Штраф несвоевременное предоставление формы сзв м. Штраф за неточные сведения в сзв-м

Штрафные санкции за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР могут быть назначены по законодательству о персонифицированном учете и по статье 15.33.2 КоАП РФ. В последнем случае за нарушение сроков сдачи отчетности в ПФР назначается административный штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей. В статье расскажем про штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР в 2018 году, рассмотрим порядок расчета.

Состав и сроки представления отчетности в ПФР с 2017 года

Организации и индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников, либо заключившие гражданско-правовые договора с физическими лицами, представляю в ПФР с 2017 года следующие отчетные формы:

  1. Ежемесячно «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М – до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем. Читайте также статью: → « ».
  2. Раз в год «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц» по форме СЗВ-СТАЖ – до 01 марта года, следующего за отчетным годом.
  3. Ежеквартально Реестр застрахованных лиц по суммам дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и суммам взносов работодателя (софинансирование) – до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

По общему правилу, если срок представления отчетности приходится на выходной или праздничный день, сроком представления отчетности будет первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР

Штрафы установлены статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” и составляют:

  • за несвоевременную сдачу сведений по формам СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ, реестра застрахованных лиц штраф 500 руб. за каждого застрахованного лица.
  • за непредставление сведений или реестра в электронном формате штраф – 1 000 руб.

В электронном виде отчетность необходимо представлять, если численность застрахованных 25 и более человек.

Порядок применения штрафа ПФР в случае несвоевременной сдачи отчетности:

  1. При обнаружении нарушения сотрудник территориального органа ПФР составляет акт. Акт должен подписать уполномоченный сотрудник ПФР и страхователь (представитель страхователя). Если страхователь (представитель страхователя) отказывается подписать акт, об этом делается отметка в акте.
  2. Акт в течение 5 дней должен быть вручен страхователю одним из следующих способов:
  • лично под расписку
  • по почте заказным письмом (датой получения будет считаться 6-ой день с даты отправки)
  • в электронном виде по каналам телекоммуникационной связи (ТКС).

В случае несогласия с актом страхователь в течение 15 дней должен представить аргументированные возражения с приложением документов, подтверждающих его точку зрения.

  1. Акт, возражения к нему рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР в течение 10 дней после окончания срока на представление возражений по акту. Срок рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
  2. Акт обычно рассматриваются в присутствии страхователя (представителя страхователя), которого предварительно извещают о времени и месте рассмотрения акта. В случае неявки страхователя (представителя страхователя) акт может быть рассмотрен только руководством территориального органа ПФР.
  3. По результатам рассмотрения выносится решение либо о привлечении страхователя к ответственности за правонарушение, либо об отказе в привлечении к ответственности.
  4. Решение по акту доводится до страхователя одним из способов, перечисленным выше в пункте 2.
  5. Решение вступает в силу по истечении 10 дней с момента вручения.
  6. В случае несогласия с решением страхователь может обратиться с возражениями в вышестоящий орган ПФР в течение 3-х месяцев с того дня, когда узнало (или могло узнать) о нарушении своих прав.
  7. Страхователю направляется требование об уплате штрафных санкций в течение 10 дней со дня вступления решения в силу. Читайте также статью: → « ».
  8. Срок уплаты штрафа – 10 календарный дней с даты получения требования.
  9. В случае неуплаты штрафных санкций (неполной уплаты) их взыскание производится в судебном порядке.
  10. Срок давности по привлечению к ответственности за данное правонарушение – 3 года.

Документальное оформление правонарушения

Все перечисленные выше документы оформляются по формам, утвержденным ПФР в Постановление ПФР от 23.11.2016 № 1058п и вступившим в силу с 21 мая 2017 г.

Так, данным постановлением, например, утверждены:

  • форма акта о выявленном правонарушении;
  • форма решения о привлечении страхователя к ответственности;
  • форма решения об отказе в привлечении страхователя к ответственности;
  • форма требования об уплате штрафа за нарушение сроков сдачи отчетности в ПФР.

