Средства самоспасения во время пожара с верхних этажей. Автоматическое канатно-спускное устройство Life Line

Представьте себе такую картину: 3.30 утра, вы видите уже не первый сон и ничего не тревожит вашу блаженную безмятежность. Вдруг будто ледяной водой вас обдает ревущим сигналом пожарной сирены. Вы резко встаете, в темноте и суматохе вместе с десятком сонных товарищей быстро натягиваете сапоги, хватаете с полки шлем и летите вниз с шестиметрового шеста со скоростью ракеты.

Это сцена разыгрывается три или четыре раза за ночь во многих городских пожарных частях, и одной из самых важных составляющих процесса сборов является пожарный шест. С момента его изобретения и внедрения в конце XIX века, он стал неотъемлемой частью профессии, почти такой же известной как фирменные усы пожарников или их талисманы - далматинцы. Во время школьных экскурсий в пожарные части шест неизменно привлекает повышенное внимание детей как символ опасных, но захватывающих будней тех людей, которые рискуют своей собственной жизнью.

Палка о двух концах

Преемник лестницы, шест через 150 лет после изобретения стоит на пути к вымиранию. В период своего расцвета этот атрибут пожарных частей совершил настоящую революцию: он позволил командам максимально оперативно реагировать на тревогу, быстрее добираться до машин и, в конечном счете, спасти жизни тех, кто оказался в огне.

Но шест - это «палка о двух концах». Он способен сократить время прибытия на место происшествия, но в то же время он является потенциально опасным (даже смертельно) изобретением для каждого, кто спускается с его помощью. В архивах хранится немало документов, подтверждающих десятки несчастных случаев с летальным исходом и сотни — с получением серьезных травм. Сегодня все больше пожарных частей вообще отказываются от шестов и реконструируют старые постройки для соблюдения техники безопасности.

Пожарные сидят у шеста (1905 год)

История пожарного шеста — это летопись инноваций и трагедий. В 1736 году Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin) предпринимает попытку создания общих стандартов для всех пожарных депо США. На протяжении следующего столетия в арсенале команд появятся ведра, шланги, в зданиях будут установлены лестницы, но скорость реакции все еще будет оставаться невысокой.

Большинство пожарных частей в XIX веке находились двух- или трехэтажных зданиях. Как правило, на первом этаже располагались конные пожарные экипажи и лошади, на втором — помещения для отдыха пожарных, и, в некоторых случаях, третий этаж использовали как склад для сена. Зачастую, когда работники готовили еду на своем этаже, с первого по лестнице поднимались любопытные лошади, которых потом было довольно сложно спустить назад:)

Чтобы решить эту проблему, начали устанавливать узкие винтовые лестницы, по которым животные подняться уже не могли. Это нововведение, однако, привело к более насущной проблеме: при звуке сирены десятку пожарных нужно было одновременно (и максимально быстро) спуститься по такой лестнице, но ее конструкция затрудняла оперативное реагирование, и время вызова стало увеличиваться. А во времена отсутствия технологий при пожаре на счету была каждая секунда.

Но все изменилось в 1878 году волею случая. Капитан Chicago’s all-black Engine Company Дэвид Кеньон (David Kenyon) помогал пожарному уложить стог сена на третьем этаже пожарной части, как вдруг раздался сигнал тревоги. На этом этаже был длинный деревянный шест, который использовался при транспортировки сена. Недолго думая, пожарный соскользнул вниз по шесту и оказался внизу гораздо раньше своих коллег, спускавшихся по винтовой лестнице.

Пожарный шест рядом с винтовой лестницей

Кеньон был потрясен: он увидел большой потенциал в таком способе спускаться вниз. На следующей неделе капитан убедил начальника отдела утвердить это нововведение и установить столб, а сам согласился следить за его техническим обслуживанием. Тогда рабочие вырезали отверстие в полу двух верхних этажей и установили шест диаметром в 3 дюйма (7, 5 сантиметра), изготовленный из сосны. После покрытия лаком и парафином он был готов к использованию.

