Законно ли Заксобрание ограничило права губернатора Сипягина? Законодательное собрание владимирской области.

28 сентября новая коалиция в Законодательном Собрании из депутатов «Единой России», «Справедливой России» и КПСС одобрила законопроекты, . Если документы в ближайшее время подпишет еще действующая глава региона Светлана Орлова, то ее сменщик не сможет без одобрения ЗС назначать своих заместителей.

К самой процедуре принятия решения было множество вопросов. В этой статье мы не будем обсуждать суть инициативы, а пройдемся лишь по техническим моментам, которые прописаны в областных законах.

ЧТО ИЗВЕСТНО?

По словам спикера Заксобрания Владимира Киселева и его коллег, а также с самого заседания известно следующее:

  1. Киселев исполняет обязанности председателя ЗС до избрания нового спикера;
  2. Спорный законопроект разработали депутаты Роман Кавинов, Дмитрий Рожков и Александр Цыганский;
  3. Законопроект был внесен предположительно в прошлую среду, за пару дней до ЗС;
  4. Поскольку комитеты ЗС еще не сформированы, на них документ не обсуждался. При этом Владимир Киселев заверил: «Никакого нарушения регламента и действующего законодательства нет» ;
  5. За законопроект голосовали дважды. В первый раз инициатива не прошла, пришлось переголосовывать;
  6. При принятии решения учли голоса отсутствующих депутатов – Алексея Говырина и Владимира Лебедева.

Начнем с конца. Что касается заочного голосования, то оно прописано в регламенте Законодательного Собрания Владимирской области , утвержденном постановлением ЗС от 29 июля 2009 года №180. Согласно статьи 4 закона Владимирской области от 7 мая 2002 года №38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области» , «Законодательное Собрание по вопросам своего ведения принимает законы и постановления» .

Так вот статья 68 регламента ЗС гласит, что депутат, который по уважительной причине не может участвовать в заседании парламента, вправе проголосовать в письменном виде по вопросам повестки дня, в том числе по дополнительным вопросам:

«Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. В случае невозможности присутствия депутата на заседании Законодательного Собрания по уважительной причине (болезнь, служебная командировка, смерть близких родственников и другие – по согласованию с председателем Законодательного Собрания) он вправе после ознакомления с внесенными на рассмотрение Законодательного Собрания проектами правовых актов выразить свое мнение и проголосовать в письменном заявлении по каждому проекту правового акта (в том числе по проектам правовых актов, внесенных в повестку дня заседания Законодательного Собрания в день проведения заседания Законодательного Собрания).

Письменное заявление подается на имя председателя Законодательного Собрания. Председатель Законодательного Собрания оглашает содержание поступившего письменного заявления после проведения голосования по данному вопросу повестки дня заседания Законодательного Собрания. Голос письменно проголосовавшего депутата Законодательного Собрания учитывается при определении результатов голосования. Письменное заявление приобщается к протоколу заседания Законодательного Собрания».

«Если при определении результатов голосования выявятся технические или процедурные ошибки при голосовании, то по решению Законодательного Собрания, принимаемому большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, должно быть проведено повторное голосование по данному вопросу».

Владимир Киселев сообщил журналистам, что при первом голосовании депутат-единоросс «просто забыл нажать на кнопку» . Можно ли это считать технической или процедурной ошибкой, неизвестно. В любом случае, нардеп от партии власти может сказать что угодно, и доказать неправильность переголосования практически невозможно.

ПОЗИЦИЯ КОМИТЕТОВ

Тот факт, что законопроект не обсуждался на комитетах, которые новый созыв просто не успел сформировать, также не мешает его принятию. Статья 81 регламента действительно устанавливает, что документы, как правило, направляются в ответственный комитет, но не всегда:

«Проекты законов, постановлений, внесенные в Законодательное Собрание и зарегистрированные в организационном управлении, в течение двух рабочих дней, если иное не установлено законами или настоящим Регламентом, направляются председателем Законодательного Собрания в комитет в соответствии с предметами его ведения (далее – ответственный комитет) и управление по правовому обеспечению. Ответственный комитет рассматривает их в установленные Регламентом сроки и вносит на очередное заседание Законодательного Собрания.

