Теория государства и права. Курс лекций

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Право в системе социально-нормативного регулирования


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Социально-нормативное регулирование – целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочивания. Существуют 5 основных регуляторов: право, мораль, религиозные нормы, корпоративные нормы, обычаи.

Мораль создается обществом и подкреплено общественным осуждением.

Религиозные нормы создаются какой-либо концессией, распространяется на членов, приверженцев этой организации, подкрепляются, как правило, обещанием благополучия и неблагополучия в будущем.

Обычаи создаются обществом и подкрепляются мерами общественного принуждения.

Корпоративные нормы создаются конкретной организацией, распространяются на членов этой организации и подкрепляются мерами корпоративного принуждения. Например, дресскод.

Право создается государством, распространяется на всех членов общества и подкреплено мерами государственного принуждения.

В системе социально-нормативного регулирования государственно-организованного общества право занимает центральное место и играет определяющую роль, т.к.:

  • 1. Право в отличие от других социальных норм представляет собой единую в масштабах страны систему норм. Наличие единой в стране системы правовых норм позволяет единообразно регулировать наиболее важные общественные отношения и создавать в обществе единый порядок. Тогда как мораль, обычаи и корпоративные нормы не способны создать единого порядка, поскольку в обществе не существует единой системы норм морали, единой системы обычаев, единой системы корпоративных норм.
  • 2. Право является системой общеобязательных норм. Это дает возможность в обязательном порядке урегулировать определенные общественные отношения соответствующим образом и подчинить всех единому порядку. При помощи других социальных норм ничего подобного добиться нельзя: в обществе наряду с общепринятыми нормами морали действуют и такие, которые распространяются только на опр.слои общества (классы, сословия, соц.группы); обычаи в современном обществе тоже не являются обязательными для всех правилами поведения; действие корпоративных норм распространяется только на членов соответствующих организаций.
  • 3. Право устанавливается или санкционируется государством. Вследствие этого право способно оперативно реагировать на изменения, происходящие в общественной жизни. В этом плане с правом м. соперничать только корпоративные нормы, которые тоже достаточно легко изменяются или отменяются. Нормы морали и обычаев не способны оперативно реагировать на изменения в общественной жизни, поскольку изменяются постепенно и очень медленно (особенно обычаи).
  • 4. Право обеспечивается государством, которое обладает целой системой средств, позволяющих добиться неукоснительного выполнения того, что предписано правовыми нормами. Ни мораль, ни обычаи, ни корпоративные нормы государством в целом не обеспечиваются. Государство может брать под свою защиту только отдельные нормы морали, отдельные обычаи, отдельные корпоративные нормы.
  • 5. Нормы права в подавляющем большинстве закрепляются в письменных источниках и приобретают формальную определенность. Это придает четкость, строгость и информированность регулированию общественных отношений. Мораль и обычаи формальной определенностью не обладают, в связи, с чем эти нормы действуют зачастую как общие принципы поведения.

Социальное нормирование, т. е. процесс разработки и применения социаль­ных норм, нормативов и социальных стандартов, играет все возрастающую роль в реализации задач активной социальной политики государства.

На осно­ве данного метода достигается пропорциональность и сбалансированность вос­производственного процесса, особенно рабочей силы, устанавливается приори­тетность социальных факторов экономического роста в стране.

Социальные нормы, нормативы и стандарты, действуя в соответствующем хозяйственном периоде, отражают конкретные соотношения отдельных видов труда и потребления, дополняют информационную базу социальной политики государства, поскольку характеризуют объемы и структуру ресурсов социаль­ного развития, определяют уровень потребления населением материальных благ и услуг социального назначения.

Научно обоснованное социальное нормирование представляет собой про­цесс установления государственной меры затрат живого и овеществленного труда на производство единицы продукции, работ или услуг, удовлетворяю­щих общественные и личные социальные потребности. Одновременно это про­цесс установления государственной меры потребления различных видов мате­риальных благ и услуг социального назначения по конкретным слоям и соци­ально-демографическим группам населения страны и регионов, включая от­дельных граждан и членов их семей. Это механизм обеспечения принципа со­циальной справедливости и равенства возможностей каждого в получении ми­нимума социальных благ и услуг.

Наконец, социальное нормирование - это мощный рычаг повышения эф­фективности и интенсификации рыночных преобразований в экономике, спо­соб решения задач в области социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, особенно его малоимущих и малообеспеченных слоев и социально-демографических групп, подъема общего уровня благосо­стояния в стране.

Понятия и виды социальных норм и нормативов.

Очень сложен в теоретическом плане вопрос о разграничении понятий «со­циальная норма», «социальный норматив», «социальный стандарт».

Социальная норма - законодательно утверждаемый показатель макси­мально допустимого расхода ресурсов на производство и потребление единицы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, удовлетворяющих общественные или личные потребности социального характера установленного качества.

Социальный норматив - более общее понятие, не относящееся к конкрет­ному субъекту (отдельному гражданину, семье, социально-демографической группе) нормирования. Социальный норматив устанавливается либо в процен­тах, либо в стоимостном выражении.

Социальный стандарт - устанавливаемая мера потребления гражданами соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. Нормируются продукты питания, предметы потребления, лекарст­ва, социальные услуги и т. д.

Цель создания единой государственной системы социального нормирова­ния - установить на всей территории РФ единые условия социального развития, социальной поддержки и социальной защиты населения, т.е. единые условия реализации социальной политики государства.

Основная масса социальных норм и нормативов, действующих ныне в экономике РФ, связана с регулированием важнейших областей жизнедеятельнос­ти населения. К ним относятся сферы:

· труда, трудовых отношений и охраны труда;

· занятости населения;

· формирования и развития трудового и кадрового потенциала;

· пенсионного обеспечения;

· стипендиального обеспечения;

· социальной поддержки и социальной защиты граждан.

· В сфере труда, трудовых отношений и охраны труда действуют:

· гарантируемый минимальный размер оплаты труда;

· тарифные сетки по оплате труда;

· стандарты безопасности труда, нормы и правила по охране труда, гигие­нические нормативы, санитарные нормы и правила, перечни произ­водств, работ, профессий и должностей с вредными и опасными услови­ями труда;

· льготы, получаемые работниками в связи с вредными и опасными усло­виями труда;

· продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,

· ежегодный отпуск. В сфере занятости населения предусмотрены:

· защита от безработицы (пособия по безработице, стипендии на период учебы, компенсации работникам при переводе их на другую работу);

· государственная помощь в поддержании, реконструкции и создании ра­бочих мест;

· организация общественных работ.

· В сфере формирования и развития трудового и кадрового потенциала стра­ны введены:

· государственные профессиональные стандарты, соответствующие меж­дународным требованиям, для аттестации персонала;

· общероссийская система подготовки и переподготовки кадров, дополни­тельное профессиональное образование.

В сфере социального обеспечения объектами социального нормирования выступают размеры и виды пенсий (пенсии по старости, инвалидности, по слу­чаю потери кормильца, за выслугу лет, в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на Крайнем Севере, социальные пенсии, льготные пенсии).

