Что такое передвижной пункт техосмотра. Минэкономики готовит новую реформу то

перечень документов, необходимых для прохождения технического осмотра определён в Статье 17 Федерального Закона О техническом осмотре транспортных средств № 170 ФЗ, где определяются Условия проведения технического осмотра:

1. Технический осмотр проводится по выбору владельца транспортного средства или его представителя любым оператором технического осмотра в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.

2. Для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства);

2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.

3. Оператор технического осмотра отказывает в оказании услуг по проведению технического осмотра только в случае:

1) непредставления предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов;
2) несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство.

4. Оператор технического осмотра не вправе требовать от владельца транспортного средства или его представителя представления других документов, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов.

5. Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра.

6. Договор о проведении технического осмотра является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, ответственными за его проведение и принимающими решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств.

8. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности проведения технического осмотра транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в соответствии с международными договорами Российской Федерации.


В силу большой загруженности стационарных пунктов техосмотра и сравнительной удаленности их от многих населенных пунктов стало целесообразным ввести в эксплуатацию передвижной пункт техосмотра. Он позволяет избавиться от загруженности стационарных пунктов ТО, ускорить процесс получения талонов ТО и сэкономить время водителей и специалистов. Поначалу такой пункт техосмотра, который прибывал на место работы, вызывал некоторое недоверие у водителей, привыкших к тому, что эта процедура всегда была долгой и трудной.

О компании

Наш пункт государственного технического осмотра находится по адресу: Московская Область, Щёлковский район, деревня Долгое Ледово, улица Центральная, дом 28 «Б» (Частная территория «Гепард») внесен в реестр Российского союза автостраховщиков № аккредитации 05376 и номером аттестата 425 от 7 марта 2012 года, в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 октября 2011 г.

Как открыть собственный пункт техосмотра автомобилей

В июле 2011 года был принят Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации».

В соответствии с этим законом с 2012 года проведение технического осмотра, которым ранее занималась ГИБДД, было передано коммерческим организациям – независимым пунктам техосмотра. Они не только занимаются технической частью (проводят сам осмотр), но и оформляют все необходимые документы.

Техосмотр — вопросы и ответы

— С 1 января 2012 года в силу вступил закон № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствие с этим законом изменен порядок прохождения ТО. Обязанность прохождения ТО возложена на водителей транспортного средства.

Технический осмотр проводится операторами технического осмотра на пункте инструментального контроля, получившими аккредитацию в установленном законом порядке.

Передвижной пункт технического осмотра законность

Операторы недовольны волокитой при получении аккредитации, не вполне продуманным регламентом процедуры, да и утвержденные тарифы считают заниженными; РСА возмущен тем, что мало того, что на него свалился колоссальный объем работы, Союзу постоянно выдвигают претензии в нечистоплотности и коррупции; прибавилось работы и ФСФР - ведомство вынуждено рассматривать бесконечные жалобы. К работе подключились также региональные прокуратуры и суды.

Российское правительство регулярно вносит изменения в правила проведения технического осмотра транспортных средств.

Не остался без внимания ФЗ 170 и на этот раз. Новый законопроект предусматривает в правилах проведения техосмотра на 2018 изменения, которые затрагивают принципы аккредитации станций ТО. Кроме того, согласно этому закону, ужесточается контроль за последними.

В 2018 году МВД передает право на проведение аккредитации станций ТО федеральным органам.

Ранее эта обязанность был закреплена за Российским союзом автостраховщиков. Иными словами, владельцам пунктов технического осмотра транспортных средств теперь придется обращаться в государственные органы для получения соответствующего разрешения.

Кроме того, при проведении проверок (плановых и внеплановых) указанных пунктов специалисты аккредитационной комиссии должны привлекать сотрудников МВД.

Ужесточение контроля за деятельностью станций техобслуживания обусловлено целым рядом причин:

  1. Количество подобных станций в последние годы резко увеличилось. Более того, некоторые из них в действительности не существуют. В результате при прохождении техосмотра для оформления в будущем полиса ОСАГО, по сути, не производится оценка состояния транспортного средства.
  2. Данный пункт вытекает из предыдущего: сегодня на автомагистралях страны присутствует очень много автомобилей, состояние которых не соответствует требованиям эксплуатации ТС.

