Осужденные лишены права распространять религиозные убеждения. Право на свободу вероисповедания осужденных

Немаловажным для лиц, приговоренных к лишению ϲʙᴏбоды, будет обеспечение ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания.

Свобода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания будут основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18), Пактом о гражданских и политических правах (ст. 18) и другими международными документами. Исходя из ст. 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется ϲʙᴏбода совести, ϲʙᴏбода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ними.

Следовательно, осужденным гарантируется ϲʙᴏбода совести и ϲʙᴏбода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.

Свобода совести содержит в себе право ϲʙᴏбодно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, ϲʙᴏбода вероисповедания – выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
Стоит отметить, что осуществление права на ϲʙᴏбоду совести и ϲʙᴏбоду вероисповедания будет добровольным и не может осуществляться под принуждением администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

Стоит обратить внимание, что в законе Российской Федерации «О ϲʙᴏбоде вероисповеданий» в качестве одного из условий реализации ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания указывается на необходимость соблюдения законов государства (ст. 3) Реализация ϲʙᴏбоды совести и ϲʙᴏбоды вероисповедания не должна нарушать установленных в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц. К примеру, проведение религиозныхобрядов не должно ущемлять право осужденных на восьмичасовой сон в ночное время либо приводить к срыву запланированных на ϶ᴛᴏт день мероприятий(лекций, просмотра кинофильма, посещения библиотеки и т. д.)

Осужденные к ограничению ϲʙᴏбоды могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. В случае если же таковых нет, то осужденным к ограничению ϲʙᴏбоды может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра.

Такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на кᴏᴛᴏᴩой находится исправительный центр.

К осужденным к отбыванию наказания или лишению ϲʙᴏбоды по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям.

Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут совершать религиозные обряды в специально оборудованных для данных целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа индивидуального пользования, нательные крестики, библии и пользоваться ими.

Тяжелобольным осужденным, а также приговоренным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что уголовно-исполнительная политика направлена на то, что каждый осужденный имеет право на ϲʙᴏбоду вероисповедания.

Осужденным гарантируются свобода совести и сво­бода вероисповедания. Они вправе исповедовать лю­бую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиоз­ные убеждения и действовать в соответствии с ними. Сущность права осужденных на свободу вероиспове­дания заключается в возможности открыто признавать и следовать избранной религии, жить согласно своим религиозным убеждениям.

Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц (ч. 2 ст. 14 УИК РФ). Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 28) каждому гарантируется свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Вместе с тем администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна воздерживаться от приглашения представителей, не зарегистрированных в установленном порядке религиозных объединений и различного рода сект, проповедующих насилие, отказ от семьи и других социальных ценностей. Она должна не допускать получения, приобретения, хранения, пользования и распространения осужденными предметов культа и ре­лигиозной литературы, ведущих к нарушени­ям правил внутреннего распорядка исправи­тельных учреждений, ущемлению прав и законных интересов указанного контингента лиц.

Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест бого­служений, находящихся за пределами исправительных центров. Это разрешение является результатом реа­лизации законного интереса осужденного, оформлен­ного в виде заявления, удовлетворение которого воз­можно по постановлению начальника исправительного учреждения. Существенным условием получения раз­решения является отсутствие у осужденного наруше­ний требований внутреннего распорядка.

К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадле­жащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных (ч. 4 ст. 14 УИК РФ). В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных об­рядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных уч­реждений выделяет соответствующее помещение.

К осужденным, содержащимся в штрафных изоля­торах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоля­торах, а также в помещениях камерного типа, священ­нослужители допускаются, если нет угрозы личной безопасности последних.

Тяжелобольным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных

Статья 14. Обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания осужденных
1. Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.
2. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.
3. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров.
4. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители, принадлежащие к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям, по выбору осужденных.В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.
(Часть в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.)
5. Часть утратила силу. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.
6. Тяжело больным осужденным, а также осужденным к смертной казни перед исполнением приговора по их просьбе обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.

Комм. Геранин В.В.

