Бюджетный кодекс определяет бюджет как. Бюджетный кодекс рф

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА

ЩЕЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ

Подготовил:

Монино-2013

Современный этап развития системы образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров и к проявлению их творческой индивидуальности. Одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда – это индивидуальный стиль деятельности. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его способности приспособиться к объективно заданной структуре профессиональной деятельности , а с другой – о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.

В целом педагогическая деятельность достаточно сложна и многокомпонентна. Из всего многообразия её компонентов, пожалуй, более других выделяются три: содержательный, методический и социально-психологический (по). Они образуют внутреннюю структуру педагогического процесса. Единство и взаимосвязь этих трёх компонентов позволяют реализовать в полной мере задачи педагогической системы. Главным в этом единстве является социально-психологический компонент, т. е. педагогическое общение, которое, в свою очередь, обеспечивает реализацию двух других компонентов.

В процессе общения складывается определённая система воспитательных взаимоотношений , способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную «нагрузку», так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.

Уровень профессионализма преподавателя той или иной дисциплины характеризуется его умением применять имеющиеся знания на практике преподавания, гибкостью в подходе к учащимся, возникающим ситуациям, а также умением ориентироваться в информации, работать с ней, восприимчивостью к текущим изменениям в системе образования. В случае с профессией преподавателя, можно сказать, что показатель профессионализма – это личное мастерство преподавателя, эрудированность, подготовленность, культура общения , а также широкий и разнообразный ассортимент приёмов, методов, тактик, способов преподавания, доходчивого донесения материала до учащихся.

Преподавательское мастерство включает в себя комплекс знаний, необходимых для преподавания вообще и преподавания по определённому предмету в частности. Оно подразумевает умение мыслить и оперировать педагогическими и психологическими категориями и понятиями. А также умение совокупность эмоционально-волевых приёмов, позволяющих достигать педагогических целей.

Каким образом осуществляется взаимодействие учителя и учащихся? Главным образом оно заключается в максимально эффективной передаче знаний, профессиональных навыков , определяющихся спецификой педагогического процесса. В частности, чрезвычайно важна обратная связь с учащимися. Умение не только говорить, но и слушать, умение чувствовать аудиторию или конкретного учащегося, умение «читать» по выражению лица, насколько учащийся хорошо понимает и усваивает материал. Не менее важно личное заинтересованное участие педагога в учебно-воспитательном процессе, способность заражать учащихся интересом к своему предмету.

В наши дни довольно весомой составляющей педагогической техники является широкое использование информационных и коммуникационных технологий, навыки в работе с ними, способность оперативно ориентироваться в них.

Разумеется, педагогическая техника ценна не как набор знаний и методов, а как живая материя, проявляющаяся и раскрывающаяся непосредственно в процессе общения преподавателя со студентами, и неотъемлемо связанная с личностью педагога. В частности, преподаватель должен не только досконально знать свой предмет, но и уметь доносить эти знания до своей аудитории, сообразно её уровню, находя формулировки, сообразные подготовленности учащихся и их продвинутости – будь то коллективное или индивидуальное занятие.

Понятие «педагогическая техника» восходит к 20-м годам прошлого века и с тех пор исследовалась и продолжает исследоваться многими педагогами и психологами (, и другие).

Педагогическая техника – это инструментарий педагогического процесса, особенно если речь идёт о технологической стороне процесса. При обучении преподаватель доносит до аудитории свои идеи, мысли, чувства, соображения, делится выводами – посредством выразительных возможностей речи, мимики и жестов. Одна из ключевых задач педагога – добиться эффективного результата в обучении аудитории. Первостепенную роль здесь играет владение речью. Умение интересно и понятно подать материал, правильно расставить смысловые и логические акценты, подчеркнуть что-либо интонацией, способность пробудить интерес к самостоятельному изучению предмета. Среди других факторов можно назвать вовлечённость в процесс своим психическим и эмоциональным состоянием, уместную артистичность, умение видеть происходящее со стороны – всё это суть важные моменты в педагогической технике.

Ещё один метод, который может быть в арсенале преподавательской педагогической техники – это проведение урока-игры.

Хорошее владение воспитателем педагогической техникой – это, пожалуй, условие, необходимое для эффективной его работы. Например, отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, сказал, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», то есть, педагог воспитывает каждым своим движением. В педагогических вузах имеет смысл преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом – в обязательном порядке, потому что все эти вопросы имеют самое прямое отношение к воспитательной технике.

