Гигиенические основы рационального освещения.
Cтраница 1
Рациональное освещение способствует тому, что глаза в течение длительного времени сохраняют способность устойчиво видеть, не утомляясь. Такие условия для глаз называют комфортными. Освещение, не удовлетворяющее научно обоснованным нормам, затрудняет ведение работы, может привести к несчастному случаю и заболеванию органов зрения.
Рациональное освещение, обеспечивающее необходимый уровень освещенности на рабочих местах и соответствующее его качество, повышает трудоспособность рабочих, снижает их утомляемость и в значительной мере увеличивает безопасность работы.
Гигиенически рациональное освещение снижает количество брака (до 25 %), число несчастных случаев на производстве (до 5 %); при наличии уличного освещения число катастроф снижается до 30 %; снижается возможность появления заболеваний глаз (катаракта, ослабление зрения, ожоги от света, резь в глазах) и головных болей.
Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест имеет весьма важное гигиени ческое значение. Оно облегчает труд, делает движения работающего более уверенными, снижает опасность травматизма. Недо-i статочная или неправильная освещенность территории, дорог, установок, лестниц может привести к падению работающих и к тяжелым несчастным случаям.
Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест облегчает труд рабочего, делает его движения более быстрыми и уверенными, снижает опасность травматизма.
Рациональное освещение монтажной площадки способствует повышению производительности труда и снижению травматизма. Освещенность рабочих мест, проходов, проездов и территории строительства в зоне работ должна соответствовать существующим нормативным документам. В качестве источника света на месте работ применяют лампы накаливания, люминесцентные лампы, прожекторы.
Рациональное освещение территории предприятия, производственных помещений и рабочих мест имеет весьма важное гигиеническое значение. Оно облегчает труд, делает движения работающего более уверенными, снижает опасность травматизма. Недостаточная или неправильная освещенность территории, дорог, установок, лестниц может привести к падению работающих и к тяжелым несчастным случаям.
Рациональное освещение производственных процессов повышает культуру производства, способствует повышению производительности труда и снижению травматизма.
Рациональное освещение территорий предприятий в темное время суток необходимо как для безопасности работы и движения, так и для повышения производительности труда и качества продукции. Освещение открытых пространств многих существующих производственных и транспортных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также комплексное световое оформление городов находится не на должном уровне. Это объясняется прежде всего известным отставанием техники наружного освещения, наблюдавшимся в прошлые годы, а также отсутствием современной специальной литературы в данной области светотехники.
Рациональное освещение рабочих помещений является одним из важнейших условий деятельности человека, способствующих повышению его творческой активности, производительности труда, а значит и улучшению качества выпускаемой продукции. Поэтому светопрозрачные конструкции также должны обеспечивать не только оптимальное для данного производства освещение рабочих мест (функциональное освещение), но и общую световую композицию интерьера.
Их рациональное освещение определяется размерами и характером помещения и должно учитывать ряд специальных требований.
По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть на какой-либо предмет вдали на 1 -2 с.
Держите книгу ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать веки.
Во время чтения необходимо почаще моргать. Вам надо делать по одному – два моргания на каждой строке текста. Легче всего приучить себя моргать в конце строки. Можно также моргать на каждом знаке препинания в тексте. В связи с морганием часто спрашивают, не замедлит ли такой способ чтения его скорость. Безусловно, нет! Длительность моргания столь мала, что вряд ли этот фактор стоит принимать во внимание. А вот если Вы попытаетесь читать без моргания и других приемов расслабления, то будете вынуждены часто прерывать свое чтение из-за наступающего утомления глаз и мозга. Поэтому время, затраченное на расслабление, окупается с лихвой.
Не читайте на солнце, так как из-за отражения лучей солнца на белой бумаге глаза начинают напрягаться и быстро устают.
Книгу надо держать на таком расстоянии, откуда шрифт виден лучше всего.
Старайтесь не наклонять голову и тело сильно вперед. Это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга.
Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.
Никогда не читайте, если Вы больны, взволнованы, испытываете головные боли или сильно устали.
При письме надо соблюдать следующие правила: почаще моргать, а также не читать только что написанные буквы. Вместо последнего следует перемещать свой взгляд вслед за движением кончика пера.
Во время шитья Ваш взгляд после выхода иголки из ткани и перед входом в него должен сопровождать иголку по всей траектории ее движения. Кроме того, Вам надо периодически делать моргания.
