Гост 230 система управления охраной труда. Какие задачи решает новый госстандарт

В этой статье мы разберемся, зачем и кому понадобился ГОСТ 12.0.230.1-2015, каковы его особенности и кто заинтересован в его применении.

Системный подход к управлению ОТ гарантирует однонаправленность действий госорганов и организаций, интеграцию их усилий.

В результате полностью достигаются поставленные перед службами ОТ цели - обеспечиваются наилучший уровень защиты трудящихся, их безопасность, максимальная вовлеченность в разработку и выполнение трудоохранных мероприятий.

Государство занимается комплексным решением задач ОТ, в том числе:

√ обеспечивает единство нормативной базы для организаций независимо от вида деятельности и формы собственности;

√ организовывает международное сотрудничество в сфере ОТ;

√ способствует внедрению на рядовых предприятиях передового иностранного опыта по улучшению состояния безопасности производства.

В рамках выполсонения этих задач в 2009 году в РФ начал действовать ГОСТ 12.0.230-2007. Положения этого межгосударственного стандарта идентичны положениям созданного МОТ «Руководства по СУОТ». Фактически в нем положения Руководства были просто переведены на русский язык. Практика работы с этим основополагающим стандартом показала, что для более полного понимания его требований и облегчения разработки на его основе конкретных СУОТ специалистам по ОТ нужны дополнительные руководства, пояснения и унифицированные расшифровки понятий. Поэтому понадобился ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», действие которого началось с 01.03.2017 г.

Какие задачи решает новый госстандарт?

ГОСТ 12.0.230.1-2015 конкретизирует изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 базовые положения, на основании которых должны создаваться эффективные СУОТ. После его прочтения рядовому специалисту по ОТ становится понятно:

< что каждый из специалистов его организации, и он в том числе, должен сделать для создания эффективной СУОТ и как это нужно делать;

< как эта система будет функционировать в дальнейшем, по каким параметрам контролировать ее работоспособность и эффективность.

В тексте документа:

— описаны основные критерии, на основании оценки которых выносится суждение о соответствии/несоответствии СУОТ вышеозначенным требованиям;

— описаны различия в понимании конкретных терминов в отечественной и иностранных культурах производства. Это позволяет полнее адаптировать положения межгосударственного документа под конкретные условия труда;

— перечислены базовые процедуры, методики, средства, которые используются в процессе функционирования СУОТ;

— систематизированы методики принятия решений, которые принимаются в рамках оценивания полноты воплощения в жизнь рекомендаций госстандарта;

— установлены основные требования, которые должны соблюдаться при формировании СУОТ и ее дальнейшей работе.

Приведенная в документе унифицированная информация применима в любых организациях, начиная от библиотек и заканчивая шахтами.

Кому следует использовать ГОСТ 12.0.230.1-2015?

Как и остальные документы ССБТ, положения этого госстандарта всего лишь рекомендованы к применению. Если организация решит пойти при создании СУОТ своим путем, инспекторы ГИТ штрафовать ее за это не будут. Однако стоит отметить, что положения ГОСТ 12.0.230-2007, которые поясняет рассматриваемый нами стандарт, одновременно с РФ приняли национальные органы по стандартизации 10 стран: Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. Это свидетельствует о том, что изложенные в данном документе практические рекомендации действительно позволяют повысить уровень безопасности трудящихся, что выражается в улучшении качества их жизни и возрастании эффективности выполнения заданий работодателей.

√ в ходе построения и запуска СУОТ;
√ в процессе поддержания ее работоспособности;
√ для приведения параметров разработанной ранее СУОТ в соответствие с рекомендациями МОТ.

Организациям, которые намерены сертифицировать собственные СУОТ, рекомендуется использовать этот госстандарт в качестве руководства к действию.

Структура ГОСТ 12.0.230.1-2015

Собранная в госстандарте информация разбита на разделы.

1 раздел посвящен описанию области использования документа. В нем указано, что область применения документа – такая же, как у поясняемого им госстандарта. Приведены задачи, которые выполняются с разделением на уровни:

Национальный. На этом уровне положения госстандарта служат руководящими указаниями, на базе которых разрабатывается нормативная документация государственного значения. На их основании также могут разрабатываться и внедряться добровольные трудоохранные мероприятия;

Организаций. Здесь положения госстандарта служат составляющими частями СУОТ, которая разрабатывается и внедряется на его основании. Это активизирует трудоохранную деятельность каждого трудящегося, начиная от руководства, рядовых сотрудников и заканчивая подрядчиками.

2 раздел. В разделеприведены ссылки на связанные с вводимым стандартом ГОСТы.

3 раздел. В разделе продолжается начатая в предыдущем госстандарте расшифровка понятий, которыми описывается каждый из элементов СУОТ и происходящих в ней процессов. В примечаниях приводятся примеры и расширенные пояснения, связанные с особенностями перевода отдельных понятий с иностранного языка на русский.

4 раздел. посвящен основам СУОТ на национальном уровне. Здесь можно ознакомиться с:

Базовыми принципами, положенными в основу работы аккредитованных учреждений, и порядком этой работы;
определениями национальных и специальных стандартов, задачами, которые они призваны решать;
базовыми принципами, положенными в основу построения национальной политики в области создания СУОТ;
особенностями совместного использования нормативных документов, которые регулируют жизненные циклы СУОТ;
перечнем национальных основ СУОТ;
особенностями взаимосвязей между элементами нацструктур, созданных управлениями ОТ на всех уровнях.

5 раздел. будет полезен для тех, кого интересуют особенности создания конкретной СУОТ на предприятии. Здесь можно прочитать о:

Задачах и ответственности работодателей с точки зрения СУОТ;
номенклатуре и содержании основных разделов СУОТ;
требованиях к стилю руководства;
особенностях работы топ-менеджмента компании в области ОТ.

Здесь же прописан приоритет соблюдения требований ОТ перед достижением производственных показателей. Далее каждому из основных разделов СУОТ посвящен отдельный подпункт:

1 Политика. Прочитав изложенную в подпункте информацию, специалист по ОТ:

√ понимает, что посвященный политике в сфере ОТ раздел необходимо включать в локальные нормативные акты организации (стандарты, руководства и др.);

√ получает в свое распоряжение минимальный перечень основных ключевых принципов и задач, которые следует выполнить, чтобы построить оптимальную СУОТ;

√ узнает значение понятия «политика компании» относительно воплощения в жизнь задач ОТ;

√ получает указание привлекать представителей трудящихся к работе по формированию и функционированию СУОТ, знакомится с примерным перечнем их функций.

2. Организация. После прочтения подпункта становится понятно:

√ какие документы понадобятся для распределения обязанностей по ОТ;
√ каким требованиям должны соответствовать компетентность, направленность и качество подготовки в области ОТ каждого из трудящихся;
√ как разрабатывать, вести и хранить документацию СУОТ;
√ какие процессы обязательны для стабильного функционирования СУОТ;
√ как происходит передача информации в рамках СУОТ и за ее пределами;
√ как прописать обязанности, очертить зоны ответственности всех участников СУОТ, начиная с работодателя;
√ каким принципам распределения трудоохранных обязанностей следовать.

3. Планирование и применение. Рассказано, как.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст)

Occupational safety standards system. Occupational safety and health management systems. General requirements

Введен впервые

Введение

Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации* , выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности, в настоящее время признано правительствами, работодателями и работниками.

Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной Организацией Труда (МОТ) в соответствии с общепризнанными международными принципами на основе широкомасштабного подхода, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений и других заинтересованных организаций. Этот трехсторонний подход предполагает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Добровольно принимаемые требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, позволяющие обеспечивать безопасность и здоровье работников.

Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующие правила или утвержденные стандарты.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

1 Область применения

Целью настоящего стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.

На национальном уровне стандарт служит:

a) для установления национальных основ системы управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;

b) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране туда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных нормативных правовых актов, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;

c) руководящими указаниями для развития национальных и специальных корпоративных стандартов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

a) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;

b) способствовать активизации всех работников организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Г. З. Файнбург, директор Института безопасности труда, производства и человека Пермского государственного технического университета, доктор технических наук, профессор

С 1 июля 2009 г. в России действует новый межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 системы стандартов безопасности труда «Системы управления охраной труда. Общие требования. ILO-OSH 2001. (IDT)».

Новый ГОСТ полностью соответствует принципам Международной организации труда (МОТ), изложенным в МОТ-СУОТ 2001, и открывает возможность создания корпоративных систем управления охраной труда на основе современных международных подходов. Новый ГОСТ пришел на смену ГОСТ 12.0.006-2002*, действие которого прекратилось. Внедрение в практику требований нового ГОСТа, естественно, вызывает массу вопросов, требует определенных пояснений.

Самый первый вопрос, который часто задают, – зачем нужна система управления охраной труда (СУОТ)?

Практика показывает, что эффективная организация работ по охране труда на уровне работодателя для выполнения им государственных нормативных требований охраны труда наиболее просто достигается в рамках современной системы управления охраной труда.

Нашей стране выпал жребий начать внедрение первых в мире систем управления качеством (бездефектного труда) и единых систем управления охраной труда (ЕСУОТ) еще в 70-е гг. ХХ в. К сожалению, накопленный в те годы опыт создания ЕСУОТ так и не получил своего продолжения и развития в новых условиях хозяйствования 90-х гг. и перехода к рынку, был во многом утерян. Более того, новая правовая база обеспечения охраной труда и безопасности производства достаточно детально прописала государственные нормативные требования охраны труда о том, что нужно обеспечить, не уделив должного внимания механизмам этого обеспечения – системам организации работ по охране труда, или управления охраной труда (кому какой термин больше нравится).

Сегодня все знают корпоративные системы управления (менеджмента) качеством, создаваемые на основе международных стандартов серии ISO 9000 Международной организации по стандартизации (ISO) и соответствующих российских стандартов серии ИСО 9000. Бурное развитие происходит в последние годы и в сфере корпоративного управления охраной окружающей среды (систем экологического менеджмента), создаваемых на основе международных стандартов серии ISO 14000 и соответствующих российских стандартов серии ИСО 14000.

Польза от внедрения современных систем управления очевидна. Более того, опыт создания и внедрения самых разных систем управления охраной труда и безопасностью производства давно уже показал эффективность этих систем. Осталось за малым – распространить этот опыт на всех работодателей, использовать идеи современных систем управления охраной труда для наилучшей организации работ по охране труда работодателем в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Зачем нужен международный стандарт по СУОТ?

Ответ на этот вопрос прост, но многогранен. Здесь самое место обратить внимание читателя, что слово standard (стандарт) означает на английском языке «установленная норма». Наш русский термин «норма» берет свое происхождение от французского norme. Для нас «стандарт» и «норма» разные понятия и разные нормативные документы, а в международной практике, все более использующей английский язык как основной, базисный, существуют только «нормы». Нашего понимания «стандарта» у них нет, но есть общепринятые теперь формы изложения содержания «стандартов». Вот почему нам в России, говоря о международной практике, лучше использовать словосочетание «нормативный документ». Так будет точнее и вернее, и ближе к международному пониманию и к нашей российской практике.

Так зачем же нужен международный «нормативный документ» по СУ ОТ?

А то, что он нужен, не вызывает уже многие годы у большинства специалистов всего мира никаких сомнений.

Недаром еще в середине 90-х гг. ХХ в. группа ведущих аудиторов и сертификаторов систем менеджмента качества и экологического менеджмента разработала проект новой серии международных стандартов ISO 18000, известный ныне всем как OHSAS – Occupational Health and Safety Assessment Series (серия документов для оценки охраны труда). По ряду объективных причин OHSAS 18001, содержащий общие требования к системам управления охраной труда, так и не стал официальным международным стандартом, оставшись так называемой voluntary program (добровольной программой), но широко и успешно используется в практике многих стран. В 2007 г. он стал Британским стандартом BS OHSAS 18001:2007, и начал использоваться вместо OHSAS 18001:1999.

Наличие некоторого «нормативного документа», во-первых, позволяет работодателю, не ломая голову и не занимаясь «самодеятельностью», сразу строить на своем производстве систему управления охраной труда в соответствии с наилучшими образцами обобщенного в международном «нормативном документе» международного опыта.

Мы давно уже привыкли пользоваться во всем, что нам нужно, плодами развития всего человечества; пришла пора и в охране труда переходить от «натуральной самодеятельности» к своеобразной «покупке и установке» апробированной опытом схемы организации работ по охране труда в облике «системы управления охраной труда», описанной в том или ином нормативном документе.

Почему в нормативном? Почему в международном?

А потому, что нормативность документа обусловливает его добровольно-обязательное либо прямое принудительное правоприменение, а значит и широкое распространение и использование. А чем более всеобщим (лучше международного размаха) будет использование требований такого документа, тем однотипнее, стандартнее, унифицированее будет та или иная созданная по его «чертежам» конкретная из-за конкретности производственной деятельности конкретного работодателя система управления охраной труда. И она, эта система, будет узнаваема всеми, понятна и известна всем.

А это великое благо для установления (неважно кем: органами управления, государственного надзора, общественного контроля, обязательной и/или добровольной сертификации, наконец, любыми отдельными заинтересованными лицами) соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда проводимых работодателем работ по технико-организационной профилактике и социальной защите работников от производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. И это вторая и очень существенная сторона пользы и необходимости внедрения того или иного «нормативного документа».

Какой характер должен быть у этого международного «нормативного документа»?

Существуют несколько, часто не осознаваемых, взглядов на данную проблему. Один из них говорит о нормативном документе добровольного принятия и внедрения, содержащего широкие методические рекомендации, как бы они ни назывались, для их «мягкого» принципиального воплощения. Они должны «ориентировать» и «направлять», «подсказывать» и «напоминать». Это своеобразная «шпаргалка», позволяющая нам легко и просто подготовить и озвучить свой ответ на вопросы экзаменующей нас жизни.

Другой взгляд делает упор на обязательности используемых нормативным документом и возведенных в ранг «единственно верных догматов» предписывающих требований и необходимости строжайшего их соблюдения во всех деталях. Такая «жесткость» открывает возможность относительно легкого аудирования (проверки) их выполнения, оформления ее как специальной процедуры, позволяющей провести сертификацию соответствия системы требованиям нормативного документа.

Что означает значок IDT на титуле ГОСТ 12.0.230-2007?

Значок IDT означает identity (одинаковость).

