3 ст 234 ук рф. Уголовный кодекс о незаконном обороте сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Информация, которую либо замалчивают, либо просто не знают "адвокаты", "следователи" и "судьи".

1. Ст.234 УК РФ является "мертвой" бланкетной нормой (юридической фикцией), поскольку она устанавливает "ответственность" за нарушение НЕПРИНЯТОГО ФЗ "О сильнодействующих и ядовитых веществах".

2. Фабрикация "уголовных дел" и подмена (в ходе их "расследования") непринятого ФЗ списком "сильнодействующих и ядовитых веществ", утвержденным правительством (он является ПОДЗАКОННЫМ АКТОМ при отсутствии соответствующего ФЗ!), следует расценивать исключительно как НАДРУГАТЕЛЬСТВО НАД ОСНОВАМИ ПРАВА. Для "следователей" из ФСКН это должно заканчиваться уголовными делами по факту превышения ими должностных полномочий: человека нельзя привлекать "за покушение на список", если в статье УК речь идет о НЕЗАКОННОМ ОБОРОТЕ В ЦЕЛЯХ СБЫТА. ФЗ и подзаконный акт - совершенно разные вещи! Кроме того, представители ФСКН постоянно прибегают к ПРОВОКАЦИЯМ (в данном случае - ПСЕВДОПРЕСТУПЛЕНИЯ), что запрещено ФЗ "Об ОРД".

3. Вынесение "приговора" по "статье" 234 - 100% преступление без всяких оговорок на "правоприменительную практику и "разъяснения" ВС РФ (они НЕ ИМЕЮТ СИЛЫ ЗАКОНА и НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ИСТОЧНИКОМ ПРАВА, а служат лишь ориентиром для судей, у которых есть право им не следовать)! Для судьи это означает возможность привлечение к уголовной ответственности по ст.305 УК "Вынесение неправосудного приговора" (нельзя судить за нарушение несуществующего закона!) - и следует обязательно этого добиваться (для начала следует обратиться в квалификационную коллегию). Создание прецедента в перспективе позволит пересмотреть ВСЕ "дела", сфабрикованные по 234-ой за последние годы, реабилитировать ВСЕХ "осужденных" и "охладить пыл" ФСКН (стероиды - вообще не его тема, а Минздрава). При обращении в ЕСПЧ появляется возможность еще и заработать неплохую сумму, а при грамотном обращении в КС РФ - добиться упразднения "статьи" 234.

5. Ни в коем случае нельзя соглашаться с "обвинением" по 234-ой, идти на "сделку со следствием", давать взятки за "закрытие дела" и платить деньги адвокатам-мошенникам (верящих в юридическую силу 234-ой или предлагающих "решить вопрос"). Принципиальная позиция - лучшая защита!

6. В соответствие с Конституцией каждый вправе требовать ознакомить его с правовыми актами, затрагивающими его права и свободы, поэтому "обвиняемые" по "статье" 234 УК имеют полное право требовать для ознакомления текст ФЗ "О сильнодействующих и ядовитых веществах" (это требование невозможно выполнить). Если же последует отказ, то его следует зафиксировать (желательно, в письменной форме), а затем добиваться привлечения следователей к уголовной ответственности по ст.140 УК "Отказ в предоставлении информации".

7. Поскольку в международном праве не существует конвенций, касающихся "сильнодействующих и ядовитых веществ", а в России не существует ФЗ "О сильнодействующих и ядовитых веществах", то и обвинения в "контрабанде" таких веществ лишены юридического смысла: отсутствует предмет правового регулирования. Если бы был принят соответствующий ФЗ, то в нем обязательно была бы статья, касающаяся порядка перемещения через госграницу "сильнодействующих и ядовитых веществ" (с учетом международных обязательств страны, которых на сегодня просто нет). Но поскольку закона нет, то не имеет никакого значения наличие списков таких "веществ": список не только не может заменять закон, но и регулировать порядок ввоза-вывоза. Не говоря уже о том, что список "сильнодействующих и ядовитых веществ" пополняется веществами, вред от которых зачастую научно не доказан. Также следует отметить корыстные интересы фармацевтических компаний и связанных с ними чиновников, которые не заинтересованы в появлении на рынке эффективных и доступных препаратов: налицо недобросовестная конкуренция при которой конкуренты устраняются с помощью административного ресурса и противоправного "нормотворчества".

