Знак смежных прав. Знак правовой охраны смежных прав

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Комментарий к статье 1305 Гражданского Кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает знак правовой охраны смежных прав, а также определяет порядок его использования. Данная статья изложена Законом 2014 г. N 35-ФЗ полностью в новой редакции, однако изменением является лишь указание на новый способ размещения этого знака, о чем сказано ниже. Использование такого знака правовой охраны предусмотрено и регламентировано ст. 11 Римской конвенции. До принятия комментируемой части соответствующее, но менее детальное регулирование содержалось в п. 4 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах.

Использование знака правовой охраны смежных прав является правом изготовителя фонограммы и исполнителя, а также иного обладателя исключительного права на фонограмму или исполнение, причем реализуемым лишь в целях оповещения о принадлежности исключительного права. Это основано на норме п. 2 ст. 1304 комментируемого параграфа, устанавливающей, что для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Ранее в п. 4 ст. 36 Закона 1993 г. об авторском и смежных правах так и предусматривалось: для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей; производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав. В статье же 11 Римской конвенции использование знака правовой охраны предусмотрено как подтверждение выполнения соответствующих формальностей в случае, когда национальное законодательство Договаривающегося государства в качестве условия предоставления охраны прав изготовителей фонограмм, или исполнителей, или их обоих требует соблюдения определенных формальностей.

В состав знака правовой охраны смежных прав в соответствии с комментируемой статьей входит три элемента - латинская буква "P" в окружности (первая буква слова "Phonorecord" или "Phono-record", англ. "звукозапись"), имя или наименование обладателя исключительного права, год первого опубликования фонограммы. Такая структура знака правовой охраны определена в ст. 11 Римской конвенции.

В комментируемой статье также определены способы использования знака правовой охраны смежных прав: знак охраны помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со ст. 1310 комментируемого параграфа при использовании фонограммы или исполнения. Указанная статья посвящена информации о смежном праве. Положение, отсылающее к указанной статье, введено в комментируемую статью Законом 2014 г. N 35-ФЗ.

Наряду с этим комментируемая статья вводит определения понятий экземпляра фонограммы и отображения звуков: под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме; под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств. Закон 1993 г. об авторском и смежных правах содержал определение только понятия экземпляра фонограммы. Это понятие было определено так же, как и в комментируемой статье, но соответственно без указания на отображения звуков.


[Гражданский кодекс РФ] [Глава 71] [Статья 1305]

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов — латинской буквы «P» в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.


1 комментарий к записи “Статья 1305 ГК РФ. Знак правовой охраны смежных прав”

    Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав

    Комментарий к статье 1305

    1. В соответствии с п. 2 ст. 1304 ГК РФ для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей, в том числе государственной регистрации. Проставление знака правовой охраны смежных прав является правом, а не обязанностью обладателя исключительного права на фонограмму или исполнение и является одним из доказательств наличия смежных прав. В то же время отсутствие этого знака не лишает принадлежности смежных прав.
    ———————————
    В Российской Федерации, как и в некоторых других странах (например, в США), возможна факультативная регистрация объектов смежных прав, не влияющая на их возникновение.

