Границы территории окн. Приложение

Научный руководитель – Русинова Наталия Владимировна
Поволжский государственный технологический университет, канд. техн. наук, доцент

Объекты культурного наследия (ОКН) являются особенным направлением в муниципальной, государственной и международной культурной политике, и напрямую связаны с развитием региона или страны.

В аспекте сохранения памятников истории и культуры для каждого ОКН устанавливают границы территории, в пределах которых определяют режимы использования и градостроительные регламенты.

Режим использования территории должен обеспечить:

1) физическую сохранность памятника;

2) наилучшее его визуальное восприятие;

3) правильное его использование;

4) благоустройство территории.

Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия или связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью .

В настоящее время разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется по методике, основанной историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследованиях . Существенным недостатком можно считать наложение границ территории ОКН на соседние земельные участки, что допустимо с точки зрения законодательной базы, но ограничивает права пользования собственников этих земельных участков.

В связи с этим необходима корректировка существующей методики.

Уточнение границ территории ОКН можно выполнять по методике окружностей, реализуемой по одному из способов в зависимости от геометрических параметров исследуемого объекта :

1) радиус, равный 2-м высотам памятника, но не меньше 50 м;

2) если памятник не высокий, но имеет длинный фасад – радиусом в одну длину фасада;

3) если зона видимости памятника с ближайших точек ограничена, она может быть увеличена в ту сторону, с которой памятник воспринимается в наиболее выгодных ракурсах (вытянутая форма).

Определение границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Тихвинской Божьей Матери, 1779 г.» (г. Йошкар-Ола) выполнено вторым способом методики окружностей . С помощью программы ГИС Карта 2011 определили длину фасада церкви, которая составила 32,54 м. (рис. 1).

Рис. 1. Фасад здания

Затем была построена окружность радиусом, равным длине фасада и определены предполагаемые границы территории ОКН (рис.2).

Точки пересечения или касания окружности и границ земельного участка можно принять за поворотные точки. С западной стороны окружность касается земельного участка в точках 1 и 2, поэтому граница территории совпадает с отрезком, соединяющим эти точки.

Рис. 2. Установление границ территории и расположение земельных участков

На рисунке 2 видно, что с северной и восточной стороны окружность накладывается на соседние земельные участки, поставленные в границах на государственный кадастровый учет

Таблица 1. Вид разрешенного использования (ВРИ)

Из таблицы 1 видно, что ВРИ смежных земельных участков предполагают возможные реконструкции существующих или строительство новых объектов капитального строительства.

Согласно правовому режиму использования подобные действия запрещены в границах территорий ОКН, что накладывает обременение на право пользования смежными участки. В связи с чем местоположение границы территории необходимо совместить с границей земельного участка, на котором расположен объект культурного наследия (рис.3).

Рис. 3. Территория ОКН «Церковь Тихвинской Божьей Матери, 1779 г.».

На рисунке 3 цифрой 1 обозначена церковь, цифрой 2 – земельный участок, на котором располагается церковь.

Описанная методика мало применяется при установлении границ территории объектов культурного наследия. Хотя она наиболее точно описывает все этапы при определении размеров территории и при её применении установленные границы не накладываются на соседние земельные участки.

Таким образом, установление или уточнение границ территории объекта культурного наследия можно выполнять по методике окружностей, позволяющей исключить наложение границ на смежные земельные участки.


Библиографический список

  1. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». [Электронный курс] / http://base.garant.ru/12127232/ (дата обращения 10.11.2015).
  2. Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации. [Электронный курс] / URL: http://kulturnoe-nasledie.ru/ (дата обращения 11.11.2015)
  3. Студопедия. [Электронный курс]/URL: http://studopedia.net/ (дата обращения 11.11.2015).
  4. Мирошниченко К.И. Методика выделения охранной зоны с особым правовым режимом использования на примере объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1779 г.» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.11.2015).
  5. Мирошниченко К.И. Методика выделения комплексной охранной зоны с особым правовым режимом использования на примере объекта культурного наследия федерального значения «Дом советов, 1937 г., арх. А.В. Гринберг» // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 6 [Электронный ресурс] / URL: (дата обращения: 11.11.2015).
Количество просмотров публикации: Please wait

Действующий

Название документа:
Номер документа: 280-ПП
Вид документа:
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 06 апреля 2010
Дата начала действия: 20 апреля 2010
Дата редакции: 28 сентября 2011

Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), границ объединенной охранной зоны N 177 и режимов регулирования градостроительной деятельности на территориях зон... (с изменениями на 28 сентября 2011 года)