1. Свобода совести относится к личным демократическим свободам, закрепляемым политическими и правовыми нормами и определяющим положение личности в обществе. Под свободой совести понимается право каждого человека сделать выбор - руководствоваться ли ему в оценке своих действий и мыслей религиозными постулатами или игнорировать их. Каждому предоставляется право не только исповедовать свою религию, но и менять ее. Всеобщая декларация прав человека (ст.18), Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.18), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ст.9) провозглашают свободу религиозных убеждений как одно из основных прав человека.
2. Конституция РФ (ст.28) гарантирует каждому гражданину свободу совести и вероисповеданий, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими людьми любую религию или не исповедовать никакой. Порядок реализации рассматриваемого конституционного права установлен Федеральным законом 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях”. В соответствии со ст.3 Закона гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, право свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Закон не допускает установления преимуществ либо ограничений в зависимости от отношения человека к религии. Воспрепятствование осуществлению данного права запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Гарантированность реализации права на свободу совести и свободу вероисповедания обеспечивается в том числе мерами принудительного характера: уголовно-правовыми нормами (ст.136 и 138 УК РФ) и нормами законодательства об административных правонарушениях (ст.5.26 КоАП РФ).
3. Осужденные обладают конституционным правом на свободу совести и свободу вероисповедания, как и остальные граждане. Однако уголовно-исполнительное законодательство предусматривает некоторые особенности его реализации, обусловленные спецификой статуса осужденного, а также видом отбываемого им наказания. Так, осужденные к ограничению свободы обладают не правом, а законным интересом на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров (ч.3 ст.14 УИК РФ). Рассматривая просьбу осужденного, администрация учитывает его поведение, а также месторасположения культового учреждения. Осужденные, отбывающие наказания, связанные с изоляцией от общества, могут отправлять религиозные обряды только в пределах учреждений, исполняющих наказания. В этих целях на территории таких учреждений за последние годы возведены храмы, открыты молитвенные комнаты и иные специальные помещения. Закон (ч.2 ст.14 УИК РФ, ч.13 ст.11 ПВР ИУ) ограничивает возможность реализации осужденными права на свободу совести и свободу вероисповедания лишь условием, что при этом недолжны нарушаться порядок и условия исполнения наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Федеральной службой исполнения наказаний РФ и ее территориальными органами заключаются договоры о сотрудничестве с религиозными конфессиями, закреплении приходов, отдельных священнослужителей за учреждениями уголовно-исполнительной системы. Практика деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, с убедительностью показала, что возможности проповеднической деятельности различных конфессий, оказываемая ими социальная, гуманитарная и иная помощь могут и должны использоваться для повышения эффективности нравственного и духовного воспитания осужденных.
4. Принцип гуманизма, лежащий в основе всего уголовно-исполнительного законодательства, проявляется и в отношении к, тем осужденным, жизнь которых находится в опасности ввиду тяжелой болезни или должна быть принудительно прервана в связи с приведением в исполнение приговора суда. Так, по их просьбе в учреждения, исполняющие наказания, приглашаются священнослужители для совершения религиозных обрядов. Нередко даже закоренелые преступники, ранее не веровавшие, в последние часы своей жизни обращаются к религии. Об этом говорит и практика деятельности исправительных колоний особого режима для осужденных к пожизненному лишению свободы.

Право на свободу совести и свободу вероисповедания закреплено статьей 28 Конституции России. Предусмотрено оно и пунктом 1 статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. В соответствии с этим нормативно-правовыми актами гражданам предоставлено право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе такие права есть и у осужденных.

Законодательство, касающееся осужденных, всячески поощряет реализацию права осужденного на свободу вероисповеданий.

Уголовно-исполнительным кодексом России закреплены все основные права и обязанности осужденных к лишению свободы, в частности статьей 14 установлено право осужденных к аресту или лишению свободы по их просьбе и по их выбору пригласить священнослужителя. Обратите внимание, что осужденный имеет право выбора священнослужителя, а праву осужденного корреспондирует обязанность администрации предоставить священнослужителя. Однако есть единственное ограничение этого права: священнослужители должны принадлежать к зарегистрированным в установленном порядке религиозным объединениям. Применительно к современной действительности это не должно стать препятствием, так как практически все религиозные организации в России имеют государственную регистрацию.

Следующее важное право, закрепленное этой статьей УИК России: в учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация указанных учреждений выделяет соответствующее помещение.

Но здесь так же есть важное ограничение - при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц.