Во время просмотра всегда снимайте очки периодически или постоянно. Дайте возможность глазам поработать самим.
Садитесь на таком расстоянии от экрана, чтобы это было удобно при Вашем состоянии зрения.
Всякий раз, когда представляется такая возможность, садитесь по центру зала, а не сбоку от экрана.
Сидя в зрительном зале или комнате, надо сохранять правильное положение тела. Подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приопущены, чтобы держать глаза полузакрытыми в расслабленном состоянии. Не наклоняйте голову вперед, глядя на экран. Держите голову прямо, опирая ее на позвоночник.
Не смотрите пристально на экран. Почаще моргайте и глубоко дышите, особенно в напряженные моменты фильма. Глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части. Во время затянувшихся сцен, незначимых диалогов или в перерыве между фильмами мягко прикрывайте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть.
При близорукости более 3 диоптрий максимальное время просмотра составляет 2 ч, детям дошкольного возраста - не более 60 мин в течение дня. При глаукоме необходимо воздерживаться от просмотра передач в темном помещении.
Вам, наверное, не раз приходилось слышать или испытывать самому, что вождение машины утомляет глаза и приводит к головным болям. Практика подтверждает, что явление это возникает из-за того, что глаза постоянно устремлены на дорогу, пристально разглядывая какой-то объект. Эта привычка характерна для пассажиров, водитель же по необходимости должен часто посматривать вокруг. Если человек с подобной фиксацией будет первоначально сознательно обращать внимание на движение, блуждание своего взгляда, то вскоре глаза и психика избавятся от дурной привычки неподвижно и пристально смотреть. Это перемещение станет непроизвольным, непрерывным процессом и будет осуществляться без сознательного вмешательства. Напряжение тогда исчезнет. Итак, первое правило - не «прилипайте» взглядом и не делайте серьезных усилий увидеть интересующий Вас объект.
Как и в случаях обычной зрительной работы старайтесь чаще моргать во время движения.
- во время длительных поездок по открытой местности старайтесь путешествовать взглядом по горизонту, затем следовать по белой полосе вдоль автострады по ее центру от наиболее дальней точки до машины;
- посмотрите вдаль на горизонт слева от себя, обращая при этом внимание на тот факт, что близкие объекты быстро проносятся мимо. Потом сделайте то же самое справа от себя, чередуя стороны до тех пор, пока это ощущение движения прочно не закрепится;
- при стремлении удержать взглядом близкие объекты, мимо которых проезжает машина, у людей нередко появляется чувство тошноты. Надо смотреть не на телеграфные столбы, а далеко за них, позволяя столбам проскакивать мимо;
- для тренировки глаз посмотрите на спидометр, а затем переедите свой взгляд со спидометра на наиболее дальний видимый Вами объект, после чего опять взгляните на спидометр и т.д.;
- в условиях интенсивного городского движения не смотрите постоянно с раздражением на багажник машины перед Вами. Вместо этого перенесите свое внимание с одного заднего буфера машины, стоящей перед Вами, на другой, затем пройдите это расстояние по верху машины, на такой высоте, на какой позволит Ваше лобовое стекло;
- помните про правильную позу водителя во время движения. Держите верхнюю часть шеи на одной прямой с позвоночником, а голову тяните вверх. Чтобы убедиться в том, что голова находится на одной прямой с позвоночником, надо остановиться у края дороги, сцепить хорошенько руки за головой и сделать рывок вперед, толкая верхнюю часть головы вперед, а подбородок оттягивая назад и вверх к позвоночнику. Постарайтесь это сделать, и у Вас появится определенное ощущение, которое впоследствии можно воспроизвести во время поездки, не отрывая рук от руля. Это соответствует улучшению кровоснабжения и, что не менее важно, является профилактикой сонливости во время поездки.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ГИГИЕНЕ ОСВЕЩЕНИЯ
Зрение настолько важно во всех видах нашей деятельности, что необходимость создания наилучших условий для работы глаза совершенно естественна и понятна. Поэтому хорошее освещение должно быть нужной интенсивности, достаточно равномерным и подходящим по спектральному составу.