    2. На экземпляре фонограммы может быть проставлено несколько знаков охраны смежных прав с указанием имен, наименований обладателей смежных прав. Кроме того, на экземпляре фонограммы могут быть проставлены и знаки охраны авторских прав (см. комментарий к ст. 1271 ГК).
    3. Комментируемая статья устанавливает знак охраны смежных прав, который может быть использован изготовителем фонограммы или исполнителем, а также иным обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение в информационных целях. Данный знак состоит из трех элементов: 1) латинской буквы «P» в окружности; 2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав; 3) года первого опубликования фонограммы, что предусмотрено ст. 11 Римской конвенции. В тех случаях, когда в отношении фонограмм Договаривающееся Государство в силу своего внутреннего законодательства требует соблюдения формальностей в качестве условия предоставления охраны прав производителей фонограмм или артистов-исполнителей или тех и других, они должны считаться соблюденными, если все находящиеся в продаже экземпляры опубликованной фонограммы или их упаковки имеют надпись, состоящую из буквы «P» в окружности с указанием года первой публикации, помещенную таким образом, чтобы ясно показать, что фонограмма охраняется; если на экземплярах или на упаковке не упоминается производитель фонограммы или обладатель лицензии на это, выданной их производителем, то надпись должна также включать фамилию обладателя правами производителя фонограммы; более того, если на экземпляре или их упаковке не указываются основные артисты-исполнители, то в надписи должна также указываться фамилия лица, обладающего правами таких артистов-исполнителей в стране, где осуществлена запись. Знак охраны смежных прав может иметь правоустанавливающий характер в ряде Договаривающихся Государств, которые связывают возникновение прав исполнителя/производителя фонограммы с соблюдением формальностей.
    Аналогичная норма предусмотрена в ст. 5 Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., согласно которой в тех случаях, когда одно из государств-участников в соответствии со своим национальным законодательством требует выполнения формальностей в качестве условий, при которых обеспечивается охрана интересов производителей фонограмм, эти формальности считаются выполненными, если все разрешенные копии фонограмм, распространяемые среди публики, или их упаковка имеют специальную надпись в виде буквы «P» (в окружности) с указанием года первого издания, проставленную так, чтобы было отчетливо видно, что данная фонограмма находится под охраной; если копии или их упаковка не устанавливают производителя фонограмм, его правопреемника или обладателя лицензии путем упоминания его фамилии, марки или другого соответствующего обозначения, то надпись должна также включать фамилию производителя, его правопреемника или обладателя исключительной лицензии.
    4. Новеллой комментируемой статьи является определение понятия «отображение звуков», что имеет важное значение для цифровой формы записи звуков. Фонограммой признается запись не только самих звуков, но и их отображений, позволяющих восстановить оригинальный звуковой ряд с помощью техники.

Добавь к себе

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли - охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе "Смежные права: основные положения" Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической .

1. Понятие смежных прав

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия "смежные права". С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights » и «related rights ». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими » можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения - . Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение - объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение - объект смежных прав.

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.



Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и . Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны ). Объективная форма - это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

5. Субъекты смежных прав

Теме « » посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .


Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с . Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему ""

1) Исключительное право - право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .


В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

1. Российское авторское общество - http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности - http://rosvois.ru

3. о правах, смежных с патентными

Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре либо иным образом в соответствии со статьей 1310 настоящего Кодекса при использовании фонограммы или исполнения и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.




Комментарии к ст. 1305 ГК РФ


1. Знак правовой охраны смежных прав не имеет в Российской Федерации правоустанавливающего значения. Он используется изготовителем фонограммы и исполнителем (а также любым другим обладателем исключительного права на фонограмму или исполнение, к которому такое право перешло от изготовителя фонограммы или исполнителя) для оповещения третьих лиц о принадлежащем ему исключительном праве.

Упомянутый знак правовой охраны введен ст. 11 Римской конвенции. Она устанавливает, что при наличии такого знака на фонограмме (или ее упаковке) должны считаться соблюденными те формальности, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством некоторых стран - участниц Конвенции в качестве условия для предоставления охраны прав изготовителей фонограмм и артистов-исполнителей. Международными соглашениями не предусмотрено введение подобного знака охраны для прав организаций эфирного и кабельного вещания, поэтому возможность использования подобного знака в отношении объектов их прав отсутствует и в российском законодательстве о смежных правах.

Отсутствие знака правовой охраны не лишает правообладателя возможностей защиты своих прав. Вместе с тем его размещение на экземплярах фонограммы (или ее упаковке) может облегчить доказывание наличия таких прав в случае спора.

