Конституционно правовые отношения понятие содержание стороны. Конституционно-правовые отношения

Наша компания продает стекло различных марок от ведущих мировых производителей (AGC, Pilkington и др.). Мы работаем на заказ и можем изготовить изделия практически любых форм и размеров.

В нашем ассортименте имеются различные виды стекла: бесцветное, осветленное, матовое, цветное, узорчатое и др. толщиной от 3 до 19 мм. Мы производим не только резку в размер, но и любую обработку материала, от полировки кромки и закалки до покраски и фотопечати.

У нас можно заказать изготовление различных изделий из стекла от простых полочек до сложных душевых кабинок, дверей или перегородок.

Мы работаем как с частными заказчиками, так и с организациями, и изготавливаем как штучные изделия, так и большие партии. Стараемся поддерживать высокий уровень качества!

Цена различных видов материала за квадратный метр:

от 650 руб. бесцветное

от 900 руб. матовое

от 1000 руб. цветное

от 2000 руб. Осветленное (optiwhite)

от 3000 руб. стемалит (окрашенное)

Цена зависит от толщины материала, формы и размеров изделия, обработки кромки и дополнительной обработки и декора. Для вашего удобства мы разработали калькулятор -

Какое стекло можно купить у нас:

В нашем ассортименте много материалов. Среди них:

Мы знаем много способов как изменить дизайн интерьера надоевшего пространства, сделать его более модным, современным и красивым, а также, функциональным и удобным.

Обратитесь к нам и закажите любые стеклянные изделия, которые украсят интерьер: стеклянные двери, перегородки из стекла , уникальные картины на стекле, зеркала и зеркальные панно и многое другое.

Технологический процесс производства стеклянных изделий подразделяется на следующие основные этапы: приготовление стекломассы, варка стекломассы, выработка изделий, отжиг, обработка и разделка стеклянных изделий.

Приготовление стекломассы состоит из подготовки сырьевых материалов, составления шихты и варки стекла.

Сырьевые материалы, применяемые для производства различных видов стекол, с некоторой условностью подразделяют на две группы: основные, или стеклообразующие, и вспомогательные.

К стеклообразующим материалам относятся кремнезем, борный ангидрит, оксид алюминия, сульфат натрия, сода, поташ, известняк, доломит, свинцовый сурик и глет, витерит и оксид цинка.

К вспомогательным материалам относятся осветлители, обесцвечиватели, красители, глушители, окислители и восстановители, ускорители варки.

Осветлители способствуют освобождению стекломассы от крупных и мелких пузырей, придают ей однородность. Осветлителями являются сульфат натрия, трехокись мышьяка и селитры.

Обесцвечиватели служат для понижения или удаления цветных оттенков стекла. В качестве обесцвечивателей применяют трехокись мышьяка, селитру, сульфат, хлористый натрий, оксид сурьмы и др.

Красители добавляют в процессе варки стекла для окрашивания его в определенный цвет. Различают окрашивание стекла молекулярными красителями (оксиды тяжелых и легких металлов) и коллоидно-дисперсионными красителями (соединения золота, серебра, меди, селена, сурьмы).

Глушители применяют для придания стеклу непрозрачности. Это фтористые, фосфорнокислые соединения, соединения олова и сурьмы. Глушители окрашивают стекло в белый цвет.

Окислители и восстановители добавляют при варке цветных стекол для создания окислительной и восстановительной среды. К ним относятся натриевая и калиевая селитры, трехокисный мышьяк, углерод, винный камень, двуххлористое олово.

Ускорители варки способствуют ускорению варки стекла (фтористые соединения, борный ангидрид, алюминийные соли).

Все сырьевые материалы, необходимые для производства стекла, подвергают обработке. Кварцевый песок обогащают, т. е. понижают в нем содержание железа, других примесей. Затем песок, соду, селитру сушат, доломит, мел, известняк измельчают и просеивают через сита — вибраторы. После подготовки сырьевых материалов приступают к составлению шихты.

Шихтой называют смесь сырьевых материалов в заданной пропорции. Для ускорения процесса варки в состав шихты добавляют 25-30% стеклобоя (того же состава). Исходные материалы тщательно перемешиваются и направляются в стекловаренные печи для варки стекла.

К основным способам выработки посуды бытового назначения относятся: выдувание, прессование, прессовыдувание и центробежное литье.

Выдувной способ выработки может быть ручным (для изделий сложных форм) и механизированным. При ручном способе используют металлические трубки-самодувки, в которые воздух подается специальным резиновым баллоном. Разогретый конец трубки опускают в стекломассу, которая прилипает к нагретому металлу. На трубку навивают определенное количество стекла, выравнивают его на металлическом столе, после чего раздувают в небольшой пузырек "баночку", из которой окончательно выдувают изделия в металлической разъемной форме.

Механизированный способ выдувания с помощью вакуумного автомата применяют для стаканов.

Прессование — более простой способ выработки изделий, чем выдувание. Процесс прессования состоит в следующем: определенная весовая капля стекломассы подается в форму (матрицу), в которую опускают пуансон, оказывающий при своем движении давление на стекломассу, последняя заполняет пространство между формой и пуансоном. Изделия прессуют на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах.

Прессовыдувной способ изготовления изделий осуществляется в два приема: вначале выпрессовывают заготовку и отделывают края изделия, а затем заготовку выдувают сжатым воздухом до заданных размеров. Выработка этих изделий производится на автоматических машинах.

После того как изделие изготовлено, его направляют на отжиг. Процесс отжига для стеклоизделий бытового назначения заключается в их нагревании и выдерживании при температуре 530-580°С. Затем изделия охлаждаются до комнатной температуры.

К обработке изделий относится отделение колпаков у выдувных изделий, обработка края и дна изделия.

На основную массу стеклянной выдувной посуды наносят украшения, т. е. производится их разделка. Изделия украшают или в процессе их выработки (в горячем состоянии), или когда они готовы (в холодном состоянии).

Украшения, наносимые на стеклоизделия в процессе их выработки (в горячем состоянии)

Цветное стекло получают при добавлении красителей в стекломассу.

Изделия с нацветом изготавливают из одного слоя стекла и покрывают одним или двумя слоями интенсивно окрашенного стекла.

Украшение под мрамор получают в процессе варки молочного стекла, к которому добавляют молотое неразмешанное цветное стекло, за счет чего создается впечатление прожилок в мраморе. Аналогичным способом украшают стеклянные изделия под малахит.

Украшение стеклотканями считается перспективным видом декора изделий. Стеклоткань определенного размера накладывают на почти готовое изделие, ткань сплавляют с поверхностью стекла, а изделие довыдувают.