Надеюсь, что все вышесказанное прекратит бессмысленные разговоры ни о чем на форумах и положит конец всяческим "страшилкам" на тему "запрещенных стероидов".

Успехов и высоких показателей!

Р.S. Спустя некоторое время пришёл официальный ответ от ФСКН на переданное в их адрес вышеуказанное сообщение...

1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки —

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 234 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в том, что незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ означает их неконтролируемое получение для незаконного использования.

Преступления, предусмотренные ч. ч. 1 и 4 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — средней тяжести; ч. 3 — к категории тяжких преступлений.

2. Объектом преступления являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения.

3. Предмет преступления — 1) сильнодействующие; 2) ядовитые вещества; 3) оборудование для их изготовления или переработки. Если сильнодействующие или ядовитые вещества одновременно отнесены к наркотическим средствам, психотропным веществам или их аналогам, то их незаконный оборот влечет ответственность по ст. ст. 228 — 228.2 УК.

Списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей комментируемой статьи и других статей УК утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N 964 (в ред. от 01.10.2012) .
———————————
СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 89; 2010. N 28. Ст. 3703; 2012. N 10. Ст. 1232; N 41. Ст. 5625.

Сильнодействующие вещества — это такие вещества, которые, будучи приняты не по назначению врача, даже в незначительных дозах вызывают осложнения здоровья. Эти вещества могут вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему. К ним, в частности, относятся препараты обезболивающего, успокаивающего и снотворного действия, в том числе псевдоэфедрин, хлороформ, эфедрин. К сильнодействующим веществам относятся также: 1) соли этих веществ, когда существование таких солей возможно; 2) изомеры этих веществ; 3) эфиры сложные и простые, перечисленные в списке; 4) все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они ни обозначались, в состав которых входят перечисленные в списке вещества в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами; 5) все смеси и растворы, содержащие перечисленные вещества независимо от их концентрации.

Ядовитые вещества — это вещества, способные при воздействии на живые организмы вызвать резкое нарушение нормальной жизнедеятельности, т.е. отравление и смерть. К их числу, в частности, отнесены: ангидрид уксусной кислоты, бруцин, змеиный яд, метиловый спирт, пчелиный яд очищенный, синильная кислота, спирт этиловый синтетический, технический и пищевой, непригодный для производства алкогольной продукции, фосфор белый (фосфор желтый) и т.д.

Во всех случаях, когда возникает вопрос, можно ли соответствующее вещество или лекарственное средство отнести к сильнодействующим или ядовитым в связи с тем, что данное вещество отсутствует в изданных списках за определенный период времени, вопрос должен решаться экспертным путем.

Оборудование для изготовления и переработки сильнодействующих или ядовитых веществ включает как промышленное, так и кустарно изготовленное или приспособленное оборудование, позволяющее производить соответствующие химические реакции или управлять физическими процессами.

4. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. ч. 1 — 3 комментируемой статьи, характеризуется: 1) изготовлением; 2) переработкой; 3) приобретением; 4) хранением; 5) перевозкой; 6) пересылкой; 7) сбытом.

Незаконными признаются действия, совершенные с нарушением установленных правил или без соответствующего разрешения, выдаваемого органами власти для обеспечения научной, медицинской и иной деятельности.

О понятии изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки, пересылки, сбыта см. коммент. к ст. ст. 228, 228.1.

5. Состав преступления формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных действий.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом, т.е. виновный осознает, что незаконно изготовляет, перерабатывает, приобретает, хранит, перевозит, пересылает в целях сбыта, а также сбывает сильнодействующие или ядовитые вещества либо оборудование для их изготовления, и желает совершить данные действия.