Требования по интенсивности освещения вытекают из тех простых фактов, что при слишком слабом освещении наше зрение терпит явный ущерб, мы видим хуже и с большим субъективным напряжением При слишком большом освещении мы также попадаем в неблагоприятные условия, поскольку чувствуем себя ослепленными. Равномерность освещения, то есть яркость в пределах поля зрения, вытекает из следующего. Если отдельные даже незначительные по площади фрагменты поля зрения сильно отличаются друг от друга по яркости, то при переходе взора от одной яркости к другой меняется чувствительность глаза. При этом достаточно короткого раздражения большой яркости, чтобы чувствительность глаза понизилась. Представим себе, что, работая за письменным столом, мы время от времени отрываем свой взор от рабочей поверхности и смотрим на что-нибудь более яркое. Тогда, как только мы вновь обратимся к чтению или письму, мы будем чувствовать себя в известной мере ослепленными, что выразится в снижении зрения и появлении симптомов зрительного дискомфорта.
Что касается того, чтобы освещение было соответствующим по своему спектральному составу, то здесь имеется в виду выбор освещения, которое было бы наиболее приятно и выгодно для различения интересующих объектов, как правило - это дневной свет или его аналоги в виде люминесцентных и других видов ламп.
Известно, что различают дневное и искусственное освещение. Однако в вечернее время, а иногда и днем при недостаточности дневного света, нередко приходится прибегать к освещению смешанному, то есть зажигать лампы при наличии естественного света. В этой связи высказываются сомнения, не является ли такой двойной свет вредным для зрения. Однако нет достаточных аргументов в подтверждение подобных сомнений. Конечно, если дневной и искусственный свет падает с разных сторон, создавая в поле зрения перепады освещенности, то такого рода эффекты неприятны и раздражают ‘лаз. Однако виной тому не смешение света, а несовершенное его распределение в поле зрения. Таким образом, пренебречь достаточной освещенностью только из-за того, что приходится дополнять Дневное освещение искусственным, безусловно нерационально. Надо лишь заботиться о том, чтобы смешанное освещение не чувствовалась как два совершенно особых, раздельных и даже конкурирующих друг с другом световых потока.
Необходимая величина освещенности рабочих поверхностей определяется в зависимости от характера работы, степени ее точности, размера объекта, а также величины контраста объекта с фоном, то есть коэффициентом отражения поверхности. Чем более сложный и точный характер работы, а также чем меньше контраст, тем выше уровень освещенности требуется для качественного выполнения зрительной деятельности.
Равномерность распределения яркости в поле зрения зависит от выбора источника света, светильника и в целом системы освещения. При этом гигиенически оптимальным распределением яркости в поле зрения, особенно при выполнении точных работ, является соотношение яркостей фона и рабочей поверхности, составляющее 60%. Помните, что локальное местное освещение практически никогда не может обеспечить требуемую равномерность. Поэтому более целесообразным следует признать комбинацию общего и местного освещения.
Очень важно не реже двух раз в месяц очищать светильники от запыленности. Осевшая пыль не должна быть заметна с расстояния 2-3 м. И конечно же, сразу менять лампы, ибо хорошие световые условия во время работы - лучшая профилактика расстройств зрения.
Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.
Основные задачи физиологии труда:
Исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;
Изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности;
Разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени. Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы
труда и отдыха в зависимости от интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности; выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приему, переработке и выдаче информации (например, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления); определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет, оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до, во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья.
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. Центральная нервная система (ЦНС) - головной и спинной мозг - формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система - это нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, существует вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.
В зависимости от функции, которую выполняют нервы, их делят на две группы:
Центростремительные, которые несут различную информацию (раздражение) от разных органов человеческого тела к головному и спинному мозгу;
Центробежные, несущие возбуждение от ЦНС к мышцам, железам и другим органам.
Центростремительные нервы имеют особые воспринимающие аппараты - рецепторы - во всех органах и системах организма.
Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью.
По инициативе Н.Е. Введенского в физиологию было введено понятие функциональной подвижности, или лабильности, характеризующейся максимальным числом импульсов, которые ткань способна воспроизвести за данный отрезок времени в ответ на раздражения. Был сделан вывод, что лабильность нервной ткани при неблагоприятных для нее условиях снижается, т.е. нерв уже не может провести максимальное число импульсов. Это состояние, получившее название парабиоза, имеет три фазы:
1) уравнительная или трансформирующая: и сильные, и слабые раздражения вызывают одинаковые возбуждения в угнетенном нерве;
2) парадоксальная: сильные раздражения вызывают слабую волну возбуждения, а слабые, наоборот, - сильную волну воз-
буждения и, соответственно, более сильное, чем обычно, сокращение мышцы;
3) тормозящая: ни слабые, ни сильные раздражения не вызывают волны возбуждения.
