Практикум "основы правовых знаний".

Цель настоящего учебника - помочь учащимся 8–9 классов общеобразовательных учреждений понять, что такое право, правовые отношения, научиться уважать законы, узнать свои права и научиться их защищать. Учебник содержит разнообразные задания, выполнения которых дает возможность проверки и применения на практике полученных знаний. В учебник включены разделы: «Практикум», состоящий из проектов и игр, «Знакомимся с образцами документов», «Справочно-правовая система “Гарант”», где дается разъяснение, как работать с электронным приложением к учебнику. Учебник может быть использован в рамках изучения раздела «Право» в курсе «Обществознание», для изучения основ права как самостоятельной дисциплины, а также для подготовки к профильным олимпиадам.

Норма права.
Норма права - самый маленький элемент правовой системы. Мы можем сравнить ее со словами той самой книги, из которых складываются предложения, абзацы, главы.

Вы уже знаете о том, что норма права - это правило поведения общего характера, установленное государством, имеющее общеобязательную силу и письменную форму. Правовая норма закрепляет права и обязанности участников отношения, охраняется государством и предусматривает возможность наказать ее нарушителя, привлечь его к ответственности.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема 1. Что такое право
§1. Что такое правовая норма
§2. Система права
§3. Нормативный правовой акт. Система законодательства
§4. Как найти нужный закон
§5. Что такое правоотношение
§6. Что такое правонарушение
§7. Юридическая ответственность
Тема 2. Государство
§8. Государство: понятие и основные признаки
§9. Демократическое правовое государство
§10. Правовое государство и гражданское общество
Тема 3. Право и человек
§11. Общая характеристика прав и свобод человека
§12. Личные права человека
§13. Экономические, социальные и культурные права человека
§14. Политические права граждан
§15. Права несовершеннолетних
Тема 4. Право и государство
§16. Конституция Российской Федерации - Основной закон государства
§17. Основы конституционного строя
§18. Международные нормы и принципы в правовой системе России
§19. Как принимаются законы
§20. Организация государственной власти
§21. Органы местного самоуправления
§22. Судебная система Российской Федерации
§23. Правоохранительные органы
Тема 5. Человек и государство
§24. Гражданство Российской Федерации
§25. Право избирать и быть избранным
§26. Общественные объединения
§27. Конституционные обязанности человека и гражданина
§28. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика
§29. Воинская обязанность
Приложения
Приложение 1. Практикум
Приложение 2. Знакомимся с образцами документов
1. Источники права
2. Паспорт гражданина РФ
3. Уставы общественных объединений
4. Военный билет
5. Конституция Российской Федерации. Глава 1. Основы конституционного строя
Приложение 3. Справочно-правовая система ГАРАНТ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 класс, Часть 1, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 классы, Часть 2, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010
  • Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 классы, Часть 1, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010
  • Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 класс, Часть 2, Володина С.И., Полиевктова А.М., Спасская В.В., 2010
  • Обществознание, Основы правовых знаний, 8-9 класс, Часть 1, Володина С.И., 2010

Следующие учебники и книги:

  • Обществознание, 11 класс, учебник для общеобразовательных организаций, профилный уровень, Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Кинкулькин А.Т., 2014

1. Что такое договор

3. Сделки

Сделки - это основное содержание экономической жизни общества с точки зрения гражданского права
С точки зрения обывателя граждане едят и спят, учатся и работают, лечатся и отдыхают, а юридические лица производят вещи или информацию, хранят или собирают, обучают или торгуют, принимают взносы и выдают кредиты - короче говоря, они приобретают и передают права владения, пользования или распоряжения вещами, деньгами и нематериальными ценностями (например, авторскими правами или правами на торговый знак). Все эти события закон оценивает как сделки, и стоит на страже интересов участников сделок.

С точки зрения Гражданского законодательства и физические и юридические лица только и делают, что совершают сделки (при этом иногда выполняют обязательства в срок, а иногда - не выполняют).
С точки зрения закона жизнь организации выглядит примерно так:
сделки
выполнение обязанностей, наложенных в соответствии с законом (уплата налогов, ведение учёта юридическими лицами)
жизнь организации

Продолжительность сделок
Некоторые сделки осуществляют в тече- ние часа, другие - в течение месяца или года, третьи - в течение многих лет.
Пример.
Три приятеля учредили производственный кооператив - закусочную. вот какие сделки им пришлось заключать:
1) Заключили договор с банком на открытие расчётного счёта - это сделка оформлена на неопределенный срок. Банк обслуживает счёт, а друзья ему платят за это.
(Сделки между двумя или многими участниками называ- ют договорами.)
2) Взяли кредит на строительство закусоч- ной сроком на 10 лет.Эта сделка продол- жается 10 лет. Банк выдал им деньги сразу, а они возвращают долг и расплачиваются за кредит 10 лет.
3) Закупили строительные материалы. Для этого им пришлось заключить несколь- ко коротких сделок: они расплачивались за материалы и сразу же получали их.
4) Доставили стройматериалы на строй- площадку. Они оплатили услуги по погруз- ке, перевозу и разгрузке материалов и через неделю стройматериалы были на месте.
5) Они заключили договор подряда с бригадой строителей. Эта сделка продол- жалась три месяца - кооператоры платили строителям в конце каждого месяца.
6) Открыв закусочную они ежедневно совершали сделки купли-продажи на мелкооптовом рынке, покупая продукты.
7) В течение рабочего дня они совершали многочисленные сделки с посетителями закусочной, отпуская им еду.

(Если сделка позволяет определить день её исполнения она называется срочной. Если не позволяет - бессрочной.
День исполнения - первый день, когда все обязательства сторон выполнены.
Бывают и сделки, которые совершаются в момент заключения (покупка билета в автобусе, покупка мороженого.)

