Единый счёт бюджета. Единый счет бюджета, лицевые счета участников бюджетного процесса

Заместитель начальника Управления финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом Федерального казначейства, канд. экон. наук
Среди основных полномочий Федерального казначейства, в рамках выполнения которых развиваются действующие технологии кассового исполнения бюджета, можно выделить управление операциями на едином счете федерального бюджета.
В настоящее время при исполнении бюджета используется термин «единый счет федерального бюджета (единый казначейский счет)». Принято считать, что его основой является счет 40105 «Средства федерального бюджета», открытый Федеральному казначейству в Банке России. Однако значительная часть средств, проходящих через систему Федерального казначейства, рассеяны на других отдельных счетах, также открытых в Банке России как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. В такой ситуации недостаточно эффективно реализуется один из основных принципов организации бюджетной системы - единство кассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Реализация принципа единства кассы требует агрегировать в казначейской системе остатки средств в валюте Российской Федерации с разных счетов, что позволит сосредоточить максимальный объем государственных средств в валюте Российской Федерации в едином источнике.
Первым шагом в этом направлении стал Порядок обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета, разработанный в соответствии с Концепцией функционирования единого казначейского счета, одобренной распоряжением Правительства РФ от 23 января 2000 г. № 107-р. Порядок направлен на обеспечение зачисления доходов и осуществления расходов федерального бюджета с одного счета 40105 «Средства федерального бюджета» Федерального казначейства.
Действующая практика исполнения бюджета предусматривает, что каждому из 89 управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в учреждениях Банка России открыты счета на балансовых счетах 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» (далее - счет 40101 УФК) и 40105 «Средства федерального бюджета» (далее - счет 40105 УФК).
Осуществление расходов федерального бюджета ведется управлениями со счетов 40105 УФК в основном после зачисления на них доходов федерального бюджета со счетов 40101 УФК. Как правило, на счетах 40105 УФК накапливаются неиспользованные остатки бюджетных средств.
Новый порядок предусматривает, что:
- УФК ежедневно зачисляют доходы со счетов 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет 40105 «Средства федерального бюджета» Федерального казначейства;
- для осуществления платежей бюджетополучателей УФК ежедневно представляют в Федеральное казначейство заявки на подкрепление счетов 40105 «Средства федерального бюджета»;
- Федеральное казначейство ежедневно подкрепляет счета 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета 40105 УФК к началу следующего рабочего дня;
- УФК по завершении операционного дня перечисляют остатки средств со счетов 40105 УФК на счет 40105 Федерального казначейства.
Необходимость ежедневного подкрепления обусловлена невозможностью совершать в системе Банка России операций со счетов 40105 УФК, в случае если сумма платежа превышает остаток средств на счете 40105 УФК.
Апробация Порядка по согласованию с Минфином России успешно проведена в шести УФК, расположенных в разных временных зонах. Участвующие в эксперименте УФК по Республике Чувашия, Астраханской, Владимирской, Калининградской, Омской областям и Еврейской автономной области ежедневно в полном объеме осуществляют операции согласно вышеуказанному Порядку.
Данные УФК внесли необходимые изменения в порядок организации работы Управления и подведомственных отделений. Получатели средств федерального бюджета извещены об изменениях в порядке исполнения представленных ими платежных поручений и иных документов, необходимых для осуществления платежей. С учреждениями Банка России согласованы изменения в режимах обслуживания счетов управлений и отделений.
Введение в действие указанного Порядка для всех УФК началось с 1 мая 2006 г. в соответствии с приказом Федерального казначейства от 30 марта 2006 г. № 44.
Однако апробация Порядка показала, что в организации взаимодействия органов Федерального казначейства и учреждений Банка России в процессе исполнения бюджета остаются вопросы, которые предстоит решать в 2006 г. Среди них выделяется расхождение времени начала и окончания осуществления расчетов УФК с учреждениями Банка России (от 30 минут до 1 часа) со временем начала и окончания рабочего дня УФК. Оно может вести к несвоевременному зачислению средств на казначейские счета и, следовательно, к задержкам осуществления платежей бюджетополучателей. Кроме того, перечисление остатков средств со счетов 40105 УФК на счет 40105 Федерального казначейства должно проводиться непосредственно самой банковской системой в момент закрытия рабочего дня на основе однократного указания территориальных органов Федерального казначейства. С целью недопущения возможного ухудшения обслуживания бюджетополучателей Федеральное казначейство обратилось в Банк России с предложением об урегулировании существующих проблем.
Кроме совершенствования процессов осуществления операций на едином счете Федеральным казначейством проводится мониторинг состояния единого казначейского счета. С этой целью организованы и ведутся:
- прогнозирование и анализ данных о зачислении и списании средств федерального бюджета по счетам системы органов Федерального казначейства в целом и с детализацией по счетам Федерального казначейства и его территориальных органов;
- прогнозирование и анализ данных об остатках средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства в рублях и иностранной валюте, а также на счетах территориальных органов Федерального казначейства в рублях;
- анализ данных о необходимом подкреплении счетов территориальных органов Федерального казначейства;
- анализ данных о потребности в иностранной валюте;
- расчет прогноза кассовых операций по единому казначейскому счету;
- подготовка оперативной и аналитической информации о состоянии счетов системы органов Федерального казначейства.
Будущее развитие процедур управления операциями на едином счете федерального бюджета совместно с совершенствованием финансового прогнозирования и кассового планирования средств федерального бюджета направлено на достижение цели управления ликвидностью единого счета бюджета.
В 2006 г. основные усилия в этом направлении будут направлены на разработку концепции управления ликвидностью единого счета бюджета. Целью этой концепции является создание условий более качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на мобилизацию финансовых ресурсов и оптимизацию потоков движения средств на едином счете бюджета. Предусматривается определить направления дальнейшего совершенствования технологии единого счета бюджета и мероприятия по внедрению процедур управления кассовыми средствами бюджета.
По состоянию на 1 января 2006 г. во всех управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ внедрена технология единого казначейского счета в части осуществления расходов федерального бюджета, а также учета и распределения доходов бюджета. Это позволило консолидировать все остатки на едином счете территориального органа Федерального казначейства и подкреплять его в пределах реальных потребностей для осуществления кассовых операций по оплате денежных обязательств.
Проводимый мониторинг состояния счетов системы органов Федерального казначейства обычно показывал ежедневный остаток средств на счете 40105 территориальных органов Федерального казначейства в размере порядка 35-70 млрд рублей. С внедрением с 1 мая текущего года нового порядка обеспечения управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации средствами федерального бюджета при кассовом обслуживании его исполнения остатки средств федерального бюджета на счетах 40105 управлений стремятся к нулю.