Украшение цветной насыпью заключается в следующем: разогретую заготовку прокатывают на столе по насыпанному измельченному цветному стеклу, которое обволакивает заготовку и приплавляется к ее поверхности, после этого заготовку еще раз разогревают.

Гутенская работа характерна для изделий, изготавливаемых выдуванием без формы. По замыслу художника поверхность изделия может иметь углубления, выпуклости и прилепы.

Украшение "кракле" получают в том случае, когда заготовку опускают в холодную воду, затем разогревают ее в печи и довыдувают. Поверхность изделия при этом покрывается маленькими и крупными трещинами, создающими своеобразный узор.

Украшение филигранью или витьем придают изделию ажурность, имеет вид двух или трех цветных спиралевидных нитей.

Люстры получают путем нанесения на поверхность изделий растворов органических соединений металлов в органических растворителях и последующего обжига. При обжиге растворители выгорают, а пленка металлов или их оксидов закрепляется на поверхности.

Поверхность изделий с разделкой "ирризация" имеет радужные переливы. Изделия нагревают в муфельной печи в атмосфере паров смеси хлористого олова, азотнокислого стронция и хлорного бария, которые, оседая на поверхности изделия, прочно соединяются с ней и придают различные оттенки с переливами (напоминают перламутр).

Украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии)

Все украшения, наносимые на готовые изделия (в холодном состоянии), выполняются механическим, химическим способами и живописью.

Механическим способом на изделия наносят матовую ленту, номерную шлифовку, алмазную грань, гравировку, прямую широкую грань.

Матовая лента — это самый несложный вид украшения. К поверхности изделия прижимают металлическую полоску, под которую подают песок с водой; песчинки царапают стекло, и получается матовая полоска.

Номерная шлифовка представляет собой рисунок в виде ямок, желобков, соединенных наклонными прорезями. Наносится рисунок с помощью песчаных, корундовых и наждачных кругов.

Алмазная грань — это резьба на стекле. Рисунки состоят из глубоких прорезей и канавок трехгранной формы, образующих сложный геометрический узор. Алмазная грань наносится с помощью корундовых и электрокорундовых одно- и многожальных кругов, заточенных под определенным углом. Затем изделие полируют.

Гравировка — рисунок плоский, без больших углублений, матовый, чаще растительной тематики; наносят рисунок с помощью медных или алундовых дисков разных диаметров.

Прямая широкая грань является одной из разновидностей гранения. Наносят ее на изделия чугунными или песчаными шайбами.

Химическим способом на изделия наносят травления: простое, сложное (пантограф) и глубокое.

Простое и сложное травление выполняется следующим образом: изделие покрывают мастикой, состоящей из воска, парафина, канифоли и скипидара, затем с помощью тонкой иглы вычерчивают в ней рисунок, после этого обнаженную поверхность стекла подвергают травлению в ванне плавиковой кислотой. Для простого травления характерен несложный рисунок, более сложный рисунок наносят на пантографических машинах (сложное травление).

Глубокое травление — выполняется на двух-, трехслойном стекле вручную кисточкой. Путем многократной обработки плавиковой кислотой на поверхности изделия получается рельефный рисунок.

Живописные рисунки наносятся ручным и полуавтоматическим способом красками, 12%-ным раствором золота, эмалями, люстрами с последующим обжигом при температуре 580-600°С.

Химический состав и свойства стекла

Для посуды применяется известково-натриево-калиевое, свинцово-калиевое и боросиликатное стекло.

Ориентировочный состав стекла выражается "нормальной формулой стекла" R 2 O · RO · 6SiO 2 , представляющей собой трисиликат, причем под R 2 О подразумеваются одновалентные оксиды Nа 2 О, Ка 2 О; RО — двухвалентные СаО, МgО, РbО и др., наряду с оксидами кремния в состав стекла входят Аl 2 О 3 , Fе 2 О 3 и др. В наиболее распространенных составах стекол одновалентных оксидов содержится 14-16%; двухвалентных — 11-12% и кремнезема — 71-75%.

Различают химические и физические свойства стекла.

К химическим свойствам относится химическая устойчивость стекла, т. е. его способность противостоять разрушающему действию различных сред и реагентов. Стекло относится к химически устойчивым материалам.

Физические свойства стекла : вязкость, плотность, прочность, хрупкость, твердость, термостойкость и др. Вязкость для каждого типа стекла при определенной температуре является константой. Плотность различных стекол колеблется от 2,2 до 6,0 (Мг/м³). Известково-натриевое стекло имеет плотность 2,5, а хрусталь около 3,0 и выше.

Прочность стекла при растяжении небольшая — от 35 до 90 Мн/м², а при сжатии — от 500 до 2000 Мн/м². Хрупкость — свойства стекла разрушаться под действием ударной нагрузки без пластической деформации. Стекло обладает повышенной хрупкостью, оксиды МgО и Аl 2 О 3 понижают ее. Твердость — способность стекла сопротивляться проникновению в него другого тела. По минералогической шкале твердость стекла 4,5-7,5.

Теплопроводность стекла очень мала и колеблется от 0,7 до 1,34 вт/м·град. Термическое расширение стекла характеризуется коэффициентом линейного расширения, который для различных стекол колеблется от 5,8·10 -7 до 151·10 -7 , у многих стекол массового применения он равен 100·10 -7 . Термическая устойчивость — способность стекла выдерживать без разрушения резкие перемены температур.

Из оптических свойств стекла основными являются прозрачность и показатель преломления стекла. Прозрачность стекла зависит от химического состава стекла и от присутствия в нем оксидов железа. Показатель преломления стекол различного состава колеблется от 1,475 до 1,96; для обыкновенного стекла он составляет 1,5, для хрусталя — 1,55 и выше.

Классификация и ассортимент стеклянных товаров

Бытовые стеклянные изделия классифицируют по основным признакам: назначению, способу выработки, виду стекла, цвету, размерам, способу нанесения разделки, комплектности и др.

По назначению бытовые стеклянные изделия делят на пять групп: бытовая посуда; художественные изделия; хозяйственная посуда, кухонная посуда; ламповые изделия.

По способу выработки бытовые стеклянные изделия делят на выдувные, прессованные, прессовыдувные и изготовленные центробежным литьем.

По виду стекла изделия бывают натриево-калиево-известковые (обыкновенные), калиево-свинцовые (хрусталь) и боросиликатные (жаростойкие).

По цвету они могут быть цветные и с нацветом.

По размерам изделия подразделяют на мелкие, средние, крупные и особо крупные.