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей
(Статья 153 ГК РФ)

Петров дал Крылову рубль, а тот ему - пучок укропа. Это сделка купли-продажи. Петров утратил право собственности на рубль и приобрёл право собственности на укроп. Крылов - наоборот. Это сделка купли-продажи. Это двусторонняя сделка.

Сигов купил билет на поезд и поехал в Псков. Это сделка. Продавая билет Сигову, железная дорога взяла на себя обязательство перевезти Сигова.

Крылов и Петров договорились через день по очереди носить воду соседу-инвалиду. Это безвозмездная двусторонняя сделка в пользу третьего лица. Крылов и Петров приняли односторонние обяза- тельства.

Костин дал распоряжение банку перевести тысячу рублей с его счёта на счёт телефонной станции. Это сделка. Банк перестал нести обязательства по выплате тысячи рублей Костину и начал нести обязательства по выплате тысячи рублей телефонной станции.

Кузнецов отказался от права наследовать имущество Костина в пользу государства. Это сделка. Кузнецов отказался от своих прав на имущество. Это односторонняя сделка.

Лыкова подрядилась покрасить потолок у Ворониной. Это сделка. Лыкова обязалась покрасить потолок, а Воронина обязалась принять и оплатить работу. Лыкова и Воронина приняли взаимные обязательства.

Зотова подарила племяннице карандаши. Это сделка. Зотова отказалась от собственности на карандаши в пользу племянницы. Это одностороняя безвозмездная сделка.

При взаимных обязательствах каждая сторона имеет и права и обязанности.
При односторонних обязательствах одна сторона имеет только права, а другая - только обязанности.

Кроме сделок существуют и иные юридические факты, например события, деликты, акты государственных органов

Сделка - действие, выражающее волю стороны на достижение определенного результата, правомерное, приводящее к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей.
События - обстоятельства, не зависящие от воли человека (смерть, стихийные бедствия, военные действия)
Деликт - всякое неправомерное действие (кража например).
Акт государственных органов - является основанием для изменения гражданских прав и обязанностей (например, служба в армии или уплата налогов)

Сделку могут совершить много сторон, две стороны и даже одна сторона. Односторонние сделки обычно накладывают обязательства только на одну сторону.

Статья 154. Договоры и односторонние сделки
1. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.
2. Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
3. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).

1. Сообразите, какие сделки не могут быть односторонними?
2. Придумайте сделки, которые могут быть только односторонними.
3. Предприниматель завещал свой банковский вклад тому, кто докажет теорему Ферма. Какая это сделка?
4. Предприниматель распорядился, чтобы миллион рублей с его банковского вклада был передан тому, кто построит мост через реку в его родном городе. Какая это сделка?
5. Учёный написал заявку в благотворительный фонд с просьбой выделить ему деньги для проведения исследований. Фонд выдал ему деньги, не требуя отчёта. Какая это сделка?
Многосторонние сделки
Двусторонние сделки
Односторонние сделки
6. Придумайте ситуации, которые описывались бы этими схемами.
7. Нарисуйте схемы всех возможных трехсторонних сделок и придумайте ситуации, которые описывались бы этими схемами.

Статья 157. Сделки, совершенные под условием
1. Сделка считается совершенной под отлагательным условием, если стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
2. Сделка считается совершенной под отменительным условием, если стороны поставили прекращение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
3. Если наступлению условия недобросовестно воспрепятствовала сторона, которой наступление условия невыгодно, то условие признается наступившим.
Если наступлению условия недобросовестно содействовала сторона, которой наступление условия выгодно, то условие признается ненаступившим.

8. Петров пообещал Крылову дать 2 кубометра досок, в случае если развалится сарай Крылова. Какая эта сделка? Что будет, если Крылов станет тайком расшатывать свой сарай? Что будет, если Петров начнёт тайком ремонтировать сарай Крылова?
9. Придумайте 5 разных сделок, совершаемых под условием.
Не только сделки могут служить основанием возникновения и изменения гражданских прав и обязанностей.
Из статьи 8 ГК РФ: Основания возникновения гражданских прав и обязанностей >
... гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
6) вследствие причинения вреда другому лицу;
7) вследствие неосновательного обогащения;
8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.ПЕТРОВ

10. Прочтите примеры сделок, назовите стороны, участвующие в каждой сделке. Сообразите, какие права и обязанности устанавливаются, изменяются или прекращаются в каждой сделке. Найдите случаи взаимных обязательств и случаи односторонних обязательств.
Миша купил в магазине велосипед.
Коля занял у Вити сто рублей на неделю.
Анна Сергеевна вложила деньги в банк из десяти процентов годовых.
Синицына связала шапку на заказ.
Воробьёв подвёз на своём автомобиле прохожего за умеренную плату.
Лобов получил в ломбарде деньги под залог серебрянной сахарницы.
Семенов взял напрокат швейную машинку.
Громов арендовал квартиру на полгода.
Визгин оплатил складу услуги по хранению стройматериалов.
Завод заказал конструкторскому бюро разработку документации для производства нового изделия.
Изобретатель продал предприятию разрешение на использование изобретения.
Концертный зал заплатил композитору за исполнение написанной им музыки.
Зотова завещала дачный участок племяннице.
Композитор разрешил исполнять его музыку на концертах бесплатно всем желающим.
Григорьев заявил, что отдаст свой мотоцикл тому, кто первый попросит.