Важное толкование этой нормы дал Верховный Суд России в своем решении от 17 января 2008 г. Заявитель обжаловал абзац 12 пункта 15 Правил внутреннего распорядка учреждения, который устанавливает запрет осужденным вывешивать предметы культа на стенах, тумбочках и кроватях без разрешения администрации:

Во-первых, данная норма Правил не содержит безусловного запрета, а лишь с разрешения администрации.

Во-вторых, вывешивание без разрешения администрации предметов культа в общежитиях, столовых и других помещениях по усмотрению каждого осужденного может привести к ущемлению прав осужденных, исповедующих иные религии или атеистов, привести к конфликтам на межконфессиональной почве.

Согласно канонам той или иной религии обряды должны проводиться проводиться в рабочее время, либо работать в определенные дни или часы может запрещаться, либо в то время, когда согласно внутреннего распорядка учреждения осужденные должны отдыхать.

В этом случае конституционное право на свободу религиозных вероисповеданий перевешивает, так как согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, согласно правил внутреннего распорядка в «каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств».

То есть администрация учреждения должна учитывать такое обстоятельство, как императивные требования религии в тех или иных вопросах, так как ограничения чтения молитвы, например, когда по внутреннему распорядку учреждения положено отдыхать, не преследует правомерную цель ограничения прав, предусмотренную частью 3 статьи 55 Конституции России и не предусмотрено законом. Ограничение этого права может быть обжаловано в установленном законом порядке - н апример в суд, прокуратуру.

Везде возможен компромисс. Так, пропуск рабочего дня может компенсироваться за счет отработки в другое время, а выполнение молитвы в ночное время вообще не нарушает ничьих прав.

Законодатель настолько серьезно уделяет внимание свободе религиозных вероисповеданий в условиях лишения свободы, что согласно той же статье 14 УИК России осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров. Но, увы, здесь уже мы видим усмотрение администрации, а не обязанность.

И еще. Согласно статье 118 УИК России право на приглашение священнослужителей не может быть ограничено, даже если осужденный содержится в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, одиночных камерах. Даже здесь администрация исправительного учреждения по их просьбе обязана пригласить священнослужителя по выбору осужденных.

Гарантией соблюдения права на свободу совести и вероисповедания является установление уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению этих свобод. Согласно статье 148 Уголовного Кодекса России незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или совершению религиозных обрядов является преступлением.

Рустем Валиуллин, адвокат

вероисповедание свобода право сужденный

Согласно статье 14 Уголовно-исполнительного кодекса, осужденным гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, при этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения, исполняющего наказания, а также ущемляться права других лиц Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997. № 1-ФЗ // «Российская газета», 14.01.13., № 6. Ст. 14..

В 1990 году принимается закон РСФСР о свободе вероисповеданий, обеспечивающий возможность реализации права граждан на свободу вероисповедания на уровне международных стандартов. С принятием этого закона разрешился целый ряд вопросов в данной сфере. Вместе с тем его появление поставило немало новых проблем. К наиболее сложным из них относится проблема реализации права на свободу вероисповедания в местах лишения свободы.

С одной стороны, в соответствии с рассматриваемым законом начала складываться определенная практика реализации указанного права в местах лишения свободы. В основном практика обеспечения отправления религиозных обрядов. Однако в отдельных местах практика пошла дальше касающихся осужденных положений закона. Она стала охватывать обеспечение религиозного образования и другие аспекты религиозной деятельности. «В этой связи возник целый комплекс организационных и правовых вопросов относительно объема права осужденных на свободу вероисповедания, создания системы правового регулирования его реализации и т.д.».

Вместе с тем проблемы теории свободы вероисповедания не получили должного развития в пределах права на свободу совести, где преобладали интересы атеизма. Не получили они научной разработки и применительно к осужденным, содержащимся в местах лишения свободы. «Среди пенитенциаристов доминировала точка зрения, высказанная в 70 - 80-х годах А.А. Беляевым, А.А. Рябининым, А.Н. Игнатовым, А.Н. Фистиным, Б.Ф. Малаховым, суть которой сводилась к тому, что, поскольку церковь отделена от государства, администрация мест лишения свободы не обязана создавать осужденным условия для отправления религиозных культов и иной религиозной деятельности». Хотелось бы выделить основные стадии реализации прав осужденных на свободу вероисповедания. Выделение стадий процесса реализации права осужденных на свободу вероисповедания позволяет: во-первых, обеспечить необходимую урегулированность процесса реализации этого права; во-вторых, в рамках той или иной стадии предметно определить место и направленность каждого средства, используемого в целях его реализация; в-третьих, конкретизировать решение вопроса о создании каждому верующему осужденному условий для осуществления этого права.