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии? Как уже было замечено, педагогическая технология включает постановку целей, диагностику и, собственно, сам учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот педагог, который имеет возможно большее количество приёмов педагогической техники в своём арсенале, и свободно владеет ими. При этом он использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, находчив и способен к импровизации. Эти и другие приёмы педагогической техники могут и должны использоваться в педагогической технологии.

Педагогическая техника – это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, умение управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера (). Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений. Первая группа связана с управлением своим поведением - мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вниманием, воображением, голосом, дикцией. Вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив (дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, приемы управления общением).

Особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи педагога как одного из важнейших воспитательных средств - правильная дикция, «поставленный голос», ритмичное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. Также к умениям педагогической техники относятся следующие: умение располагать к себе собеседника, передавать информацию через образы, по необходимости изменять подтекстовую нагрузку. Умение мобилизовать творческое самочувствие перед предстоящим общением, способность управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий. Навыки в регулировании своего психического состояния; вызова «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и другие – то есть, определённое театральное мастерство.

Педагогическая техника может быть представлена также следующими умениями и навыками: выбором правильного тона и стиля в обращении с обучающимися, управление их вниманием; ощущением темпа речи и умение им управлять; владение словом, дикцией, дыханием, мимикой и жестикуляцией; владение образной, красочной речью, техникой интонирования и выражения различных эмоций.

Важной составляющей педагогического мастерства преподавателя является его методическое мастерство, оно проявляется в применении на занятиях наиболее эффективных методов преподавания; в сочетании учебного процесса с воспитательным; в организации самостоятельной подготовки студентов; в использовании технических средств обучения; в ведении учёта и контроля успеваемости, а также в разработке и использовании в практической деятельности методического обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Показатель методического мастерства преподавателя - правильное определение дидактических и воспитательных целей учебного занятия, планирование уровней усвоения знаний учебного материала на основе целей и задач обучения. Методическое мастерство преподавателя находит свое выражение в использовании различных методов и форм организации учебных занятий, вызывающих интерес к обучению.

Важным показателем методического мастерства преподавателя является разработка им авторских программ обучения , основанных на выполнении требований Государственного образовательного стандарта и учитывающих местные условия организации и осуществления учебно-воспитательного процесса.

отмечал, что развитая педагогическая техника помогает преподавателю глубже и ярче выразить себя в педагогической деятельности, раскрыть во взаимодействии с учащимися все лучшее, профессионально значимое в его личности. Совершенная педагогическая техника освобождает время и силы педагога для творческой работы, позволяет в процессе педагогического взаимодействия не отвлекаться от общения с детьми на поиски нужного слова или объяснение неудачной интонации.

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Педагогическая техника, помимо прочего, оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т. е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей. Скажем, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приёмами саморегуляции психической деятельности ведёт к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т. п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

В процессе овладения педагогической техникой наиболее полно раскрываются нравственные и эстетические позиции педагога, отражающие уровень общей и профессиональной культуры, потенциал его личности.

Очевидно, что педагогическая техника - это важнейший инструмент педагога.

В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов. Первая группа компонентов описывает навыки педагога в управлении своим поведением, вторая группа связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения.

Первая группа включает в себя следующие навыки: владение своим организмом (мимика, пантомимика), управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия), социально-воспринимающие способности (внимание, наблюдательность, воображение) и технику речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа – это дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением и прочее.

Мимика - это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляда оказывает на обучающихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость информации, способствуют лучшему ее усвоению. Слушатели «читают» лицо педагога, угадывая его отношение, настроение, поэтому оно должно не только выражать, но и скрывать чувства. Наиболее выразительны на лице человека глаза - зеркало души. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом. Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт.

Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Педагогу имеет смысл выработать манеру правильно стоять перед обучающимися на занятии. Все движения и позы должны привлекать слушателей своим изяществом и простотой. Эстетика позы не терпит плохих привычек: переминания с ноги на ногу, опоры на спинку стула, верчения в руках посторонних предметов, почесывания головы и т. д.

Жест педагога должен быть органичным и сдержанным, без резких широких взмахов и открытых углов. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу, не скрещивать руки, повернуться лицом к аудитории, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуется движение вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.

