Основные международные принципы трудового права. Конспекты юриста

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ

Л.А.Трофимова

МОБУ СОШ № 1 г. Мелеуз

1 Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.

На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если ученик постоянно включается в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, поэтому рождаются новые формы организации обучения.

Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

По определению И.П. Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»

С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся

2 Нестандартные уроки вводятся в педагогический процесс как альтернатива традиционным, следовательно, они позволяют посмотреть на ученика с позиций личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании.

В настоящее время известно огромное число нестандартных уроков. Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1.Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2 Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, урок-зачет, урок-консультация и т.п.

Исходя из практики, считаем, что нестандартные уроки, выполняют несколько функций:

Развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и возможности;

Позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной учебной работы учащихся;

Развивают творческие способности учащихся;

Способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;

Являются хорошим средством от информационной перегрузки.

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости.

Заключение.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы: использование уроков в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

также можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль; нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

эти уроки способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в классе меняются отношения между детьми и учителем (мы партнеры);

ребята с удовольствием идут на такие уроки.

Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти мне с учениками, определяю, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.

Каким бы многоопытным учитель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.

Я считаю, что данная тема помогла мне повысить активность детей на уроке, привлечь их внимание.

Список литературы

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 книгах. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2002.

Шипачева Л.А. Нестандартные задания на уроках русского языка.

http://www.lessons.irk.ru

http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253

Нестандартные формы уроков

(современные методы и формы работы на уроке музыки)

Ориентация современного образования на разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются компетенции. Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь ребенка: вызвать интерес к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

На нестандартных уроках учащиеся должны получать нестандартные задания. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие признаки:

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.

Нестандартные задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций (затруднительных положений, из которых надо найти выход, используя полученные знания), ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований и других заданий с элементами занимательности (фантастические ситуации, инсценировки, загадки, "расследования").

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Нетрадиционные же формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

Использование Интернета на уроках.

Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатлительными услугами. Неудивительно, что и преподаватели по достоинству оценили потенциал глобальной сети Интернет. Но, прежде всего, необходимо помнить о дидактических задачах, особенностях познавательной деятельности учащихся, обусловленными определенными целями образования. Интернет со всеми своими ресурсами - средство реализации этих целей и задач.

Поэтому, прежде всего, следует определить, для решения каких дидактических задач в практике обучения могут оказаться полезными ресурсы и услуги, которые представляет всемирная сеть.

Готовясь к очередному уроку, учителю важно иметь в виду дидактические свойства и функции каждого из отбираемых средств обучения, четко представляя себе, для решения какой методической задачи то или иное средство обучения может оказаться наиболее эффективным.

Включение материалов сети в содержание урока позволяет учащимся лучше понять жизнь на нашей планете, участвовать в совместных исследовательских, научных и творческих проектах, развивать профессионализм и мастерство.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс, позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

Используемая литература:

1. Максимова В.Н., Зверев И.Д., «Межпредметные связи в учебно – воспитательном процессе в современной школе» /М. Просвещение, 1987г./.

2. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.

3. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

Систему трудовых отношений, так и гуманистический характер права, действующего в современной России. Они имеют и теоретическое, и практическое значение.

Руководствуясь принципами, органы законодательной власти формулируют отраслевые нормы, вносят изменения и дополнения в действующие нормативно-правовые акты. Основополагающая идея правового регулирования труда становится принципом, если она находит закрепление в законодательстве.

В соответствии с принципами права осуществляется толкование его норм. При обнаружении пробелов в трудовом законодательстве разрешение конкретных споров возможно на основе соответствующих принципов трудового права.

Классификация принципов трудового права

Замечание 1

Современная система принципов трудового права имеет иерархическую структуру. Главное место в ней занимают положения, отраженные в Декларации Международной организации труда, следующим звеном этой системы являются правовые нормы, утвержденные Конституцией России, а на третьем месте находятся принципы, изложенные в Трудовом кодексе РФ.

Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», принятая в $1998$ году, установила следующие принципы :

  1. свобода объединения и действенное признание права на ведение коллективных переговоров;
  2. упразднение всех форм принудительного или обязательного труда;
  3. действенное запрещение детского труда;
  4. недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Конституция РФ утвердила основные принципы правового регулирования в трудовой сфере :

  1. запрещаются любые формы дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
  2. ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, в том числе работника;
  3. каждый имеет право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов;
  4. гарантируется свобода труда;
  5. запрещен принудительный труд;
  6. обеспечивается труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  7. гарантируется оплата труда;
  8. право на отдых;
  9. право на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая забастовку;
  10. защита государством трудовых прав и свобод граждан, включая судебную защиту.