7. Цель сбыта является обязательным признаком данного преступления.

8. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

9. Квалифицирующим признаком (ч. 2 комментируемой статьи) названо совершение названных в ч. 1 статьи незаконных действий группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35).

Квалифицирующим признаком (ч. 3 комментируемой статьи) названо совершение названных в ч. ч. 1 или 2 статьи незаконных действий организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере.

Об организованной группе см. коммент. к ст. 35.

Крупный размер сильнодействующих веществ закреплен в Постановлении Правительства РФ от 29.12.2007 N 964. При этом, определяя крупный размер солей, изомеров, эфиров, лекарственных форм, смесей и растворов, следует исходить из размера сильнодействующего вещества, содержащегося в этих смесях, растворах, для которого установлен наименьший крупный размер, исходя из общего количества без пересчета на действующее вещество.

10. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 4 комментируемой статьи, состоит в нарушении правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, не относящихся к наркотическим либо психотропным.

11. Субъективная сторона данного преступления заключается в умысле по отношению к действиям и в неосторожности к последствиям. При умысле лицо осознает, что нарушает установленные правила, желает или сознательно допускает такое нарушение. При неосторожности лицо, нарушающее указанные правила, предвидит возможность наступления последствий в виде хищения сильнодействующих или ядовитых веществ либо причинения иного существенного вреда, но рассчитывает на их предотвращение или же не предвидит возможности наступления таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.

12. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

13. Преступление с материальным составом. Оконченным данное преступление будет лишь при наступлении последствий в результате нарушения правил хранения сильнодействующих или ядовитых веществ либо причинения иного существенного вреда.

Иной существенный вред может выражаться в причинении вреда здоровью человека, загрязнении ядовитыми веществами территории, водоема, помещения, вызвавшем прекращение работы, срыв важного мероприятия и т.п.

В случае умышленного причинения вреда здоровью людей либо в случае неосторожного причинения смерти человеку, тяжкого вреда здоровью, действия виновного подлежат квалификации по совокупности преступлений, в том числе по ч. 4 комментируемой статьи и соответствующей статье УК.

Должностное лицо, допустившее нарушение указанных правил и иное должностное преступление, подлежит ответственности по совокупности преступлений.

Под сбытом поддельного бланка рецепта следует понимать возмездную или безвозмездную передачу поддельного бланка рецепта другим лицам для использования ими, а не само использование лицом поддельного бланка рецепта путем предъявления его в аптеке для получения сильнодействующего вещества.
———————————
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года, утвержденный Постановлением Президиума ВС РФ от 05.12.2008 // БВС РФ. 2009. N 2 (извлечение).

14. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда.

Причинение иного существенного вреда вследствие нарушения правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ (ч. 4 комментируемой статьи) может выражаться в длительном заболевании человека, загрязнении ядовитыми веществами окружающей среды, приостановке на длительный срок производственного процесса, возникновении пожара и т.п.

Причинение по неосторожности смерти либо тяжкого вреда здоровью человека не охватывается составом ч. 4 комментируемой статьи. В этих случаях действия виновного влекут ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 комментируемой статьи и соответствующими частями ст. 109 или ст. 118 УК.

1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, -

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере, -

наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до восьми лет.

4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ, а также крупный размер сильнодействующих веществ для целей настоящей статьи и других статей настоящего Кодекса утверждаются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 234 Уголовного Кодекса РФ

1. Сильнодействующими признаются вещества, не являющиеся наркотическими, оказывающие одурманивающее воздействие на человека и способные причинить смерть или вред здоровью.

2. К ядовитым относятся вещества, оказывающие токсическое (отравляющее) воздействие на организм человека и способные причинять смерть или вред здоровью.

При решении вопроса об отнесении конкретного вещества к сильнодействующим или ядовитым следует руководствоваться Номенклатурой и квотами наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, в том числе веществ, включенных в таблицы 1 и 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., на которые распространяется порядок ввоза в РФ и вывоза из РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 278 (СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4122). В необходимых случаях надо получить соответствующее заключение экспертов.