Ведущую роль в создании изделий играет разделка, которая дает широкие возможности его украшения. Разделку не всегда наносят на изделия, а необходимый эффект достигается при использовании лишь формы и цвета. Наибольшим разнообразием с точки зрения разделки, конечно, обладает выдувная посуда и менее интересны разделки на прессовыдувной посуде. Украшения на последнюю наносят в процессе выработки.

По комплектности бытовые стеклянные изделия могут быть штучными и комплектными (наборы и сервизы).

Ассортимент стеклянной посуды в зависимости от способа выработки и назначения делят на следующие группы: выдувные изделия; прессованные изделия; прессовыдувные изделия; хрустальные изделия; хозяйственная посуда; кухонная посуда.

Выдувная посуда отличается большим разнообразием: ее ассортимент включает сотни наименований. Выдувная посуда может быть штучной и комплектной.

Ассортимент прессованной посуды значительно уже выдувной. Прессованные изделия отличаются простотой форм и декора.

Прессовыдувная посуда имеет ограниченный ассортимент.

Посуда хозяйственная включает изделия, применяемые для приготовления и хранения пищи, солений, варенья, кваса, воды и др. (банки, бутылки, бочонки разных емкостей).

Посуда кухонная из жаропрочного стекла (боросиликатного) и ситаллов предназначена для приготовления пищи. Ассортимент ее включает: жаровни, кастрюли, сковороды и формы для запекания.

Оценка качества стеклянных товаров

На качество стеклянных товаров оказывают влияние многие факторы: конструктивно-размерные особенности, механическая прочность, термическая устойчивость, гигиенические, эстетические свойства и др. По конструктивно-размерным особенностям бытовая стеклянная посуда должна соответствовать утвержденным образцам. Изделия на ровной горизонтальной поверхности не должны качаться. Стеклянные изделия должны обладать хорошей механической прочностью. Термическая устойчивость изделий считается удовлетворительной, если 99% испытуемых изделий выдерживают испытания, предусмотренные ГОСТом 30407-96.

Необходимо, чтобы изделия из стекла обладали прозрачностью и не имели цветных оттенков (особенно хрусталь). Изделия из цветного стекла и из стекла с нацветом должны быть равномерно окрашены.

Важно, чтобы изделие имело чистую, гладкую, без заусенец и царапин поверхность и четко выраженный рисунок. Край изделия не должен быть режущим, для этого его оплавляют, шлифуют и полируют.

В соответствии с действующим ГОСТом стеклянную столовую посуду и декоративные изделия выпускают одним сортом. Хрустальные изделия делят на I и II сорта. При определении сорта изделия учитывают вид дефекта, его размеры, количество и месторасположение. На стеклянных изделиях встречаются дефекты стекломассы, выработки и обработки. Перечисленные дефекты возникают в процессе варки, формования изделия и его обработки, они значительно снижают качество готовых изделий.

К дефектам стекломассы относятся следующие:

1. Газовые включения появляются вследствие недостаточного осветления стекломассы. К ним относятся дефекты — мошка и пузырь. Замутненные и продавливающиеся пузыри в изделии не допускаются.

2. Свиль, шлир — это прозрачные включения, отличающиеся от основной массы стекла химическим составом или физическими свойствами. Свили бывают нитевидные, волосяные, в виде узелков и жгутов.

3. Кристаллические включения имеют кристаллическую структуру (белые) частицы стекла.

Дефекты выработки образуются в процессе формования стеклянных изделий. Разнотолщинность в стенках и дне изделия — результат неравномерного распределения стекломассы в процессе выработки изделия. Скол, щербины — поврежденияс раковистой структурой, расположенные на пересечении изделия с его торцом. Осыпь — мелкие сколы. Кованность — неровность, проявляющаяся как мелкая волнистость поверхности. Морщинки — неровности, выступающие в виде ряби на поверхности. Складка — неровность поверхности карманообразной формы. Кривизна, складки и морщинки на изделиях не допускаются.

Дефектами обработки и украшения изделий являются переплавление края, несимметричность рисунков, недоводки и переводки на изделиях (допускаются), обрывы, заваленность алмазной грани, помарки, выгорание красок и пленок, вспученность, растрескивание, потеки на изделиях не допускаются, так как они резко снижают эстетические и гигиенические свойства изделий. Общее количество допустимых дефектов по показателям внешнего вида в одном изделии должно быть не более 2 на мелких, 3 — на средних и 4 — на крупных. Для особо крупных изделий общее количество допустимых дефектов, не портящих товарного вида, не регламентируется.

Для хрустальных изделий общее количество допустимых дефектов по показателям внешнего вида не должно превышать для I сорта мелких изделий — 2, для средних — 3 и для крупных — 4, а для II сорта соответственно: 3, 4 и 5.

Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение стеклянных товаров

Выдувные изделия маркируют бумажной этикеткой, которую наносят на изделие с указанием завода-изготовителя, товарного знака, ГОСТа, номера рисунка, группы обработки.

Прессованные и прессовыдувные изделия маркируют в процессе выработки. Маркировка включает наименование завода-изготовителя или товарный знак.

Упаковывают стеклянные изделия в картонную или гофрированную тару с гнездами или в пакеты из упаковочной бумаги или термоусадочной пленки. Выдувные изделия при упаковке в пакеты должны быть предварительно завернуты в бумагу, переложены стружкой или другими материалами. Рюмки, стаканы и другие мелкие и средние изделия завертывают в бумагу попарно, прокладывая бумагу между донышками изделий. Комплектные изделия помещают в одну коробку или один пакет. Сувенирные и подарочные изделия не обертывают в бумагу, а укладывают в специально художественно оформленные коробки. Бумажные пакеты, перевязанные шпагатом, имеют наклеенную этикетку, в которой указывается: товарный знак или наименование предприятия-изготовителя; наименование изделия; номер рисунка или группа обработки; количество изделий в единице упаковки (для групповой тары); номер контролера и упаковщика; дата упаковки; обозначение стандарта.

Стеклоизделия транспортируют по железной дороге в крытых чистых вагонах или контейнерах, на которых завод ставит крупным шрифтом надпись: "Верх не кантовать!", "Осторожно, хрупкое!". При размещении стеклоизделий в вагонах или контейнерах коробки и пакеты перекладывают упаковочными материалами через два ряда плотно, без зазоров. Изделия, которые отгружают в районы Крайнего Севера и другие отдаленные районы, должны быть упакованы в соответствии с установленными стандартами особыми требованиями.