Вся деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого тела регулируется, управляется ЦНС, благодаря которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.
Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом.
Наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раздражение извне попадает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.
Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы делятся на безусловные и условные. Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных, корковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.
Наиболее общие особенности условно-рефлекторной деятельности человеческого организма в процессе труда:
1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов;
2) воздействие в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС не только физических и химических раздражителей, но и раздражителей социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.
Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой
деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.
Таким образом, нервная система, выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.
Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.
В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей информации получает через зрительный анализатор. Восприятие визуальной информации ограничено пределами так называемого поля зрения - пространства, обозреваемого человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, той сферы, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.
Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной защитой: рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности роговицы и век пылинки, и благодаря наличию в ней лизоцима (обеззараживающего вещества) убивает микробы; защитную функцию выполняют и ресницы. Однако естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует применять искусственные средства защиты.
Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие отрицательно влияют на здоровье человека, некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.
Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.
Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать измене-
ния по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.
Двигательный аппарат - позволяет осуществлять трудовую деятельность.
Двигательным называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.
Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) является источником мощных нервных импульсов.
Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом суставом (пример кинематических пар: плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом).
Необходимо подчеркнуть две особенности устройства человеческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многообразия двигательных задач.
Из всего арсенала движений организм избирает те, которые для решения конкретной задачи являются наиболее целесообразными, экономичными и точными. Но если использовать одновременно все эти возможности, то получится хаос движений. Благодаря ЦНС устанавливаются порядок и последовательность использования двигательного аппарата при выполнении задач, возникающих в процессе трудовой деятельности.
Различают два вида мышц: гладкие (из которых состоит мускулатура стенок кровеносных сосудов и всех внутренних органов, кроме сердца) и поперечно-полосатые (из которых состоит вся сердечная и скелетная мускулатура). Поперечно-полосатые мышцы называются также скелетными.
В мышцах различают три вида мышечных элементов: белые и красные мышечные волокна и мышечные веретена.
Специфическая функция мышечного волокна и мышцы в целом заключается в акте сокращения. Эта функция связана с преобразованием химической энергии в механическую и тепловую, которое происходит внутри мышечного волокна.
Различают два вида мышечной деятельности: динамическая работа и статическая работа.
Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и преимущественно в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамическая работа внешне воспринимается как перемещение предметов труда, инструмента и т.д. Следует иметь в виду, что двигательные функции осуществляются не только двигательным аппаратом, но и всем организмом.
Под воздействием условных раздражителей от нервных окончаний, заложенных в зрительных, двигательных и других окончаниях периферических анализаторов, импульсы идут по нервным волокнам к коре больших полушарий, в которой находится двигательная зона, осуществляющая двигательные функции организма.
Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем, что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещения движущихся звеньев и всего тела. Статическая работа в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы.
Статическую работу нельзя измерить обычными показателями механической работы, поскольку при ней не наблюдаются энергетические движения, однако она сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление.
Динамическая и статическая работа связаны между собой общей программой действия.
Динамическая работа создается и регулируется с помощью двигательных условных рефлексов, статическая - с помощью условных рефлексов положения конечностей и условных рефлексов позы (стоя, сидя).
Выбор правильной и удобной позы необходим для: 1) здоровья человека, так как длительное пребывание в неудобной позе приводит к патологическим изменениям; 2) обеспечения эффективной работоспособности человека.
Удобство позы зависит главным образом от: 1) положения центра тяжести и площади опоры; 2) величины напряжения тонических мышечных групп, препятствующего нарушению соответствующего расположения частей тела.
В процессе труда наиболее распространены позы «стоя» и «сидя».
Поза «стоя» требует больших энергетических затрат и менее устойчива, поэтому целесообразно заменять ее позой «сидя». Труд - основное условие существования человека. Различают следующие основные формы труда (рис. 2.4):
1) требующие значительной мышечной энергии.
Эти трудовые
действия применяются при отсутствии механизированных средств
и требуют повышения энергетических затрат в сутки - от 17 до
25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.
Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них - неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени;
2) механизированные.
При этом энергетические затраты колеб-
лются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал) в сутки.
Механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда;
3) частично автоматизированные.
Данная форма труда исклюю-
чает человека из процесса непосредственной обработки предмета
труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные
черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп рабо-
ты, нервная напряженность.
От работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок;
4) групповые
- конвейерные:
разделение общего процесса на
конкретные операции, строгая последовательность их выполне-
ния, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту
с помощью ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует соответствующего темпа и ритма работы. Чем проще содержание операции, тем меньше времени на нее тратит работник и тем монотоннее работа.
Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - преждевременная усталость и нервное истощение работника;
5) интеллектуальный труд.
С точки зрения физиологии разли-
чают две основные формы управления производственными про
цессами: в одних случаях пульты управления требуют частых, в
других - редких активных действий человека.
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).
Для интеллектуального труда характерно значительное снижение двигательной активности, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Различаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению, выражающемуся во временном снижении работоспособности, и переутомлению, называемому иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.
Важными мерами профилактики утомления являются внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха - одна из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеют активный отдых, в частности физические упражнения, санитарное состояние производственных помещений, их микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.
Безопасная трудовая деятельность возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности организма и созданию комфортных условий для работы.
Согласно «аксиоме о потенциальной опасности» любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции организм человека постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям - низким температурам севера, высоким температурам
экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в окружении болот. Потенциальная опасность заключается в скрытом характере проявления опасностей.
Например, человек не ощущает до определенного момента увеличение концентрации С0 2 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% С0 2 , однако в помещении, где постоянно находятся люди, концентрация С0 2 увеличивается. Нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности; изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления. Все это может привести к травматизму.
Потенциальная опасность - это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.
Негативные факторы, воздействующие на людей, подразделяются на:
естественные, т.е. природные (например, пыль в воздухе появляется в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почвы);
антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Например, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями;
физические - движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции; острые и падающие предметы; повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запыленность и загрязненность; повышенный уровень шума; акустических колебаний; вибрации; повышенный уровень электромагнитного излучения и т.д.;
химические - вредные вещества, используемые в технологических процессах; промышленные яды; используемые в сельском хозяйстве и быту ядохимикаты; боевые отравляющие вещества;
биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизнедеятельности. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки стоков;
психифизиологические - факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;
травмирующее - повреждения в организме человека, вызванные действием факторов внешней среды. Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска - вероятности реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, т.е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима: пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Безопасность. Теоретические основы безопасности
Глава.. теоретические основы.. выводы проблемы безопасности жизнедеятельности касаются всего человечества они могут быть глобальными межгосударственны ми внутригосударственными и..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Физиология труда – это наука, изучающая изменения функционального состава организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранения здоровья работающих.
Основные задачи физиологии труда:
исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;
изучение физиологических закономерностей организма человека в процессе трудовой деятельности;
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности включающая в себя:
правовые;
социально-экономические;
организационно-технические;
санитарно-гигиенические;
лечебно-профилактические;
реабилитационные и иные мероприятия.
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
Центральная нервная система – определяет деятельность организма человека.
Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов.
Таким образом, нервная система выполняет 2 основные функции:
обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой;
обобщает и перерабатывает полученную информацию и программирует соответствующую реакцию организма.
Различают центральную и периферическую нервные системы, это головной и спинной мозг, эта система формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека.
Вегетативная нервная система – регулирует деятельность внутренних органов человека, выполняющих функции жизнеобеспеченья.
Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение
Поле зрения – это пространство, обозреваемое человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, это та сфера, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В процессе жизнедеятельности человек до 80% всей информации получает через зрительный анализатор. В пределах угла зрения 30-40 градусов условия для видения оптимальны
При опасности для глаз условиях следует обязательно применять искусственные средства защиты.
Звуки доставляют человеку информацию. Оценить мир звуков человек может при помощи органа слуха. Ухо человека состоит из трех основных частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятие звука.
Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков окружающей среды и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать изменения по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.
Двигательный аппарат – позволяет осуществлять трудовую деятельность человека.
Двигательным аппаратом человеческого организма называют специализированный аппарат, который состоит из:
костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия);
скелетных и речевых мышц;
двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.