3. Оборудованием для изготовления или переработки сильнодействующих или ядовитых веществ признается как промышленное, так и кустарно изготовленное или приспособленное оборудование, предназначенное для производства химических реакций или управления физическими процессами для получения сильнодействующего или ядовитого вещества.

4. Комментируемая статья предусматривает два самостоятельных преступления: в ч. ч. 1 - 3 установлена ответственность за действия, связанные с незаконным оборотом сильнодействующих или ядовитых веществ; в ч. 4 - за нарушение правил законного их оборота.

Действия, выражающиеся в незаконных изготовлении, переработке, приобретении, хранении, перевозке или пересылке либо сбыте сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для их изготовления или переработки, по своему содержанию аналогичны таким же действиям, предусмотренным ст. ст. 228 и 228.1 УК (см. комментарии к данным статьям).

Незаконность указанных действий проявляется в их совершении без полученного в установленном порядке соответствующего разрешения.

5. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из действий, перечисленных в данной статье.

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При незаконных изготовлении, переработке, приобретении хранении, перевозке или пересылке обязательным признаком субъективной стороны является специальная цель сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для их изготовления или переработки.

7. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

8. В качестве квалифицирующего признака в ч. 2 данной статьи названо совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (см. комментарий к ч. 2 ст. 35 УК).

9. О совершении преступления организованной группой (ч. 3) см. комментарий к ч. 3 ст. 35 УК.

10. При квалификации преступления, совершенного в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере (ч. 3), необходимо иметь в виду следующее: а) указанный размер относится только к сильнодействующим веществам и не влияет на квалификацию действий в отношении ядовитых веществ и оборудования; б) закон не выделяет особо крупный размер сильнодействующего вещества, поэтому указанный размер также охватывается данным квалифицирующим признаком; в) списки сильнодействующих и ядовитых веществ и крупные размеры первых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 964.

11. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение установленных правил законного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ. В предмет данного преступления не включается оборудование для изготовления или переработки сильнодействующих или ядовитых веществ.

12. Круг деяний, указанных в ч. 4 данной статьи, по сравнению со ст. 228.2 УК намного уже, в частности, в него не включены изготовление (кустарное), переработка, реализация (не в форме отпуска), использование, ввоз, вывоз или уничтожение сильнодействующих или ядовитых веществ, поэтому нарушение правил в отношении данных действий не образует состава рассматриваемого преступления.

14. Под иным существенным вредом следует понимать заболевание хотя бы одного человека, загрязнение ядовитыми веществами окружающей природной среды, приостановку на длительный срок производственного процесса, возникновение пожара и т.д.

15. Преступление считается оконченным с момента наступления одного из указанных в законе последствий.

16. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

17. Субъект преступления специальный - лицо, на которое возложена обязанность соблюдать установленные правила при производстве, приобретении, хранении, учете, отпуске, перевозке или пересылке сильнодействующих или ядовитых веществ.

Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта

Комментарий к статье 234 УК РФ:

1. Комментируемая статья фактически предусматривает ответственность за два самостоятельных преступления:
1) незаконные изготовление, переработку, приобретение, хранение, перевозку или пересылку в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки (ч. ч. 1 - 3 ст. 234 УК);
2) нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло по неосторожности их хищение либо причинение иного существенного вреда (ч. 4 ст. 234 УК).

2. Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного (ч. ч. 1 - 3 ст. 234 УК, являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие законный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ, и, как следствие, здоровье населения (безопасность здоровья населения от негативного воздействия таких веществ), а дополнительным, носящим факультативный характер, - общественная, экологическая безопасность и др.

3. Предметом этого преступления являются сильнодействующие и ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами и психотропными веществами, а также оборудование для их изготовления или переработки.
Сильнодействующими и ядовитыми веществами, не являющимися наркотическими средствами и психотропным веществами, признаются вещества, включенные в специальные списки, утверждаемые Правительством РФ. В настоящее время действуют Список сильнодействующих и Список ядовитых веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 964 (с последующими изменениями) для целей ст. 234 и других статей УК.