В отдельных случаях Законодательное Собрание может принять решение о включении в повестку дня заседания проектов правовых актов, не рассмотренных комитетом (комитетами)».

СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА

Результаты выборов в Заксобрание избирательная комиссия Владимирской области утвердила постановлением 21 сентября . Тогда же все победители в одномандатных округах – коими являются авторы законопроекта Роман Кавинов, Дмитрий Рожков и Александр Цыганский – официально стали депутатами. А вот законопроект они внесли предположительно 26 сентября, и в этом имеется загвоздка.

Дело в том, что, согласно все той же статье 81 регламента ЗС, законопроекты, которые вносятся более чем за две недели на очередной сессии не рассматриваются. Хотя есть оговорка:

«Проекты законов, постановлений, внесенные в Законодательное Собрание менее чем за пятнадцать календарных дней до очередного заседания Законодательного Собрания, на данном заседании не рассматриваются, если иное не установлено законами. В исключительных случаях проекты законов, постановлений, внесенные позднее указанного срока, могут быть рассмотрены на очередном заседании Законодательного Собрания по решению председателя Законодательного Собрания».


Владимир Киселев

ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ

И вот мы подошли к основному моменту, по которому возможно оспорить утверждение законопроекта об ограничении прав губернатора Сипягина. Дело в том, что председатель Законодательного Собрания избирается на первом заседании и утрачивает свои полномочия со дня признания выборов ЗС нового созыва состоявшимися. Об этом гласит статья 10 закона №38-ОЗ от 7 мая 2002 года «О Законодательном Собрании Владимирской области».

«Работу Законодательного Собрания организует его председатель. Председатель избирается на заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Законодательного Собрания. Полномочия председателя Законодательного Собрания как руководителя органа государственной власти прекращаются со дня признания выборов Законодательного Собрания нового созыва состоявшимися, а как руководителя государственного учреждения – с момента избрания председателя Законодательного Собрания нового созыва».

Важно понять смысл этой формулировки. Депутаты ЗС прошлого созыва сохраняют полномочия вплоть до утверждения результатов новых выборов. Владимир Киселев также являлся депутатом шестого созыва и, как и его коллеги, утратил законодательные полномочия 21 сентября, с принятием постановления избиркома. Однако он продолжил исполнять обязанности руководителя госучреждения, юридического лица.

Что такое Заксобрание как госучреждение и какие функции выполняет его руководитель, прописано в статье 24 указанного закона:

«1. Законодательное Собрание – государственное учреждение состоит:

а) из органа государственной власти (депутатского корпуса), деятельность которого регулируется главой II настоящего Закона [законодательного органа власти – прим. ред.];

б) аппарата Законодательного Собрания, состоящего из лиц, являющихся государственными служащими, деятельность которых осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством, Регламентом Законодательного Собрания, постановлениями Законодательного Собрания и распоряжениями председателя Законодательного Собрания.

2. Председатель Законодательного Собрания:

а) осуществляет общее руководство работой аппарата, назначает и освобождает от должности работников аппарата Законодательного Собрания в соответствии с законодательством;

б) поощряет и налагает в соответствии с законодательством дисциплинарные взыскания на работников аппарата;

в) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания;

г) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение заседаний, работу комитетов, комиссий и депутатов Законодательного Собрания, содержание аппарата, и по другим расходам, связанным с деятельностью Законодательного Собрания;

д) привлекает для работы по отдельным проблемам специалистов на договорной основе, в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов;

е) от имени Законодательного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суд.

Полномочия, предусмотренные подпунктами а – д настоящего пункта осуществляются председателем Законодательного Собрания до дня вступления в должность вновь избранного председателя Законодательного Собрания».

ВЫВОД

Таким образом, если следовать букве закона, документ об ограничении прав избранного губернатора Владимира Сипягина, не должен был рассматриваться на заседании Заксобрания 28 сентября, поскольку был внесен позднее, чем за 15 дней до сессии, а председатель ЗС как глава законодательного органа власти еще не был избран. Спикер прошлого созыва утратил свои полномочия 21 сентября с утверждением результатов выборов в областной парламент и осуществлял лишь административные функции руководства юридическим лицом, без права законодательной инициативы.