Введение. 3

1. Понятие единства кассы.. 4

2. Понятие единого счета. 6

3. Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета 9

4. Организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов. 11

Заключение. 17

Список используемой литературы.. 18

Введение

Принцип единства кассы является принципом исполнения бюджета. В то же время единство кассы тесно связано с принципом единства бюджетной системы. Несоблюдение принципа единство кассы, как показано в статье на примере России, неизбежно приводит к тому, что бюджетный процесс выходит из под контроля правительства.

Принцип единства кассы является специальным принципом для стадии исполнения бюджета бюджетного процесса. В то же время единство кассы тесно связано с таким принципом построения бюджетной системы, как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.

Целью данной работы является исследование принципов единства кассы и единого счета при исполнении бюджета.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Дать определение понятию единства кассы.

2. дать определение понятию единого счета.

3. Рассмотреть управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

4. Рассмотреть организационно-правовые особенности реализации принципа единства кассы и единого счета при исполнении бюджетов.

Понятие единства кассы

В науке финансового права известно централизованное и децентрализованное кассовое устройство.

И.Х.Озеровым движение от децентрализованного способа исполнения бюджета к централизованному понималось как восходящее, имеющее три этапа. На первом этапе создаются кассы по сбору доходов и совершению расходов по отдельным ведомствам, на втором этапе происходит централизация всех касс в руках одного ведомства – Министерства финансов, а на третьем, наиболее совершенном этапе, создается банковская система государственных касс.