Название документа: Об утверждении границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), границ объединенной охранной зоны N 177 и режимов регулирования градостроительной деятельности на территориях зон... (с изменениями на 28 сентября 2011 года)
Номер документа: 280-ПП
Вид документа: Постановление Правительства Москвы
Принявший орган: Правительство Москвы
Статус: Действующий
Опубликован: Вестник Мэра и Правительства Москвы, N 22, 20.04.2010
Дата принятия: 06 апреля 2010
Дата начала действия: 20 апреля 2010
Дата редакции: 28 сентября 2011

УДК 528.44 ,

СГГА

г. Новосибирск

Особенности подготовки карт (планов) границ зон охраны объектов культурного наследия

В России в последние годы органы государственной власти в субъектах Федерации и органы местного самоуправления стали уделять особое внимание к проблеме сохранения объектов культурного наследия. Повышенное внимание к этой проблеме обусловлено разработкой градостроительной документации и принятием в 2002 году Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации . Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее – ОКН). В аспекте сохранения ОКН для каждого объекта определяют: территорию (как объекта градостроительной деятельности особого регулирования) и зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта), в пределах границ которых определяют режимы использования и градостроительные регламенты.

Размеры зон охраны и территорий, а также режимы землепользования и градостроительные регламенты, в соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона , определяется на основании проекта зон охраны ОКН. Проект зон охраны представляет собой документ, в котором, в том числе, дается описание границ проектируемых зон охраны и территорий ОКН в текстовой форме и в виде карт (схем). И после его утверждения сведения о зонах охраны и территориях ОКН вносятся в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости .

Состав сведений государственного кадастра недвижимости о зонах охраны и территориях ОКН, которые относят к зонам с особым режимом использования территорий, определен статьей 10 и они вносятся в соответствии с статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости . Так как зоны с особыми условиями использования территорий являются объектами землеустройства (статья 1 Федеральный закон «О землеустройстве» , поэтому для внесения в государственный кадастр недвижимости подготавливают карту (план) объекта землеустройства.

В настоящее время Правительством Российской Федерации и Минэкономразвитием Российской Федерации определены требования к составлению карты (плана), порядок описания и установления на местности границ объектов землеустройства , а также освещены следующие вопросы: формат представления сведений в государственный кадастр недвижимости, основные технологические этапы описания границ и требования, предъявляемые к точности описания границ объектов землеустройства и определен состав и содержание землеустроительного дела . При этом не решен ряд вопросов в методическом аспекте и имеются разночтения в подзаконных актах и нормативно-технических документах в представлении точечной характеристики объекта землеустройства, а именно:

1) не определен порядок составления карты (плана) на территорию одного муниципального образования ;

2) подход округления площади объекта землеустройства в , не соответствует требованиям предъявляемым к объектам землеустройства и объектам кадастрового учета ;

3) нет однозначного толкования содержания подраздела 2.3 карты (плана);

4) состав приложений к карте (плану) не определен;

5) не определены требования к формированию границ зон охраны и территорий ОКН на графической части карты (плана) объекта землеустройства;

6) не определен подход учета изменений в государственном кадастре недвижимости, при формировании границ территорий и зон охраны ОКН в карте (плане) объектов землеустройства.

Рассмотрим подходы решения первых четырех вопросов.

Согласно пункта 8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства карта (план) может составляться на все границы объектов землеустройства, расположенных в пределах одного кадастрового округа (субъекта Федерации), а в требованиях к составлению карты (плана) объектов землеустройства рассмотрен случай только для одного объекта землеустройства. Поэтому предлагаем внести следующие дополнения в требования к составлению карты (плана) объекта землеустройства:

а) перед планами границ объектов землеустройства привести обзорную схему, расположения объектов землеустройства в пределах территории муниципального образования (населенного пункта);

б) наименование раздела «Сведения об объекте землеустройства» заменить на «Сведения об объектах землеустройства». И в начале этого раздела привести обобщенные характеристики объектов землеустройства, расположенные в пределах территории муниципального образования (населенного пункта), а затем сведения по каждому объекту землеустройства отдельно, по форме, представленной в .

При описания местоположения объектов землеустройства следует указывать, как требуется в , наименование муниципального образование (населенного пункта), вид зон охраны или территорий, категория(и) ОКН и список индексов зон охраны или территорий.