Хранят стеклоизделия в закрытых помещениях, защищенных от влияния атмосферных осадков. При размещении изделий на складе тяжелые изделия рекомендуется укладывать на нижних полках, находящихся на высоте 15-20 см от пола, а более легкие — на верхних.

Конституционно-правовое отношение - это общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Отличия связаны с их содержанием и составом субъектов, они характеризуются большим, чем в других сферах, разнообразием. Но все они возникают в основном в процессе осуществления государственной власти и реализации прав и свобод человека. Носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера, которыми, как правило, не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности (ст. 10 Конституции РФ). Эти отношения представляют собой индивидуальные связи м/у субъектами КП, созданием которых являются права и обязанности субъектов КП, реализующиеся в поведении этих субъектов.

1.конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.

2.правоотношения общего характера, в которых четко не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности.

3.правовые состояния. Их специфическая черта – четкая определенность субъектов правоотношения.

4.постоянные и временные правоотношения. Срок действия постоянных не определен, однако они могут и прекратить свое существование в конкретных условиях. Временные возникают в результате реализации конкретных норм – правил поведения. С выполнением оно прекращается.

5.материальные и процессуальные. В первых – реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения, во вторых – реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в КПН, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.

Возникновению конкретного КПО на базе правовой нормы предшествует юридический факт – это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Регулируемые конституцией общественные отношения являются объектом (предметом) конституционного регулирования. Кроме юридических фактов необходимы еще субъекты, которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

10.Источники конституционного права

Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция Российской Федерации- главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. Она является актом прямого действия и применения на всей территории Российской Федерации.

2. Законы Российской Федерации. Конституция 1993 года устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. В Конституции установлено также верховенство этих законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов федерации. Регулированию конституционным федеральным законом подлежат вопросы порядка введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятия в федерацию и образования в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88) и т.д.

В качестве примера приведем Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г., N 42, ст. 3921).

3. Конституции республик, находящихся в составе России. Они принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции России. Республиканские конституции учитывают особенности субъектов федерации, так как вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации по предметам совместного ведения федерации и ее субъектов, республики обладают всей полнотой государственной власти.

4. Статус других субъектов Российской Федерации - краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов регламентируется также Уставами. Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Например: Устав Еврейской автономной области (принят Законодательным Собранием Еврейской автономной области 8 октября 1997 г.); Устав Тульской области (принят Тульской областной Думой 28 сентября 1995 г.).

5. Важным источником конституционного права являются Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, главы государства. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

6. Источниками конституционного права являются также акты палат Федерального Собрания - парламента Российской Федерации, представительного и законодательного органа.

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией России.

7. Источником конституционного права являются также Декларации. Именно в этой форме были приняты “Декларация о государственном суверенитете РСФСР” от 12 июня 1990 года, “Декларация о языках народов России” от 25 октября 1991 года и др.

8. К числу источников конституционного права относятся постановления и распоряжения Правительства. Они издаются на основании и во исполнение Конституции России, федеральных законов, нормативных указов Президента.

9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы.

10. Федеративный характер устройства России обусловливает существование таких видов источников государственного (конституционного) права как законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе Российской Федерации, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах федерации.

11. К числу источников конституционного права относятся Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами федерации.

12. Статья 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

13. К числу специфических источников конституционного права относятся решения Конституционного Суда. Специфика этого вида определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов, хотя его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

11. Международные правовые акты-источники конституционного права РФ

Международные правовые акты - источники конституционного права России

В последнее время идея о верховенстве международного права по отношению к национальному законотворчеству все больше проникает в конституционное нормотворчество демократических правовых государств. Именно международные правовые нормы определяют основные права и свободы человека.

Ч. 4 ст.15 Конституции Российской Федерации гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. В Конституции Российской Федерации закреплены правила о том, что первое - общепризнанные нормы и второе - принципы международного права являются частью национальной правовой системы Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.1993г. // Официальное издание Администрации Президента Российской Федерации. М., 2007. Ч.4. Ст.15., тем самым становятся еще одним источником конституционного права.

1.Под общепризнанными нормами в международной практике понимаются нормы, которые «признаны достаточно представительным большинством государств» Белкин А.А. Источники права// Право и жизнь.2001. №39. С.65.. Форма их существования - международный обычай и международный договор.

2.Принципы носят универсальный характер, поскольку составляют фундамент мирового правопорядка. Они охватывают как традиционные, так и новые области международных отношений, определяя направленность и характер международно-правового регулирования в целом. Отсылка к международным договорам и общепризнанным нормам международного права содержится и в ряде других конституционных статей. Так, гл.2 "Права и свободы человека и гражданина" открывается положением о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17). В этой же главе отсылка к международным содержится также в ст.62 и ст.63, регламентирующих вопросы гражданства и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В Российской Федерации вопросы договорной деятельности наряду с нормами международного права регламентируются специальным законом «О международных договорах Российской Федерации». Под международным договором, являющимся источником конституционного права, понимается соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), либо с международной организацией в письменной форме, регулируемое международным правом. Ратификация международных договоров осуществляется в форме федерального закона.

Приоритет международных норм действует только в отношении обычных законов, а не конституционных норм. Органы государства и должностные лица не вправе заключать договоры, противоречащие Конституции Российской Федерации. Если же такой договор заключен, то действуют конституционные нормы, иначе это было бы равнозначно отказу от государственного суверенитета.

Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод Конвенция «О защите прав человека и основных свобод» и Протоколы к ней (Конвенция и Протоколы №1 и №4 для РФ вступили в силу 5 мая 1998г., протокол №7 от 1 августа 1998г.) // СЗ РФ. 2001. №2., соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании союзного государства».СЗ РФ, 14.02.2000, N 7, ст. 786. и др.

Как уже говорилось выше о видах источников конституционного права как отрасли права, существуют также и «внутрифедеральные» Теория государства и права./Под ред. А.Б. Венгерова. - М.: Юристъ, 1999. С.89. договоры. К группе внутригосударственных относятся Федеративный договор1992 г., договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае несоответствия Конституции Российской Федерации Федеративного договора действуют опять же нормы Конституции Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, определяем:

1.Признание - ратификация Российской Федерации международных договоров означает принятие российским законодательством международной правовой нормы в качестве источника конституционного права.

2.Такие юридические факты, как ратификация, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров, закрепленные в виде нормативных правовых актов также являются источниками конституционного права как отрасли права.

3.К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Российская Федерация, а также Договор о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь и акты других объединений части государств СНГ и Российской Федерации.