В.А.Лебедевым отмечено, что важнейший теоретический вопрос относительно касс – это и есть вопрос о системе их централизации или единства кассы. Единство кассы заключается в том, что все государственные суммы стекаются в кассы, подведомственные Министерству финансов, что дает возможность быстро узнать, сколько имеется средств налицо в казне государства, а это «много содействует безостановочному удовлетворению расходов». Замедление платежей, связанное с централизацией касс, «неважно в сравнении с ясностью и правильностью всего денежного движения, обеспечиваемого единством кассы». Прошло более столетия, однако к данной формулировке мало чего можно добавить. При этом в современных условиях господства безналичного денежного обращения и совершенных информационных технологий замедление платежей, связанное с введением единства кассы, незначительно.

Согласно принципу единства кассы кассовое исполнение бюджета должно быть сосредоточено в одном центральном органе. При этом учреждения не вправе задерживать у себя бюджетные средства и производить из них какие-либо расходы. Они обязаны перечислять их в тот кассовый орган, который исполняет данный бюджет .

Дефиниция принципа единства кассы в российском законодательстве была установлена в 2000 г. ст. 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), в соответствии с которой принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета.

При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

Мировая практика и исторический опыт подтверждают преимущество централизованного типа исполнения бюджета (на основе принципа единства кассы) над децентрализованным. В качестве таких преимуществ можно назвать:

Наличие у правительства актуальной (ежедневной) информации об остатке в кассе (на счетах) государства;

Ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, для федеративного государства, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;

Возможность у правительства исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;

Полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;

Возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств, представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.

Понятие единого счета

Единый счет бюджета - счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета .

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные – техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению не могут быть открыты расчетные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывали счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

№ 40105 «Средства федерального бюджета»

№ 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»

№ 40204 «Средства местных бюджетов»

Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Можно утверждать, что принцип единого счета - это более совершенный и развитый принцип единства кассы. В связи с этим следует упомянуть замечание М.И. Боголепова о том, что «центральные эмиссионные банки появились тогда, когда система казначейств и связанные с ней организации счетоводства и контроля были уже совершенно развиты и упрочены, например, система казначейства во Франции, которая насчитывает за собой более, чем 400-летнюю историю, а «Банк де Франс» был организован только в начале 19 столетия».

При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка. Единый счет может пониматься как система (совокупность) банковских счетов.

Рассмотрим в связи с этим кассовое устройство различных стран.

Образцом последовательной реализации принципа единства кассы можно назвать Францию, где все платежи осуществляются с контокоррентного (активно-пассивного) счета Государственного казначейства. Система бюджетного учета во Франции построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции перечисляются на единый счет, что позволяет министру финансов иметь оперативный (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) отчет о состоянии государственной кассы. Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического Закона от 1 августа 2001 года № 2001-692 «О финансовых законах». Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции. Территориальные подразделения Банка Франции обслуживают более 10 тыс. операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдированием) .

В Швеции каждому госучреждению открыто определенное число банковских счетов в государственной системе единого казначейского счета, и учреждение имеет к ним прямой доступ. Однако на таких счетах никогда не хранятся ликвидные средства, выплаты производятся и регистрируются через счета учреждений, но снимаются с основного счета бюджета.

Точно так же при исполнении федерального бюджета Федеративной Республики Германия все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов. Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки могут быть созданы иными, помимо федерального министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению, (пункт 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете Федеративной республики Германия). Такие кассы имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от принципа единства кассы. Данное отклонение сложилось исторически и обставлено рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность. Здесь можно говорить об исключении, подтверждающем общее правило.

Японский юрист Е.Ода принцип единства казначейства (кассы), предполагающий концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, называет одной из важнейших гарантий единства бюджета. При этом в Японии такие функции, как: прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью, ведение соответствующего учета и отчетности возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 г. Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются банком, а не специальным органом исполнительной власти.

Современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному правительству), имеет максимальную свободу действий в условиях единства кассы. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Кроме того, счета агентств подразделяются на счета доходов и расходов. При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую можно перераспределять любым образом. И, тем не менее, все остатки на банковских счетах агентств в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии. Таким образом, в бюджетном процессе Австралии также реализован принцип единства кассы.