В сфере стипендиального обеспечения студентов государственных и муни­ципальных высших учебных заведений среднего специального и начального профессионального образования, подготовки докторантов и аспирантов норми­рованы минимальные размеры стипендий конкретных категорий обучающих­ся, а также минимально допустимые размеры стипендиальных фондов соответ­ствующих учебных заведений.

В сфере социальной поддержки и социальной защиты граждан законом ус­тановлены:

· социальные выплаты и пособия малоимущим, инвалидам, пожилым гражданам, участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам, семьям военнослужащих, погибших в вооруженных кон­фликтах, и иным лицам;

· государственные пособия гражданам по безработице, в связи с рождением и воспитанием детей, несчастным случаем на производстве и профессио­нальным заболеванием, по временной нетрудоспособности, беженцам и вынужденным переселенцам, уволенным с военной службы, на санаторно-курортное лечение, оздоровление детей, на погребение и в иных случаях;

· нормы и нормативы бесплатного или за доступную плату предоставле­ния жилья (субсидии на строительство жилья) малоимущим, уволен­ным с военной службы и иным лицам;

· льготы и субсидии по оплате: жилищно-коммунальных услуг; за пользо­вание телефоном и радиоточкой; за проезд на транспорте;

· нормы и нормативы предоставления бесплатного питания учащимся об­щеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений из многодетных семей;

· бесплатная медицинская помощь в государственных, муниципальных и других учреждениях;

· бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное об­разование в государственных, муниципальных и других образователь­ных учреждениях;

· государственная поддержка развития культуры;

· социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей-сирот.

Социальные нормы и нормативы, а в последнее время и государственные ми­нимальные социальные стандарты (ГМСС) определяют систему типичных требо­ваний, предъявляемых социальными объектами друг к другу в ходе их взаимо­действия, регламентируют значения важнейших социальных показателей.

В связи с многообразием разного рода социальных норм и нормативов их можно классифицировать по ряду признаков.

По времени действия они подразделяются на:

· временные, т. е. устанавливаемые на определенный период времени;

· длительные или стабильные, действующие весь период хозяйствования;

· опытные, создаваемые опытным путем, когда нет аналогов или фактиче­ски невозможно жесткое научно обоснованное нормирование.

· материальных ресурсов;

· финансовых ресурсов;

· ресурсов природы (воды, рекреационных ресурсов и т. д.).

По отраслевому признаку выделяются нормы и нормативы: »

· здравоохранения;

· просвещения;

· строительства (строительные нормы и положения СНиПы) и т. д.

По своему статусу социальные нормы и нормативы делятся на:

· государственные, устанавливаемые в виде социальных гарантий, предус­мотренных в законодательном порядке (размеры пенсий, пособий и т. д.);

· ведомственные расчетного характера.

Некоторое представление о размерах действующих в нашей стране соци­альных норм и нормативов дают данные табл. 3.

В законодательном порядке определена номенклатура бесплатных и льготных (частично оплачиваемых населением) социальных услуг, оказываемых учрежде­ниями образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и жилищно-коммунальной сферы, а также установлены типы и виды учреждений и организаций, занимающихся оказанием этих услуг. Кроме того, российским за­конодательством введены отдельные нормативы финансирования образования, просвещения, здравоохранения и культуры. Например, в ст. 40 п. 1 федерально­го закона «Об образовании» указан норматив ежегодного выделения финансовых ресурсов на нужды образования - не менее 10% национального дохода страны. При этом доля расходов на финансирование высшего профессионального образо­вания не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета.

Табл.12. Нормы и нормативы сферы обслуживания населения

Единица измерения Города и райпосел. Сельск.местн. Нормативный источник
1 2 3 4 5
Жилой фонд (до 2000 г.) м2 общей площади на 1 чел. 17,6 17,6 Жилищный кодекс РСФСР
Водоснабжение литр на чел. в сутки 410 145 СНиП п. 31-74 « Водоснабжение »
Канализация % отведе­ния 88 88 СНиП п. 31-74 « Канализация »
Газоснабжение сетевой газ, м3 на чел. в год 100 - при наличии центрального водоснабжения 200 - при горячем водоснабжении от газовых водонагревателей 145 - при отсутствии источников газоснабжения 165 - в сельской местности
Гостиницы и дома отдыха для приезжих мест на 1000 жителей 3-6 СНиП п. 60-75 п. Т. 9 табл. 60
Пассажирский транспорт метров путей на км2 1500-2000 СНиП п. 60-75
Прачечные (производственные мощности) кг сухого белья в смену на 1000 жителей 120 40 Временные указания по составлению перспективных планов развития предприятий обслуживания населения
Бани (единовременная вместимость) мест на 1000 жителей 2 7 Гос. комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое М.: Стройиздат, 1997
Предприятия бытового обслуживания населения раб. мест на 1000 жителей 8 4 СНиП п. 60-75 П. 6.24
Детские дошкольные учреждения: ясельные 1) младшая: 8 мес.-1 год 2) средняя: 1-2 года 3) старшая: 2-3 года детей на 1000 15 20 20 15 20 20
Дошкольные группы: 1) младшая: 3-4 года 2) средняя: 4-5 лет 3) старшая: 5-6 лет детей на 1000 25 25 25 25 25 25 СНиП п. 64-80 часть 11 гл. 64
Больницы мест на 1000 138,6 138,6 Утверждены коллегией Минздрава с 1983 по 1991 г.
Торговая сеть Магазины В том числе: продовольственные непродовольственные торговая площадь м2 на 1000, жителей 230 255 Приказ Минторга СССР Госгражданстроя
Общественное питание: при общеобразова­тельных школах при вузах и ссузах при ПТУ общедоступная сеть посадочных мест на 1000 жителей 250 250 Постановление Госплана СССР от 31.03.80 г. №63 Постановление Центросоюза от 26.08.83 г. Протокол № 2

Некоторые одобренные Правительством РФ социальные нормы и нормати­вы, в частности нормативы обеспеченности населения учреждениями культу­ры, разработаны для населенных пунктов, различных по численности жите­лей, с выделением центров субъектов РФ (республиканских, краевых, област­ных) и центров райгоробъединений, а также для разных районов города. Дей­ствующие в РФ социальные нормы и нормативы учитывают региональные осо­бенности: природно-климатические, расселенческие, демографические и др> Это происходит, например, при расчетах размеров и структуры МПБ в разрезе 16 территориальных зон РФ.

На основании принятых федеральных социальных норм и нормативов, а также социальных стандартов определяются потребности в текущих расходах на социальные цели из бюджетов соответствующих уровней.

Принципиально новые социальные нормативы развития здравоохранения легли в основу Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью. На основании соответствующих соци­альных норм определяются подушевые нормативы финансирования здравоо­хранения за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного меди­цинского страхования и других поступлений.