В разделе «Иные характеристике объектов землеустройства» необходимо указать наименование и реквизиты распорядительного документа об утверждении границ зон охраны и территорий ОКН. А копии этих документов представить в приложении. Здесь необходимо отметить, что эта норма должна быть обязательной при составлении карты (плана).

территория ОКН:

а) 2.1: наименование населенного пункта, категорию охраны, индекс ОКН, вид, наименование ОКН и его адрес. Вид индекса ОКН определяется проектом зон охраны. В качестве вариантов индексов можно рассмотреть следующее: прописная буква «Т» и за ней идет порядковый номер ОКН (например, Т-5) либо после буквы «Т» указывают сложный индекс, состоящий из номера охранной зоны и порядкового номера ОКН. В качестве разделителя между зоной и номером можно используют «.» или «-» (например Т-18.5 или Т18-5);

б) 2.2: площадь и значение погрешности определения площади до одного квадратного метра ;

охранная зона ОКН:

а) 2.1: наименование населенного пункта, категорию охраны, индекс ОКН, список ОКН, расположенных в пределах охранной зоны. Вид индекса ОКН определяется проектом зон охраны. В качестве вариантов индексов можно рассмотреть следующее: прописные буквы «ОЗ» и за ними идет порядковый номер охранной зоны (например, ОЗ-5) либо порядковый номер охранной зоны (например, 5)

зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта ОКН:

а) 2.1: наименование населенного пункта, категорию охраны, индекс ОКН. Вид индекса ОКН определяется проектом зон охраны. В качестве вариантов индексов можно рассмотреть следующее: для зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности: прописная буква «Р» и за ней идет порядковый номер зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (например, Р-5) , а для зоны охраняемого природного ландшафта прописная буква «Л» и за ней идет порядковый номер зоны охраняемого природного ландшафта (например, Л-5);

б) 2.2 и 2.3: формируются аналогично территориям ОКН.

В случае подготовки карты (плана) границ зон охраны или территорий ОКН, в пределах территории муниципального образования (населенного пункта), внесение в государственный кадастр недвижимости объектов землеустройства, мы рекомендуем осуществить не в виде многоконтурного земельного участка , а каждый объект землеустройства отдельно. Так как правовой режим территорий и зон охраны ОКН зависит от типа, вида и категории охраны ОКН. И в общем случае правовой режим землепользования, в пределах границ объектов землеустройства, будет разным.

Для определения требований к созданию границ зон охраны и территорий ОКН на графической части карты (плана) объектов землеустройства рассмотрим сам процесс их формирования.

Процесс формирования границ зоны охраны или территории ОКН на графической части карты (плана) можно представить в виде следующей функции .

f : КС КП , (1)

где, КС - множество границ территорий и зон охраны ОКН, представленное на карте (схеме);

КП – множество границ территорий и зон охраны ОКН, представленное на карте (плане).

Так как каждый элемент области значений КП является образом какого-то элемента из области определения КС, поэтому отображение границ зон охраны и территорий ОКН на графической части карты (плана) является биективной функцией . И при этом должна соблюдаться тождественность метрической, геометрической, топологической и семантической информации (далее – характеристики) объектов землеустройства с зонами охраны и территориями ОКН (далее – градостроительные объекты). Поэтому после создания границ градостроительных объектов на графической части карты (плана), следует осуществить сопоставление (сравнение) характеристик вышеназванных объектов.

Сопоставление можно осуществить двумя способами: визуальным и аналитическим.

В визуальном способе, в начале, сопоставляют форму контура каждой границы. Затем сравнивают семантические описания местоположения границ объектов землеустройства с описаниями соответствующих градостроительных объектов, представленные на картах (схемах). Это сравнение осуществляют через идентификацию границ относительно ориентирных объектов местности, отображенных на плане.

В аналитическом способе осуществляют сопоставление идентичных границ, сформированных на карте (плане) с границами на карте (схеме), при этом определяют отклонения значений координат характерных точек границы Δ xy , периметра Δ L и площади Δ P . И затем сравнивают эти значения с предельно допустимыми величинами.

Предельно допустимое значение разности в положении идентичных характерных точек границы, отображенной на карте (схеме) и на карте(плане) определяют по формуле (2)

, (2)

;

Средняя квадратическая ошибка положения характерной точки границы зон охраны и территорий ОКН на карте (схеме);

Средняя квадратическая ошибка положения характерной точки границы зон охраны и территорий ОКН на карте (плане).

Предельная допустимая разность периметров границы определяют по формуле (3)

, (3)

где N - количество отрезков (частей границ) в контуре границы зон охраны или территории ОКН.