Управление операциями со средствами на едином счете федерального бюджета

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

Для учета и распределения поступивших доходов использовались 4 счета. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.

Счета по учету доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заемные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.

Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.

Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета. Главной целью ее реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счете (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счет» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счет бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счет № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счет на балансовом счете № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счет № 40105 Федерального казначейства.

На основании платежных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счет № 40105 Федерального казначейства .


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29

Бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

Является реализацией принципа единства кассы, может пониматься как система (совокупность) банковских счетов, один из которых является основным, а остальные - техническими (транзитными).

В соответствии с бюджетным законодательством бюджетному учреждению могут быть открыты расчётные счета в кредитных организациях. Оно осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Единые счета бюджетов обслуживаются учреждениями Центрального банка Российской Федерации. Кредитные учреждения могут привлекаться к выполнению функций по обслуживанию единых счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности исполнения ими этих функций.

Операции на единых счетах бюджетов осуществляются органами Федерального казначейства либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае передачи ему полномочий Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

До 2014 года органы управления государственными внебюджетными фондами самостоятельно открывают счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.

Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального Банка Российской Федерации на балансовых счетах:

  • № 40105 «Средства федерального бюджета»
  • № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»
  • № 40204 «Средства местных бюджетов»

Управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета [ | ]

Сложившаяся к концу 90-х система сбора средств федерального бюджета и доведения их до получателей бюджетных средств обладала существенными недостатками, в том числе:

  1. Для учёта и распределения поступивших доходов использовались 4 счёта. Средства федерального бюджета становились доступными к использованию через 5-6 дней после их поступления.
  2. Счета по учёту доходов и расходов федерального бюджета открывались каждому органу федерального казначейства. Большое количество счетов по уровням органов федерального казначейства замедляло прохождение средств от налогоплательщика до получателя бюджетных средств, поставщиков товаров, работ, услуг этим получателям. В результате Правительство Российской Федерации было вынуждено привлекать заёмные средства на финансирование дефицита федерального бюджета при наличии значительных остатков средств федерального бюджета.
  3. Отсутствовала возможность оперативного управления остатками средств федерального бюджета, находившихся на многочисленных счетах органов федерального казначейства.
  4. Существовал повышенный риск возможных потерь средств федерального бюджета на счетах отделений федерального казначейства, открытых в кредитных организациях.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 года № 107-р одобрена Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учёту доходов и средств федерального бюджета. Главной целью её реализации являлась централизация доходов и средств федерального бюджета на едином казначейском счёте (ЕКС) Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Следует отметить, что понятие «единый казначейский счёт» отсутствует в бюджетном законодательстве, иногда оно употребляется вместо понятия «единый счёт бюджета».

В настоящее время для осуществления операций со средствами федерального бюджета Федеральному казначейству открыт счёт № 40105810800000012900, каждому УФК открыт счёт на балансовом счёте № 40105.

Ежедневно УФК перечисляют средства, подлежащие зачислению в федеральный бюджет, со счетов № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» на счёт № 40105 Федерального казначейства.

На основании платёжных документов, представленных получателями бюджетных средств федерального бюджета и администраторами источников финансирования федерального бюджета, УФК формируют Консолидированные заявки и направляют в Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство подкрепляет счета № 40105 УФК, обеспечивая зачисление средств на счета № 40105 УФК к началу следующего рабочего дня.

УФК, после завершения операционного дня, перечисляют остатки средств со счетов № 40105 УФК на счёт № 40105 Федерального казначейства.

Литература [ | ]

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823).
  • Положение о Правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 26.03.2007 № 302-П.
  • Приказ Федерального казначейства от 14.09.2009 № 210 «Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета».

2.1. Единый счет федерального бюджета представляет собой совокупность счетов, открытых Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета" в Центральном банке Российской Федерации и управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а в случае их отсутствия на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций - в кредитных организациях (далее - банки).

На счет, открытый в банке Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", зачисляются доходы федерального бюджета, перечисленные со счетов, открытых УФК в банках на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", неиспользованные остатки средств на счетах УФК, открытых на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", возвраты предоставленных Российской Федерацией кредитов и займов, восстановления кассовых расходов, а также другие поступления в федеральный бюджет.