Существенно расширилась сфера использования социальных норм и норма­тивов в области социального страхования. До принятия Федерального закона о едином социальном налоге в стране действовала система страховых взносов, взимаемых в фонды социального назначения. Страховые взносы составляли 38,5% от размера начислений на фонд оплаты труда, в том числе в Фонд соци­ального страхования РФ - 5,4%; Пенсионный фонд РФ - 28; Государствен­ный фонд занятости населения РФ - 1,5; фонды обязательного медицинского страхования - 3,6%. Кроме того, в Пенсионный фонд РФ отчислялся 1% не­посредственно из заработной платы работников.

Поскольку без применения многоуровнего социального нормирования в ус­ловиях рыночных механизмов хозяйствования практически невозможно обос­новать размеры бюджетного финансирования процессов социального разви­тия, социальной поддержки и социальной защиты населения, то в настоящее время ведется активная работа в этой области не только на федеральном, но на региональном (субъекты РФ) и муниципальном уровнях.

Тем не менее в сфере формирования и использования социальных норм и нормативов на всех уровнях сохраняется ряд существенных недостатков.

1. Разработка качественно новой, адекватной рыночным условиям хо­зяйствования системы социального нормирования и механизмов ее реализа­ции в РФ носит четко выраженный конъюнктурный характер: слабо учиты­ваются сложность и быстрая изменчивость социальных процессов, протекающих в российском обществе, а также социальные последствия применения нормативов.

2. Отсутствует единая методологическая основа формирования отраслевых и региональных социальных норм и нормативов, нет механизма финансирова­ния их реализации.

3. Размеры социальных норм и нормативов постоянно пересматриваются, что приводит к дестабилизации деятельности подразделений социальной сфе­ры и заметным колебаниям в уровне потребления социальных благ и услуг.

4. Явно выражена тенденция расширения практики получения социаль­ных льгот различными категориями и социально-демографическими группа­ми населения РФ. Число социальных льгот и граждан, их получающих, суще­ственно превышает реальные возможности экономики страны.

5. Отсутствуют единая скоординированная по уровням хозяйственного ру­ководства организационная система управления социальным нормированием в РФ и система социальных гарантий гражданам страны, закрепленные Кон­ституцией РФ.

6. Не все сферы социального нормирования в РФ подкреплены соответству­ющей законодательной базой.

Государственные минимальные социальные стандарты

Как инструмент регулирования процессов социального развития, социаль­ной поддержки и социальной защиты населения в новых рыночных условиях государственные минимальные социальные стандарты вводятся в практику хозяйствования федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В настоящее время работа по созданию и принятию отдельных отраслевых систем социальной стандартизации проводится в рамках подготовки следую­щих федеральных законов РФ:

· «О государственном образовательном стандарте основного общего обра­зования »;

· «О государственном страховании по временной нетрудоспособности, ма­теринству и на случай смерти»;

· «О здравоохранении в Российской Федерации»;

· «Об общих принципах, критериях и условиях предоставления социаль­ных выплат и льгот, разграничении источников их финансирования»;

· «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и др.

Создание единой общенациональной системы социальной стандартизации выступает одним из важнейших условий укрепления местного самоуправле­ния и федерализма в нашей стране, средством роста управляемости социаль­ных процессов. Формируется качественно новый механизм государственной поддержки отраслей социальной сферы, позволяющий перейти от постатейного к подушевому финансированию расходов бюджетов всех уровней на соци­альные нужды.

ГМСС - устанавливаемый законом минимально необходимый объем соци­альных гарантий (выражаемый в нормах и нормативах социальной защиты) предоставления населению общественных социальных благ и услуг, финанси­руемых из бюджетов всех уровней и государственных фондов социального на­значения.

Систему ГМСС составляют:

· области и объекты социальной стандартизации;

· социальные нормы и нормативы, определяющие минимально необходи­мый уровень гарантий социальной защиты населения;

· технология разработки и изменения стандартов;

· научное, проектное и статистическое обеспечение разработки и реализации ГМСС;

· организационные структуры управления системой государственной со­циальной стандартизации, включающие органы исполнительной и представительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного само­управления.

Поскольку ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня, то их минимальный размер постоянно (примерно раз в пять лет) пересматривается в сторону увеличения по мере роста ресурсных возможностей экономики, на­правленных на социальное развитие, социальную поддержку и социальную за­щиту населения. В субъектах РФ и отдельных муниципальных образованиях могут быть установлены региональные и местные социальные стандарты, пре­вышающие уровень федеральных ГМСС. Средства на эти цели поступают не из федерального бюджета, а из других источников (от спонсоров, зарубежной гу­манитарной помощи и т. д.).

Исходя из конституционных прав и социальных гарантий ГМСС применя­ются в области доходов населения, социальной поддержки и социального об­служивания граждан, в сфере образования, здравоохранения, культуры, в жилищно-коммунальной сфере и юридической помощи гражданам. Эти объекты и сферы в свою очередь определяют систему приоритетов федерального (РФ), регионального (субъектов РФ) и муниципального финансирования социаль­ных процессов.

Конституцией РФ не гарантируется предоставление бесплатных и льгот­ных услуг туризма, физической культуры, санаторно-курортного обслужива­ния и организации досуга детей и подростков, поэтому эти виды услуг исклю­чаются из числа объектов ГМСС и предоставляются населению исключительно на платной основе.

Поскольку состояние охраны труда и техники безопасности обусловлено действием производственных факторов и зависит от качества техники и техно­логии производства, они также не входят в систему ГМСС, а соблюдение норм и нормативов охраны труда и техники безопасности осуществляется за счет собственных средств предприятий и организаций. В тех отраслях экономики, которые содержатся за счет ассигнований из соответствующих бюджетов, за­траты на эти цели включаются в общие нормативы финансового обеспечения ГМСС.

В систему ГМСС не входят также стандарты в области охраны окружающей среды, так как эта функция государственной деятельности не относится к сфе­ре социальной политики. В систему ГМСС не включаются и показатели возме­щения ущерба, нанесенного здоровью или имуществу граждан экономически­ми правонарушениями.

Становление системы ГМСС в нашей стране осуществляется на договорной основе, позволяющей согласовывать возможности и интересы личности, обще­ства и государства в лице органов федеральной, региональной и муниципаль­ной власти.

Сочетание этих возможностей и интересов достижимо только при соблюде­нии следующих основных принципов.

1. Доходы и расходы на социальные нужды закрепляются за бюджетами всех уровней в соответствии с разграничением полномочий органов власти и с учетом переноса бремени социальных расходов на соответствующие уров­ни.

2. Недопустимо строить систему ГМСС, ориентируясь лишь на критичес­кий уровень финансирования социальной сферы и необходимость финансовой поддержки малообеспеченных слоев граждан.

3. ГМСС и финансовые нормативы должны устанавливаться не менее чем на 5 лет, чтобы они определяли среднесрочные и долгосрочные направления государственной политики в социальной сфере.