После такого нововведения над Кеньоном и всей его частью стали смеяться коллеги из других депо в Чикаго. Команда просто лишилась разума, считали они, раз использует такой странный способ спускаться вниз. Но Кеньон и его коллеги быстро заработали репутацию самой оперативной бригады: порой им удавалось прибывать на место происшествия на 10 минут раньше остальных. Этот факт привлек повышенное внимание к новому изобретению.

Спустя несколько месяцев начальник департамента приказал установить шесты в каждой пожарной части в Чикаго. В 1880 они также появляются в депо в Бостоне, а после — становятся стандартом для всех пожарных станций США.

Никто не станет спорить, что работа пожарного крайне опасна. По статистике за последние 35 лет (без учета терактов 11 сентября), в среднем в год погибают 116 пожарных. Виновниками травм и даже летальных исходов стали не только происшествия, но и пожарные столбы.

Еще в 1885 году были зафиксированы случаи падения пожарных с шеста во время спуска. Некоторые просто оступались и падали вниз. Целая серия таких инцидентов произошла в начале ХХ века. По данным архивов, только в шести крупных городах США: Нью-Йорке, Бостоне, Сент-Поле, Лос-Анджелесе, Чикаго и Филадельфии — было зарегистрировано 18 смертельных случаев, связанных с пожарным шестом в период с 1890 по 1930 год. Происшествия разнообразны: в 1904 году молодой сотрудник упал с 6-метровой высоты во время пожарной тревоги; капитан Томас С. Хоум (Thomas S. Home) проснулся посреди ночи и, не увидев дыру в полу, упал вниз и разбился насмерть. Служащий из Чикаго соскользнул вниз слишком быстро, раздробил коленные чашечки и спустя несколько месяцев умер от инфекции.

Несмотря на эти инциденты, меры безопасности, такие как перила и ограждения вокруг отверстий в полу, смягчающие коврики на первом этаже, практически нигде не были внедрены вплоть до середины 1950-х годов. Даже тогда инциденты с пожарными шестами продолжались.

В 1959 году в Сент-Поле пожарный споткнулся о свои шнурки, перегнулся через перила и упал головой вниз с высоты 9 метров. Еще одна трагедия произошла спустя два года в Бостоне, где лейтенанта во время спуска по шесту сломал шею.

Сегодня количество таких инцидентов уменьшилось (всего их было зафиксировано четыре, начиная с 2000 года), но меры безопасности так и не смогли сократить число крупных и мелких травм. По данным Управления здравоохранения (Occupational Safety and Health Administration), за последние 30 лет (1984-2014) произошли сотни случаев с получением самых различных травм, от сломанной лодыжки или пальца до повреждений черепа.

23 декабря 2003 года пожарный из Сиэтла Марк Джонс (Mark Jones) проснулся посреди ночи, чтобы сходить в туалет, и упал в отверстие для шеста. Документы, предоставленные позднее в суд, так фиксируют причиненный вред: «Марк получил тяжелые травмы в результате падения с высоты 15 футов (4,5 метров), в том числе черепно-мозговые травмы и обширные телесные повреждения. Травмы мозга включали сотрясение, кровоизлияние в лобную долю и т.д. Марк сломал таз в нескольких местах, многие позвонки и почти все правые ребра. Его легкое было пробито, мочевой пузырь лопнул. Марк позже перенес операцию по удалению некротических тканей, которые мешали его легким расширяться».

Джонс впоследствии подал в суд города Сиэтл за халатность и получил 12 750 000 долларов в качестве возмещения ущерба. После этого случая в Сиэтле запретили пользоваться пожарными шестами и вложили немалые средства в ремонт всех 32 местных депо.

Этот случай был не единственным: совсем недавно, в марте 2014 года, нью-йоркский пожарный подал иск в суд после того, как получил перелом позвонка нижней части позвоночника в результате скоростного спуска со столба. Он утверждает, что просто не мог контролировать скорость и жалеет, что даже после череды подобных инцидентов, пожарным приходится использовать шест.