Поэтому, по нашему мнению, спорный законопроект никак не мог быть законно внесен в повестку заседания ЗС 28 сентября – ни депутатами, ни комитетом, ни председателем. Соответственно, и голосование по нему может быть отменено.

Родился 3 августа 1958 года в городе Владимире. Гражданин Российской Федерации. Проживает в городе Владимире.

Образование высшее. Окончил Владимирский политехнический институт по специальности «Инженер-конструктор-технолог радиоаппаратуры».

Трудовую деятельность начал в 1975 году на заводе «Электроприбор». С 1976 по 1978 год проходил срочную службу в воздушно-десантных войсках.

С 1982 года работал на выборных должностях в партийных структурах от секретаря комитета комсомола до заведующего организационным отделом райкома партии, в том числе с 1984 по 1987 годы был первым секретарём Владимирского горкома ВЛКСМ.

С 1989 по 2002 год возглавлял различные предприятия и организации во Владимирской области.

В 2002 году назначен первым заместителем главы города Владимира (курировал вопросы экономики, промышленности, ГО и ЧС). Работал заместителем председателя Владимирского городского Совета народных депутатов, председателем правления Владимирского городского ипотечного фонда.

С 2005 года - первый заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области. В марте 2009 года, октябре 2013 года и сентябре 2018 года избран председателем Законодательного Собрания.

Депутат Законодательного Собрания Владимирской области четвёртого, пятого, шестого и седьмого созывов, работающий на профессиональной постоянной основе.
В Законодательное Собрание Владимирской области седьмого созыва выдвинут Владимирским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия».

В октябре 2018 года назначен руководителем регионального отделения «Единой России».

Член Президиума Совета законодателей Российской Федерации, председатель Комиссии Совета законодателей Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и инвестициям.

В 2013 году за активную законотворческую деятельность, заслуги в укреплении законности, защите прав и интересов граждан и многолетнюю добросовестную работу награжден Орденом Дружбы.

Женат, многодетный отец.

1. Московская городская Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы.

2. Московская городская Дума обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.

3. Численный состав Московской городской Думы — 35 депутатов. Московская городская Дума избирается сроком на пять лет.

Статья 34. Депутаты Московской городской Думы

1. Депутаты Московской городской Думы избираются жителями города Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Депутатом Московской городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года и обладающий избирательным правом.

3. Порядок выборов депутатов Московской городской Думы устанавливается законом города Москвы.

4. Московская городская Дума является правомочной, если в ее состав избрано не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Московская городская Дума нового созыва собирается на свое первое заседание по праву на тридцатый день после дня избрания не менее двух третей депутатов от установленного численного состава Московской городской Думы. Первое заседание Московской городской Думы может быть созвано и ранее указанного срока в соответствии с указом Мэра Москвы. Открывает первое заседание старейший по возрасту депутат. Полномочия депутатов Московской городской Думы предыдущего созыва прекращаются с момента открытия первого заседания Московской городской Думы нового созыва.

5. Если при проведении выборов избрано менее 2/3 установленного числа депутатов Московской городской Думы нового созыва, прекращенными считаются полномочия депутатов прежнего созыва в округах, в которых избраны депутаты нового созыва Московской городской Думы.

6. При вступлении в должность депутат Московской городской Думы приносит присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий депутата Московской городской Думы соблюдать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Устав города Москвы и законы города Москвы, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, служить процветанию города и благополучию его жителей.».

7. Депутат Московской городской Думы работает на постоянной основе и обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законами города Москвы.

8. Депутат Московской городской Думы имеет право на внесение депутатского запроса. Порядок внесения и рассмотрения депутатского запроса устанавливается законом города Москвы.

9. Депутат Московской городской Думы вправе добровольно сложить свои полномочия.