Напомним, что Руководство ИСО/МЭК 21 «Принятие международных стандартов в качестве региональных и национальных стандартов» вводит следующую систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов:

Идентичные (IDT) для национальных и региональных (межгосударственных) стандартов, одинаковых (идентичных) международному стандарту по техническому содержанию и структуре, но могущих содержать минимальные чисто редакционные, связанные с языком, изменения.

Модифицированные (MOD) для национальных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих технические изменения и отклонения от международного стандарта, которые ясно выявлены и объяснены.

Неэквивалентные (NEQ) для национальных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих технические изменения и отклонения от технического содержания и структуры международного стандарта, которые ясно не выявлены, что не позволяет установить четкое соответствие между этими стандартами и исходным международным стандартом.

Принятый ГОСТ 12.0.230-2007 в целом идентичен (если не обращать внимания на погрешности перевода на русский язык и ошибки, внесенные литературным редактированием русского текста) по техническому (смысловому) содержанию МОТ-СУОТ 2001 и структуре изложения (если пренебречь неизбежными несущественными отклонениями в нумерации глав, вызванными особыми требованиями к формату изложения в стандартах).

Часть «разночтений» действительно носит характер минимальных редакционных изменений, но другая их часть, к большому сожалению, вольно или невольно, но все же искажает смысл.

Заметим, что глобальная цель охраны труда – сохранение трудового потенциала нации – требует профилактики травматизма и заболеваемости из-за условий трудовой деятельности работников. Это высокая общественная цель. Более прагматичной является минимизация затрат общества на компенсацию вреда пострадавшим и другие материальные потери. Это требует предупреждения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, использования механизмов социальной защиты пострадавших.

Казалось бы, конкретного работодателя мало волнуют глобальные проблемы – «своя рубашка ближе к телу», но в условиях развитой рыночной экономики, определяя свою стратегию в области охраны труда, он вынужден опираться только на оценку рисков и на «реакцию» рынка, знающего, что там, где нет нормального уровня безопасности, нет и нормального качества продукции!

Вот здесь-то и выясняется, что достигнутый уровень безопасности – 3-5 смертей на 100 тыс. работников в год – не позволяет уверенно использовать эти данные для управления на отдельном предприятии. Для основной массы предприятий – порядка 100 работников – смертельный несчастный случай в среднем случается один раз в 200-300 лет! Даже для 10-тысячного гиганта – смертельный несчастный случай в среднем наступает один раз в 2-3 года. Необходимость иметь надежный статистически измеримый показатель заставляет вовлекать в оценку риска и анализ все травмы, включая микротравмы, все заболевания, а не только профессиональные, и даже инциденты, то, о чем мы говорим «пронесло, и слава богу!». А поскольку это выгодно обществу в целом, то оно всячески, и через требования систем управления, поддерживает реализацию такого общегуманистического подхода.

Такой же подход заложен и в МОТ-СУОТ 2001 (как и в OHSAS 18001:2007). Этот документ говорит о таких неблагоприятных событиях, как «связанные с работой травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты» (work-related injuries, ill-health, diseases and incidents). Поясним, что инциденты – это происшествия, в которых могли, но посчастливой случайности не произошли неблагоприятные события. Новый вариант OHSAS 18001:2007 идет еще дальше и понимает под инцидентом не только вышеназванные происшествия, но и те, в которых неблагоприятные события произошли. В российской нормативной документации термин «инцидент» использован в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, но имеет там другой смысл и другое содержание.

Тем самым МОТ-СУОТ 2001 направлен на предотвращение всех неблагоприятных последствий труда, а не только на подлежащие компенсации производственные травмы, то есть травмы, полученные при несчастных случаях на производстве, а также острые и хронические профессиональные болезни (заболевания).

Однако в тексте ГОСТа везде эти «связанные с работой травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты» заменены более узким кругом таких последствий, как «несчастные случаи, профессиональные заболевания и инциденты на производстве», что меняет общегуманистическую цель системного управления охраной труда для сохранения жизни, здоровья и, тем самым, трудоспособности работающего населения на узкопрагматическую цель снижения числа страховых случаев!

Все эти, мягко скажем, некорректности текста читателю надо помнить при возникновении сложностей понимания и толкования итогового текста ГОСТ 12.0.230-2007 (а их множество) и обращаться в таких случаях к английскому оригиналу Руководства МОТ-СУОТ 2001, то есть к Guidelines on Occupational Safety and Health Management Systems. ILOOSH 2001 (Руководство по системам управления охраной труда. МОТ-СУОТ 2001).

Руководство ILO-OSH 2001 / МОТ-СУОТ 2001 представляет собой единственный официальный международный нормативный документ по системам управления охраной труда. В его основе лежит уникальная международная модель системного управления охраной труда, вобравшая опыт создания и применения OHSAS 18001:1999, совместимая и с национальными стандартами, и с другими нормативными правовыми актами по вопросам управления охраной труда.

В этом документе нашли отражение провозглашенный МОТ трехсторонний (трипартистский) подход социального партнерства, требующий от работодателя безусловного выполнения государственных требований охраны труда на основе социального партнерства (так называемых консультаций) с работниками, а также соответствующие международные трудовые стандарты, такие как Конвенция МОТ по безопасности и гигиене труда № 155 (1981) и Конвенция МОТ о службах гигиены труда № 161 (1985), и др.

По мысли разработчиков, основной задачей применения Руководства ILO-OSH 2001 является создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда, позволяющее непрерывно совершенствовать организацию работ по охране труда, условия труда работников, надежно защищать их от профессиональных рисков.

Эффективное предупреждение травм и заболеваний, профилактика потери жизни, здоровья, трудоспособности – вот основные цели Руководства МОТ-СУОТ 2001. Именно в ней участвуют и должностные лица работодателя, и простые наемные работники-исполнители.

Недаром в Руководстве МОТ-СУОТ 2001 практически не описаны мероприятия социальной защиты пострадавших. Во-первых, это вторично – «снявши голову, по волосам не плачут». Во-вторых, это легко выполнить. В-третьих, это четко требуют те или иные национальные законы или иные нормативные правовые акты.

В целях универсальности применения в Руководстве МОТ-СУОТ 2001 описаны самые общие методические принципы, а все возможные «детали» отнесены на следование национальным законам, иным нормативным правовым и техническим актам, исторически сложившуюся в каждой стране собственную практику.

Руководство МОТ-СУОТ 2001 является новым видом официальных международных трудовых нормативных документов Международной организации труда, основными целями которого являются помощь государствам в создании национальных основ систем управления охраной труда и обеспечение отдельных работодателей руководящими указаниями по созданию систем управления охраной труда, учитывающих общую политику и управленческие мероприятия организации.

Именно поэтому Руководство МОТ-СУОТ 2001 не требует обязательной сертификации созданной системы, но и не исключает ее сертификацию (организуемую на национальном уровне) по желанию страны или организации, внедряющей идеи данного Руководства как средства признания достижений передового опыта.

Сегодня уже десятки стран (среди них такие страны, как Израиль, Аргентина, Франция, Ирландия) приняли за основу своего законодательства в сфере управления охраной труда и сертификации систем управления МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. Россия и страны СНГ также не могли остаться вне этого процесса и приняли свой межгосударственный стандарт, основанный на МОТ-СУОТ 2001.