Списки по состоянию на дату последних изменений (22.02.2012) включают 93 наименования сильнодействующих (барбитал, диазепам, клоназепам, спорынья, трава эфедры, трамадол, эфедрин и др.) и 43 наименования ядовитых (бруцин змеиный яд, изосафрол, метиловый спирт, пиперональ, пчелиный яд очищенный, сафрол, экстракт чилибухи и др.) веществ.

Кроме того, в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ к сильнодействующим веществам также относятся: соли и изомеры перечисленных в списке сильнодействующих веществ во всех случаях, когда существование таких солей и изомеров возможно; эфиры простые и сложные перечисленных в Списке сильнодействующих веществ; все лекарственные формы, какими бы фирменными (торговыми) названиями они не обозначались, в состав которых входят перечисленные в Списке сильнодействующие вещества в сочетании с фармакологическими неактивными компонентами; все смеси, содержащие перечисленные в Списке сильнодействующие вещества независимо от их концентрации.

Таким образом, ответственность наступает за незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ не только в случаях их изготовления, переработки, приобретения, хранения, перевозки, пересылки или сбыта в чистом виде, но и когда сильнодействующие или ядовитые вещества находятся в составе различных лекарственных форм и смесей.

В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 для определения вида (сильнодействующие или ядовитые), размеров, названий и свойств таких веществ требуется соответствующее заключение эксперта или специалиста.
Сильнодействующие и ядовитые вещества (в чистом виде как таковые либо в смеси с другими веществами) находятся в незаконном обороте как: 1) лекарственные средства; 2) пищевые и биологически активные добавки и 3) химические и биологические вещества, используемые в производственных и бытовых целях. Оборот указанных групп средств, добавок и веществ регулируется различными нормативными правовыми актами.
Деятельность, связанная с оборотом лекарственных средств, в том числе являющихся сильнодействующими или ядовитыми веществами, регулируется Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", а также Федеральным законом от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", установившим, что производство лекарственных средств и фармацевтическая деятельность относятся к видам деятельности, на которые требуется лицензия. Существует специальный порядок отпуска лекарственных средств, относящихся к сильнодействующим или ядовитым веществам. Такие лекарственные средства подлежат предметно-количественному учету в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами, лечебно-профилактических учреждениях и частнопрактикующими врачами. Эти лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) по рецептам, выписанным на рецептурных бланках утвержденной формы.

Деятельность, связанная с оборотом пищевых и биологически активных добавок (БАД), регулируется Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Согласно этому нормативному акту БАД и пищевые добавки являются пищевыми продуктами и подлежат государственной регистрации как пищевые продукты. Растения и продукты их переработки, содержащие сильнодействующие или ядовитые вещества, включены в перечень растений и продуктов их переработки, объектов животного происхождения, микроорганизмов, грибов и биологически активных веществ, запрещенных для использования в составе биологически активных добавок к пище, являющийся приложением к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" - ТР ТС 021/2011.
Деятельность, связанная с оборотом химических и биологических сильнодействующих и ядовитых веществ, используемых в производственных и бытовых целях, и ее ограничения регулируются различными нормативными правовыми актами. Так, например, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" (ст. 22) сильнодействующие и ядовитые вещества запрещены к пересылке в почтовых отправлениях, пересылаемых в пределах Российской Федерации. Яды включены в утвержденный Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена.

4. Минимальные размеры сильнодействующих или ядовитых веществ, при которых наступает ответственность по ч. 1 и ч. 2 ст. 234 УК, не установлены.

5. К оборудованию для изготовления и переработки сильнодействующих и ядовитых веществ относятся различного рода приборы, аппараты, инструменты, установки, технологические комплексы. Под специальным контролем указанное оборудование не находится. Какого-либо нормативно утвержденного перечня такого оборудования, по подобию перечня инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, не существует.

6. Объективную сторону рассматриваемого преступления составляют указанные в законе действия. О понятии этих действий см. комментарий к ст. и .
Незаконность указанных действий означает, что лицо совершает их помимо установленных правил или без соответствующего разрешения. Незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ образует состав преступления независимо от того, на законных или незаконных основаниях они были приобретены.