Код КБК на уплату штрафа

Так как штрафы за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР, назначается ПФР, оплачиваться они должны на КБК внебюджетных фондов, а именно

КБК 39211620010066000140

Как снизить штраф, назначенный ПФР

В законодательстве по персонифицированному учету снижение штрафов за несвоевременную сдачу отчетности не предусмотрено. Но любое решение проверяющих всегда можно оспорить в суде. На это указал, например, Конституционный суд РФ в Постановлении от 19 января 2016 г. № 2-П.

Компания может заявить о смягчающих обстоятельствах. Например, если нарушение сроков сдачи отчетности произошло впервые и составило всего несколько дней.

Пример – в Определение Верховного суда РФ от 6 сентября 2017 г. № 306-КГ17-11932. Некоторые случаи судебных разбирательств в пользу страхователя приведены в Таблице 1.

№ п/п Содержание дела (что удалось отстоять) Номер дела
1 Компания предоставила СЗВ-М за май 2016 г. на 51 человек в установленный срок. Позднее, обнаружив ошибку, представило дополняющий СЗВ-М на 21 человек. Последний был представлен в июле 2016 г. ПФР сочли, что сроки представления дополняющих сведений нарушены, был выставлен штраф на сумму 10 500,00, который полностью удалось отменить в суде. Была признана невиновность компании, самостоятельно обнаружившей ошибку (п. 39 Инструкции Минтруда от 21.12.2016 № 766н). Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03-924/2017, А16-1601/2016
2 Компания опоздала со сдачей формы СЗВ-М, т.к. пыталась отравить ее по ТКС в последний день сдачи отчетности, но отключили электричество и отправить форму не удалось. Начислен был штраф 74 тыс. руб. В суде ПФР доказывал, что отправка отчета в последний день срока – проявление недобросовестности. Уд признал отсутствие электричества объективной причиной, позволяющей сдать отчетность в более поздний срок. Компании удалось полностью отстоять свои права, штраф отменен. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17.07.2017 № А28-11249/2016
3 По причине тяжелых личных обстоятельств у единственного бухгалтера компании удалось снизить штраф за несвоевременное представление СЗВ-М в 10 раз. С 54,5 тыс. руб. до 5,4 тыс. руб. Срок просрочки – 16 дней. Суд отметил, что назначенная сумма штрафа не соответствует справедливости и соразмерности наказания. Правонарушение совершено впервые. Срок просрочки не очень большой. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.05.17 № А76-27244/2016
4 Компания опоздала со сроком сдачи СЗВ-М. Штраф был начислен в размере 2,1 млн. руб. (4 185 сотрудников). В суде удалось добиться снижения штрафа до 30 тыс. рублей (в 70 раз!) Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2017 № А56-68844/2016

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос № 1. Компания подала отменяющие сведения СЗВ-М с нарушением срока на 5дней. Будет ли штраф?

Штрафа в данном случае не будет. Как неоднократно отмечали сотрудники ПФР, отвечающие на вопросы бухгалтерских изданий, в данном случае речь идет об исправлении данных, уже представленных ранее и вовремя.

В данном случае штрафа не будет, так как страхователю дается 5 дней на исправление ошибок.

Вопрос № 3. Вправе ли ПФР списать штраф, начисленный за нарушение сроков представления отчетности с расчетного счета страхователя?

Нет, такой возможности у ПФР нет. Штраф может быть списан только по решению суда.

Если не сдать отчетность по форме СЗВ-СТАЖ своевременно, фонд оштрафует. Размер штрафа за СЗВ-СТАЖ в 2019 году зависит от нескольких критериев.

Не так давно у страхователей появилась новая форма отчетности в Пенсионный фонд о стаже - форма СЗВ-СТАЖ. За ошибки в сведениях и нарушение сроков сдачи предусмотрены штрафы, как и для любых видов отчетности. О суммах санкций читайте далее.

Штрафы за несдачу СЗВ-СТАЖ в 2019 году

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, 1 марта 2019 года - это крайний срок, когда страхователь должен отправить в фонд сведения о стаже сотрудников за 2018 год. Несмотря на то, что некоторые отделения ПФР установили свои графики приема сведений (это досрочная сдача), штрафовать за несдачу отчетности фонд праве, только если сведения не сданы до 01.03.2019 г. включительно.