Управление эмоциональным состоянием предполагает овладение способами саморегуляции, к которым можно отнести: воспитание доброжелательности и оптимизма; контроль своего поведения (регуляция мышечного напряжения, темпа движений, речи, дыхания); самовнушение и др.

Техника речи. Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое приходится изрядный процент всего учебного времени. Поэтому процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя.

По мнению, как бы ни была интересна и познавательна речь, она не будет воспринята слушателями, если выступающий произнесет её нечленораздельно, хриплым, слабым, невыразительным голосом. Голос при выступлении так же важен, как и содержание речи, внешность, манеры оратора. С помощью голоса он доносит свое сообщение до аудитории. Человеческий голос - могущественное средство воздействия на публику. Благодаря красивому, звучному голосу оратор может с первых минут привлечь внимание слушателей, завоевать их симпатию и доверие.

Кроме того, голос может способствовать профессиональной карьере человека, а может препятствовать ей. Голос способен выражать мысли и чувства человека. В педагогической деятельности чрезвычайно важно говорить выразительно и просто, выступая с лекцией, докладом, декламируя стихи и прозу; владеть интонацией и силой голоса, продумывая каждую фразу, предложение, акцентируя значимые слова и выражения грамотно пользуясь ими в различных ситуациях. Голос - основное выразительное средство устной речи педагога, которым он должен уметь пользоваться в совершенстве. П. Сопер считает, что «ничто так не влияет на отношение к нам людей, как впечатление от нашего голоса. Но ничем так не пренебрегают, и ничто так не нуждается в постоянном внимании».

Несмотря на общеизвестную истину «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», многие, с позволения сказать «педагоги» используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. Горечью и болью проникнуты страницы книг выдающегося педагога, посвященные учительскому крику. «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Именно от этих прикосновений отрочество и кажется пустыней... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идёт от души воспитателя, когда в нём нет фальши, предубеждённости, желания «распечь», «пробрать»... слово педагога должно, прежде всего, успокаивать». Не так уж редко педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, которое вызывает у учащихся только одно желание: скорее дождаться его конца. по этому поводу писал: «Каждое слово, звучащее в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремлённым, полновесным и - это особенно важно - обращённым к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот - чтобы цена слова постоянно возрастала».

Владение голосом связано непосредственно с развитием, так называемого, речевого дыхания. Это в свою очередь, дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство речи педагога, не только помогая в общении, но и воздействуя на чувства, мысли, поведение и поступки учеников. Овладеть техникой речи – значит обладать речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Педагогу нужно постоянно работать над дикцией, дыханием и голосом.

Дыхание обеспечивает жизнедеятельность организма, физиологическую функцию. Одновременно оно выступает и энергетической базой речи. В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Отличие речевого дыхания от физиологического заключается в том, что вдох и выдох обычного дыхания осуществляются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение требуют большего количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза, а затем длинный звуковой выдох. Существуют специальные упражнения, направленные на развитие дыхания. Цель упражнений по дыханию - не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха, а тренировка в умении рационально расходовать нормальный запас воздуха. Поскольку звуки создаются при выдохе, то его организация является основой постановки дыхания, которое должно быть полным, спокойным и незаметным.

Дикция - это отчётливость и правильность произнесения звуков, которая обеспечивается правильной работой органов речи. Артикуляционный аппарат должен работать активно, без лишнего напряжения. Все звуки и их сочетания нужно произносить четко, легко и свободно в любом темпе.

Все дикционные нарушения речи и голоса делятся на органические (их исправлением занимаются логопеды) и неорганические (они поддаются исправлению путем упражнений), связанные с вялостью артикуляционного аппарата (губ, языка, челюсти), нечётким произнесением согласных («каша во рту»).

Среди преподавателей встречаются люди, у которых голос поставлен самой природой, но это случается нечасто. Впрочем, и хороший голос при отсутствии специальной тренировки с годами атрофируется .

Можно вспомнить высказывание: «Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть... Но нельзя просто, играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность... Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса».