Теперь в нашей стране, уже вводящей этот межгосударственный ГОСТ в действие, появилась легитимная основа для создания работодателями корпоративных систем управления охраной труда и выполнения тем самым государственных нормативных требований охраны труда.

Каковы принципиальные отличия ILO-OSH 2001 от OHSAS 18001?

Важным, но не определяющим различием между OHSAS 18001 и МОТ-СУОТ 2001 является то, что первый документ предназначен только для систем корпоративного управления, а второй может быть использован и на других уровнях управления: национальном (общегосударственном, для РФ – федеральном), отраслевом и/или региональном.

Внимательное сравнение «по существу» близких по смыслу 3-го раздела МОТ-СУОТ 2001 и 4-го раздела OHSAS 18001, непосредственно посвященных системе управления охраной труда организации, сделанное по исходным текстам на английском языке, показывает, что никаких существенных различий между OHSAS и ILO-OSH по целям, сущности, основным организационным элементам функционирования корпоративной системы управления охраной труда не существует.

Однако по механизмам функционирования корпоративной системы управления охраной труда различия ILO-OSH 2001 и OHSAS 18001 образца 1999 г. существенны. Главным различием этих документов является участие простых работников в управлении охраной труда.

Требования OHSAS 18001 сформулированы, исходя из общих концепций приемлемого риска, почти не оставляющего никакого места «человеческому фактору». Построенный для максимальной аналогии со стандартами систем качества и охраны окружающей среды, он изначально пропитан духом универсального безличностного и вненационального технократического подхода.

Требования ILO-OSH 2001 сформулированы, наоборот, исходя из всеобщих прав человека на достойный и безопасный труд в соответствии с общепризнанными международными трудовыми стандартами. В нем в традициях трипартистского подхода МОТ специально подчеркнуто, что эффективное управление охраной труда возможно только при взаимоувязанной совместной деятельности работодателя и работников по выполнению установленных органами государственной власти в рамках национального законодательства государственных нормативных требований охраны труда.

Вот почему применение ILO-OSH 2001 требует обязательного участия простых работников, а не только должностных лиц работодателя, в управлении охраной труда через механизмы консультаций работодателя с работниками по этим вопросам.

Кроме того, применение ILO-OSH 2001 ориентировано на национальное законодательство. Согласно ILOOSH 2001, именно оно лежит в основе построения СУОТ. Именно потому так затруднена была бы и международная сертификация по ILO-OSH 2001 – различия национальных законодательств затрудняют ее унифицированное проведение.

В силу своего «наднационального» духа и стремления его создателей и аудиторов к «интеграции систем управления» даже там, где OHSAS 18001:1999 говорит о необходимости учета требований национального законодательства, это звучит лишь как некоторое дополнение к основным требованиям.

Все вышеприведенные «различия» сильно сглажены в BS OHSAS 18001:2007. В этом Британском стандарте для «международной сертификации» теперь учтены практически все принципиальные требования ILO-OSH 2001, отсутствовавшие ранее в OHSAS 18001:1999 и дававшие тем самым повод либо для его критики, либо для возвеличивания.

Принципиальным формальным (техническим) различием между OHSAS 18001 и МОТ-СУОТ 2001 является то, что первый документ написан в формате стандарта, а второй – в форме Руководства. Это различие сведено на нет появлением ГОСТ 12.0.230-2007, содержание которого (в рамках различий перевода) идентично содержанию Руководства МОТ-СУОТ 2001, а форма соответствует общепринятому и привычному формату «стандартов».

Принципиальным юридическим (правовым) различием между OHSAS 18001 и ILO-OSH 2001 является то, что первый документ является лишь Британским стандартом (в версии 2007 г.) и «добровольной программой» для сертификации, своеобразным неофициальным методическим документом, а второй – официальным международным документом («трудовым стандартом» в форме Руководства). Таким же официальным документом для стран СНГ является межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007.

Организациям, разрабатывающим, внедряющим или использующим систему управления охраной труда согласно OHSAS 18001, можно порекомендовать самостоятельно определить степень совместимости создаваемых ими корпоративных систем управления охраной труда с требованиями национального законодательства и рекомендациями Руководства МОТ-СУОТ 2001 и, при необходимости, скорректировать положения своей СУОТ.

Каковы принципиальные отличия ГОСТ 12.0.230-2007 от ГОСТ Р 12.0.006-2002?

На наш взгляд, основным принципиальным отличием является лишь правовой статус нового ГОСТа – межгосударственного стандарта и близость его содержания к содержанию международного нормативного документа – МОТ-СУОТ 2001.

С позиции охраны труда, оба документа направлены на предотвращение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, оба используют одну и ту же методологию построения системы управления, и все их различия существенны лишь для сертификации.

Как ГОСТ 12.0.230-2007 соотносится с созданием интегрированных систем менеджмента в соответствии со стандартами ISO?

В соответствии с МОТ-СУОТ 2001, ГОСТ 12.0.230-2007 сохраняет фразу о целесообразности и возможности интегрирования системы управления охраной труда в общую систему управления производством и организацией. Но эта фраза включена в текст МОТ-СУОТ 2001 не для фиксации необходимости интегрирования системы управления охраной труда в «интегрированную систему менеджмента», а для того, чтобы «обеспечение безопасности производства и наемного труда работников» было не «сбоку припеком» для основного процесса производства, а его неотъемлемым естественным внутренним элементом.

Поскольку структура МОТ-СУОТ 2001 и ГОСТ 12.0.230-2007 не совпадает в деталях ни с ISO 9001, ни с ISO 14001, то создание «интегрированных систем менеджмента» будет формально затруднено, но это с позиции «дела» и «охраны труда» несущественно.

По нашему мнению, «интегрированные системы менеджмента» – это своеобразная красивая иллюзия. Они все равно требуют разных действий в связи с управлением качеством, охраной окружающей среды, охраной труда и «интегрированы» лишь частично в каких-то функциях и формально. Они удобны для внешних аудиторов и сертификаторов, но не более того. Это все равно, что говорить «защита от профессиональных рисков», а на деле защита от травматизма требует одного, а защита от профзаболеваний – совершенно другого. И мы делаем и то и другое, иногда одновременно, но чаще порознь. Поэтому стремиться к насильственной «интеграции» любой ценой не следует.

Как следует «применять» ГОСТ 12.0.230-2007 при сертификации организации работ по охране труда в ССОТ?

Подзаконные нормативные акты, на основе которых действовала (и пока еще действует) система ССОТ по сертификации работ по охране труда, нуждаются в переработке, поскольку теперь, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, должна действовать ССОРОТ – система сертификации организации работ по охране труда.

Это изменение принципиально и было введено для разграничения сферы действия закона о техническом регулировании и государственных нормативных актов охраны труда.

Работы и услуги, в том числе по охране труда, должны, если будут, сертифицироваться на добровольной основе, на основе требований закона о техническом регулировании.

Однако организация работ по охране труда работодателем не относится к этим работам и услугам и не входит в сферу технического регулирования, а потому для выполнения требований Трудового кодекса РФ необходимо создавать отдельную обязательную систему сертификации. Эта система и определит, как юридически верно и технически грамотно использовать ГОСТ 12.0.230-2007.