Предельно допустимая разность площадей границы, сформированная на карте(схеме) и карте(плане) можно определить по формуле (4)

где - средняя квадратическая ошибка определения площади зон охраны и территорий ОКН на карте (схеме);

Средняя квадратическая ошибка определения площади зон охраны и территорий ОКН на карте (плане).

Среднюю квадратическую ошибку определения площади зон охраны и территорий ОКН на карте (схеме) и карте (плане) можно вычислить по формуле (5),

(5)

где – 0,04 см; M – знаменатель масштаба плана; P – площадь границы зон охраны или территории ОКН.

На ряду с выше рассмотренными геометрическими и метрическими требованиями предъявляемыми к границам зон охраны и территориям ОКН должны соблюдаться требования к топологии, т. е. границы зон охраны не должны накладываться или пересекаться, а территории должны располагаться внутри соответствующих охранных зон.

Отсутствие утвержденного проекта межевания на территории муниципального образования (населенного пункта) значительно затрудняет прогнозирование и учет в проекте зон охраны перманентных изменений в государственном кадастре недвижимости. А это может привести к неэффективным размерам обременений (ограничений) землепользования (см. рисунок 1)

В одних случаях размер обременения (ограничения) землепользования на земельном участке будет в пределах предельной ошибки определения площади территории градостроительного объекта на карте (схеме) (а, рисунок 1), а в других – часть земельного участка без ограничений также будет в пределах (б, рисунок 1).

Предельно допустимую ошибку определения площади градостроительного объекта (объекта землеустройства) можно определить по известной формуле (6) в

где = 0,4 мм*; - знаменатель масштаба карты (схемы), Р – площадь градостроительного объекта (объекта землеустройства), в .

В этих случаях целесообразно внести корректуру в описание местоположения части границы объекта землеустройства, т. е. определить соответствующую часть границы объекта землеустройства через границу земельного участка. При условии, то отклонение границы объекта землеустройства от проекта зон охраны не превысит 2.

Таким образом, рассмотрены особенности подготовки карты (плана) границ зон охраны и территорий ОКН и даны рекомендации по формированию границ зон охраны и территорий ОКН на графической части карты (плана), которые позволят повысить оперативность и качество подготовки землеустроительной документации.

Список использованных источников

1. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 01.01.2001 №73-ФЗ (http://www. *****/norma_doc/46/46433/index. htm)

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (http://www. *****/).

3. Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" от 01.01.01 года N 221-ФЗ (http://www. *****/document/legislation/325210/)

4. Федеральный закон «О землеустройстве» от 01.01.2001 №78-ФЗ (http://www. *****/document/legislation/3350/)

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.2001г. № 000 (http://www. *****/document/legislation/996785/)

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении правил установления на местности границ объектов землеустройства» (http://*****/doc/)

7. Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 01.01.01 г. № 000 «Об описании и установлении границ объектов землеустройства» (http://www. *****/).

8. Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 01.01.01 г. № 000 «О формате предоставления сведений о территориальных зонах и границах и порядке внесения их в автоматизированную информационную систему государственного кадастра недвижимости (http://www. *****/).

9. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 3 июня 2011 г. № 000 г. Москва «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» (http://www. *****/).

10. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 01.01.01 г. Г. Москва «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (http://www. *****/).

11. Москинова математика. Математика для менеджера в примерах и упражнениях: Учебное пособие. - М.: «Логос», 2000.

1. Территориями объектов культурного наследия являются:

1) земельные участки, на которых расположены памятники истории и культуры (далее — памятники);

2) территории ансамблей, территории достопримечательных мест.

2. Зонами охраны объектов культурного наследия являются охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта.

3. Границы территорий объектов культурного наследия, границы зон охраны объектов культурного наследия, условия и ограничения градостроительной деятельности в границах указанных территорий и зон устанавливаются в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия.

4. Историческими зонами являются территории (кроме территорий объектов культурного наследия), в пределах которых полностью или частично сохранились исторически сложившиеся или типичные для определенного исторического периода элементы планировочной структуры, природного, природно-антропогенного, городского ландшафта, масштаб, структура и форма застройки, элементы и характер благоустройства территории, иные характеристики городской среды и особенности облика города, представляющие собой историческую, градостроительную, архитектурную и художественную ценность. Исторические зоны, образующие историческую среду объектов культурного наследия, включаются в границы зон охраны объектов культурного наследия. В состав одной исторической зоны могут входить зоны охраны двух и более объектов культурного наследия.