На официальных сайтах некоторых региональных отделений ПФР стали появляться индивидуальные графики приема годового отчета СЗВ-СТАЖ. Указанные в них сроки сдачи СЗВ-СТАЖ за 2018 год отличаются от общего срока, указанного в законе (1 марта года).

Если не отчитаться до 1 марта 2019 года, штрафа за опоздание не избежать. Сумма штрафа за несдачу СЗВ-СТАЖ за 2018 год зависит от числа застрахованных лиц, на которых надо подать сведения. За каждого "физика" придется заплатить 500 рублей (ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Представление недостоверных сведений о стаже также обернется штрафом. Оштрафуют даже за случайную ошибку, которую работодатель допустил в персональных данных сотрудников. Штраф за ошибки в СЗВ-СТАЖ взимается в сумме 500 рублей за каждое физ. лицо, по которому фонд выявит неполные или недостоверные сведения.

Штраф за несдачу СЗВ-СТАЖ в 2019 году могут взыскать и с должностных лиц по 15.33.2 КоАП РФ. Сумма санкций - от 300 до 500 рублей .

Чтобы избежать штрафов, сдать отчетность надо заранее и оставить время на корректировку сведений, если фонд посчитает, что в форме есть ошибки или недостающие сведения.

Штраф за невыдачу сотрудникам СЗВ-СТАЖ в 2019 году

Выдавать сведения о стаже увольняющимся работникам организация-страхователь должна в последний рабочий день (ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ) независимо от того, попросил сотрудник документ или нет. Кроме того, если увольняющийся выходит на пенсию, надо отправить сведения в ПФР в срок не более трех дней с даты обращения работника (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).

Если сведения не выданы работнику и не отправлены в фонд, страхователя могут привлечь к ответственности по статье 5.27 КоАП РФ (см. таблицу), так как это уже нарушение трудового законодательства.

Суммы штрафов за невыдачу сотрудникам в срок СВЗ-СТАЖ

Не всегда ошибки в СЗВ-СТАЖ надо уточнять. Более того, некоторые ситуации вообще не будут ошибками. Например, ПФР прислал протокол с кодами 10 или 20, но компания заполнила отчет правильно.

Просим проконсультировать -может ли Организации отменить выставление административного штрафа в размере 500 рублей, учитывая что исправленный (дополняющий) отчет СЗВМ был сдан в течение 5 рабочих дней с момента получения Уведомления?

Организация получила из Пенсионного фонда Уведомление об устранении ошибки: один сотрудник не был включен в отчет СЗВ-М. На следующий день после получения Уведомления из Пенсионного фонда Организация сдала дополняющий СЗВ-М, указав данного сотрудника. Пенсионный фонд составил Акт о вяявлении правонарушений и приглашает на заседание для составления Протокола об административном правонарушении.

Однозначно сказать об успешной отмене штрафа не представляется возможным. Исходя из буквального толкования норм законодательства, Вы уточнили отчет в пятидневный срок, и штрафовать за это Вас не должны.

Предоставьте необходимые пояснения в ПФР. В случае, если Вам выпишут акт, Вы вправе оформить на него возражения (оспорить).

Как составить и сдать отчет по форме СЗВ-М

Как уточнить отчет

Уточненные формы подайте в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления из ПФР ( Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 21 декабря 2016 № 766н).

Что будет, если сдать СЗВ-М позже срока или с ошибками

Если отчет СЗВ-М сдать позже срока, то страхователя оштрафуют. Размер штрафа – 500 руб. за каждого застрахованного сотрудника.

Отчет СЗВ-М сдали своевременно, но указали в нем данные не по всем сотрудникам? Опять же компании выпишут штраф – 500 руб. за каждого застрахованного сотрудника, которого не внесли в отчет.*

Сдали вовремя, но в отчете неверные данные – тоже штраф. Размер тот же – 500 руб. за каждого застрахованного сотрудника, по которому привели недостоверные данные (например, указали неверный ИНН).