На счет, открытый УФК на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", зачисляются средства федерального бюджета, перечисленные со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", восстановления кассовых расходов, а также другие поступления в федеральный бюджет.

На счет, открытый УФК по Республике Ингушетия на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", зачисляются средства федерального бюджета, перечисленные со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", доходы федерального бюджета, перечисленные со счета, открытого УФК по Республике Ингушетия на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", восстановления кассовых расходов, а также другие поступления в федеральный бюджет.

Федеральное казначейство осуществляет кассовые выплаты с открытого ему счета на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета". УФК осуществляют кассовые выплаты с открытых им счетов на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

2.2. Перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, со счетов, открытых УФК на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", осуществляется УФК ежедневно, не позднее 16 часов местного времени, за исключением УФК до Республике Ингушетия.

УФК по Республике Ингушетия ежедневно осуществляет перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого ему счета на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", на счет, открытый УФК по Республике Ингушетия на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

2.3. УФК ежедневно, не позднее 16 часов 30 минут местного времени, направляют в банк расчетный документ на списание остатка неиспользованных в течение дня средств федерального бюджета со счета, открытого УФК на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

УФК по г. Москве и УФК по Московской области направляют в банк расчетный документ, предусмотренный в абзаце первом настоящего пункта, не позднее 17 часов 30 минут местного времени.

УФК по Республике Ингушетия не направляет в банк расчетный документ, предусмотренный в абзаце первом настоящего пункта.

2.4. Средства со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", перечисляются на счета УФК, открытые им на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на основании Консолидированных заявок согласно приложению к настоящему Порядку (код по ведомственному классификатору форм документов (далее - код формы по КФД) 0531685) (далее - Консолидированная заявка).

УФК, за исключением УФК по Республике Ингушетия, выполняют функции по осуществлению кассового обслуживания исполнения федерального бюджета исключительно за счет средств, поступивших на счета, открытые УФК на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", в соответствии с Консолидированными заявками. Выполнение УФК функции по осуществлению кассового обслуживания исполнения федерального бюджета за счет иных поступлений на счета УФК, открытые им на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", не допускается.

В случае недостаточности на счете, открытом УФК на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, для осуществления перераспределения средств, поступивших на счет Федерального казначейства в иностранной валюте, исполнения поручения администратора доходов бюджета по осуществлению возврата (зачета, уточнения) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и иных платежей (далее - сумм платежей), подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, необходимая сумма перечисляется со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый УФК на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", на основании отдельной Консолидированной заявки.

отменен/утратил силу Редакция от 30.01.2009

Наименование документ ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2006 N 44 (ред. от 30.01.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"
Вид документа приказ, порядок
Принявший орган минфин рф
Номер документа 44
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.01.2009
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.03.2006 N 44 (ред. от 30.01.2009) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"

ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЯМИ СО СРЕДСТВАМИ НА ЕДИНОМ СЧЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

от 14.04.2008 N 94 , от 30.01.2009 N 15 )

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117) и устанавливает порядок управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета.

от 14.04.2008 N 94)

2. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ежедневно, не позднее 16 часов местного времени, осуществляют перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого им счета на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", за исключением Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

3. Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия ежедневно осуществляет перечисление средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, с открытого ему счета на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Республике Ингушетия, на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

4. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации в целях осуществления кассовых выплат из федерального бюджета по мере необходимости представляют в Федеральное казначейство в электронном виде Заявки на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", (далее - Заявки) с применением электронно-цифровой подписи (далее - ЭЦП) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, за исключением Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия, осуществляет кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета исключительно за счет средств, поступивших на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", в соответствии с Заявкой. Осуществление кассового обслуживания исполнения федерального бюджета за счет иных поступлений на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", не допускается.

(в ред. Приказов Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94 , от 30.01.2009 N 15)

5. Отделение Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации осуществляет составление Заявки на основании представленных получателями средств федерального бюджета платежных документов и до 15 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 14 часов местного времени) направляет в электронном виде данную Заявку в Управление Федерального казначейства по соответствующему субъекту Российской Федерации (при нахождении Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации и Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в разных часовых поясах местным временем считается время часового пояса, на территории которого находится Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации).

6. Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации до 16 часов местного времени текущего рабочего дня (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, - до 15 часов местного времени) осуществляет составление и направление в электронном виде Заявки с применением ЭЦП в Федеральное казначейство. Заявка составляется на основании:

­ платежных документов получателей средств федерального бюджета, представленных в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации;

­ Заявок отделений Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Допускается в исключительных случаях по решению руководителя Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя направление в Федеральное казначейство дополнительной Заявки на осуществление кассовых выплат из федерального бюджета в течение текущего рабочего дня с указанием обосновывающей информации в поле Заявки "Примечание". Решение о перечислении средств федерального бюджета по дополнительной Заявке принимается заместителем руководителя Федерального казначейства, к полномочиям которого относится принятие данных решений.

В случае недостаточности средств на счете, открытом Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов и иных платежей (далее - сумм платежей), подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, формирование графы "Сумма" Заявки осуществляется с учетом оформленного Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации платежного поручения на перечисление указанных средств со счета, открытого Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации". При этом в поле Заявки "Примечание" выделяется сумма, необходимая для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных (взысканных) сумм платежей, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94)

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Заявке, направляемой Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, предполагаемым кассовым выплатам, возлагается на руководителя Отделения Управления Федерального казначейства Российской Федерации или его заместителя.

Ответственность за соответствие суммы, указываемой в Заявке, направляемой Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации в Федеральное казначейство, предполагаемым кассовым выплатам, возлагается на руководителя Управления Федерального казначейства Российской Федерации или его заместителя.

7. Федеральное казначейство по мере поступления в течение текущего рабочего дня Заявок от управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, осуществляет подготовку и направление в учреждение Центрального банка Российской Федерации платежных поручений на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет соответствующего Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", в соответствии с Договором обмена электронными документами и оказания информационно-вычислительных услуг при многорейсовой обработке платежей в системе АСБР-Москва от 5 марта 2005 г. N 935-МОП-2005, заключенным между Центральным банком Российской Федерации и Федеральным казначейством.

8. Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации ежедневно, не позднее 16 часов 30 минут местного времени, направляют в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации (филиалы) платежное поручение на списание остатка неиспользованных в течение дня средств федерального бюджета со счета, открытого Управлению Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет, открытый Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета".

Платежное поручение, предусмотренное в абзаце первом настоящего пункта, в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации или кредитные организации (филиалы) не направляет Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 30.01.2009 N 15)

Платежное поручение, предусмотренное в абзаце первом настоящего пункта, в подразделения расчетной сети Центрального банка Российской Федерации Управление Федерального казначейства по г. Москве и Управление Федерального казначейства по Московской области направляют не позднее 17-30 местного времени.

(в ред. Приказа Казначейства РФ от 14.04.2008 N 94)

II. Правила составления Заявок на перечисление средств федерального бюджета со счета, открытого Федеральному казначейству на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета", на счет Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета"

10. В Заявке указываются:

дата, на которую необходимо осуществить зачисление средств федерального бюджета;

дата составления Заявки.

11. Заявки составляются в тысячах рублей с точностью до целых.

12. В Заявке, составляемой Отделением Управления Федерального казначейства по субъекту и направляемой в Управление Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, указывается фамилия, имя и отчество руководителя Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя и его подпись, а также фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его должность, подпись и телефонный номер с указанием междугороднего кода.

В Заявке, составляемой Управлением Федерального казначейства по субъекту и направляемой в Федеральное казначейство, указывается фамилия, имя и отчество руководителя Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителя и его подпись, а также фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его должность, подпись и телефонный номер с указанием междугороднего кода.

13. Заявки, подписанные руководителем Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителем, хранятся в электронных базах данных информационной системы Отделения Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Заявки, подписанные руководителем Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации или его заместителем, подлежат хранению в электронных базах данных информационной системы Управлении Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.

Формирование Заявок, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, на бумажных носителях осуществляется по мере необходимости.



Просмотров