7. Состав рассматриваемого преступления является формальным, т.е. преступление следует считать оконченным с момента совершения одного из указанных в законе действий.

При этом диспозиция ч. 1 ст. 234 УК сформулирована таким образом, что преступление следует считать оконченным с момента начала совершения переработки, хранения, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ. Например, ответственность лица за пересылку сильнодействующих или ядовитых веществ с целью сбыта наступает как за оконченное преступление с момента отправления письма, посылки, багажа и т.п. с содержащимся в нем указанным веществом независимо от получения его адресатом.

Что касается изготовления и приобретения сильнодействующих или ядовитых веществ с целью сбыта, то преступление будет считаться оконченным с момента получения изготовителем или приобретателем соответствующих веществ.
Сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, а также оборудования для их изготовления или переработки следует рассматривать как оконченное преступление с момента завершения действий по сбыту, т.е. с момента передачи этих веществ или оборудования другим лицам, за исключением случаев, когда имела место проверочная закупка таких веществ или оборудования оперативными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
В этих случаях содеянное следует квалифицировать по части 3 статьи 30 и соответствующим частям ст. 234 УК РФ как покушение на сбыт, поскольку в результате проверочной закупки происходит изъятие из незаконного оборота сильнодействующего или ядовитого вещества либо оборудования для их изготовления или переработки и преступление не доведено до конца по не зависящим от сбытчика причинам.
Действия лица, сбывающего с корыстной целью под видом сильнодействующих или ядовитых веществ какие-либо иные вещества, следует рассматривать как , а действия покупателя, при наличии предусмотренных законом оснований, квалифицировать как покушение на незаконное приобретение сильнодействующих или ядовитых веществ.

Что касается действий посредника в сбыте или приобретении сильнодействующих или ядовитых веществ или оборудования для их изготовления или переработки, то их следует квалифицировать как соучастие в сбыте или в приобретении (в зависимости от того, в чьих интересах - сбытчика или приобретателя действует посредник) таких веществ или оборудования.

8. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. ч. 1 - 3 ст. 234 УК, характеризуется виной в форме прямого умысла и специальной целью (желание сбыта сильнодействующих или ядовитых веществ либо оборудования для их изготовления или переработки).
Мотивы могут быть различными и для квалификации содеянного значения не имеют.

9. Субъект преступления - общий, т.е. физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. Квалифицированный состав преступления предусматривает его совершение группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 234 УК), а особо квалифицированный - совершение деяния организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере (ч. 3 ст. 234 УК).

Крупный размер сильнодействующих веществ для целей статьи 234 УК утвержден Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 964 (с последующими изменениями) и определен в граммах. Этим Постановлением также установлено, что для лекарственной формы, смеси и раствора, в состав которых входит хотя бы одно вещество, перечисленное в списке сильнодействующих веществ, крупный размер определяется как крупный размер сильнодействующего вещества, содержащегося в лекарственной форме, смеси или растворе, для которого установлен наименьший крупный размер, исходя из общего количества без пересчета на действующее вещество.

11. Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 234 УК, являются охраняемые уголовным законом общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок (специальные правила) оборота сильнодействующих и ядовитых веществ и, как следствие, здоровье населения, а дополнительным, носящим факультативный характер, - общественная безопасность, сохранность собственности, экологическая безопасность и др.

12. Предмет этого преступления - сильнодействующие и ядовитые вещества, не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами.

13. Объективную сторону преступления составляют указанные в законе действия, заключающиеся в нарушении правил оборота (производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки) сильнодействующих или ядовитых веществ. При этом объективную сторону образуют три обязательных признака: а) нарушение правил оборота; б) последствия в виде хищения сильнодействующих или ядовитых веществ либо причинение иного существенного вреда; в) причинная связь между нарушением правил и наступившими последствиями.