Поговорим о педагогическом общении, как о стороне педагогической техники. На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

На уроке педагогу необходимо овладеть коммуникативной структурой всего педагогического процесса, быть максимально чутким к малейшим изменениям, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от учителя умения одновременно решать две проблемы: конструировать особенности своего поведения (свою педагогическую индивидуальность), своих отношений с учащимися, т. е. стиль общения, и конструировать выразительные средства коммуникативного воздействия. Второй компонент постоянно меняется под влиянием возникающих педагогических и соответственно коммуникативных задач. В выборе системы выразительных средств коммуникации важную роль играет сложившийся тип взаимоотношений педагога с учащимися.

Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности: общая сложившаяся система общения педагога и учащихся (определенный стиль общения); система общения, характерная для конкретного этапа педагогической деятельности; ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной педагогической и коммуникативной задачи.

Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей учителя, сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников, творческая индивидуальность педагога и особенности ученического коллектива. Причем необходимо подчеркнуть, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и воспитателя как его представителя.

Различают несколько видов педагогического общения, рассмотрим основные.

1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерная тенденция на жёсткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет , обнаружив свою недостаточную компетентность.

2. Попустительский. Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль наименее предпочтителен среди перечисленных. Результаты его апробации - наименьший объем выполненной работы и её наихудшее качество. Важно отметить, что ученики не бывают удовлетворены работой в подобной группе, хотя на них и не лежит никакой ответственности.

3. Демократический. Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. В организации деятельности коллектива учитель занимает позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.

4. Общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью.

В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Театральный педагог заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...».

Такой стиль общения отличал деятельность. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

5. Общение-дистанция. Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально – психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы.

6. Общение – устрашение. Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.

7. Заигрывание. Опять-таки характерное, в основном, для молодых учителей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешёвый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого учителя быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться классу, а с другой стороны – отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения.

Постепенно, однако, происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определённая устойчивая целостная структура, а именно - индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод: педагогическая техника, представляющая комплекс умений, навыков и знаний, позволяющих преподавателю видеть, слышать и чувствовать своих воспитанников, является необходимым компонентом профессионального педагогического мастерства.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Часть 1. Общие положения

Статья 1. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации
Статья 2. Структура бюджетного законодательства Российской Федерации
Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Статья 4. Бюджетное законодательство Российской Федерации и нормы международного права
Статья 5. Действие закона (решения) о бюджете во времени
Статья 6. Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе

Статья 7. Бюджетные полномочия Российской Федерации
Статья 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
Статья 9. Бюджетные полномочия муниципальных образований

Часть 2. Бюджетная система Российской Федерации

Раздел 1. Бюджетное устройство Российской Федерации

Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации
Статья 11. Правовая форма бюджетов
Статья 12. Финансовый год
Статья 13. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
Статья 14. Бюджет субъекта Российской Федерации и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда
Статья 15. Местный бюджет
Статья 16. Утратила силу
Статья 17. Утратила силу

Статья 18. Бюджетная классификация Российской Федерации
Статья 19. Состав бюджетной классификации Российской Федерации
Статья 20. Классификация доходов бюджетов
Статья 21. Классификация расходов бюджетов
Статья 22. Утратила силу
Статья 23. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Статья 23.1. Классификация операций сектора государственного управления
Статьи 24 - 27. Утратили силу

Статья 28. Перечень принципов бюджетной системы Российской Федерации
Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
Статья 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов
Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета
Статья 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств
Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)
Статья 37. Принцип достоверности бюджета
Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
Статья 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов
Статья 38.2. Принцип единства кассы

Раздел 2. Доходы бюджетов

Статья 39. Формирование доходов бюджетов
Статья 40. Зачисление доходов в бюджет
Статья 41. Виды доходов бюджетов
Статья 42. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 43. Утратила силу
Статьи 44 - 45. Утратили силу
Статья 46. Штрафы и иные суммы принудительного изъятия
Статья 47. Собственные доходы бюджетов
Статья 48. Утратила силу

Статья 49. Утратила силу
Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета
Статья 51. Неналоговые доходы федерального бюджета
Статья 52. Утратила силу
Статья 53. Полномочия Российской Федерации по формированию доходов бюджетов
Статья 54. Утратила силу

Статья 55. Утратила силу
Статья 56. Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 58. Полномочия субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты
Статья 59. Полномочия субъектов Российской Федерации по формированию доходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Статья 60. Утратила силу
Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений
Статья 61.1. Налоговые доходы муниципальных районов
Статья 61.2. Налоговые доходы бюджетов городских округов
Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов
Статья 63. Полномочия муниципального района по установлению нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов в бюджеты поселений
Статья 64. Полномочия муниципальных образований по формированию доходов местных бюджетов