Наше мнение на этот счет заключается в том, чтобы использовать созданные на основе ГОСТ 12.0.230-2007 другие специальные нормативные документы (может быть, и ГОСТы Р) отдельно для малых предприятий, для средних и для крупных, с выделением организаций производственной и непроизводственной сфер, организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, и т. п. Сертификация по ССОРОТ должна включать в себя сертификацию СУОТ, созданную по этим стандартам.

Можно ли применять требования ГОСТ 12.0.230-2007 для создания интегрированных систем управления охраной труда и промышленной безопасностью?

Можно и нужно. Обратим внимание читателя на такой парадокс. Системы управления охраной труда не упоминаются в законах об охране труда, но имеют свою нормативную документацию (добровольного характера) по созданию, внедрению и функционированию СУОТ. Системы управления промышленной безопасностью упоминаются законом о промышленной безопасности опасных производственных объектов, но не имеют своей нормативной документации по созданию, внедрению и функционированию СУПБ.

Реально выполняя требования охраны труда на рабочих местах, автоматически выполняют все технические требования к предотвращению инцидентов и аварий, включая пожары и разрушение зданий, дорожно-транспортные происшествия и т. п., то есть все мероприятия всех специальных видов обеспечения безопасности, включая и промышленную безопасность. С другой стороны, предотвращение несчастных случаев является одной из целей промышленной безопасности. Все это позволяет строить интегрированные системы СУОТиПБ (так правильнее, но реже) или СУПБиОТ (гораздо чаще) на основе единых принципов современного управления. Заметим, что, по нашему мнению, и Руководство МОТ-СУОТ 2001, и ГОСТ 12.0.230-2007 помогут обрести свою легитимную базу таким широко распространенным «интегрированным» системам управления.

Означает ли принятие ГОСТ 12.0.230-2007 отказ от технических регламентов в области охраны труда в соответствии с поправками к ФЗ «О техническом регулировании»?

Мы не будем здесь обсуждать ту плачевную ситуацию, в которой очутилась и уже почти 5 лет пребывает вся российская нормативнотехническая база обеспечения безопасности из-за крайней правовой беспомощности формулировок закона о техническом регулировании. Он настолько все запутал, что лучшее, что можно было бы сделать в сложившейся ситуации, это полностью его отменить! Однако поскольку лобби этого крайне вредного для нашей страны закона (в его нынешних формулировках) сильно, и закон действует, то пока все мы все же пытаемся его выполнять (хотя выполнить его невозможно).

Как известно, поправки в закон о техническом регулировании, внесенные в мае 2007 г., вывели все мероприятия охраны труда, кроме чисто технических, из юрисдикции технического регулирования. Поэтому технические регламенты должны содержать технические требования охраны труда и безопасности к производящимся товарам, но никак не касаться организации охраны труда. Охране труда в целом технические регламенты не нужны, поскольку она является частью социальной политики общества, связана с производством товаров и услуг, но не с их потреблением! Но поскольку в функции государственного регулирования охраны труда не может не входить выработка требований к качеству и ассортименту средств индивидуальной защиты (равно как и технических требований к средствам коллективной защиты и безопасности станков, оборудования, инструмента и т. п.), то в этой сфере (пока не отменен закон о техническом регулировании) останется необходимость разработки соответствующих технических регламентов (если бы хоть кто-то реально знал, что это такое!).

Следует ли понимать под «подрядчиками» и субподрядчиков в целях требований п. 4.10.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007?

Конечно, ибо с точки зрения управления охраной труда для организации безопасного ведения работ никакой принципиальной разницы для «основного заказчика» между «подрядчиком» и его «субподрядчиками» нет.

Следует ли исключать из понятия «площадка организации» выделенный и переданный в установленном порядке подрядчику участок?

И да, и нет. Во время организации передачи участка контроль остается за заказчиком. Необходимость согласования и закрепления договором правил организации безопасности и охраны труда «подрядчиком» подразумевает, что, если на этом участке что-то рванет или люди погибнут, то будет всем плохо. И это означает в чем-то «нет». Однако во время проведения работ на переданном ему участке должен командовать (но по правилам заказчика!) подрядчик. И это означает в чем-то «да».

Не противоречит ли п. 4.12.3 ГОСТ 12.0.230-2007 ст. 230 ТК РФ, возлагающей обязанность принятия мер предупреждения на работодателя и первичную профсоюзную организацию?

Нет, не противоречит, а наоборот, раскрывает механизм такого принятия. Пункт 4.12.3 гласит: «Результаты таких расследований доводят до сведения комитета (комиссии) по охране труда там, где он существует, который должен сформулировать соответствующие рекомендации». Но в комитет по охране труда входят на паритетной основе представители работодателя и представители работников. Если они объединены в профсоюз, то именно их представители сидят в комитете. Поэтому противоречий нет.

Следует ли понимать под словами «несчастный случай» события, указанные в ст. 227 ТК РФ, так как ГОСТ 12.0.230-2007 определение несчастного случая в явном виде не дает?

Да, следует. ГОСТ 12.0.230-2007 вслед за МОТ-СУОТ 2001 не содержит этого определения в явном виде, так как законодательства разных стран по разному определяют те «несчастные случаи на производстве» и профессиональные заболевания, которые подлежат компенсации причиненного вреда здоровью работника. Поэтому МОТ-СУОТ 2001 расширительно трактует защиту работника от всех травм и заболеваний, связанных с условиями труда на работе.

Допустимо ли проведение «внутренних расследований» по п. 4.12.6 ГОСТ 12.0.230-2007, не предусмотренных ст. 227-231 ТК РФ?

ГОСТ 12.0.230-2007 говорит о расследованиях, не разделяя их на «внутренние» и «внешние», поскольку согласно МОТ-СУОТ 2001 «Расследование возникновения и первопричин связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов должно выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и быть документально оформлено».

Однако, согласно ТК РФ, мы расследуем только (по подозрению) несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания, что, почему-то, вставлено в текст ГОСТ 12.0.230-2007 вместо «связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней». При этом расследования проводят компетентные лица при соответствующем участии работников и их представителей, что вполне согласуется с требованиями ТК РФ. Слова «внешние» и «внутренние» расследования появляются лишь в п. 4.12.6, который говорит, что результаты любых расследований рассматривают и принимают к исполнению в одном и том же порядке, что также не противоречит ТК РФ. Для нашей страны это означает, что расследование причин инцидентов, микротравм, обычных заболеваний нужно будет теперь проводить. Это и будут «внутренние» расследования.

Начиная с 2001 г. Пермский областной/краевой центр охраны труда выпускает серию книг о различных системах управления охраной труда.

Общие вопросы создания систем управления охраной труда были изложены в 2002 г. в книге «Корпоративные системы управления охраной труда».

В 2003 г. было издано учебное пособие, посвященное МОТ-СУОТ 2001: «Системы управления охраной труда: Практический комментарий к Руководству МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001)».

В 2006 г. по многочисленным просьбам предприятий были написаны две книги о других системах управления: «OHSAS для нас: опыт изложения всеобщих требований на языке российских законов и практики» и «Система организации работ по охране труда в соответствии с государственными нормативными требованиями».

В 2007 г. были написаны и изданы две книги: «Системы управления охраной труда: Практический комментарий к ГОСТ 12.0.230-2007 (идентичен МОТ-СУОТ 2001 (ILOOSH 2001))» и «Система управления охраной труда на основе требований МОТ-СУОТ 2001».