Если количество сотрудников 25 и больше, сдавать сведения по ним страхователь обязан в электронной форме. Если это правило нарушить и сдать СЗВ-М на бумаге, страхователя оштрафуют на 1000 руб. Это правило части 4 статьи 17 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ.

Новый срок, чтобы исправить СЗВ-М без штрафа

С 2017 года законодатели четко установили порядок и сроки исправления ошибок в отчете по форме СЗВ-М. Теперь штрафа не будет, если вы (см. схему 1 ниже):

  • - самостоятельно найдете ошибку и уточните сведения раньше, чем ошибку найдет ПФР;
  • - исправите ошибки, которые нашел фонд, в течение пяти рабочих дней после получения уведомления ПФР.

Схема 1. За какие ошибки и в каком размере ПФР оштрафует за СЗВ-М*

Новый порядок и сроки исправления ошибок в СЗВ-М установлены:

  • - в статье 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (далее - Закон № 27-ФЗ);
  • - Инструкции по персучету, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее - Инструкция по персучету).

Исправлять без штрафа можно ошибки в исходной СЗВ-М, которую вы ранее представили по застрахованным лицам ( п. 39 Инструкции по персучету). Но штрафа за СЗВ-М не избежать, если в исходную СЗВ-М вы ( п. 39 Инструкции по персучету):

  • - забыли включить застрахованное лицо;
  • - ошибочно включили застрахованное лицо.

Пять рабочих дней - новый срок для исправления СЗВ-М*

С 2017 года устранить ошибки и расхождения, которые выявил ПФР в сданном отчете, нужно в течение пяти рабочих дней (см. схему 2 ниже). Тогда штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо не грозит ( ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Схема 2. Сроки исправления сведений в СЗВ-М без штрафа*

В 2016 году исправлять ошибки без штрафа можно было только до окончания срока сдачи СЗВ-М. В 2016 году это было 10-е число месяца, следующего за отчетным. А если ошибку находил ПФР и вы получали уведомление - в течение двух недель ( п. 41 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н , утратила силу с 18.02.2017).

Пять рабочих дней отсчитывайте со дня, следующего за днем, когда пришло уведомление от ПФР. Фонд вправе передать вам его одним из способов:

  • - вручить лично под расписку;
  • - направить по почте заказным письмом;
  • - послать в электронном виде по Интернету.

Если ПФР направил уведомление по почте, он будет считать, что вы получили его на шестой день с даты отправления заказного письма ( ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Для фонда неважно, получили вы письмо или нет. Закон № 27-ФЗ не уточняет, о каких днях идет речь - календарных или рабочих. Ориентируйтесь на шесть календарных дней и регулярно проверяйте корреспонденцию.

Не исправите сведения за пять дней - ПФР составит акт*

Если вы получили уведомление ПФР, но не исправили сведения за пять рабочих дней, фонд составит акт. Как и уведомление, вы получите акт фонда одним из способов:

  • - лично под расписку;
  • - по почте заказным письмом;

Если отделение ПФР направило вам акт по почте заказным письмом, датой вручения акта будет шестой день с даты отправления заказного письма. Такой порядок установлен в части 7 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Не согласны с актом ПФР - пишите возражения*

Если вы не согласны с фактами, которые специалист фонда изложил в акте, а также с его выводами и предложениями, у вас есть 15 дней, чтобы представить письменные возражения ( ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

15 дней отсчитывайте со дня получения акта. Как определить срок подачи возражений, смотрите на схеме 3 ниже.

Схема 3. Срок, чтобы подать возражения по акту ПФР

Вы вправе подать в отделение ПФР письменные возражения:

К своим письменным возражениям по акту фонда приложите документы или их заверенные копии. Они подтвердят обоснованность ваших возражений ( ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Сколько дней ПФР рассматривает возражения

Акт, документы или их заверенные копии, а также ваши возражения по акту обязан рассмотреть и вынести решение руководитель отделения ПФР. На это ему отводится 10 дней со дня, когда закончился срок для подачи страхователем письменных возражений (см. схему 4 ниже).

