Права всех собственников защищаются равным образом. Защита права собственности и иных вещных прав делится

Право собственности на жилое помещение может возникнуть по-разному: в результате приватизации, в порядке наследования или дарения, по договорам купли-продажи, мены и др. Переход и возникновение права собственности на жилые помещения подлежит государственной регистрации и подтверждается правоустанавливающими документами. Право собственности охраняется законом. Переход прав собственности на жилое помещение от бывшего к новому владельцу (отчуждение) может производиться несколькими способами.

Отчуждение может производиться посредством следующих сделок с жильём:

Купля-продажа;

Дарение;

Передача жилья по наследству.

Жилые помещения (квартиры, дома) – это недвижимое имущество. Право собственности на недвижимость, ограничение этих прав, их возникновение, переход, и прекращение подлежат государственной регистрации. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право собственности бессрочно. В России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом. Чтобы иметь гражданские права, и в том числе право собственности, гражданин должен быть правоспособным, а чтобы полностью самостоятельно их осуществлять, нужно быть дееспособным.

Право собственности на жилое помещение возникает только на основаниях, предусмотренных законом (по договору приватизации, купли-продажи, дарения, мены, ренты и др., в порядке наследования, при новом строительстве и др.).

Ля подтверждения права собственности на жилое помещение служат правоустанавливающие документы. Состав этих документов зависит от того, каким образом получено в собственность данное жилое помещение.

В России признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1 ). Имущество, и в частности жилые помещения, может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований (п. 2 ). Права всех собственников защищаются равным образом (п. 4 ).

Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ, Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежавшего ему имущества (в том числе и жилого помещения) любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе ():

Отчуждать своё имущество в собственность другим лицам (например, по договорам купли-продажи, дарения, мены, ренты, а также завещанию и др.);

Передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом (например, сдавать жилое помещение в наём, аренду);

Отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Однако при этом собственник должен использовать жилое помещение только для проживания граждан. Подобное ограничение прав собственника жилого помещения установлено гражданским законодательством (). Размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое (). Собственник жилого помещения не праве нарушать права и интересы других лиц. Собственник квартиры не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество жилого дома, а также совершать иные действия, влекущие передачу этой доли отдельно от права собственности на квартиру.

В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение или пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учётом требований гражданского и жилищного законодательства.

Собственник жилого помещения несёт бремя содержания этого помещения и, если это квартира, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Если это комната в коммунальной квартире, то её собственник несёт также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Предыдущая

Особенности приобретения и прекращения всех видов (форм) собственности, правомочий собственника (триады) независимо от субъекта права собственности могут устанавливаться лишь законом. Законом же определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

3. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество. Это общее, концептуальное положение, легализующее в российском гражданском законодательстве частную собственность, основу частного права.

Количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, по общему правилу не ограничивается.

Юридические лица как собственники принадлежащего им имущества в силу своей правовой специфики, безусловно, отличны от граждан, "конечных потребителей" всех благ, порождаемых собственностью. Но юридически закон уравнивает граждан и организации в правах собственников. Коммерческие и некоммерческие организации (кроме случаев, предусмотренных в законе) являются собственниками имущества, переданного им в виде вкладов, взносов и т.д. и приобретенного ими в дальнейшем.

Коммерческие организации по своей сути предназначены для достижения прибыли, иными словами, для приумножения собственности. Такие лица вправе использовать собственное имущество любым образом (при соблюдении налогового и иного публичного законодательства).

Общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его только для достижения целей, предусмотренных в их учредительных документах. Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность организации.

Любой тип и любая форма собственности, как бы высок в том или ином конкретном случае ни был уровень обобществления... могут существовать лишь при условии, что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим, а кто-то как к чужим. Без этого вообще нет собственности. С этой точки зрения любая форма собственности является частной...

(Ю.К. Толстой)

4. Право государственной собственности принадлежит Российской Федерации и субъектам Российской Федерации (федеральная собственность и собственность субъектов Федерации) и вследствие специфики его носителя предназначено для выполнения публичных, государственных задач. Государство обладает своим имуществом и защищает его на тех же основаниях, как и другие собственники.

В государственной собственности, существующей в общей инфраструктуре частной собственности, находят определенное выражение известные властные, публичные элементы, которые при последовательно демократической организации общества должны быть ограничены законом.