Из-за того, что при техосмотре не производится оценка состояния автомобиля, количество аварий на дорогах в последнее время увеличилось.

Новые правила техосмотра от 12.02.2018 года

Правительство РФ в внесло опять новые изменения в техосмотр — Постановление Правительства России от 12 февраля 2018 года №148 «О внесении изменений в Правила проведения технического осмотра транспортных средств». Данная информация появилась на сайте Правительства РФ.

Правила дополняются следующими неисправностями, запрещающие эксплуатацию автомобилей:

  • неисправность гидроусилителя руля — наличие явных признаков подтекания жидкости из ГУРа;
  • запрещено устанавливать на фары бесцветные или окрашенные детали либо использовать пленки;
  • разрешено устанавливать стеклоочистители и стеклоомыватели только заводского типа;
  • обязательное наличие аптечки;
  • запрещено ездить на авто зимой, если не стоят абсолютно все зимние шины.

Данные ужесточения от 12.02.2018 года приняты и подписаны Председателем Дмитрием Медведевым. Согласно статистике ГИБДД, в 2017 году произошло почти на 20% больше ДТП, чем годом ранее (5800 случаев ДТП), связанных неисправностью автомобилей.

Стоит напомнить, что с 2012 года техосмотр проводят частные организации, а не ГИБДД.

О неисправностях автомобилей

Среди часто встречаемых неисправностей, приводящим к ДТП, выделяются следующие:

  • дефекты в рулевом управлении;
  • поломка тормозной системы;
  • ошибки в работе бортовой электроники;
  • выход из строя осветительных приборов.

Однако, несмотря на наличие фактических неисправностей, автомобиль проходит технический осмотр, и данные о нем вносятся в единый реестр. Далее владелец такой машины оформляет полис ОСАГО и без видимых проблем выезжает на дороги общего пользования.

Ввиду того, что полномочия по аккредитации в 2018 году передаются федеральным органам исполнительной власти, теперь представители РСА не могут проводить проверки пунктов технического осмотра.

Ценовое регулирование процедуры

Начиная с 2018 года, стоимость данной процедуры определяется исходя из индивидуальных возможностей автомобилиста и модели ТС. При этом, согласно последним нововведениям, граждане не должны вносить государственную пошлину в размере 300 рублей, которую требовали ранее при прохождении очередного ТО.

Так как аккредитация и контроль за пунктами техосмотра переданы госорганам, то стоимость данной услуги различается в зависимости от региона, где осуществляется осмотр.

Правительство с целью недопущения случаев излишних переплат со стороны автовладельцев ввело максимальную цену.

Согласно последней редакции закона, стоимость процедуры составляет:

  • для категорий N1 и М1 – 770 и 720 рублей соответственно;
  • О1 – 600 рублей;
  • L – 240 рублей.

Важно понимать, что стоимость прохождения процедуры может быть ниже указанных сумм.

График прохождения ТО

Дата прохождения очередного ТО зависит от типа автомобиля и его состояния. Согласно действующему законодательству, для получения новой диагностической карты владельцы новых машин не должны обращаться в течение первых трех лет после покупки автотранспорта в случаях, когда:

  • Общий вес ТС, включая перевозимый на нем груз, не превышает трех тонн. Это правило в равной степени распространяется также на полуприцепы, мотоциклы и иные средства передвижения.
  • С момента выпуска автомобиля не прошло трех лет.

В иных случаях действие диагностической карты, выдаваемой после успешного прохождения технического осмотра, определяется индивидуально. Минимальный срок при этом равен одному году. При несоблюдении указанных требований автовладельцу грозит наказание, речь о котором пойдет ниже.

Нужно отметить, что очередное ТО можно пройти в последний день действия диагностической карты.

Порядок проведения ТО

Технический осмотр транспортных средств проводится только в организациях, получивших соответствующее разрешение от государственного органа. В случаях, когда специалисты выявили неисправность в автомобиле, диагностическая карта выдается только при условии устранения дефекта. Причем при каждом прохождении осмотра автовладельцу придется производить установленную оплату услуги.