Схема 4. Срок, когда ПФР вынесет решение о штрафе

10-дневный срок отделение ПФР может продлить, но не больше чем на один месяц ( ч. 9 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Отделение ПФР известит вас о времени и месте рассмотрения возражений по акту. Если вы не придете, руководитель отделения фонда рассмотрит их без вас ( ч. 10 ст. 17 Закона № 27-ФЗ) и вынесет одно из двух решений ( ч. 11 ст. 17 Закона № 27-ФЗ):

  • - о привлечении к ответственности;
  • - об отказе в привлечении к ответственности.

Когда и как вы получите решение руководителя ПФР

Решение руководителя отделения ПФР вы получите в течение пяти дней с даты вынесения решения одним из способов:

  • - лично под расписку;
  • - по почте заказным письмом;
  • - в электронном виде по Интернету.

Если ПФР направил вам решение по почте заказным письмом, датой вручения решения будет шестой день с даты отправления заказного письма ( ч. 12 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Решение руководителя отделения ПФР вступит в силу по истечении 10 дней со дня его вручения ( ч. 13 ст. 17 Закона № 27-ФЗ). Вы вправе обжаловать решение в течение трех месяцев в вышестоящем органе ПФР ( ч. 14 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Вам пришло требование об уплате штрафа за СЗВ-М

Предположим, руководитель отделения ПФР вынес решение о привлечении вашей компании к ответственности. Вы не исправили ошибки в СЗВ-М в течение пяти рабочих дней после получения уведомления фонда. Решение вступило в силу. В течение 10 дней ПФР передаст вам требование об уплате штрафа одним из способов:

  • - лично под расписку;
  • - по почте заказным письмом;
  • - в электронном виде по Интернету.

Два штрафа за СЗВ-М

ПФР может применить к компании два штрафа, если вы ( ст. 17 Закона № 27-ФЗ):

- нарушите срок сдачи СЗВ-М, представите неполные или недостоверные сведения - по 500 руб. за каждого сотрудника;

- вместо отчета в электронном виде подадите его на бумаге - 1000 руб. (для компаний с численностью 25 человек и больше).

Если ПФР направил вам требование по почте заказным письмом, датой вручения требования будет шестой день с даты отправления заказного письма. Такой порядок установлен в части 15 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Когда платить штраф. Уплатите штраф ( ч. 16 ст. 17 Закона № 27-ФЗ):

  • - в течение 10 календарных дней со дня, когда получили требование, если в нем не установлен другой срок;
  • - в срок, который указан в требовании. Он может быть больше 10 календарных дней.

Что будет, если вы не заплатите штраф. С 2017 года, если вы не уплатили штраф или уплатили его не полностью, ПФР взыщет штраф в судебном порядке. Это следует из части 17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

И это всё о нём — о штрафе за дополняющую СЗВ-М. После обращения в вышестоящую инстанцию получен ответ из регионального отделения ПФР «О рассмотрении жалобы». Разберемся, насколько убедительны тезисы ПФР, и приведем дополнительные аргументы в обоснование неправомерности взыскания штрафа по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Выдержка из ответа ПФР

Тезис № 1 о фабуле дела изложен в пятом абзаце письма-ответа. Из него следует, что страхователь не только не нарушал правовые нормы, но и прямо им следовал, поскольку тип формы «доп» (дополняющая форма), утвержден как раз для « дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период ». Основание: Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п.

Тезис № 2 изложен в шестом и седьмом абзацах и повествует о толковании ПФР пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 г. № 766 н.

Возражения на этот тезис следующие. Во-первых, из пункта 39 Инструкции совсем не следует, что речь в нем идет о застрахованных лицах, сведения на которых ранее предоставлялись в исходной форме . Это чистой воды домыслы ПФР, потому что критерий «застрахованного лица» — это не факт предоставления сведений о нем в ПФР, а факт его страхования в системе ОПС.

Отсюда застрахованное лицо — это вообще любое лицо , в том числе и то, индивидуальные сведения на которое предоставлены не были. Основание: пункт 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 N 167-ФЗ: «Застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим федеральным законом».

Во-вторых, практически невозможна в принципе ситуация, когда ПФР принимает исходные индивидуальные сведения с ошибкой (для исправления которой якобы впоследствии страхователю требуется сдать дополняющую форму).