В 2008 г. была написана и издана книга «Создание, внедрение и функционирование корпоративных систем управления охраной труда на основе требований ГОСТ 12.0.230-2007: методические рекомендации».

"Требования к системам управления охраной труда разработаны Международной организацией труда (МОТ) на основе широкомасштабного подхода в соответствии с общепризнанными международными принципами, которые определены входящими в МОТ представителями трех сторон социально-трудовых отношений. Этот трехсторонний подход обеспечивает силу, гибкость и надлежащую основу для развития стабильной культуры безопасности труда в организации. Эти добровольно принимаемые к исполнению требования к системам управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, связанные с обеспечением безопасности и охраны здоровья работников.

Практические рекомендации, содержащиеся в настоящем стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложены обязанности и ответственность за управление охраной труда. Они не являются обязательными и не направлены на замену национального законодательства, действующих правил или утвержденных стандартов. Результат их применения не обязательно должен подвергаться сертификации.

Примечание - Сертификация системы управления охраной труда является целесообразной и желательной, но не обязательной процедурой при применении требований настоящего стандарта.

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанности по организации работ по охране труда. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по охране труда".

Раздел 1 изложить в новой редакции:

"1. Область применения

Применение настоящего стандарта направлено на содействие защите работников от опасных и вредных производственных факторов и исключению связанных с их работой травм, ухудшений здоровья, болезней, смертей, а также инцидентов (опасных происшествий).

На национальном уровне стандарт должен служить:

а) для установления национальных основ применения систем управления охраной труда, подкрепленных национальными законами и иными нормативными правовыми актами;

б) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и правил, ведущих к непрерывному совершенствованию деятельности в области охраны труда;

в) руководящими указаниями для разработки общенациональных и специальных стандартов и иных нормативных и методических документов по системам управления охраной труда для качественного обеспечения практических потребностей организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.

На уровне организации стандарт предназначен:

а) служить руководящими указаниями по объединению элементов системы управления охраной труда в организации в качестве составной части общей политики и системы управления;

б) способствовать активизации всех членов организации, в том числе работодателей, собственников, управленческого персонала, работников и их представителей с целью применения современных принципов и методов управления охраной труда, направленных на непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

Примечание - Под членами организации понимают всех непосредственно связанных с деятельностью организации физических лиц, а не только работников.".

Раздел 2. Первый абзац изложить в новой редакции:

"В настоящем стандарте применяемые ниже термины имеют следующие значения с соответствующими определениями:".

Пункты 2.2 , 2.4 , 2.5 , 2.8 , 2.9 , 2.11 , 2.12 , 2.14 , 2.16 , 2.20 , 2.23 , 2.24 изложить в новой редакции:

"2.2. Комитет (комиссия) по охране труда (safety and health committee): Комитет или комиссия, в состав которых входят представители работников по охране труда и представители работодателя, созданные и функционирующие на уровне организации согласно национальным законам, правилам и практике.

2.4. Компетентное учреждение (competent institution): Государственный орган или другая организация, обладающая полномочиями по определению национальной политики, разработке национальных основ применения систем управления охраной труда в организациях и формулированию соответствующих нормативных документов.

2.5. Наблюдение за производственной средой (surveillance of the working environment): Общий термин, включающий идентификацию и оценку таких факторов окружающей производственной среды, которые могут воздействовать на здоровье работников. Он охватывает оценки санитарно-гигиенических условий труда, факторов организации труда, которые могут представлять риск для здоровья работников, средства коллективной и индивидуальной защиты, воздействие на работников опасных и вредных веществ и системы защиты от них, разработанные для их устранения и снижения. С позиций обеспечения здоровья работников, наблюдение за производственной средой может быть посвящено (но не ограничиваться только ими) проблемам эргономики, профилактике несчастных случаев и заболеваний, гигиене труда на рабочем месте, организации труда и социально-психологическим факторам на работе.

2.8. Опасность (hazard): Производственный фактор, способный причинить травму или нанести иной вред здоровью человека.

2.9. Организация (organization): Компания, фирма, проект, предприятие, учреждение, завод, фабрика, объединение, орган власти, общественный институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие в их состав, различных форм собственности, которые имеют собственные функции и управление. В организациях, имеющих более одного структурного подразделения, каждое отдельно взятое структурное подразделение может рассматриваться как организация.

2.11. Оценка риска (risk assessment): Процесс оценивания рисков, вызванных воздействием опасностей на работе, для определения их влияния на безопасность и сохранение здоровья работников.

2.12. Подрядчик (contractor): Физическое лицо или организация, предоставляющее услуги работодателю на территории работодателя в соответствии с согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.

2.14. Представители работников по охране труда (workers" safety and health representatives): Представители работников, избранные или назначенные в соответствии с национальными законами или практикой для представления интересов работников по охране труда на месте их работы.

2.16. Место проведения работ (worksite): Физическая зона, находящаяся под контролем работодателя, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.

2.20. Реагирующий мониторинг (reactive monitoring): Проверка того, что допущенные недостатки в мероприятиях по предотвращению и защите от воздействия опасностей и рисков, а также в функционировании системы управления охраной труда, о чем свидетельствуют случившиеся травмы, ухудшения здоровья, болезни и инциденты, идентифицированы и устранены.

2.23. Текущий контроль (active monitoring): Текущая деятельность по проверке того, что меры по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, а также мероприятия системы управления охраной труда соответствуют установленным критериям.

2.24. Связанные с работой травмы, ухудшения здоровья и болезни (workrelated injuries, ill health and diseases): Результаты отрицательного воздействия на здоровье работника химических, биологических, физических факторов производственной среды, факторов трудового процесса и организации труда, социально-психологических и иных факторов на работе.

Примечание - Устойчивое словосочетание и важнейшее международное понятие отрицательного воздействия неблагоприятных условий работы, продвигаемое МОТ, включающее в себя перечень всех возможных негативных последствий неблагоприятных условий труда, а не только учетные производственные травмы (несчастные случаи на производстве) и профессиональные болезни.".

Пункт 3 . Наименование изложить в новой редакции:

"3. Национальные основы систем управления охраной труда".

Подпункты 3.1.1 , 3.1.3 , 3.1.4 , 3.2.2 , 3.3.1 изложить в новой редакции:

"3.1.1. В установленном порядке следует определить компетентное учреждение или несколько учреждений для формулирования, применения и периодического пересмотра согласованной национальной политики по созданию и содействию развития систем управления охраной труда в организациях. Согласованную национальную политику по управлению охраной труда в установленном порядке определяют, реализовывают и периодически пересматривают путем обсуждения с наиболее представительными организациями работодателей и работников и, при необходимости, с другими органами власти или общественными объединениями.

3.1.3. С целью обеспечения согласованности национальной политики по охране труда и мероприятий по ее применению компетентное учреждение должно устанавливать национальные основы систем управления охраной труда для:

а) определения и установления соответствующих функций и обязанностей различных учреждений, призванных осуществлять национальную политику и выполнять соответствующие мероприятия для обеспечения необходимой координации между ними;

б) публикации и периодического пересмотра национального стандарта по добровольному применению и функционированию систем управления охраной труда в организациях;

в) установления в установленном порядке критериев для назначения учреждений, ответственных за разработку, внедрение и применение специальных стандартов по системам управления охраной труда в организациях, и определения их соответствующих обязанностей;

г) обеспечения доступности национальных и специальных стандартов, а также иных руководящих указаний работодателям, работникам и их представителям для использования ими преимуществ национальной политики.