12 Конституционные основы российского государства

Под основами конституционного строя Российской Федерации принято понимать положения (нормы, статьи) Конституции, в которых отражены наиболее важные и принципиальные черты государства. Ни одна норма права не может противоречить основам конституционного строя. Не могут противоречить им и решения должностных лиц, государственных органов и граждан Основы конституционного строя закрепляют форму государственной власти в стране. "Российская Федерация, - отмечается в статье 1 Конституции, - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" Россия - демократическое государство Носителем суверенитета и единственным источником власти в ней является многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно (путем референдумов и свободных выборов),а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Эти исходные положения выражают суть демократии как "власти народа". Демократизм Российского государства проявляется в признании прав и свобод человека высшей ценностью, в обязанностью государства соблюдать и защищать их, в формировании и функционировании эффективного механизма прямого воздействия населения на деятельность государственной власти; в надежной защищенности личности от произвола и беззакония; в политическом и идеологическом многообразии; в использовании демократических методов государственного управления, в признании и защите равным образом всех форм сфере экономической деятельности и предпринимательской. Демократизм проявляется и в признании России как светского государства. Религиозные объединения отделены от него и равны перед законом ст. 14 Конституции РФ гласит: "Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". Россия - правовое государство Это предполагает установление и поддержание взаимоотношений с гражданами и их различными объединениями на основе норм закона, права. Высшей юридической силой обладает Конституция Российской Федерации. Она имеет прямое действие и применяется на всей территории России без ограничения и изъятия каких-либо положений. Законы и иные акты должны исходить из Конституции, верховенство которой обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы страны. Среди основных направлении формирования правового государства можно отметить следующие: развитие экономики рыночного типа; обеспечение стабильности государственной власти; недопущение политических, социальных и межнациональных конфликтов; достижение высокого уровня политическом, правовой и нравственной культуры. Непременным условием формирования правового государства в России является распространение на ее территории норм международного права. С этой целью Конституция РФ устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры нашей страны являются составной частью ее правовой системы.

Россия - федеративное государство Важнейшей задачей является обеспечение союза, мира и согласия между ними, сохранение целостности страны. Этому в наибольшей степени соответствует федеративное устройство нашего государства Оно состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов - равноправных субъектов Федерации. Все они обладают определенным государственно-правовым положением (статусом) Разграничение полномочий между ними и федеральными органами власти осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами Регулирование взаимоотношений между самими субъектами Российской Федерации осуществляется путем заключения договоров и соглашений. При этом Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности. Россия – государство с республиканской формой правления Верховная государственная власть и местное самоуправление в ней осуществляются выборными органами, избираемыми населением на определенный срок Это представляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия Важнейшей гарантией сохранения республиканской формы правления в России является реализация принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебною Таким образом, современное Российское государство провозглашено и строится как демократическое федеративное правовое с республиканской формой правления. Важнейшей его обязанностью является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

13.Конституционные основы организации власти РФ

Конституция РФ относит к уровню основ конституционного строя такие принципы, свойства и качества государственной власти, как суверенитет государства, разделение властей, органы государственной власти. В определенном соотношении с органам государственной власти выступает местное самоуправление.

Суверенитет Российской Федерации

Государство как официальный представитель народа в состоянии выражать волю своих граждан, обеспечивать их права и интересы в полном объеме только тогда, когда оно является суверенным. Под суверенитетом государства понимается верховенство и независимость государственной власти внутри своей страны и по отношению к другим государствам. Как важнейшее свойство государственной власти суверенитет является качественным признаком самого государства.

Верховенство государственной власти - это прежде всего ее неограниченность ничем, кроме Конституции, естественного права и законов. Оно также выражается в том, что на территории государства нет другой, конкурирующей власти, издающей параллельные законы и регулирующей права и свободы граждан.

Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Никакие политические и иные силы не могут вмешиваться в исключительное право каждого государственного органа действовать в пределах своей конституционной компетенции.

Разделение властей

В ст. 10 говорится, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Президент как бы не входит ни в одну из трех властей.

Органы государственной власти

Согласно Конституции федеральную государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

Президент РФ;

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

Правительство РФ;

Суды РФ

Местное самоуправление

Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно.

14 Права и свободы человека и гражданина по Конституции РФ. Их классификация) По содержанию прав и свобод человека (тех сфер жизнедеятельности, которых они касаются) конституционные права и свободы человека и гражданина делятся на:

1. Личные (гражданские) - составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций:

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся : право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности личных прав и свобод человека и гражданина :

являются по своей сущности неотчуждаемыми , естественными правами каждого человека, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

включают право на охрану достоинства личности , что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан;

2. Политические - связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам» . Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

3. Социально-экономические - являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, право на отдых, на образование . Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие.

В действующей Конституции сначала приведены личные, потом политические, потом социально-экономические права и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларации прав человека , принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году .

  • Конституционные суды рф и рт: организация и компетенция. Конституционное судопроизводство.
  • Развитие конституционного законодательства Республики Татарстан. Характеристика действующей Конституции рт.
  • Политическая система российского общества как механизм народовластия: понятие, и структура.
  • Порядок принятия и изменения действующей Конституции рф. Приостановление действия конституционных норм.
  • Конституционный строй Российской Федерации: понятие и структура.
  • Правовые основы конституционного строя рф.
  • Российское государство в политической системе общества. Государство и гражданское общество.
  • Экономическая система российского общества: понятие, структура и принципы.
  • Общественные объединения в политической системе общества: понятие, виды, статус. Особенности политических общественных объединений.
  • Профсоюзы в Российской Федерации.
  • Политические партии: понятие, задачи, классификация.
  • Российская Федерация – социальное государство. Развитие и современные особенности социальной структуры общества.
  • Правовой статус политических партий.
  • Конституционные основы рыночных отношений: свобода конкуренции и ограничение деятельности монополий.
  • Международно-правовая защита прав и свобод граждан Российской Федерации.
  • Гражданство по рождению и натурализация. Апатриды. Утрата гражданства.
  • Гражданство Российской Федерации: понятие, развитие в советский период и современные принципы.
  • Личные права и свободы.
  • Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев. Право политического убежища.
  • Основные права, свободы и обязанности личности: понятие и правовая природа.
  • Социально-экономические и культурные права, свободы и обязанности.
  • Политические права, свободы и обязанности.
  • Суверенитет и компетенция государства.
  • Республика в составе Российской Федерации.
  • Национальный суверенитет и формы его реализации.
  • Форма правления и политический режим в Российской Федерации.
  • Понятия федерации, конфедерации и унитарного государства.
  • Край, область, города Москва, и Санкт-Петербург – субъекты Российской Федерации.
  • Автономия в Российской Федерации: понятие и классификация автономий.
  • Федеративный договор от 31 марта 1992 г. И его значение для Российской Федерации.
  • Национально-культурная автономия, ее виды. Статус малочисленных народов.
  • Декларации союзных и автономных республик о государственном суверенитете.
  • Распад ссср (политико-правовые аспекты).
  • Принятие и образование нового субъекта Российской Федерации.
  • 42. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.
  • Понятия «орган государства» и «государственный аппарат».
  • Понятие конституционной ответственности и ее виды.
  • Политико-правовое значение выборов. Принципы избирательного права рф в современный период.
  • Организация выборов. Избирательные округа, участки, избирательные комиссии. Признание выборов недействительными или несостоявшимися.
  • Мажоритарная избирательная система.
  • Пропорциональная избирательная система.
    1. Конституционные правоотношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация.

    Конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, которые возникают в процессе осуществления прямого волеизъявления народа, государственной и муниципальной власти, а также прав и свобод человека и гражданина.

    Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

    Специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

    Специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

    Специфика объектов конституционно-правовых отношений;

    Многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

    Структура конституционно-правового отношения включает три элемента:

      субъекты (число которых не может быть менее двух);

    Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

    Юридическое содержание – это субъективные юридические права и обязанности его участников, которые определены нормой конституционного права. Непосредственно содержание рассматриваемых отношений состоит из юридического и фактического содержания.

    Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

    В юридическом содержании субъективное право конституционно-правовых отношений является мерой дозволенного поведения лица, которое наделено этим правом.

    Субъекты конституционно-правовых отношений - участники общественных отношений, обладающие конституционной правосубъектностью, в силу которой при наступлении определенного юридического факта они могут быть участниками конституционно-правовых отношений.

    Объект конституционно-правового отношения - предмет, по поводу которого возникает отношение.

    Объекты конституционно-правовых отношений делятся на:

    Материальные (Имущественные) блага (собственность, земля, и т.д.), Нематериальные блага (достоинство личности, свобода, жизнь, и т.д.)

    Ф-ии конституционного органа: Независимость, Коллегиальность, Гласность, Состязательность, Равноправие сторон.

    Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

    1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные . Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Конкретные правоотношения - это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона - носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

    2. В зависимости от функций норм , на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

    3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа . Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

    Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают.

    Общественные отношения - это стали, многогранные, общепринятые отношения между членами социума, которые устанавливаются в процессе их совместной жизнедеятельности. Часть общественных отношений регулируется нормами права, другая - нет, поскольку отношения дружбы, любви, верности, религиозной принадлежности находятся вне сферы правового регулирования.

    Итак, правоотношения - это часть общественных отношений, урегулированных нормами права. Конституционно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений.

    Конституционно-правовые отношения - это урегулированные нормами конституционного права и гарантированные государством общественные отношения, которые возникают между субъектами по поводу реализации их конституционных прав и обязанностей.

    Признаки конституционно-правовых отношений:

    1) связанные с отношениями публичной власти;

    2) являются разновидностью правовых отношений, поскольку существуют наряду с уголовными, хозяйственными и другими правоотношениями;

    3) возникают между субъектами правоотношений по поводу реализации конституционных прав и обязанностей;

    4) имеют преимущественно императивный характер;

    5) регулируются и охраняются конституционными нормами и принципами;

    6) является разновидностью политико-правовых связей, поскольку тесно связаны с субъектами политического процесса, с реализацией властных полномочий органов государственной власти, правовым статусом человека и гражданина;

    7) в основном имеют исключительно общегосударственный, а не локальный (местный) характер (например, выборы Президента Украины, Верховной Рады Украины, всеукраинский референдум);

    8) по сравнению с другими отраслями права охватывают широкий круг общественных отношений: политические, экономические, культурные, экологические, социальные и проч.;

    9) осуществляются сознательно и целенаправленно в результате волеизъявления субъектов конституционно-правовых отношений. Однако в определенных случаях причиной или следствием возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений являются объективные явления - стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии, создающие угрозу жизни и здоровью населения и могут привести к массовым нарушениям правопорядка. Возникновение именно таких правоотношений не зависит от воли субъектов, но их наступления предусматривает определенные юридические последствия для участников конституционных правоотношений;

    10) гарантируются и обеспечиваются государственно-правовым принуждением, основное содержание которого заключается в лишении соответствующих субъектов блага политического, материального или иного характера.

    Структура конституционно-правовых отношений - это элементный состав правоотношения и правовые связи между ними.

    Элементами конституционно-правовых отношений являются:

    1) субъекты; 2) объекты; 3) содержание; 4) юридические факты.

    Субъекты конституционно-правовых отношений - это участники конституционно-правовых отношений, наделенные конституционной правосубъектностью (правоспособностью, дееспособностью и деліктоздатністю), которая устанавливается нормами и принципами конституционного права.

    Конституционная правоспособность - это способность субъекта конституционно-правовых отношений иметь субъективные права и юридические обязанности, которые установлены и гарантированы конституционно-правовыми нормами и принципами. Конституционная правоспособность наступает с момента рождения и прекращается с наступлением смерти. Конституционная правоспособность имеет универсальный и абсолютный характер, поэтому ею обладают все без исключения члены общества. Правоспособность - это "право на право", поэтому она не дает реального блага, а лишь открывает одинаковую возможность для индивидов - субъектов конституционно-правовых отношений, своими действиями приобрести соответствующих благ (получить образование, выбрать место проживания, исповедовать определенную религию). Конституционная правоспособность не зависит от должности, национальности, образования, религиозных предпочтений, возраста, психологического состояния лица.

    Конституционная дееспособность - это способность субъекта конституционно-правовых отношений своими действиями приобретать субъективные права и юридические обязанности, которые установлены и гарантированы конституционно-правовыми нормами и принципами. Объем дееспособности зависит от ряда признаков, в частности возраста, психологического состояния человека и тому подобное. К тому же в отраслях права дееспособность наступает с разного возраста, в частности в административном - с 16років, в семейном праве у мужчин - с 18 лет, а у женщин - с 17лет тому подобное.

    Специальная конституционная дееспособность в конституционном праве устанавливается Конституцией и законами Украины. Например, народным депутатом Украины может быть избран гражданин Украины, который на день выборов достиг 21 года (ч. 2 ст. 76 Конституции Украины), судьей Конституционного Суда Украины может быть гражданин Украины, который на день назначения достиг 40 лет (ч. Ст. 148 Конституции Украины), учредителями общественных организаций могут быть граждане Украины, граждане других государств, лица без гражданства, которые достигли 18 лет, а молодежных и детских организаций - 15-летнего возраста (ч. 2 ст. 11 Закона Украины "Об объединении граждан"), членами общественных организаций, кроме молодежных и детских, могут быть лица, достигшие 14 лет (ч. 2 ст. 12 Закона Украины "Об объединении граждан").