Сама процедура складывается из нескольких этапов, среди которых можно выделить следующие:

  • проверка наличия аптечки и огнетушителя и их соответствие действующим нормам;
  • оценка состояния автомобиля с использованием специализированного диагностического оборудования;
  • проверка замков;
  • оценка состояния рулевого управления, наличие люфтов;
  • проверка световых приборов;
  • оценка состояния иных компонентов, которые могут повлиять на безопасность транспортного средства.

В итоге специалистами пункта ТО проводится проверка по 68 позициям, информация о которых вносится в диагностическую карту. Лучше переносить эту процедуру на лето, так как зимой бортовая электроника из-за низких температур может показать ошибочные данные.

Штраф за отсутствие ТО

По новым правилам, которые вступили в силу с начала 2018 года, в отношении каждого автовладельца, отказавшегося своевременно провести технический осмотр автомобиля, назначаются штрафные санкции. За повторное правонарушение водителей будут лишать удостоверения.

Штраф составляет 500-800 рублей. В дальнейшем эта сумма может вырасти до 5 тысяч рублей.

То есть, если водитель выехал на автомобиле, не прошедшем ТО или получившим по итогам проверки отрицательное заключение, на дороги общего пользования, то при вторичном выявлении данного правонарушения размер санкций увеличивается вплоть до лишения водительского удостоверения сроком на 1-3 месяца.

До недавнего времени наказание за выезд без диагностической карты предусматривалось только в отношении следующих категорий ТС:

  • такси;
  • автобусы;
  • средства, предназначенные для перевозки людей и опасных грузов.

Начиная с 2018 года, из обихода выведен талон техосмотра.

Другие важные изменения

  • С 2018 года автомобилистам придется столкнуться с другими не менее важными изменениям, чем правила проведения технического осмотра ТС.

Так, с нового года все автомобили, поставляемые на российский рынок, должны быть обязательно оборудованы системой экстренного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС.

Данное правило касается только тех машин, срок действия ОТТС на которые еще не истек. Кроме того, без системы экстренного оповещения могут ездить все автомобили, купленные ранее 2018 года. В дальнейшем, возможно, законодатели изменят это правило, обязав каждого автовладельца установить ЭРА-ГЛОНАСС.

Проект закона о техосмотре был внесен в Думу прошлым летом и захлебнулся: вместо положенного месяца согласования длились почти год. В пояснительной записке к тому проекту говорилось, что две трети талонов покупается: это, мол, пагубно влияет на безопасность дорожного движения, а новый закон избавит людей от очередей и коррупции, повысит безопасность - в общем, всем будет хорошо.

В конце концов закон приняли, но уже не тот: в итоговом варианте появилось «профессиональное объединение страховщиков», которое раньше вообще не упоминалось, а теперь оказалось, что именно оно техосмотром и займется. Законотворцы по-прежнему уверяют, что все изменения - на благо народа. Попробуем разобраться, кто именно и как этим благом будет распоряжаться.

Весной нынешнего года в Москве разогнали целое подразделение «коррумпированных» госинспекторов техосмотра, после чего многие пункты начали работать строго по правилам. Что-то типа итальянской забастовки. Очереди стали гигантскими, а цены на талоны «без очереди» возросли многократно. В мае пункты техосмотра перевели на круглосуточную работу, но было поздно: это нужно было делать еще в феврале-марте, ведь рост числа желающих пройти техосмотр был абсолютно предсказуем. Вскоре подоспела и реформа МВД, предполагающая сокращение личного состава и освобождение ведомства от «избыточных» функций. Добил же старую систему техосмотра президент Медведев, заявивший, что техосмотр в его нынешнем виде себя изжил, а новый должен стать беспроблемным.

Дума, естественно, устремилась выполнять поручение, однако ясности, что и как делать, не было: второе чтение закона переносилось трижды, и каждый раз это связывали со сложностями в согласованиях с администрацией президента. Теперь ясно, почему.

Первый вариант закона создал бы в России систему по образу и подобию той, что работает по всему миру. Главное место в ней заняли бы мастерские, объединенные в саморегулируемые организации, по двадцать пять в каждой. За МВД предполагалось оставить аккредитацию и разработку нормативной базы техосмотра, а объединения мастерских должны были создать специальные фонды и компенсировать из них убытки от ДТП, произошедших из-за ошибок при техосмотре.