5. Порядок отнесения территорий (кроме территорий зон охраны объектов культурного наследия) к историческим зонам, порядок определения границ, условий и ограничений осуществления градостроительной деятельности в таких исторических зонах устанавливаются Правительством Москвы в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 59. Историко-культурный опорный план территории города Москвы

1. Историко-культурный опорный план территории города Москвы (далее — историко-культурный опорный план) является документом, в котором отображаются все градостроительные элементы и сооружения, представляющие собой историко-культурную ценность, как сохранившиеся, так и утраченные, характеризующие этапы развития города Москвы, а также обозначаются границы территорий объектов культурного наследия, границы зон их охраны, земельные участки, на которых расположены объекты, представляющие собой историко-культурную ценность.

2. Формирование и ведение историко-культурного опорного плана обеспечивает орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований.

3. Историко-культурный опорный план является основой для определения границ территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, установления на указанных территориях соответствующих требований, ограничений и условий градостроительной деятельности, подготовки в соответствии с настоящим Кодексом историко-культурных регулятивных планов.

4. Сведения историко-культурного опорного плана учитываются при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, проведении инженерных изысканий и разработке проектной документации.

5. Форма, состав, порядок составления и ведения историко-культурного опорного плана и внесения в него необходимых изменений устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

Статья 60. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Планирование сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляется в составе Генерального плана города Москвы, территориальных схем и отраслевых схем, в границы разработки которых входят территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон.

2. В Генеральном плане города Москвы, в территориальных схемах и отраслевых схемах назначение и параметры планируемого развития территорий устанавливаются с учетом сведений историко-культурного опорного плана и в соответствии с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, установленными в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия и настоящим Кодексом.

3. Генеральный план города Москвы, территориальные и отраслевые схемы, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, территории зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, должны содержать градостроительные мероприятия по приведению существующего использования территории в соответствие с требованиями к использованию территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах, по сохранению, регенерации исторической среды.

4. Отраслевые схемы могут разрабатываться специально в целях решения задач сохранения и развития территорий объектов культурного наследия, территорий зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Задачами разработки указанных отраслевых схем могут быть:

1) предложения по образованию территорий объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон, по определению и (или) изменению границ указанных территорий и зон;

2) разработка в соответствии с настоящим Кодексом в границах зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон историко-культурных регулятивных планов;

3) разработка градостроительных мероприятий по сохранению, регенерации исторической среды на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон;

4) иные задачи.

5. Разработка указанных в части 4 настоящей статьи отраслевых схем может осуществляться:

1) применительно ко всей территории города Москвы — в составе Генерального плана города Москвы или в виде отдельного документа;

2) применительно к частям территории города Москвы — в составе территориальных схем или в виде отдельных документов.

6. Проекты территориальных и отраслевых схем, действие которых распространяется на территории объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, проекты отраслевых схем, указанных в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 61. Особенности региональных нормативов на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Региональные нормативы разрабатываются и применяются на территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме территорий охранных зон), исторических зон. Специальные положения региональных нормативов применительно к территориям зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон должны:

1) обеспечивать сохранение исторической среды, в том числе планировочной структуры, ландшафта, характера застройки и благоустройства территории;

2) ориентировать изменения планировочной структуры, ландшафта, застройки (в том числе при строительстве новых, реконструкции существующих объектов капитального строительства), благоустройства территорий на регенерацию исторической среды — восстановление, воссоздание, восполнение частично или полностью утраченных элементов и (или) характеристик исторической среды;

3) не допускать строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разработки градостроительных мероприятий, направленных на улучшение обеспеченности и (или) доступности для населения социально значимых объектов.

2. Специальные положения региональных нормативов, указанные в части 1 настоящей статьи, подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, в форме заключения этого органа о соответствии (положительное заключение) или о несоответствии (отрицательное заключение) специальных региональных нормативов требованиям законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Отрицательное заключение является основанием для принятия решения о нецелесообразности утверждения указанных региональных нормативов.

Статья 62. Ограничения градостроительной деятельности на территориях объектов культурного наследия, на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. На территориях памятников, ансамблей запрещаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства. На указанных территориях разрешаются проведение исследований, реставрационных и иных работ по сохранению памятников, ансамблей и (или) их территорий, а также воссоздание в соответствии с законодательством об объектах культурного наследия утраченных объектов культурного наследия.

2. На территориях достопримечательных мест строительство, реконструкция объектов капитального строительства могут быть разрешены в случаях, установленных законодательством в области охраны объектов культурного наследия.