    Конституционная деликтоспособность - это способность субъекта конституционно-правовых отношений нести непосредственную юридическую ответственность за нарушение конституционно-правовых норм.

    В современной науке конституционного права достаточно сложной и нерешенной является проблема определения круга субъектов конституционно-правовых отношений и их правового статуса. Проблема осложняется неравенством правового статуса субъектного состава, в частности Украинское государство и лицо без гражданства являются субъектами конституционно-правовых отношений, однако их правовой статус разный.

    Важными субъектами конституционно-правовых отношений являются юридические лица, которые в соответствии со ст. 81 Гражданского кодекса Украины делятся на юридических лиц публичного права и юридических лиц частного права. Юридическими лицами публичного права признаны организации, созданные распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым (далее - АРК) или органа местного самоуправления. Правовой статус юридического лица публичного права, необходимо предоставить территориальным общинам, АРК, Украинскому государству и тому подобное. Кроме того, целесообразно различать субъектов конституционного права и субъектов конституционно-правовых отношений.

    Субъект конституционного права - это установленный конституционными нормами адресат (носитель), который может иметь юридические права и соответствующие обязанности.

    Субъект конституционно-правовых отношений - это обладатель конституционно-правовой правоспособности, который реализует ее непосредственно. Однако подавляющее большинство отечественных ученых не разграничивает эти понятия.

    В действующем законодательстве Украины не существует ни одного нормативно-правового акта, в котором сформулирован исчерпывающий перечень субъектов конституционного права, даже Конституция Украины не содержит такого перечня. Ученые по-разному рассматривают субъектный состав отрасли конституционного права.

    Субъектами конституционно-правовых отношений являются:

    1) физические лица - граждане Украины, апатриды, бипатриды, беженцы, иностранцы;

    2) юридические лица - органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, органы государственной власти. К органам государственной власти относится вся система органов исполнительной власти - от Кабинета Министров до районных государственных администраций, Верховная Рада Украины, глава государства, правоохранительные органы, органы правосудия и др.;

    3) должностные лица - представители власти, наделенные соответствующими государственно-властными полномочиями;

    4) социальные организации - государство, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, административно-территориальные единицы, объединения граждан (общественные организации, профсоюзы, территориальные общины, политические партии, религиозные общины, органы самоорганизации населения и проч.;

    5) социальные общности - украинский народ, коренные народы, население, нация, национальные меньшинства, этнические группы.

    Субъектный состав участников конституционно-правовых отношений, сравнительно с другими отраслями права, является не только самый большой по количеству, но и разный по правовому статусу. Указанный перечень субъектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Кроме того, правовой статус некоторых субъектов конституционно-правовых отношений законодательно не определен, а потому требует содержательного толкования.

    Украинская нация - общность людей, объединенных политическими интересами, осознанием своей общности на определенной территории, единым гражданством, менталитету, духовно-культурными ценностями и достояниями, юридическими правами и обязанностями. Украина - многонациональное государство, и если территория является материальной основой образования государства, то этническая нация - духовной основой такого образования. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры (ст. 11 Конституции Украины). К сожалению, содержательное наполнение правосубъектности украинской нации не получило должного нормативного обоснования как на конституционном, так и законодательном уровнях.

    Украинское государство - один из главных субъектов конституционно-правовых отношений, поскольку лишь государство выступает официальным представителем всего общества, а все другие организации, как утверждают отечественные ученые, представляют лишь его частину1.

    Государство олицетворяет публичную власть. Именно на верность Украине перед вступлением в должность народные депутаты Украины приносят присягу, обязуются всеми своими действиями защищать суверенитет и независимость государства (ст. 79 Конституции Украины); на верность Украине составляет присягу и Президент Украины (ч. Ст. 104 Конституции Украины).

    Президент Украины является главой государства и выступает от ее имени (ч. 1 ст. 102 Конституции Украины, судебные решения принимаются судами именем Украины (ч. 5 ст. 124 Конституции Украины). Украина как государство является участником международных организаций.

    Украинский народ - это граждане Украины всех национальностей. Именно такое определение закреплено в преамбуле Конституции Украины. Украинский народ наделен всей полнотой публичной власти в государстве. Украинский народ является носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине, ему принадлежит исключительное право определять и изменять конституционный строй в Украине (ст. 5 Конституции Украины), земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа (ч. 1 ст. 13 Конституции Украины). За украинским народом закреплено конституционное право на всеукраинских референдумах принимать законы, решать другие важные вопросы общественной и государственной жизни.

    Национальные меньшинства - это очаги граждан Украины, не являющихся украинцами по национальности, принадлежат к других национальных общностей и проявляют чувство этнического единства между собой. Правосубъектность национальных меньшинств определена Конституцией Украины (ст. 11), Законом Украины "О национальных меньшинствах в Украине" от 25 июня 1992 года, международными нормативными актами. На современном этапе создания государства в Украине официально признана возможность создания административно-территориальных единиц по национальному признаку

    Граждане Украины, которые принадлежат к нацменьшинствам, свободны в выборе форм и объема реализации своих прав, которые гарантируются со стороны государства. Они могут быть избраны или назначены на любые должности в органы законодательной, исполнительной, судебной власти, местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, наделенных активным избирательным правом. Любое прямое или косвенное ограничения прав и свобод граждан по национальному признаку запрещается. Обидно, что законодатель значительно больше внимания уделил правовому регулированию статуса национальных меньшинств, чем правовому статусу украинской нации.

    Коренные народы - такой термин употребляется в Конституции Украины трижды (ст. 11, п. 3. ч. 1 ст. 92, п. Ч. 1 ст. 119). В частности, в ст. 11 Основного Закона Украины определено, что государство способствует консолидации и развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов. Однако определение термина "коренные народы" ни на конституционном, ни на законодательном уровне в Украине нет. Остается открытым вопрос относительно содержания правосубъектности коренных народов.