Ведь во избежание ошибок по инициативе ПФР разработан и активно используется целый ряд программных обеспечений, перечень которых предоставлен в свободном доступе на официальном сайте ПФР. Каждая из этих квалифицированных программ легко способна сличить всего три позиции: Ф.И.О., СНИЛС и ИНН застрахованного лица. Положительный протокол входного контроля или отметка о принятии отчета гарантируют прохождение этого «проверочного фильтра» и наверняка свидетельствуют об отсутствии ошибок страхователя.

Поэтому пункт 39 Инструкции на самом деле о том, что финансовые санкции не применяются при самостоятельном обнаружении ошибки в индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (вообще, а не конкретно указанного в исходной СЗВ-М), и предоставления исправлений (то есть дополняющей СЗВ-М).

Тезис № 3 невозможно не процитировать: «...впервые представленные в отношении застрахованного лица сведения нельзя считать уточненными (исправленными ) » (выделено ПФР ). Оппонируя ПФР, следует заметить, что индивидуальные сведения — это не только содержание (информация раздела 4 СЗВ-М), но и форма отчета СЗВ-М, который так и называется «СВЕДЕНИЯ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», а аббревиатура СЗВ-М расшифровывается как «Сведения о застрахованных входящие — ежемесячные». Поэтому впервые предоставленные в отношении застрахованного лица сведения в дополняющей форме СЗВ-М безусловно считаются уточненными (исправленными) , поскольку уточняют (исправляют) исходную форму СЗВ-М «СВЕДЕНИЙ О ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦАХ», как то и предусмотрено Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 г. № 83п. В противном случае смысл предоставления дополняющей формы вообще отсутствует как таковой. Никто же не станет утверждать, что она придумана исключительно для того, чтобы штрафовать страхователей.

Нельзя обойти вниманием и тезис № 4 . Он о том, что страхователю вменяется нарушение Инструкции, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2016 г. № 766 н, вступившей в юридическую силу 19 февраля 2017 года и поэтому отсутствовавшей как таковой на дату предоставления страхователем дополняющих форм СЗВ-М (в рассматриваемом примере это декабрь 2016 года ).

Отстаивание ПФР противоположной точки зрения — это не только абсурд, но и нарушение части 3 статьи 15 Конституции РФ: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Тезис № 5 требует краткого пояснения. В рассматриваемом примере территориальный орган ПФР при вынесении санкций за дополняющие СЗВ-М 2016 года использовал не вступившие в юридическую силу формы Актов о выявлении правонарушения, утвержденные Постановлением Правления ПФ РФ от 23.11.2016 № 1058п. Изложенная в письме-ответе позиция регионального отделения ПФР такова, что это «не противоречит норме статьи 17 Закона № 27-ФЗ».

Но на самом деле ни в статье 17 Закона № 27-ФЗ, ни в каком другом нормативно-правовом акте нет и не может быть разрешения об использовании незарегистрированных и официально не опубликованных нормативно-правовых актов , и применять их действительно нельзя. Основание: пункт 10 Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 (ред. от 29.05.2017): «Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти...не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров».

Тезис № 6 представляется особенно интересным. ПФР не принимает во внимание собственное письмо от 14.12.2004 г. № КА-04-09-255/13379, поскольку полагает, что оно относится к периодам 2002-2009 годов и к формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2. И снова ПФР не прав. Во-первых, письмо не отменено и не изменено и действует по настоящее время. Во-вторых, конституционные принципы, изложенные в пункте 2.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2003 г. № 12-п, универсальны и отнюдь не привязаны к той или иной форме отчетности в ПФР. Речь здесь не о форме, а о содержании, это очевидно. Для тех, кто изложенного не понимает, в письме даже есть пояснения: «Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей ».

А еще подписавший письмо господин Куртин А.В., занимающий до настоящего времени должность первого заместителя Председателя Правления ПФР, кандидат экономических наук, обладатель звания «Заслуженный экономист РФ», награжденный «Орденом почета», медалью «В память 850-летия Москвы», полагает, что «такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР».

