24 статью закона о полиции. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 3 Обязанности и права полиции

Глава 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения

Глава 5 Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 6 Правовое положение сотрудника полиции

Глава 7 Служба в полиции

Глава 8 Гарантии социальной защиты сотрудника полиции

Глава 9 Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции

Глава 10 Контроль и надзор за деятельностью полиции

Глава 11 Заключительные положения

Краткая предыстория закона

Федеральный закон о полиции заменил собой действующий до этого Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года № 1026-I «О милиции». До этого в обществе и во власти велись активные дебаты о необходимости реформы в органах правопорядка. В результате победили сторонники реформирования, которое стало новым отсчётом в истории этой государственной структуры.

Переименование «милиции» в «полицию» сопровождалась переаттестацией всех сотрудников МВД. Лица, отказавшиеся проходить переаттестацию или не сдавшие экзамены, были уволены со службы. В результате после широких обсуждений в Государственной Думе и обществе был принят новый законодательный акт, учитывающий общественное мнение, положения действующего права и оценки экспертов.

Правовая суть закона

Федеральный Закон о полиции регулирует деятельность правоохранительных органов, включая в себя основные положения о работе и контроле над деятельностью полицейских. Этот документ также определяет основные функции, цели и задачи органов правопорядка. Принцип данного закона основан на положениях Конституции РФ и других законодательных актах, касающихся прав граждан. Полиция определяется как основной федеральный орган исполнительной власти, выполняющий защитные функции в области внутренних государственных дел.

Основные положения закона о полиции

Принятый новый закон включил в себя подробные описания принципов работы сотрудников правоохранительных органов. Одновременно в этом законодательном акте регламентируются следующие аспекты:

  • основное предназначение, цели, задачи и полномочия;
  • базовые направления деятельности полиции;
  • организационные принципы работы этой системы;
  • обязанности и права полицейских;
  • перечисление мер принуждения;
  • возможность и порядок использования специальных средств и физической силы;
  • инструменты социальной и правовой защиты полицейских;
  • организация и источники финансового и материально-технического обеспечения правоохранительных органов

В качестве основных принципов работы называются соблюдение законности и прав граждан, дополняемое объективностью и открытостью. Отдельной главой выделен контроль над полицией, включающий судебный, прокурорский и общественный надзор.

Новый ФЗ о полиции 2018 – запланированные изменения

Внесённый в Государственную Думу законопроект о необходимости изменений действующего ФЗ о полиции вызвал большой резонанс в обществе. В этом документе предлагалось значительно расширить полномочия полицейских в следующих направлениях:

  • осмотр личных вещей и транспортных средств;
  • проведение обысков;
  • применение оружия;
  • получение от общества презумпции доверия

В случае принятия обозначенных в новом законе изменений права простых граждан могут пострадать, а сами полицейские получить широкие полномочия для применения спецсредств и физической силы. Поэтому, по мнению правозащитников, такие положения станут признаком отхода законодательной системы от принципов правового государства.

Заключение

Сегодня действующий закон о полиции с изменениями полностью выполняет свои основные функции, которые могут быть перечислены следующим списком:

  • защита правопорядка, интересов граждан, общественных организаций и общества в целом;
  • применение мер принуждения в рамках действующего законодательства;
  • взаимодействие с государственными и общественными структурами в целях раскрытия и предотвращения преступлений;

В настоящий момент большинство экспертов уверены в том, что в этой редакции на данном этапе этот законодательный акт полностью соответствует требованиям времени. Федеральный закон о полиции с изменениями не является окончательным документом и будет дорабатываться и в дальнейшем с учётом интересов общества и ситуации в стране.

Закон о полиции 2018

Полиция является органом, наделенным особыми полномочиями. Сотрудники этой структуры обеспечивают порядок, следят за соблюдением предписаний, установленных нормативно-правовыми актами, пресекают и предупреждают преступления, задерживают нарушителей. Исполнение обязанностей часто сопряжено с риском. В этой связи служащие имеют право носить и использовать оружие. Нормативное регулирование его применения осуществляется ст. 22, 23, 24 Закона "О полиции ". Рассмотрим далее некоторые моменты, касающиеся использования служащими спецсредств.

Актуальность вопроса

Особое практическое значение для служащих правоохранительных органов имеют положения ст. 23, 24 Закона "О полиции ". В соответствии с предписаниями нормативного акта, применение оружия осуществляется строго в установленных случаях. Реализация полномочий сотрудниками не должна причинять вред гражданам или имуществу, за исключением ситуаций, когда возникает крайняя необходимость. За невыполнение инструкций служащие могут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной. Ст. 23, 24 Закона "О полиции " устанавливают основания применения оружия, а также определяют допустимые действия сотрудников.

Права служащих

В соответствии со ст. 24 Закона "О полиции РФ", сотрудник может обнажить и привести в готовность оружие. Для этого в обстановке, в которой находится служащий, должны существовать факторы, способные создать основания для применения спецсредства. Совершить выстрел сотрудник может, если лицо, которое он задерживает, приблизится к нему или прикоснется к оружию.

Риски

При исполнении обязанностей служащие правоохранительных органов могут использовать достаточно серьезное средство воздействия на нарушителей. Им является оружие. Однако при этом сотрудники обязаны по возможности не допускать ранений или гибели лиц. Ст. 24 Закона "О полиции " разрешает применять оружие. На практике же такие случаи должны сводиться к минимуму. Между тем ст. 24 "Закона о полиции " фиксирует определенные гарантии для служащих, исполняющих свой долг. В норме допускаются действия, направленные на обезвреживание лица, создающего угрозу. Безусловно, служащий не может просто стоять и ждать, когда нападающий причинит ему вред. Сотрудник также не может допустить ситуации, когда лицо получит возможность забрать у него оружие. Для предотвращения неправомерных действий нападающего и предусмотрены положения ст. 24 Закона "О полиции".


Пояснения

При анализе 23 статьи Закона, регулирующего деятельность служащих МВД, можно сформулировать основные ситуации, в которых разрешено применение оружия. Между тем использование спецсредств допускается и при иных объективных обстоятельствах. О них говорится в гл. 5 нормативного акта. Ст. 24 Закона "О полиции" позволяет служащему самостоятельно оценить ситуацию и принять соответствующее решение. Зачастую приходится быстро ориентироваться в обстановке. Стоит обратить внимание на формулировки ст. 24. В ней допускается сначала обнажение оружия при наличии соответствующих предпосылок. То есть норма допускает ситуацию, когда такое действие может остановить нападающего. Выстрел разрешается сделать только в случае, когда лицо приблизится или прикоснется к оружию. При этом служащий, как правило, предупреждает субъекта о действиях, которые он может совершить. В частности, сотрудник может сказать, что будет стрелять, обозначив словами расстояние, на котором лицо должно оставаться и не приближаться ближе.

Ответственность

Как выше было сказано, нарушение правил и инструкций по применению оружия влечет ответственность. За незаконное использование спецсредств или физических методов служащему грозит в первую очередь дисциплинарное взыскание. Если в его поведении будут присутствовать признаки преступления, то применению подлежат нормы УК. В этой связи, прежде чем использовать оружие, физическую силу, необходимо по возможности обдумать решение и предположить последствия таких действий. Разумеется, в условиях крайней необходимости, когда существует угроза для других граждан, применение спецсредств более чем оправданно. Но и здесь необходимо стараться сводить ущерб здоровью нарушителя к минимуму.



Просмотров