Государственная (и в решающей степени муниципальная) собственность занимает особое место по той причине, что причудливо соединяет определенные качества собственности вообще (причем только в некотором, неполном их объеме) с государственной властью, ее возможностью императивного властвования под обликом "собственности". В этой связи необходимо иметь в виду следующее: то, что именуется "государственной собственностью", лишено в полной мере указанных выше качеств собственности вообще (частной собственности). Публичная собственность является главным образом формой фиксации "достояния", "богатств", в той или иной мере имеет черты государственно-властного явления, преимущественно служит основой для распределения и властного перераспределения материальных средств среди населения (бюджет), а в области производства может участвовать в решении экономических задач главным образом путем административного принуждения и принудительного труда.

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.


3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.


Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.


4. Права всех собственников защищаются равным образом.




Комментарии к ст. 212 ГК РФ


1. В п. 1 комментируемой статьи перечисляются основные формы (виды) собственности, признаваемые в Российской Федерации. Вслед за ст. 8 Конституции в ней называются частная, государственная и муниципальная. Понятие "иные формы собственности", хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК не раскрывается.

2. Согласно ст. 8 Конституции права всех собственников на территории России признаются равными. Этот принцип последовательно воплощен в ГК в отличие от ГК 1964 г., который отдавал безусловный приоритет реализации и защите права государственной и общественной собственности (гл. 8 и 9, ст. 153 ГК 1964 г.). Тем самым понятие "форма собственности" во многом теряет то практическое значение, которым оно обладало ранее.

3. Государственная и муниципальная собственность в отличие от частной призваны обеспечивать интересы большого количества людей: народа Российской Федерации в целом; населения, проживающего на территории субъекта РФ; лиц, проживающих на территории городского или сельского поселения либо иного муниципального образования. В этих случаях субъектами права собственности выступают соответственно Российская Федерация в целом (федеральная государственная собственность), субъект РФ (государственная собственность субъекта РФ), муниципальное образование (муниципальная собственность).

В ситуации, когда указанные субъекты вступают в отношения собственности, характеризующиеся равенством их участников, к ним применяются нормы гражданского законодательства, определяющие участие в этих отношениях юридических лиц, если иное не вытекает из закона и особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК).

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи права всех собственников должны защищаться равным образом. Вместе с тем в силу публичного характера государственной и муниципальной собственности, т.е. в интересах большинства людей, и только в случаях, предусмотренных законом (п. 3 ст. 212), могут быть определены виды имущества, которые находятся исключительно в государственной или муниципальной собственности.

Впредь до принятия такого закона действует перечень этого имущества, содержащийся в приложении N 1 к Постановлению Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89; N 22. Ст. 1185) и в п. 2.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 (СА РФ. 1994. N 1. Ст. 2), а также перечни, содержащиеся в отдельных самостоятельных законах (например, в Законе РФ от 23 февраля 1995 г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" // СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713; Законе РФ от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024) и др. Перечисленные в указанных правовых актах объекты неотчуждаемы, а сделки, связанные с их отчуждением, должны признаваться ничтожными (ст. ст. 166 и 169 ГК).

Кроме того, могут быть установлены особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, а также особенности владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в частной собственности, собственности Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования. Так, только в государственную собственность может быть обращено имущество в порядке национализации (ст. 235 ГК). Ограничения на приобретение, владение, распоряжение и пользование оружием субъектом частной собственности предусмотрены Законом об оружии.

Новая редакция Ст. 212 ГК РФ

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Комментарий к Ст. 212 ГК РФ

В п. 1 комментируемой статьи воспроизведено положение ст. 8 Конституции РФ .

С гражданско-правовой точки зрения в комментируемой статье закреплено положение, согласно которому право собственности едино, но может различаться по субъектам. Все субъекты имеют по отношению к имуществу, находящемуся в их собственности, одинаковый объем правомочий.

Равные юридические возможности не исключают неизбежных особенностей в зависимости от субъектного состава.

Другой комментарий к Ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации

Как указано в ст. 8 Конституции РФ, все формы собственности признаются и защищаются равным образом. Следовательно, нет оснований говорить о приоритете одной формы собственности (ведущей, определяющей) по отношению к другим.