Но оставлять контрольные функции за МВД не захотели, небезосновательно сославшись на коррупцию в рядах ведомства. И вот теперь техосмотром заинтересовались страховщики, причем с каждой последующей отсрочкой закона этот интерес усиливался. В итоге из недр Комитета Госдумы по транспорту вышел-таки «Федеральный закон о техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Итак, пройти техосмотр можно будет в любом аккредитованном техцентре страны независимо от места регистрации автомобиля, а до 2014 года, как и раньше, еще и в «обычных» пунктах государственного техосмотра. Новые машины до наступления трехлетнего возраста от техосмотра освобождаются, а в дальнейшем порядок останется прежним: до семи лет осмотр будет проводиться раз в два года, затем - каждый год.

На устранение выявленных неисправностей будет по-прежнему отведено двадцать дней, однако при повторной проверке теперь нужно будет заплатить за диагностику конкретных узлов и агрегатов автомобиля - раньше «передиагностика» на одном и том же ПТО была бесплатной. Минимальный штраф за отсутствие талона о техосмотре составит 500 рублей (сейчас - от 300 до 800 рублей), причем наличие талона станет обязательным для заключения договора ОСАГО.

А вот проводить аккредитацию операторов техосмотра будет «профессиональное объединение страховщиков», то есть РСА - Российский союз автостраховщиков. И делать это они будут за деньги.

РСА был создан в 2003 году одновременно с принятием закона об ОСАГО - для защиты интересов страховых компаний и выплаты компенсаций в случае их банкротства. Со своей стороны, все страховщики, продающие полисы ОСАГО, обязаны быть членами РСА и платить взносы, на которые и содержится Союз.

Но зачем формально некоммерческой организации понадобилось контролировать техосмотр? Естественно, чтобы заработать! Нам видятся два пути. Либо будут созданы зависимые от РСА крупные сети операторов техосмотра (по 8-10 линий у каждого), которые и займут львиную долю рынка, либо, что более вероятно, в скором времени введут... Новый вид страхования!


Важная поправка к нынешнему мораторию на техосмотр: срок действия талонов техосмотра приравнивается к сроку действия ОСАГО, если полис истекает не более чем через шесть месяцев после талона. В данном случае талон ТО будет действовать не до конца марта, а до 22 апреля - то есть пройти очередной техосмотр нужно к моменту заключения нового договора ОСАГО

Важная деталь: из закона исчезло упоминание о взносах на возмещение ответственности операторов за некачественный техосмотр! Зато появился пункт «2г» статьи 29, разрешающий страховщикам требовать от операторов техосмотра возмещения страховых выплат по ОСАГО и КАСКО, если будет доказано, что авария произошла из-за дефекта, который не был выявлен в ходе предыдущего техосмотра. А раз так, то операторам предложат не рисковать, а застраховать свою ответственность перед самими страховщиками.

Отличный бизнес! Сейчас в России около 2500 линий техосмотра, а вскоре их число удвоится. Если за каждую линию заплатят хотя бы по 30 тысяч рублей в год страхового взноса (для хорошо загруженного пункта это меньше дневной выручки), то вот вам минимум 150 миллионов рублей ежегодно! Будет ли из этой суммы хоть что-то выплачено в связи с авариями, к которым привели неисправности, упущенные при проведении техосмотра? Может, особо настырным что-то и выплатят, но овчинка явно стоит выделки!

Что до обязанностей, то на РСА их возложено немного. Это аккредитация, внеочередные проверки пунктов техосмотра, учет бланков талонов ТО и формирование общедоступной базы данных об операторах. А ответственности и вовсе никакой: ведь РСА - это своего рода профсоюз, а сами страховые компании в законе не фигурируют. А если и понадобятся «крайние», то ими окажутся технические эксперты: к ним будут предъявляться особые квалификационные требования, которые разработает правительство. К слову, можно и самих экспертов от чего-нибудь застраховать.

В Германии, кстати, за все отвечает именно эксперт. Он должен быть не моложе 24 лет, иметь высшее образование и пройти двухлетние курсы обучения. Для экспертов определен минимальный уровень зарплаты, не зависящий от объема работ и количества выданных талонов.