Статья 2 Трудового кодекса РФ содержит следующие межотраслевые принципы правового регулирования трудовых отношений :

  1. запрещение принудительного труда и дискриминации;
  2. право работников на участие в управлении предприятием или организацией в предусмотренных законом формах;
  3. обеспечение защиты государством трудовых прав и свобод каждого гражданина, включая судебную защиту;
  4. право на обязательное социальное страхование работников;
  5. право на охрану здоровья.

На этих принципах строится вся система трудового права в Российской Федерации, как в законодательной, так и в практической сфере.

Виды принципов трудового права

Все принципы трудового права также можно классифицировать по сфере их действи я, подразделив на общеправовые , межотраслевые и отраслевые .

Общеправовые принципы свойственны всем отраслям права, в том числе и трудовому. Например, принципы законности, демократизма, гуманности, равноправия, федерализма, справедливости и т.п.

Межотраслевые принципы распространяются на несколько отраслей права. Например, принципы свободы труда, свободы договора, равенства сторон договора характерны как для трудового права, так и для гражданского.

Замечание 2

Отраслевые принципы отражают специфику норм конкретной отрасли права. Так, статья $2$ Трудового кодекса РФ закрепляет основные отраслевые принципы трудового права в России, а статьи $3$ и $4$ разъясняют отдельные из них на основе норм международного права. Все отраслевые принципы можно разделить на защитные, регулирующие и обеспечивающие трудовые права граждан.

Действующие в России принципы трудового права характеризуются следующими чертами :

  1. экономико-политическая обусловленность;
  2. общность содержания;
  3. предметность;
  4. государственная нормативность;
  5. системность;
  6. целенаправленность;
  7. стабильность.

Рисунок 1.

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Принципы действующего в нашей стране трудового права закреплены в статье $2$ Трудового кодекса РФ, Конституции России, а также в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда».

Замечание 3

Каждый принцип трудового права отражает не только основные субъективные трудовые права и обязанности, но и их юридические гарантии. То есть, способы и средства, направленные на осуществление, реализацию прав и обязанностей. Большинство норм трудового законодательства нацелено на реализацию субъективных трудовых прав работников и работодателей, одновременно являясь их юридическими гарантиями. Все трудовое законодательство современной России направлено на обеспечение гарантированных свобод граждан в сфере труда.

Без правового обеспечения установленные законодательством принципы носили бы лишь декларативный характер и не смогли бы действовать. Защита основных трудовых прав является условием и гарантией их реализации.

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, в том числе ратифицированные и опубликованные конвенции МОТ, включаются в правовую систему России (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Конституционные принципы, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, как и международные договоры РФ, конвенции МОТ, играют основополагающую роль в формировании основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В ст. 2 ТК РФ получили свое выражение основные принципы трудового права. Эти принципы признаются в Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Они дополняются гарантиями и сформулированы в большей своей части как "обеспечение права", например "обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах".

В ст. 2 ТК РФ установлены принципы трудового права как основные (отраслевые) принципы, которые могут охватывать своим действием и находить свое более конкретное выражение в принципах институтов отрасли. Например, в разд. II ТК РФ в ст. 24 закреплены основные принципы социального партнерства. В других случаях указанные принципы дополняются гарантиями и могут не носить такой очевидной формы своего закрепления, выражаясь способом косвенной фиксации в ряде норм, связанных неким общим содержанием (началом), т.е. принципом.

Если же такие условия включены в коллективный договор, соглашение, трудовой договор, то они не подлежат применению (ч. 2 ст. 9 ТК РФ). Кроме того, ТК РФ установлено, что условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны (ч. 3 ст. 50). В трудовом договоре могут предусматриваться кроме обязательных и дополнительные условия, не ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч. 4 ст. 57 ТК РФ).

Принцип социального партнерства воплощается в нормах ТК РФ, посвященных социальному партнерству в сфере труда, включающему как взаимодействие между социальными партнерами - работниками и работодателями (их представителями), так и их взаимодействие на основе трехстороннего сотрудничества с участием органов государственной власти , органов местного самоуправления (ст. 23, 45). Данный принцип закрепляется в нормах разд. II ТК РФ (ст. 23 - 55), других статьях, иных федеральных законах: Законе о профсоюзах, Законе о РТК, Законе об объединениях работодателей.