3. На территориях охранных зон объектов культурного наследия строительство, реконструкция объектов капитального строительства запрещаются, за исключением мероприятий по регенерации исторической среды, осуществляемых в соответствии с установленным режимом охранной зоны в целях сохранения, восстановления, воссоздания исторического облика территорий, в том числе планировочной структуры, ландшафта, застройки, благоустройства и озеленения.

4. На территориях зон охраны объектов культурного наследия (кроме охранных зон), на территориях исторических зон градостроительная деятельность, в том числе строительство, реконструкция объектов капитального строительства, осуществляется на основе историко-культурных регулятивных планов этих территорий, а до утверждения таких планов — на основе историко-культурного опорного плана, а также в соответствии с установленными режимами зон охраны объектов культурного наследия.

5. Историко-культурный регулятивный план содержит подготовленные на основе сведений историко-культурного опорного плана чертежи, составленные на основе топографических планов масштаба 1:2000 или 1:500, и историко-культурные регламенты.

6. На чертежах историко-культурного регулятивного плана должны быть отображены в соответствующих границах:

1) подлежащие сохранению, регенерации исторические элементы планировочной структуры территории, в том числе улично-дорожная сеть, кварталы, озелененные территории;

2) подлежащие сохранению, регенерации исторически сложившиеся типы городской среды, застройки и ландшафта, характеризующиеся плотностью, высотой, этажностью и конфигурацией застройки, границами исторических домовладений, соотношением застроенных и незастроенных участков территории, отступами застройки от красных линий, размерами и архитектурой зданий и строений, особенностями благоустройства территории, ландшафтной и садово-парковой архитектуры.

7. Историко-культурные регламенты должны содержать требования и ограничения, обеспечивающие при осуществлении градостроительной деятельности сохранение, регенерацию исторически сложившейся планировочной структуры территории, исторической среды, застройки, ландшафта.

8. Историко-культурный регулятивный план является основой для определения границ функционально-планировочных образований, территориальных зон и земельных участков, установления назначения территорий, градостроительных регламентов и публичных сервитутов.

9. Разработка историко-культурных регулятивных планов может осуществляться в составе территориальных схем и отраслевых схем, в составе проектов планировки территории, а также в виде отдельных документов.

10. Проект историко-культурного регулятивного плана подлежит согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.

11. Утвержденный в установленном порядке историко-культурный регулятивный план является основанием для внесения в установленном порядке изменений в правила землепользования и застройки.

12. Состав и формы материалов, порядок разработки и утверждения историко-культурных регулятивных планов, порядок внесения изменений в указанные планы устанавливается Правительством Москвы.

Статья 63. Особенности планировки территорий в зонах охраны объектов культурного наследия и исторических зонах

1. Проект планировки территории, в пределах которой установлены зоны охраны объектов культурного наследия, исторические зоны, должен содержать материалы по обоснованию этого проекта, включающие сведения историко-культурного опорного плана, положения действующего историко-культурного регулятивного плана. В случае если в границах разработки проекта планировки указанной выше территории отсутствует утвержденный историко-культурный регулятивный план, такой план подлежит обязательной разработке в составе проекта планировки территории.

2. В проектах межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах границы земельных участков устанавливаются с учетом границ исторических домовладений, отображенных в историко-культурном регулятивном плане или в историко-культурном опорном плане.

3. В градостроительных планах земельных участков, расположенных на территориях зон охраны объектов культурного наследия, исторических зон, должны быть указаны ограничения использования земельных участков, ограничения использования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, требования к благоустройству территории, установленные в соответствии с режимами охраны объектов культурного наследия, историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом.

4. Проекты планировки, проекты межевания территорий в зонах охраны объектов культурного наследия, в исторических зонах подлежат согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, а в случаях, установленных федеральным законодательством, — с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Разработка в виде отдельного документа градостроительного плана земельного участка, расположенного на территории зоны охраны объектов культурного наследия, исторической зоны, допускается при условии, что применительно к указанной территории установлены режимы охраны объектов культурного наследия, определены в соответствии с историко-культурным регулятивным планом или историко-культурным опорным планом ограничения градостроительной деятельности.

Статья 64. Обеспечение сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы

В целях сохранения исторически сложившегося силуэта города Москвы при разработке проекта Генерального плана города Москвы, проектов территориальных и отраслевых схем, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории в части устанавливаемых этими проектами параметров высоты застройки орган, уполномоченный в области градостроительного проектирования и архитектуры, орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, определяют предельно допустимую высоту застройки, не нарушающую исторически сложившийся силуэт города Москвы.