Техосмотром в Германии занимаются одиннадцать крупных независимых организаций (TÜV, DEKRA и другие), причем их специализация - не только автомобили, а техническая инспекция чего бы то ни было! Эти же фирмы проверяют корабли, самолеты, аэропорты и многое другое. А небольшие техцентры могут лишь купить франшизу, то есть право под вывеской крупной компании проводить техосмотр, но саму наклейку на номерной знак выдает технический эксперт одной из этих одиннадцати компаний. При этом закон запрещает совмещать техосмотр с ремонтом автомобилей.

Теперь понятно, почему в других странах страховщики к техосмотру не допускаются? Технической экспертизой, тем более если речь идет о безопасности, должны заниматься специалисты, а не бизнесмены! Однако в нашем Минэкономразвития посчитали неправильным отдавать техосмотр крупным игрокам - мол, если уж забираем у МВД, то это должно стать делом малого бизнеса. При этом в МЭР будто забыли о том, что большинство нынешних пунктов техосмотра, - уже десять лет как ООО и прочие ИП: в Москве на пять государственных пунктов приходится 70 частных. А неужели страховщики - не крупные игроки? Судя по тому, что, вопреки мировой практике, они «подмяли» под себя систему техосмотра, еще какие крупные!

Как в точности будет выглядеть новая процедура техосмотра, не знает пока никто. Закон вступит в силу в 2012 году - правительству за оставшееся время предстоит утвердить требования к участникам процесса, РСА только планирует создать подразделение, ответственное за ТО, а желающие поучаствовать техцентры пишут бизнес-планы.

Успеют ли за полгода?

Обязанности

Ответственность

Возможность «заработать»

Исполнительная власть Установка правил проведения ТО Нет Страховое лобби
Требования к ПТО и экспертам
Установка правил оборота бланков талонов ТО
Расчет нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами ТО
Определение порога максимальной стоимости
Определение стоимости аккредитации ПТО
Страховщики Аккредитация ПТО Нет Плата за аккредитацию
Ведение базы ПТО Компенсации ПТО страховых выплат по ДТП из-за «плохого» ТО
Проведение проверок ПТО Возможное увеличение цены ОСАГО
Обеспечение ПТО бланками талонов, учет бланков Возможное страхование ответственности ПТО и/или экспертов
Пункты техосмотра Проведение ТО согласно правилам Выплата компенсаций страховщикам Плата за проведение ТО
Приведение оборудования и экспертов в соответствие правилам Потеря аккредитации при нарушениях Устранение неисправностей
Внесение сведений о техосмотре в единую базу данных Поиск и устранение фиктивных неисправностей

Александр Бурков,член Комитета Госдумы по транспорту:

Изначально наша инициатива заключалась в том, что техосмотр должен уйти из ГИБДД в частные руки, чтобы создать комфортные и прозрачные условия его прохождения. Самый первый законопроект был внесен на согласование в Думу еще в январе 2009 года. Главным противником тогда было МВД, заявлявшее, что техосмотр - не только вопрос безопасности, но и поиска угнанных автомобилей. Но мы подняли статистику и выяснили, что за 2007-2008 годы при прохождении техосмотра было выявлено не более 1,4% от общего числа угнанных машин. Даже при постановке на учет находят больше, до трех процентов.

Затем, при обсуждении законопроекта в администрации президента и правительстве, через депутатов от Единой России были внесены поправки о том, что контролировать и проводить аттестацию пунктов техосмотра будут страховщики. Замечу, что нигде в Европе чего-либо подобного нет: контрольные функции возложены на органы государственной власти или саморегулируемые организации различных форм.

Как один из разработчиков начального варианта этого закона я против передачи контроля в руки РСА. Все понимают, что для того, чтобы контролировать все аспекты техосмотра, им придется создать дополнительную структуру, нанять экспертов и так далее. И неизбежно все их издержки лягут на плечи обычных граждан - они войдут либо в цену техосмотра, либо в цену полиса ОСАГО. Но даже это - вывод коррупционных денег из карманов МВД. Кстати, сам закон проверку на антикоррупционность не проходил: Единая Россия совсем не стремится к этому.

Принятие закона в его нынешнем виде обусловлено тремя основными причинами: сильное страховое лобби, незаинтересованность государственных органов в сохранении контроля над техосмотром и отсутствие у российских автотехцентров объединения наподобие РСА.