Раздел 3. Расходы бюджетов

Статья 65. Формирование расходов бюджетов
Статьи 66 - 68. Утратили силу
Статья 69. Бюджетные ассигнования
Статья 69.1. Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание
Статья 70. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений
Статья 71. Утратила силу
Статья 72. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд
Статья 73. Реестры закупок
Статья 74. Предоставление средств из бюджетов при выполнении условий
Статья 74.1. Бюджетные ассигнования на социальное обеспечение населения
Статьи 75 - 77. Утратили силу
Статья 78. Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг
Статья 78.1. Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями
Статья 79. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности
Статья 80. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями
Статья 81. Резервные фонды исполнительных органов государственной власти (местных администраций)
Статья 81.1. Резервный фонд субъекта Российской Федерации
Статья 82. Резервный фонд Президента Российской Федерации
Статья 83. Осуществление расходов, не предусмотренных бюджетом

Статья 84. Расходные обязательства Российской Федерации
Статья 85. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации
Статья 86. Расходные обязательства муниципального образования
Статья 87. Реестры расходных обязательств

Раздел IV. Сбалансированность бюджетов

Глава 12. Профицит бюджета и порядок его использования. - Исключена

Статьи 89 - 90. Утратили силу
Статья 91. Исключена
Статья 92. Дефицит федерального бюджета
Статья 92.1. Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета
Статья 93. Утратила силу
Статья 93.1. Зачисление средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной или муниципальной собственности, от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней
Статья 93.2. Бюджетные кредиты
Статья 93.3. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, местным бюджетам
Статья 93.4. Особенности исполнения денежных требований по обязательствам перед Российской Федерацией
Статья 93.5. Бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований)
Статья 94. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Статья 95. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации
Статья 96. Источники финансирования дефицита местного бюджета

Глава 13.1. Стабилизационный фонд Российской Федерации. - Утратила силу

Статья 96.6. Нефтегазовые доходы федерального бюджета
Статья 96.7. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета
Статья 96.8. Нефтегазовый трансферт
Статья 96.9. Резервный фонд
Статья 96.10. Фонд национального благосостояния
Статья 96.11. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
Статья 96.12. Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета

Статья 97. Государственный долг Российской Федерации
Статья 98. Структура государственного долга Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств Российской Федерации
Статья 98.1. Прекращение долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации
Статья 99. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации, виды и срочность долговых обязательств субъекта Российской Федерации
Статья 99.1. Прекращение долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации
Статья 100. Структура муниципального долга, виды и срочность муниципальных долговых обязательств
Статья 100.1. Прекращение муниципальных долговых обязательств, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с муниципального долга
Статья 101. Управление государственным и муниципальным долгом
Статья 102. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований
Статья 103. Осуществление государственных и муниципальных заимствований
Статья 104. Заимствования и гарантии субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в иностранной валюте
Статья 105. Реструктуризация долга
Статья 106. Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований
Статья 107. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга
Статья 108. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации
Статья 108.1. Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
Статья 108.2. Программа государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации
Статья 109. Внесение изменений в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте
Статья 110. Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации
Статья 110.1. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных заимствований
Статья 110.2. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации
Статья 111. Предельные объемы расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга
Статья 112. Превышение предельного объема долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга и предельных объемов расходов на обслуживание государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального долга
Статья 112.1. Просроченная задолженность по долговым обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования
Статья 113. Отражение в бюджетах поступлений средств от заимствований, погашения государственного или муниципального долга, возникшего из заимствований, и расходов на его обслуживание
Статья 114. Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг
Статья 115. Государственные и муниципальные гарантии
Статья 115.1. Особенность государственной или муниципальной гарантии, предоставляемой в обеспечение обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц
Статья 115.2. Порядок и условия предоставления государственных и муниципальных гарантий
Статья 116. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации
Статья 117. Предоставление государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий
Статья 118. Утратила силу
Статья 119. Обслуживание государственного (муниципального) долга
Статья 120. Учет и регистрация государственных и муниципальных долговых обязательств
Статья 121. Государственная долговая книга Российской Федерации, государственная долговая книга субъекта Российской Федерации, муниципальная долговая книга