4. Поэтапный переход к полному финансированию ГМСС по мере экономи­ческого роста и увеличения финансовых возможностей страны.

5. Ежеквартальная индексация в соответствии с ростом розничных цен на потребительские товары и тарифов на платные услуги величины нормативов бюджетной обеспеченности и реализации ГМСС.

6. Исключение какой-либо территориальной дифференциации ГМСС и нор­мативов финансового их обеспечения при предоставлении услуг образования, лечения и диагностики, социального обслуживания. Это касается и номенкла­туры бесплатных услуг.

7. Территориальная дифференциация основной части ГМСС с выделением однородных субъектов РФ по социально-экономическому развитию и природ-но-климатическим условиям.

8. Использование в финансовом обеспечении текущих затрат для каждого субъекта РФ коэффициентов, учитывающих кадровый и материальный потен­циал развития конкретных отраслей социальной сферы регионов, среднюю ве­личину ее учреждений и густоту их сети.

9. Введение региональных социальных стандартов, дифференцированных по отдельным категориям, функциональным типам поселений, типичным му­ниципальным образованиям.

10. Установление некоторых МГСС, дифференцированных по основным со­циально-демографическим группам населения регионов (трудоспособное насе­ление, пенсионеры, дети), например, прожиточного минимума.

Кроме того, должны неукоснительно выполняться такие принципы, как:

· общедоступность социальной защиты, бесплатность и частичная плат­ность услуг вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов, пола, возраста и места жительства;

· целевое, адресное и подушевое обеспечение ГМСС из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

· заявительность граждан при назначении им социальных выплат и госу­дарственных пособий;

· эффективность и экономность использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов при соблюдении ГМСС;

· транспарентность (прозрачность) бюджетного и внебюджетного финан­сирования реализации ГМСС;

· государственное регулирование тарифов на частично платные услуги;

· гласность, т. е. обязательное информирование населения через средства массовой информации о ГМСС, их разработке, утверждении, примене­нии и финансовом обеспечении, а также открытость для общества проце­дур рассмотрения и принятия решений при формировании и примене­нии системы ГМСС.

Набор ГМСС ограничивается наиболее важными, обобщающими долговременными показателями, к которым относятся:

· прожиточный минимум;

· минимальные доходы в виде минимального размера оплаты труда и др.;

· номенклатура, перечни и наборы бесплатных и льготных (частично платных) общедоступных услуг, оказываемых населению за счет финан­сирования из бюджетной системы РФ;

· контингенты населения, имеющие право на получение социальной помо­щи;

· стандарты необходимых требований и технологий предоставления соци­альных услуг;

· нормы обеспечения населения социальными услугами и соответствующими учреждениями;

· нормы кадрового, материально-технического и другого обеспечения учреждений социального обслуживания населения

Основные МГСС дополняются стандартами материально-технического обеспечения учреждений социальной сферы. К этим стандартам относятся, на-1ример, нормы площади помещений, технического оснащения, нормы питания, обслуживания, личного инвентаря в учреждениях социального обслуживания населения, здравоохранения, просвещения и т. п. При разработке таких стандартов учитывается специфика деятельности отраслей социальной сферы I специфика обслуживаемого контингента (школьники, студенты, пенсионе-1Ы и т. д.). Например, нормы наполняемости классов общеобразовательных школ, нормы наполняемости студенческих групп, число посадочных мест в вагонах поездов и т. д.

В последнее время особое значение приобретает включение в систему ГМСС эталонов) медицинских технологий, устанавливающих гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требований к результатам, качеству лечения и профилактике заболеваний. Причем только на базе этих стандартов может быть основана правовая защита пациен­тов. Практика таких стандартов уже получила широкое применение в зару-5ежных странах, например, медицинские протоколы в Германии.

Система ГМСС используется для расчетов нормативов бюджетного финансирования текущих расходов на социальные нужды:

· по отдельным видам услуг и в целом по отрасли - подушевые нормативы;

· по разным типам и видам учреждений социальной сферы.

В условиях становления экономики рыночного типа особое значение приоб­ретают нормативы, связанные с развитием и совершенствованием межбюджетных отношений, в частности, нормативы финансирования текущих затрат по отдельным отраслям социальной сферы и нормативы, связанные с созданием системы социальной защиты населения - показатели минимальной потребно­сти в бюджетных средствах в расчете на одного жителя страны, региона, муни­ципального образования. На их основе рассчитываются минимальные размеры доходов и расходов бюджетов всех уровней.

В соответствии со складывающейся в РФ системой бюджетного федерализ­ма, закрепленной в новом Бюджетном кодексе РФ, разрабатываемые стандарты (удельные капитальные вложения на строительство учреждений социаль­ной сферы) положены в основу определения текущих расходов бюджетов раз­личных уровней, за счет средств которых осуществляется строительство объек­тов социальной сферы. Текущие расходы будут финансироваться из бюджета текущих расходов, расходы на капитальное строительство - из бюджета раз­вития.

В последнее время в систему ГМСС в качестве социальных нормативов вхо­дят показатели долей ВВП или долей бюджетных расходов на финансирование образования, здравоохранения, культуры и т. д. Поэтому на основе МГСС мож­но определять реальную минимальную потребность региональных (субъектов РФ) и муниципальных (районных, городских) бюджетов в финансовых средст­вах на социальные нужды и перераспределять и закреплять доходы по уров­ням бюджетной системы (налоги, обязательные платежи и сборы, акцизы и т. д.). Такой подход позволяет перевести подавляющую часть региональных и муниципальных образований на самообеспечение и самообслуживание за счет расширения доходной базы бюджетов соответствующих уровней. А доходную базу бюджетов соответствующих уровней можно поднять только за счет реаль­ного развития производства, расширения налоговых поступлений в бюджет. Одновременно такой подход упорядочит движение межбюджетных финансовых потоков, будет способствовать росту уровня жизни населения, повышению потенциала и качества услуг социальной сферы.

Важнейшие социальные последствия создания и использования системы ГМСС прямо зависят от эффективности действий организационной структуры управления социальной стандартизацией, адекватной условиям хозяйствова­ния. Разработка и внедрение организационной системы управления ГМСС не требует дополнительных финансовых затрат, так как строится на базе уже дей­ствующих структур. К числу таких организационных структур управления от­носятся:

В области доходов, социальной поддержки и социального обслуживания - Министерство труда и социального развития РФ во взаимодействии с Го­сударственным фондом занятости населения РФ, Фондом социального страхования РФ, Пенсионным фондом РФ; финансовое обеспечение го­сударственных пособий беженцам и вынужденным переселенцам осуще­ствляется Федеральной миграционной службой;

· в области здравоохранения - Министерство здравоохранения РФ во вза­имодействии с Фондом обязательного медицинского страхования РФ;

· в области образования - Министерство образования РФ;

· в области культуры - Министерство культуры РФ;

· в жилищно-коммунальной сфере - Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике;

· в области юридической помощи гражданам - Министерство юстиции РФ.