И все же при очевидных минусах в законе есть положительные стороны. Помимо того что заметно увеличится количество пунктов, операторы техосмотра и автовладельцы наконец-то будут нести ответственность за попустительство при прохождении техосмотра, ведь до сих пор никто из них ни за что не отвечал. А при желании и сами автовладельцы смогут отсудить компенсацию у тех операторов, которые некачественным техосмотром спровоцировали аварию.

Что касается цены техосмотра - мы отталкиваемся от средней стоимости нормо-часа в Москве в 800 рублей и максимальной продолжительности в два часа. Прибавив сюда цену самого талончика, получим максимум - 2000 рублей. А в дальнейшем цену можно будет снизить, сократив перечень проверяемых узлов и агрегатов, - в данный момент ни Минфин, ни Минэкономразвития против этого не возражают.

Валерий, работник одного из московских пунктов технического осмотра:

На мой взгляд, все перемены - это лишь перевод колоссального денежного потока, связанного с техосмотром, из одного русла в другое, а именно - от МВД к страховщикам. Из того, что сейчас известно о будущем техосмотра, можно сделать вывод, что новый порядок не только не облегчит жизнь людей, но даже усложнит ее. Ведь если бы из-за коррупции на дорогах отменили ПДД - кому было бы легче?

Объясню. Во-первых, мораторий. Представьте: автомобили, чей талон кончается с мая по декабрь этого года и в следующем году, все разом поедут делать ТО. Помимо того что в начале этого года пункты не могли справиться с потоком машин, а половина талонов по-прежнему покупалась, в следующем году число желающих как минимум удвоится. А сколько будет пунктов? Как они будут работать? Сколько времени будет занимать осмотр? Неизвестно.

Второе. Сейчас в случае любых противоправных действий со стороны госинспектора на пункте техосмотра граждане могут написать заявление - и полетят головы. Но кто и за что будет отвечать при контроле со стороны страховых компаний? Учитывая нынешний порядок общения граждан со страховщиками (например, при получении страховых выплат), хорошего ждать не приходится.

Что же касается работы уже действующих пунктов техосмотра, мне видится, что их большая часть продолжит работу в старом режиме, ведь будет действовать переходный период, а мы по крайней мере знаем, что и как делать. В настоящее время проблем с трудоустройством специалистов нет, многие в продолжительных отпусках - отгуливают недели за работу без выходных весной. Кроме того, идет достаточный поток грузовиков и новых легковых машин, у которых нужно проверять хотя бы наличие огнетушителя и аптечки.

Минэкономики подготовило поправки в закон «О техническом осмотре» (ТО). Процедуру осмотра автомобилей будут снимать на видео, диагностическая карта станет электронной, а база данных техосмотра будет передана страховщикам. Одновременно с этим вводится штраф в 800 руб. за управление автомобилем без техосмотра. Все это, считают в министерстве, необходимо для ужесточения контроля за водителями, которые ТО не проходят, а необходимые документы просто покупают.


На портале regulation.gov.ru опубликован проект поправок в закон «О техническом осмотре транспортных средств», подготовленный Минэкономики. Документ разработан по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова, сейчас он проходит стадию оценки регулирующего воздействия.

Планируется ввести ряд нововведений. Так, в частности, будет минимизирована возможность получить диагностическую карту без проведения техосмотра: для этого процедура осмотра должна будет сниматься на видео, съемка будет передаваться в базу данных. Выдаваемые по итогам процедуры диагностические карты становятся электронными, будут заверяться усиленной электронной подписью и также будут незамедлительно попадать в электронную базу данных (и хранится там в течение пяти лет). В закон также вводятся термины «диагностическая линия» и «передвижная диагностическая линия». Значительная часть функций по контролю операторов техосмотра переходит к Российскому союзу автостраховщиков (РСА) - в частности, организация будет проверять пропускную способность диагностических линий пунктов ТО, вести базу данных ЕАИСТО (сейчас она находится в компетенции МВД) и реестр операторов.

Процедуру осмотра автомобилей будут снимать на видео, диагностическая карта станет электронной, а база данных техосмотра будет передана страховщикам.