Статья 122. Внешние долговые требования Российской Федерации
Статья 123. Объем долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией
Статья 124. Утратила силу
Статья 125. Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов
Статья 126. Заключение соглашений и договоров о предоставлении государственных финансовых и (или) государственных экспортных кредитов и внесение изменений в программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов
Статья 127. Реструктуризация и списание долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией
Статья 128. Уступка прав требования по внешним долговым требованиям Российской Федерации к иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам

Статья 129. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета
Статья 130. Условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета
Статья 131. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации
Статья 132. Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
Статья 132.1. Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета
Статья 133. Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
Статья 133.1. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Статья 133.2. Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Статья 133.3. Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования
Статья 134. Утратила силу
Статья 135. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 136. Основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации
Статья 137. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
Статья 138. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
Статья 138.1. Субсидии федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации
Статья 139. Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Статья 139.1. Иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам
Статья 140. Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
Статья 141. Утратила силу
Статья 142. Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из местных бюджетов
Статья 142.1. Порядок предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета муниципального района
Статья 142.2. Субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов
Статья 142.3. Порядок предоставления субсидий из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов на решение вопросов местного значения межмуниципального характера
Статья 142.4. Иные межбюджетные трансферты бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов
Статья 142.5. Иные межбюджетные трансферты из бюджетов поселений бюджетам муниципальных районов

Статья 143. Утратила силу
Статья 144. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 145. Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 146. Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 147. Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 148. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 149. Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 150. Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов

Часть 3. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Раздел 5. Участники бюджетного процесса

Статья 151. Утратила силу
Статья 152. Участники бюджетного процесса
Статья 153. Бюджетные полномочия законодательных (представительных) органов
Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)
Статья 155. Бюджетные полномочия Центрального банка Российской Федерации
Статья 156. Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета
Статья 157. Бюджетные полномочия органов государственного и муниципального финансового контроля
Статья 158. Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
Статьи 159 - 160. Утратили силу
Статья 160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
Статья 160.2. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета
Статья 161. Особенности правового положения казенных учреждений
Статья 162. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств
Статья 163. Утратила силу

Статья 164. Участники бюджетного процесса на федеральном уровне
Статья 165. Бюджетные полномочия Министерства финансов Российской Федерации
Статья 166. Исключительные полномочия руководителя Министерства финансов Российской Федерации
Статья 166.1. Бюджетные полномочия Федерального казначейства
Статья 166.2. Бюджетные полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора
Статья 167. Ответственность Министерства финансов Российской Федерации, министра финансов, Федерального казначейства
Статья 167.1. Бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации
Статья 168. Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

Статья 168.1. Понятие временной финансовой администрации
Статья 168.2. Основания и порядок введения временной финансовой администрации
Статья 168.3. Полномочия временной финансовой администрации и главы временной финансовой администрации
Статья 168.4. План восстановления платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
Статья 168.5. Порядок составления и утверждения бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в условиях введения временной финансовой администрации
Статья 168.6. Порядок исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и осуществления контроля за его исполнением при введении временной финансовой администрации

Раздел 6. Составление проектов бюджетов

Статья 169. Общие положения
Статья 170. Бюджетное послание Президента Российской Федерации
Статья 171. Органы, осуществляющие составление проектов бюджетов
Статья 172. Сведения, необходимые для составления проектов бюджетов
Статья 173. Прогноз социально-экономического развития
Статья 174. Среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (муниципального образования)
Статья 174.1. Прогнозирование доходов бюджета
Статья 174.2. Планирование бюджетных ассигнований
Статья 175. Сводный финансовый баланс Российской Федерации
Статьи 176 - 178. Утратили силу
Статья 179. Долгосрочные целевые программы
Статья 179.1. Федеральная адресная инвестиционная программа
Статья 179.2. Инвестиционный фонд Российской Федерации
Статья 179.3. Ведомственные целевые программы
Статья 179.4. Дорожные фонды
Статьи 180 - 183. Утратили силу
Статья 184. Порядок и сроки составления проектов бюджетов

