья не может больше выполнять свои обязанности. Такой вывод делается на основании медицинского обследования и заключения.
  2. Уровень квалификации и профессионализма не отвечает должности.
  3. Работодатель потерял доверие к сотруднику, который несколько раз нарушал правовые акты, касающиеся ограничений, неисполнения своих обязанностей, создания конфликтных ситуаций.
  4. Отказ выполнять обязанности, предусмотренный по должностным инструкциям. В таких документах прописаны конкретные требования к муниципальным служащим, и если они их не выполняют, то назначается расследование по месту работы. Это позволит проверить соответствие работника занимаемой должности и оценить его фактическую деятельность.

Увольнение может стать следствием дисциплинарного взыскания. Чтобы все выговоры и замечания не вносить в трудовую книжку, человек соглашается уйти из муниципального учреждения по собственному желанию.

Грубое нарушение (1 раза достаточно) трудовой дисциплины. Это могут быть прогулы, разглашение гостайны, хищения, пьянство, нарушение правил техники безопасности на рабочем месте, кража материальных ценностей, принятие необоснованных решений, подлог бумаг. Уволить человека могут и из-за болезни, если он отсутствует на работе больше 4 месяцев.

Исходя из того, что становится причиной увольнения по собственной инициативе или работодателя, в трудовой книжке могут записать:

  1. Уволен с госслужбы, что предусматривает полное расторжение трудовых отношений и контракта.
  2. Освобожден от занимаемой должности, в результате чего бывшего сотрудника заносят в резерв государственных служащих.


Государственный служащий получает право написать заявление по собственному желанию, если его призвали в армию, выбрали на ту или иную должность, в стране началась война, произошла катастрофа, стихийное бедствие или же гражданина РФ лишили гражданства.

При занесении в резерв бывший госчиновник должен за 3 месяца найти гражданскую работу. Если это не происходит, тогда человека исключают из резерва и полностью увольняют со службы.

При увольнении по инициативе руководителя работнику могут предложить альтернативное место работы. Человек может отказаться от этого, но только в письменном виде, что оговорено положениями федерального закона о государственной службе.

Компенсационные выплаты при увольнении

Служебный контракт муниципального служащего содержит пункты, согласно которым бывший госчиновник имеет право получить компенсацию и выходное пособие. Все выплаты должны производиться в день увольнения, когда человек получает в отделе кадров трудовую книжку, подписывается в документах о неразглашении гостайны.

Компенсация будет состоять из таких частей, как:

  1. Зарплата.
  2. Отпускные.
  3. Выходное пособие.
  4. Другие компенсационные выплаты.

Выплачивать зарплату после увольнения должна бухгалтерия, которая во внимание принимает премии, процент надбавки за работу с засекреченной информацией, доплату за государственную службу, надбавку за выслугу лет, оклад согласно занимаемой должности. Зарплата формируется и исходя из того, где работает чиновник. Особые коэффициенты надбавок предусмотрены для тех, кто трудится на Крайнем Севере или в удаленном регионе.

Если человек не успел использовать отпуск, тогда в компенсацию будут включены неиспользованные отпускные и единовременная материальная помощь к отпуску. Выходное пособие выплачивается не всем, а только в таких случаях:

  1. При ликвидации предприятия.
  2. При сокращении штата.
  3. При уменьшении штатных работников на предприятии, которое находится на Крайнем Севере.

Компенсация, которая не относится к зарплате, отпускным и пособию, выплачивается не всем. Для этого должны существовать определенные условия.

  1. Человек отказался занимать другую должность, которую ему предложили по состоянию здоровья. В таком случае размер выплаты будет равен 4 месячным окладам.
  2. Такой же размер выплат предусмотрен для тех, кто не работал больше 4 месяцев из-за продолжительной болезни.
  3. Размер пособия ограничивается заработком за 2 недели, если человека призывают в армию, на военную службу, при выходе на работу человека, чья должность временно занималась чиновником.

Если выплаты не были получены в день увольнения, тогда в компенсацию будут включаться и суммы за каждый день просрочки. Процент бывший чиновник способен высчитать самостоятельно, узнав ставку рефинансирования в Центральном банке РФ.

Таким образом, написать заявление на увольнение по собственному желанию работник муниципального учреждения имеет право, но нужно соблюсти множество бюрократических требований. Служебный контракт должен быть расторгнут с соблюдением всех процедурных нюансов.

Авг 2, 2017 zakonadmnin



Просмотров