3.1.4. Компетентное учреждение должно проводить мероприятия и обеспечивать инспекции труда, службы охраны труда и другие общественные или частные службы, агентства или учреждения, связанные с охраной труда, включая организации здравоохранения, специализированными руководящими указаниями для содействия и помощи организациям в осуществлении СУОТ.

Примечание - Под службами охраны труда в настоящем стандарте в соответствии с международной практикой понимают внешние для работодателя организации, профессионально оказывающие услуги по охране труда.

3.2.2. Руководство МОТ-СУОТ 2001, настоящий стандарт, национальный стандарт и специальные стандарты по системам управления охраной труда должны быть увязаны между собой, предоставляя достаточную гибкость для непосредственного или адаптированного применения на уровне организации.

3.3.1. Специальные стандарты, отражая общие цели настоящего стандарта, должны включать базисные элементы национального стандарта и отражать специфические условия и нужды организаций или групп организаций, учитывая:

а) их размер (крупный, средний и малый) и инфраструктуру; и

б) типы опасностей и значимость рисков".

Раздел 4. Первый абзац изложить в новой редакции:

"Обеспечение охраны труда, включая соответствие требованиям охраны труда, установленным национальными законами и правилами, входит в обязательства и обязанности работодателя. Работодатель должен продемонстрировать свои безусловное руководство и приверженность деятельности по охране труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда. Основные элементы системы управления охраной труда - политика, организация, планирование и осуществление, оценка и действия по совершенствованию - представлены на рисунке 2".

Подпункты 4.1.1 , 4.1.2 , 4.3.1 - 4.3.3 изложить в новой редакции:

"4.1.1. Работодатель, консультируясь с работниками и их представителями, должен изложить в письменном виде политику по охране труда, которая должна:

а) отвечать специфике организации и соответствовать ее размеру и характеру деятельности;

б) быть краткой, четко изложенной, иметь дату и вводиться в действие подписью либо работодателя или по его доверенности, либо самого старшего по должности ответственного лица в организации;

в) распространяться и быть легкодоступной для всех лиц на их месте работы;

г) анализироваться для постоянной пригодности;

д) быть доступной в соответствующем порядке относящимся к делу внешним заинтересованным сторонам.

4.1.2. Политика в области охраны труда должна включать, как минимум, следующие ключевые принципы и цели, выполнение которых организация принимает на себя:

а) обеспечение безопасности и охрану здоровья всех работников организации путем предупреждения связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов;

б) соблюдение соответствующих национальных законов и иных нормативных правовых актов, программ по охране труда, коллективных соглашений по охране труда и других требований, которые организация обязалась выполнять;

в) обязательства по проведению консультаций с работниками и их представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах системы управления охраной труда;

г) непрерывное совершенствование функционирования системы управления охраной труда.

4.3.1. Работодатель должен нести всеобъемлющие обязательства и ответственность по обеспечению безопасности и охране здоровья работников и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в организации.

4.3.2. Работодатель и руководители высшего звена должны распределять обязанности, ответственность и полномочия по разработке, осуществлению и результативному функционированию системы управления охраной труда и достижению соответствующих целей по охране труда.

Должны быть установлены структуры и процессы, которые бы:

а) обеспечивали управление охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях;

б) определяли и доводили до членов организации обязанности, ответственность и полномочия лиц, которые выявляют, оценивают или регулируют опасности и риски охраны труда;

в) осуществляли при необходимости эффективное оперативное руководство, чтобы гарантировать обеспечение безопасности и охрану здоровья работников;

г) способствовали сотрудничеству, передаче и обмену информацией между членами организации, включая работников и их представителей, при осуществлении элементов системы управления охраной труда данной организации;

д) соблюдали принципы построения систем управления охраной труда, содержащиеся в соответствующих национальном стандарте, специальных стандартах или иных руководствах, а также в добровольных программах, осуществление которых организация приняла на себя;

е) устанавливали и осуществляли ясную политику по охране труда и измеримые цели;

ж) устанавливали эффективные мероприятия по идентификации и устранению или ограничению опасностей и рисков и способствовали сохранению здоровья на работе;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

и) устанавливали программы профилактики заболеваний и оздоровления;

к) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия по полному участию работников и их представителей в выполнении политики по охране труда;

л) предоставляли необходимые ресурсы для того, чтобы лица, несущие обязанности по охране труда, включая членов комитета (комиссии) по охране труда, могли правильно выполнять свои функции; и

м) гарантированно обеспечивали эффективные мероприятия для полного участия работников и их представителей в комитетах (комиссиях) по охране труда там, где они существуют.

4.3.3. На уровне руководителей высшего звена организации должно быть назначено лицо или лица, наделенные обязанностями, ответственностью и полномочиями по:

а) развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы управления охраной труда;

б) периодической отчетности высшему руководству о результативности функционирования системы управления охраной труда;

в) содействию в участии всех членов организации".

Пункт 4.4 . Заменить знак сноски: <2> на <*>;

Сноску изложить в новой редакции:

"<*> Компетентность по охране труда включает образование, опыт работы и подготовку либо их сочетание".

Пункты 4.4.1 - 4.4.3 , 4.5.1 , 4.5.3 - 4.5.5 , 4.6.1 , 4.7.2 , 4.8.1 изложить в новой редакции:

"4.4.1. Требования к необходимой компетентности по охране труда должны быть определены работодателем. При этом следует устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия, обеспечивающие наличие у всех лиц необходимой компетентности для выполнения своих служебных обязанностей и обязательств, относящихся к обеспечению безопасности и охране здоровья.

4.4.2. Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и устранения или регулирования опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда.

4.4.3. Программы подготовки, осуществляемые в рамках требований, упомянутых в 4.4.1, должны:

а) охватывать всех членов организации в соответствующем порядке;

б) проводиться компетентными лицами;

в) предусматривать эффективную и своевременную первоначальную и повторную подготовку с соответствующей периодичностью;

г) включать оценку слушателями доступности и прочности усвоения материала подготовки;

д) периодически анализироваться. Анализ должен включать анализ подготовки членами комитета (комиссии) по охране труда, там, где они существуют, и программ подготовки, пересматриваемых, по мере необходимости, для гарантированного обеспечения их соответствия и эффективности; и

е) документироваться в установленном порядке и сообразно размеру и характеру деятельности организации.

4.5.1. В зависимости от размера, характера и вида деятельности организации следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать:

а) политику и цели организации по охране труда;

б) распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и обязанностей по применению системы управления охраной труда;

в) наиболее значительные опасности/риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и снижению;

г) положения, процедуры, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной труда.

4.5.3. Записи данных по охране труда должны устанавливаться, управляться и поддерживаться в рабочем состоянии на местах в соответствии с потребностями организации. Они должны быть идентифицируемыми и отслеживаемыми, а срок их хранения должен быть точно определен.

Примечание - Записи данных - общепринятое в практике системного управления наименование документов, фиксирующих прошедшие события и факты. В охране труда эти данные нужны при расследовании.