За и против

Сегодня когда-то знаковый атрибут каждой пожарной части используется все реже. С появлением автомобилей отпала необходимость в содержании лошадей на первом этаже зданий и использовании многоуровневых депо. Несчастные случаи (которые продолжались, несмотря на защитные приспособления) заставили чиновников пересмотреть роль пожарного шеста. Гарольд Шайтбергер (Harold Schaitberger), президент Международной Ассоциации пожарных (International Association of Firefighters), прокомментировал эту проблему в интервью для The New York Times: «С появлением современных частей шесты уходят все дальше в прошлое. Новые здания возводятся уже без отверстий в полу. Вместо них устанавливаются лестницы».

Тем не менее, пока человечество не может придумать достойную альтернативу пожарному столбу, которая позволяла бы так же экономить время. Некоторые пожарные части пытались внедрить разнообразные приспособления, но все они оказались неэффективны. Другие просто вернули все на круги своя и опять стали пользоваться лестницами. Один из пожарных, Кен Мелвилл (Ken Mulville) признается, что лестницы были и будут одним из самых неудобных способов спускаться вниз:

«Это просто нелепо, мы были потрясены, когда узнали, что нам опять придется бежать по лестнице. Такой спуск занимает секунд 20, а пожарный столб позволяет быть внизу уже через секунду. И даже эти секунды могут быть решающими, когда мы едем на вызов».

Хотя случаи серьезных травм и даже летальных исходов имеют место быть, такие инциденты происходят нечасто, если учитывать, сколько раз пожарные спускаются по шесту каждый день. Для пожарных выбор за или против превращается в моральную дилемму: этот способ, безусловно, опасен, но, тем не менее, он остается одним из наиболее эффективных и позволяет экономить до 30 секунд.

Рассказывает один пожарный из Массачусетса:

«В нашей части есть столб, и я считаю его одной из самых опасных вещей в здании. Вокруг отверстия наверху установлены перила, но один неверный шаг возле шеста — и вполне можно упасть вниз. Во время спуска довольно сложно контролировать скорость, что уж говорить о падении. Но я не могу и представить себе более быстрый способ для нескольких человек спуститься вниз. Впятером, кувыркаясь на лестнице, вы более вероятно свернете себе голеностоп. Я использую шест каждый раз во время вызова».

На решение чиновников повлиял и такой фактор как стоимость. Со всеми приспособлениями для обеспечения безопасности новый столб стоит около 150 000 $ — гораздо больше, чем обычная бетонная лестница.

Какое же будущее ждет пожарный шест? Национальная ассоциация противопожарной защиты (The National Fire Protection Association), главная организация, которая устанавливает стандарты для сферы, призвала к демонтажу всех столбов со станций в США «в целях обеспечения безопасности». Организация предусматривает использование, прежде всего, одноэтажных зданий. В других сооружениях шесты могут остаться, но с обязательным использованием ограждений и ковриков.

Хоть пожарный столб и признан устаревшим изобретением, он остается одним из последних символов довоенных частей. И для многих пожарных, как, например, для лейтенанта Джеффа Монсена (Jeff Monsen), использование столба — это давняя и непререкаемая традиция. «Если я попадаю в другую пожарную часть, первое, что я спрашиваю: где у вас шест?», — говорит он.

Отвага, мужество, героизм – именно эти слова приходят на ум при мысли о пожарных. Одна из особенностей людей столь необходимой профессии – скорость реагирования и прибытия на место, где произошло возгорание. Что помогает пожарным сократить время на сборы и так быстро приезжать в пункт назначения? История пожарного шеста наглядно демонстрирует нам тот факт, что простое на вид изобретение может оказать огромное влияние на скорость оказания помощи при пожаре.

Приспособление, ускоряющее время

Пожарный шест или спусковой столб – это неотъемлемый помощник в экономии драгоценных минут при вызове. Чаще всего такой столб изготавливается из металла или дерева и применяется для более быстрого спуска пожарных с верхних этажей.

Как правило, пожарные части в России, да и в других странах имеют несколько этажей:

  • на первом располагается автомобильная техника, потому чаще всего он назвается гаражом;
  • на втором и более высоких этажах расположены комнаты отдыха, учебные классы, кабинеты руководства.