Двигательный аппарат выполняет следующие функции;
является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, благодаря выработанным движениям и приемам воздействует на предмет труда;
входит в состав рабочего механизма речи и мышления;
заложенный в нем биохимический механизм превращает химическую энергию в механическую и тепловую;
является источником мощных нервных импульсаций.
В настоящее время различают следующие основные формы труда:
требующие значительной мышечной энергии – от 17 до 25 М Дж (4000-6000 Ккал) и выше;
механизированные (работник одновременно выполняет умственные и физические нагрузки) – от 12,5 до 17 МДж (3000-4000 Ккал);
связанные с частично автоматизированным производством;
конвейер (группировка форм труда), монотопия – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении;
связанные с управлением производственным процессом и механизмами (умственный труд) – от 10 до 11,7 МДж (2000-2400Ккал).
Тяжесть труда – является количественной характеристикой физического труда, а напряженность труда – количественной характеристикой умственного труда. Она определяется величиной нагрузки.
Утомление – понимается особое физиологическое состояние организма, возникающее после проделанной работы и выражающееся во временном снижении трудоспособности, при длительном воздействии на организм вредных факторов производственной среды может развиваться переутомление, когда ночной отдых не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.
Анализ деятельности и жизни людей дает основания для утверждения, известного как «аксиома о потенциальной опасности», подразумевающего, что любая деятельность потенциально опасна.
Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности положена в основу научной проблемы обеспечения безопасности человека. Эта аксиома имеет, по меньшей мере, два важных вывода необходимых для формирования системы безопасности:
Невозможность разработки абсолютно безопасного вида деятельности человека.
Ни один вид деятельности не может обеспечить абсолютную безопасность для человека.
Потенциальная опасность как явление – это возможность воздействовать на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.
Негативные факторы опасности:
естественные (природные);
антропогенные (вызванные деятельностью человека);
физические (движущиеся машины и механизмы);
химические (вредные вещества используемые в технологических процессах);
биологические (бактерии, вирусы, микроорганизмы);
психофизиологические (факторы, обусловленные особенностями организации труда);
травмирующие (это повреждения в организме человека вызванные действиями внешний среды).
При оценке влияния опасности на человека и среду обитания используют абсолютные и относительные показатели.
К абсолютным относятся:
численность людей, пострадавших от воздействия травмирующих факторов;
численность людей получивших профессиональные заболевания;
сокращение продолжительности жизни.
Для оценки травматизма в производственных условиях используют относительные показатели:
частота травматизма;
тяжесть травматизма;
показатель нетрудоспособности;
показатель частоты несчастных случаев с летальным исходом;
показатель сокращения продолжительности жизни;
региональная младенческая смертность;
материальный ущерб.
Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска.
Риск – вероятность реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, т.е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима. Пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека
Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих. Основные задачи физиологии труда:
исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;
изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности;
выработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высоко]! работоспособности в течение продолжительного времени, Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы труда и отдыха исходя из интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности: выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приему, переработке и выдаче информации (к примеру, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления): определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет. оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до. во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья.
Стр.
Размещено на реф.рф
49 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
...
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложны]! комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы, Центр&\ьная нервная система (ЦИС) - головной и спинной мозг - формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система - это нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры. и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Вместе с тем, существует вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.
Учитывая зависимость отфункции, которую выполняют нервы, их делят на две группы:
центростремительные, которые несут различную информацию (раздражение) от разных органов человеческого тела к головнол[у и спинному мозгу;
центробежные, несущие возбуждение от ЦНС к мышцам, железам и другим органам.
Центростремительные нервы имеют особые воспринимающие аппараты - рецепторы- во всех орган ах и системах организма.
Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью,
По инициативе Н.Е, Введенского в физиологию было введено понятие функциональной подвижности, или лабильности, характеризующейся максимальным числом импульсов, которые ткань способна воспроизвести за данный отрезок времени в ответ на раздражения. Был сделан вывод, что лабильность нервной ткани при неблагоприятных для нее условиях снижается, ᴛ.ᴇ. нерв уже не может провести максимальное число импульсов. Это состояние, получившее название парабиоза, имеет три фазы:
1) уравнительная или трансформирующая: и сильные, и слабые раздражения вызывают одинаковые возбуждения в угнетенном нерве;
2) парадоксальная: сильные раздражения вызывают слабую волну возбуждения, а слабые, напротив - - сильную волну воз-
Стр.