Общие вопросы установления и применения ГМСС в РФ решает Минэконо­мики РФ, вопросы финансирования реализации ГМСС - Минэкономики РФ совместно с Минфином РФ. Ответственными за комплексное применение ГМСС в субъектах РФ выступают Министерство региональной политики РФ и Министерство национальной политики РФ.

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.

Понятие

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.

Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.

До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение

Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.

Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.

Классификация

Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.

Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера - это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.

Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.

Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства

Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: "Приведи примеры различных социальных норм правового государства", в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.

Регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений. Если вас просят: "Приведите примеры социальных норм такого типа", то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство. Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.

Общественные правила

Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто. Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.

Носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д. В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде. В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка "Гадкий утенок".

Примеры различных социальных норм

Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон. Некоторые подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность. За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.

Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях. Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.

Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.

Правила в семейных отношениях

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.

Если преподаватель просит: "Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье", ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи. Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей. Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.

Узаконенные социальные правила

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами. В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).

Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.

Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.

Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве - без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.

Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Примеры воздействия социальных норм на характер человека

Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.

Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.

Современные социальные нормы

С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.

Если вам говорят: "Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе", что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.

Литература: Wundt, Ethik, 3 изд. 1903, т. II, стр. 164-223; Вiеring, Juristische Principienlehre, т. I, 1894; Binding, Die Normen und ihre Uebertretung, 2 изд., т. I, 1890.

Где есть общество, там должны быть и правила общежития, или социальные нормы. Социальные нормы определяют поведение человека в обществе, а следовательно отношение человека к другим людям. Откуда исходят социальные нормы, с кᴏᴛᴏᴩыми индивид должен сообразовать ϲʙᴏе поведение? Можно ли предположить, что они вырабатываются каждым индивидом самостоятельно? Нельзя, конечно, отрицать, что отдельные сильные личности доходят до новых правил, кᴏᴛᴏᴩые потом могут сделаться правилами общего поведения. Но большинство воспринимает правила в готовом виде из окружающей среды. Даже передовые индивиды, прокладывая дорогу тому или иному правилу, во всех остальных отношениях следуют уже установленным нормам. Самый крупный моральный проповедник все же сын ϲʙᴏего времени и продукт ϲʙᴏей среды.

Нормы, определяющие поведение индивида в обществе, даются ему извне. Стоит заметить, что они исходят всегда от авторитета, кᴏᴛᴏᴩый приобретается в глазах подчиняющегося индивида благодаря власти, силе, уважению. Нужно помнить, такие правила поведения могут исходить от отца к детям, от хозяина к прислуге, от фабриканта к рабочим, от учителя к ученикам, от начальника к подчиненным, от корпорации к ее членам, от общественного кружка к отдельным лицам, его составляющим, от государственной власти к гражданам, от всего общества к отдельным его единицам.

Благодаря авторитету, от кᴏᴛᴏᴩого нормы исходят, они всегда звучат авторитетно, в форме повелений: "не убивай", "люби ближнего твоего", "будь вежлив в обращении ". Повелительная форма характерна для каждой нормы и отвечает ее действительной сущности. Социальная норма не есть ни суждение, ни совет, ни просьба, но всегда повеление. Мы можем себе представить суждение следующего рода: если купец будет обманывать ϲʙᴏих покупателей, то он подорвет ϲʙᴏю собственную торговлю. Мы можем представить себе совет отца при открытии сыном самостоятельной торговли: не обманывай покупателей, a то сам пострадаешь. Можно предположить просьбу, с кᴏᴛᴏᴩой обращается к купцу один из покупателей, принесший ϲʙᴏи сбережения для покупки дорогостоящей вещи: пожалей бедного человека и не обманывай. Но мы, вероятно, сейчас согласимся, что социальная норма звучит совсем не так: не обманывай, заявляет нравственная норма, не обманывай, вторит ей уголовный закон. И то, что отличает их заявление от предшествующих, - ϶ᴛᴏ повеление, содержащееся в их обращении.

Что же именно отличает повеление от просьбы, совета, суждения?

Это угроза, содержащаяся в обращении. Конечно, дело не в форме. Требование, выраженное в повелительной форме, превращается в просьбу, если у требующего нет средств настоять на ϲʙᴏем волеизъявлении. И, наоборот, просьба, сопровождаемая угрозой невыгодных последствий в случае неисполнения, не может ϲʙᴏей формой скрыть повелительного содержания. Всякое повеление крайне важно связывается с угрозой со стороны повелевающего по адресу тех, к кому оно обращено.

Отсюда следует, что всякая социальная норма обращена к существу, способному воспринять повеление и сообразовать с ним ϲʙᴏе поведение. Социальные нормы действуют в отношении существ, одаренных разумом и волей. Необходимо, ɥᴛᴏбы существо, воспринимающее норму поведения, могло оценить значение обращенной к нему угрозы и могло силой ϲʙᴏей воли направить ϲʙᴏи действия в сторону от угрожающих последствий.

Последнее положение подкрепляет выставленное ранее утверждение, что социальная норма определяет всегда поведение человека в отношении других людей. Ho, пo ϲʙᴏему строению, некᴏᴛᴏᴩые социальные нормы способны возбудить и, действительно, возбуждают представление, будто социальные нормы в состоянии определять отношения и иного рода.

Кроме отношения человека к человеку, мыслимы отношения человека: а) к самому себе, b) к Богу и с) к внешнему миру. Человек может относиться с большим или меньшим вниманием к состоянию ϲʙᴏего здоровья, может уважать себя или глубоко презирать, может высоко ставить ϲʙᴏи способности и нравственные качества или ценить их очень низко, - все ϶ᴛᴏ отношения, кᴏᴛᴏᴩые не могут быть определяемы социальными нормами. Устанавливаемые самим человеком, правила отношения к самому себе обязательны для него исключительно настолько, насколько ϶ᴛᴏ ему угодно. Стоит заметить, что он может не соблюдать их вовсе, нарушать когда угодно, изменять, как ему вздумается. Посторонняя сила не может установить подобных норм, потому что никто, кроме самого человека, не заинтересован в их соблюдении, и потому что никто не в состоянии наблюдать и настаивать на исполнении таких норм. Подобная независимость совершенно не согласуется с представлением об обязательности, какая присуща социальной норме.