2. В статье 1305 впервые вводится понятие экземпляра фонограммы как копии такой звукозаписи на любом материальном носителе, которое неоднократно используется в гл. 71 ГК. В качестве материального носителя могут выступать, например, цифровой диск, пластинка, кассета, карта памяти, память ЭВМ. Экземпляром признается копия, включающая не только все звуки, зафиксированные на фонограмме, но и часть таких звуков. В определении экземпляра фонограммы также подчеркнуто, что наряду со звуками на такой копии могут быть зафиксированы отображения звуков. Под отображением звуков понимается их цифровая обработка, поскольку для восприятия такой записи слухом необходимо ее преобразование при помощи специальной техники. Указание на непосредственное или косвенное изготовление копии с фонограммы также связано с особенностями различных современных технических способов записи. Уточнения подобного рода призваны облегчить унификацию норм российского законодательства о смежных правах с положениями международных соглашений, в которых Российская Федерация участвует или собирается принять участие (например, ДИФ).

"...Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств..."

Источник:

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011)

"Знак правовой охраны смежных прав" в книгах

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС?

Из книги Право Европейского Союза автора Кашкин Сергей Юрьевич

146. Как осуществляется унификация сроков охраны авторского и смежных прав в ЕС? Важным решением, послужившим основанием для принятия Директивы 2006/116/EC о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав, явилось решение Суда ЕС по делу «EMI v. Electrola». В решении по этому

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав 1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм

III. Сфера международной охраны и государственной политики в области авторского права и смежных прав

Из книги Интеллектуальная собственность и закон. Теоретические вопросы автора Близнец Иван Анатольевич

III. Сфера международной охраны и государственной политики в области авторского права и смежных

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав,

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 1305. Знак правовой охраны смежных прав Изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав,

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 7. 12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав 1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм

Уведомление об авторских правах (знак охраны авторских прав)

автора Козырев Владимир

Уведомление об авторских правах (знак охраны авторских прав) В ст. 9 Закона предусмотрена возможность использования особого знака охраны авторских прав – ©, который может размещаться на экземплярах произведения по усмотрению обладателя исключительных авторских прав.

Особенности охраны смежных прав

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны смежных прав Таким образом, наряду с авторскими правами, которые в соответствии с доктринальным подходом должны обеспечивать охрану произведений, российское законодательство предусматривает три группы смежных прав, которые как бы примыкают к

Особенности охраны объектов смежных прав, созданных в период существования СССР

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны объектов смежных прав, созданных в период существования СССР В период существования СССР смежные права законодательством не предусматривались, однако это не означает, что полностью исключены из охраны созданные в те годы записи исполнений (включая

Особенности охраны смежных прав иностранных лиц

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Особенности охраны смежных прав иностранных лиц Большинство иностранных объектов смежных прав в России в настоящее время не охраняется.До 26 мая 2003 г. (даты присоединения России к Римской конвенции) подавляющее большинство иностранных объектов смежных прав в России

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав)

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Уведомление о смежных правах (знак охраны смежных прав) Законом предусматривается, что обладатели исключительных смежных прав могут для оповещения о своих правах использовать особый знак охраны смежных прав, состоящих из трех элементов:1) латинской буквы «Р» (от англ.

Сроки охраны авторских и смежных прав

Из книги Авторское право. Вводный курс автора Козырев Владимир

Сроки охраны авторских и смежных прав Согласно вводным положениям к ГК РФ (ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) система исчисления сроков охраны авторских прав с 1 января 2008 г. будет немного упрощена.Установленный в настоящее время срок охраны (70 лет после

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Из книги Шпаргалка по праву Евросоюза автора Резепова Виктория Евгеньевна

ФОРМИРОВАНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТАНДАРТОВ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ Термин «авторское право и смежные права», равно как и понятие «интеллектуальная собственность», в Договоре о ЕС не использовался. Объясняется это тем, что в странах романогерманской правовой традиции



Просмотров