Отважные борцы с огненной стихией находятся на верхнем этаже до того момента, пока не поступит сигнал тревоги, свидетельствующий пожарным, что им необходимо максимально быстро надеть экипировку, а также спуститься вниз, занять места в пожарных машинах и отправиться на вызов.

Как все началось

История пожарного шеста началась более века назад, и за все время своей эксплуатации он зарекомендовал себя как отличный помощник огнеборцев. В XIX столетии пожарное депо относительно планировки и расположения объектов являлось типичным:

  • весь имеющийся инвентарь размещался на первом этаже, где также находились кони и пожарные ходы,
  • на втором этаже располагались помещения для дежурных смен, куда входили не только бытовые комнаты, но и спальня,
  • третий этаж, чаще всего, использовался для хранения запасов, применяемых для корма коней депо.

Во время строительства пожарных частей вплоть до конца XIX века использовали лестницы спирального типа. Несмотря на то, что применение обычных лестниц могло упростить процесс их возведения, их не использовали в связи с особым любопытством лошадей, которые при возможности могли бы по ним вскарабкаться. Конечно, время спуска пожарных по спиральной лестнице было не самым лучшим и быстрым, периодически борцы с огнем подворачивали в спешке лодыжки на узеньких ступеньках, но это был единственно возможный вариант спуска на тот момент.

Все изменилось благодаря наблюдательному капитану Дэвиду Кеньону. Он служил в пожарном депо № 21, которое находилось в Чикаго (США) и однажды заметил, как один из огнеборцев по имени Джордж Рейд грузил сено на чердаке вилами с длинной ручкой из дерева. Опустив их на пол первого этажа и уперевшись на них, Джордж съехал по вилам вниз. Именно эти ловкие действия пожарного дали капитану Кеньону идею установить в проделанное заранее отверстие между этажами шест, который бы помогал быстро спускаться вниз при сигналах тревоге.

После проведения необходимых согласований в 1878 году в депо № 21 в Чикаго установили шест диаметром 7,62 см (3 дюйма), изготовленный из сосны. Для того чтобы обеспечить максимальное скольжение, шест покрыли несколькими слоями лака, а затем и воска. Появление пожарного шеста изначально вызывало множество насмешек со стороны коллег, но совсем скоро все полностью изменилось. Причиной тому стали наблюдения, что пожарные депо № 21 прибывали на место вызова значительно раньше своих сослуживцев из других частей, особенно, если сигнал поступал ночью. В скором времени шесты были установлены во всех имеющихся пожарных депо города.

С течением времени шесты стали изготавливать не из дерева, а из меди. Несмотря на это, спусковые столбы являются довольно травмоопасными. Если при скоростном спуске неправильно применять шест, то можно получить и переломы, и ожоги от сильного трения. Именно по этим причинам в некоторых современных частях пожарные шесты модернизируются и дополняются особыми приспособлениями для безопасности, в других же их демонтируют и стараются найти альтернативное решение.

В жилых высотных домах пожары в основном захватывают на много больше площади чем на более нижних этажах, особенно если в помещении находятся разлитые жидкости (Керосин, бензин) Если ваша квартира да и сам многоэтажный дом — газифицирован, то это может спровоцировать большой взрыв. Одним из главных предвестников пожара является запах палёной резины. Такой запах возникает из-за перегрузки в электричестве при которой происходит воспламенение изоляции. Данное воспламенение поджигает всё вокруг.

Наряду с возникновением запаха исчезает свет. Если вы знаете основные признаки пожара, то вы сможете своевременно его предупредить и спасти не одного человека. При возникновении пожара, вы в первую очередь должны сообщить о возникновении данной ситуации в пожарную часть, после чего вам нужно укрыться от пожара или произвести попытку самостоятельного спасения.