Для автомобилистов вводится штраф за управление автомобилем без техосмотра (либо если при проведении ТО были выявлены какие-то недостатки) - 800 руб. в случае фиксации нарушения автоматическими камерами. Будет ли применяться санкция при проверке документов инспектором - не уточняется. Усиливается ответственность и для операторов ТО. В случае непредоставления сведений в базу данных ЕАИСТО максимальный штраф для должностного лица может составить 10 тыс. руб. вместо нынешних 5 тыс. руб. В случае если оформлена диагностическая карта в отношении автомобиля, который не прошел осмотр, то впервые вводится штраф для должностных лиц на сумму до 10 тыс. руб. (сейчас наказываются только юрлица на сумму до 300 руб.).

Напомним, в 2012 году решением президента Дмитрия Медведева контроль над техосмотром был передан из ГИБДД в РСА. Основной аргумент, который тогда звучал: гаишники торгуют талонами ТО, никто техосмотр не проходит. В ходе реформы проверять машины доверили частным компаниям-операторам. Талоны техосмотра и штрафы были отменены, введены диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая полис ОСАГО. Последствия такой реформы оказались не такими, как ожидалось. Диагностическую карту многие страховые брокеры продают прямо вместе с ОСАГО: доплатить нужно всего 500–1000 руб., машину показывать не надо, при этом процедура ее получения в обход ТО стала гораздо проще по сравнению с временами, когда техосмотр курировала Госавтоинспекция. Кроме того, по данным ГИБДД, после реформы аварийность по причине неисправностей автомобилей стала расти: c начала 2017 года количество ДТП по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилей выросло на 20%, до 3,2 тыс. аварий.

В 2016 году РСА и ГИБДД предложили в качестве решения проблемы два разных варианта реформы ТО. МВД предлагало забрать у РСА функции по аккредитации операторов, передав их в Росаккредитацию. введя выездные проверки операторов с участием инспекторов ГИБДД. РСА же предложил схему с возвращением штрафа за отсутствие ТО, передачей из МВД в РСА базы данных по техосмотру и созданием российского национального союза операторов. Вариант страховщиков, судя по всему, и лег в основу законопроекта Минэкономики. По данным “Ъ”, ГИБДД свои замечания по поводу этого документа уже направила.

По словам президента РСА Игоря Юргенса, РСА поддерживает введение фото- и видеофиксации процесса техосмотра. «Полагаем, что это поможет исключить посредников и мошенников из сферы. Те, кто проводит техосмотр, должны будут установить фотофиксацию и чуть позже - видеофиксацию, тогда нам в едином центре будет видно, прошла ли машина техосмотр или это фальсификация. Мы допускаем, что кто-то может использовать нечестные методы и мошенничать с такими правилами. Но предполагается, что транспортный надзор получает право внезапных проверок, а мы - регулярных. Соответственно, шансов на махинации будет меньше. Переход на новые процессы, полагаем, не потребует значительных усилий и затрат, потому что хорошие станции, на которые мы и опираемся, уже всем оснащены».

Документ уже широко обсуждается профессиональным сообществом - об этом можно судить по сводке предложений к законопроекту, опубликованной на regulation.gov.ru. «Считаем нецелесообразным передавать базу ЕАИСТО в ведение РСА,- пишет руководитель одного из операторов ТО в Челябинской области Владимир Куликов.- По нашему мнению, базу следует оставить в МВД, так как в МВД имеются специалисты по обслуживанию и устранению неполадок в кратчайшие сроки и расходы по обслуживанию и эксплуатации базы ЕАИСТО заложены в бюджет РФ».

« Электронная диагностическая карта - во сколько тысяч или миллионов рублей выльется для нас переоборудование пунктов, чтобы выполнить требования закона?

Пишет директор оператора в Калининградской области Людмила Попова.- Это снова породит массу фирм, которые помогут обойти мошенникам эти препоны. Второй отрицательный момент - это передвижные пункты. Это неприкрытая лазейка для мошенников, и об этом не раз говорили. Применение передвижек должно быть законом прописано только в случае, когда до стационарных пунктов технического осмотра более 50 км - и никак иначе. В противном случае у нас будут узаконенные блуждающие фантомы». «Зачем нужно было рушить налаженную систему проведения техосмотра? - недоумевает руководитель краснодарского ООО “Техавто” Константин Мясников.- Хотя бы базу не передавайте в РСА, пусть хоть что-то останется под контролем госструктур. Вовсе анархию в техосмотре устроить кто-то хочет».



Просмотров