А эти события закон сделками не считает, хотя они и связаны с переходом права собственности
По решению суда у Ершова конфисковали имущество. Это не сделка, так как конфискация не явилась результатом свободного волеизъявления, а была результатом применения закона.
Копылова приценилась в магазине к тканям и потрогала образцы. Это не сделка, так как с правами и обязанностями Копыловой ничего не произошло.
Прохоров украл зажигалку у Фомина. Это не сделка, потому что кража - противоправное действие.
Сидоров пошёл служить в армию. Это не сделка, потому что обязанность служить в армии предусмотрена Конституцией.
Петров выплатил налог. Это не сделка, поскольку обязанность уплаты налогов предусмотрена Конституцией.

АНАТОМИЯ СДЕЛКИ
Намерение первой стороны
Предложение первой стороны
согласие второй стороны
Подписание договора
(или устное соглашение)
исполнение обязательств одной стороной
исполнение обязательств другой стороной
‛Надо продать старый станок“ - подумал предприниматель Фролов (это намерение Фролова).
Фролов позвонил Ефремову: ‛Купи станок за три тысячи“ (Это его предложение)
Ефремов подумал: ‛Станок покупать нужно. Но подешевле“ (Это намерение Ефремова)
Он ответил Фролову: ‛За две куплю“ (Это его встречное предложение)
Фролов ответил: ‛Хорошо. Приезжай за станком“ (Это устное соглашение)
Ефремов привёз Фролову деньги (выполнил свои обязательства)
Фролов отдал Ефремову станок (выполнил свои обязательства)
Таким образом сделка была заключена и исполнена.

11. Используя схему ‛Анатомия сделки“ напишите диалоги, которые могли бы про- исходить при сдаче квартиры в аренду, получении денег в долг, покупке магнитофона в магазине, передачи вещи на хранение в камере хранения, соглашении об услуге.

12. То и дело вы совершаете сделки без лишних слов, а иногда даже и молча: покупаете билет на поезд, компостируете талон в автобусе, покупаете хлеб в магазине, платите за теле- фонный разговор. Напишите диалоги между сторонами таких сделок, которые не произ- носятся, но подразумеваются. Сообразите, с кем вы заключаете сделку в каждом из названных случаев.
Придумайте другие примеры мелких бытовых сделок, которые люди осуществляют, не обсуждая сами собой разумеюиеся условия.

Какие права и плоды их осуществления могут переходить от одного лица к другому в ходе сделки

13. Придумайте сделки, в ходе которых происходит указанный обмен:

вещь-вещь
вещь-деньги право владения - право управления
неимущественное право - вещь
вещь - услуга право пользования одной вещью на право
деньги - услуга собственности на другую вещь
услуга - услуга

Сделка сводится к одной, двум или многим передачам чего-нибудь от одной стороны другой стороне.

14. Придумайте примеры безвозмездных сделок.
15. Придумайте пример трёхсторонней сделки.
16. Изучите перечень разных действий.
Найдите среди них сделки.
Найдите события.
Найдите примеры волеизъявления без наступления гражданского результата.
Найдите безвозмездные сделки
Найдите односторонние сделки.
Найдите многосторонние сделки.
Придумайте пример двустороней безвозмездной сделки.
Петя захотел подарить Маше книжку и не подарил.
Петя захотел подарить Маше книжку и подарил.
Петя забыл у Маши книжку и больше не вспомнил о книжке.
Витя подрядился покрасить забор.
Дирекция завода распорядилась о повышении зарплаты Фролова.
В связи с наводнением городская администрация приказала всем гражданам, имевшим лодки, предоставить их в распоряжение спасателей.
Соседи вскладчину купили насос для колодца.
После смерти Т. его собственность по закону была унаследована дочерью.
Жарким летом районная администрация запретила туристам заходить в лес.

17. Придумайте ситуацию, в которой передача чего-то одной стороной должна происходить одновременно с передачей чего-то другой стороной.
18. Придумайте ситуацию, когда между двумя встречными передачами в сделке необходимо должен быть длительный промежуток времени.

СЛОВАРЬ: Кто такие третьи лица
В текстах законов то и дело упоминаются третьи лица. Под ними обычно подразумеваются люди и организации, имеющие отношение к обсуждаемой ситуации, помимо прямо упомянутых в законе.
Например два человека договариваются о помощи третьему. Оба они - участники сделки, первая и вторая сторона. А тот, кому они решили помочь - не участник сделки, он - третье лицо. Третьих лиц может быть сколь угодно много - они выделены в противопоставление сторонам участвующим в соглашении.

Статья 451. Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств
1. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.
4. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
23. Петров продал Крылову дом у реки, а Крылов обязался расплатиться за дом в течение года. Через полгода после регистрации дома как собственности Крылова оказалось, что ниже по течению реки строят плотину и дом Крылова окажется в зоне затопления. Может ли Крылов расторгнуть договор, вернуть дом Петрову и получить обратно отданные за дом деньги?
24. Петров купил у Крылова детали для автомобиля, а надругой день автомобиль у Петрова угнали, и детали стали Петрову не нужны. Вправе ли он расторгнуть договор с Крыловым?
25. Петров сдал Крылову квартиру в аренду сроком на год, а деньги получил вперёд. Через месяц цены на рынке жилья выросли вчетверо и Петров захотел расторгнуть сделку. Защитит ли его интересы статья 451?
26. Крылов купил у Петрова квартиру, не зная о том, что в ней прописан малолетний племянник Петрова. В договоре, чтобы снизить налог на продажу, стороны указали цену намного меньшую той, что Крылов реально отдал Петрову. Каким образом могут развиваться события в дальнейшем?