2. Фактически взаимоотношение форм собственности выступает как взаимоотношение собственников - Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических и физических лиц. Эти отношения строятся как отношения равных лиц.

Однако участие публичных образований в гражданском обороте связано с рядом особенностей, что и вызвало необходимость установления в связи с этим ряда специальных норм.

В частности, некоторые объекты гражданских прав могут находиться исключительно в государственной (например, недра) или муниципальной собственности. Законы, содержащие такие правила, являются законами об ограничении прав и потому их основанием могут быть только публичные интересы. Иным образом, кроме как путем издания специальных законов, такие ограничения вводиться не могут.

Кроме того, возможно установление особенностей приобретения и прекращения права собственности в зависимости от того, находится ли имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования.

В частности, способы распоряжения государственной, муниципальной собственностью, ее использования зависят от тех публичных целей, для обеспечения которых она предназначена. Соответственно, государство, муниципальные образования в лице компетентных органов не могут по своему усмотрению совершать распорядительные имущественные акты, влекущие утрату или приобретение объектов собственности, а должны руководствоваться законами, иными нормативными актами.

3. В то же время в отношениях с иными лицами государство, муниципальные образования выступают в гражданском обороте на равных основаниях, и совершенные ими гражданско-правовые сделки не могут быть оспорены исходя из того, что они не отвечают целям деятельности собственника - лица публичного права.

4. В силу ст. 209 ГК собственнику принадлежит вся полнота прав на вещь. По своему содержанию право собственности, принадлежащее государству или муниципальному образованию, не отличается от права собственности, принадлежащего частному лицу (физическому или юридическому). Собственник вправе совершать любые действия, не противоречащие законам и иным правовым актам. Следовательно, возможно установление посредством закона известных границ права собственности, в том числе путем закрепления правил и процедур реализации этого права. Лица публичного права, деятельность которых строго регламентирована, значительно более ограничены в осуществлении принадлежащего им права собственности, чем физические и юридические (частные) лица. В то же время это не означает, что в той мере, в какой лица публичного права ограничиваются в своем праве собственности, иные лица получают соответствующие правомочия. Таким образом, здесь нет и оснований усматривать ограничение права в его точном юридическом смысле, как это имеет место, например, в конструкции вещного права на чужую вещь. Скорее, можно говорить о том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, не может быть использовано в полной мере, а должно служить только определенным целям, имеющим публично-правовую природу. Соответственно, отмечается более низкая эффективность функционирования имущества, находящегося в публичной собственности, чем в частной.

5. С изложенных позиций следует оценивать попытки обнаружить неизвестные Конституции РФ и ГК формы собственности - коллективную, родовую, общинную и т.п. как проявление "иных форм собственности". С экономической точки зрения отказ от частной собственности влечет снижение эффективности ее эксплуатации, а с юридической - существенно ограничивает фактический объем возможностей, предоставляемых правом собственности.

Кроме того, во всех тех случаях, когда предлагаются "иные" формы собственности, с успехом может использоваться конструкция особого юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации) с наделением ее соответствующим имуществом.

6. В настоящее время до конца не урегулированы отношения собственности между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. К Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (Ведомости РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89) имеются приложения N 1 - 3, в которых поименно указаны объекты, относящиеся соответственно к федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований.

В то же время обсуждается, каким должен быть порядок передачи имущества из ведения Федерации в ведение ее субъекта, возможно ли изъятие или безвозмездная передача муниципального имущества в ведение субъекта Федерации или федеральное ведение. Детальное правовое регулирование в этой сфере пока отсутствует.

Необходимо отметить, что непосредственно законом не может быть установлено право собственности на конкретный объект, поскольку в силу ст. 8 ГК закон не может служить основанием возникновения гражданских прав. Он может установить только условия, при которых указанные в ст. 8 ГК юридические факты порождают права и обязанности.

7. При определении посредством закона условий передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Федерации необходимо учитывать, что согласно п. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Между тем к совместному ведению РФ и субъекта Федерации относится разграничение государственной собственности. Следовательно, приоритет здесь имеет федеральный закон. В то же время по иным, кроме указанного, вопросам управления собственностью, находящейся в ведении субъекта Федерации, преимущество отдается законам и нормативным актам субъекта Федерации.

  • Вверх


Просмотров