10. Гарантии депутатской деятельности и статус депутата Московской городской Думы устанавливаются законом города Москвы в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 35. Полномочия Московской городской Думы

1. Московская городская Дума:

1) принимает Устав города Москвы;

2) принимает законы города Москвы в пределах полномочий города Москвы;

3) принимает постановления Московской городской Думы;

4) избирает Председателя Московской городской Думы и его заместителей и освобождает их от должности;

5) устанавливает и изменяет структуру Московской городской Думы; образовывает и упраздняет депутатские комиссии и рабочие группы Московской городской Думы; утверждает положение об Аппарате Московской городской Думы; назначает руководителя Аппарата Московской городской Думы и освобождает его от должности;

6) осуществляет контроль за исполнением законов города Москвы;

7) осуществляет право законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

8) избирает представителя от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы;

9) направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации;

10) выражает в порядке, установленном законом города Москвы, согласие на назначение Прокурора города Москвы;

11) назначает Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты Москвы и освобождает их от должности;

12) назначает по представлению Мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы;

13) назначает дату выборов депутатов Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы;

14) принимает решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации полномочиями Мэра Москвы;

14.1) заслушивает ежегодные отчеты Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой;

15) участвует в формировании избирательных комиссий в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

16) выражает недоверие Мэру Москвы и должностным лицам, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Уставом;

17) устанавливает порядок назначения и проведения референдума города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

18) назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в городе Москве в порядке, установленном законом города Москвы;

19) назначает мировых судей города Москвы в порядке, установленном законами города Москвы;

20) заключает соглашения с органами законодательной (представительной) власти других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;

21) утверждает договоры и соглашения города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы;

22) решает иные вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими правовыми актами Российской Федерации, законами города Москвы к ее ведению.

2. Московская городская Дума самостоятельно решает вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности.

3. Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры работы Московской городской Думы устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.

4. Московская городская Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях. Заседания Московской городской Думы проводятся открыто. В предусмотренных Регламентом Московской городской Думы случаях могут проводиться закрытые заседания.

Статья 36. Принятие Московской городской Думой законов, постановлений и иных актов

1. Право законодательной инициативы принадлежит депутатам, комиссиям Московской городской Думы и фракциям в Московской городской Думе, Мэру Москвы, Прокурору города Москвы, представителю от Московской городской Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным органам местного самоуправления, а также гражданам, реализующим право гражданской законодательной инициативы в порядке, установленном законом города Москвы. Право законодательной инициативы в Московской городской Думе принадлежит также Председателю Московского городского суда, Председателю Арбитражного суда города Москвы, Уставному суду города Москвы, Уполномоченному по правам человека в городе Москве по вопросам их ведения.

2. Проекты законов города Москвы по вопросам управления и распоряжения собственностью города Москвы, о введении либо об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств города Москвы, другие проекты законов города Москвы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета города Москвы, а в случаях, предусмотренных законом города Москвы, проекты постановлений Московской городской Думы рассматриваются Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Московскую городскую Думу в тридцатидневный срок со дня получения Мэром Москвы проекта закона города Москвы, проекта постановления Московской городской Думы соответственно.

3. Законодательная инициатива реализуется внесением в Московскую городскую Думу проектов закона города Москвы, постановления Московской городской Думы.

4. Московская городская Дума правомочна принимать законы города Москвы, постановления Московской городской Думы, заявления, обращения, документы по организации работы Московской городской Думы, если число депутатов, присутствующих (зарегистрированных) на заседании Московской городской Думы, составляет не менее половины от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

5. Устав принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Московской городской Думы.

6. Законы города Москвы принимаются большинством голосов от установленного численного состава депутатов Московской городской Думы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Постановления Московской городской Думы принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

7. Законами города Москвы регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами города Москвы к ведению города Москвы. Постановлениями Московской городской Думы оформляются решения организационно-распорядительного характера по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

8. Законы города Москвы подписываются Мэром Москвы, а постановления Московской городской Думы — Председателем Московской городской Думы в порядке, установленном законом города Москвы. Законы города Москвы, принятые Московской городской Думой, направляются для подписания и обнародования Мэру Москвы в четырнадцатидневный срок. Мэр Москвы подписывает и обнародует принятые Московской городской Думой законы города Москвы в четырнадцатидневный срок.