Из статьи 177. Недействительность сделки, совершенной гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими<
1. Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
2. Сделка, совершенная гражданином, впоследствии признанным недееспособным, может быть признана судом недействительной по иску его опекуна, если доказано, что в момент совершения сделки гражданин не был способен понимать значение своих действий или руководить ими.
19. Комаров старщий, будучи пьян, продал мотоцикл соседу. Протрезвев, одумался, и подал в суд иск с просьбой расторгнуть сделку. Может ли он рассчитывать на успех?
20. Разъяренный до беспамятства своей женой, Мухин ушёл из дома и снял комнату на полгода. На другой день помирился с женой и попытался отказаться от найма квартиры, но хозяин потре- бовал выплатить неустойку. Расторгнет ли суд договор?
Статья 178. Недействительность сделки, совершенной под влиянием заблуждения
1. Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенное значение, может быть признана судом недействительной по иску стороны, действовавшей под влиянием заблуждения.
Существенное значение имеет заблуждение относительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждение относительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
2. Если сделка признана недействительной как совершенная под влиянием заблуждения, соответственно применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 167 настоящего Кодекса.
Кроме того, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, вправе требовать от другой стороны возмещения причиненного ей реального ущерба, если докажет, что заблуждение возникло по вине другой стороны. Если это не доказано, сторона, по иску которой сделка признана недействительной, обязана возместить другой стороне по ее требованию причиненный ей реальный ущерб, даже если заблуждение возникло по обстоятельствам, не зависящим от заблуждавшейся стороны.
21. Соседка убедила Тучкову купить шубу, уверяя, что она норковая, но специалист на другой день объяснил, что шуба сделана из овчины особой выделки. Расторгнет ли суд сделку?
22. Петров арендовал гектар земли под клубнику, а позднее обнаружилось, что почва заражена нематодой и выращивание клубники на ней невозможно. какие должны были быть отмечены условия в договоре аренды, которые могли бы быть основанием для расторжения договора.

Статья 179. Недействительность сделки, совершенной под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств
1. Сделка, совершенная под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной, а также сделка, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств на крайне невыгодных для себя условиях, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
2. Если сделка признана недействительной по одному из оснований, указанных в пункте 1 настоящей статьи, то потерпевшему возвращается другой стороной все полученное ею по сделке, а при невозможности возвратить полученное в натуре возмещается его стоимость в деньгах. Имущество, полученное по сделке потерпевшим от другой стороны, а также причитавшееся ему в возмещение переданного другой стороне, обращается в доход Российской Федерации. При невозможности передать имущество в доход государства в натуре взыскивается его стоимость в деньгах. Кроме того, потерпевшему возмещается другой стороной причиненный ему реальный ущерб.
25. Петрову срочно были нужны деньги на лечение. Он за бесценок сдал свой трактор в аренду на три года, а потом пожалел об этом. Защитит ли его статья 179 ГК?
26. Петровой нужно было срочно отвезти больного ребенка в больницу, а единственный шофер в округе согласился подвезти её только получив взамен единственную ценность Петровой - швейную машинку. Может ли Петрова подать в суд иск о признании сделки недействительной? Какое возможно решение суда?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
В классе ученики разбиваются на четверки. Сочините и обсудите договоры, в которых пары учеников будут выступать как одна из двух договаривающихся сторон. Тему договора выберите из списка по своему усмотрению. Старайтесь в наибольшей степени защитить интересы той стороны, которую представляете.
ТЕМЫ ДОГОВОРОВ
1. Петров подрядился собрать яблоки в саду Крылова (Петров - подрядчик, Крылов - заказчик, яблоки на деревьях и собранные - собственность Крылова).
2. Петров скупил яблоки Крылова перед сбором урожая. Собирает яблоки сам Петровю
3. Петров в мае покупает яблоки, которые предположительно поспеют в саду Крылова.
4. Крылов сдаёт петрову в аренду свой яблоневый сад на 5 лет.
5. Петров заказывает Крылову изготовление 200 кг яблочного варенья из яблок Крылова.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного учебного курса «Основы правовых знаний» в 8 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию (Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2013), программы С.И. Володиной, В.В. Спасской и др. «Основы правовых знаний (Беседы о праве)» (Программы курса «Основы правовых знаний» для 7 – 9 классов. М.: Изд. «ВИТА-Пресс», 2010) и ориентирована на учебник С.И. Володиной, В.В. Спасской и др. «Основы правовых знаний» (Володина С.И., В.В. Спасская и др. Обществознание. Основы правовых знаний6 учебник для 8 – 9 кл.: в 2-х ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2010).

Программа соответствует учебному плану ОУ и рассчитана на 18 часов, 1 час в неделю.

В условиях становления правового государства важное значение приобретают вопросы формирования и закрепления юридического мышления и правовой культуры, чувства законности и справедливости. В связи с эти становится актуальным включение в школьную программу курса «Основы правовых знаний», имеющего комплексный характер, знакомящий школьников с основами теории государства и права и основополагающими нормативно-правовыми актами, защищающими их права и устанавливающими ответственность для несовершеннолетних правонарушителей, и опирающийся не только на правовые, но и на нравственные ценности и гуманизм.

Курс построен с таким расчетом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые трудно решить без элементарных правовых знаний. В их числе, например, такие вопросы, как устройство государства (в особенности РФ) и роль человека и гражданина в нем; права несовершеннолетних; способы защиты нарушенных прав; правоохранительные органы.

Важно и то, что материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Отсюда большое внимание, которое проблемам правонарушений и юридической ответственности.

Основной целью курса выступает формирование у подростка мотивации к осознанному законопослушному поведению.