Статья 65. Особенности архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон

1. Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства на указанных в части 4 статьи 62 настоящего Кодекса территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон осуществляются в соответствии с требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия и настоящего Кодекса.

2. Разделы проектной документации объектов капитального строительства, содержащие схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения, мероприятия по благоустройству территории, должны соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка, установленным на основании соответствующего историко-культурного регулятивного плана.

3. В разделе проект организации строительства в составе проектной документации объекта капитального строительства должны содержаться положения и мероприятия, обеспечивающие при проведении подготовительных работ, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства сохранение исторического облика городской среды.

4. Проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон является обязательным. Заключение государственной экспертизы указанной проектной документации должно содержать выводы о ее соответствии или несоответствии требованиям законодательства в части осуществления градостроительной деятельности на территориях зон охраны объектов культурного наследия и исторических зон. Заключение государственной экспертизы проектной документации не может быть положительным, если эта проектная документация не соответствует указанным требованиям.

5. При осуществлении государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства на территориях в зонах охраны объектов культурного наследия и в исторических зонах орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, обеспечивает проверку соответствия работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов в части обеспечения безопасности объектов культурного наследия, а также положениям проектной документации, указанным в части 3 настоящей статьи.

6. Государственный контроль за состоянием объектов культурного наследия при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляет орган исполнительной власти города Москвы, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с его полномочиями.

    • Глава 1. (Статьи 1—10 )
      • Статья 1.
      • Статья 2.
      • Статья 3.
      • Статья 4.
      • Статья 5.
      • Статья 6.
      • Статья 7.
      • Статья 8.
      • Статья 9.
      • Статья 10.
    • Глава 2. (Статьи 11—18 )
      • Статья 11.
      • Статья 12.
      • Статья 13.
      • Статья 14.
      • Статья 15.
      • Статья 16.
      • Статья 17.
      • Статья 18.
    • Глава 3. (Статьи 19—22 )
      • Статья 19.
      • Статья 20.
      • Статья 21.
      • Статья 22.
    • Глава 4. (Статьи 23—27 )
      • Статья 23.
      • Статья 24.
      • Статья 25.
      • Статья 26.
      • Статья 27.
    • Глава 5. (Статьи 28—30 )
      • Статья 28.
      • Статья 29.
      • Статья 30.
    • Глава 6. (Статьи 31—33 )
      • Статья 31.
      • Статья 32.
      • Статья 33.
    • Глава 7. (Статьи 34—37 )
      • Статья 34.
      • Статья 35.
      • Статья 36.
      • Статья 37. Утратила силу
    • Глава 8. (Статьи 38—44 )
      • Статья 38.
      • Статья 39.
      • Статья 40.
      • Статья 41.
      • Статья 42.
      • Статья 43.
      • Статья 44.
    • Глава 9. (Статьи 45—50 )
      • Статья 45.
    • Глава 10. (Статьи 51—57 )
      • Статья 51.
      • Статья 52.
      • Статья 53.
      • Статья 54.
      • Статья 55.
      • Статья 56.
      • Статья 57.
    • Глава 11. (Статьи 58—65 )
      • Статья 58.
      • Статья 59.
      • Статья 60.
      • Статья 61.
      • Статья 62.
      • Статья 63.
      • Статья 64.
      • Статья 65.
    • Глава 12. (Статьи 66—70 )
      • Статья 66.
      • Статья 67.
      • Статья 68.
      • Статья 69.
      • Статья 70.
    • Глава 13. (Статьи 71—74 )
      • Статья 71. (Статьи 76—78 )
        • Статья 76.
        • Статья 77.
        • Статья 78.

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия

1. Настоящие требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия (далее - Требования) определяют состав документации, необходимой для утверждения границ территорий объектов культурного наследия органами исполнительной власти, осуществляющими функции в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

2. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).

2.1. Границами территории объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию. Обозначение указанных линий, а также поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы территории объекта культурного наследия.

3. Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия осуществляется физическими и/или юридическими лицами на основе необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований (далее - историко-культурные исследования).

3.1. Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

4. Разработка проекта границ территории объекта культурного наследия включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

5. Проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению.