4.5.4. Работники должны иметь право доступа к записям данных, относящимся к их производственной среде и здоровью, с учетом требований конфиденциальности.

4.5.5. Записи данных по охране труда могут включать:

а) записи данных, вытекающие из осуществления системы управления охраной труда;

б) записи данных о связанных с работой травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах;

в) записи данных, вытекающие из национальных законов или правил по охране труда;

г) записи данных о воздействиях вредных производственных факторов на работников и наблюдений за производственной средой и за состоянием здоровья работников; и

д) результаты текущего контроля и реагирующего мониторинга.

4.6.1. Следует устанавливать, обеспечивать применение и своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:

а) получения, документирования и реагирования на внешние и внутренние сообщения, связанные с охраной труда;

б) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране труда между соответствующими уровнями и функциональными структурами организации;

в) обеспечения получения, гарантированного рассмотрения и подготовки ответов на запросы, идеи и предложения работников и их представителей по охране труда.

4.7.2. Исходный анализ проводят компетентные лица с учетом обсуждения с работниками организации и (или) их представителями. Они должны:

а) определить действующие национальные законы и правила, национальные и специальные стандарты, программы по охране труда и другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;

б) идентифицировать, предвидеть и оценить опасности и риски для безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда;

в) определить адекватность планируемых или действующих мер защиты для устранения опасностей или ограничения рисков;

г) проанализировать результаты наблюдений за состоянием здоровья работников.

4.8.1. Целью планирования должно быть создание системы управления охраной труда, поддерживающей:

а) как минимум, соответствие с национальными законами и правилами;

б) основные элементы системы управления охраной труда в организации;

в) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда".

Пункт 4.9 . Наименование изложить в новой редакции:

"4.9. Цели по охране труда".

Подпункт 4.9.1 изложить в новой редакции:

"4.9.1. В соответствии с политикой по охране труда и на основе исходного или последующих анализов следует установить измеримые цели охраны труда, которые должны быть:

а) специфичными для организации, а также приемлемыми и соответствующими ее размеру и характеру деятельности;

б) согласованными с требованиями соответствующих и применимых национальных законов и правил, а также с техническими и коммерческими обязательствами организации, относящимися к охране труда;

в) направленными на непрерывное совершенствование защитных мероприятий охраны труда работников для достижения наилучшей результативности деятельности по охране труда;

г) реалистичными и достижимыми;

д) задокументированными и доведенными до всех соответствующих функциональных структур и уровней организации; и

е) периодически оцениваемыми и, в случае необходимости, обновляемыми".

Подпункт 4.10.1 . Наименование изложить в новой редакции:

"4.10.1. Предупредительные и регулирующие меры".

Подпункты 4.10.1.1 , 4.10.1.2 изложить в новой редакции:

"4.10.1.1. Опасности и риски для безопасности и здоровья работников должны быть определены и оценены на постоянной основе.

Предупредительные и регулирующие меры должны быть осуществлены в следующем порядке приоритетности:

а) устранение опасности/риска;

б) ограничение опасности/риска в его источнике путем использования технических средств коллективной защиты или организационных мер;

в) минимизация опасности/риска путем проектирования безопасных производственных систем, включающих меры административного ограничения суммарного времени контакта с вредными и опасными производственными факторами;

г) там, где оставшиеся опасности/риски не могут быть ограничены средствами коллективной защиты, работодатель должен бесплатно предоставить работникам соответствующие средства индивидуальной защиты, включая спецодежду, и принять меры по обеспечению их использования и поддержания в рабочем состоянии.

4.10.1.2. Следует установить процедуры или мероприятия по предупреждению и регулированию опасностей и рисков, которые должны:

а) соответствовать опасностям и рискам, наблюдающимся в организации;

б) регулярно анализироваться и, при необходимости, модифицироваться;

в) выполнять требования национальных законов и иных нормативных правовых актов и отражать передовой опыт;

г) учитывать текущее состояние знаний, включая информацию или отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы охраны труда и других служб, в соответствии с обстоятельствами".

Подпункт 4.10.3 . Наименование изложить в новой редакции:

"4.10.3. Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование".

Подпункты 4.10.3.1 , 4.10.3.2 , 4.10.4.1 , 4.10.5.2 изложить в новой редакции:

"4.10.3.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию. Эти мероприятия должны определять возможный характер и масштаб несчастных случаев и аварийных ситуаций и предусматривать предупреждение связанных с ними рисков в сфере охраны труда. Все мероприятия должны быть разработаны в соответствии с размером и характером деятельности организации.

Они должны:

а) гарантировать, что имеющаяся необходимая информация, внутренние коммуникативное взаимодействие и координация обеспечат защиту всех людей в случае аварийной ситуации в рабочей зоне;

б) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам, территориальным структурам окружающего района и службам аварийного реагирования и обеспечивать коммуникативное взаимодействие с ними;

в) предусматривать оказание первой и медицинской помощи, противопожарные мероприятия и эвакуацию всех людей, находящихся в рабочей зоне; и

г) предоставлять соответствующую информацию и возможность подготовки всем членам организации на всех уровнях, включая проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию.

4.10.3.2. Мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций, обеспечению готовности к ним и реагированию должны быть согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где это необходимо.

4.10.4.1. Следует установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, гарантированно обеспечивающие порядок, при котором:

а) соответствие с требованиями обеспечения безопасности и охраны здоровья в организации будет идентифицировано, оценено и включено в условия материально-технического снабжения и аренды;

б) требования национальных законов и правил, а также собственные требования организации по охране труда будут идентифицированы до приобретения товаров и услуг; и

в) мероприятия по достижению соответствия с этими требованиями будут выполнены до использования этих товаров и услуг.

4.10.5.2. Мероприятия в отношении подрядчиков, работающих на площадке организации, должны:

а) включать критерии охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;

б) устанавливать эффективную текущую связь и координацию между соответствующими уровнями управления организации и подрядчиком до начала работы. При этом следует обеспечить условия для информирования об опасностях и меры по предупреждению и ограничению их воздействия;

в) включать мероприятия по уведомлению о травмах, ухудшениях здоровья, болезнях и инцидентах с работниками подрядчика при выполнении работ для организации;

г) обеспечивать соответствующие ознакомление с опасностями рабочих мест для обеспечения безопасности и охраны здоровья и подготовку для подрядчиков или их работников перед началом работы или в ходе работы, в зависимости от необходимости;

д) методично отслеживать соблюдение требований охраны труда в деятельности подрядчика на площадке организации; и

е) гарантировать, что требуемые процедуры и мероприятия по охране труда на площадке организации будут выполнены подрядчиком (подрядчиками)".

Пункт 4.11 . Наименование изложить в новой редакции:

"4.11. Мониторинг исполнения и оценка результативности".

Подпункты 4.11.2 , 4.11.4 , 4.11.6 , 4.11.7 изложить в новой редакции:

"4.11.2. Выбор показателей деятельности проводят в соответствии с размерами и характером деятельности организации и целями охраны труда.

4.11.4. Мониторинг исполнения (контроль за исполнением) и оценка результативности должны:

а) использоваться как средства для определения степени, с которой политика и цели по охране труда осуществляются, а риски регулируются;



Просмотров