Цель определяет задачи курса:

  • знакомство учащихся с содержанием курса «Основы правовых знаний»;
  • развитие представлений восьмиклассников о значении государства и права в жизни человека и общества;
  • обобщение, расширение и более глубокое осмысление знаний о государстве и праве, полученных во время изучения курсов «Мои права» в 5 и 7 классах и «Обществознание» в 7 классе;
  • выработка и закрепление у учащихся установок на осознанное правомерное поведение;
  • обобщение, расширение и более глубокое осмысление школьниками знаний и представлений, полученных во время изучения курсов «Мои права» в 5 и 7 классах и «Обществознание» в 7 классе о правовых свободах и обязанностях человека и гражданина, способах защиты нарушенных прав, системе государственной власти РФ;
  • дальнейшее развитие политико-правовой и гражданской культуры, демократического мировоззрения школьников.

Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов. Это обусловливает некоторую фрагментарность его содержания. Однако данное обстоятельство успешно нейтрализуется путем проблемного изложения учебного материала, чередования фронтальных бесед с групповой работой на уроках, использования интерактивных форм обучения.

Преподавание курса может строиться с учетом таких подходов , как:

  • целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением происхождения и сущности права и его связи с другими социальными нормами;
  • активизация познавательной активности школьников;
  • создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся.

Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя.

Расширять мотивационные условия изучения курса можно за счет использования наглядности.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы :

1) моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях;

2) эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.

3) исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

4) проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.

Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения занятий , следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников, а именно:

  • эвристические беседы;
  • различные виды дискуссий;
  • учебные и социальные проекты;
  • уроки-экскурсии;
  • деловые и ролевые игры;
  • практикумы;
  • различные викторины и другие конкурсные события;
  • творческие мастерские.

Методическое обеспечение курса позволяет педагогу использовать различные формы работы : коллективную, групповую и индивидуальную.

Основными личностными результатами освоения курса «Основы правовых знаний» являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности;
  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о правовых и нравственных нормах, демократии, социальной справедливости и свободе;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуация, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты выражаются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • умении объяснять правовые явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  • способности анализировать реальные правовые ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в них;
  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Основными предметными результатами выступают:

  • относительно целостное представление о праве, государстве и роли человека в нем;
  • знание ключевых правовых понятий;
  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе ценностей;
  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.

ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВО

Что такое правовая норма . Понятие и виды социальных норм. Правовые нормы и их отличие от других социальных норм. Право и его принципы.

Система права. Норма права . Структура нормы права. Отрасль права. Основные отрасли права.

Нормативно-правовой акт. Система законодательства . Система законодательства. Действие нормативно-правового акта. Реквизиты нормативно-правового акта.

Что такое правоотношение . Признаки, состав правоотношения. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений.

Что такое правонарушение . Признаки правонарушения. Виды правонарушений.

Юридическая ответственность . Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности.

ТЕМА 2. ГОСУДАРСТВО

Государство . Признаки государства. Форма государства.

Демократическое правовое государство . Демократия. Принципы демократии. Признаки правового государства. Верховенство права.

Правовое государство и гражданское общество . Правовое государство. Гражданское общество. Элементы гражданского общества.

ТЕМА 3. ПРАВО И ЧЕЛОВЕК

Общая характеристика прав и свобод человека . Правовой статус человека. Конституционные принципы правового статуса личности. Гарантии прав и свобод человека.

Личные права человека . Право на жизнь. Достоинство человека. Право на свободу. Право на частную жизнь и др.

Экономические, социальные и культурные права человека . Право на образование. Право на экономическую деятельность. Право частной собственности и др.

Политические права человека . Право на объединение. Свобода информации и печати. Право на обращение и др.

Права несовершеннолетних . Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

ТЕМА 4. ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

Конституция РФ – основной закон государства . Конституция. Причины принятия Конституции РФ. Легитимность Конституции РФ.

Основы конституционного строя . Конституционный строй. Правовое положение человека и гражданина. Социальное и светское государство.

Международные нормы и принципы в правовой системе . Международные отношения. Международное право. Международный договор.

Как принимаются законы . Законопроект. Право законодательной инициативы. Опубликование закона. Вето президента.

Организация государственной власти . Государственный аппарат. Президент РФ. Федеральное собрание. Правительство.

Основы местного самоуправления . Местное самоуправление. Вопросы и органы МС. Муниципальная собственность.

Судебная система РФ . Конституционный Суд РФ. Высший Арбитражный Суд РФ. Верховный Суд. Районный суд. Мировой судья.

Правоохранительные органы . Судебный пристав. Прокуратура. Полиция. Нотариат. Адвокатура.

ТЕМА 5. ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО

Гражданство РФ . Гражданство. Гражданин. Принципы гражданства. Основания приобретения гражданства.

Право избирать и быть избранным . Выборы. Принципы выборов. Избирательное право. Избиратель. Кандидат.

Общественные объединения . Общественное объединение. Политическая партия. Профессиональный союз.

Конституционные обязанности человека и гражданина . Соблюдение законов. Уважение прав и свобод. Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителя и др.

Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика Бюджет. Доходы. Налоговая система. Налоги. Налоговые правоотношения и органы.

Воинская обязанность . Военная служба. Воинская обязанность. Воинский учет. Альтернативная гражданская служба

МОБУ «Рассветская средняя общеобразовательная школа им. В.В. Лапина»

Ленинского района Тульской области

Календарно-тематическое планирование по изучению курса

«Основы правовых знаний»

в 8 классе

на 2013 - 2014 учебный год

Количество часов:

Всего : 18

В неделю: 1

Календарно-тематическое планирование курса

«Основы правовых знаний» в 8 классе

урока

Раздел, тема урока

Кол-во

часов

Примерные

сроки

выполнения

Что такое право

Что такое правовая норма. Система права

Нормативно-правовой акт. Система законодательства. Как найти нужный закон

Что такое правоотношение.