Размещено на реф.рф
50 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
буждения и, соответственно, более сильное, чем обычно, сокращение мышцы;
3) тормозящая: ни слабые, ни сильные раздражения не вызывают волны возбуждения,
Вся деятельность клеток, тканей, органон и систем человеческого тела регулируется, управляется ЦНС, благодаря которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.
Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, принято называть рефлексом,
Наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рео>лекса: раздражение извне попадает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.
Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы делятся на безусловные и условные. Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных, корковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.
Наиболее общие особенности условно-рефлекторной деятельности человеческого организма в процессе труда:
1) осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов:
2) воздействие в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС не только физических и химических раздражителей, но и раздражителей социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.
Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. По этой причине различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой
Стр.
Размещено на реф.рф
51 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, нервная система, выполняет две основные функции: 1} обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.
Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.
В процессе жизни и деятельности человек до 80%
всей информации получает через зрительный анализатор.
Размещено на реф.рф
Восприятие визуальной информации ограничено пределами так называемого поля зрения - пространства, обозреваемого человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, тон сферы, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения, Б пределах угла зрения 30-40* условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в данном диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.
Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной зашитой: рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света͵ а роговицу - от механических воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности роговицы и век пылинки, и благодаря наличию в ней лизоцнма (обеззараживающего вещества) убивает микробы; защитную функцию выполняют и ресницы. При этом естественная защита для глаз оказывается недостаточной. По этой причине при опасных для глаз условиях следует применять искусственные средства защиты.
Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны. другие отрицательно влияют на здоровье человека, некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.
Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, нос более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.
Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать измене-
Стр.
Размещено на реф.рф
52 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
ния по интенсивное™ и частотному составу, определять направление прихода звука,
Двигательный аппарат - позволяет осуществлять трудовую деятельность.
Двигательным называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия): 6) скелетных и речевых мышц: в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами,
Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, воздействует на предмет груда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления: 3) является источником мощных нервных импульсов.
Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом суставом (пример кинематических пар: плечо-предплечье, бедро- голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом).
Необходимо подчеркнуть две особенности устройства человеческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многообразия двигательных задач.
Из всего арсенала движений организм избирает те. которые для решения конкретной задачи являются наиболее целесообразными, экономичными и точными. Но если использовать одновременно все эти возможности, то получится хаос движении. Благодаря 1ДНС устанавливаются порядок и последовательность использования двигательного аппарата при выполнении задач. возникающих в процессе трудовой деятельности,
Различают два вида мышц: гладкие (из которых состоит мускулатура стенок кровеносных сосудов и всех внутренних органов, кроме сердца) и поперечно-полосатые (из которых состоит вся сердечная и скелетная мускулатура), Поперечно-полосатые мышцы называются также скелетными.
В мышцах различают три вида мышечных элементов: белые и красные мышечные волокна и мышечные веретена.
Специфическая функция мышечного волокна и мышцы в целом состоит в акте сокращения. Эта функция связана с преобразованием химической энергии в механическую и тепловую, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ происходит внутри мышечного волокна.
Стр.
Размещено на реф.рф
53 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
Различают два вида мышечной деятельности: динамическая работа и статическая работа.
Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и преимущественно в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамическая работа внешне воспринимается как перемешен не предметов труда, инструмента и т.д. Следует иметь в виду, что двигательные функции реализуются не только двигательным аппаратом, но и всем организмом.
Под воздействием условных раздражителей от нервных окончаний, заложенных в зрительных, двигательных и других окончаниях периферических анализаторов, импульсы идут по нервным волокнам к коре больших полушарий, в которой находится двигательная зона, осуществляющая двигательные функции организма,
Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем. что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещения движущихся звеньев и всего тела. Статическая работа в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы,
Статическую работу нельзя измерить обычными показателями механической работы, поскольку при ней не наблюдаются энергетические движения, однако она сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление,
Динамическая и статическая работа связаны между собой общей программой действия.
Динамическая работа создается и регулируется с помощью двигательных условных рефлексов, статическая - с помощью условных рефлексов положения конечностей и условных рефлексов позы (стоя, сидя).