Принцип обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, находит свое осуществление при возмещении вреда, причиненного здоровью работника, на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". На гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании указывает ТК РФ (ст. 184). Их виды, объемы и условия определяются федеральными законами.

Принцип установления государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателя, осуществления государственного контроля (надзора) за их соблюдением соответствует гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренной Конституцией РФ (ч. 1 ст. 45).

Система государственной защиты прав и свобод российских граждан, в том числе в области труда, включает в себя перечень государственных органов , наделенных законом соответствующей компетенцией на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории РФ. Федеральный государственный надзор осуществляется федеральной инспекцией труда.

За соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных сферах деятельности государственный контроль (надзор) ведут федеральные органы исполнительной власти , осуществляющие функции по контролю и надзору в различных областях деятельности. К ним отнесены: сфера промышленной безопасности (ст. 366 ТК РФ), государственный энергетический надзор (ст. 367 ТК РФ), государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 368 ТК РФ), государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (ст. 369 ТК РФ). Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти , органы исполнительной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ст. 353.1 ТК РФ).

Принцип обеспечения права каждого на защиту государством его прав и свобод, включая судебную защиту, соответствует положениям Конституции РФ (ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 46). Он означает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, закрепленных как в Конституции РФ, так и в иных нормативных правовых актах.

Указанный принцип находит свое проявление и развитие в ряде норм разд. XIII ТК РФ, посвященных защите трудовых прав и свобод как всеми способами, не запрещенными законом (ч. 1 ст. 352 ТК РФ), так и путем использования установленных ТК РФ основных способов защиты (ч. 2 ст. 352), к которым отнесены: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита, включая Конституционный Суд РФ , суды общей юрисдикции, уполномоченные на рассмотрение любых споров.

Принцип обеспечения права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров , а также права на забастовку основывается на положениях ч. 4 ст. 37 Конституции РФ о праве на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Данный принцип получил свое развитие в нормах ТК РФ, устанавливающих на федеральном уровне порядок рассмотрения и разрешения как индивидуальных (гл. 60 ТК РФ), так и коллективных трудовых споров, включая проведение забастовки как способ разрешения коллективного трудового спора (гл. 61 ТК РФ).

Принцип, определяемый как обязанность сторон трудового договора соблюдать условия трудового договора, включая право работодателя требовать от работников выполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, воплощается во многих нормах ТК РФ. На работника, вступившего в трудовое правоотношение на основе трудового договора, возлагаются обязанности соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовую дисциплину , бережно относиться к имуществу работодателя, выполнять иные трудовые обязанности (ст. 15, ч. 2 ст. 21, ст. 56 ТК РФ). У работодателя есть право требования от работника надлежащего исполнения его обязанностей, в случае его виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работодатель вправе привлекать его к дисциплинарной и (или) материальной ответственности в случае нанесения ущерба имуществу работодателя (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

Работник вправе требовать выполнения обязанностей работодателем, прежде всего, соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и условий трудового договора; других обязанностей (ч. 2 ст. 22 ТК РФ). При неисполнении работодателем своих обязанностей работник вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права либо в профсоюз или в федеральную инспекцию труда. Работник может прибегнуть к самозащите трудовых прав. Он также может защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Принцип обеспечения права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, получил свое закрепление и развитие в ТК РФ (гл. 58), в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Профсоюзный (общественный) контроль профессиональные союзы, их органы и профсоюзные инспекции труда осуществляют за соблюдением работодателями и их представителями (генеральным директором, директором, иным руководителем, если работодателем является юридическое лицо) трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370, другие статьи гл. 58 ТК РФ).

Принцип обеспечения права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности основан на конституционном положении (ч. 1 ст. 21 Конституции РФ) о достоинстве личности , охраняемом государством. Этот принцип воплощается в ТК РФ, нормы которого обеспечивают защиту персональных данных работника (ст. 85 - 90), компенсацию причиненного ему морального вреда (ст. 237) и возмещение материального ущерба в случаях, установленных ТК РФ (ст. 234 - 236).

Принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование работников нашел свое закрепление в нормах Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", других законах, иных нормативных правовых актах. К их числу относится Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В ТК РФ предусматриваются гарантии работникам при временной нетрудоспособности (ст. 183), гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве либо профессиональном заболевании (ст. 184).



Просмотров