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность

Государство

Государство: понятие и основные признаки

Демократическое правовое государство. Правовое государство и гражданское общество

Право и человек

Общая характеристика прав и свобод человека. Личные права человека

Экономические, социальные и культурные права человека. Политические права граждан

Права несовершеннолетних

Право и государство

Конституция РФ – основной закон государства. Основы конституционного строя. Международные нормы и принципы в правовой системе России

Как принимаются законы

Организация государственной власти. Органы местного самоуправления

Судебная система РФ. Правоохранительные органы

Человек и государство

Гражданство РФ

Право избирать и быть избранным. Общественные объединения

Конституционные обязанности человека и гражданина. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика. Воинская обязанность

17-18

Итоговое повторение


Обществознание. Основы правовых знаний. 8-9 класс. В 2 ч. Володина С.И. и др.

М.: 201 0. - Ч .1 - 3 28 с., Ч.2 - 296 с.

Цель настоящего учебника - помочь учащимся 8–9 классов общеобразовательных учреждений понять, что такое право, правовые отношения, научиться уважать законы, узнать свои права и научиться их защищать. Учебник содержит разнообразные задания, выполнения которых дает возможность проверки и применения на практике полученных знаний. В учебник включены разделы: «Практикум», состоящий из проектов и игр, «Знакомимся с образцами документов», «Справочно-правовая система “Гарант”», где дается разъяснение, как работать с электронным приложением к учебнику. Учебник может быть использован в рамках изучения раздела «Право» в курсе «Обществознание», для изучения основ права как самостоятельной дисциплины, а также для подготовки к профильным олимпиадам.

Часть 1.

Формат: pdf

Размер: 44 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Часть 2.

Формат: pdf

Размер: 40 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ЧАСТЬ 1.
Тема 1. Что такое право
§ I. Что такое правовая норма
§ 2. Система права 17
§ 3, Нормативный правовой акт. Система законодательства 26
§ 4. Как найти нужный закон 35
§5. Что такое правоотношение 40
§6. Что такое правонарушение 53
§ 7. Юридическая ответственность 61
Тема 2. Государство
§ 8. Государство: понятие и основные признаки 73
§ 9. Демократическое правовое государство 77
§ 10. Правовое государством гражданское общество.86
Тема 3. Право и человек
§ 11. Общая характеристика прав и свобод человека 95
§ 12. Личные права человека 103
§ 13. Экономические, социальные и культурные права человека
§ 14. Политические права граждан
§ 15. Права несовершеннолетних 123
Тема 4. Право и государство
§ 16. Конституция Российской Федерации - Основной закон государства 133
§ 17. Основы конституционного строя 142
§ 18. Международные нормы и принципы в правовой системе России 147
§ 19. Как принимаются законы 155
§ 20. Организация государственной власти 164
§ 21. Органы местного самоуправления 172
§ 22. Судебная система Российской Федерации |79
§23. Правоохранительные органы 189
Тема 5. Человек и государство
§ 24. Гражданство Российской Федерации 205
§ 25. Право избирать и быть избранным 215
§ 26. Общественные объединения 223
§ 27. Конституционные обязанности человека и гражданина. 232
§ 28. Обязанность платить налоги. Права налогоплательщика 236
§ 29. Воинская обязанность 243
Приложения 254
Приложение 1. Практикум 254
Приложение 2. Знакомимся с образцами документов 258
1. Источники права 258
2. Паспорт гражданина РФ 264
3. Уставы общественных объединений 265
4. Военный билет 313
5. Конституция Российской Федерации. Глава 1. Основы конституционного строя 314
Приложение 3. Справочно-правовая система ГАРАНТ 319

ЧАСТЬ 2.
Тема 6. Гражданин и государство
§ 30. Взаимоотношения граждан и органов государственного управления 5
§ 31. Административная ответственность 16
§ 32. Уголовная ответственность 25
§ 33. Уголовная ответственность несовершеннолетних 34
Тема 7. Семья. Родители. Дети
§ 34. Условия и порядок заключения брака. Прекращение брака 47
§ 35. Права и обязанности супругов 57
§ 36. Права и обязанности родителей и детей 65
Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношении
§ 37. Какие правоотношения называют гражданскими. 79
§ 38. Субъекты гражданского права. 86
§ 39. Осуществление и защита гражданских прав 94
Тема 9. Право собственности
§ 40. Что такое собственность, 105
§ 41. Кто может быть собственникам 115
§ 42. Защита права собственности 122
Тема 10. Договор.
§ 43. Что такое сделка 133
§ 44. Виды гражданско-правовых договоров 138
§ 45. Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору 144
Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений
§ 46. Жилищные правоотношения 157
§ 47. Права потребителей 169
Тема 12. Правовое регулирование трудовых правоотношений
§ 48. Какие правоотношения называют трудовыми 181
§ 49. Трудовой договор 190
§ 50. Как устраиваются на работу 207
Тема 13. Международная защита прав человека
§ 51. Международная защита прав человека 221
§ 52. Международное гуманитарное право 230
Тема 14. Раздел для любознательных
§ 53. Отношения с банками 243
§ 54. Земельные правоотношения 249
§ 55. Экологическое законодательство. 257
Приложения 269
Приложение 1. Практикум 269
Приложение 2. Знакомимся с образцами документов 272
Приложение 3. Справочно-правовая система ГАРАНТ 287

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101»

Программа рассмотрена

на заседании МО учителей русского языка, литера-туры, истории, общество-знания, музыки

Руководитель МО

Шмид Е.В.

Протокол № 1

от 27.08.2015г .

к работе педагогическим

советом МБОУ «СОШ № 101»

Протокол № 1

от 31.08.2015г.

Утверждаю:

Директор МБОУ «СОШ №101»

Чиконина Г.В.

Приказ № 166а от 01.09.2015г .