В случае если встречаются иногда социальные нормы, кᴏᴛᴏᴩые с первого взгляда кажутся определяющими отношение человека к самому себе, то при ближайшем рассмотрении тотчас обнаружится ошибочность такого впечатления и за отношением человека к самому себе откроется отношение человека к другим людям. Пьянство, мотовство, праздность, противоестественные пороки, осуждаются, сознательно или бессознательно, со стороны интересов общества, кᴏᴛᴏᴩому грозило бы разрушение, если бы такие наклонности получили значительное распространение среди его членов. Важно заметить, что одобряя стремление человека к умственному и нравственному самоусовершенствованию, поощряя трудолюбие, эту буржуазную добродетель нового времени, сменившую прежнюю рыцарскую доблесть феодального строя, общество чувствует, если не сознает, выгоду для всех от такого поведения. Закон не определяет отношение человека к ϲʙᴏему здоровью, но он вмешивается в эту область, когда отношение человека к ϲʙᴏему здоровью соединяется с отношением к другим лицам, напр., в случае членовредительства с целью уклонения от воинской повинности*(170)

Так же мало способны социальные нормы определять отношение человека к Богу. Представление человека о Божестве и его атрибутах вызывает в нем сознание полной зависимости от Высшего Существа и стремление ϲʙᴏей верой и ϲʙᴏими делами заслужить его расположение. Мотивом, побуждающим к соблюдению должного отношения к Божеству, будет, помимо сознания ϲʙᴏей ничтожности, опасение возмездия со стороны Всемогущего Существа, ожидание благ в земной и особенно в загробной жизни. Отношение человека к Богу со стороны чисто внутренней, со стороны мыслей и чувств, обращенных к Богу, не может быть определяемо социальными нормами. В случае если бы общество взяло на себя определить уважение, любовь, страх человека в отношении к Божеству, оно сейчас же почувствовало бы ϲʙᴏе бессилие. Соблюдение религиозных норм, определяющих отношение человека к Высшему Существу со стороны лиц верующих, обеспечивается средствами несравненно более сильными, чем те, какими располагает общество. Никакие внешние способы воздействия не в состоянии проникнуть в глубину души и оказать там ϲʙᴏй эффект.

Мысль о возможности для общественной власти нормировать отношение человека к Богу, гарантировать последнего от оскорблений со стороны смертного, охранять его интересы - самая эта мысль не очень далека от кощунства.

Но дело в том, что религиозное представление не остается всецело на субъективной почве, а стремится перенестись на других. Человек не только сам верует, но хочет ɥᴛᴏбы и другие также веровали, и в ϶ᴛᴏм совместном веровании находит новый источник для ϲʙᴏего религиозного чувства. Совокупность людей, одинаково верующих, образует религиозное общество, кᴏᴛᴏᴩое, как и всякое общество, нуждается в правилах. На почве религиозного общения создаются нормы, кᴏᴛᴏᴩые определяют взаимные отношения верующих по поводу их верования. Это социально-религиозные нормы. Стоит заметить, что они или предполагаются исходящими от самого Божества или вырабатываются совокупностью верующих. Религиозные нормы социального характера имеют ϲʙᴏей целью определять не должное отношение человека к Богу, а должное отношение к другим верующим, предупреждая, ɥᴛᴏбы внешнее доказательство религиозных чувств одного не оскорбляло религиозных чувств других. В случае если известное общество, напр., в Америке, ᴏᴛʜᴏϲᴙсь с полной терпимостью к любому вероисповеданию, негодует при виде атеиста, то причина тому заключается в опасении, что рационалистическая критика идеи Бога способна вытравить в ком-либо из верующих дорогую ему веру. На той же почве стоит закон, карающий богохуление. С позиции отношения к Божеству, последнее будет одинаково оскорблено, произойдет ли богохуление мысленно или словесно, будет ли оно услышано другими или нет. Но для закона такое оскорбление имеет значение только тогда, когда оно воспринято верующими.

Наконец, не подлежит определению со стороны социальных норм и отношение человека к внешнему миру. Здесь сфера технических, а не социальных норм. Мыслима ли социальная норма, кᴏᴛᴏᴩая постановляла бы, что степень урожая должна ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать количеству затраченного труда? Но ϶ᴛᴏ и была бы именно норма, определяющая отношение человека к природе. Напротив, мы вполне можем представить себе норму, обязывающую земледельцев прилагать к обработке земли установленное количество труда, пользоваться известными орудиями, обеспечивающими большой урожай. В случае если мы допускаем возможность такой социальной нормы, так ϶ᴛᴏ потому, что содержание ее составляет отношение человека не к природе, а к другим людям. Представим себе норму, определяющую, что вода с участков, выше расположенных, должна стекать на участки ниже лежащие. В такой форме никто не признает в ϶ᴛᴏм положении социальной нормы. Но, если к ϶ᴛᴏму присоединить, что собственник участка, ниже лежащего, не должен оказывать препятствия ϲʙᴏбодному стоку воды с участка, выше расположенного, посредством стен, запруд и т.п., то мы тотчас узнаем норму права. Изменение состояло в том, что предметом определения сделалось не отношение человека к природе, а отношение человека к человеку. Собаки не должны бегать по улицам без намордника в таком виде норма непонятна, но она приобретает тотчас же смысл юридической нормы, как только мы прибавим: если ϶ᴛᴏ случится, то хозяин собаки подвергается денежному штрафу.

Между тем, не смотря на очевидность указанного положения, нередко высказывается мысль, будто правовые нормы могут иметь ϲʙᴏей целью определение отношений человека к внешнему миру. Так, напр., право собственности признают определением отношения человека к материальной вещи, составляющей предмет ϶ᴛᴏго права. Человек ставится как бы в непосредственное отношение к вещи, независимо от других людей, и ϶ᴛᴏ отношение называется правовым, т.е. социальным. Но при ϶ᴛᴏм упускается из виду, что сущность права собственности заключается не в отношении собственника к вещи, так как он может, по ϲʙᴏему усмотрению, лишить ϶ᴛᴏ отношение какого-либо содержания, оставив вещь без всякого пользования, а в отношении всех других лиц к собственнику.

Многие, если и соглашаются, что социальные нормы не могут вообще определять отношение человека к природе, то все же выделяют из последней одушевленные предметы и утверждают, что отношения человека к ним могут определяться нормами нравственности и права. Запрещение терзать, истязать животных рассматривается как охранение их физической неприкосновенности. За животными признают права. Но взгляд ϶ᴛᴏт следует признать совершенно неверным. Животные не члены человеческого общества, вырабатывающего себе правила общежития, не соучастники общественного сотрудничества в борьбе с природой. Социальные нормы, обращаемые к сознанию, не могут быть постигаемы животными, потому что их пониманию остаются чуждыми требования нравственного и правового порядка. В случае если человек должен относиться к животным с тем же уважением их физической неприкосновенности, как и к людям, чем же оправдать различие, допускаемое обществом в отношении к животным вредным, как волки, медведи, крысы, и к животным полезным, как лошади, собаки, кошки?

Как можно допускать охоту, как можно терпеть вивисекцию? Все ϶ᴛᴏ вполне объяснимо с позиции резкого разделения между обществом людей и внешним миром, куда ᴏᴛʜᴏϲᴙтся и все животные. В отношении к последним действуют только технические нормы. Насколько животный мир способен грозить интересам человека, общество не станет стесняться никакими средствами искоренения ϲʙᴏих врагов, ни в чем неповинных. Насколько человек нуждается для ϲʙᴏего благополучия в использовании сил животных, общество никогда не осудит его за эгоистичное отношение к животному миру.