Понятия производства, хранения, учета, отпуска, перевозки и пересылки раскрыты при комментировании ст. 228.2 УК, приобретения - ст. 228 УК. Так, под производством применительно к ч. 4 ст. 234 УК следует понимать действия, направленные на серийное получение сильнодействующих или ядовитых веществ из химических веществ или растений. Производство является частным случаем изготовления сильнодействующих и ядовитых веществ. Отпуск является частным случаем сбыта как способа возмездной либо безвозмездной передачи сильнодействующих или ядовитых веществ другим лицам и представляет собой действия по выдаче уполномоченным лицом в установленном порядке (с соблюдением установленных правил) указанных предметов. Учет представляет собой действия по установлению наличия таких веществ путем их подсчета и фиксации в соответствии с установленными правилами и предполагает, помимо установления их наличия, регистрацию движения сильнодействующих и ядовитых веществ в книгах, реестрах и прочих учетных документах.
Под нарушением правил оборота следует понимать как неисполнение, так и ненадлежащее исполнение установленных правил.

В указанных ситуациях следует исходить из того, что ответственность по ч. 4 ст. 234 УК наступает только за нарушение правил, установленных нормативными правовыми актами федерального уровня - федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и ведомственными нормативными правовыми актами.
Так, например, Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2001 г. N 643 установлено, что в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещены перевозки сильнодействующих и ядовитых веществ без упаковки в герметичную тару, обеспечивающую сохранность груза при авариях судов и иных плавучих средств; Правила хранения, учета и передачи вещественных доказательств, относящихся к категории сильнодействующих и ядовитых веществ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2010 г. N 224; Правила хранения сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств для медицинского применения утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 23 августа 2010 г. N 706н.
Наиболее полно урегулированы правила оборота сильнодействующих и ядовитых веществ, относящихся к лекарственным средствам.
Что касается правил оборота сильнодействующих и ядовитых веществ, не относящихся к лекарственным средствам, то единые правила отсутствуют. Имеются лишь разрозненные нормативные правовые акты, частично регламентирующие отдельные виды оборота.

14. Наступление последствий в виде хищения означает, что имеет место оконченное хищение сильнодействующих или ядовитых веществ, под которым, согласно примечанию к ст. 158 УК, понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества. При этом для квалификации содеянного не имеет значения размер похищенного и причиненного ущерба, пусть даже это хищение является малозначительным. Не имеет значение и то, будут ли квалифицированы действия по хищению сильнодействующих и ядовитых веществ как уголовно наказуемое преступление либо как административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.27 "Мелкое хищение" КоАП РФ .
Причинение иного существенного вреда может выражаться, согласно данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 14 разъяснениям, в длительном заболевании человека, загрязнении ядовитыми веществами окружающей среды, приостановке на длительный срок производственного процесса, возникновении пожара и т.п.

Причинение по неосторожности смерти либо тяжкого вреда здоровью человека не охватывается составом ст. 234 УК. В этих случаях действия виновного влекут ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 234 УК и соответствующими частями ст. 109 или ст. 118 УК.
Причинная связь между деянием и наступившими последствиями предполагает установление того, что хищение сильнодействующих или ядовитых веществ либо наступление иного существенного вреда явилось следствием нарушения конкретных правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ.

15. Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 234 УК, имеет материальный состав и признается оконченным лишь в случае наступления указанных в законе последствий.

16. Субъективная сторона преступления. Принято считать, что данное преступление может быть совершено только с умышленной формой вины, но, по мнению ряда авторов, оно может быть совершено и по неосторожности.
По отношению к указанным последствиям (к последующему за нарушением правил хищению или причинению иного существенного вреда) субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью, что особо оговорено в ч. 4 ст. 234 УК.
Если субъект преступления относится к наступлению последствий с прямым или косвенным умыслом, то содеянное им, в зависимости от обстоятельств, может быть квалифицировано как пособничество хищению, преступление против жизни и здоровья и т.д.

17. Субъект преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 234 УК, - специальный. Им может быть только лицо, в обязанности которого в соответствии с установленным порядком входит соблюдение правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ.



Просмотров