Самоспас

Данное устройство для спасения имеет в наличии канат и автоматическую спусковую систему. Он предназначено для экстренной эвакуации пострадавших с верхних этажей горящего дома. Для того, чтобы начать использовать спасательное устройство Самоспас, вам не нужно иметь каких либо специальных навыков или проходить специальное долгое и сложное обучение. Также Самоспас не нуждается в регулировании и держит одинаковую спусковую скорость, независимо от веса пострадавшего.

Когда произошло спускание одного потерпевшего, с поверхности земли подтягивается следующая косынка, которая заберёт второго пострадавшего. Таким образом, происходит спасение пострадавших, которые в момент пожара находились в опасной зоне.

Преимущества самоспосателя «самоспас»

  • Работает на высоте до 300 метров.
  • Имеет устойчивость к атмосферным условиям и может работать в самых сложных погодных условиях, даже при дождливой, ветреной, снежной погоде и температуре от -40 до + 40.
  • Максимальная разрывная нагрузка, которую может выдержать косынка — 1200 кг.

Ограничения самоспасателя

  • Ограничение по максимальной спусковой скорости, она не превышает 1.3 метра в секунду.
  • Максимальный вес, который может выдержать Самоспас, колеблется от 40 до 200 кг.

Одним из самых главных элементов является трос, который состоит из оплетки полиамида и имеет металлический сердечник, диаметр которого составляет 4,2 мм. Соединяющим моментом между пострадавшим и тросом, является косынка спасательного устройства. Косынка в Самоспасе — треугольная, изготовленная из очень прочной ткани.

Также в данной спасательной системе, есть карабин, он предназначен для того, чтобы соединить корпус с некоторыми точками крепления, которые имеют соответствия с ГОСТом.

Средство самоспасения является крайне мерой эвакуации людей при пожаре. Действенными и эффективными мерами являются , и . При условии, что они выполняются регулярно, а не формально.

Тогда, когда пожар отрезал вам все пути, самым подходящим выходом из этой ситуации будет использование Самоспаса, так как это очень простое в использовании и полностью автоматическое средство спасения.

Моноспас

Моноспас — это ещё одно устройство для спасения, которое носит индивидуальный характер.

Многие жители высотных домов во время возникновения пожара оказываются в заложниках — пламя и дым закрывает пострадавшим людям доступ к пожарным выходам.

Характеристика самоспасателя

  • Скорость спуска поддерживается в автоматическом режиме.
  • Моноспас доступен в комплектации 15,30 и 50 метров.
  • Моноспас имеет ограничение по максимальной высоте, которая равняется 50 метрам.
  • Данные параметры позволяют спастись абсолютно неподготовленному человеку без каких либо трудностей.


Заметка эксперта

Задать вопрос эксперту

Если у вас есть Моноспас, то у вас есть свой пожарный выход, вы сможете легко и быстро спастись от пожара. Моноспас является одним из основных средств спасения с высоты при пожаре. Также, оно даёт возможность спасти своих близких.

Сферы, в которых используют Моноспас и Самоспас

Одна из самых главных сфер применения Моноспаса и Самоспаса — это спасение пострадавшего в пожаре человека из жилого или нежилого помещения, а именно из офисов. Также, данное средство используется для эвакуации крановщиков из мостовых кранов.

Характеристики устройств для спасения Моноспас и Самоспас

  • Максимальный вес пострадавшего, который может использовать данные устройства составляет 120 кг.
  • Максимальная высота, которая позволяет применять устройства составляет от 15 до 50 метров.
  • Максимально разрешённая нагрузка для троса составляет 1200 килограмм.
  • Подготовка устройства к спуску занимает не больше одной минуты.
  • Специальная подготовка для использования не нужна.
  • Максимально допустимая спусковая скорость составляет 1 метр в секунду. Регулировку скорости производит тормозной блок в автоматическом режиме.
  • Максимальный срок использования — 5 лет.

Хотим также сказать, что кроме двух основных устройств для эвакуации, существует ещё одно устройство под названием «Rescue». Единственным минусом данного устройства является то, что оно требует опыта и умения в обращении. Оно подходит для самостоятельного и принудительного спускания пострадавших с высотных объектов. В сборке с данным устройством идёт дополнение, ещё одно устройство — «АнтиПаник», оно обладает спусковой скоростью с ручной регулировкой, повышенной прочностью и максимальной высотой использования в 50 метров.