Выбор правильной и удобной позы необходим для: 1) здоровья человека, так как долгое пребывание в неудобной позе приводит к патологическим изменениям; 2) обеспечения эффективной работоспособности человека.
Удобство позы зависит главным образом от: 1) положения центра тяжести и площади опорьг, 2) величины напряжения тонических мышечных групп, препятствующего нарушению соответствующего расположения частей тела.
В процессе труда наиболее распространены позы ʼʼстояʼʼ и ʼʼсидя*-.
Стр.
Размещено на реф.рф
54 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
Поза ʼʼстоя* требует больших энергетических затрат и менее устои чина, в связи с этим целесообразно заменять ее позон ʼʼсидяʼʼ. Труд - основное условие существования человека, Различают следующие основные формы труда (рис, 2,4):
1) требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4О0СМз0О0 Ккал) и выше,
Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них- неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и крайне важно стью перерывов на восстановление физических сил. доходящих до 50% рабочего времени;
2) механизированные. При этом энергетические затрать] колеб лются в пределах 12.5-17 МДж (?000-4000 Ккал} в сутки,
Механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий, При этом однообразие простых действий и малый объём воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда;
3) частично автоматизированные. Данная форма труда исклю чает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп рабо ты, нервная напряженность,
От работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок;
4) групповые - конвейерные, разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполне ния, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера,
Конвейерная форма труда требует соответствующего темпа и ритма работы. Чем проще содержание операции, тем меньше времени на нее тратит работник и тем монотоннее работа͵
Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - преждевременная усталость и нервное истошение работника;
5) интеллектуальный труд. С точки зрения физиологии разли чают две основные формы управления производственными про цессами: в одних случаях пульты управления требуют частых, в других - редких активных действий человека,
Стр.
Размещено на реф.рф
55 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
Стр.
Размещено на реф.рф
56 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
Интеллектуальный труд состоит в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, а следовательно. требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата͵ активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).
Для интеллектуального труда характерно значительное снижение двигательной активности, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения,
Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Различаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.
Интенсивная работа͵ как физическая, так и умственная, может привести к утомлению, выражающемуся во временном снижении работоспособности, и переутомлению, называемому иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность,
Важными мерами профилактики утомления являются внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с нысокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха - одна из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже исходя из характера и конкретных условий труда, Большое значение в профилактике утомления имеют активный отдых, в частности физические упражнения, санитарное состояние производственных помещений, их микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.
Безопасная трудовая деятельность возможна при обязательном учете физиологически* основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности организма и созданию комфортных условий для работы.
Согласно ʼʼаксиоме о потенциальной опасностиʼʼ любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции организм человека постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям- низким температурам севера., высоким температурам
Стр.
Размещено на реф.рф
57 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и н окружении болот. Потенциальная опасность состоит в скрытом характере проявления опасностей.
К примеру, человек не ощущает до определенного момента увеличение концентрации 0О 2 в воздухе. Б норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% 0О 2 , однако в помещении, где постоянно находятся люди, концентрация С0 2 увеличивается. Нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности; изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления. Все это может привести к травматизму.
Потенциальная опасность - это возможность воздействия на человека негативных пли несовместимых с жизнью факторов.
Негативные факторы, возлействующие на людей, подразделяются на:
■ естественные, те. природные (к примеру, пыль в воздухе по является в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почны);
* антропогенные, те. вызванные деятельностью человека. На пример, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями:
■ физические - движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции: острые и падающие предметы: повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запылен ность и загрязненность: повышенный уровень шума: акусти ческих колебаний: вибрации; повышенный уровень электро магнитного излучения и т.д.:
‣‣‣ химические- вредные вешества. используемые в технологичес ких процессах: промышленные яды; используемые в сельском хозяйстве и быту ядохимикаты; боевые отравляющие вещества;
■ биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизнедеятельности. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки стоков;
■ психифизиологическое - факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;
Стр.
Размещено на реф.рф
58 из 304
10.05.2011 16:31
Просмотр содержимого
http://repository.vzfei.ru/showbook2.php?item_id=161957&user_id=8 ...
■ травмирующее - повреждения н организме человека, вызванные действием факторов внешней среды. Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска - вероятности реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, ᴛ.ᴇ. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима: пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.
Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основы физиологии труда и рациональные условия деятельности человека" 2017, 2018.