Рабочая программа

по предпрофильному курсу по выбору

«Основы правовых знаний»

для обучающихся 9- х классов

на 2015-2016 учебный год

Составитель:

Губарь Юлия Витальевна,

Учитель истории и обществознания

Новокузнецк 2015г.

    Пояснительная записка

За последние десятилетия в России произошли большие изменения, связанные с модернизацией политического строя. Демократические принципы, которые раньше только провозглашались, постепенно входят в нашу жизнь. Конституция РФ закрепила положение: «Российская федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» (ст. 1), что позволило говорить о необходимости правового образования молодежи, без которого построение подобного общества невозможно. Старшее поколение практически не имеет опыта жизни в условиях правового пространства, поэтому основная роль в формировании правосознания ложится на общеобразовательную организацию. Основной особенностью, отличающей курс «Основы правовых знаний» от других общественно-научных дисциплин, является его практикоориентированность, направленность на социализацию подрастающего поколения, формирование гражданственности и правосознания. Курс «Основы правовых знаний» позволяет расширить знания обучающихся в контексте изучения политико-правовой сферы предмета «Обществознание».

Правовые знания будут полезны и востребованы как в быту, так и в любой профессиональной сфере. На примере конкретных жизненных ситуация обучающиеся научатся принимать правильные решения, связанные с необходимостью применения законодательных норм.

Рабочая программа разработана с использованием учебников Володиной С.И., Полиевктовой А.М., Спасской В.В. Основы правовых знаний.8-9 классы.

В соответствии с календарным учебным графиком и учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 101» (далее – МБОУ «СОШ № 101») на 2015 – 2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Учебно-методический комплект:

    Володина, С.И. Обществознание. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл.: в 2-х ч./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова, В.В. Спасская. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 1: 328 с.: ил.;

    Володина, С.И. Обществознание. Основы правовых знаний: Учебник для 8-9 кл.: в 2-х ч./ С.И. Володина, А.М. Полиевктова, В.В. Спасская. – М.: Академкнига/Учебник, 2010. – Ч. 2: 296 с.: ил.

Цели курса:

Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

Освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;

Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Задачи курса:

- помочь обучающимся разобраться во всем мно­гообразии гражданских, трудовых, семейных, уголовных и других отношений, урегулированных правом;

Познакомить с основными положениями Конституции Российской Федерации (далее – РФ), Семейного Кодекса РФ, Трудового Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Уголовного Кодекса РФ;

Научить уважать законы и бороться за свои права.

Формировать способность к анализу ситуаций, регулируемых правовыми нормами, и способности к реальным действиям в таких ситуациях.

Курс носит практико-ориентированный характер. Предусматривается и работа с источниками права, различными юридическими документами.

    Содержание учебного предмета

Тема 1. Что такое право

Понятие и признаки права. Социальные нормы и их роль в регулировании общественных отношений. Общее и особенное в видовом многообразии социальных норм: религиозные, моральные, политические, экономические, эстетические и другие нормы.

Формы права. Юридическая характеристика основных источников права. Система законодательства. Законы и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления правительства и т. д.). Конституция как основной закон государства. Ее отличительные признаки. Договор как форма права. Индивидуальные и нормативные договоры.

Элементы содержания нормативно-правовых актов. Правовая норма. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Способы изложения нормы права в статьях закона. Техника работы с источником права.

Как найти нужный закон. Порядок официального опубликования закона («Российская газета», «Собрание законодательства РФ»). Основные реквизиты закона. Компьютерные информационные правовые системы. Кодексы и их структура.

Виды правоотношений. Гражданские правоотношения. Граж­ данский кодекс. Административные правоотношения. Кодекс об административных правонарушениях. Трудовые правоотношения. Кодекс законов о труде. Уголовные правоотношения. Уголовный кодекс. Уголовно-процессуальные правоотношения. Гражданско- процессуальные правоотношения.

Правонарушения. Признаки правонарушения. Преступление. Формы вины. Виды преступлений. Про­ ступок. Виды проступков (правонарушений): гражданский, адми­ нистративный, дисциплинарный.

Юридическая ответственность. Понятие юридической от­ветственности. Принципы юридической ответственности. Обрат­ ная сила закона. Виды юридической ответственности.

Тема 2. Государство

Понятие государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим.

Демократическое правовое государство. Основные признаки и сущность правового государства. Понятие и признаки правового государства. Правовое государство и гражданское общество.

Тема 3. Право и человек

Основы правового статуса человека и гражданина. Правовое положение человека. Правовой статус гражданина. Права, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину. Обязанности, принадлежащие (в соответствии с Конституцией РФ) только гражданину.

Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декла­ рация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положе­ ний Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.

Тема 4. Право и государство

Основы конституционного строя. Место Конституции в пра­ вовой системе страны. Понятие основ конституционного строя. Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент РФ - глава государства. Законодательная власть - Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государ­ ственной думы. Исполнительная власть. Правительство - высший исполнительный орган государства.

Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений.

Правоохранительные органы: суды, прокуратуры, органы внутренних дел, нотариат, адвокатура. Понятие правоохрани­ тельных органов. Судебные . Суд присяжных в составе областного, краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры. Органы внутренних дел Нотариат. Адвокатура.

Тема 5. Человек и государство

Гражданство. Гражданин как субъект административ­ ных правоотношений. Административная правоспособность граждан. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые средства охраны личности, защиты прав граждан. Обязанность уч­реждений, организаций, предприятий и их должностных лиц охра­нять права и свободы граждан. Обязанности граждан. Право граж­ дан обращаться в государственные органы и органы местного само­ управления. Обжалование акта или действия любого органа или должностного лица.