По нашему мнению, процесс реализации рассматриваемого права состоит из трех основных стадий:

1. Стадии обращения осужденного за осуществлением его права исповедовать религию (внешним образом проявлять свою веру);

2. Стадии создания необходимых условий для практическогоосуществления права осужденных на свободу вероисповедания;

3. Стадии защиты права в случае его нарушения.

Рассмотрим механизм реализацииуказанного права на каждой ее стадии. Стадия обращения осужденного за осуществлением права действия управомоченной стороны, то есть осужденных, заключается в подаче заявления, свидетельствующего о намерении исповедовать религию и создании соответствующих условий. Обязанная сторона - администрация исправительных учреждений: а) принимает заявления у осужденных; б) разъясняет осужденным их права и обязанности, вытекающие из их специального правового статуса; в) выясняет особенности той религии, которую исповедуют подавшие заявления; г) проводитконсультации с экспертами; д) определяет те условия, которые необходимо создать для представителей данной религии; е) выносит решение, оформленное в виде приказа или распоряжения.

На второй стадии администрация решает вопросы, связанные с созданием материально-технических, организационно-правовых и финансовых условий для совершения верующими осужденными религиозных обрядов и занятий иной религиозной деятельности.

Третья стадия - стадия охраны (защиты) изучаемого права. Потребность в защите права осужденных на свободу вероисповедания возникает всякий раз, когда оно нарушено либо когда при его реализации создаются препятствия, возникает спор и т.д.

Необходимость устранения каких-либо ограничений в вопросах направления жалоб, предложений и заявлений имеет место.

«Существуют так же проблемы с созданием условий для совершения религиозных обрядов». В нашем исследовании мы не поддерживаем мнение тех ученых, которые считают, что верующим осужденным, лишенным свободы, следует разрешать только совершение индивидуальных культовых обрядов. Изучение практики показывает, что трудности в создании материально-технических условий связаны с предоставлением помещения для религиозных нужд. В некоторых регионах (Саратов, Санкт-Петербург) на территории колоний воздвигаются дорогостоящие церковные сооружения. Мы считаем, что, во-первых, это противоречит закону (ч. IV ст. 22 Закона РСФСР о свободе вероисповеданий), во-вторых, нарушает принцип равноправия верующих осужденных различных религий, что сопряжено с конфликтными ситуациями на религиозной почве. «Представьте себе ситуацию, когда на территории колонии в соответствии с принципом равноправия пытаются построить одновременно мечеть, церковь, костел и другие религиозные заведения» Мельникова Е.Н. Реализация конституционного принципа свободы совести в России (на материалах Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ). М.: «Эксмо». 2013. С. 81.. Предлагается в законодательном порядке предусмотреть в архитектуре колоний специальные помещения для религиозных нужд верующих осужденных.

Проведенное исследование показывает, что создание организационно-правовых условий предполагает решение следующих основных вопросов: организация пропускного режима священнослужителей в ИТУ и обеспечение их безопасности, содействие верующим осужденным в их приглашении; решение некоторых вопросов управленческого характера на уровне ИТУ; предоставление времени верующим осужденным для совершения религиозных обрядов и других религиозных мероприятий; организационно-правовое оформление религиозных общин верующих осужденных и некоторые иные. Так же священнослужителю должно быть предоставлено право посещать осужденных и по собственной инициативе.

«Для качественного решения вопросов, связанных с осуществлением права на свободу вероисповедания, возможно возложить на одного из сотрудников воспитательного аппарата ИТУ обязанности по взаимодействию с религиозными организациями. Наиболее сложным в создании организационных условий обеспечения совершения религиозных обрядов является выделение времени для этих целей представителям тех конфессий, религиозные обряды которых проводятся не в воскресные дни (для мусульман - пятница, адвентистов седьмого дня - суббота)» Ковлер А. Антропология права. М.: «Инфра-М». 2012. С. 154..

Мы предлагаем юридически закрепить возможность создания религиозных групп в местах лишения свободы. Возможно, внести Примерное положение о самодеятельных организациях и общественном фонде материальной помощи осужденным в исправительно-трудовых колониях.



Просмотров