Средство эвакуации с высоты и спасения при пожаре и авариях.

Устройство канатно-спусковое пожарное автоматическое (УКСПа)-«Автоматическая Система Спуска «Life Line» предназначено для индивидуального и группового спуска людей из многоэтажных зданий и сооружений в чрезвычайных ситуациях. С помощью устройства можно осуществить аварийный спуск из квартиры, подъемного крана, эвакуировать рабочего с высоты. Автоматическая спусковая система позволит безопасно совершить спуск с высоты практически любого здания. Автоматическое самоспасательное устройство используется как средство спасения при нештатной ситуации.

  • «Система «Life Line»- это самоспасательная система многоразового использования ине требует специального обучения или подготовки.
  • «Система «Life Line»- это устройство эвакуации с высоты до 100 м., работает по принципу канатно-спускового устройства качельного типа — пока спускается один человек, второй конец троса поднимается вверх, на нем спускается второй человек и т.д. Доступна в эксплуатации, позволяет повторное использование поочередно, если необходимо эвакуировать группу людей.
  • «Система «Life Line» имеет большой запас прочности, работает автоматически и независимо от веса человека, опускает его до земли с неизменной скоростью (средняя около 1 м/сек), без ускорения, используя вес самого эвакуируемого.
  • «Система «Life Line» может быть установлена в любом помещении с выходом наружу здания- окно, балкон, терраса, либо подана для эвакуации верхового рабочего.
  • «Система «Life Line» сертифицирована в области пожарной безопасности.

Стоимость: Life Line-120 — рублей/комплект*

Life Line-150 — рублей/комплект*

Основные технические характеристики:

Наименование параметра

Life Line (120)

Life Line (150)

Высота спуска (длина троса)

от 9 до 100 м

от 9 до 100 м

Скорость спуска (средняя)

Время приведения в рабочее состояние

около 1 мин.

около 1 мин.

Масса тормозного устройства

Использование «Системы Life Line» при эвакуации.

Действие 1. Извлеките Систему из контейнера для хранения. Присоедините тормозной блок к точке крепления.
Действие 2. Наденьте ремень (косынку) вокруг груди и плотно затяните.
Действие 3. Сбросьте вниз катушку с канатом.
Действие 4. Спускайтесь лицом к стене. Не совершайте излишних движений- система сама опускает человека на маленькой скорости. После приземления снимите ремень.

Меры безопасности при использовании системы.

Внимание! Для безопасного использования Системы, следуйте, пожалуйста, главным положениям инструкции по эксплуатации.

  1. В целях безопасной эксплуатации системы внимательно ознакомьтесь с инструкцией и пользуйтесь Системой в соответствии с ней.
  2. Используйте Систему только при возникновении пожара или другой чрезвычайной ситуации в целях эвакуации из квартиры или другого помещения. Используйте Систему только в крайнем случае, когда другие пути эвакуации при пожаре (двери, лестницы, лифты) невозможны. Не используйте данное устройство в иных целях. Запрещается проведение тренировочных и демонстрационных спусков без страховки.
  3. Не допускается применение данной Системы для большей высоты, чем указано в паспорте системы.
  4. Спуск осуществляется по 1 человеку за один раз, не перегружайте трос. Дети, пожилые люди, инвалиды нуждаются в помощи при использовании.
  5. Храните Систему в непосредственной близости от путей эвакуации, чтобы легко найти при аварийных ситуациях.

*- Базовая комплектация без троса.

Цены, указанные на сайте, носят исключительно информационный характер и не являются публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (п.2) Гражданского кодекса РФ

Оперативная покупка

ГДЕ МОЖЕТ ПРИГОДИТЬСЯ АВТОМАТИЧЕСКОЕ САМОСПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

    Пожар в многоэтажке превращает людей в заложников. При спуске с верхних этажей среди жителей начинается паника. Количество жертв, пострадавших в



Просмотров