    Религиозные общины - первичная структурная единица в системе религиозных организаций, добровольно создается верующими определенной религии для совершения культовых обрядов. Религиозные общины € полноценными участниками конституционно-правовых отношений, поскольку они после регистрации своего учредительного документа в органах государственной власти приобретают статус юридического лица. Правовой статус религиозных общин определяется Законом Украины "О свободе совести и религиозных организациях" от 23 апреля 1991 года. На конституционном уровне признано, что церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства (ч. 3 ст. 35 Конституции Украины). И это правильно, поскольку церковь должна иметь автономию в государстве, она не может быть частью государственной власти. Церковь, религиозные общины не могут быть инструментом в руках государства, однако между ними прослеживается тесная взаимосвязь. Церковь, религиозные организации выполняют важную задачу государства - нравственное оздоровление общества, духовное влияние на молодое поколение украинцев (богослужения, деятельность воскресных школ и др.). Государство на законодательном уровне признает и гарантирует правовой статус церкви и религиозных организаций, поддерживает праздновании религиозных праздников (Рождество Христово, Воскресение Христово), а на межгосударственном уровне способствует укреплению авторитета украинской церкви, например, глава Украинского государства неоднократно проводил встречи с Вселенским патриархом относительно статуса украинской православной церкви.

    На конституционно-правовом уровне четко не определено правового статуса наблюдателей на избирательных участках, оппозиции, коалиции депутатских фракций, непосредственно депутатских фракций, кандидатов на государственные должности, в том числе и на должность главы государства, избирательных блоков политических партий, органов самоорганизации населения, депутатских групп и тому подобное.

    Таким образом, субъектный состав конституционно-правовых отношений на сегодня не является исчерпывающим, требует теоретического осмысления с целью оптимального правового регулирования.

    Объект конституционно-правовых отношений (от лат. - предмет) - это закрепленные и гарантированные нормами и принципами конституционного права общегосударственные и социальные блага, по поводу которых субъекты конституционно-правовых отношений вступают в юридические связи и на что направлены их субъективные права и юридические обязанности.

    Объектом интересов субъектов конституционных правоотношений являются не только конкретные материальные вещи, но и общественные, публичные ценности.

    Объектами конституционно-правовых отношений являются: основные принципы конституционного строя Украины и их гарантии, государственный и общественный строй, суверенитет (государственный, национальный, народный), публичная власть, политическая, экономическая и идеологическое многообразие общественной жизни, волеизъявления народа, формы прямой демократии, организация и функционирование системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус человека и гражданина, право собственности, международное сотрудничество государственных институтов, политические партии и другие общественные организации, налоговая, банковская и финансовая системы, культурно-духовное достояние отдельных индивидов и общества в целом, природные объекты (земля, рекреационные зоны, природные ресурсы, атмосферное пространство в законодательно определенных пределах), административно-территориальные единицы и др.

    Такой перечень объектов конституционно-правовых отношений не является исчерпывающим. Кстати, исчерпывающим он и не может быть по объективным причинам. Это подтверждается рядом аргументов;

    o конституционно-правовые отношения охватывают правовым регулированием практически все сферы общественных отношений, что прямо влияет на множественность объектов;

    o конституционно-правовые отношения имеют системообразующий и основополагающий характер для объектного состава правоотношений других отраслей права;

    * конституционное право - это динамичная отрасль права, которая сохраняет тенденцию к расширению правового регулирования общественных отношений. Классификация объектов конституционно-правовых отношений:

    1) политические блага - государственный суверенитет, территориальная целостность государства, власть украинского народа, государственная власть, политическая многообразие, политические партии и их блоки, народный и национальный суверенитеты, гражданство, демократия и проч.;

    2) материальные блага - имущество, ценные бумаги, деньги, природные ресурсы, земля и др.;

    3) нематериальные блага - честь, достоинство, деловая репутация, право интеллектуальной собственности, право на вероисповедание, право на тайну телефонных разговоров, переписки, право на получение образования и др.;

    4) действия (бездействие) - участие в выборах, референдумах, забастовках, реализация активного или пассивного избирательного права и проч.;

    5) результаты действий (бездействия) - статус судьи, президента, народного депутата, депутата местных советов.

    Юридическое содержание - это возможность субъектов конституционно-правовых отношений совершать соответствующие действия или воздержаться от их совершения. Юридические факты дают нормативные варианты выбора правомерного поведения. Юридическое содержание составляют:

    1) субъективное право - юридическая гарантия возможности использования или неиспользования конституционных прав вступать в конституционные правоотношения, например, баллотироваться на определенную должность или нет, подавать конституционное обращение в Конституционный Суд Украины или воздержаться от совершения таких действий;

    2) юридические обязанности - это вид и мера должного поведения субъекта правоотношений, определена и гарантирована конституционным законодательством. Например, конституционной обязанностью граждан Украины является защита Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, почитание ее государственных символов (ст. 65 Конституции Украины).

    Фактическое содержание - это конкретно выбранный вариант юридических возможностей. Например, после получения профессиональной подготовки молодой специалист имеет неограниченную юридическую возможность устроиться на работу, однако основным местом его работы может быть только одно.

    Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми конституционно-правовые нормы связывают возникновение, изменение или прекращение конституционных правоотношений. Действия и события составляют юридические факты.

    Действия - это юридические факты, которые зависят от воли человека. Действия могут быть правомерными, соответствуют конституционно-правовым предписаниям, и неправомерные, которые противоречат требованиям конституционных норм. Например, правомерные действия - реализация конституционного права на участие в выборах (активное, пассивное избирательное право), неправомерные действия - нивелирование воли избирателей через подмену избирательных бюллетеней. Неправомерное поведение - это правонарушения, за совершение которого предусмотрена юридическая ответственность.

    События - это юридические факты, не зависящие от воли и сознания субъекта, однако конституционно-правовое закрепление придает им юридической значимости и связывает с ними меру возможного и даже необходимого поведения. Например, достижение судьей 65-летнего возраста означает юридическую необходимость прекращения его судейских полномочий.

    Обстоятельства - это сложные юридические факты, которые являются совокупным выражением действия и события. Например, потеря гражданином Украины конституционной дееспособности приводит к невозможности реализации его политических прав на выборах, референдумах и тому подобное.

    Классификация юридических фактов:

    1) по юридическим последствиям:

    o правоустанавливающие - принятия гражданами Украины закона на всеукраинском референдуме;

    * правоизменяющие - Кабинет Министров Украины, согласно положениям ст. 115 Конституции, слагает полномочия перед новоизбранным Президентом Украины и приобретает статус исполняющего обязанности;

    * правоостанавливающие - в случае невыполнения требования относительно несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности полномочия народного депутата Украины прекращаются досрочно на основании закона по решению суда (ч. 4 ст. 81 Конституции Украины);

    2) по субъективно-объективным происхождением: действия, события, обстоятельства.



    Просмотров