В случае если нравственность и право запрещают бесцельные истязания животных, то в ϶ᴛᴏм выражается охрана интересов не животных, а общества. Нравственное чувство возмущается терзаниями животного, кᴏᴛᴏᴩые производятся над существом способным страдать, не ради каких-либо настоятельных интересов человека, а ради одного удовольствия мучить. Нравственное возмущение объясняется тем, что в таком бесцельном истязании выражается жестокость человека, опасная не только для животных, но и для других людей. Начиная с животного, человек легко может перенести ϲʙᴏе удовольствие мучить и на ϲʙᴏих ближних. Возможность терзать животных вызывает в человеке вновь, заглохшие было под влиянием общественности, дикие инстинкты и угрожает обществу теми опасностями, от кᴏᴛᴏᴩых оно в течение долгого времени обеспечивалось. Вот почему разумное правило педагогики запрещает ребенку обрывать мухам крылья, душить птиц, вешать кошек, давить мышей, попавших в клетку, к чему дети бывают от природы весьма склонны. Наблюдение над ожесточающим влиянием грубого обращения с животными, хотя бы и вызванного общеполезной целью, придает то ϲʙᴏеобразное значение, кᴏᴛᴏᴩое соединяется со словом "мясник".

В случае если нормы права признают силу завещательного распоряжения, кᴏᴛᴏᴩым в пользу попугая или собаки оставляется сумма, необходимая на их содержание, то и в ϶ᴛᴏм случае охраняется не интерес животного, кᴏᴛᴏᴩое и не способно отстаивать ϲʙᴏе право, а интерес завещателя. За животным, кᴏᴛᴏᴩое с первого взгляда могло бы показаться обладателем прав, всегда скрывается человек. В случае если поддаваться первому впечатлению, то с одинаковым успехом можно было бы признать права за теми заповедными дубами, физическую неприкосновенность кᴏᴛᴏᴩых Петр Великий охранял страхом смертной казни*(171)

Таким образом, социальные нормы могут иметь ϲʙᴏим содержанием только определение отношений человека к человеку.

Нормы, как правила, по кᴏᴛᴏᴩым должно происходить поведение человека, могут быть смешаны с законами природы или законами в научном смысле. Под данным последним именем понимается постоянство в соотношении между явлениями: одно явление всегда существует одновременно с другим определенным явлением или за одним явлением следует всегда определенное другое явление. Сходство между такими законами и нормами ограничивается однообразной повторяемостью явлений, порядком. Смешение между ними возбуждается сродством выражений: камень, брошенный вверх, должен упасть потом вниз, и человек должен соблюдать данное слово. Но порядок, установленный законом в научном смысле, составляет необходимость, недопускающую никаких уклонений, - камень не может не падать вниз. Напротив, порядок, установленный нормами, допускает возможность уклонений всякий раз, как воля действующего лица не имеет достаточно мотивов, ɥᴛᴏбы сообразоваться с нормами, - человек может нарушить данное слово. Тогда как применение норм стоит в зависимости от воли тех, к кому они обращены, сила естественных законов не зависит от воли тех, кто подчинен их действию. По϶ᴛᴏму закон в научном смысле выражает существующее, тогда как норма - долженствующее, т.е. не то, что всегда бывает, а то, что хотя обыкновенно и бывает, но в отдельных случаях может и не быть.

Законам в научном смысле подчинены: не только явления внешнего мира, но и душевного, а также явления общественной жизни. Существование и развитие социальных норм, как явлений, не произвольны, а стоят под безусловным действием законов. Установление социальных норм происходит по законам, соблюдение или нарушение социальных норм происходит также по законам. Но все же нельзя сказать, что "все нормы суть особые формы осуществления законов природы"*(172) Нормы, как явления, сами подчинены действию законов, а потому не должны быть смешиваемы с ними.

По способам установления и обеспечения:

Нормы права;

Нормы морали;

Корпоративные;

Религиозные нормы.

По сфере регулируемых отношений:

Политические;

Этические;

Экономические;

Эстетические и т. д.

По способам образования :

Складываются стихийно;

Создаются сознательно.

По уровню обобщения регулируемых отношений:

Принципы;

Правила поведения.

Активное воздействие на мотивы поведения оказывают не только конкретные правила, но и юридические, моральные и другие принципы. Они оказывают влияние на выбор определенного варианта поведения субъектов в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений.

Право отличается от простого социального регулирования присущим ему этатистским характером и особенностями связанного с ним принуждения. В то же время это отличие не означает, что право не может – и даже не стремится – сблизиться в том, что касается содержания его норм, с механизмом социального регулирования, и воспринять некоторые из его правил, которым впоследствии будет придан юридический характер.

Право есть проявление нормативной функции государственно-организованного общества. Каждое политическое общество, каждое государство вырабатывает свое собственное право в зависимости от присущих ему характеристик, состояния его развития, его философии, идеологии, верований и устремлений. В определенном смысле право того или иного конкретного общества носит особенный характер, будучи выражением усвоенной этим обществом особой концепции социального порядка, а также подтверждением той задачи, которую общество возлагает на право.

Право является отражением общества. Различным политическим обществам, различным странам и даже различным историческим эпохам присущи различные государственные правовые системы со своими особыми базовыми принципами, юридическими концепциями и категориями, со своими особыми построениями, исполнением и назначением правовых норм.

В то же время, несмотря на многообразие права разных стран, в нём прослеживаются некоторые сходные черты и определенная техническая, историческая, культурная взаимосвязь.

Право как главный регулятор общественных отношений является мерой возможного (когда в нормах права закрепляются дозволения) или должного (т. е. норма права содержит обязанности или запреты на какое-либо действие) поведения.



Право является важнейшим регулятором общественных отношений. Посредством законодательства закрепляются основополагающие институты и отношения:

Основы общественного и государственного строя;

Форма правления, порядок формирования органов государственной власти;

Административно-территориальное и национально-территориальное устройство государства;

Система и компетенция государственных органов, порядок их взаимодействия;

Основные права и свободы личности;

Обязанности граждан;

Отношения в экономической, политической, духовной сферах.

Правовое регулирование, как и в целом социальное регулирование, выступает в двух основных видах – нормативное и индивидуальное.

Нормативное регулирование распространяется на все случаи в рамках закона, оно рассчитано на неоднократное использование.

Индивидуальное регулирование рассчитано на данный конкретный случай, на реализацию субъективного права. Оно рассчитано на однократное применение.

Мораль (от лат. moralis – нравственность) является одной из форм общественного сознания. Она представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.



Нормы морали – это правила общего характера, основанные на представлении людей о добре и зле, чести и справедливости, служащие регулятором отношений людей в обществе и мерилом оценки поведения.

Нравственное регулирование осуществляется в том случае, когда проявляются характер поведения субъектов, цели и мотивы их поступков. Оно представляет собой совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, оценок, убеждений и основанных на них норм, определяющих и регулирующих отношение людей друг к другу, обществу, окружающей действительности.