Права и обязанности налогоплательщиков. Понятие налого­ плательщиков. Права налогоплательщиков. Обязанности налого­ плательщиков. Налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.

Тема 6. Гражданин и государство

Правовые основы взаимоотношений граждан и органов госу­ дарственного управления.

Административная и дисциплинарная ответственность. Поня­ тие административной ответственности. Административное правона­ рушение. Административное взыскание. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность. Понятие уголовной ответствен­ ности. Совершение преступления - единственное основание уго­ ловной ответственности. Обстоятельства, при наличии которых действия, внешне похожие на преступление, не влекут уголовной ответственности. Возраст уголовной ответственности. Вина. Формы вины (умысел, неосторожность). Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное, воспитательно-лечебное учреждение.

Тема 7. Семья. Родители. Дети.

Понятие брака. Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Права и обязанности супругов. Лич­ ные и имущественные права супругов. Законный режим имуще­ ства супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак: суд, органы ЗАГС.

Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности родителей. Имущественные права и обязанности родителей. Лише­ ние и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имуще­ ственные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усынов­ ление, опека (попечительство). Приемная семья.

Тема 8. Общая характеристика гражданских правоотношений

Гражданские правоотношения: понятие, виды. Понятие граж­ данского правоотношения. Основные элементы гражданского пра­ воотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, рабо­ ты, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъектив­ ные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотно­ шений . Виды гражданских правоотношений.

Субъекты гражданского права. Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.

Осуществление и защита гражданских прав. Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы зашиты гражданских прав.

Тема 9. Право собственности

Что такое собственность. Понятие собственности. Права соб­ ственника (право владеть, право пользоваться, право распоряжать­ ся). Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды обшей собственности (долевая, совместная). Прекращение права собственности.

Кто может быть собственником. Субъекты права собственно­ сти (граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъек­ ты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ог­ раничения права собственности. Специальный правовой режим.

Защита права собственности. Истец. Ответчик. Исковое заяв­ ление. Защита права собственности при отсутствии договорных отношений (истребование имущества из чужого незаконного вла дения, устранение нарушений, не связанных с правом владения, признание права собственности). Истребование вещи от добросо­ вестного приобретателя. Истребование вещи от недобросовестного приобретателя.

Тема 10. Договор

Сделки, их виды. Понятие сделки. Формы сделок (устная, письменная, нотариальная). Виды сделок (односторонние, двусто­ ронние, многосторонние). Договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки (отлагатель­ ные и отменительные).

Виды гражданско-правовых договоров . Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами. Виды договоров (возмездные и безвозмездные, срочные и бес­срочные, реальные и консенсуальные, одностороннеобязываю щие и взаимные). Особые виды договоров (публичный, предвари­ тельный, присоединения, в пользу третьего лица).

Соблюдение договоров. Ответственность за неисполнение обязательств по договору. Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспече­ ния исполнения обязательств (неустойка, удержание имущества, банковская гарантия, залог, поручительство, задаток).

Тема 11. Отдельные виды гражданских правоотношений

Жилищные правоотношения. Основания приобретения прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищ­ но-строительных и жилищно-кооперативных товариществах. Приоб­ ретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Использование жилого помещения на основании жилищно-правовых договоров. Приватизация жилья.

Права потребителей. Понятие потребителя. Права потребите­ ля (на качество, на безопасность, на информацию, на возмеще­ ние причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей).

Тема 12. Правовое регулирование трудовых отношений

Трудовой договор. Источники трудового права. Участники тру­ довых отношений. Права и обязанности работника. Трудовой дого­ вор. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка - основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора (по обоюд­ ной инициативе сторон, по инициативе одной из сторон (работ­ ника или работодателя), по инициативе органа, не являющегося стороной трудового договора).

Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолет­ ним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.

Тема 13. Международная защита прав человека

Международные организации, защищающие права человека: Комиссия ООН по правам человека, Комитет по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Всеобщая декларация прав человека и принципы, в ней закрепленные. Рассмотрение индивидуальных жалоб в Комиссии ООН по правам человека, в Комитете по правам человека, в Европейском Суде по правам человека.

Международное гуманитарное право, «право Гааги», «право Женевы». Источники и принципы международного гуманитарного права. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения основ правовых знаний обучающийся должен

знать

Порядок принятия и вступления в силу законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, работника, налогоплательщика, потребителя и способы их защиты; механизмы реализации и защиты имущественных и неимущественных прав; органы и способы международно-правовой защиты прав человека;

уметь

Правильно употреблять основные правовые понятия и категории (правовой статус, компетенция, полномочия, юридическое лицо, имущественные и неимущественные права, решение суда);

Характеризовать: систему российского права, порядок участия в митингах, шествиях, демонстрациях; права и обязанности супругов; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; правовой статус индивидуального предпринимателя; порядок получения платных образовательных услуг; права абитуриента;

Объяснять: содержание права на благоприятную экологическую среду; основные условия приобретения гражданства, основания отсрочки от военной службы, выбора альтернативной гражданской службы;

Различать: способы выдвижения кандидатов на выборах; виды судопроизводства; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Осуществлять поиск, первичный анализ и использование правовой информации; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

Анализировать нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

Выбирать соответствующие закону формы поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определять способы реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

Формулировать, аргументировать и излагать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

Решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

    Календарно-тематическое планирование

Всего часов – 34, 1 час в неделю.

Зачетов - 4

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Тема 1. Что такое право.

5

Что такое правовая норма. Система права.

Нормативный правовой акт. Система законодательства.

Как найти нужный закон.

Что такое правоотношение.

Что такое правонарушение. Юридическая ответственность.

Тема 2. Государство.

2

Государство: понятие и основные признаки.

Правовое государство и гражданское общество. Зачет



Просмотров