Поскольку в рассматриваемом примере руководитель регионального отделения ПФР считает иначе, тезис № 6 порождает две мысли: либо происходят «перегибы на местах», либо второе лицо в Правлении ПФР не в курсе интересов ПФР.

В тезисе № 7 ПФР затронул тему смягчающих обстоятельств и, несмотря на то, что страхователь об этом не просил (в связи с непризнанием неправомерности своих действий), кратко остановимся и на этом тезисе. Действительно, перечня смягчающих обстоятельств в Законе № 27-ФЗ нет, но это не значит, что органам ПФР вообще запрещено принимать такие обстоятельства во внимание. Основание: пункт 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 № 2-П: «Впредь до внесения необходимых изменений законодательство РФ о страховых взносах подлежит применению с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ, сформулированных в настоящем Постановлении».

Тезис № 8 — о проведении камеральных проверок, которых (как указано в письме ПФР) не существует как «понятия». Действительно, Закон 27-ФЗ не содержал и не содержит механизма выявления органами ПФР правонарушений страхователя, и этот пробел обнаружился в законодательстве после вступления в силу Закона от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ. Однако до 01.01.2017 г. в Федеральном законе № 212-ФЗ вполне конкретно существовали и работали нормы о проведении камеральной проверки, и о ее сроке — три месяца (часть 2 статьи 34). Исключение этих норм не в пользу страхователя, потому что ПФР теперь считает, что вправе проверять его в любое время и за любой период (тезис № 9 ).

Но поскольку Федеральный Закон от 03.07.2016 г. № 250-ФЗ, ухудшающий положение страхователя, обратной силы не имеет (ввиду отсутствия в нем соответствующей специальной оговорки), невозможна его ретроактивность, то есть применение к отношениям 2016 года. Следовательно, камеральная проверка форм СЗВ-М за декабрь 2016 года закончилась в марте 2017 года, не выявив никаких нарушений. Составленные впоследствии в мае 2017 года акты ПФР являются неправомерными также и потому, что вынесены за рамками законно установленных правил проведения камеральных проверок .

И, в заключение, немного позитива. Это — Постановление Арбитражного Суда Дальневосточного округа № Ф03-924/2017 от 10.04.2017 г. А, значит, страхователям есть резон отстаивать свои права и законные интересы.

Штраф за СЗВ-М может налагаться на основании норм, установленных несколькими законодательными актами. Однако в ряде случаев его можно избежать или обжаловать.

Кому и когда нужно сдавать форму СЗВ-М?

Данный отчетный документ сдают в ПФР все хозяйствующие субъекты, являющиеся работодателями либо заказчиками услуг физлиц по гражданско-правовым договорам. Форма сдается в срок до 15 числа месяца, что идет за отчетным. Либо в ближайший рабочий день, если крайний срок выпадает на выходной (п. 2.2 ст. 11 закона «О персонифицированном учете» от 01.04.1996 №27-ФЗ). При этом не имеет значения, выплачивается ли фактически заработная плата сотрудникам — отчетность сдается в любом случае, если в течение отчетного месяца у фирмы появились новые или были действующие договоры с работниками (подрядчиками).

Если штат работодателя более 25 человек, форма сдается в ПФР в электронном виде при условии ее заверения квалифицированной ЭЦП (п. 2 ст. 8 закона 27-ФЗ). Если сдана бумажная форма, в то время как по закону требуется именно электронная, работодатель может быть оштрафован на 1000 рублей (ст. 17 закона 27-ФЗ).

Мы подобрали для вас отличные сервисы электронной отчетности !

Форма СЗВ-М не сдана вовремя: последствия

Если работодатель не предоставил вовремя СЗВ-М в ПФР, он будет должен заплатить штраф в размере 500 рублей за каждого работника, о котором фирма обязана была отчитаться (ст. 17 закона 27-ФЗ).

ВАЖНО! Закон не делает различий ответственности по несданной форме СЗВ-М: не сдана ли она совсем или отправлена с опозданием, штраф будет одинаковым.