Соотношение понятий мораль, нравственность, этика:

Мораль – под этим термином понимается мотивация и саморегуляция поведения субъекта;

Нравственность – это проявление морали;

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность;

Этикет – принятый порядок поведения, форма обхождения и т. п.

Следует отметить, что существует определенное различие между нормами права и нормами морали. Это различие объясняется тем, что право не ставит перед собой главной целью совершенствование человеческого сознания путем постоянных поисков добра. Право стремится, прежде всего, обеспечить эффективность регулирования общественных отношений.

Теоретически и по своей сути право не тождественно нравственности: оно может быть и соответствующим морали, и нейтральным по отношению к морали, и противоречащим морали:

Право нейтрально по отношению к морали, если речь идет о нормах права, устанавливающих лишь технические принципы, не влияющие на совершенствование индивидов: правостороннее движение на дорогах, организация уборки улиц, регламентация деятельности лиц, выполняющих технические функции и т. п.;

Право противоречит морали, если речь идет о нормах права, юридически закрепляющих ситуации, не совместимые с понятиями нравственности.

В то же время, поскольку право есть отражение общественных умонастроений, отдельные понятия и нормы морали во многих юридических системах включены в состав права, будучи преобразованы в юридические нормы, подкрепленные материальными средствами принуждения.

Соотношение норм права и норм морали проявляется в наличии общих черт, различиях, взаимодействии и противоречиях.

Общие черты:

Право и мораль являются разновидностями социальных норм;

Право и мораль имеют нормативное содержание;

Право и мораль являются регуляторами общественных отношений;

Право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей определенным идеалам;

Право и мораль формируются, как правило, из соображений справедливости;

Право и мораль определяют границы возможного и должного поведения людей, служат средством выражения и гармонизации личных и общественных интересов;

Право и мораль являются элементами культуры общества;

Право и мораль характеризуются преемственностью их норм.

Различия:

По времени возникновения: право возникает вместе с государством; мораль зарождается уже в первобытном обществе;

По способам формирования, структуре и форме выражения: право состоит из норм, установленных или санкционированных компетентными органами и зафиксированных в источниках права; мораль основывается на культурном уровне общества, складывается в общественном сознании, включает в себя не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явлением;

По степени детализации: нормы права характеризуются определенностью и конкретностью требований; моральные нормы отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования;

По характеру гарантии соблюдения: соблюдение норм права обеспечивается силой государственного принуждения; соблюдение норм морали обеспечивается силой внутреннего убеждения индивида и общественным мнением, социально-психологическими санкциями (неодобрение, отказ от общения и т. п.);

По критериям оценки: право предполагает необходимость всесторонней оценки поведения человека, без решающего учета мотивации; мораль в первую очередь оценивает мотивацию поступка;

По характеру ответственности и порядку её возложения: нарушение норм права влечет юридическую ответственность, осуществление которой носит процессуальный характер; за нарушение моральных норм воздействие осуществляется без соблюдения каких-либо определенных процессуальных норм.

Взаимодействие норм права и норм морали:

Влияние морали на формирование права. Право основывается на морали и является одной из форм её осуществления. Оно под влиянием моральных факторов постоянно обогащается (расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает роль как социального регулятора общественных отношений). Моральные нормы учитываются в правотворческом процессе;

Влияние права на формирование нравственных норм. Активно влияя на мораль, право способствует более глубокому её укоренению в обществе. Нормы права в определенной мере формируют нравственные ценности;

Охрана правом моральных норм. Некоторые правовые нормы непосредственно нацелены на охрану моральных интересов общества. Система права закрепляет жизненно важные для общества требования морали;

Использование нравственных норм в процессе правоприменения. Использование нравственных норм при применении права, морально-правовое воздействие проявляется в следующих формах:

Учете моральных факторов;

Моральном осуждении;

Оценке правонарушений с помощью нравственных категорий.

Между правом и моралью постоянно возникают противоречия:

Мораль более консервативна и меняется значительно медленнее. Необходимо отметить, что относительно этого положения существуют противоположные взгляды;

Право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты;

Наряду с общечеловеческой моралью существует мораль различных социальных, этнических, профессиональных и других групп. Мораль для различных социальных групп может быть разной, а право одно для всего общества.

Наличие противоречий обусловлено:

Изменениями в экономической жизни и необходимостью их учета в процессе правотворчества;

Влиянием социально-политических факторов на формирование права, носящем более предметный характер;

Противоречия объективно отражают диалектику развития правового и нравственного регулирования. Пути их преодоления: – выработка новых нравственных принципов и норм в ходе развития общества и внесение корректив в действующее законодательство.

Перспективы развития морали и права:

Сближение норм права и морали, но не поглощение морали правом;

Взаимопроникновение норм права и морали;

Усиление согласованного воздействия на общество;

Гармонизация нравственного и правового сознания;

Усиление морального начала в процессе правоприменения и в самих создаваемых нормах права.

В то же время невозможно представить себе абсолютное слияние норм права и норм морали. Это привело бы к потере ориентиров правового развития, следовательно, и к снижению эффективности самого права.

Нормы морали, регулируя различные отношения, никогда не смогут заменить право в сфере публичной политики, общественного производства, где требуется четкая регламентация, однозначные решения, исключающие различные толкования и т. д. Однако моральный фактор играет и будет играть большую роль в повышении эффективности государственного управления и производства.

Корпоративные нормы – это правила, выраженные в уставах, положениях, решениях организаций для реализации целей их функционирования. К ним относятся нормы различных коллективов, учреждений, общественных организаций, движений, ассоциаций и т. п.

Большая часть корпоративных норм – это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования организаций и учреждений, а также права, обязанности, ответственность их членов.

Корпоративные нормы распространяются только на членов организации и регулируют, в первую очередь, внутренние отношения в ней, компетенцию её органов, отчасти взаимоотношения с другими субъектами и т. п. Их особенность в том, что они выражают общую (коллективную) волю и ответственность всех членов организации.

Корпоративные нормы устанавливаются самими членами организациями, выражают интересы определенного коллектива. Они соблюдаются членами организации, как правило, в силу их целесообразности, справедливости, совпадения интереса индивида и коллектива. Но нельзя исключать возможности существования организаций, где соблюдение корпоративных норм может основываться на страхе, моральном и физическом принуждении.

Корпоративные нормы обеспечиваются определенными организационными мерами. По отдельным признакам они близки к юридическим:

Формализованности;

Установленным процедурам принятия;

Предусмотренными санкциями за их нарушение.

Любая корпорация находится в правовом пространстве государства. Поэтому корпоративные нормы не должны противоречить нормам права. В случае появления такого противоречия, государство вправе принять меры к вытеснению таких норм из системы нормативного регулирования общественных отношений.

Религиозные нормы – это нормы, регулирующие отношение верующих к богу, церкви, друг к другу, к окружающим, а также внутреннюю структуру и функции религиозных организаций. В принципе они являются разновидностью корпоративных норм, имеющих некоторые черты норм морали и обычаев.



Просмотров