5.1. Материалы по обоснованию проекта границ территории объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований и могут включать:

1) материалы ранее разработанных проектов границ территорий объектов культурного наследия, в отношении которых проведены историко-культурные исследования;

2) сведения об объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия и объектах, обладающих признаками объектов культурного наследия, расположенных в границах исследуемой территории;

3) ситуационные планы землепользования с указанием границ современного землепользования;

4) особенности сложившейся структуры землепользования и современной градостроительной ситуации;

5) сведения о существующих зданиях, строениях, инженерных сооружениях и других объектах капитального и временного строительства в соответствии;

6) сведения о существующих природных объектах и территориях (водоёмы, холмы, овраги, зелёные насаждения), а также иных природных объектах;

7) иные материалы, необходимые для обоснования проекта границ территории объекта культурного наследия.

5.2. Материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают:

1) текстовое описание границ территории объекта культурного наследия;

2) карту (схему) границ территории объекта культурного наследия, включая схему разбивки листов;

3) перечень координат поворотных (характерных) точек границ территории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. В случаях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30 (ч. 1), ст. 3597; N 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52 (1 ч.), ст. 6410; N 52 (1 ч.), ст. 6419; 2011, N 1, ст. 47; N 23, ст. 3269; N 27, ст. 3880; N 30 (ч. 1), ст. 4563; N 30 (ч. 1), ст. 4594; N 30 (ч. 1), ст. 4605; N 49 (ч. 1), ст. 7024; N 49 (ч. 5), ст. 7061; N 50, ст. 7365; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30 (ч. 1), ст. 4083; 2014, N 30 (ч. 1), ст. 4218; N 30 (ч. 1), ст. 4211; N 43, ст. 5799; N 43, ст. 5802; N 45, ст. 6145; N 52 (ч. 1), ст. 7558; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 39), могут применяться определенные в отношении кадастровых округов местные системы координат;

4) режим использования территории объекта культурного наследия.

6. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами земельных участков, территориальных зон, административными границами, а также границами охранных и защитных зон.

6.1. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (пункт 2 статьи 3.1

7. Разработанный проект границ территории объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны культурного наследия указанного объекта.

8. По результатам рассмотрения представленных материалов орган исполнительной власти принимает решение о разработке нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия или в случае наличия замечаний к представленным материалам, направляет их перечень заявителю, представившему указанные материалы в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

9. Нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории.

10. Орган исполнительной власти, утвердивший границы территории объекта культурного наследия и режим её использования, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ, осуществляет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение всех полученных документов и материалов, связанных с установлением границ территории.

11. В случае принятия нормативно-правового акта об утверждении границ территории объекта культурного наследия орган исполнительной власти направляет 1 экземпляр разработанного проекта границ территории объекта культурного наследия заявителю.

12. Сведения о границах территории объекта культурного наследия и режиме её использования учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости.

12.1. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в пункте 12 настоящих Требований, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах территории объектов культурного наследия.

13. Информация об утвержденных границах территории объекта культурного наследия и режиме её использования земель размещается в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется для внесения сведений в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) и государственный кадастр недвижимости органом исполнительной власти, принявшим решение об утверждении указанных границ.

13.1. Утвержденные границы территории объекта культурного наследия, режим ее использования учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории, в которые вносятся изменения в установленном порядке.

14. Соблюдение режима использования территории объекта культурного наследия является обязательным при осуществлении строительной, хозяйственной и иной деятельности на его территории в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

15. При исключении объекта культурного наследия из Реестра и/или при перемещении объекта культурного наследия, нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия и режиме ее использования признается утратившим силу.

15.1. В случае принятия решения об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального, регионального или местного (муниципального) значения соответствующий орган исполнительной власти принимает решение об исключении такого объекта из реестра выявленных объектов культурного наследия и отмене границ его территории.

16. Изменение утвержденных границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия (пункт 6 статьи 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ).

17. Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового проекта научно-проектной документации в составе, установленном настоящими Требованиями.

18. Орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия по государственной охране объекта культурного наследия, в отношении которого проводится изменение его границ, на основании материалов, указанных в пунктах 16 и настоящих Требований, подготавливает проект изменений в нормативно-правовой акт об утверждении границ территории указанного объекта в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

19. В случае исполнения переданных полномочий по государственной охране и невозможности внесения изменений в нормативно-правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия ввиду прекращения полномочий органа исполнительной власти, принявшего указанный нормативно-правовой акт, изменение границ объекта культурного наследия осуществляется путем разработки нового нормативно-правового акта уполномоченным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ.

20. Орган исполнительной власти, утвердивший новые границы территории объекта культурного наследия, направляет копию указанного нормативно-правового акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях признания предыдущего нормативно-правового акта утратившим силу.



Просмотров