Раздел 7. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Статья 184.1. Общие положения
Статья 184.2. Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом бюджета
Статья 185. Внесение проекта закона (решения) о бюджете на рассмотрение законодательного (представительного) органа
Статья 186. Утратила силу
Статья 187. Порядок рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете, бюджете государственного внебюджетного фонда и их утверждения
Статьи 188 - 189. Утратили силу
Статья 190. Временное управление бюджетом
Статья 191. Внесение изменений в закон (решение) о бюджете по окончании периода временного управления бюджетом

Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
Статья 193. Утратила силу
Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
Статья 195. Распределение функций по рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственной Думе
Статья 196. Порядок рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 197. Утратила силу
Статья 198. Срок подготовки к первому чтению
Статья 199. Предмет первого чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 200. Порядок подготовки к рассмотрению в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
Статья 201. Рассмотрение в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
Статья 202. Отклонение в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 203. Порядок работы согласительной комиссии в случае отклонения Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 204. Возвращение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Правительство Российской Федерации в случае его отклонения в первом чтении Государственной Думой
Статья 205. Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 206. Утратила силу
Статья 207. Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период
Статья 208. Рассмотрение федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Советом Федерации
Статья 209. Секретные статьи федерального бюджета
Статья 210. Рассмотрение палатами Федерального Собрания федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае отклонения его Президентом Российской Федерации
Статья 211. Утратила силу

Статья 212. Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период
Статья 213. Рассмотрение и утверждение федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете
Статья 214. Утратила силу

Раздел 8. Исполнение бюджетов

Статья 215. Утратила силу
Статья 215.1. Основы исполнения бюджета
Статья 216. Утратила силу
Статья 217. Сводная бюджетная роспись
Статья 217.1. Кассовый план
Статья 218. Исполнение бюджетов по доходам
Статья 219. Исполнение бюджета по расходам
Статья 219.1. Бюджетная роспись
Статья 219.2. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета
Статья 220. Утратила силу
Статья 220.1. Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета
Статья 221. Бюджетная смета
Статьи 222 - 226. Утратили силу
Статья 226.1. Предельные объемы финансирования
Статьи 227 - 230. Утратили силу
Статья 231. Утратила силу
Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете
Статьи 233 - 235. Утратили силу
Статья 236. Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в доверительное управление
Статьи 237 - 238. Утратили силу
Статья 239. Иммунитет бюджетов
Статья 240. Утратила силу
Статья 241. Особенности исполнения бюджетов, установленные федеральными законами
Статья 241.1. Основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Статья 242. Завершение текущего финансового года
Статья 242.1. Утратила силу

Статья 242.1. Общие положения
Статья 242.2. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок
Статья 242.3. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений
Статья 242.4. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации
Статья 242.5. Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений

Глава 25. Исполнение федерального бюджета. - Утратила силу

Раздел 8.1. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Статья 264.1. Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
Статья 264.2. Составление бюджетной отчетности
Статья 264.3. Формирование отчетности об исполнении консолидированного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
Статья 264.4. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета
Статья 264.5. Представление, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета законодательным (представительным) органом
Статья 264.6. Закон (решение) об исполнении бюджета

Статья 264.7. Составление и представление бюджетной отчетности Российской Федерации
Статья 264.8. Федеральный закон об исполнении федерального бюджета
Статья 264.9. Внешняя проверка годового отчета об исполнении федерального бюджета
Статья 264.10. Представление годового отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу
Статья 264.11. Рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении федерального бюджета Государственной Думой

Раздел 9. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Статья 265. Формы финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами
Статья 266. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, местными администрациями муниципальных образований
Статья 267. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральным казначейством
Статья 268. Финансовый контроль, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора
Статья 269. Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета
Статья 270. Финансовый контроль, осуществляемый контрольными и финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Статья 270.1. Внутренний финансовый аудит
Статьи 271 - 273. Утратили силу

Глава 27. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета. - Утратила силу

Часть 4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

Статья 281. Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
Статья 282. Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства
Статья 283. Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
Статья 284. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области применения мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации
Статья 284.1. Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения
Статья 285. Утратила силу
Статья 286. Утратила силу
Статья 287. Утратила силу
Статья 288. Утратила силу
Статья 289. Нецелевое использование бюджетных средств
Статья 290. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе
Статья 291. Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе
Статья 292. Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением
Статья 293. Неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств
Статья 294. Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств
Статья 295. Несоответствие бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом
Статья 296. Несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи
Статья 297. Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов
Статья 298. Предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка
Статья 299. Предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка
Статья 300. Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка
Статья 301. Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка
Статья 302. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление
Статья 303. Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов
Статья 304. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов
Статья 305. Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств
Статья 306. Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам

Статья 307. Введение в действие настоящего Кодекса

Вступил в силу: 1 января 2000 Впервые опубликован: "Собрание законодательства РФ", 3 августа 1998, N 31 Действующая редакция: от 9 февраля 2009 года

Бюджетный кодекс Российской Федерации - кодифицированный нормативно-правовой акт , содержащий правила формирования и исполнения бюджетов всех уровней в Российской Федерации .

Структура Бюджетного кодекса

Бюджетный кодекс Российской Федерации состоит из 5 частей, 28 глав (общей сложностью 307 статей):

Часть I. Общие положения

Глава 1. Бюджетное законодательство Российской Федерации

Часть II. Бюджетная система Российской Федерации

Раздел I. Бюджетное устройство Российской Федерации

Раздел II. Доходы бюджетов

Глава 6. Общие положения о доходах бюджетов
Глава 7. Доходы федерального бюджета
Глава 8. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
Глава 9. Доходы местных бюджетов

Раздел III. Расходы бюджетов

Глава 10. Общие положения о расходах бюджетов
Глава 11. Разграничение расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Раздел IV. Сбалансированность бюджетов

Глава 12. Профицит бюджета и порядок его использования.Исключена
Глава 13. Дефицит бюджета и источники его покрытия
Глава 13.1. Стабилизационный фонд Российской Федерации
Глава 13.2. Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета
Глава 14. Государственный и муниципальный долг
Глава 15. Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией
Глава 16. Межбюджетные трансферты
Глава 17. Государственные внебюджетные фонды

Часть III. Бюджетный процесс в Российской Федерации

Раздел V. Участники бюджетного процесса

Глава 18. Полномочия участников бюджетного процесса
Глава 19. Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
Глава 19.1. Осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации

Раздел VI. Составление проектов бюджетов

Глава 20. Основы составления проектов бюджетов

Раздел VII. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Глава 21. Основы рассмотрения и утверждения бюджетов
Глава 22. Рассмотрение и утверждение федерального закона о федеральном бюджете
Глава 23. Внесение изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете

Раздел VIII. Исполнение бюджетов

Глава 24. Основы исполнения бюджетов
Глава 24.1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Глава 25. Исполнение федерального бюджета

Раздел IX. Государственный и муниципальный финансовый контроль

Глава 26. Основы государственного и муниципального финансового контроля
Глава 27. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета

Часть IV. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации

Глава 28. Общие положения

Часть V. Заключительные положения

Ссылки

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации на сайте КонсультантПлюс

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетный кодекс РФ" в других словарях:

    Систематизированный законодательный акт, устанавливающий: общие принципы бюджетного законодательства; правовые основы функционирования бюджетной системы; правовое положение субъектов бюджетных правоотношений; порядок регулирования межбюджетных… … Финансовый словарь

    Федеральный закон «Бюджетный кодекс Российской Федерации» Номер: 145 ФЗ Принят: Государственной думой 17 июля 1998 Одобрен: Советом федерации 17 июля 1998 Подписан: Президентом 31 июля 1998 … Википедия

    БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС - (англ. budget code) – кодифицированный акт, регулирующий бюджетные правоотношения и устанавливающий механизм правовой ответственности за бюджетные правонарушения. Не все страны мира имеют Б.к., многие ограничиваются принятием законов по разл.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС (БК) - единый кодифицированный (систематизированный) нормативный акт (документ), устанавливающий основные принципы построения и структуру бюджетной системы государства, правовые основы ее функционирования и правовое положение субъектов бюджетного права … Война и мир в терминах и определениях

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (БК РФ) ст. 161 БК Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы Доходов и расходов.

Из данного определения следует, что статус бюджетной организации имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками :

1. В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

2. В качестве цели создания бюджетной организация в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то же время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

Основная масса бюджетных организаций осуществляет те или иные виды платной деятельности и получает, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

3. Бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.

4. Основой финансового планирования бюджетной организации является смета доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.

Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.



Просмотров