9. Документы, не являющиеся законами города Москвы или постановлениями Московской городской Думы, принимаются в соответствии с Регламентом Московской городской Думы.

10. Порядок и условия принятия Московской городской Думой процедурных решений устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.

Статья 37. Председатель Московской городской Думы и его заместители

1. Московская городская Дума избирает из числа депутатов тайным голосованием Председателя Московской городской Думы и его заместителей. Срок полномочий и порядок избрания Председателя Московской городской Думы и его заместителей устанавливаются Регламентом Московской городской Думы.

2. Председатель Московской городской Думы:

1) отвечает за подготовку заседаний Московской городской Думы;

2) ведет заседания Московской городской Думы, осуществляя предусмотренные Регламентом Московской городской Думы полномочия председательствующего;

3) созывает внеочередные заседания Московской городской Думы;

4) подписывает постановления, заявления, обращения и другие документы Московской городской Думы;

5) выполняет представительские функции;

6) выполняет иные функции в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

3. В отсутствие Председателя Московской городской Думы его функции выполняет один из заместителей Председателя Московской городской Думы в соответствии с порядком, установленным Регламентом Московской городской Думы. По поручению Московской городской Думы или ее Председателя заместители Председателя Московской городской Думы могут выполнять иные функции.

Статья 38. Осуществление Московской городской Думой контрольных функций

1. Московская городская Дума осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов города Москвы и постановлений Московской городской Думы, исполнением бюджета города Москвы, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города Москвы.

2. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, иные организации, должностные лица обязаны в месячный срок по обращению Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции Московской городской Думы предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к ведению Московской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства незамедлительно принимать меры для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности.

Статья 39. Порядок досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы

1. Полномочия Московской городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:

1) принятия Московской городской Думой решения о самороспуске в порядке, предусмотренном законодательством города Москвы;

2) роспуска Московской городской Думы Мэром Москвы по основаниям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, а также иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством;

3) вступления в силу решения Московского городского суда о неправомочности данного состава депутатов Московской городской Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) роспуска Московской городской Думы Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

2. Мэр Москвы вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы в случае принятия Московской городской Думой закона города Москвы, постановления Московской городской Думы, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Московская городская Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

3. В случае досрочного прекращения полномочий Московской городской Думы в соответствии с настоящим Уставом и законом города Москвы назначаются внеочередные выборы в Московскую городскую Думу. Указанные выборы проводятся через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий Московской городской Думы.

  • Глава 1. (Статьи 1—10 )
    • Статья 1.
    • Статья 2.
    • Статья 3.
    • Статья 4.
    • Статья 5.
    • Статья 6.
    • Статья 7.
    • Статья 8.
    • Статья 9.
    • Статья 10.
  • Глава 2. (Статьи 11—13 )
    • Статья 11.
    • Статья 12.
    • Статья 13.
  • Глава 3. (Статьи 14—19 )
    • Статья 14.
    • Статья 15.
    • Статья 16.
    • Статья 17.
    • Статья 18. Исключена
    • Статья 19.
  • Глава 4. (Статьи 20—27 )
    • Статья 20.
    • Статья 21.
    • Статья 22.
    • Статья 23.
    • Статья 24.
    • Статья 25.
    • Статьи 26 — 27. Исключены
  • Глава 5. (Статьи 28—32 )
    • Статья 28.
    • Статья 29.
    • Статья 30.
    • Статья 31.
    • Статья 32. Исключена
  • Глава 6. (Статьи 33—39 )
    • Статья 33.
    • Статья 34.
    • Статья 35.
    • Статья 36.
    • Статья 37.
    • Статья 38.
    • Статья 39.
  • Глава 7. (Статьи 40—49 )
    • Статья 40.
    • Статья 41.
    • Статья 42.
    • Статья 43.
    • Статья 44.
    • Статья 45.
    • Статья 46.
    • Статья 47.
    • Статья 48.
    • Статья 49.
  • Глава 8.


Просмотров