ПФР, обнаружив, что форма СЗВ-М не сдана работодателем вовремя, составляет акт и направляет его копию нарушителю, который в течение 15 дней вправе подать в ПФР возражения (ст. 17 закона 27-ФЗ). Получив их, фонд рассматривает акт и приложенные к нему документы еще в течение 10 дней. Затем принимает решение о штрафе, которое вступает в силу через 10 дней после вручения нарушителю. При этом данное решение может быть обжаловано в вышестоящей структуре ПФР в течение 3 месяцев.

ПФР, приняв решение о наложении штрафа, направляет работодателю требование о его уплате. Оно должно быть удовлетворено в течение 10 дней (если ПФР в документе не указал иного). При неуплате штрафа его сумма взыскивается с расчетного счета фирмы-работодателя (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Еще один штраф может быть выписан должностному лицу фирмы-работодателя — в величине 300-500 рублей (ст. 15.33.2 КоАП РФ). Но в этом случае он однократный и, как правило, выписывается на директора.

Что будет, если СЗВ-М сдана с ошибками?

Последствия зависят, прежде всего, от характера ошибок, допущенных при заполнении формы. Так, крайне нежелательно указывать в документе СЗВ-М неверные:

  • страховой номер лицевого счета работника (подрядчика по гражданско-правовому договору);
  • Ф. И. О. работника;
  • ИНН работника.

Если эти (и иные ошибки, которые фонд посчитает существенными) присутствуют в документе, то они могут рассматриваться как факты, свидетельствующие о предоставлении в ПФР недостоверных сведений. Санкции здесь те же, что и в случае с непредоставлением формы.

Однако ПФР не будет вас штрафовать, если:

  • в течение 5 дней после получения запроса вы направите в ведомство уточненные данные (п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н);
  • до обнаружения ошибки специалистами ПФР вы самостоятельно пришлете уточнения (п. 39 Инструкции № 766н).

Уточнения могут присылаться:

  • Посредством отправки в ПФР отменяющей СЗВ-М — с кодом «отмн» (например, если в форме ошибочно указаны данные об уволенном работнике).
  • Посредством отправки дополняющей СЗВ-М — с кодом «доп» (если в форме работодатель забыл указать данные о каких-либо работниках).
  • Возможны сочетания указанных форм и обычной. Например, форма с кодом «отмн» может отменить ошибочное сообщение о неверном ИНН, а отправленная вместе с ней обычная СВЗ-М — сообщить верный ИНН.

Как видим, оснований для наложения штрафов у работников ПФР немало, однако у вас в любом случае есть шанс уменьшить штраф в судебном порядке. Но для этого должны быть веские аргументы. Рассмотрим, какими они могут быть, на примере нескольких судебных прецедентов.

Как уменьшить штраф за не сдачу формы СЗВ-М?

Основаниями для уменьшения штрафа в судебном порядке могут быть:

  1. Допущенная просрочка в предоставлении формы СЗВ-М при последующей отправке полной и корректной отчетности в ПФР (решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.09.2016 № А60-33366/2016).
  2. Просрочка в предоставлении формы, которая допущена работодателем впервые и на незначительный срок (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2017 № А56-92305/2016).
  3. Нарушения со стороны ПФР при оформлении акта о непредоставлении формы вовремя (решение Арбитражного суда Красноярского края от 08.09.2016 № А33-17962/2016).

Прочими аргументами за принятие решения судом в пользу налогоплательщика могут быть такие:

  • выполнение фирмой социально значимых задач в регионе;
  • наличие безупречной репутации при выполнении других обязанностей перед бюджетом;
  • наличие объективных технических и организационных препятствий для отправки документов в ПФР в срок.

Но с большой долей вероятности суд не встанет на сторону налогоплательщика, если установит, что у фирмы были все возможности сдать документ задолго до крайнего срока, а при попытке сдать его в последний день возникли технические проблемы, например перебои с интернетом (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 № А56-70942/2016).

Несвоевременная сдача отчета СЗВ-М в ПФР может обернуться для работодателя немалым штрафом — в величине 500 рублей на каждого работника (или подрядчика по гражданско-правовому договору). Кроме того, в административном порядке может быть оштрафован директор на 300-500 рублей. Работодатель вправе обжаловать штраф за непредоставление отчетности непосредственно в ПФР, в вышестоящей организации или в суде.



Просмотров